Использование канонов для развития музыкальной культуры учащихся и формирование устойчивого интереса к музыке
методическая разработка по музыке на тему
Из всех видов многоголосия каноны — самые доступные и привлекательные упражнения для пения на уроках музыки. К тому же, форма канона всегда выигрышна в работе с детьми, поскольку предполагает игровой момент.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_kanon_red_2-2014.docx | 27.54 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ №46 г. Владимир
Обобщение педагогического опыта учителя музыки
Первой квалификационной категории
Максимовой Ирины Николаевны.
Тема: «Использование канонов для развития музыкальной культуры учащихся и формирование устойчивого интереса к музыке».
Владимир 2014 г.
Содержание:
- Условия возникновения и становления опыта
- Актуальность опыта
- Ведущая педагогическая идея
- Теоретическая база опыта
- Новизна опыта
- Технология опыта
- Результативность
- Список литературы
1.Условия возникновения и становления опыта.
Во время работы в ДШИ в качестве преподавателя теоретических дисциплин я столкнулась с проблемой: дети плохо слушают себя и соседа во время пения двухголосия, стараются петь громко или закрывают уши, чтобы не мешал рядом поющий, а также плохо понимают как исполнять полифонические произведения по специальности. Эта проблема в общеобразовательных школах стоит ещё острее.
Для развития гармонического слуха есть много разных методик и упражнений, но, на мой взгляд, наиболее действенным является пение полифонической музыки и в частности канонов. Основываясь на опыте пения канонов на сольфеджио и хоре, я решила применить его на уроках музыки в общеобразовательной школе. На уроках музыки мы работаем с детьми, которые имеют разный уровень музыкальных способностей и подготовки, а большинство вообще не имеют музыкальной подготовки, но что меня обрадовало и в какой-то мере удивило, тот что все дети одинаково любят петь хором.
В создании условий для развития творческих способностей и духовно-нравственного воспитания школьников огромную роль играет выбор программы преподавания. Программа Г. П. Сергеевой и Е. Д. Критской базируется на принципе целостности, комплексности музыкально-эстетического образования, музыка рассматривается в программе в совокупности с другими видами искусства, что позволяет добиться значительных результатов в выявлении и реализации творческого потенциалаличности. Авторы программы подчёркивают, что программа не является догмой и учитель в праве вносить изменения по-своему усмотрению.
2. Актуальность опыта
Пение канона всегда вызывает интерес детей и тридцать, и сто лет назад, и в наши дни. Почему это происходит? В чём секрет?А секрет, я думаю, в том, что разучив всего одну мелодию в унисон, можно спеть её на два, три, четыре голоса и услышать красоту многоголосного произведения. Из всех видов многоголосия каноны — самые доступные и привлекательные упражнения для пения на уроках музыки. К тому же, форма канона всегда выигрышна в работе с детьми, поскольку предполагает игровой момент.
К сожалению, программы по музыке в общеобразовательной школе ориентированы на постижение, главным образом, теории о классической музыке и вместо практического знакомства с основами живой музыки через хоровое пение, с упором на музыкальный материал национальной культуры, дети получают информацию о жанровом многообразии музыкальных произведений, о нелегкой судьбе композиторов, прослушивать отдельные фрагменты их сочинений. При этом учащиеся не получают даже простейших навыков пения в унисон, не помнят элементарного минимума мелодий – от них требуются лишь «теоретические» знания. Дома и на улице ребёнок слышит лишь образцы, далеко не лучшие, поп-музыки. Телевизионные передачи не могут не влиять на развитие музыкальной культуры подрастающего поколения, поэтому подавляющее большинство детей, несмотря на усилия школы, вырастают в оторванности от истинных шедевров музыки, не помнят ни одного музыкального сочинения серьезного искусства, которое бы нравилось.**
Задача учителя музыки на современном этапе, на мой взгляд, состоит в том чтобы выстроить систему обучения, не на насильственном внедрении в сознание учеников знаний, «положенных по программе», а не растеряв интереса детей к вокально—хоровой деятельности, строить обучение на основе шедевров народной и классической музыки, аккуратно и с осторожностью использовать современные музыкальные примеры и пособия. Использование канонов в качестве распевок или при изучении отдельных тем, предусмотренных программой помогает решению всех этих задач.
