Рабочая программа по музыке (7 класс)
рабочая программа по музыке (7 класс) по теме
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание программы, тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_muzyke_7_klass.docx | 60.4 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
гимназия № 53
Рассмотрено на заседании экспертного совета Пр.№ ___от_____________ Председатель _______/________________ | Согласовано Зам. директора по УВР _________________ _______/__________ | Утверждено Директор гимназии _______________
_______С.Н. Голубева |
Рабочая программа
по музыке
7 класс
Разработчик: | С.В.Шишкина учитель музыки высшей квалификационной категории |
Разработана на основе программы: | Программа «Музыка. 5 -8 классы» Авторы: В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак М.: Дрофа, 2006.
|
Рассчитана на: | 34 часа в год (1 часа в неделю) |
г. Нижний Новгород
2014 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена на основе:
- федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству /Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов – М.: Вентана-Граф, 2008. – 264с. – (Современное образование)/;
- примерной программы основного общего образования по музыке /Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов – М.: Вентана-Граф, 2008. – 264с. – (Современное образование)/;
- программы по музыке 7 класс//Музыка 5-8 кл.: программы для общеобразовательных учреждений/В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак (5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 74-80).
Программа рассчитана на 35 ч в год (1 час в неделю), в том числе контрольных работ - 4.
Цель программы: формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи:
- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;
- развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
- воспитывать культуру мышления и речи.
В 7 классе в соответствии с предложенной программой реализуется содержание по теме «Содержание и форма в музыке». В этом году актуализируется проблема, связанная с взаимодействием содержания и формы в музыке. Подробно разбирается и доказывается, что и содержание и форма в музыке (как и в искусстве в целом) неразрывно связаны между собой, образуя некую «магическую единственность» художественного замысла и его воплощения. Что такое музыкальное содержание? Из чего оно складывается? Что представляет собой музыкальный образ? Как музыкальные жанры влияют на содержание музыкального произведения? Эти вопросы раскрываются в первой части программы 7 класса. Вторая часть посвящена выявлению сущности определения «формы в музыке». Что называть музыкальной формой – только ли разновидности музыкальной композиции – период, двух- и трёхчастную формы, рондо, вариации? Что такое музыкальная драматургия и чем она отличается от музыкальной композиции? Как проявляет себя музыкальная драматургия в миниатюре и крупных музыкальных жанрах – опере, симфонии? Всё это составляет тему второй части.
В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:
- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
- метод эмоциональной драматургии;
- метод интонационно-стилевого постижения музыки;
- метод художественного контекста;
- метод создания «композиций»;
- метод междисциплинарных взаимодействий;
- метод проблемного обучения.
При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются: I – слушание музыки, II – выполнение проблемно-творческих заданий, III – хоровое пение. Организация видов деятельности предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта – учебника, дневника музыкальных наблюдений, нотных хрестоматий для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.
Рабочая программа ориентирована на использование:
- Музыка. 7 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2006. – 155, [5] с.: ил., нот.
- Музыка. Дневник музыкальных размышлений. 7 кл.: пособие для общеобразоват. учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007. – 31, [1] с.: ил.
- Музыка. 7 класс. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-методическое пособие / В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006г.
- Музыка. 7 кл.: Фонохрестоматия, 2 кассеты / В.В. Алеев – М.: Дрофа, 2004.
По итогам освоения программы 7 класса обучающиеся
должны знать/понимать:
- специфику музыки как вида искусства;
- многообразие музыкальных образов и способов их развития;
- основные формы музыки;
- основные жанры народной и профессиональной музыки;
- имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей;
уметь:
- эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
- определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу и отражения этого умения в размышлениях о музыке;
- находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественным воплощением в образах музыкальных произведений;
- узнавать на слух изученные произведения;
- распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- размышления о музыке, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
- певческого и инструментального музицирования на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
- самостоятельного знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время, выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях;
- определение своего отношения к музыкальным явлениям действительности.
Контроль осуществляется в следующих видах:
- входной, текущий, тематический, итоговый.
Форма контроля:
- самостоятельная работа;
- устный опрос;
- взаимоопрос;
- синквейн;
- цифровой диктант;
- тест.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме теста.
