Рабочая программа по музыке (7 класс)
рабочая программа по музыке (7 класс) по теме

Шишкина Светлана Викторовна

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание программы, тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_muzyke_7_klass.docx60.4 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

гимназия № 53

Рассмотрено

на заседании

экспертного совета

Пр.№ ___от_____________

Председатель _______/________________

Согласовано

Зам. директора по УВР

_________________

_______/__________

Утверждено

Директор гимназии

_______________

       

_______С.Н. Голубева

Рабочая программа

по   музыке

 7 класс

Разработчик:                                  

С.В.Шишкина

учитель  музыки

высшей квалификационной категории

Разработана на основе программы:

Программа  «Музыка. 5 -8 классы»

 Авторы: В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н.  Кичак    

М.: Дрофа, 2006.  

 

Рассчитана на:

34 часа в год

(1 часа в неделю)

г. Нижний Новгород

2014 г.

 Пояснительная записка

Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена на основе:

- федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего  образования по искусству /Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов – М.: Вентана-Граф, 2008. – 264с. – (Современное образование)/;

 - примерной программы основного общего образования по музыке /Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов – М.: Вентана-Граф, 2008. – 264с. – (Современное образование)/;

-  программы по музыке 7 класс//Музыка 5-8 кл.: программы для общеобразовательных учреждений/В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н.  Кичак (5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 74-80).

        Программа рассчитана на 35 ч в год (1 час в неделю), в том числе контрольных работ - 4.

Цель программы: формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части духовной культуры.

Задачи:

- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;

- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;

- развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;

- воспитывать культуру мышления и речи.

В  7 классе в соответствии с предложенной программой реализуется содержание по теме «Содержание и форма в музыке». В этом году актуализируется проблема, связанная с взаимодействием содержания и формы в музыке. Подробно разбирается и доказывается, что и содержание и форма в музыке (как и в искусстве в целом) неразрывно связаны между собой, образуя некую «магическую единственность» художественного замысла и его воплощения. Что такое музыкальное содержание? Из чего оно складывается? Что представляет собой музыкальный образ? Как музыкальные жанры  влияют на содержание музыкального произведения?  Эти вопросы раскрываются  в первой части программы 7 класса. Вторая часть посвящена выявлению сущности определения «формы в музыке». Что называть музыкальной формой – только ли разновидности музыкальной композиции – период, двух- и трёхчастную формы, рондо, вариации? Что такое музыкальная драматургия и чем она отличается от музыкальной композиции? Как проявляет себя музыкальная драматургия в миниатюре и крупных музыкальных жанрах – опере, симфонии? Всё это составляет тему второй части.

В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:

- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

- метод эмоциональной драматургии;

- метод интонационно-стилевого постижения музыки;

- метод художественного контекста;

- метод создания «композиций»;

- метод междисциплинарных взаимодействий;

- метод проблемного обучения.

При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются: I – слушание музыки, II – выполнение проблемно-творческих заданий, III – хоровое пение. Организация видов деятельности предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта – учебника, дневника музыкальных наблюдений, нотных хрестоматий для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.

Рабочая программа ориентирована на использование:

- Музыка. 7 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. –  5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2006. – 155, [5] с.: ил., нот.

- Музыка. Дневник музыкальных размышлений. 7 кл.: пособие для общеобразоват. учреждений /  Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007. – 31, [1] с.: ил.

- Музыка. 7 класс. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-методическое пособие / В.В. Алеев, Т.Н. Кичак.  – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006г.

- Музыка. 7  кл.: Фонохрестоматия, 2 кассеты /  В.В. Алеев – М.: Дрофа, 2004.  

По итогам освоения программы 7 класса обучающиеся

должны знать/понимать:

- специфику музыки как вида искусства;

- многообразие музыкальных образов и способов их развития;

- основные формы музыки;

- основные жанры народной и профессиональной музыки;

- имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей;

уметь:

- эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

- определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу и отражения этого умения в размышлениях о музыке;

- находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественным воплощением в образах музыкальных произведений;

- узнавать на слух изученные произведения;

- распознавать на слух  и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- размышления о музыке, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;

- певческого и инструментального музицирования на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;

- самостоятельного знакомства с  литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время, выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях;

- определение своего отношения к музыкальным явлениям действительности.