Актуальность моего опыта (пения канонов) состоит в том, что он позволяет в условиях программной заданности не только расширить возможности урока музыки в развитии индивидуальной и ансамблевой певческой культуры учащихся, а также сформировать у учащихся устойчивый интерес к шедеврам народной и классической музыки.
3. Ведущая педагогическая идея.
Ведущая педагогическая идея опыта – увлечь детей, заинтересовать их музыкой, научить любить и понимать её во всём богатстве форм и жанров, иначе говоря, воспитывать музыкальную культуру учащихся как часть всей их духовной жизни.
Целью педагогической деятельности является создание благоприятных условийдля формирования и развития устойчивого интереса к музыкально-творческой деятельности школьников на уроках музыки и культуры коллективного музицирования.
Для достижения этой цели я поставила следующие задачи:
- формировать осознанное, эмоциональное отношение к музыке на основе её восприятия, пробуждения у школьников желания слушать и исполнять музыку;
- создать условия для усвоения ключевых и частных знаний, приобретения умений и навыков в процессе музыкально – творческой деятельности;
- развивать у учащихся творческое начало и творческое отношение к жизни в разных её проявлениях;
- формировать духовные потребности школьников.
4.Теоретическая база опыта.
Теоретическая база моего опыта основана на трудах Ж. Л. Металлиди, А. И. Перцовской, Л. Абелян, Е. М Золиной, В. П. Середы (http://valentin-sereda.ru/), Е. М. Попляновой, Ю. А. Литовко, Е. Филимоновой и С. И. Танеева, направленные на развитие певческой культуры, развитие музыкального вкуса и формирование устойчивого интереса, прежде всего, к музыкальной культуре своей страны.
5.Новизна опыта
Данный опыт относится к усовершенствованию. Он не содержит принципиальноновых открытий, но позволяет, используя такие условия как: 1. творческий подход к выбору содержания и организации уроков и занятий сиспользованием разнообразных методов и приемов работы; 2. художественно-творческое развитие ребенка идет в процессе вокально-хорового воспитания, в основе которого лежит комплексный подход; 3.применением мультимедийных технологий; 4. создание ситуации успеха
6.Технология опыта
Жанр полифонии способствует эмоциональной отзывчивости ребёнка, творческому самовыражению учащегося в ансамблевом и хоровом исполнении образцов вокальной классической музыки, народных песен a capella и с сопровождением. Обогащает опыт вокального исполнения.
Развитие полифонического слуха и мышления певцов– важная задача в работе хора. Именно в пении полифонических произведений проявляется уровень мастерства хорового коллектива, степень технической оснащенности хора и его художественные возможности. Начинающему хору не доступны сложные полифонические формы, но в репертуаре должны быть произведения с элементами имитаций и, конечно, каноны.
Канон один самых распространенных жанров вокального многоголосия со времён эпохи Средневековья. Этому жанру на уроках музыки уделяем особое внимание во всех классах основной школы.
Канон переводится с греческого языка как «правило, образец, порядок, закон» и имеет множество значений. Музыкальный канон - песня, созданная и исполненная особым образом - каждый из голосов, исполняющих одну и ту же мелодию, вступает с некоторым опозданием по отношению к предыдущему.
Пение канонов с одной стороны довольно легкая задача, т.к. кажется, что достаточно хорошо выучить всем хором одну единственную мелодию и можно распевать её на несколько голосов. Неслучайно некоторые считают, что обучение многоголосию лучше начинать именно с канонов. Но качественно и по-настоящему грамотно исполнить канон на самом деле оказывается очень непростым заданием. Зачастую неразвитый слух учеников общеобразовательной школы не позволяет им слушать другие партии и вплетать свою мелодию в мелодии других голосов.
