Музыкальные инструменты от арфы до рояля
план-конспект урока по музыке (6 класс) на тему
- В различных формах и видах деятельности, с помощью разнообразных методов, достичь осознанного восприятия произведений народной и профессиональной музыки.
- Формирование и укрепление знаний о музыкальных инструментах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muz_instrumenty_ot_arfy_do_royalya.2.doc | 51.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Ход урока.
Учитель. Ребята! Сегодня у нас необычный урок. И прежде чем мы его начнём, давайте посмотрим, друг другу в глаза, возьмёмся за руки, споём веселую песню «Весёлый старичок» и со всеми поделимся своим хорошим настроением.
Зайдя в класс, вы, вероятно, обратили внимание, что кабинет оформлен не так как обычно. Внимательно посмотрите на оформление и подумайте, какая же будет тема нашего урока. («Музыкальные инструменты от арфы до рояля».) Правильно. Тема нашего урока «Музыкальные инструменты от арфы до рояля». Давайте откроем тетради и запишем тему. Сегодня мы с вами вспомним музыкальные инструменты, которые уже знаем, познакомимся с их историей, а также познакомимся с новыми музыкальными инструментами. А чтобы лучше всё узнать мы посетим музей музыкальных инструментов. Но перед тем, как мы войдём в выставочные залы, давайте вспомним, на какие группы делятся музыкальные инструменты? (Струнные, струнно-смычковые, духовые, ударные, шумовые.) почему их так называют? (Ответ.) какими бы ни были музыкальные инструменты по форме, устройству, размерам, все они придумывались и делались для одного и того же – чтобы из них можно было извлекать музыкальные звуки.
Мир полон звуков и без музыки. Шумит улица, шумит природа ветром в листве деревьев, дождём в траве, морским прибоем. Человек так привык к шуму, что полная тишина для него – нелёгкое испытание. Как-то в одном из интервью космонавты признались, что отрабатывать упражнения на физические перегрузки не труднее, чем находиться в сурдокамере, внутрь которой не проникает ни один звук.
С утра до вечера, объятые шумом, иногда сверх всякой меры, мы всё же в любое мгновенье можем выделить из этого шума музыкальный звук. Маленький мальчик пиликнул на скрипке, горнист дунул в трубу, кто-то нечаянно задел струну гитары – и мы уже отмечаем про себя: звучит музыкальный инструмент.
Итак, пройдёмте в первый зал. Здесь находится один из древнейших музыкальных инструментов – монохорд. Наверно, нет ни одного человека, который не слышал о Древнегреческом учёном – математике Пифагоре, но редко кто знает, что он был ещё и блестящим музыкантом. Сочетание этих дарований позволило Пифагору первым догадаться о существовании природного звукоряда. Но надо было ещё доказать это. Пифагор построил для своих экспериментов, полуприбор – МОНОХОРД. Это был продолговатый ящик с натянутой поверх него струной. Под струной, на верхней крышке ящика, Пифагор расчертил шкалу, чтобы удобнее было зрительно делить струну на части. Множество опытов проделал Пифагор с монохордом и, в конце концов, описал математически поведение звучащей струны. Опыты Пифагора легли в основу науки, которую мы называем сейчас музыкальной акустикой. Вряд ли Пифагор мог предположить, что сконструированный им прибор всё-таки станет музыкальным инструментом. Простым с очень небольшими возможностями, но инструментом. Шло время, менялся инструмент. Дерево для ящика стали подбирать придирчивее, стремясь к красоте звука, постоянно прибавляя струны – их стало две, потом три, четыре. И вот появился многострунный инструмент, разошедшийся по разным народам. У каждого из них он получил своё название. Внимательно подумайте и скажите, как назывался этот инструмент у казахского народа? (Жетыген.) Русского? (Гусли.) Армянского? (Канон.)
От такого примитивного инструмента как монохорд и появились струнно-смычковые инструменты, а именно «царица симфонического оркестра» - скрипка. Мы переходим в следующий зал, для того чтобы там насладиться её звучанием и послушать небольшое сообщение (Симфония №40.В.А. Моцарт).
