Развитие певческих способностей у школьников
статья по музыке на тему

Из опыта работы с детьми над чистотой интонации,развития певческих умений и навыков.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ПЕВЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ.

«Пение оказывает могущественное эмоциональное влияние на слушателей и на самого поющего, никакой музыкальный инструмент не может соперничать с голосом – этим замечательным даром природы, который с детства нужно беречь и соответственным образом воспитывать»

                                                                       Е.И Алмазов

Осуществляя эстетическое воспитание детей средствами пения в общеобразовательной школе, учитель должен научить любого ребёнка петь независимо от его природных данных, развить его вокальные способности. Певческий процесс должен рассматриваться как с точки зрения звукообразования, так и его восприятия.

   Важнейшим средством развития певческих способностей является координация слуха и голоса. Часто в жизни бывает так: человек слышит, но не может петь. Всё дело в том, что у него отсутствует координация между голосом и слухом. Это приводит к отсутствию способности к творческому самовыражению, и как следствие к заторможенности, замкнутости и другим личностным проблемам.

   Исследования взаимосвязи слуха и голоса ведётся многими учёными. Доктор Е.И Алмазов, изучающий природу детского голоса, подчёркивает особое значение развитого слуха для правильной вокальной интонации. Таким образом, развитый слух способствует совершенствованию певческих навыков, улучшает певческий голос.

   В работе важны:

  • Слуховое внимание ( слуховая активность)
  • Сравнение и сопоставление различных звуковых образцов
  • Попытки воспроизведения
  • Чувственное восприятие
  • Внутреннее пение с опорой на внешнее звучание эталона, заданного учителем
  • Введение понятия о том, что услышали и узнали
  • Достижение искомого качества звучания в собственном исполнении( совершенствование навыка)

Конечно, закладываются певческие способности ещё в дошкольном возрасте.

    В школе с развитием ребёнка, с формированием его голосового аппарата мы продолжаем процесс формирования, развития певческих навыков и умений в процессе специальных упражнений и разучивании песен.

   Проведя диагностику первых классов, выяснилось: у многих детей музыкальный слух недостаточно развит, поют напряжённо, интонируют не всегда чисто, вяло артикулируя, дыхание у многих очень короткое, отчего качество звука плохое, в ансамблевом пении они не вступают вовремя. Поэтому, я перед собой поставила  цель и задачи :

  1. Бережное воспитание голоса каждого ребёнка, обогащение его естественного тембра, обучение эстетики красивому пению.
  • Формировать у детей певческие навыки и умения, способствующие выразительному исполнению
  • Развивать музыкальный слух, умение различать высоту звуков, их длительность.
  • Развивать голос каждого ребёнка, формируя естественное звучание, укрепляя и расширяя диапазон
  • Помогать проявлению творческих способностей и переносить полученные навыки и умения в хоровую деятельность.

Изучив опыты работы Г.Стуловой, Н.Попова, Т.Рыбкиной, Д.Кабалевского и др., выстроила систему работы по развитию певческих способностей детей школьного возраста.

   К основным вокальным навыкам можно отнести:

  • Звукообразование
  • Певческое дыхание
  • Артикуляция
  • Слуховые навыки
  • Навыки эмоциональной выразительности исполнения.

ЗВУКООБРАЗОВАНИЕ- это целостный процесс, обусловленный в каждый данный момент способом взаимодействия дыхательных и артикуляционных органов с работой гортани. Это не только атака звука, но и последующее за ним звучание. Умение правильно интонировать является составной частью навыка звукообразования.

Использую свой показ или показ хорошо поющего ребёнка. Показываю движением руки вверх или вниз. Это помогает точнее интонировать звуки. Пение на слоги- ля, лё и др.  

Применяю игровой приём « Музыкальное эхо»-в младших классах, т.е привлекаю внимание на выполнение поставленной задачи тех детей, которые чисто интонируют, а затем остальных, добиваясь каждый раз чистого звучания. Высокие скачки пропеваем отдельно ( на ля-ле, а-у).