Часто при пении канона на начальном этапе допускается ошибка – формальное соединение партий в исполнении канона, когда дети поют по принципу «ничего не вижу, ничего не слышу», и тогда это становится пустой тратой времени. Но, когда дети при пении канона начинают слышать чисто спетое двухголосие (пусть сначала не целиком), у них от «радости открытия» появляется интерес и желание продолжать эту трудную, но интересную работу.
«Начинать работу над канонами лучше всего тогда, когда у маленьких певцов уже достаточно развит мелодический слух, когда они уже начали петь a`capella, когда достаточно развит гармонический слух»*. Но для того, чтобы заинтересовать детей, внести элемент игры в занятие, приучить детей к самостоятельности ведения своей партии, я начинаю включать каноны в самом начале обучения.
Но каноны необычные. Хочу порекомендовать пособия челябинского композитора, педагога Е. М. Попляновой – «Игровые каноны на уроках музыки» и «Уроки господина Канона». Она предлагает использовать разнообразные виды канонов: речевой канон, «прыжковый» канон, мимический канон, канон жестов, тембровый канон, мелодико-ритмический канон, и привычный, мелодический канон.
Прежде чем разучивать какой-либо канон, необходимо объяснить что это. У автора «Игровых канонов на уроках музыки» есть очень доступное для детей объяснение, которое придумала одна маленькая девочка.
«Канон – это когда на столе много вкусных вещей и все по очереди едят их. Сначала я пробую апельсин. Потом я приступаю к мороженому, а мама пробует апельсин. Я пью чай с пирожным, мама приступает к мороженому, а папа пробует апельсин. Затем я съедаю шоколад, мама пьет чай с пирожным, а папа приступает к мороженому. Когда мама ест шоколад, папа пьет чай с пирожным. И, наконец, папа доедает шоколад». Такой вот вкусный канон.
Мимический канон. В таком каноне темой становится последовательность определенных движений мышц лица. К мимике можно добавить звуки-возгласы, покачивания головой, минимум жестов.
Речевой канон. Темой канона становится поэтический текст, исполняемый в определенно организованном ритме. Дети очень любят стихи, особенно шуточные «с изюминкой». Очень полезное занятие для развития чувства ритма.
Тембровый канон. Для таких канонов требуются ударные инчтрументы-это ложки, бубны, трещётки, треугольники, а также ладошкии и ноги. Этот вид канонов самый шумный и весёлый, напоминает праздничную ёлку на которой зажигается всё больше и больше праздничных огней-тембровых красок, поэтому применяется только в конце урока или на последних уроках в полугодиях.
Канон жестов. Темой становится последовательность каких-либо жестов или движений, исполняемых в определённом темпе и метроритме. Применяется в качестве физкультминутки.
Мелодический канон. Сначала выучивается мелодия и текст, и исполняется как одноголосная песенка. У нас уже накоплен довольно большой репертуар канонов.
В 1-м классе разучиваем каноны «Пусть попляшет язычок», «Где ты, дождик побывал?», «Из-за леса, из-за гор», «Шла весёлая собака».
Во 2-м классе - «Дедушка-вредушка», «Дедок-вредок», «На золотом крыльце сидели»
В 3-м и 4-м классах мы периодически возвращаемся к этим канонам, в начале года или четверти, а также на последних уроках четверти. Это помогает тренировать музыкальную память, а также виден каждому свой собственный «музыкальный рост» - канон при каждом новом исполнении звучит чище, дети начинают слушуть и слышать проведение других голосов. Учим новые: «На золотом крыльце сидели» здесь уже сложнее ритмический рисунок, появляются шестнадцатые , синкопы и ноты с точкой, и мелодический рисунок усложняется. В старших классах каноны Е. М. Попляновой поём в качестве распевок и просто для поднятия настроения.
С первого же класса я включаю в программу пение канов из сборника «Каноны» Ю. А. Литовко петербургского композитора. Тематика большинства канонов сборника основана на народных песнях, что способствует их быстрому усвоению. Например, «Считалочка»- Куры, гуси, да индюшки, «У кота», «Журавель», «Где ты был, мой баран?», «У меня ль во садочке», «А я по лугу». Материал сборника расположен в порядке возрастания трудности и ориентировочно расположен по классам: 1 раздел для 1-3 классов; 2раздел для 4-5 классов; 3раздел для 6-7 классов.