Контроль осуществляется в следующих видах:

- входной, текущий, тематический, итоговый.

Форма контроля:

- самостоятельная работа;

- устный опрос;

- взаимоопрос;

- синквейн;

- цифровой диктант;

- тест.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме теста.

Учебно-тематический план

№ раздела

№ урока

Содержание (темы уроков)

Кол-во часов

1

2

3

4

Тема года: «Содержание и форма в музыке»

1

«Магическая единственность» музыкального произведения

1

I

Содержание в музыке

3

2

Музыку трудно объяснить словами

1

3-4

Что такое музыкальное содержание

2

II

Каким бывает музыкальное содержание

5

5

Музыка, которую необходимо объяснять словами

1

6

Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского

1

7

 «Восточная» партитура Н. Римского-Корсакова

1

8

Когда музыка не нуждается в словах

1

9

Содержание в музыке

1

III

Музыкальный образ

3

10

Лирические образы в музыке

1

11

Драматические образы в музыке

1

12

Эпические образы в музыке

1

IV

О чем рассказывает музыкальный жанр

4

13

 «Память жанра»

1

14

Такие разные песни

1

15

Такие разные танцы

1

16

Такие разные марши

1

V

Что такое музыкальная форма

3

17

«Сюжеты» и «герои» музыкальной формы

1

18

Художественная форма – это ставшее зримым содержание

1

19

От целого к деталям

1

VI

Музыкальная композиция

8

20

Какой бывает музыкальная композиция

1

21

Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (период)

1

22

Два напева в романсе М. Глинки «Венецианская ночь» (двухчастная форма)

1

23

Трехчастность в «ночной серенаде» Пушкина-Глинки

1

24-25

Многомерность образа в форме рондо

26

Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича

1

27

Музыкальная композиция

1

VII

Музыкальная драматургия

8

28

Музыка в развитии

1

29

Музыкальный порыв

1

30-31

Движение образов и персонажей в оперной драматургии

2

32-33

Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь»

2

34

Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии

1

35

Содержание и форма в музыке (заключительный урок)

1

Средства обучения:

  1. Печатные пособия:
  • Комплект портретов композиторов.
  1. Информационно-коммуникационные средства:
  • «Антология русской симфонической музыки» (8 CD).
  • «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» (8 CD).
  • «Большая энциклопедия России. Искусство России» (CD).
  • Мультимедийная энциклопедия «Шедевры музыки» Кирилла и Мефодия» (CD).
  1. Технические средства обучения: - компьютер,
  • мультимедийный проектор,
  • экран проекционный,
  • принтер,
  • интерактивная доска, -DVD,
  • музыкальный центр.

4. Учебно-практическое оборудование:

  • музыкальный инструмент,
  • аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.

Содержание программы

Музыка как вид искусства (31 час)

Что такое музыкальное содержание. Музыка, которую необходимо объяснить словами. Ноябрьский образ в пьесе П.Чайковского. «Восточная» партитура Н. Римского-Корсакова. Когда музыка не нуждается в словах. Лирические образы в музыке. Драматические образы в музыке. Эпические образы в музыке. «Память жанра». Такие разные песни, танцы, марши. «Сюжеты» и «герои» музыкальной формы. «Художественная форма – это ставшее зримым содержание». От целого к деталям. Какой бывает музыкальная композиция. Музыкальный шедевр в шестнадцать тактов. Два напева в романсе М. Глинки «Венецианская ночь» (двухчастная форма). Трёхчастность в «ночной серенаде» Пушкина – Глинки. Многомерность образа в форме рондо. Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича. Музыка в развитии. Музыкальный порыв. Движение образов и персонажей в оперной драматургии. Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь». Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии. Заключительный урок по теме года «Содержание и форма в музыке».