Учебно-тематический план
№ раздела | № урока | Содержание (темы уроков) | Кол-во часов |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема года: «Содержание и форма в музыке» | |||
1 | «Магическая единственность» музыкального произведения | 1 | |
I | Содержание в музыке | 3 | |
2 | Музыку трудно объяснить словами | 1 | |
3-4 | Что такое музыкальное содержание | 2 | |
II | Каким бывает музыкальное содержание | 5 | |
5 | Музыка, которую необходимо объяснять словами | 1 | |
6 | Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского | 1 | |
7 | «Восточная» партитура Н. Римского-Корсакова | 1 | |
8 | Когда музыка не нуждается в словах | 1 | |
9 | Содержание в музыке | 1 | |
III | Музыкальный образ | 3 | |
10 | Лирические образы в музыке | 1 | |
11 | Драматические образы в музыке | 1 | |
12 | Эпические образы в музыке | 1 | |
IV | О чем рассказывает музыкальный жанр | 4 | |
13 | «Память жанра» | 1 | |
14 | Такие разные песни | 1 | |
15 | Такие разные танцы | 1 | |
16 | Такие разные марши | 1 | |
V | Что такое музыкальная форма | 3 | |
17 | «Сюжеты» и «герои» музыкальной формы | 1 | |
18 | Художественная форма – это ставшее зримым содержание | 1 | |
19 | От целого к деталям | 1 | |
VI | Музыкальная композиция | 8 | |
20 | Какой бывает музыкальная композиция | 1 | |
21 | Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (период) | 1 | |
22 | Два напева в романсе М. Глинки «Венецианская ночь» (двухчастная форма) | 1 | |
23 | Трехчастность в «ночной серенаде» Пушкина-Глинки | 1 | |
24-25 | Многомерность образа в форме рондо | ||
26 | Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича | 1 | |
27 | Музыкальная композиция | 1 | |
VII | Музыкальная драматургия | 8 | |
28 | Музыка в развитии | 1 | |
29 | Музыкальный порыв | 1 | |
30-31 | Движение образов и персонажей в оперной драматургии | 2 | |
32-33 | Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь» | 2 | |
34 | Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии | 1 | |
35 | Содержание и форма в музыке (заключительный урок) | 1 |
Средства обучения:
- Печатные пособия:
- Комплект портретов композиторов.
- Информационно-коммуникационные средства:
- «Антология русской симфонической музыки» (8 CD).
- «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» (8 CD).
- «Большая энциклопедия России. Искусство России» (CD).
- Мультимедийная энциклопедия «Шедевры музыки» Кирилла и Мефодия» (CD).
- Технические средства обучения: - компьютер,
- мультимедийный проектор,
- экран проекционный,
- принтер,
- интерактивная доска, -DVD,
- музыкальный центр.
4. Учебно-практическое оборудование:
- музыкальный инструмент,
- аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.
Содержание программы
Музыка как вид искусства (31 час)
Что такое музыкальное содержание. Музыка, которую необходимо объяснить словами. Ноябрьский образ в пьесе П.Чайковского. «Восточная» партитура Н. Римского-Корсакова. Когда музыка не нуждается в словах. Лирические образы в музыке. Драматические образы в музыке. Эпические образы в музыке. «Память жанра». Такие разные песни, танцы, марши. «Сюжеты» и «герои» музыкальной формы. «Художественная форма – это ставшее зримым содержание». От целого к деталям. Какой бывает музыкальная композиция. Музыкальный шедевр в шестнадцать тактов. Два напева в романсе М. Глинки «Венецианская ночь» (двухчастная форма). Трёхчастность в «ночной серенаде» Пушкина – Глинки. Многомерность образа в форме рондо. Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича. Музыка в развитии. Музыкальный порыв. Движение образов и персонажей в оперной драматургии. Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь». Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии. Заключительный урок по теме года «Содержание и форма в музыке».