Но наибольший интерес для меня представляют сборники В. П. Середы преподавателя ГМУ им. Гнесиных (1964-2010), ДМШ им. Блажевича и музыкальной школе «Лад», существовавшей в течение 15 лет в рамках училища им. Гнесиных. В настоящее время продолжает работать в качестве педагога теоретических дисциплин в "Центре музыкального развития «Лад», успешно существующем на базе общеобразовательной школы №261, в который была преобразована школа «Лад» после её закрытия. В своих сборниках он использует каноны сочинённые композиторами и студентами-учениками Валентина Павловича, а также каноны основаные на народных песнях. Примеры в сборнике распределены на три больших раздела; начальные, студенческие и модальные (Модальность - это принцип гармонии, берущий за основу ладовый звукоряд. В отличие от тональной системы с её техникой центрального тона или созвучия, модальность характеризуется неизменностью звукоряда и зачастую свободным перемещением тонического устоя. К Модальности относят ладовые системы монодийных культур (григорианского пения, византийской гимнографии, знаменного распева), восточные лады, лады народной музыки, в которых при строго выдержанном звукоряде необязателен определённый устой. Модальным называют также многоголосие эпох средневековья. )** и с интонационными трудностями.
Примеры из сборника В. П. Середы начинаем разучивать с первых уроков начальной школы для развития мелодического слуха и увеличения вокального диапазона. Небольшие каноны построены на игре – диалоге педагога и детей по принципу эхо, диапазон 3-5, в форме периода повторногостроения легко запоминаются первоклассниками.
Ещё один интересный сборник Е. Филимоновой «Каноны круглого стола». В сборник вошли мелодии эпохи Средневековья (ХIV в.), Ренесанса (ХV-XVI вв.) и Барокко (XVII в.) Перва часть представляет собой несложные каноны разных стран. Вторая и третья часть -английские и немецкие. Большинство мелодий приведены с оригинальным текстом, что позволяет их использовать при изучении иностранного языка. Вместе с учителями немецкого и английского языков у нас ежегодно проводится Фестиваль иностранной песни, в котором принимают участие ученики с 1 по 11 класс. Репертуар подбираем соответственно классу и возрасту и пробуем с наиболее подготовленными, в музыкальном отношении, петь несложные каноны. Это мероприятие вызывает живой интнрес учащихся как к уроку музыки, так и иностранному языку.
Темы уроков по классам, в которые естественным образом можно включать каноны для усвоения материала:
Первый класс:
1) Хоровод муз - канон тотже хоровод, хождение по кругу, бесконечный канон. 2) «Повсюду музыка слышна...» - импровизация на тексты народных песен. 3) Разыграй песню - каноны на основе народных песен. 4) Пришло Рождество. 5) Музыка утра. 6) Мамин праздник. 7) Музыка вокруг нас Урок-концерт.
Второй класс:
1) Танцы, танцы, танцы... 2) Колыбельные 3) Рождество Христово 4) Фольклор — народная мудрость. 5) Музыка в народном стиле. 6) Обряды и праздники русского народа. 7) « И всё это — Иоганн Себастьян Бах».
Третий класс:
1) Образы природы в музыке. Утро. 2) «Настрою гусли на народный лад...» 3) Прославим радость на земле.
Четвёртый класс:
1) Жанры народных песен 2) Праздников праздник , торжество из торжеств.
Пятый класс:
1) Вторая жизнь песни. 2) Полифония в музыке и живописи.
Шестой класс:
1) Небесное и земное в музыке Баха. 2) «Образы скорби и печали...»
Седьмой класс:
1) Сюжеты и образы духовной музыки. 2) Два направления музыкальной культуры: светская и духовная. 3) Пусть музыка звучит!
Данный вид работы своей целью ставит развитие мелодического и гармонического слуха учащихся, их музыкальных способностей, овладение вокально-хоровыми навыками, формирование музыкальной культуры личности как неотъемлемой части духовной культуры.