Представления о музыкальной жизни России и других стран (4 часов)

«Магическая единственность» музыкального произведения. Музыку трудно объяснить словами. Знакомство с творчеством выдающихся российских и зарубежных исполнителей: Е. Мравинского, А Свешникова, Г. Фон Караяна. Знакомство с творчеством выдающихся исполнительских коллективов: Русского народного академического хора им. М.Е. Пятницкого.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВНИЕ

№ урока

Тема урока

Кол- во

часов

Тип урока

Элементы основного и дополнительного

Музыкальный материал

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля

Домашнее задание

Дата проведения

план

Факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Тема учебного года: «Содержание и форма в музыке»

1

«Магическая единственность» музыкального произведения

1

Урок изучения нового материала

Музыкальная форма, объединяющая в едином замысле несколько относительно

самостоятельных частей,

различных по образному содержанию и структуре. Основные циклические формы

И. Брамс. Симфония № 3; Л. Бетховен. Соната

№ 14 для форте

пиано; Ю. Шевчук «Что такое осень?» (пение)

Знать, что такое

сюита и сонатная

форма, соната.

Уметь определять

смысл, тему, эмоциональное состояние музыкального произведения и объяснять неповторимость музыкальных произведений

Устный

опрос.

Хоровое

пение

Выучить

слова

песни

«Что та

кое осень»

Раздел I. Содержание в музыке (3 ч)

2

Музыку трудно объяснить

словами

1

Урок изучения нового материала

Два вида музыкальной образности. Тишина, неподвижность и покой; их воплощение в музыке. Знакомство с различными музыкальными образами тишины и покоя, природы, войны и мира, подвига, борьбы и победы. Интерпретация. Переложение. Ремикс

И. Брамс. Симфония № 3; Я. Бетховен. Соната № 14

для фортепиано;

Ю. Шевчук. «Что

такое осень?» (пение)

Знать определение

терминов: сюита,

соната.

Уметь: определять

музыкальный образ

в прослушиваемом произведении; передавать словами свое отношение к музыке; исполнять песню, применяя отработанные вокально - хоровые навыки

Устный

опрос.

Хоровое

пение

Подобрать

песни

по теме

урока

3- 4

Что такое музыкальное содержание

2

Урок изучения нового материала

Музыкальное содержание. Характерные черты человека при создании его музыкального образа. Образ в литературе, изобразительном искусстве и музыке. Музыкальный образ может включать в себя одну или несколько мелодий - это значит иметь одну или несколько граней

Л. Бетховен. Соната № 14 для фортепиано. I часть; Я. Дубравин, М. Пляцковский. «Когда играет музыкант» (хоровое пение)

Знать особенности содержания в музыке, сравнивать понятие «образ» в других видах искусства (литературе, изобразительном искусстве). Уметь анализировать музыкальное произведение

Устный опрос. Хоровое пение

Подготовить сообщение «Биография

Л. Бетховена»

Раздел II. Каким бывает музыкальное содержание (5 ч)

5

Музыка, которую необходимо объяснять словами

1

Комбинированный

Музыка передает тонкие, почти неуловимые движения чувств человека. Программные произведения в музыке. Композиторы о программности в музыке

А. Н. Скрябин. Этюд ре-диез-минор, соч. 8 № 12; Ф. Шопен. Прелюдия № 20; А. Варламов, М. Лермонтов. «Горные вершины» (хоровое пение)

Уметь приводить примеры создания образа человека в музыке, литературе, изобразительном искусстве. Знать, из чего складывается музыкальное содержание

Устный опрос. Хоровое пение

Подобрать

примеры программных произведений в музыке

6

Ноябрьский образ в пьесе П. И. Чайковского

1

Урок изучения нового материала

Музыка русской природы. Образ, воображение, изображение (определение в литературе, изобразительном искусстве). Природа в живописи, литературе и музыке. П. Чайковский - музыкальный живописец

П. Чайковский. «Ноябрь. На тройке» (из фортепианного цикла «Времена года»); А. Варламов, М. Лермонтов. «Горные вершины» (хоровое пение)

Знать особенности содержания в музыке, сравнивать понятие «образ» в других видах искусства. Уметь определять характерные черты музыкального образа

Устный опрос. Хоровое пение

Подобрать иллюстрации к музыкальному произведению «Ноябрь. На тройке»

7

«Восточная»

партитура

Н. А. Римского-Корсакова

1

Урок изучения нового материала

Н. Римскй-Корсаков - великий сказочник в русской

музыке. Восточная тема

в творчестве Н. Римского-

Корсакова. «Шехерезада» - самая цельная симфоническая партитура среди всех программных партитур Н. Римского-Корсакова

Н. Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехерезада». I часть;

Е. Подгащ. «Осенний вокализ» (хоровое пение)

Знать, что музыка

может рассказать

о человеке.

