Сценарий праздника "Край родной - земля донская"
план-конспект занятия по музыке (6 класс) на тему

Спыну Вячеслав Алексеевич

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников на основе знаний о казаках, развитие в детях интереса к истории родного края, желания познавать его. Знакомство  жемчужинами народной мудрости (легендами, пословицами, загадками, песнями, танцами).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_donu.docx22.15 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сценарий праздника "Край родной - земля донская"

Цель: воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников на основе знаний о казаках, развитие в детях интереса к истории родного края, желания познавать его. Знакомство  жемчужинами народной мудрости (легендами, пословицами, загадками, песнями, танцами). 

Дети в казачьих костюмах входят в зал парами (мальчик-девочка). В зале их встречает Казачка (взрослый). Зал украшен в стиле казачьего быта. В центре стоит курень, справа плетень, слева изображение реки , ракиты над водой, на полу лодка с веслами. За плетнем сушится рыба на растянутой веревке. Перед куренем стоят лавки для детей. Под запись песни К.Ундрова "Дедушка Азов" дети вместе с Казачкой исполняют танцевальную композицию. В конце выстраиваются шахматным порядком лицом к гостям. 
Казачка: 
Много сказочных мест у России 
Городов у России не счесть. 
Может, где-то бывает красивей, 
Но не будет роднее, чем здесь. 

казачонок
В родной степи шумят поля и реки 
Цветут сады, колышется трава ... 
Очаровала ты меня на веки 
Моя Донщина – Родина моя. 

казачка
Ты широкий и глубокий 
Величавый Тихий Дон 
Край казачий, 
край раздольный 
Низкий наш тебе поклон. 

Песня "Ой над доном заря загорается" 
Казачка: 
Здравствуйте, гости дорогие! 
Если величать, 
так на пороге встречать. 
Дай Бог тому, 
кто в нашем дому: 
Дорогим гостям, 
добрым хозяюшкам, 
да малым детушкам! 
Наделил бы вас Господь 
и житьем, и бытьем и здоровьецем. 

(спрашивает детей) 

А что за народ собрался на берегу Тихого Дона? (дети отвечают) 
Казаки! 
А скажите мне, кто это такие - казаки? (дети отвечают) 
Казаки – вольные, смелые люди, которые жили по границам России и защищали ее от врагов. 

Казачка 
Поглядите-ка на наших казачат, приоделись они, приосанились. Поглядите, какие они удалые, нарядные да молодые. (обращается к детям) 
А давайте-ка, сядем, казачата в тесный кружок. 
Посидим, побеседуем, да былое вспомним. 
Посидим рядком, да поговорим ладком о родной стороне, о жизни казачьей. 

Дети присаживаются на подготовленные скамейки перед куренем. 


Вопросы к детям: 
А поведайте мне, казачата, почему наш край Донским называют? 
-А как еще называют Дон-батюшку? 
-А кто расскажет легенду об этом? 
-А откуда Дон берет свое начало? 

Стих "Откуда Дон берет начало?" 
Сафронова 

Казачка: 
Не одинок Дон, есть у него много сестер и братьев, но всех их не перечесть, потому что Дон питает более 5 тысяч притоков. 
-А скажите, казачата на берегу какой реки вы живете? 
Как называется наша река? 
Казачка: Пришло время вспомнить, чем же занимались казаки на Дону? (виноградарство, рыбалка, выращивали сады, земледелием). 
Но казаки не только умели работать, но и очень любили петь. Песни у казаков – раздольные как степи. Вспомните пословицы, которые придумали казаки о песне. 

1. Казак без песни, что виноградная лоза, без гроздьев. 
2. На Дону казаку и камень подпевает. 
3. На Дону исстари ведется- без запевалы песня не поется. 

казачонок 
Расступись, честной народ, 
Не пыли, дорожка. 
Казаки в степи идут 
Погулять немножко. 