( На фоне музыки) Говорят, что хорошая скрипка получалась только тогда, когда для каждой её детали брали единственно подходящий сорт дерева. Например, верхнюю деку делали только из тирольской ели. Никакое другое дерево для неё не годилось – скрипка получалась неважной. И даже не всякую тирольскую ель валили и пускали в дело, а сперва присматривались, на какое дерево больше садятся птицы. Потом ещё прослушивали дерево статоскопом, дабы окончательно убедиться в том, что оно достаточно певуче. Спиливали дерево только зимой, да так, чтобы оно ни в коем случае не упало, а было осторожно опущено на землю. Потом выбирали для скрипки кусок у комеля, а весь остальной ствол шёл на дрова. Она не прощала малейшей небрежности и мстила самым коварным образом – попросту отказывалась петь. И сейчас есть мастера, которые строят хоть и не такие прекрасные скрипки, какие получались у Амати, Страдивари, Гварнери. (Слушание.)
В следующем зале находится ещё один струнный инструмент – арфа. Это очень древний музыкальный инструмент. Обратите внимание, какой это грациозный инструмент. А вы знаете, что он знаком почти всем народам мира? Собственно охотничий лук – уже арфа. Самое интересное – в таком первозданном виде арфа сохранилась и поныне у некоторых африканских народов.
Музыка, исполняемая на арфе, была очень популярной. В средние века и исполняли её музыканты, которых называли барды – странствующие певцы Франции, Ирландии, Шотландии. И владели ею барды настолько хорошо и так искусно аккомпанировали своим песням, что нередко певцов приглашали к себе короли и знатные вельможи. Пленённые музыкой и песнями, они надолго оставляли бардов у себя. Наверное, и сами барды не всегда стремились поскорее пуститься в дорогу: во дворцах и замках жилось им сытно и беззаботно. И в наше время есть барды. Это такие же певцы, но аккомпанируют они себе уже не на арфе, а на гитаре. Сейчас, мы с вами увидим отрывок из кинофильма «Джек в стране чудес» и насладимся прекраснейшим звучанием арфы и увидим, насколько этот инструмент грациозен и насколько прекрасен его голос.
Пройдём дальше. Здесь находятся музыкальные инструменты, которые берут своё начало именно от арфы. Это клавесин и фортепиано. Все открыли учебники на стр. 36(Работа с учебником.) Так что такое «клавис»? почему рояль называют «королевским»? Что такое фортепиано?
В следующем зале музыкальный инструмент, который так же пришёл к нам из глубин веков. Посмотрите внимательно на репродукцию картины М. Врубеля. Что вы можете сказать об этом инструменте и странном существе? Как вы думаете, называется этот инструмент? Здесь изображёно сказочное существо – получеловек - полузверь. (репродукция картины Врубеля «Пан») Лицо человеческое, а на лбу рожки. Руки тоже как у людей, а ноги – козлиные, с копытцами.
Это изображение сказочного существа, бога лесов по имени Пан. Так представляли себе покровителя природы древние греки.
Но что в руках у лесного фантастического божества?
Смотрите, ряд трубок различной величины, подобранных по росту и скреплённых между собой. Это музыкальный инструмент. Похожие музыкальные трубки есть почти у всех народов мира. У греков такой музыкальный инструмент называется сиринкс или сиринга, у русских – кугиклы, у литовцев – скудучай, у грузин – соинари. Но самое главное его название – флейта Пана.
Козлоногий бог Пан родился таким некрасивым, что его собственная мама испугалась вида новорожденного и убежала от него. Пустилась бежать от страшного Пана и красавица Сиринга, лесная девушка, которую как-то раз встретил Пан, бродя по лесу. Прекрасная нимфа бросила свой лук и стрелы, с которыми вышла на охоту, и помчалась прочь от козлоногого чудища в паническом страхе. Напрасно Пан кричал ей о своей любви, умоляя остановиться. Сиринга мчалась быстрее ветра.
И вдруг дорогу ей преградила река. Все ближе топот копыт приближающегося Пана. Нимфа стала умолять реку укрыть ее от бородатого чудовища. Река вняла ее мольбе и превратила Сирингу в тростник. Опечалился Пан и смастерил новый музыкальный инструмент. А назвал он этот инструмент именем красавицы нимфы – сиринга и сиринкс. Печальные нежные звуки свирели-сиринги с тех пор часто раздавались в окрестных селах и горах. Это играл опечаленный Пан, оплакивая свою несчастную судьбу.(слушание)
Вот такая сказка, легенда. Ей четыре тысячи лет.