Уметь анализировать музыкальное произведение, исполнять вокализ

Устный

опрос.

Хоровое

пение

Подобрать ил

люстрации

по теме урока

8

Когда музыка

не нуждается

в словах

1

Урок изучения нового материала

Музыка - язык чувств. Тональность, колорит и красочность музыкальных сочинений

А. Вивальди. «Зима». I часть. Из

цикла «Четыре

концерта для

скрипки с оркестром «Времена года»

Знать значение тональности и колорита в музыке.

Уметь проанализировать музыкальное

произведение

Устный

опрос.

Хоровое

пение

Подготовить со

общение

на тему

«Творчество А. Вивальди»

9

Содержание

в музыке

1

Комбинированный

Подведение итогов работы

по теме «Содержание в музыке». Музыкальная викторина. Хоровое пение

Л. Бетховен. Симфония № 5, часть 3; увертюра «Эгмонт» (слушание)

Знать главные особенности содержания и формы в музыке

Устный

опрос.

Хоровое

пение

Подведение итогов работы

по теме «Содержание в музыке». Музыкальная викторина. Хоровое пение

Раздел III. Музыкальный образ (3 ч)

10

Лирические

образы в музыке

1

Комбинированный

Что означают выражения

«лирическая тема в музыке»,

«лирический образ в музыкальном произведении». Настроение в музыке. Лирический род в музыке, отличается повышенной мелодичностью и напевностью звучания, лаконичностью художественных образов

С. Рахманинов.

Прелюдия соль-

диез минор, соч. 32 № 12; Ю. Милютин, Е. Долматовский. «Лирическая песенка» (хоровое пение)

Знать определение

и основные признаки

лирического образа. Уметь определять характерные черты музыкального образа в связи с принадлежностью его к лирике

Устный

опрос.

Хоровое пение

Составить устный рассказ по музыкальному произведению (по выбору)

11

Драматические образы

в музыке

1

Комбинированный

Драматический образ в музыкальном произведении.

Формирование восприятия музыкального образа на примере баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта

Ф. Шуберт, стихи

И.-В. Гёте. «Лес

ной царь»; Г. Струве, Л. Кондратенко. «Матерям погибших героев» (хоровое пение)

Знать определение

и основные признаки

драматического образа в музыке. Уметь в музыке увидеть трагедию, почувствовать боль и крик человеческой души

Устный

опрос.

Хоровое пение

Приду

мать

ритмический рисунок

12

Эпические

образы в музыке

1

Комбинированный

Эпические образы в музыке - это образы не только

героев, но и событий истории, образы природы, изображающей Родину в определённую историческую эпоху. Отличие эпоса от лирики и драмы: на первом месте не герой с его личными проблемами, а история

Н. Римский-Корсаков. «Окиан - море

синее». Вступление к опере «Садко»; А. Бородин. «Богатырская симфония»; опера «Князь Игорь». Ария князя Игоря

Знать определение

и основные признаки

эпического образа. Уметь определять и описывать в музыке эпические образы, отличать эпос от лирики и драмы

Устный

опрос.

Хоровое пение

Нарисовать об

раз лесного царя художественными материалами

Раздел IV. О чем рассказывает музыкальный жанр (4 ч)

13

«Память жанра»

1

Комбинированный

Жанры классической музыки: вокальная, танцевальная, вокально-инструментальная, инструментальная,

симфоническая музыка, музыкально-театральные жанры. Музыкальные жанры различаются: по характеру, по сюжету, по составу исполнителей, по особенностям формы, по обстоятельствам исполнения

П. Чайковский.

