Фольклорный праздник "Душа ль моя, Масленица!"
план-конспект занятия по музыке (7 класс) на тему
Возрождение утерянных традиций русской культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prazdnik_dusha_l_moya_maslenitsa.doc | 64.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Разработка фольклорного праздника «Душа ль моя, Масленица»
для учащихся 1-8 классов
Цели: воспитание любви к творческому наследию нашего народа, возрождение утерянных традиций русской культуры, формирование эстетических вкусов, эстетических убеждений, развитие художественных склонностей и задатков.
Формирование компетенций: коммуникативных, креативных, информационных, общекультурных.
Подготовка: разучивание песен, частушек, игр, танцев, изготовление костюмов, реквизита.
Оборудование: класс, стилизованный под русскую избу (элементы домашней утвари, печь, стол, скамьи), угощения – блины, подарки.
Вед 1: Ото всех дверей, ото всех ворот
Выходи скорей, торопись народ.
Вед 2: Открываются ворота,
Выходи кому охота!
А кому неохота –
Тоже выходи!
Вед 1: Ой, вы красны девицы и добры молодцы!
Слушайте и глядите,
Да не говорите, что слыхом не слыхивали
И видом не видывали.
Приглашаем вас на наше представление!
Вед 2: Собираются сюда гости желанные,
Плясуны, игрецы, кукольники и певцы.
И начнётся весёлый праздник
С играми и потехами,
С хороводами и песнями,
С шутками и прибаутками,
С хитрыми загадками.
Вед 1: Тут ли Марья?
Тут ли Дарья?
Тут ли душенька – Катюшенька?
Девочка 1: Собрались мы сегодня позабавиться да потешиться.
Девочка 2: Пошутить, поиграть, посмеяться.
Зимушку проводить, Вёснушку зазвать.
Вед 2: А кто из вас, ребятушки, знает, как праздник проводов зимы на Руси называется?
Все: Масленица!
Вед 1: Молодцы. Это самый разгульный праздник на Руси!
Праздник Масленицы длится целую неделю. И каждый из семи дней Масленицы имеет своё название, которое и определяет, что делают в этот день и как его празднуют.
Вед 2: Понедельник – «Встреча».
Утром в этот день делают соломенную куклу – Масленицу,
Наряжают ёё, зазывают гостей и Масленицу в гости.
Мальчик 1: Нам зима-то надоела.
Девочка 3: Весь наш хлеб-то переела.
Мальчик 2: Всю кудельку перепряла.
Девочка 4: Веретёны поломала.
Мальчик 3:Душа ль ты моя Масленица,
Сахарные твои уста,
Сладкая твоя речь.
Девочка 5: Приезжай к нам в гости,
На широкий двор,
На горах покататься,
В блинах поваляться.
Звучит р.н.п. «Ах, вы сени», едет тройка мальчиков – «коней», привозит сани с Масленицей, в руках у мальчиков дуга с колокольчиком, украшенная цветами.
Вед 1: Едет Масленица дорогая,
Наша гостьюшка годовая,
На саночках расписных,
На кониках вороных,
Живёт Масленица семь денёчков,
Оставайся, Масленица, семь годочков!
Вед 2: Становись-ка, народ, в хоровод,
Нашу гостьюшку встретим так вот…
Исполняют р.н. песню – хоровод «Пойду ль я, выйду ль я».
Вед 1: День второй величают «Заигрышем».
С утра девицы и молодцы на санях катаются,
Парни ищут невестушек,
А девушки женихов выбирают.
Проводится эстафета «Довези девицу» (кто больше «перевезёт – перенесёт» невест в свою деревню).
Девочка 6: Вдоль улицы во конец
Шёл удалый молодец.
Мальчик 4: То был Ваня-удалец,
Удалец-молодец!
Исполнение р.н.п. «Как на тоненький ледок».
Девочка 7: Шла собака через мост
Четыре лапы, пятый – хвост,
А шестое брюхо.
Выходи, Ванюха!
Р.н. игра «Ручеёк».
Мальчик 5: Эй, девчата-хохотушки,
Запевайте-ка частушки.
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей.
Исполнение частушек.
Девочка: Начинаю я припевку
Первую, начальную.
Я хочу развеселить
Публику печальную.
Мальчик: На окошке два цветочка:
Голубой да аленький.
