Беседы об искусстве "Красота, победившая века"
статья по музыке (7 класс) по теме
Материал посвящён краткому обзору музыкальной культуры XIX века Петергофа.Предназначен для детей среднего школьного возраста. Расширяет музыкальные впечатления учащихся, способствует развитию их познавательной деятельности в области истории, музыки. Надеюсь, что данная публикация будет полезна учителям музыки средней школы, преподавателям детских музыкальных школ, педагогам-организаторам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
besedy_ob_iskusstve.docx | 19.44 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Беседы об искусстве»
«Красота, победившая века»
Здравствуйте, ребята! Сегодня я расскажу вам об одном из чудеснейших уголков нашей Родины, в котором уже кто-то из вас бывал, кто-то только собирается посетить. Это место называется Петергофом! Вижу улыбки на ваших лицах: вы знаете его. Место очень популярное не только у нас в России, но и за рубежом.
Звучит романс «На крыльях любви» Ф.Мендельсона в фортепианном изложении
«Постой! Здесь хорошо…Зелёною оградой
Кустарники кругом с деревьями сплелись,
Чуть слышно музыка доносится из сада,
А шумный говор стих, и звуки улеглись».
А.П.Сниткин
Идея создания летней резиденции « Петергоф» принадлежала русскому царю Петру I. Ансамбль парков, дворцов и фонтанов был построен в первой четверти VIII века (1723 году).
Главными исполнителями указаний Петра I были архитекторы И. Браунштейн, Ж.-Б. Леблон, Н. Минетти, М. Земцов, Т. Усов, П. Еропкин, И. Устинов, Ф. Исаков, гидротехники В. Туволков и П. Суалем, скульптор К. Растрелли и его русские ученики, а также садоводы Л. Гарнихфельт, А. Борисов. Каждый из них сыграл значительную роль, воплощая замысел Петра I, проявив при этом художественный вкус и творческую оригинальность. Огромная заслуга принадлежит строительным командам «Канцелярии от строений», мастерам и подмастерьям садового, фонтанного, живописного, резного дела и другим специалистам, приехавшим со всех концов России и приглашенным из-за границы.
Каждый год русский двор приезжал на лето в Петергоф, и до поздней осени здесь кипела светская жизнь: устраивались роскошные балы, шли спектакли, звучала музыка зарубежных и русских композиторов.
Звучит «Менуэт» Боккерини(фонограмма)
Летняя царская резиденция с самого начала концентрировала вокруг себя людей искусства. В разное время в Петергофе жили композиторы М.Балакирев, А.Глазунов, профессор Петербургской консерватории скрипач Л.Ауэр, поэты Я.Полонский и С.Третьяков, певица Леонова, которую часто навещал М.Мусоргский.
На экране показывается видеоряд дворцов и фонтанов Петергофа. Звучит «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П.Чайковского.
Вот как писали о Петергофе русские поэты разных эпох:
«Нельзя ль мне море дать в соседство?
Нельзя ль найти мне уголок…
В волшебном вашем Монплезире?
Признаться, вспомнишь лишь о нём,
Душа наполнится огнём,
И руки сами рвутся к миру…»
В.Жуковский
«Сияет солнце, звёзды блещут,
На всём улыбка, жизнь во всём,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом».
Ф.Тютчев
«Ты помнишь ли сиянье Петергофа,
Дремучие Петровские сады,
И этот влажный лепет, бред и вздохи
Всегда живой, хлопочущей воды?»
О.Бергольц
«Не отвести восхищённого взгляда
От красоты, победившей века.
Солнце сверкает в потоках каскада,
Струи взлетают под облака».
Синцов
С 1885 по1917 год в комнатах III этажа Английского дворца летом жили малолетние певчие Придворной капеллы. Для занятий с ними в Петергоф приезжал Николай Андреевич Римский-Корсаков, который восхищался красотой здешних мест, о чём и написал в «Летописи моей музыкальной жизни»:
«…что за прелесть этот необыкновенный, загадочный, торжественный город, с его улицами, аллеями и бриллиантовыми струями фонтанов. Кажется, сейчас они поднимут меня высоко вверх и пронесут над всем миром…»
С 1883 по 1894 год летом здесь жил М.Балакирев в годы работы в капелле. Во дворце у него был отдельный кабинет, в котором создавалась гениальная музыка.