Симфония № 4;

М. Глинка. Романс

«Я помню чудное

мгновенье...»; И. Штраус. Вальс «Голубой Дунай»; Ф. Шопен. Мазурка фа минор;

  1. Берковский,
  2. Никитин, А. Величанский. «Под музыку Вивальди...» (пение)

Знать, чем отличается песня от романса; в чём разница

между полькой и

маршем - и вальсом, менуэтом, мазуркой. Уметь: анализировать музыкальное произведение; различать музыкальные жанры и давать им краткую характеристику

Устный

опрос.

Хоровое

пение

Подобрать пес

ни, разные по

направлению - бытовые, профессиональные

14

Такие разные песни

1

Комбинированный

Песня как вид искусства делится на два направления - бытовая и профессиональная.

Песня - наиболее простая и распространенная форма вокальной музыки

Русская народная песня. «Во поле береза стояла...»;

  1. Берковский,
  2. Никитин, А. Величанский. «Под музыку Вивальди...»

Знать: виды песен; чем отличается песня от романса. Уметь проявлять навыки вокально- хоровой деятельности

Устный опрос. Хоровое пение

Подготовить сообщение «Виды песен» (по выбору)

15

Такие разные танцы

1

Комбинированный

Танец - вид искусства, в котором художественные образы создаются средствами пластических движений и ритмически четкой и непрерывной сменой выразительных положений человеческого тела. Виды танцев

П. Чайковский. Вальс из оперы «Евгений Онегин»; Ф. Шопен. Вальс си минор, соч. 69 № 2; И. Штраус. Вальс. Полька. «Жизнь - это танец»

Знать, в чём разница между полькой и маршем, и вальсом, менуэтом и мазуркой.

Уметь: слушать, воспринимать и анализировать музыкальные произведения; определять музыкальный ритм

Устный опрос. Хоровое пение

Составить устный рассказ об искусстве танца

16

Такие разные марши

1

Комбинированный

Марш получает разные названия в зависимости от скорости движения. Церемониальный марш, скорый марш. Марши для духового оркестра

П. Чайковский. Марш из балета «Щелкунчик»; Ж. Визе. «Марш Тореадора» (из оперы «Кармен»)

Знать, в чём разница между полькой и маршем - и вальсом, менуэтом, мазуркой

Устный опрос. Хоровое пение

Раздел V. Что такое музыкальная форма (3 ч)

17

«Сюжеты» и «герои» музыкальной формы

1

Комбинированный

Что такое музыкальная форма. Форма - система музыкальных средств, примененная для воплощения содержания произведения. Строение, схема музыкального произведения. Главные принципы музыкальной формы

Р. Вагнер. Антракт к III действию из оперы «Лоэнгрин»; В.-А. Моцарт. Увертюра из оперы «Свадьба Фигаро»; А. Зацепин, Л. Дербенев. «Есть только миг...» (хоровое пение)

Понимать, что такое форма в музыке. Знать виды форм, повторение варьирования, контраста, развития.

Уметь определять образное содержание музыкального произведения

Устный опрос. Хоровое пение

Подобрать песенный материал по теме урока

18

Художественная форма – это ставшее зримым содержание

1

Комбинированный

Расширить представления о музыкальной форме как средстве воплощения образного содержания. Основные музыкальные формы и их схемы

Ф. Шуберт. «Серенада»; А. Зацепин, Л. Дербенев. «Есть только миг...» (хоровое пение)

Знать определение духовной музыки. Уметь описать образ и определить форму музыки; проявлять навыки вокально- хоровой деятельности

Устный опрос. Хоровое пение

Подготовить сообщение о творчестве Л. Дербенева

19

От целого к деталям

1

Комбинированный

Расширить представления о музыкальной форме как средстве воплощения образного содержания. Основные музыкальные формы и их схемы

Ф. Шуберт. Из вокального цикла «Зимний путь». А. Зацепин, Л. Дербенев. «Есть только миг...» (хоровое пение)

Знать, что такое форма в музыке. Уметь определять формы вокальной музыки. Закрепить вокально-хоровые навыки

Устный опрос. Хоровое пение

Подготовить сообщение о творчестве А. Зацепина

Раздел VI. Музыкальная композиция (8 ч)

20

Какой бывает музыкальная композиция

1

Комбинированный

Композиция (составление, сочинение) - категория музыковедения и музыкальной эстетики, характеризующая предметное воплощение музыки в виде выработанного и завершённого в себе музыкального произведения, «опуса»

Ф. Шопен. Прелюдия ля мажор, соч. 28 № 7; А. Зацепин, Л. Дербенев. «Есть только миг...» (хоровое пение)

Знать определение композиции в музыке; разновидности музыкальной композиции.

