Учебно-методическое пособие "Работа с музыкальными терминами на уроках музыки"
учебно-методическое пособие по музыке по теме

Проскурякова Зоя Олеговна

Пособие предназначено для учителей музыки общеобразовательных школ. Ориентировано на программу "Музыка" Сергеевой, Критской, Шмагиной. Представляет систему работы с обучающимися по усвоению музыкальных понятий, терминов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл учебно-методическое пособие36.52 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Работа с музыкальными терминами на уроках музыки.

        Не раз на своих уроках крайне удивлялась тому, что дети не могут объяснить значение слов, которые звучат чуть ли не на каждом уроке музыки. Мы их транслируем детям, думая, что их смысл изначально понятен всем. Но что дети понимают под прозвучавшим словом (например, «аккомпанемент» или «солирующий голос»), мы не уточняем или уточняем редко. Поэтому для себя я решила, что работа с терминами  станет частью моей работы на уроках.

        Все учебные дисциплины имеют свою специальную терминологию. Имеет ее и предмет «Музыка».

        Музыкальные термины, которыми пользуются профессиональные музыканты той или иной специальности или обучающиеся музыкальному искусству, имеют «узкую», практическую направленность:  касаются приемов, способов исполнения музыки, техники исполнения и т.п.

        В учебной дисциплине «Музыка» общеобразовательного, школьного,  курса используются музыкальные термины другого рода. Они носят общекультурный характер, расширяют кругозор и лексикон обучающихся, и в то же время  помогают раскрывать содержание предмета.

        Слова-понятия с чисто музыкальным значением появляются уже с первых уроков 1-го класса:

  • это «цепочка», объясняющая, откуда появляется, кем и для кого озвучивается музыка: композитор – исполнитель – слушатель;
  • это знакомство с простейшими, «китовыми» (от слова «кит») жанрами музыки: песня – танец – марш;
  • это выяснение, каким способом может исполняться музыка: петь (вокальная музыка) или играть на музыкальных инструментах (инструментальная музыка)
  • петь/ играть одному (солист) или вместе, большим коллективом (хор/ оркестр).

В первых беседах с учениками о музыке эти понятия появляются ненавязчиво, может быть, в игровой  занимательной  форме, с опорой на то, что уже известно детям, на их небольшой, но собственный жизненный опыт.

Постепенно, шаг за шагом, урок за уроком таких музыкальных понятий становится больше.

        Важно, чтобы ученики приучались не только слышать эти слова от учителя, но и понимали, что они означают, умели самостоятельно осознанно пользоваться ими, когда на уроке ведется разговор о музыке или анализируется прослушанное музыкальное произведение. А чтобы это произошло, нужна серьезная систематическая работа в этом направлении.

        Для себя я выстроила такую систему. Она включает в себя:

  1. ведение музыкального словарика. Ведется он параллельно с тетрадью по музыке, но записываются туда только термины (непонятные, требующие пояснения слова). Заводить словарик можно уже в начальной школе, но не с 1-го, со 2-го класса, и , естественно, учитывать, что много писать на уроках музыки нельзя. Посвящать этому можно 2-3 минуты (именно письменной части, записи, а не разъяснению смысла слова), поэтому формулировка понятия должна быть понятной и лаконичной.

Словарик ведется на протяжении всего курса обучения музыке. В средней школе возможен возврат к изученным ранее терминам, но уже на более высоком уровне.

Учитель регулярно проверяет ведение словаря и ставит за это оценку.

  1. работу с музыкальными терминами в занимательной форме: ребусы, кроссворды, чайнворды и т.п. Дети охотно откликаются на «необычные» задания, но при этом они , чтобы вставить нужное слово в кроссворд, должны прочитать его значение и понять, о каком музыкальном понятии идёт речь. Это опять-таки ненавязчивый способ еще раз поработать с терминологией предмета.

Вот несколько примеров кроссвордов, составленных  мною  для разных классов, по разным темам:

3 класс. Обобщение по разделу «Россия – Родина моя» (программа Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной)

             

7

8

 

  1

2

3

5

6

4

   

1)             Музыкант, который сочиняет музыку.

2) Что в музыке является самым главным? То, что можно спеть. Её часто называют «душой» музыки.

3) Музыкальный спектакль, где все герои поют.

4) Так в опере называется выступление главного героя, его «музыкальный портрет».