Навык артикуляции включает: отчётливое произношение слов, умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные звуки в любом ритме и темпе. Быстрый темп помогает добиваться хорошей дикции, чёткого произношения, выработки ритмического ансамбля, развивает подвижность нижней челюсти.

Упражнения на развитие дикции и артикуляции.

Цель: чёткое проговаривание слов без музыки и с музыкой в быстром темпе.

-Скок, скок, поскок, молодой дроздок.

По водичку пошёл, молодичку нашёл.

Сама с вершок, голова с горшок.

-Мышки, не мешайте кошке ловить мошек на окошке.

Кошка мошку лапой – хвать! Лучше кошке не мешать!

- Рассказала мила мне небылицу о луне:

« Лунной ночью лунный кот песни лунные поёт»

- У редьки и репки корень крепкий.

- Бобр, бобр, бобр для бобряток добр.

- Проворонила ворона воронят.

- Бык тупогуб, тупогубенький бычок

У быка бела губа была тупа.                  и  др.

Навык дыхания:

  • Певческая установка, обеспечивающая оптимальные условия для работы дыхательных органов ( постоянно напоминаю, как нужно сидеть, стоять во время пения)
  • Свободный спокойный вдох ( понюхать цветок) и выдох ( не поднимая плеч); тихий вдох ( не спугни бабочку); вдох и выдох более длительный ( по счёту с увеличением цифр)
  • Выработка короткого дыхания ( неожиданно удивились чему- то)
  • Умение распределять дыхание на всю музыкальную фразу ( использую попевку « По дороге Петя шёл и горошину нашёл» - на одной ноте; произнесение слов в ритме мелодии активным шёпотом; цепное дыхание: ( не делать вдох одновременно с рядом сидящим, берём дыхание быстро и незаметно, брать дыхание во время длинных нот, прислушиваться к соседу и ко всему классу)
  • Регулирование подачи дыхания в связи с задачей постепенного усиления или ослабления звука ( попевка « Дождик, дождик посильней разгони моих гусей( вверх), мои гуси дома не бояться грома ( вниз)» ).

Слуховые навыки:

  • Слуховое внимание и самоконтроль ( музыкальная грамотность, память, мышление, наблюдательность)
  • Вокально- слуховые представления о певческом звуке и способах его образования ( пение легато и стаккато).Темп- только медленный. Он учит детей 1-2 классов протяжному, напевному кантиленному исполнению.

Песенку « Андрей- воробей» можно использовать, обучая детей узнаванию характерного ритма, пению на одном звуке ( « Пойте так, чтобы звук «не падал» или « не сползал» с полочки. Тогда звук будет ровным и одинаковым.)

  • Дифференцирование качественных сторон певческого звучания, в том числе и эмоциональной выразительности ( гибкость голоса, ансамбль, строй- при исполнении двухголосных песен и т.д.

Навык выразительного исполнения:

   Выразительность формируется на основе осмысления содержания музыкального произведения и его эмоционального переживания детьми.

Выразительность исполнения выступает как условие эстетического воспитания детей средствами вокального искусства и достигается за счёт: мимики, выражения глаз, жестов и движений; богатства тембровых красок голоса; динамических оттенков; чистоты интонирования; разборчивости дикции; темпа…

Настраиваем детей на заключительном этапе петь выразительно, на улыбке, в характере.

Иногда закрепление песни проходит в творческой обстановке, исполняется на празднике.

Все навыки собираются в систему развития музыкальных способностей:

  1. Восприятие выразительной сущности регистров в процессе слушания.
  2. Восприятие и воспроизведение звуков по высоте, направление мелодии при пении прибауток, музыкальных распевок.
  3. Ладовая интонация как образная характеристика.
  4. Лад и его разновидности ( лад- порядок, систематическая взаимосвязь музыкальных звуков).
  5. Сопоставление ( свет и тень, радость и горе).
  6. Восприятие и воспроизведение равномерной пульсации метрических долей в музыке ( движение под музыку, игра на инструментах).
  7. Сильные и слабые доли при слушании и исполнении пьес.
  8. Восприятие и соотношения различных длительностей.
  9. Усвоение ритмических фигур ( дети легко могут прохлопать, а затем осмыслить).