Вместе с тем эти задачи позволяют достичь и образовательные результаты:
предметные:
- овладение вокально-певческими навыками: чистого интонирования, певческой дикции, артикуляции и дыхания;
- знание основ певческой гигиены и самоконтроля голосового аппарата;
метапредметные:
- развитие музыкальной памяти, внимания, воображения; мышления;
- развитие голосового аппарата;
- развитие артистических качеств;
личностные:
- воспитание коллектива единомышленников, использующих свои индивидуальные творческие возможности для достижения целостного, гармоничного звучания в процессе исполнительского сотрудничества;
- воспитание музыкального вкуса, исполнительской и слушательской культуры.
Подводя итог, я хотела бы ещё раз напомнить основные принципы работы над двухголосием на уроках музыки.
1. Очень важна предварительная работа по подготовке слуха школьников к восприятию многоголосия. Больше музыки слушать и анализирать. Учиться слушать музыкальную ткань.
2. Грамотное и постоянное распределение детей по голосам: равномерно в количественном и качественном отношении.
3. Музицирование на доступных разнообразных инструментах, создание из них небольших ансамблей, оркестров – не только заинтересовывает детей, является для них источником радости и удовольствия, но и служит прекрасной базой для развития многоголосного слуха ребят, чувства ансамбля.
4. Включать в репертуар многоголосные произведения с сопровождением фортепиано. Гармоническая поддержка инструмента, ненавязчивое дублирование голосов помогают на первых этапах освоения канонов, добавят ему качества и выразительности.
5. Вводить в репертуар произведения по принципу «от простого к сложному». Сначала произведения, где мелодии имеют небольшой диапазон в пределах кварты-квинты, плавную мелодическую линию (без широких скачков) и не содержат сложных ритмических фигур. Позднее вводить усложнения.
6. Основная трудность в художественном исполнении канонов – это единообразие партий. Выучивая мелодию в один голос необходимо добиваться выразительности, выпуклости фразировки, характера звуковедения, особенностей в преподнесении текста, чтобы потом, при пении на несколько голосов, сохранять всё это и передавать из голоса в голос. Здесь очень полезно петь по принципу «эха» - пение одной и той же фразы, предложения, периода разными партиями по очереди. Задача повторяющих – в точности передать исполнительскую манеру предыдущего исполнения.
7. Приёмы работы над двухголосным произведением:
· пение всего класса дуэтом с учителем (т.о. подготавливаем слух к новому непривычному звучанию, совершенствуем гармонический слух, умение слышать других, чувство ансамбля);
· чередование пения закрытым ртом одной группой и со словами другой (доучиваем мелодию голоса, слыша при этом получаемые созвучия);
. петь произведение поочередно партиями или предложениями.
7. Результативность
Результат работы по предмету можно увидеть в проводимых мониторингах успеваемости и качества. Успеваемость по предмету высокая.
Предмет, учебный год | 2 класс | 3 класс | 4 класс | 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс |
«Музыка», 2012-2013 | 61.3% | 60.3% | 71.3% | 51.3% | 61.3% | 61.3% | ||
«Музыка», 2013-2014 | 72.5% | 73.5% | 72.5% | 62.5% | 72.5% | 72.5% | ||
«Искусство», 2012-2013 | 75.3% | 75.3% | ||||||
«Искусство», 2013-2014 | 78.5% | 78.5% |
Главными результатами своей работы по данному направлению считаю проявление интереса учащихся:
к пению народных песен, ансамблевому пению,
к урокам музыкив целом (нет пропускают уроки без уважительных причин).
Учащиеся являются постоянными участниками всех школьных событий и праздничных мероприятий, таких как Новогодний конкурс «Рождественские посиделки», тематический классный час (Ура каникулы! и др.), Фестиваль иностранной песни.
В качестве итогового контроля в конце учебного года предполагается проведение творческого отчета, отчётный концерт для родителей(в 1-5 классах).
Ежегодно проводится анкетирование на темы:
- Ваше отношение к пению
2012-2013г. | 2013-2014г | |
Нравится петь каноны | 86,1% | 93,75% |
Не нравится петь каноны | 6,9% | 3,75% |
Не знаю, не разобрался | 7% | 2,5% |
- Нравятся ли вам уроки Музыки?
