Традиции русского народа.
учебно-методический материал по музыке на тему

Тростина Татьяна Алексеевна

Цели: знакомство детей с обычаями и традициями русского народа, закрепление сведений детей об устройстве и назначении печи.

Задачи: вырабатывать умения использования в речи знаний русского фольклора: считалок, пословиц, сказок, дразнилок. Развивать связную речь, смекалку, творческие способности, эмоциональную отзывчивость. Воспитывать интерес к русской бытовой культуре, национальным традициям и обыча.

Это внеклассное мероприятие с песнями, презентацией. Рассказ о том как жили раньше. На чём и в чём готовили. Показывала ребятам ухваты, чугуны кочергу, сковороды,как растапливали печь. Играли в различные игры например "Кто быстрее соберет дрова" и.т.д.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Русская печка21.45 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Традиции и быт русского народа

Цели: знакомство детей с обычаями и традициями русского народа, закрепление сведений детей об устройстве и назначении печи.

Задачи: вырабатывать умения использования в речи знаний русского фольклора: считалок, пословиц, сказок, дразнилок. Развивать связную речь, смекалку, творческие способности, эмоциональную отзывчивость. Воспитывать интерес к русской бытовой культуре, национальным традициям и обычаям.

Оформление: зал оформлен в виде горницы с печью.

 Рисунки и поделки детей.

Предварительная работа: чтение и обсуждение русских народных сказок: «Колобок», «Царевна – лягушка», «Сивка – бурка», «Заюшкина избушка», «По щучьему велению», «Гуси – лебеди». Рассматривание русской печи на слайдах и картинках. Объяснение и показ картинок и слайдов, что такое ухват, чугунок, кочерга.

 Звучит русская народная песня «Светит месяц» в записи.

Здравствуйте, добры молодцы, здравствуйте, красны девицы, здравствуйте, люди честные, гости наши дорогие!

 Милости прошу! Дети, вы заметили, какими словами я вас встретила? (Здравствуйте). Каждый день говорят люди друг другу это слово. Что оно означает, как вы думаете?

Здравствуйте от слова здравие – здоровье значит, т.е. мы желаем человеку здоровья, не болеть. Это пожелание доброе и поэтому произносить его надо ласково, приветливо, смотреть в лицо тому, с кем здороваешься.

А еще, какие слова я вам сказала. «Милости прошу».

Что эти слова означают? Как вы их понимаете?

 Милость от слова милый, т.е. я, прошу вас быть милыми. Милый человек, - какой он? Добрый, ласковый, заботливый, внимательный. Вот об этом вас и просит хозяйка: будьте добрыми и ласковыми, внимательными и заботливыми по отношению друг к другу, бережными ко всему, что вас окружает.

Вот такие наши русские приветствия. Это не просто слова, а пожелания доброты и здоровья

. Поэтому и говорят: «Русский народ доброжелательный».

Вот такой доброжелательный народ и избу эту срубил, т.е. построил.  Ясно, что одному человеку это большое дело не по плечу, не под силу. Традиция помогать друг другу называлась – помочь. И пословицы народ сложил: «Одному хорошо, а вместе – лучше!»

А какие вы пословицы и поговорки о помощи и дружбе знаете?

Избу, которую строили дружно, с добротой и жилось в ней хорошо. А комнату в избе называли – горница. (Слайд). Посреди горницы стояла – печь, о ней говорили: «печь – всему – голова».

 Голова – значит самая главная.

 Давайте подумаем, почему самая главная?

 Где пищу приготовить? – В печи!

Чем избу обогреть? – Печкой!

Она и накормит, и обогреет.

А случалось, и так, нагуляются дети, на горке накатаются, в снежки наиграются, придут домой замерзшие и промокшие.

 Где сушить валенки, да одежду? В печи.

 А что еще можно сушить в печи? (грибы, ягоды, травы.)

А еще, дети, печь и лечит!

Если дети пришли замерзшие, да промокшие, что с ними может случиться? Они могут заболеть. Уложат тогда ребенка на печь.

 Она его лучше всякого горчичника прогреет! И болезнь пройдет.

А еще печь не только обогревала, но и была источником света.

Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло.

Хозяйка и хозяин усаживались у печи, когда детки малые уже спали и занимались каждый своим делом.

Например, хозяйка пряла пряжу, а хозяин плел лапти или корзину из прутьев. Вот вам и ответ: почему печь всему голова.

Она и накормит, и обогреет, и вылечит, и свет даст.

А что нужно было сделать, чтобы в доме было тепло?

А чем печь топили?

Дети: дровами и огнем поджигали.

Давайте посмотрим, кто из наших молодцев быстрее наносит дрова для печи. Выберем 2-х молодцев русской считалочкой.

Раз, два, три, четыре,

5, 6, 7, 8.

Ходит бабка с длинным носом,

А за нею дед

Сколько деду лет?

Говори поскорей,

Не задерживай людей!

Гномик золото искал

И колпак свой потерял.

Сел, заплакал, - как же быть?

Выходи! Тебе водить!

