Образ материнства в произведениях искусства
методическая разработка по музыке по теме

Пименова Наталья Викторовна

Для учителей музыки  и МХК, педагогов дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx20.49 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Открытый   урок: Образ материнства в произведениях искусства.

                       

      Эпиграф:

«…как научиться

В одном мгновенье видеть вечность,

Огромный мир – в зерне песка.

В единой горсти – бесконечность,

И небо – в чашечке цветка!»

                      Уильям Блейк.

      Цель урока: Обобщить  и систематизировать знания, ранее полученные на уроках музыки в разных возрастных группах. Развивать умение сопоставлять различные виды искусства на одну тему, делать выводы и формировать собственное отношение, развивать монологическую речь. Знакомство с новым материалом.

      Задачи:

1.Определить взаимосвязь возрастных категорий детей в учебно-познавательном процессе

2. Воспитывать открытую свободную личность, способную к познанию, к активному мышлению.

Ход урока.

      Второй класс повторил тему: Образ Родины, образ матери. Вход третьего класса под музыку. Учитель: «Ребята вы пришли на урок ко 2-му классу. Недавно сами вы были такими, как они, а теперь стали на целый год старше, знаете, умеете больше. И, конечно, поделитесь своими знаниями, умениями со своим младшими товарищами. А разговор у нас с вами на очень знакомую тему. Мы сегодня обращаемся к образу мамы. И первое, конечно, это слова благодарности и нежности, которые мы выражаем в стихах.

(На фоне презентации дети читают стихи).

1-й реб. От чистого сердца,

                 Простыми словами

                 Давайте друзья потолкуем о маме.

                 Мы любим ее как хорошего друга,

                 За то, что у нас с нею все сообща.

                 За то, что, когда нам приходится туго,

                 Мы можем всплакнуть у родного плеча.

2-й реб. Мы любим ее за то, что порою

                Становятся строже в морщинках глаза.

                Но стоит с повинной прийти головою

                Исчезнут морщинки, промчится гроза.

3-й реб. За то, что всегда без утайки и прямо

                Мы можем доверить ей сердце свое!

                И просто за то, что она наша мама,

                Мы крепко и нежно любим ее.

Учитель: А знаете ли вы пословицы про маму? Сейчас мы проведем разминку.

(Раздаточный материал).

      «При солнышке тепло, при матери – (добро)».

      «Птица рада весне, а ребенок – (матери)».

      «Материнская забота в огне не горит, (в воде не тонет)».

      «Для матери ребенок до ста лет - (дитенок)».

      «Мать кормит детей, как земля – (людей)».

      «Нет такого дружка, как родная (матушка)».

      Во все времена люди сочиняли не только пословицы, но и песни, сказки, писали картины, посвященные матери. А, сейчас, внимание на экран – вам будет предложен вид искусства, а какой – вы должны ответить. (Фрагмент из к/ф «Мама». По сказке «Волк и семеро козлят»).

     После просмотра учитель задает вопросы:

- узнали сказку?

- что прозвучало в этой сказке: музыка, песня.

- какой характер музыки был в этой песне (добрая, нежная, ласковая…)

      А сейчас, мы с вами создадим картину, где вы выразите все свои чувства, навеянные этой песней. (Раздаточный материал: лепестки). А поможет вам в этом учитель ИЗО Лариса Евгеньевна. (Объяснение учителя, творческое задание).  

      Учитель: Давайте подведем итог: какими средствами выражали любовь к маме:

- читали стихи

- выполняли задания с текстами

- создавали картину

- смотрели сказку

- слушали музыку

      На сегодняшнем уроке мы с вами встретились с несколькими видами искусства. Давайте их перечислим: (наглядный материал на доске – сказка – кино – песня, музыка – стихи – картина. Вы увидели как все виды искусства дружат между собой. И в заключении мы с вами исполним песню. (Песня «Мама дорогая»).

      Спасибо ребятам из 2-го класса за работу на уроке. Выход 2-го класса под музыку.

      А мы приглашаем ребят из 7-го класса. Входит 7-й класс под музыку.

     Чтобы ребята узнали тему нашего урока, я прочитаю стихотворение, а вы мне назовете тему нашего урока.

      Есть в природе знак святой и вещий,

      Ярко, обозначенный в веках.

      Самая прекрасная из женщин –

     Женщина с ребенком на руках.

     Пусть ей вечно солнце рукоплещет,

     Так она и будет жить в веках,

     Самая прекрасная из женщин –

     Женщина с ребенком на руках.

                      Сергей Островой.  

Дети отвечаю: (называют тему).

      Учитель: Мы не просто будем говорить об образе матери, а познакомимся с ним в разных видах искусства.

      Ребята из 3-го класса уже познакомились с некоторыми видами искусства. А, что мы называем искусством? (Творческая деятельность человека). Назовите виды искусства? (литература, живопись, музыка, скульптура, кино, театр…).