Представления о музыкальной жизни России и других стран (4 часов)
«Магическая единственность» музыкального произведения. Музыку трудно объяснить словами. Знакомство с творчеством выдающихся российских и зарубежных исполнителей: Е. Мравинского, А Свешникова, Г. Фон Караяна. Знакомство с творчеством выдающихся исполнительских коллективов: Русского народного академического хора им. М.Е. Пятницкого.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВНИЕ
№ урока | Тема урока | Кол- во часов | Тип урока | Элементы основного и дополнительного | Музыкальный материал | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля | Домашнее задание | Дата проведения | |
план | Факт | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Тема учебного года: «Содержание и форма в музыке» | ||||||||||
1 | «Магическая единственность» музыкального произведения | 1 | Урок изучения нового материала | Музыкальная форма, объединяющая в едином замысле несколько относительно самостоятельных частей, различных по образному содержанию и структуре. Основные циклические формы | И. Брамс. Симфония № 3; Л. Бетховен. Соната № 14 для форте пиано; Ю. Шевчук «Что такое осень?» (пение) | Знать, что такое сюита и сонатная форма, соната. Уметь определять смысл, тему, эмоциональное состояние музыкального произведения и объяснять неповторимость музыкальных произведений | Устный опрос. Хоровое пение | Выучить слова песни «Что та кое осень» | ||
Раздел I. Содержание в музыке (3 ч) | ||||||||||
2 | Музыку трудно объяснить словами | 1 | Урок изучения нового материала | Два вида музыкальной образности. Тишина, неподвижность и покой; их воплощение в музыке. Знакомство с различными музыкальными образами тишины и покоя, природы, войны и мира, подвига, борьбы и победы. Интерпретация. Переложение. Ремикс | И. Брамс. Симфония № 3; Я. Бетховен. Соната № 14 для фортепиано; Ю. Шевчук. «Что такое осень?» (пение) | Знать определение терминов: сюита, соната. Уметь: определять музыкальный образ в прослушиваемом произведении; передавать словами свое отношение к музыке; исполнять песню, применяя отработанные вокально - хоровые навыки | Устный опрос. Хоровое пение | Подобрать песни по теме урока | ||
3- 4 | Что такое музыкальное содержание | 2 | Урок изучения нового материала | Музыкальное содержание. Характерные черты человека при создании его музыкального образа. Образ в литературе, изобразительном искусстве и музыке. Музыкальный образ может включать в себя одну или несколько мелодий - это значит иметь одну или несколько граней | Л. Бетховен. Соната № 14 для фортепиано. I часть; Я. Дубравин, М. Пляцковский. «Когда играет музыкант» (хоровое пение) | Знать особенности содержания в музыке, сравнивать понятие «образ» в других видах искусства (литературе, изобразительном искусстве). Уметь анализировать музыкальное произведение | Устный опрос. Хоровое пение | Подготовить сообщение «Биография Л. Бетховена» | ||
Раздел II. Каким бывает музыкальное содержание (5 ч) | ||||||||||
5 | Музыка, которую необходимо объяснять словами | 1 | Комбинированный | Музыка передает тонкие, почти неуловимые движения чувств человека. Программные произведения в музыке. Композиторы о программности в музыке | А. Н. Скрябин. Этюд ре-диез-минор, соч. 8 № 12; Ф. Шопен. Прелюдия № 20; А. Варламов, М. Лермонтов. «Горные вершины» (хоровое пение) | Уметь приводить примеры создания образа человека в музыке, литературе, изобразительном искусстве. Знать, из чего складывается музыкальное содержание | Устный опрос. Хоровое пение | Подобрать примеры программных произведений в музыке | ||
6 | Ноябрьский образ в пьесе П. И. Чайковского | 1 | Урок изучения нового материала | Музыка русской природы. Образ, воображение, изображение (определение в литературе, изобразительном искусстве). Природа в живописи, литературе и музыке. П. Чайковский - музыкальный живописец | П. Чайковский. «Ноябрь. На тройке» (из фортепианного цикла «Времена года»); А. Варламов, М. Лермонтов. «Горные вершины» (хоровое пение) | Знать особенности содержания в музыке, сравнивать понятие «образ» в других видах искусства. Уметь определять характерные черты музыкального образа | Устный опрос. Хоровое пение | Подобрать иллюстрации к музыкальному произведению «Ноябрь. На тройке» | ||
