Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки в средней школе
статья по музыке на тему
В статье описываются методы работы по духовно-нравственному воспитанию школьников на уроках музыки в сельской национальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dukhovno-nravstvennoe_vospitanie_na_urokakh_muzyki_v_sredney_shkole.doc | 30.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Томочаков Сергей Юрьевич, учитель музыки
МБОУ Усть-Чульская СОШ Аскизского района Республики Хакасия
Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки в средней школе
Музыке в духовно-нравственном воспитании ребенка принадлежит особая роль. С музыкой дети знакомятся от рождения, а начальное музыкальное воспитание они получают в детском саду, затем и в школе. Ведь музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. На уроках музыки у учеников формируются нравственные ориентиры.
Педагог, преподающий музыку, учит смотреть и видеть, слушать и слышать, т.е., воздействуя на процесс становления его нравственных качеств, нравственных идеалов, способствует выполнению одной из важнейших задач художественного образования – воспитанию души ребенка музыкой. Именно на уроках музыки можно найти основу духовно-нравственного развития детей.
Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения является одной из сложных и противоречивых задач научно-педагогического содержания, от решения которой зависит психосоциальное и духовное здоровье детей.
Работа большинства общеобразовательных школ основана на фундаментальной, основополагающей программе Д.Б. Кабалевского (она же реализовывается и в Усть-Чульской СОШ), ориентированной на постижение, главным образом, классической музыки. Поэтому, чтобы уроки музыки не приходили в противоречие с повседневной жизнью, когда ребенок вокруг себя слышит лишь поп-музыку, в учебный план включаются и элементы современных образцов музыкального искусства. Дети с удовольствием исполняют лёгкие мелодичные произведения, подобранные с учётом их возраста, и часто становятся лауреатами школьных и муниципальных творческих конкурсов исполнителей вокала. Так как основным контингентом школы являются дети из семей коренной в Республике Хакасия национальности, то в системе духовно-нравственного воспитания в Усть-Чульской школе на уроках музыки используются этнопедагогические идеи, т.е. учитываются особенности поликультурных традиций. Младшие школьники узнают об основных художественных приёмах, позволяющих исполнять мелодии тахпахов (хакасских лирических песен). Затем в среднем звене они активно участвуют в конкурсах различных уровней по исполнению тахпахов.
Показать учащимся красоту музыки, разнообразие музыкальных произведений и образов, приобщить их к музыкальному творчеству, развить чувство духовно-нравственного – главная задача учителя музыки.
Основные задачи уроков музыки как уроков искусств, уроков творчества:
1. Всестороннее развитие личности, творческого потенциала, духовно – нравственное воспитание музыкой.
2. Активизация познавательной деятельности учащихся.
3. Раскрытие преобразующей силы музыки и ее влияние на внутренний мир человека, на его отношение к окружающей действительности, на формирование жизненной позиции.
4. Овладение языком музыкального искусства на основе музыкально – теоретических знаний и навыков.
Практические рекомендации по духовно-нравственному воспитанию учащихся средствами музыки:
1. Использовать на уроках музыки художественное творчество, сочинение стихотворений или рассказов на ту или иную музыку;
2. Проводить музыкальные спектакли, праздники.
3. Регулярно заниматься музыкальной ритмикой, игрой на музыкальных инструментах, хоровым пением.
4. Проводить музыкально-обрядовые игры (в т.ч. хакасские национальные).
5. Регулярно слушать народные песни (в т.ч. хакасские национальные), классические музыкальные произведения.
Таким образом, в современной школе духовно-нравственное воспитание должно стать приоритетным направлением становления личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Концепция патриотического воспитания на уроках музыки в общеобразовательной школе в контексте национальной образовательной инициативы "Наша новая школа".
В материале моё видение значения уроков музыкального искусства в патриотическом воспитании подрастающего поколения.Конспекты, планы уроков музыки патриотической направленности....
Духовно-нравственное развитие школьников на уроках музыки
Варианты решения проблемы духновно-нраственного развития школьника на уроках музыки...
Презентация к уроку музыки для средней школы. Биографические данные о жизни немецкого композитора И.С.Баха. Орган. Гомофония, полифония, фуга.
Презентация к уроку музыки для средней школы. Биографические данные о жизни немецкого композитора И.С.Баха.Орган: внешний вид, клавиатура, регистры. Понятия гомофония и полифогия. Форма полифонич...
Творческие задания по развитию духовно-нравственного потенциала школьников на уроках музыки
В работе рассмотрены приемы и методы, используемые автором на уроках музыки...
Творческие задания по развитию духовно-нравственного потенциала школьников на уроках музыки
Методы и приемы, используемые на уроках музыки...
Духовно-нравственное развитие детей на уроках музыки.
Духовное воспитание как одна из форм развития личности, является одновременно необходимым аспектом других элементов воспитания, формирования мировоззрения личности. Специфика такого воспитания за...
Доклад "Духовно - нравственное развитие обучающихся на уроках музыки"
Доклад "Духовно - нравственное развитие обучающихся на уроках музыки" подготовлен к городскому семинару МО учителей музыки...