Уметь проявлять навыки вокально-хоровой деятельности

Устный опрос. Хоровое пение

21

Музыкальный

шедевр в шестнадцати

тактах (пери

од)

1

Комбинированный

Разнообразие музыкальных

образов

Л. Бетховен. Симония № 5.1 часть.

Фрагмент; А. Рыбников, Р. Тагор.

«Последняя поэма»

(хоровое пение)

Знать определение

одночастной формы

в музыке.

Уметь приводить

примеры музыкальных произведений

в шестнадцати тактах

Устный

опрос.

Хоровое

пение

Выучить

стихи

Р. Тагора

«Последняя поэма»

22

Два напева в романсе М. Глинки «Венецианская ночь» (двухчастная форма)

1

Комбинированный

Двухчастный цикл «прелюдия-фуга» известен со времен барокко. Прелюдия выступает в роли импровизационного вступления к фуге. Циклы «прелюдия-фуга»

могут объединяться в более крупные циклы на основе какого-либо формально

го или тематического принципа

М. И. Глинка,

И. Козлов. «Венецианская ночь»

(слушание, пение);

Ф. Шопен. Прелюдия ля-мажор,

соч. 28 № 7 (слушание)

Знать определение

двухчастной формы

в музыке.

Уметь приводить

примеры музыкальных произведений

с двухчастной формой; проявлять приобретенные навыки

хоровой деятельности

Устный

опрос.

Хоровое

пение

Подобрать материал

о творчестве композитора

М. Глинки и поэта

И. Козлова

23

Трехчастность в «ночной серенаде» Пушкина-Глинки

1

Комбинированный

Трехчастность в «Ночной

серенаде» Пушкина и Глинки. Трехчастная форма - тип

композиционной структуры,

применяемый в музыке в качестве формы целой пьесы

или ее части. Схема строения

трехчастной формы: ABA.

Что такое музыкальная репризная трехчастная форма

М. И. Глинка,

А. С. Пушкин,

«Я здесь, Инезилья...»; С. Прокофьев. «Джульетта-девочка»

(из балета «Ромео

и Джульетта»)

Знать определение

трехчастной формы

в музыке, репризы,

композиционное по

строение трехчастной

формы, какие произведения излагаются

в трехчастной форме.

Уметь приводить

примеры трехчастной  формы в музыкальных произведениях

Устный

опрос.

Хоровое

пение

Подготовить

доклад

о творчестве

С. Прокофьева

24-

25

Многомерность образа в форме рондо

2

Комбинированный

Рондо - музыкальная форма, сложившаяся под некоторым влиянием лирических стихотворений того же названия. В музыкальном рондо главная тема повторяется. Происхождение связано с народной песенно-танцевальной музыкой

А. Бородин. «Спящая княжна». М. Глинка, И. Козлов. «Венецианская ночь» (пение)

Знать определение формы рондо и сонатной формы в музыке.

Уметь приводить примеры музыкальных произведений, написанных в форме рондо и сонатной форме; характеризовать и сравнивать их

Устный опрос. Хоровое пение

Подготовить доклад о творчестве А. П. Бородина

26

Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича

1

Комбинированный

Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича. Стилистические особенности музыки эпохи Великой Отечественной .войны. Особенности сложных жанров: симфония

Д. Д. Шостакович. Симфония № 7. I часть (фрагмент «Эпизод нашествия»); В. Синявский, М. Владимиров. «Благодарим, солдаты, вас!»

Знать о том, что в музыкальных образах слиты воедино судьбы отдельных людей и судьба всего народа.

Уметь применять приобретенные навыки вокально- хоровой деятельности

Устный опрос. Хоровое пение

Подобрать зрительный материал к «Ленинградской» симфонии

27

Музыкальная композиция

1

Комбинированный

Обобщение знаний по теме раздела «Музыкальная композиция». Композиция как категория музыковедения и музыкальной эстетики. «Музыкальное целое»

В. Синявский, М. Владимиров. «Благодарим, солдаты, вас!»