      А, сейчас, нам предстоит познакомиться с некоторыми видами искусства. Внимание на экран. (Сикстинская мадонна Рафаэля, икона Владимирской Божьей матери). Задание: сейчас прозвучат два музыкальных фрагмента. Вам предстоит определить - какому изображению соответствует каждый фрагмент. (Звучит «Аве Мария», «Богородица Дево радуйся»). Обсуждения в группах, сбор мнений.

      Учитель: Два музыкальных фрагмента, две молитвы, но соответствуют им два разных изображения, потому, что первая – это молитва католическая и воспевается в ней образ Мадонны, так же, как и в картине Рафаэля, а вторая – молитва православная и воспевает Богородицу, но образ у них один – Великий образ Божьей матери. Особенно близка сердцу русского человека икона Богоматери Владимирской. Эта икона – величайшая святыня Руси. Недаром Россию называют домом Богородицы.  Среди многих обращений к Богородице – Дева Мария, Царица Небесная, Мадонна, - есть обращения Всепетая. Так и хочется обратиться к ней с просьбой, как к любимой маме. Что мы, сейчас, и сделаем, исполнив песню вместе, двумя классами. (Звучит песня «Мама»).

     Подводя итоги, еще раз давайте назовем те виды искусства, к которым мы сегодня прикоснулись (живопись, иконопись, музыка молитвы…). 3-й класс уходит под музыку.

      А вот сейчас, 7-му классу предлагается еще один фрагмент. Внимание на экран. (Отрывок из мюзикла «Юнона» и «Авось», молитва).

      Вопросы: какая музыка, кто исполнял, какой вид искусства (театр, жанр – мюзикл).

      Здесь мы видим и слышим обратную связь с молящимся человеком, мы слышим скорбь, боль и отклик на просьбы и мольбы, и не зря начинается молитва пронизывающим восклицанием, чтобы дать нам понять, что она видит все, что происходит с нами из своего высокого, недостижимого горнего мира. Та великая скорбь и жертвенность, которая характерна русской иконе, пронизывает наше сознание, проникает глубоко в душу. И хочется преклонить колено в любом возрасте перед Матерью Божьей, как впрочем, и перед своей родной мамой, ибо, только она защитит, укроет, утешит, разрешит все сомнения и печали (на столах тексты). Обратимся к литературе. Читаем легенду о материнском сердце по группам.

      Делаем вывод: образ матери - жертвенность

-   всепрощающая

- побеждающая зло

- трагический образ

- образ заступницы

- образ матери, возвышающий и очищающий наши души

      Учитель: И не зря в мрачные дни войн опять и всегда обращаются к образу матери – защитницы своих сыновей и дочерей (на экране образ матери-воительницы, запечатленный в памятниках послевоенной поры). В этих пластических изображениях, в скульптуре выражено все то, что мы с вами проговорили. И, сейчас, подведем итог нашему экскурсу в различные времена и виды искусства. Есть особые произведения в искусстве, дорогие, близкие каждому человеку. Сегодня мы с вами поговорили об отношении человечества к матери средствами искусства. Еще раж перечислим их. Многое осталось за рамками нашего урока. Ведь образ матери неповторим в каждом конкретном произведении. Каждый автор по-своему создает этот образ. Перед вами один из примеров создания и увековечивания образа простой русской женщины-матери, матери-героини (слайд). Имя ее Прасковья …………………  Эта женщина отправила на войну девять своих сыновей и, все девять погибли, защищая Родину.  Односельчане поставили памятник Прасковье ………….. и ее сыновьям, где сыновья символически изображены журавлями. Сейчас Лариса Евгеньевна продолжит эту тему:

Легче сердце свое казнить, легче с разумом быть в раздоре,

С материнским горем сравнить можно лишь материнское горе…

(Изготовление журавликов)

      Нам удалось соотнести образ святости и образ земной женщины-матери. Берегите своих мам, будьте бережны, чтобы не сожалеть о своих поступках никогда. И в заключении, я предлагаю послушать песню в исполнении известной вам Екатерины Сергеевны Янишевской – учителя английского языка нашей школы. Исполнение песни «…………….».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образ Александра Невского в различных произведениях искусства.

Конспект урокаЗвать через прошлое к настоящему. «Образ Александра Невского в различных произведениях искусства».                      ...

Урок изобразительного искусства в 7 классе. Образ дома в изобразительном искусстве ( на примере дома С.А.Есенина).

Урок посвящён образу крестьянского дома в живописи рязанских художников, на примере дома С.А. Есенина....

Образ материнства

Образ материнства в произведениях художников...

Образ зимы в произведениях искусства

Как важно видеть прекрасное в мелочах. Данная работа пригодится как на уроках, так и на внеклассных мероприятиях....

Урок изобразительного искусства в 6 классе «Красота человека в произведениях искусства».

Человеку свойственно стремление к прекрасному, к красоте, которую можно увидеть, услышать, почувствовать. На земле бесконечно много людей, каждый из них понимает красоту по-своему. Кто-то определяет к...