7 | «Восточная» партитура Н. А. Римского-Корсакова | 1 | Урок изучения нового материала | Н. Римскй-Корсаков - великий сказочник в русской музыке. Восточная тема в творчестве Н. Римского- Корсакова. «Шехерезада» - самая цельная симфоническая партитура среди всех программных партитур Н. Римского-Корсакова | Н. Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехерезада». I часть; Е. Подгащ. «Осенний вокализ» (хоровое пение) | Знать, что музыка может рассказать о человеке. Уметь анализировать музыкальное произведение, исполнять вокализ | Устный опрос. Хоровое пение | Подобрать ил люстрации по теме урока | ||
8 | Когда музыка не нуждается в словах | 1 | Урок изучения нового материала | Музыка - язык чувств. Тональность, колорит и красочность музыкальных сочинений | А. Вивальди. «Зима». I часть. Из цикла «Четыре концерта для скрипки с оркестром «Времена года» | Знать значение тональности и колорита в музыке. Уметь проанализировать музыкальное произведение | Устный опрос. Хоровое пение | Подготовить со общение на тему «Творчество А. Вивальди» | ||
9 | Содержание в музыке | 1 | Комбинированный | Подведение итогов работы по теме «Содержание в музыке». Музыкальная викторина. Хоровое пение | Л. Бетховен. Симфония № 5, часть 3; увертюра «Эгмонт» (слушание) | Знать главные особенности содержания и формы в музыке | Устный опрос. Хоровое пение | Подведение итогов работы по теме «Содержание в музыке». Музыкальная викторина. Хоровое пение | ||
Раздел III. Музыкальный образ (3 ч) | ||||||||||
10 | Лирические образы в музыке | 1 | Комбинированный | Что означают выражения «лирическая тема в музыке», «лирический образ в музыкальном произведении». Настроение в музыке. Лирический род в музыке, отличается повышенной мелодичностью и напевностью звучания, лаконичностью художественных образов | С. Рахманинов. Прелюдия соль- диез минор, соч. 32 № 12; Ю. Милютин, Е. Долматовский. «Лирическая песенка» (хоровое пение) | Знать определение и основные признаки лирического образа. Уметь определять характерные черты музыкального образа в связи с принадлежностью его к лирике | Устный опрос. Хоровое пение | Составить устный рассказ по музыкальному произведению (по выбору) | ||
11 | Драматические образы в музыке | 1 | Комбинированный | Драматический образ в музыкальном произведении. Формирование восприятия музыкального образа на примере баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта | Ф. Шуберт, стихи И.-В. Гёте. «Лес ной царь»; Г. Струве, Л. Кондратенко. «Матерям погибших героев» (хоровое пение) | Знать определение и основные признаки драматического образа в музыке. Уметь в музыке увидеть трагедию, почувствовать боль и крик человеческой души | Устный опрос. Хоровое пение | Приду мать ритмический рисунок | ||
12 | Эпические образы в музыке | 1 | Комбинированный | Эпические образы в музыке - это образы не только героев, но и событий истории, образы природы, изображающей Родину в определённую историческую эпоху. Отличие эпоса от лирики и драмы: на первом месте не герой с его личными проблемами, а история | Н. Римский-Корсаков. «Окиан - море синее». Вступление к опере «Садко»; А. Бородин. «Богатырская симфония»; опера «Князь Игорь». Ария князя Игоря | Знать определение и основные признаки эпического образа. Уметь определять и описывать в музыке эпические образы, отличать эпос от лирики и драмы | Устный опрос. Хоровое пение | Нарисовать об раз лесного царя художественными материалами | ||
Раздел IV. О чем рассказывает музыкальный жанр (4 ч) | ||||||||||
13 | «Память жанра» | 1 | Комбинированный | Жанры классической музыки: вокальная, танцевальная, вокально-инструментальная, инструментальная, симфоническая музыка, музыкально-театральные жанры. Музыкальные жанры различаются: по характеру, по сюжету, по составу исполнителей, по особенностям формы, по обстоятельствам исполнения | П. Чайковский. Симфония № 4; М. Глинка. Романс «Я помню чудное мгновенье...»; И. Штраус. Вальс «Голубой Дунай»; Ф. Шопен. Мазурка фа минор;
