Урок, посвященный событиям ВОВ 1941-1945 г.
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

Разработка данного урока посвящена Великой отечественной войне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_nachalnoy_shkole_vov.doc48 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок в начальной школе, посвященный событиям ВОВ 1941-1945 г.

Тема: «Песней славим мы Россию, в песне сила и краса».

                                 Музыкальный материал:

1. Презентация «ВОВ» - просмотр

2. «Эпизод нашествия» из 7 симф. Шостаковича – слушание

3. Муз. Александрова, ст. Лебедева-Кумача «Священная война» - слушание

(7 кл. 19-20

4. «Шумел сурово Брянский лес» - слушание

5. Д. Тухманов «День Победы» - слушание

6. «Уголок России» - исполнение

                                                            Ход урока.

 1.Орг. момент.

 2. Ввод нового материала. 

(Рассказ учителя)

У нас сегодня урок памяти. Урок, посвященный событиям ВОВ 1941-1945 года. И как эти события нашли отражение в музыке. А тема нашего урока звучит так: «Песней славим мы Россию, в песне сила и краса».

Сегодня на уроке мы постараемся перенестись в то далекое военное время и узнать, какое значение  в жизни людей играла музыка и песня.

 

(Включается «эпизод нашествия» 7 симф. Шостаковича)

(Под музыку учитель говорит.)

1941 год. Наша страна живет в мире. Работает, спокойно спит по ночам. Ничто не нарушает мирной жизни. 1июня 1941 года, 10 июня, 21 июня все спокойно. Но вот наступило утро 22 июня 1941 года.

Ребята вслушайтесь в звуки музыки. О чем нам говорит на своем языке музыка.

(Дети слушают фрагмент «эпизода нашествия» из 7 симф. Д. Шостаковича)

3. Разбор муз произведения.

- Скажите, ребята, что вы услышали в музыке? Что нам она рассказала? Вы не знаете, ни как называется муз произведение, ни композитора, который ее написал. Но мы уже умеем чувствовать и понимать музыку.

(ответы детей)

- Это прозвучал «Эпизод нашествия» из 7 симфонии Д. Шостаковича (показ портрета)

А вы знаете, ребята, что Д. Шостакович до войны жил в Ленинграде и свою 7 симф. написал в начале зимы 1941 года и посвятил ее городу Ленинграду. В своей симфонии, в «эпизоде нашествия» он показал наступление фашистов, движение фашистских танков, лязг и скрежет бездушных машин, зверское вторжение на нашу землю.

А вот интересный факт! Как только Шостакович закончил свою симфонию, с нот была снята фотокопия и отправлена на военном самолете в Америку, где ее сразу же исполнили лучшие оркестры мира. Услышав эту симфонию, один американский критик написал: «какой дьявол может победить народ, способный создавать музыку, подобной этой…»

- И он был прав.

4. Знакомство с песней «Священная Война»

 Началась война… Мужество советских людей,  их готовность до последней капли крови защищать свою Родину нашли выражение во множестве превосходных произведений той поры. Среди этих произведений есть одна песня, которая по силе духа  мы ставим в один ряд самых лучших произведений эпохи ВОВ. Эта песня на стихи Лебедева-Кумача, музыка Александрова «Священная война».

Перед тем как мы ее услышим, я хочу вам рассказать, какое сильное впечатление произвела песня при первом ее исполнении. Рассказ очевидца.

«Это было в начале июля 1941 года в Москве, на белорусском вокзале. Продымленный махоркой вокзал… Эшелоны уходят на фронт… заунывно перекликаются паровозные гудки… В зале ожидания Краснознаменный ансамбль дает концерт отбывающим воинским частям. Солдаты и офицеры в походном снаряжении расположились на скамьях и чемоданах. Суровые лица. Сдвинутые брови. В глазах тревога за Родину, за покинутый дом… И вот подымается рука руководителя ансамбля – профессора Александрова. Как воинская присяга звучит песня. Как клятва воинов: драться до последней капли крови, да последнего издыхания… и все бойцы как один поднимаются с мест. Стоя слушает воинская часть эту песню. Песня утихла, но зал требует повторения. 5 раз повторяет ансамбль «Священная Войну» в благоговейной тишине, и по окончании ее, где слова «пусть ярость благородная» наполняет до краев сердца бойцов и командиров, едущих на фронт, чтобы громить врага.