Игра «Принеси дрова».

Шел котик по лавочке,

Раздавал всем булавочки.

Шел по скамеечке –

Раздавал всем копеечки.

Кому 10, кому 5,

Выходи, тебе искать.

Вот дрова наносили, печь растопили

. А чтобы пироги печь, да блины, нужно жар углей разгрести.

 А чем разгребали жар?

Дети: кочергой

Дети показывают, как ею пользоваться.

А в какой посуде кашу, да щи варили?

Дети: в кастрюле.

А называлась та посуда – чугунок

В нем каша или любая другая еда была по – особенному вкусной, да ароматной, а щи наваристые.

 Из печи горячий чугунок доставали ухватом

  Особенно вкусными всегда получались блины.

 Давайте споем песню о блинах. Песня  «Блины»

Дети, а вы знаете, что огонь в печи берегли, не давая ему потухнуть, ночью его сохраняли в виде углей, а утром подкладывали дрова и так в течение всего дня поддерживали огонь.

А если случалось переезжать в другую избу, то угли из печи забирали с собой в новую печь.

А сейчас мы с вами вспомним сказки, где бы присутствовала печь. Назовите мне эти сказки.

«Гуси – лебеди», «По щучьему велению», «Царевна-лягушка», «Колобок», «Сивка-бурка», «Заюшкина избушка».

Кто из сказочных героев мог спать и ехать на печи?

Дети: Емеля.

Давайте поиграем в старинную детскую игру: «Емеля».

Выбирается по считалочке Емеля.

Сива – ива

Дуба – клен.

Шуга – юга.

Вышел вон!

Емелю выбрали. Он садится на «печь» и «засыпает» под хоровод, который дети водят вокруг «печи». Хоровод «Колыбельная». Дети в конце хоровода поют дразнилки:

Теля - меля, ты Емеля, теля – меля – третий бас.

Теля - меля ты Емеля, догони – ка, теля, нас

Дети убегают, потом выбирают другого Емелю.

Игра проводится дважды.

А знает ли, ребята, кто из вас, чем занимались дети длинными, зимними вечерами? Раньше ни компьютеров, ни телевизоров, да и книг-то с карандашами, да красками не было, игрушки совсем не такие, как сейчас у вас, были. А ведь и не скучали детки совсем. С удовольствием слушали рассказы, да сказки своих бабушек и дедушек, пели частушки, сами делали игрушки, играли на ложках, сидя у теплой печи.

 Сценка – игра на ложках.

Ох, выйду плясать

Ножками задрыгаю –

Печь, кастрюли и ухват

По полу запрыгают.

 Как у нашего Егора

Пузо стало, как пригорок –

Целый день он на печи

Уплетает калачи.

Коля. Эх, раз, полтора

Бежит печка со двора

А за нею чашки

От грязнули Машки.

На Руси девочки уже с 6 лет пряли пряжу, а из ткани делали кукол. Это были не просто куклы, а куклы – обереги.

 Они разные, но каждая из них давала дому и семье достаток, здоровье, счастье, радость и самое главное доброту.

Она оберегала дом, а люди берегли ее и передавали из поколения в поколение своим детям

А еще делали игрушки из глины, как из пластилина, а потом фигурки обжигали в печке, чтобы они были крепкими, разукрашивали их ярко и играли ими.

!

И по русской традиции – любое доброе и полезное дело, заканчивается  песней

«Мы хотим, чтоб Россиия»»

Реквизит:

Ложки.

Дрова.

Чугун.

Кочерга.

Ухват.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение народного искусства и традиций русского народа как средство формирования социальной и творческой активности учащихся в изменяющемся мире

К сегодняшнему дню традиционное народное творчество практически  вышло из употребления. В век научно-технического прогресса деко...

Изучение народного искусства и традиций русского народа как средство формирования социальной и творческой активности учащихся в изменяющемся мире

К сегодняшнему дню традиционное народное творчество практически  вышло из употребления. В век научно-технического прогресса деко...

Внеклассное мероприятие "Традиции русского народа."

Мероприятие знакомит обучающихся с традициями празднования Пасхи на Руси....

Научно-исследовательская работа. «Боевые и нравственные традиции русского народа».

В настоящее время, когда происходят глобальные перемены в экономической, политической, социокультурной жизни страны и одновременно с этим наблюдается снижение нравственной устойчивости человека, его с...

Статья "Зачем девочек учить рукоделию (традиции русского народа)."

С раннего возраста за работой взрослых наблюдали дети, перенимали приемы обработки различных природных материалов, овладевали секретами мастерства, создавали своим...

"Обычаи и традиции русского народа. Русская осень"

В материале представлены приметы осенних  дней и месяцев, традиционные праздники осени, пожелания для Осени и друзей. ...

Духовные национальные традиции русского народа и русский язык статья

Слово – зерно культуры – является её смыслообразующим центром. Оно формирует мировоззрение.  Даёт важнейшие нравственные ориентиры. Язык же в целом – это народ. В языке наиболее ярко и выпукло от...