Отношение к урокам Музыки ( процентное соотношение)
Позитивное отношение :
2012-2013г. | 2013-2014г. | |
Родители | 100% | 100% |
Дети | 96,3% | 100% |
Коллеги | 100% | 100% |
Вывод: высокий рейтинг школьного музыкального образования.
8. Список литературы:
- Учение о каноне. С. И . Танеев. Москва 1929 195 стр.
- Каноны. Учебное пособие по сольфеджио для ДМШ и музыкальных училищ. Составление и редакция В. П. Середы. М. «Престо», 1997
- Каноны. Ю. А. Литовко. Для детского хора без сопровождения. Л., «Музыка», 1976
- А мы на уроках — играем. Е. М. Поплянова. М., Новая школа, 1994
- Игровые каноны на уроках музыки. М.: Владос, 2002.
- Каноны круглого стола. Составитель Е.Филимонова.- СПб.: Издательство «Союз Художников», 2003г.
- *Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг.-Серия «Мир медицины».-СПб.: Изд. «Лань»,2000г.
- Миловский С.А. Распевание на уроках пения. М., «Музыка», 1977г.
- Морозов В.П. Вокальный слух и голос. М.-Л, 1965г.
- Выготский Л.С. Психология искусства – М., 1987
- Музыкальное образование в школе. Учебное пособие для студентов/Школяр Л.В., Школяр В.А., Критская Е.Д. и др.; под ред. Школяр Л.В. – М.: Академия, 2001.
- Романовский Н.В. Хоровой словарь Москва,2005 г.
- Сафронова О.Л. Хрестоматия для вокалистов.
- Г.Струве. Школьный хор
- Петрушин В.И. Музыкальная психология – М., 1997.
- М. А. Давыдова. Поурочные разработки по музыке. Универсальное пособие 1-4 класс. М., ВАКО, 2013
- Играем, сочиняем и поём. Сольфеджио 1-7 класс ДМШ. Ж. Металлиди, А.Перцовская. С-Пб., М., 2002.
Список интернет-ресурсов: 1. Волкова Т.С. «Начало двухголосного пения в начальной школе». Статья на сайте «Фестиваль педагогических идей»: http://festival.1september.ru/articles/412603/
2. Калинина О. «Этапы обучения многоголосному пению». Статья на сайте Фестиваль педагогического мастерства «Дистанционная волна»:http://festival.nic-snail.ru/index.phpoption=com_zoo&task=item&item_id=331
3. Токарь Т.А. «Начальный этап работы над двухголосием в младшем хоре». Конспект открытого урока по хору на сайте:http://knu.znate.ru/docs/index-566419.html
4. **В. П. Середа. http://valentin-sereda.ru/
5. ***Гамаюн В.А. Модальность в музыке ХХ века. http://www.lafamire.ru/index.phpoption=com_content&view=article&id=1659:-xx-&catid=49:2010-10-17-14-48-51&Itemid=1010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательной активности учащихся, как способ формирования устойчивого интереса к предмету.
выступление на заседаниии методического объединения. Развитие познавательной активности учащихся, как способ формирования устойчивого интереса к предмету....
Квалификационная работа "Формирование устойчивого интереса к предмету как путь личностного роста учащегося"
Может служить помощью начинающим учителям математики. Содержит мои исследования и наработки....
Формирование устойчивого интереса учащихся к занятиям физической культурой
В материал изложены способы за счет чего можно повысить интерес к занятиям физкультурой и спортом....
Составитель: Инструктор-методист ФСО А.Е. Тарасенко Тренер Кондратьев С.В. Формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема«Формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом» p.p1 {margin: 0.0px 0.0px 0.0px 33.0px; text-align: center; text-i...
программа по самообразованию: "Организация преподавания физической культуры с применением здоровьесберегающих технологий для формирования устойчивого интереса к здоровому образу жизни"
Новизна моего опыта заключается в реализации инновационных здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры, использование валеологтческих приёмов для мотивации учащихся к здоровому образу...