(слушают песню в записи)

- вот эта песня, вот эта сила, напевая слова песни солдаты уезжали на фронт и шли в бой с врагом.

  1. Знакомство с песней «Шумел сурово Брянский лес».

- Скажите, ребята, какой праздник отмечал наш город 17 сентября?

……………………………………………………………

Наш город, наши жители, также как и вся страна, не жалея жизней воевали с врагом. Наш город- город Воинской и Партизанской славы. Во всех районах нашего города создавались партизанские отряды. Партизаны жили в лесах, в землянках. Взрывали мосты, громили поезда, уничтожали фашистов, наводили ужас на врага. Немцы настолько боялись партизан, что расстреливали семьи, в которых кто-то был партизаном не жалея ни детей, ни стариков, ни женщин.

- А что вы знаете о нашем партизанском крае, о наших партизанских стоянках, наших героев…………………………………..

- А вы знаете, что каждый день, когда начинает свои передачи брянское радио, звучат его позывные – эпическая, торжественная мелодия. И нам слышатся за этой музыкой слова партизанской песни:

Шумел сурово брянский лес,

Спускались синие туманы,

И сосны слышали окрест,

Как шли пропою партизаны…

Эта песня – визитная карточка Брянска. Как же сложилась эта песня?

Композитор Сигизмунд Кац вспоминал, что летом 1942 года, в Москву приехал работник Политуправления Брянского фронта Китаев. Он сказал, что очень нужна песня для партизанских отрядов, что партизаны все время радируют: «Патроны и оружие мы сами отберем у врага, а вот песню, как трофей не возьмешь. Пришлите песню».

Кац с поэтом Анатолием Сафроновым начали думать: какой должна быть партизанская песня? Ни марш,  ни вальс не подходят. Приходили на ум другие песни: величальные, заздравные, застольные, протяжные – все варианты один за другим отбрасывались. И вдруг… вспомнилась почти забытая песня об Отечественной  войне 1812 года «Шумел, горел пожар московский» … И представились заснеженные леса, партизанские землянки, дым костров и смелые, отважные люди с автоматами, сидящие у огня перед выходом на опасное боевое задание. Так родилось название и первые строки будущей песни брянских партизан…

Через две недели поздно вечером позвонили из Политуправления и спросили: «Партизанская песня готова?» - «Готова». – «Собирайтесь в дорогу, через два часа летим в партизанский лагерь».

В самолет, загруженный боеприпасами и медикаментами, обоих авторов не взяли – полетел только поэт Сафронов. Ночью самолет благополучно сел на замерзшее озеро Смелиж  в Суземском районе. И вскоре после посадки Сафронов, как мог, спел песню. Металось пламя фонаря, партизаны слушали внимательно, потом стали тихонько подпевать. Так началась жизнь этой ныне широко известной песни, которая звучит уже вот почти 70 лет.

На одной из центральных площадей нашего города воздвигнут памятник партизанам, который мы все хорошо знаем. Но не все знают, что на его основании высечены вдохновенные строки:

Шумел сурово брянский лес,

Спускались синие туманы…

(слушают песню в записи)

   - вот эта песня, вот эта сила, напевая слова песни солдаты отправлялись на опасные                 задания.

     - А кто-нибудь из вас видел настоящие документы, медали, награды, которые выдавались партизанам по окончании войны.

    - Вот эти документы. (показ документов)

    - Только партизанские удостоверения были перечеркнуты красной полосой.