 Песни: "Трава, моя трава", "Казачка моя", "Молодая -молода" 

Казачка: 
А поведайте-ка нам, казачата: "Кто же главный у казаков?" - (атаман) 
-А как зовут помощника? – (есаул) 
-А где выбирают атамана? - (на кругу) 
-А что при этом выкрикивают, если согласны с выбором? – (Любо!) 
-Какими качествами должен обладать атаман? 
-Какие казачьи символы вы знаете? 
-А пословицы о казаках вы знаете? 

Пословицы: 
1. Где казак, там и слава. 
2. По казаку и Дон плачет. 
3. Казаку конь себя дороже. 
4. Казак без коня – сирота! 


Казачка: 
Казаки всегда были хорошими воинами, а как казаки воспитывали своих детей? (рассказы детей) 

Учитель: Много обрядов было у донских казаков. Это касалось и полевых работ, и службы, семейной жизни, рождения ребенка.

Казаки прежде всего были воинами. Поэтому в сыновьях они воспитывали смелость, ловкость, находчивость, смекалку. В семье ребенка не называли мальчиком, а казаком, казачьим сыном. Новорожденному все друзья и знакомые отца приносили что-либо на «зубок». Этот подарок непременно был военный: патрон пороха, стрела, лук, пуля. Дед дарил шашку и ружье. Когда по истечении 40 дней мать с сыном возвращались из церкви (где проходил обряд крещения ребенка), её встречал отец. Он брал сына на руки, надевал на него саблю, сажал на лошадь, подстригал ножницами волосы в кружок, и возвращал матери, поздравляя её с казаком.

Когда у младенца прорезывались зубы, отец брал его на лошадь, ехал с ним в церковь, где служили молебен Иоану-воину о том, чтобы их сын был храбрым казаком.

Трехлетние казачата уже сами ездили верхом на коне по двору, а пяти лет скакали без седла по улице, по степи. В 8 лет казачок свободно управлял каюком и вместе со старшими ездил на охоту и рыбную ловлю. Быстро и ловко лазали казачата по деревьям, смело переплывали Дон, метко стреляли из ружей. В зимнее время молодые казаки играли в шахматы, в военные игры, строили снежные городки, ходили стена на стену. Любимым занятием казаков в свободное время были скачки, выливавшиеся в торжественный праздник. В день скачек на ровном месте в качестве мишени устанавливался пучок камыша и намечалась линия, от которой должны были начаться скачки. По сигналу всадники неслись на мишень, стреляя на скаку из ружей. Самые ловкие делали это, стоя на лошадях, поднимали на всем скаку с земли платки, монисты (бусы).

Шло время, казачок в семье рос, и наступала пора отправляться на службу. Проводы на службу происходили так. В определенное время в курене новобранца собирались родственники и друзья служивого. А у тех ворот, откуда должны были выходить казаки, собирался народ.

Инсценировка.

Отец благословлял сына такими словами:

- Вот икона святая, дорогой сын! Помни Бога вначале и не забывай его заповеди! Служи царю верой и слушайся своих начальников. Помни родителей своих и не забывай, что они вскормили и вспоили тебя на служение царю и Отечеству. Вот тебе благословение (подает икону) от меня и твоей матери и знай, что с верой в Бога тебе не будут страшны вражеские муки, ни мечи неприятеля. Послужи царю-батюшке как деды и отцы твои служили.

Получив благословение, казак кланялся в ноги отцу, матери, жене, детям, говоря при этом:

- Прости меня, родной батюшка!

- Прости меня, родная матушка!

- Прости, милый друг (жене) жди меня! Бог даст, свидимся!

Казаки, уходившие на войну, обязательно брали горсть земли. Обычно старались брать такую землю у церкви или у могилы отца, матери, или в саду своего дома. Зашивали в специальный мешочек и вешали на грудь к кресту. Если суждено казаку умереть на чужбине, первой на его гроб падала родная земля, и считалось, хоть он и похоронен в чужом краю, но в родной земле.

Учитель: Какие традиции донского казачества мы ценим и сейчас?