| Знать, чем отличается песня от романса; в чём разница между полькой и маршем - и вальсом, менуэтом, мазуркой. Уметь: анализировать музыкальное произведение; различать музыкальные жанры и давать им краткую характеристику | Устный опрос. Хоровое пение | Подобрать пес ни, разные по направлению - бытовые, профессиональные | ||
14 | Такие разные песни | 1 | Комбинированный | Песня как вид искусства делится на два направления - бытовая и профессиональная. Песня - наиболее простая и распространенная форма вокальной музыки | Русская народная песня. «Во поле береза стояла...»;
| Знать: виды песен; чем отличается песня от романса. Уметь проявлять навыки вокально- хоровой деятельности | Устный опрос. Хоровое пение | Подготовить сообщение «Виды песен» (по выбору) | ||
15 | Такие разные танцы | 1 | Комбинированный | Танец - вид искусства, в котором художественные образы создаются средствами пластических движений и ритмически четкой и непрерывной сменой выразительных положений человеческого тела. Виды танцев | П. Чайковский. Вальс из оперы «Евгений Онегин»; Ф. Шопен. Вальс си минор, соч. 69 № 2; И. Штраус. Вальс. Полька. «Жизнь - это танец» | Знать, в чём разница между полькой и маршем, и вальсом, менуэтом и мазуркой. Уметь: слушать, воспринимать и анализировать музыкальные произведения; определять музыкальный ритм | Устный опрос. Хоровое пение | Составить устный рассказ об искусстве танца | ||
16 | Такие разные марши | 1 | Комбинированный | Марш получает разные названия в зависимости от скорости движения. Церемониальный марш, скорый марш. Марши для духового оркестра | П. Чайковский. Марш из балета «Щелкунчик»; Ж. Визе. «Марш Тореадора» (из оперы «Кармен») | Знать, в чём разница между полькой и маршем - и вальсом, менуэтом, мазуркой | Устный опрос. Хоровое пение | |||
Раздел V. Что такое музыкальная форма (3 ч) | ||||||||||
17 | «Сюжеты» и «герои» музыкальной формы | 1 | Комбинированный | Что такое музыкальная форма. Форма - система музыкальных средств, примененная для воплощения содержания произведения. Строение, схема музыкального произведения. Главные принципы музыкальной формы | Р. Вагнер. Антракт к III действию из оперы «Лоэнгрин»; В.-А. Моцарт. Увертюра из оперы «Свадьба Фигаро»; А. Зацепин, Л. Дербенев. «Есть только миг...» (хоровое пение) | Понимать, что такое форма в музыке. Знать виды форм, повторение варьирования, контраста, развития. Уметь определять образное содержание музыкального произведения | Устный опрос. Хоровое пение | Подобрать песенный материал по теме урока | ||
18 | Художественная форма – это ставшее зримым содержание | 1 | Комбинированный | Расширить представления о музыкальной форме как средстве воплощения образного содержания. Основные музыкальные формы и их схемы | Ф. Шуберт. «Серенада»; А. Зацепин, Л. Дербенев. «Есть только миг...» (хоровое пение) | Знать определение духовной музыки. Уметь описать образ и определить форму музыки; проявлять навыки вокально- хоровой деятельности | Устный опрос. Хоровое пение | Подготовить сообщение о творчестве Л. Дербенева | ||
19 | От целого к деталям | 1 | Комбинированный | Расширить представления о музыкальной форме как средстве воплощения образного содержания. Основные музыкальные формы и их схемы | Ф. Шуберт. Из вокального цикла «Зимний путь». А. Зацепин, Л. Дербенев. «Есть только миг...» (хоровое пение) | Знать, что такое форма в музыке. Уметь определять формы вокальной музыки. Закрепить вокально-хоровые навыки | Устный опрос. Хоровое пение | Подготовить сообщение о творчестве А. Зацепина | ||
Раздел VI. Музыкальная композиция (8 ч) | ||||||||||
20 | Какой бывает музыкальная композиция | 1 | Комбинированный | Композиция (составление, сочинение) - категория музыковедения и музыкальной эстетики, характеризующая предметное воплощение музыки в виде выработанного и завершённого в себе музыкального произведения, «опуса» | Ф. Шопен. Прелюдия ля мажор, соч. 28 № 7; А. Зацепин, Л. Дербенев. «Есть только миг...» (хоровое пение) | Знать определение композиции в музыке; разновидности музыкальной композиции. Уметь проявлять навыки вокально-хоровой деятельности | Устный опрос. Хоровое пение | |||