Успешность вокально- хоровой работы зависит от учителя. Песенный репертуар следует подбирать с учётом особенностей каждого конкретного класса. И тогда работа над певческими навыками будет успешна. В репертуар нужно включать песенки- попевки, заклички, скороговорки, народные песенки и песни ( в старших классах), образцы детского русского и зарубежного фольклора. Также частью песенного репертуара становятся произведения композиторов- классиков ( в 5-6 классах особенно).И конечно песни современных композиторов. Именно интонационный строй массовой песни сегодняшнего дня позволяет расширять эмоциональную палитру детских впечатлений, способствовать укреплению интереса к современной музыке.

Пример небольшой разминки певческого аппарата в младших классах.

Провожу её в форме игры- путешествия.

Например: «Ребята, сегодня я приглашаю вас в небольшое путешествие – в лес. А поедем мы с вами на поезде. Итак, сели в поезд ( слежу за осанкой детей) и поехали ( звукоподражание). Он начинает свой ход медленно, затем постепенно разгоняется и замедляет движение ( вдох и медленный выдох). Выходим из поезда ( встали) и попадаем на чудесную поляну, где растёт множество цветов, давайте понюхаем их ( лёгкий, короткий вдох и медленный выдох). Ах, как они пахнут! А вот на цветочке встретились две подруги- пчёлки и заговорили друг с другом( звукоподражание) и т.д.

Кроме растений и насекомых мы встречаем животных, которые помогут развитию дикции, т.е беру скороговорку( знакомую или новую) и проговариваем её в быстром  и медленном темпах, тихо и громко, с учётом интонации различных животных( медведя, волка…).

Игровой характер упражнений делает разминку непроизвольной, более ответственной, интересной, что способствует эмоциональной раскрепощённости, выразительности, освобождению мышц голосового аппарата( снятие зажима голосовых связок).

Если проводить всю  работу в системе, на каждом уроке, во внеурочной деятельности, то результат будет очень хорошим. И петь дети будут всегда и с удовольствием.

    Развивая певческие способности, учителю рекомендуется проводить диагностику детей, пришедших в первый класс, каждый год выявляя то, что получается или нет.

  1. Выявлять уровень эмоциональной отзывчивости на музыку, умение целостно и дифференцированно воспринимать музыку, вычленять её выразительные средства ( мелодию, темп, характер, динамику…).
  2. Выявлять уровень звуковысотного слуха( регистры, восходящее или нисходящее движение мелодии, после прослушанного прохлопать ритмический рисунок).
  3. Выявлять качество певческих умений, музыкальной памяти
  • Звукообразование- выразительность исполнения без напряжения, лёгким звуком, пение без поддержки.
  • Дыхание( между фразами)
  • Дикция ( ясное произношение слов)
  • Строй (чистота интонирования).

Приходят дети в школу разного уровня подготовки, некоторые не посещали детский сад. Поэтому одни из них не могли петь без поддержки, другие  пели всё одинаково, не понимая, о чём поют. Благодаря урокам музыки в школе сейчас они более эмоционально воспринимают музыкальные произведения, определяют их характер, жанр. Поют с удовольствием, преодолевают трудности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей младших школьников через внеклассные мероприятия

Видеть в каждом ученике личность, помочь словом и делом, содействовать            тому, чтобы каждый из них поверил в себя, раскрыл свои способно...

Развитие певческих способностей у детей путём использования фонопедической системы голосообразования

Аттестационная работа на высшую квалификационную категорию.Цель настоящей квалификационной  работы – поделиться всем наиболее ценным из опыта развития певческих способностей детей, основанного на...

Из опыта работы "Развитие певческих способностей детей дошкольного возраста в процессе кружковой работы"

Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр....

Конспект коррекционного занятия "Развитие коммуникативных способностей младших школьников с задержкой психического развития".

Занятие "Учимся эффективно взаимодействовать" направлено на развитие коммуникативных навыков младших школьников с ЗПР, эмпатии, умения работать в команде....

Технология развития певческих способностей у детей дошкольного возраста»

Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в воспитании всесторонней и гармонично развитой личности....