Итак, назовите тему нашего урока. Что нового для себя вы узнали? И раз уж мы с вами весь урок говорили о музыкальных инструментах, то давайте сыграем в нашем необычном оркестре. А почему он необычный? (Шумовой.) Исполнение русской народной песни «Ах, вы, сени». Молодцы! Ребята, а почему наш оркестр называется «шумовым»? (Инструменты издают шум.) Хорошо. Наш урок подходит к концу, и давайте подведём итог урока. С какими инструментами мы познакомились? Что нового вы узнали о уже известных вам музыкальных инструментах? К каким группам они относятся? Кто изобрёл монохорд? Что означает рояль? Что такое музыкальные звуки? Сколько нот в музыке? Перечислите их. Где они пишутся? В ваших тетрадях слова песни «Семь весёлых нот». Внимательно прочтите их и найдите слова, в которых встречаются ноты, а затем выпишите их в виде ребуса в нотную тетрадь. (По одному выходят к доске и записывают найденные слова) А теперь в завершение урока исполним эту песню.
На этом наш урок закончен. Д/З.стр.36-37, письменно ответить на вопросы. Оценки за урок.
План урока.
1. Организационный момент.
2. Попевка «Весёлый старичок»
3. Новая тема: «Музыкальные инструменты от арфы до рояля»
4. Слушание:
В. А. Моцарт. Симфония №40.
Отрывок из кинофильма «Джек в стране чудес»
П. И. Чайковский. Концерт «№1»(отрывок)
Шуберт. «Аве Мария».
5. Исполнение песни «Семь весёлых нот».
6. Домашнее задание.
Оборудование:
- Эскизы музыкальных инструментов.
- ТСО (магнитофон).
- Аудио записи:
П.И. Чайковский. Концерт для фортепиано с
оркестром №1
В. А. Моцарт. Симфония №40.
И. Шуберт. «Аве Мария».
- Видео записи:
Отрывок из кинофильма «Джек в стране чудес»
- Презентация.
Учебно – воспитательные задачи урока:
- В различных формах и видах деятельности, с помощью разнообразных методов, достичь осознанного восприятия произведений народной и профессиональной музыки.
- Укрепить в сознании учащихся понимания огромной значимости музыки на примере произведений: Симфония № 40. Моцарта
Концерт № 1. П.Чайковского
«Аве Мария». Ф.Шуберта
- Формирование и укрепление знаний о музыкальных инструментах.
- Вызвать эмоциональный отклик на разнохарактерные произведения.
- Развитие эстетического воспитания и эстетического сознания детей.
- Развитие слушательской культуры.
Тип урока – комбинированный.
Вид урока – прогулка по выставочным залам.
Форма урока – коллективная, индивидуально – групповая.
Методы обучения – объяснительно- иллюстративный с элементами проблемно- поисковой, творческой деятельностью, наглядный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкальные инструменты. Игра-знакомство с музыкальными инструментами для детей младшего дошкольного возраста.
Музыкальные инструменты.Игра-знакомство с музыкальными инструментами для детей младшего дошкольного возраста. Описание игры: Дети стоят в зале в кружочке ( если еще не могут то в хаот...
Музыкальная библиотека об арфе
Краткое описание инструмента для знакомства и расширения информации. Адресованное детям, музыкальным работникам, воспитателям идр....
МАСТЕР – КЛАСС музыкальный конкурс « Музыкальные импровизации и музыкально-дидактические игры на тему интеграции. Игра на детских музыкальных инструментах.»
Мастер-класс предназначен для воспитателей ДОУ с применением конкурсной программы, игра на ДМИ....
Музыкальные инструменты от арфы до рояля
Разработка урока на тему "Музыкальные инструменты от арфы до рояля"...
Звонкие голоса Музыкальные инструменты. Духовые музыкальные инструменты.
Музыкальные инструменты. Духовые музыкальные инструменты....
Звонкие голоса Музыкальные инструменты. Струнные музыкальные инструменты.
Музыкальные инструменты. Струнные музыкальные инструменты....
Конспект урока на тему: "Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент".
laquo;Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент»....