Учащиеся отвечают: Уважение к старшим, к родителям, отношение к земле родной, почитание отчего дома, родного края, служение Отечеству.

Песня "Эх, донские казаки". 

Учитель: Во все времена, у всех народов хорошая песня отражала самые сокровенные мечты, думы. Донской край испокон считался песенным краем. Далеко слышна раздольная, удалая, казачья песня. То тягучая, печальная, долгая, как степь донская, то искрометная, озорная, лихая, как ветер степной! А на Тихом Дону песни не просто поют, их играют. И приговаривают, и пританцовывают. С особой казачьей удалью. Пели песни и в поле, и на проводах в армию, в военных походах, и конечно, на посиделках.

Учитель: о песнях казаки говорили так в своих пословицах: «Казак без песен, что виноградная лоза без гроздьев»      

Девочка: 
Кто умеет трудиться, тот умеет веселиться. 
Запевайте-ка, девчата, вы частушки поскорей, 
Да порадуйте гостей! 

Частушки на казачью тему 


Казачка: 
Хорошо вы пляшите, играете, а загадки отгадаете? 
Загадки : 
1. Лохматый казак, посреди кушак По двору ходит, порядок наводит (веник) 
2. Не казак, а с усами, о четырех ногах, а не конь (котенок) 
3. Ходит пани в серебряном жупане (рыба) 
4. Летела пташка промеж рта и чашки (ложка) 
Казачка: 
Казачата, а что у нас на Дону готовят на костре, да с дымком, а потом едят ложкой? (уха) А из чего варят уху? Какая рыба водится в Дону? Назовите блюда, которые готовят у нас из рыбы? А вы знаете, казачата, что на Дону после еды любили пить чай из самовара, а особенно угощать ароматным чаем своих гостей. 

Песня-танец "Самовар" 

Казачка (выходит с настоящим самоваром): 
Мы вас чаем угощаем. 
Чай горячий – наша сила, украшение стола. 
"С чаю лиха не бывает" 
- так в народе говорят, 
Чай – здоровье, это всякий знает, 
Пей, хоть пять часов подряд! 

Учитель. Наш урок подошел к концу. И мы приглашаем всех на чаепитие..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мы живем на земле донских казаков.Программа Элективного курса в рамках профильной подготовки для учащихся 10-х классов

Интегрированный курс по географии,истории, краеведению, биологии для пофильной подготовки учащихся...

«Дон, земля донская, донские казаки»

Внеклассное мероприятие, которое можно проводит во время недели географии. Данный материал воспитывает чувство патриотизма и  гордости за свой родной край, за свою малую Родину....

Сценарий учебного межпредметного метапредметного занятия - размышления (на основе анализа стихотворений А.А.Ахматовой «Родная земля» и М.И. Цветаевой «Тоска по Родине…»)

Метапредметное занятие - размышление создаёт условия для осознания нравственной ответственнности личности за то,  какой образ Родины создаёт каждое поколение на основе аналитического размышления ...

Сценарий конкурса чтецов «Родную землю отстояли», посвященного Дню Победы.

Цель: познакомить с историческими  фактами времен Великой Отечественной войны, с жизнью людей в это время; развивать способность чувствовать, сопереживать, умение слушать окружающих; воспит...

Сценарий экологического мероприятия в 6 классе. Экологический репортаж "Дороже нет родной земли"

Открытое мероприятие на районном семинаре заместителей директоров школ по учебно-воспитательной работе.   Основная цель мероприятия: развитие интеллектуальных способностей в области экологии, тво...

сценарий к фестивалю "Край наш казачий-родная земля"

материалы содержат инфрпмацию о ходе празлника, посвященного Кубани...

Викторина « Знаешь ли ты землю Донскую?», посвященная Дню защиты Земли.

Цель: формировать экологическую культуру личности ребенка, навыки работы с дополнительными источниками информации.Развивать дифференцированное восприятие.Воспитывать  чувства патриотизма и любви ...