Знать о роли композиции в музыке, о многозначности использования термина «композиция». Уметь применять приобретенные навыки вокально- хоровой деятельности

Устный опрос. Хоровое пение

Музыкальная композиция

Раздел VII. Музыкальная драматургия (8 ч)

28

Музыка в развитии

1

Комбинированный

Музыка в развитии. Драматургия музыкальная - система выразительных средств и приёмов воплощения драматического действия в произведениях музыкально-сценического жанра (опере, балете)

М. Мусоргский. «Старый замок» (из фортепианного цикла «Картинки с выставки»); С. Соснин, Я. Серпин. «Родина» (хоровое пение)

Знать об особенностях развития тем в симфонической драматургии. Уметь определять средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях

Устный опрос. Хоровое пение

29

Музыкальный порыв

1

Комбинированный

Драматургия музыкальных образов. Стилистические особенности музыки русской национальной школы. Музыкальный порыв. Сопоставление образов в музыкальной драматургии

Р. Шуман. «Порыв» (из фортепианного цикла «Фантастические пьесы»); С. Соснин, Я. Серпин. «Родина» (хоровое пение)

Знать определение музыкальной драматургии, как проявляет себя музыкальная драматургия в миниатюре.

Уметь определять образное, сюжетное содержание музыки

Устный опрос. Хоровое пение

Подготовить сообщение о русской музыкальной школе

30

Движение образов и персонажей в оперной драматургии

1

Комбинированный

Типы музыкальной драматургии. Движение образов и персонажей в оперной драматургии. Музыкальная драматургия балетного спектакля. Средства музыкальной выразительности в опере, балете. Драматургия музыкальных образов

М. Глинка. «Мазурка» (фрагмент из оперы «Жизнь за царя»); С. Соснин, Я. Серпин. «Родина» (хоровое пение)

Знать определение музыкальной драматургии, об особенностях и законах драматургии оперы, балета.

Уметь определять образное, сюжетное содержание музыкальных произведений, объяснять единство пластической

и музыкальной мыс

ли в балете, синтез

компонентов в ба

лете

Устный опрос. Хоровое пение

Подготовить сообщение об истории создания оперы М. Глинки «Жизнь за царя»

31-32

Диалог искусств: «Слово

о полку Иго-

реве» и «Князь

Игорь»

2

Комбинированный

Типы музыкальной драматургии, связь с симфонической музыкой. Симфония -жанр музыкального искусства. Области применения симфонии. Происхождение жанра. Симфония - жанр инструментальной музыки многочастной канонизированной формы с фундаментальным мировоззренческим содержанием. Творчество М. И. Глинки

М. Глинка. Хор

поляков из «Сцены

в лесу» (из оперы

«Жизнь за царя»);

С. Соснин, Я. Серпин. «Родина» (хоровое пение)

Знать понятие симфонии как музыкальной формы, области ее применения.

Уметь применять навыки вокально-хоровой деятельности

Устный

опрос

Составить

устный

рассказ

о своих

впечатлениях об опере (по выбору)

33

Развитие музыкальных

тем в симфонической

драматургии

1

Комбинированный

Композитор А. П. Бородин.

Музыка передает глубокие

размышления, боль о без

мерных страданиях людей,

раскрывает борьбу двух начал: добра и зла. Противоборство музыкальных образов в одном произведении

А. Бородин. «Князь

Игорь» (фрагменты из оперы: хор

«Слава», «Интродукция» и др.)

Знать понятие симфонии как музыкальной формы, области ее применения.

Уметь применять навыки вокально-хоровой деятельности

Устный

опрос.

Хоровое

пение

Приду

мать ритмический

рисунок,

характеризующий маршевую музыку

34-35

Содержание и

формы в музыке (заключительный урок

2

Комбинированный, творческий отчет

Подведение итогов работы

за четверть и учебный год. Музыкальная форма в широком и узком значении. Единство содержания и формы. Музыкальный язык. Непрерывность формы и содержания в музыке

С. Соснин, Я. Серпин. «Родина» (хоровое пение). Произведения по выбору

Знать, чем отличается музыкальная драматургия от музыкальной композиции, в чем состоит непрерывность формы и содержания в музыке. Уметь сравнивать обработки одной и той же мелодии разными способами, с тем чтобы наглядно прослеживать формы и содержание в музыке

Устный

опрос.