Звучит «Полька» М.Балакирева (фортепиано)
Всемирно известный пианист, композитор и дирижёр Антон Григорьевич Рубинштейн только в Петергофе чувствовал себя уютно на своей даче, которая располагалась на западной окраине Лугового парка на берегу Никольского пруда. Среди созданных композитором сочинений – Четвёртая симфония, опера «Макковеи», лирический фортепианный цикл «Петергоф».
Звучит «Мелодия» А.Рубинштейна (фонограмма)
Собственную дачу Рубинштейны купили в 1874 году в Большой слободе Старого Петергофа. Обитатели дома могли любоваться морским пейзажем Финского залива и Кронштадта.
На экране показывается видеоряд пейзажей Кронштадта и Финского залива.
Антон Григорьевич жил в петергофском доме и летом, и зимой, когда был свободен от гастролей и работы в консерватории. Кабинет композитора находился на башне с видом на Финский залив. Чёрный рояль фирмы «Беккер», письменный стол, этажерка с нотами, фотографии близких людей, бронзовая статуэтка музы – скромная рабочая обстановка. Вечером его навещали коллеги. В кругу близких друзей Рубинштейн играл особенно вдохновенно и незабываемо.
Звучит «Полька» А.Рубинштейна (фортепиано)
Он любил Петергоф и многое сделал для его жителей: внёс 3000 рублей на преобразование мужской прогимназии в гимназию, пожертвовал 400 рублей приюту для бедных, давая благотворительные концерты. Александр III присвоил Рубинштейну звание почётного гражданина Петергофа в 1889 году, когда отмечалось 50-летие музыкальной деятельности композитора. В память о великом музыканте его имя присвоено детской музыкальной школе города Петергофа.
Творческая атмосфера с плеядой звёзд XIX – XX столетия царила в Английском дворце вплоть до начала Великой Отечественной войны. В 1941 году фашисты заняли город. За три года своего пребывания гитлеровцы разграбили и вывезли из Петергофа несколько тысяч музейных экспонатов. Они уничтожили большинство дворцов, разрушили фонтаны. Общий ущерб, причинённый памятникам Петергофа, исчисляется в 560 миллионов рублей. После освобождения в 1944 году начинается возрождение дворцово-паркового комплекса. И вновь дворцы и фонтаны поражают нас своей необыкновенной красотой, удивляют и радуют. И вновь звучит музыка. С мая по октябрь каждый день в одиннадцать часов утра под звуки «Гимна великому городу» Р.Глиэра в небо устремляются струи фонтанов.
Звучит «Гимн великому городу» Р.Глиэр (фонограмма).
И вновь в великолепном зале Большого дворца проходят камерные, хоровые и симфонические концерты, музыкальные фестивали и конкурсы, рождая новые имена талантливых музыкантов.
«Раскинув крылья, как орёл летящий,
Горит фасад чешуйками слюды
Над пляшущей, сверкающей, журчащей,
Блистающей симфонией воды».
Вс.Рождественский
Звучит «Марш» Г.Свиридова из музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина «Метель».
На этом я заканчиваю свой рассказ и надеюсь, что вам понравилось.
До скорой встречи ребята!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
паспорт проекта "Победа века"
Цель проекта:-формирование активной гражданской позиции и патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности...
паспорт проекта "Победа века"
Цель проекта:-формирование активной гражданской позиции и патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности...
Беседа "День Победы"
Беседа для группы компенсирующего вида...
Беседа "День Победы"(текст)
Текст беседы к презентации...
Презентация по ИЗО в 5 классе VIII вида "Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин на тему «Мы победили!»
Презентация по ИЗО в 5 классе VIII вида "Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин на тему «Мы победили!»...
Беседа ко Дню Победы.
Цель: воспитывать детей в нравственно- патриотическом духе; закреплять их знания о том, как наш народ защищал свою Родину в годы Великой Отечественной войны.Задачи: сформировать представление о Дне...
Тема урока: « Журавли Победы» - образ защитника Отечества в искусстве 20 века, посвящённый 75 –летию Победы в Великой Отечественной войне
75 лет отделяют нас от победного 9 мая 1945 года. Вновь и вновь оживают образы военного времени в песнях и кинофильмах, в стихах и прозе, в памятниках и обелисках, ...