21 | Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (пери од) | 1 | Комбинированный | Разнообразие музыкальных образов | Л. Бетховен. Симония № 5.1 часть. Фрагмент; А. Рыбников, Р. Тагор. «Последняя поэма» (хоровое пение) | Знать определение одночастной формы в музыке. Уметь приводить примеры музыкальных произведений в шестнадцати тактах | Устный опрос. Хоровое пение | Выучить стихи Р. Тагора «Последняя поэма» | ||
22 | Два напева в романсе М. Глинки «Венецианская ночь» (двухчастная форма) | 1 | Комбинированный | Двухчастный цикл «прелюдия-фуга» известен со времен барокко. Прелюдия выступает в роли импровизационного вступления к фуге. Циклы «прелюдия-фуга» могут объединяться в более крупные циклы на основе какого-либо формально го или тематического принципа | М. И. Глинка, И. Козлов. «Венецианская ночь» (слушание, пение); Ф. Шопен. Прелюдия ля-мажор, соч. 28 № 7 (слушание) | Знать определение двухчастной формы в музыке. Уметь приводить примеры музыкальных произведений с двухчастной формой; проявлять приобретенные навыки хоровой деятельности | Устный опрос. Хоровое пение | Подобрать материал о творчестве композитора М. Глинки и поэта И. Козлова | ||
23 | Трехчастность в «ночной серенаде» Пушкина-Глинки | 1 | Комбинированный | Трехчастность в «Ночной серенаде» Пушкина и Глинки. Трехчастная форма - тип композиционной структуры, применяемый в музыке в качестве формы целой пьесы или ее части. Схема строения трехчастной формы: ABA. Что такое музыкальная репризная трехчастная форма | М. И. Глинка, А. С. Пушкин, «Я здесь, Инезилья...»; С. Прокофьев. «Джульетта-девочка» (из балета «Ромео и Джульетта») | Знать определение трехчастной формы в музыке, репризы, композиционное по строение трехчастной формы, какие произведения излагаются в трехчастной форме. Уметь приводить примеры трехчастной формы в музыкальных произведениях | Устный опрос. Хоровое пение | Подготовить доклад о творчестве С. Прокофьева | ||
24- 25 | Многомерность образа в форме рондо | 2 | Комбинированный | Рондо - музыкальная форма, сложившаяся под некоторым влиянием лирических стихотворений того же названия. В музыкальном рондо главная тема повторяется. Происхождение связано с народной песенно-танцевальной музыкой | А. Бородин. «Спящая княжна». М. Глинка, И. Козлов. «Венецианская ночь» (пение) | Знать определение формы рондо и сонатной формы в музыке. Уметь приводить примеры музыкальных произведений, написанных в форме рондо и сонатной форме; характеризовать и сравнивать их | Устный опрос. Хоровое пение | Подготовить доклад о творчестве А. П. Бородина | ||
26 | Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича | 1 | Комбинированный | Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича. Стилистические особенности музыки эпохи Великой Отечественной .войны. Особенности сложных жанров: симфония | Д. Д. Шостакович. Симфония № 7. I часть (фрагмент «Эпизод нашествия»); В. Синявский, М. Владимиров. «Благодарим, солдаты, вас!» | Знать о том, что в музыкальных образах слиты воедино судьбы отдельных людей и судьба всего народа. Уметь применять приобретенные навыки вокально- хоровой деятельности | Устный опрос. Хоровое пение | Подобрать зрительный материал к «Ленинградской» симфонии | ||
27 | Музыкальная композиция | 1 | Комбинированный | Обобщение знаний по теме раздела «Музыкальная композиция». Композиция как категория музыковедения и музыкальной эстетики. «Музыкальное целое» | В. Синявский, М. Владимиров. «Благодарим, солдаты, вас!» | Знать о роли композиции в музыке, о многозначности использования термина «композиция». Уметь применять приобретенные навыки вокально- хоровой деятельности | Устный опрос. Хоровое пение | Музыкальная композиция | ||
Раздел VII. Музыкальная драматургия (8 ч) | ||||||||||
