Развитие чувства ритма ,как основа музыкального развития детей.
статья по музыке на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Развитие чувства ритма ,как основа музыкального развития детей.
Автор Нуждина Елена Викторовна
Педагог дополнительного обра-
зования МАОУ ДОД Дворца твор-
чества г Иркутск
Ритм- один из центральных основополагающих элементов музыки,обуславливающий ту или иную закономерность в распределении звуков во времени.Чувство музыкального ритма- это комплексная способность, включающая в себя восприятие, понимание, исполнение, созидание ритмической стороны музыкальных образов. Казалось бы ,что чувство ритма необходимо лишь в определенной профессиональной деятельности-музыкантам,танцорам , певцам.., но это не так, – ведь вся наша повседневная жизнь пронизана ритмами , вибрациями, пульсациями.
В основе любого ритма заложены две основные фазы: напряжение и расслабление. Можно назвать их по- другому, в зависимости от проявления ритма: возбуждение – торможение, ускорение-замедление, сильная доля –слабая доля в музыке,влох –выдох, прилив – отлив , день –ночь, бодрствование- сон…Что касается музыки - то чувство ритма , это такая музыкальная способность, без которой практически не возможна никакая музыкальная деятельность, будь то песня, игра на инструменте, восприятие или сочинение музыки.
Возможно ли развитие чувства ритма? Принимая во внимание обьективные трудности ритмического воспитания в музыке, ответ на поставленный вопрос будет положительным.Чувство музыкального ритма развиваемо.На первом месте на пути к развитию чувства ритма должно быть слушание и воспроизведение музыки , а не обьяснение педагогом длительностей нот ученику , который еще не имеет никаого музыкального опыта , и поэтому не может связывать свои слуховые представления с ритмическим рисунком. То есть пение или игра по слуху, разучивание мелодий рефлекторно подражательным путем.На втором месте в обучении необходимо вырабатывать приемы и навыки, которые выступают в качестве « подпорки»- это восприятие и воспроизведение равномерной последовательности одинаковых длительностей.Навык восприятия и воспроизведения мерной пульсации. «Неуклонно выдерживать метрическую точность при игре различных упражнений»,- требует педагогика от начинающего ученика говоря словами Г.П.Прокофьева.Исполнение музыкальных фрагментов с акцентировкой. « Нашей второй задачей, после выработки ощущения одинаковых длительностей, будет развить ощущение чередующихся пластических ударений» указывал Э.Жак- Далькроз. То есть чередование сильных и слабых долей .Это наглядно можно услышать в маршах и танцах, а при разучивании песен , обращать внимание учеников на естественное смысловое разделение мелодии на фразы, как маленькой части песни.На музыкально –ритмический рисунок оказывают влияние и паузы.Паузы –тоже являются частью музыки и даже порой повышают ее напряженность. Счет имеет неоценимое значение для развития чувства ритма ,однако применять его нужно избирательно, по мере необходимости.К разряду внешних факторов способных повлиять на улучшение ритмического восприятия , можно отнести метод показа музыкального отрывка педагогом.
Методика и приемы работы развивающие чувство ритма разнообразна .
Это различные упражнения связанные с освоением ритмических соотношений, «хлопай в такт».Это упражнение можно начинать с первых уроков .Дети улавливают и воспроизводят хлопками «пульс» звучащей музыки.Ученикам предлагается прошагать под музыкальный пульс. «Ритмическое эхо» .Педагог хлопает ритм, а ученики должны воспроизвести ритмический рисунок. Ритмические построения должны быть небольшие( два – три такта).
Таким образом , хотя чувство ритма является природным качеством человека, его возможно улучшить.Необходимо правильно использовать приемы и методы для развития чувства ритма , в процессе обучения создаются условия,всесторонне благоприятствующие формированию и развитию первичной музыкально- ритмической способности в составе ее основных ответвлений : темп , пульсация , акцент, соотношение длительностей ,паузы. Это непрерывный и долгий процесс, который приводит к качественному улучшению восприятия музыки , а для музыкантов просто необходимой составляющей для музыкального профессионализма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Использование музыкально-дидактических пособий для музыкального развития детей дошкольного возраста"
В презентации освещены вопросы необходимости использования музыкально-дидактических пособий, вследствии чего развивается общая музыкальность ребёнка, его творческие способности. Предложены назва...
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ - ОСНОВА МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
МАОУ ДОД «Турунтаевская» ДШИ методическая разработкапо теме: «Слушание музыки -основа музыкального развития »...
Музыкально-дидактический материал по музыкальному развитию детей.
Материал представлен ввиде авторских разработок по разделу"Музыкальное развитие детей дошкольного возраста"...
Музыкально-дидактический материал по музыкальному развитию детей.
Презентация на тему "Музыкальные инструменты" Цель.Закрепить знания детей о музыкальных инстпументах. Презентация "Веселые нотки" Музыкально-демонстрационный материал по обучению детей нот...
Рабочая программа музыкального руководителя детского сада. Модуль «Музыкальное развитие детей 5–6 лет» образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
Рабочая программа создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федер...
Музыкальные - дидактические игры в системе музыкального развития детей.
laquo;Игра есть свободная деятельность дитяти&helli...
Консультация для родителей «Ритм в музыкальном развитии детей»
Консультация для родителей "Ритм в музыкальном развитии детей"...