Я парнишка боевой,
Хоть и ростом маленький.
Девочка: У меня коса большая,
Ленточка коротенька.
Про меня не думай, парень,
Я ещё молоденька.
Мальчик: Я плясал в три ноги,
Потерял сапоги.
Оглянулся я назад –
Сапоги мои лежат.
Девочка: Не смотрите на меня,
Глазки поломаете.
Я не с вашего села,
Вы меня не знаете.
Мальчик: Ёлки долги, ёлки долги,
Сосны да осиночки.
На поляне девки пляшут,
Скрипают ботиночки.
Девочка: За частушки, друг мой милый,
Три рубля тебе я дам.
По глазам по вашим видно,
Что понравились мы вам.
Вед 2: Вот и третий день настал,
«Лакомкой» народ его прозвал.
Девочка 1: Масленица-кривошейка,
Встретим тебя хорошенько.
Мальчик 6: С блинами, с каравайцами,
С вареничками, с сыром.
Девочка 2: С маслом, с калачом
И с печёным яйцом.
Вед 1: В этот день тёщи угощали своих зятьёв блинами,
Отсюда и пошла поговорка:
«Ходить к тёще на блины»,
А для веселья звали и всех родных.
Девочка 3: Кум-куманёк, где ты живёшь?
Что, куманёк, ко мне в гости не идёшь?
Мальчик 7 (в руках самовар): Я иду, иду, иду,
Самовар в руках несу.
Эх, чай, чай, чай,
Уж ты, кумушка, встречай.
Девочка 4: Напекли мы для гостей
Много разных сладостей.
Мальчик 1: Тары-бары-растабары,
Выпьем чай у самовара.
Девочка 5: С сухарями.
Мальчик 2: С кренделями.
Девочка 6: С бубликами вкусными.
Мальчик 3: С сушками, ватрушками.
Девочка 7: Тары-бары-растабары,
Посидим у самовара.
Мальчик 4: Чаю сладкого попьём,
Нашу песенку споём.
Исполнение р.н. песни «Блины».
Вед 2: День четвёртый «Разгуляй».
Принимаем мы гостей со всех волостей.
Звучит «Цыганочка», выходят Цыган и Цыганка с «медведем».
Цыган: А ну-ка, Мишенька-Иванец,
Родом Ярославец,
Не гнись дугой,
Развернись, встрепенись,
Всем нам тут покажись.
Цыганка: Покажи нам, как Тишка-лежебока в школу идёт.
! «Медведь» показывает.
Цыган: А как Тимка-Тимошка в гору с санками бежит?
«Медведь» показывает.
Цыганка: А как лодырь на уроке сидит?
«Медведь» показывает.
Цыган: А как он себя на перемене ведёт?
«Медведь» показывает.
Девочка 1: А ну хватит нам болтать,
Пора пляску начинать.
Мальчик 5: Обойди хоть всю планету,
Лучше русской пляски нету!
Девочка 2: Балалайка и гармонь
Разжигают в нас огонь!
Мальчик 6: Раздайся, народ,
Меня пляска берёт!
Пойду, попляшу,
На людей погляжу!
Девочка 3: Эх, топну ногой,
Да притопну другой,
Не могу стоять на месте –
Характер такой.
Общий р.н. танец «Барыня».
Выходят коробейники, на лотках угощение.
Коробейник 1: Кто на празднике не бывал –
Такого чуда не видал:
Купцы мы ковровские,
Пряники у нас ростовские.
Сахарные, на меду.
Во все карманы кладу.
Коробейник 2: Диво-дивное, а не товар.
Не ходите никуда,
Подходите все сюда.
Рты не разевайте,
Ворон не считайте,
Даром разбирайте.
Коробейник 1: Кольца не простые,
Кольца золотые.
Коробейник 2: Блестящие, хрустящие,
Всем на загляденье,
Ну и объеденье!
Под р.н.п. «Светит месяц» коробейники раздают всем угощение.
Вед 1: Выходите, добры молодцы,
Силушкой померяться,
Народ позабавить.
Проводится игра-соревнование «Петушиный бой».
Вед 2: Пятый день уже поспел,
Оглянуться не успел.
Тёщу зять позвал вчера
На блины и кренделя,
Потому как наступили
Тёщи нашей вечера.