28 | Музыка в развитии | 1 | Комбинированный | Музыка в развитии. Драматургия музыкальная - система выразительных средств и приёмов воплощения драматического действия в произведениях музыкально-сценического жанра (опере, балете) | М. Мусоргский. «Старый замок» (из фортепианного цикла «Картинки с выставки»); С. Соснин, Я. Серпин. «Родина» (хоровое пение) | Знать об особенностях развития тем в симфонической драматургии. Уметь определять средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях | Устный опрос. Хоровое пение | |||
29 | Музыкальный порыв | 1 | Комбинированный | Драматургия музыкальных образов. Стилистические особенности музыки русской национальной школы. Музыкальный порыв. Сопоставление образов в музыкальной драматургии | Р. Шуман. «Порыв» (из фортепианного цикла «Фантастические пьесы»); С. Соснин, Я. Серпин. «Родина» (хоровое пение) | Знать определение музыкальной драматургии, как проявляет себя музыкальная драматургия в миниатюре. Уметь определять образное, сюжетное содержание музыки | Устный опрос. Хоровое пение | Подготовить сообщение о русской музыкальной школе | ||
30 | Движение образов и персонажей в оперной драматургии | 1 | Комбинированный | Типы музыкальной драматургии. Движение образов и персонажей в оперной драматургии. Музыкальная драматургия балетного спектакля. Средства музыкальной выразительности в опере, балете. Драматургия музыкальных образов | М. Глинка. «Мазурка» (фрагмент из оперы «Жизнь за царя»); С. Соснин, Я. Серпин. «Родина» (хоровое пение) | Знать определение музыкальной драматургии, об особенностях и законах драматургии оперы, балета. Уметь определять образное, сюжетное содержание музыкальных произведений, объяснять единство пластической и музыкальной мыс ли в балете, синтез компонентов в ба лете | Устный опрос. Хоровое пение | Подготовить сообщение об истории создания оперы М. Глинки «Жизнь за царя» | ||
31-32 | Диалог искусств: «Слово о полку Иго- реве» и «Князь Игорь» | 2 | Комбинированный | Типы музыкальной драматургии, связь с симфонической музыкой. Симфония -жанр музыкального искусства. Области применения симфонии. Происхождение жанра. Симфония - жанр инструментальной музыки многочастной канонизированной формы с фундаментальным мировоззренческим содержанием. Творчество М. И. Глинки | М. Глинка. Хор поляков из «Сцены в лесу» (из оперы «Жизнь за царя»); С. Соснин, Я. Серпин. «Родина» (хоровое пение) | Знать понятие симфонии как музыкальной формы, области ее применения. Уметь применять навыки вокально-хоровой деятельности | Устный опрос | Составить устный рассказ о своих впечатлениях об опере (по выбору) | ||
33 | Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии | 1 | Комбинированный | Композитор А. П. Бородин. Музыка передает глубокие размышления, боль о без мерных страданиях людей, раскрывает борьбу двух начал: добра и зла. Противоборство музыкальных образов в одном произведении | А. Бородин. «Князь Игорь» (фрагменты из оперы: хор «Слава», «Интродукция» и др.) | Знать понятие симфонии как музыкальной формы, области ее применения. Уметь применять навыки вокально-хоровой деятельности | Устный опрос. Хоровое пение | Приду мать ритмический рисунок, характеризующий маршевую музыку | ||
34-35 | Содержание и формы в музыке (заключительный урок | 2 | Комбинированный, творческий отчет | Подведение итогов работы за четверть и учебный год. Музыкальная форма в широком и узком значении. Единство содержания и формы. Музыкальный язык. Непрерывность формы и содержания в музыке | С. Соснин, Я. Серпин. «Родина» (хоровое пение). Произведения по выбору | Знать, чем отличается музыкальная драматургия от музыкальной композиции, в чем состоит непрерывность формы и содержания в музыке. Уметь сравнивать обработки одной и той же мелодии разными способами, с тем чтобы наглядно прослеживать формы и содержание в музыке | Устный опрос. Хоровое пение | Подведение итогов работы за четверть и учебный год. |
Учебно-методическое обеспечение рабочей программы
Методические пособия для учителя:
- Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования / Э. Б. Абдуллин. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.