5) Так называется песня, которую раньше пели по-романски, т.е. на испанском языке, аккомпанируя себе на гитаре или фортепиано.

6) Главная песня страны.

7) Выступление одного музыканта.

8) Хвалебная торжественная песня времён Петра I в честь побед русской армии.

1)        Большое музыкальное произведение, исполняемое хором, оркестром и солистами. Обычно посвящается  выдающейся личности или очень важному событию в государстве.

        Кроссворды из терминов для 7 класса.

При решении обоих кроссвордов получается 2 слова: «сюита» и «Шнитке». Так можно начать знакомство  с «Циклическими формами инструментальной музыки. «Сюита в старинном стиле» А. Шнитке» (раздел программы и учебника «Особенности драматургии камерной  и симфонической музыки»).

        Лист с двумя кроссвордами дается на одну парту, для двух учеников.

1

   

2

3

4

5

  1. Ведущий жанр музыки для исполнения оркестром;
  2. Ночная музыка  (в переводе  с французского);
  3. Вокальное произведение без текста;
  4. Пьеса для совершенствования технических навыков игры на инструменте;
  5. Переложение музыкального произведения для другого исполнителя.

1

2

3

4

5

6

  1. Музыка шага;
  2. Танец-шествие польского происхождения;
  3. Сольный номер в опере;
  4. Окраска голоса;
  5. Жанр музыки для солирующего инструмента и оркестра, название которого переводится как «согласованное состязание»;
  6. Самый распространенный , доступный жанр бытовой вокальной музыки.

Задание  для 5 класса по средствам музыкально выразительности:

  • лад
  • скорость исполнения музыки
  • динамика
  • характерная окраска голоса или звучания муз.  инструмента
  • регистр
  • сила (громкость) звучания музыки
  • мелодия
  • часть звукоряда определенной высоты
  • тембр
  • основная мысль муз. произведения
  • гармония
  • организация звуков, влияющая на создания настроения в музыке
  • темп
  • созвучие или несозвучие голосов музыкального произведения

Другой вариант подобного рода работы: давать учащимся не готовые  кроссворды/ребусы, а дать им творческое задание – составить кроссворд  из музыкальных терминов самим, а затем обменяться с другими учениками.

Выполнение любого варианта из этих заданий дает учителю реальный  повод  поставить ученику оценку.

  1. написание  терминологических диктантов. Это относится к формам проверки знания терминов, поэтому учитель заранее предупреждает о проведении диктанта, чтобы учащиеся повторили материал.

Учитель зачитывает, что обозначают слова-термины, а учащиеся записывают сами эти термины. Такой способ годится в средней и старшей школе (6-7 классы), а в классах помладше приемлем упрощенный вариант: термины, которые будут в диктанте,  уже записаны на доске в произвольном порядке. Ученики должны их записать на своих листочках в том порядке, в каком учитель зачитывает их растолкование.

Количество терминов для диктанта от 5 до 10.

Пример. Терминологический диктант для 5 класса.

  1. Музыкант, чье исполнение  (в ансамбле, хоре или оркестре) выделяется над остальным звучанием… (солист)
  2. Музыкальная форма, в которой основная мелодия повторяется много раз, но каждый раз в ином характере (варианте) … (вариации)
  3. Толкование музыкального произведения различными исполнителями… (интерпретация)
  4. Музыкант-исполнитель, в совершенстве владеющий техникой игры на своем инструменте… (виртуоз)
  5. Инструментальное сопровождение к пению… (аккомпанемент)

Терминологический диктант по теме «Вокальная музыка. Образы вокальной музыки». 6 класс

  1. Искусство пения… (вокал)
  2. Пение без слов… (вокализ)
  3. Исполнение музыкального произведения одним музыкантом, певцом или инструменталистом… (соло, солист)
  4. Музыкальное произведение небольшое по объему, предназначенное для исполнения в небольшом кругу слушателей… (камерное)
  5. Состав хорового  коллектива, состоящего  из мужчин и женщин,.. (смешанный)
  6. Музыкальная форма, в которой происходит возвращение к одной и той же музыкальной теме через чередование других эпизодов… (рондо)
  7. Пение без сопровождения…. Выбрать из предложенных: кантилена, кантата, а капелла

(а капелла)

При написании терминологических диктантов ученики часто спрашивают, не будут ли снижаться оценки за грамматические ошибки. Оценки за это не снижаются, но вслед за терминологическим диктантом, т.е. на следующем уроке, объявив результаты за диктант, я провожу рубрику «Пишу грамотно». В тетрадь списываются с доски те слова из диктанта, в которых больше всего было допущено грамматических ошибок.