Вед 1: Теперь зятья в гости звали своих тёщ,
А молодожёны – своих родственников.
Вед 2: А в субботу, этот день назывался «Широкая Масленица»,
Устраивали посиделки:
В деревнях ходили в гости к родственникам на блины,
В городах устраивали балы, маскарады,
В театрах давали представления.
Масленица: А знаете ли вы пословицы о труде?
Я начну, а вы заканчивайте…
- Скучен день до вечера… (коли делать нечего).
- Без дела жить… (только небо коптить).
- Кто рано встаёт… (тому Бог подаёт).
- И зимой будет ягода… (если заготовить загодя).
- Кто не работает… (тот не ест).
Красна птица пением, а… (человек умением).
Масленица: А про меня пословицы знаете?
Мальчик: Не житьё, а масленица.
Девочка: Не всё коту Масленица,
Будет и великий пост.
Мальчик: Без блинов не Масленица,
Без пирогов не именины.
Девочка: Масленица – объедуха,
Деньгам приберуха.
Вед 1: Масляная неделя идёт к концу.
В воскресенье народ прощался с Масленицей,
Устраивал ей проводы.
И назывался этот день «Прощёным воскресеньем».
Вед 2: Вот и неделя прошла.
Провожать пора пришла.
Масленица: Я гуляла с вами,
Теперь села в сани,
Пела и плясала –
Больно я устала.
Кончилось весельице,
Беритесь за дельце,
Направляйте сошенку на боронушку,
А со мной проститеся,
Блинами угоститеся.
Девочка 1: Прощай, Масленица,
А на тот год опять приезжай.
Мальчик 1: А мы Масленицу прокатали,
Дорогую свою потеряли.
Думали, она будет семь годков,
А она погостила семь деньков.
Девочка 2: Масленица, воротися,
Ещё раз покажися.
Исполнение песни «Прощай, Масленица», Масленица «садится» в сани и уезжает на тройке «коней».
Вед 1: За околицей на сероватом снегу сожгут соломенное чучело Масленицы. Вместе с чучелом сгорают в костре неудачи и беды прошлого года.
Вед 2: Сильные просят у слабых прощения за принесённые обиды,
Младшие у старших, старшие у младших.
Давайте и мы попросим друг у друга прощения.
Дети обнимаются друг с другом, прося прощения «Прости, Христа ради».
Вед 1: Как в народе говорится -
Не красна изба углами,
А красна пирогами.
Вед 2: Посидеть за самоваром
Рады все наверняка.
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока.
Вед 1: Самовар поёт, гудит.
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар
Наш красавец-самовар.
Вед 2: Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску
Чашка вкусного, крутого
Самоварного чайку.
Звучит мелодия р.н.п. «Ах, вы сени», все отправляются на чаепитие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий внеклассного мероприятия в 0-1 классах фольклорного праздника "Масленица".
Цель:Совершенствовать выразительное, ритмичное исполнение танцевальных движений под музыку различного характера; ритмичное исполнение на музыкальных инструментах в ансамбле ритмического аккомпан...
фольклорный праздник"Масленица"
Общешкольный праздник "Масленица".Цели : прививать интерес к русской культуре,развитие творческих способностей учащихся, закрепление знаний,полученных на факультативных занятиях «Истоки народного твор...
Сценарий фольклорного праздника "Широкая масленица"
Знакомство детей с народными традициями. Масленица самый разгульный праздник. Недаром в народе говорят «Широкая Масленица». Гуляют праздник 7 дней, и каждый день имеет своё название и назначение...
Фольклорный праздник "Масленица" ноябрь 2012г
Данный фольклорный праздник основан на русских традициях празднования Масленицы. Его проведение способствует сохранению культурного наследия русского народа....
«Масленица» - конспект фольклорного праздника для детей старшей логопедической группы
Цели: развить и обогатить речь детей, воображение и фантазию; знакомить детей с народной культурой, воспитывать интерес к окружающему; развивать интонационную выразительность речи, совершенствовать чё...
Фольклорный праздник «Масленица-блинная»
фольклорный праздник проведен в школе VIII вида с целью познакомить детей с обычаями и традициями празднования Масленицы на Руси...
Сценарий фольклорного праздника "Проводы масленицы"
Рекомендуется для проведения вне помещения. Возраст участников от 0 до 99 лет!...