- Алиев, Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта / Ю. Б. Алиев. - М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000.
- Алиев, Ю. Б. Пение на уроках музыки / Ю. Б. Алиев. - М.: Владос-Пресс, 2005.
- Владимиров, В. Н. Музыкальная литература / В. Н. Владимиров, А. И. Лагутин. - М.: Музыка, 1984.
- Гришанович, Н. Музыка в школе : методическое пособие для учителей / Н. Гриша- нович. - Минск: Юнипресс, 2006.
- Дмитриева, Л. Г. Методика музыкального воспитания в школе / Л. Г. Дмитриева, Н. М. Черноиваненко. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
- Золина, Л. В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы : методическое пособие / Л. В. Золина. - М.: Глобус, 2008.
- Затямина, Т. А. Современный урок музыки / Т. А. Затямина. - М. : Глобус, 2008.
- Клёнов, А. Там, где музыка живёт / А. Клёнов. - М.: Педагогика, 1985.
- Могилевская, С. У лиры семь струн : научно-художественная литература / С. Мо- гилевская ; худож. Н. Мищенко. - М.: Детская литература, 1981.
- Музыка. 7 класс: поурочные планы по учебнику Т. И. Науменко, В. В. Алеева / авт.-сост. О. П. Власенко. - Волгоград : Учитель, 2009.
- Цыпин, Г. М. Психология музыкальной деятельности : теория и практика / Г. М. Цы- пин. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.
- Школяр, Л. В. Музыкальное образование в школе / Л. В. Школяр. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.
Дополнительная литература для учащихся:
- Куберский, И. Ю. Энциклопедия для юных музыкантов / И. Ю. Куберский, Е. В. Минина. - СПб.: ТОО «Диамант»: ООО «Золотой век», 1996.
- Музыка. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. Г. В. Келдыш. - М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
- Прохорова, И. А. Зарубежная музыкальная литература / И. А. Прохорова. - М.: Музыка, 1972.
- Прохорова, И. А. Советская музыкальная литература / И. А. Прохорова. - М.: Музыка, 1972.
- Саймон, Генри У. Сто великих опер и их сюжеты / Генри У. Саймон ; пер. с англ. А. Майкапара. - М.: КРОН-Пресс, 1998.
- Саминг, Д.-К. 100 великих композиторов / Д.-К. Саминг. - М.: Вече, 1999.
- Финкелыитейн, Э. И. Музыка от А до Я / Э. И. Финкелынтейн. - СПб.: Композитор, 1997.
Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов и рефератов:
- Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru. wikipedia.org/wiki
- Житие преподобного Романа Сладкопевца [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// lib.eparhia-saratov.ru/books/05d/dimitrii_rost/dimitrii_rostl/842.html
- Классическая музыка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://classic.chubrik.ru
- Музыкальная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://dic.academic.ru/ contents.nsf/enc_music
- Музыкальный энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.music-dic.ru
- Музыкальный словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/con- tents. nsf/ dic_mus ic
- Церковная музыка русских композиторов. Биографии композиторов. О каноне и акафисте. Тексты песнопений [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bogoslovy.ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке 5 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 5 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 6 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 6 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 7 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 7 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по Музыке 5 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7...
Рабочая программа по Музыке 6 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7...
Рабочая программа по Музыке 7 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7...
Адаптированная общеобразовательная рабочая программа по музыке 6 класс на основе авторской программы «Музыка» 5-7 классов, Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина
Содержание адаптированной рабочей программы I. Целевой раздел 1. Пояснительная записка - психолого-педагогическая характеристика класса...