  1. Загадывание  музыкальных терминов через игру «Да/Нет». Это универсальная игра для всех. Универсальность ее в том, что она способна увлечь и детей и взрослых, и то, что может использоваться на любом учебном предмете, в том числе, на музыке. Она создает интригу (загадку), поэтому ее можно рассматривать как игровой педагогический прием, а можно – поскольку это игра – как игровую паузу во время урока.

Смысл игры прост: учитель загадывает нечто (в нашем случае – какой-то музыкальный термин), а ученики пытаются разгадать его, задавая учителю вопросы. Учитель отвечает на них только словами «да/ нет/ и да и нет». Естественно, учитель должен как-то сузить круг поиска, т.е. назвать хотя бы область применения загаданного им термина (например, не вся музыка, а только  вокальная; не все жанры, а только камерные).

Игра учит правильно формулировать вопросы, вырабатывать стратегию поиска (вместо переборов возможных вариантов ответов), а это  уже  уровень универсальных учебных действий, к выработке которых призывают новые образовательные стандарты. Учитель обязательно дает оценку всем заданным вопросам (сильные вопросы ведут к разгадке, слабые вопросы ничем не помогают в поиске слова). Когда этот прием хорошо отработан с детьми, можно их  самих просить назвать, чьи вопросы им помогли подойти к правильному ответу.

Игровой педагогический прием «Игра «Да/ Нет» описан в книге-пособии А. Гина «Приемы педагогической техники».

  1. Еще один творческий способ погрузить учеников в размышления над  музыкальными терминами и понятиями. Этот способ  похож на терминологический диктант, но учитель подбирает к термину не его точное, «научное» толкование, а говорит о нем причудливо, замысловато,  иносказательно.

Пример: определите, о каком понятии идет речь. Это мудрое слово оставили нам древние греки. Слово это женского рода, поэтому я буду говорить  «она».  Она несомненно есть в музыке, но хотелось, чтобы она была везде: в природе, в человеке, в отношении между людьми и даже государствами, в картинах художников, в космосе. Антонимами этому слову (понятию) являются беспорядок, хаос, несогласие.

Правильные догадки учеников  учитель подкрепляет точным определением: гармония в музыке – это слаженное звучание, благозвучие, правильное  (приятное слуху) соотношение между звуками, мелодией и аккомпанементом, между различными голосами, ннструментами.

Надеюсь, что данная  система работы с понятийным материалом может пригодиться моим коллегам, учителям музыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие процессов музыкально восприятия на уроках музыки: методы и приемы.

Понимать музыку — значит воспринимать ее сознательно, отдавая себе отчет в ее содержании. Действительно, существует тесная связь между этими понятиями; «понимать» и «любить», воспринимать сознательно ...

Учебно методическое пособие по проведению музыкального конкурса "Таланты нашего лицея! "

Привлечение детей к активному творчеству, отражающему богатство общечеловеческой, национальной музыкальной культуры нашей Страны;Формирование художественного вкуса детей, приобщение их к современным ф...

Учебно-методическое пособие "К вершинам музыкального искусства"

Пояснительная запискаПрограмма «К вершинам музыкального искусства» по предмету «Музыка» для I–IV классов начальной школы общеобразовательных учреждений, соответствует требованиям Федерального государс...

Учебно-методическое пособие "К вершинам музыкального искусства"

Пояснительная запискаПрограмма «К вершинам музыкального искусства» по предмету «Музыка» для I–IV классов начальной школы общеобразовательных учреждений, соответствует требованиям Федерального государс...

Учебно-методическое пособие. "Краткий словарь лингвистических терминов"

Данный словарь предназначен для учителей русского языка и для учащихся 5-7 классов ...

Кроссворд музыкальных терминов для урока музыки в 4 классе "В музыкальном театре"

Использовать на обобщающем уроке  "В музыкальном театре" в 4 классе...

Конспект мастер-класса «Развитие музыкальных способностей на уроках музыки через здоровьесберегающие технологии на уроках музыки»

Конспект мастер-класса «Развитие музыкальных способностей на уроках музыки через здоровьесберегающие технологии на уроках музыки»...