    - Вот медали, ордена, которыми награждались только партизаны.

    - Сколько же наград получили наши земляки. Наверное не счесть.

    - После урока вы можете их посмотреть, потрогать.

  1. Показ презентации «ВОВ» под песню «От героев былых времен».

- На борьбу с врагом стала вся страна. Песня приносила солдатам подпору и утешение. Песня поддерживала солдат перед боем, с песней солдаты шли в бой, песня звучала в госпиталях, помогая раненым, с песней, не жалея сил, трудились в тылу.

- Сейчас я покажу вам небольшой фильм-презентацию, где вы увидите фотографии военных лет, которые будут сопровождаться песней «От героев былых времен»

(показ фильма)

  1. Знакомство с песней «День Победы».

- В последние кадрах фильма вы видели фотографии, которые нам о чем рассказали?

- Конечно же, это фотографии с победным парадом на Красной площади, возвращение солдат домой.

- Скажите, а какого числа наша страна празднует день Победы?

9 мая – День Победы, впервые праздновался в 1945 году. Этот праздник навсегда останется одним из самых могучих и светлых праздников нашего народа, нашей страны. Ни одна страна не смогла противостоять варварскому натиску гитлеровской армии. Мы одержали победу. И, конечно же, нашему народу нужна песня, прославляющая силу и отвагу победившего народа и рождается песня «День Победы», слушая которую со слезами на глазах, чувствуешь себя сильным и непобедимым.

(слушание песни «День Победы» стоя)

  1. В песне славим мы Россию, в песне сила и краса. Песней и сильна Россия.

(учитель раздает листочки с песней «Уголок России»)

- Прежде чем мы начнем разучивать песню «Уголок России», которую написали                                                                  

Композитор Шаинский и поэт Шевелева, я хочу прочитать вам строки русского поэта Жуковского о Родине.

Там небеса и воды ясны!

Там песни птичек сладкогласны!

О Родина, все дни трои прекрасны!

Где б ни был я, но все с тобой душой.

 (сразу после прочтения стихотворения, учитель исполняет песню

«Уголок   России»)

  1. Разучивание песни.

Разучивание песни по фразам. Работа над мелодией, дикцией, дыханием, артикуляцией.

  1.  Подведение итога урока.

Ребята должны сделать вывод. Какую роль играет музыка и песня  жизни человека.

  1. Поощрение учащихся.

  1. Домашнее задание.

      Подумать самим, поговорить с родителями и написать в тетради название песен,                 которые помогают людям в жизни.

      13. Орг. момент.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭТОТ СЛАВНЫЙ ДЕНЬ ПОБЕДЫ Сценарий утренника к 70-летию Победы Цель: воспитывать чувство любви к Родине, гордости за героизм нашего народа. Задачи: - Закрепить и систематизировать знания об основных событиях Великой Отечественной войны 1941-1945 г ; - Разв

ЭТОТ СЛАВНЫЙ ДЕНЬ ПОБЕДЫСценарий утренника к 70-летию ПобедыЦель: воспитывать чувство любви к Родине, гордости за героизм нашего народа.Задачи:- Закрепить и систематизировать знания об основных событи...

Конспект урока " Великая Отечественная война" 1941-1945.

В ходе урока учащиеся знакомятся с подвигами людей, защищавших нашу Родину в годы Великой Отечественной войны....

Классный час «Вклад тувинских добровольцев в ход ВОВ 1941-1945гг», посвященный 75 годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Воспитательное мероприятие для кадетов 7 "в" класса ГБОУ "РШИ "ТКК"Подготовила воспитатель Монгуш С.Э....

Урок мужества к 77-летию Победы в Великой Отечественной войне. Сценарий урока мужества «Вспомни всех поименно…», посвященный празднованию 77-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Урок мужества.Цель: воспитание и формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности путем глубокого осознания беспримерного подвига   жителей  в годы Великой Отечественн...