Хоровое пение

Подведение итогов работы

за четверть и учебный год.

Учебно-методическое обеспечение рабочей программы

 

Методические пособия для учителя:

  1. Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования  / Э. Б. Абдуллин. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.
  2. Алиев, Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта   / Ю. Б. Алиев. - М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000.
  3. Алиев, Ю. Б. Пение на уроках музыки   / Ю. Б. Алиев. - М.: Владос-Пресс, 2005.
  4. Владимиров, В. Н. Музыкальная литература   / В. Н. Владимиров, А. И. Лагутин. - М.: Музыка, 1984.
  5. Гришанович, Н. Музыка в школе  : методическое пособие для учителей / Н. Гриша- нович. - Минск: Юнипресс, 2006.
  6. Дмитриева, Л. Г. Методика музыкального воспитания в школе   / Л. Г. Дмитриева, Н. М. Черноиваненко. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  7. Золина, Л. В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы : методическое пособие / Л. В. Золина. - М.: Глобус, 2008.
  8. Затямина, Т. А. Современный урок музыки   / Т. А. Затямина. - М. : Глобус, 2008.
  9. Клёнов, А. Там, где музыка живёт / А. Клёнов. - М.: Педагогика, 1985.
  10. Могилевская, С. У лиры семь струн  : научно-художественная литература / С. Мо- гилевская ; худож. Н. Мищенко. - М.: Детская литература, 1981.
  1. Музыка. 7 класс: поурочные планы по учебнику Т. И. Науменко, В. В. Алеева / авт.-сост. О. П. Власенко. - Волгоград : Учитель, 2009.
  2. Цыпин, Г. М. Психология музыкальной деятельности  : теория и практика / Г. М. Цы- пин. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  3. Школяр, Л. В. Музыкальное образование в школе  / Л. В. Школяр. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.

Дополнительная литература для учащихся:

  1. Куберский, И. Ю. Энциклопедия для юных музыкантов   / И. Ю. Куберский, Е. В. Минина. - СПб.: ТОО «Диамант»: ООО «Золотой век», 1996.
  2. Музыка. Большой энциклопедический словарь  / гл. ред. Г. В. Келдыш. - М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
  3. Прохорова, И. А. Зарубежная музыкальная литература / И. А. Прохорова. - М.: Музыка, 1972.
  4. Прохорова, И. А. Советская музыкальная литература   / И. А. Прохорова. - М.: Музыка, 1972.
  5. Саймон, Генри У. Сто великих опер и их сюжеты  / Генри У. Саймон ; пер. с англ. А. Майкапара. - М.: КРОН-Пресс, 1998.
  6. Саминг, Д.-К. 100 великих композиторов / Д.-К. Саминг. - М.: Вече, 1999.
  7. Финкелыитейн, Э. И. Музыка от А до Я   / Э. И. Финкелынтейн. - СПб.: Композитор, 1997.

Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов и рефератов:

  1. Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru. wikipedia.org/wiki
  2. Житие преподобного Романа Сладкопевца [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// lib.eparhia-saratov.ru/books/05d/dimitrii_rost/dimitrii_rostl/842.html
  3. Классическая музыка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://classic.chubrik.ru
  4. Музыкальная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://dic.academic.ru/ contents.nsf/enc_music
  5. Музыкальный энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.music-dic.ru
  6. Музыкальный словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/con- tents. nsf/ dic_mus ic
  7. Церковная музыка русских композиторов. Биографии композиторов. О каноне и акафисте. Тексты песнопений [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bogoslovy.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке 5 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 5 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 6 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 6 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 7 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 7 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по Музыке 5 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по Музыке 6 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по Музыке 7 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Адаптированная общеобразовательная рабочая программа по музыке 6 класс на основе авторской программы «Музыка» 5-7 классов, Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина

Содержание адаптированной рабочей программы I.  Целевой раздел    1. Пояснительная записка      - психолого-педагогическая характеристика класса...