Программа ФГТ по сольфеджио для отделения "Фольклорное искусство"
рабочая программа по музыке на тему
нужная программа ФГТ по сольфеджио для отделения "Фольклорное искусство" ДШИ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_fgt_po_solfedzhio_dlya_folklora_v_dshi.doc | 393.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Сольфеджио» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Фольклорное искусство»
Сольфеджио является обязательным учебным предметом в детских школах искусств, реализующих программы предпрофессионального обучения. Уроки сольфеджио развивают такие музыкальные данные как слух, память, ритм, помогают выявлению творческих задатков учеников, знакомят с теоретическими основами музыкального искусства. Наряду с другими занятиями они способствуют расширению музыкального кругозора, формированию музыкального вкуса, пробуждению любви к музыке. Полученные на уроках сольфеджио знания и формируемые умения и навыки должны помогать ученикам в их занятиях на инструменте, а также в изучении других учебных предметов дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств.
2. Срок реализации учебного предмета «Сольфеджио» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет.
Актуальность программы.
Одной из дисциплин, способствующих музыкально-эстетическому воспитанию обучающихся, расширению их общего музыкального кругозора, формированию музыкального вкуса, является сольфеджио. На уроках педагог воспитывает у детей любовь к народной музыке, творчеству русских композиторов-классиков, современных отечественных композиторов, лучших представителей зарубежной музыки, развивает их музыкальные данные (слух, память, ритм), знакомит с теоретическими основами музыкального искусства, помогает выявлению и развитию творческих задатков обучающихся.
Отличительной особенностью данной программы является более гибкий уровень требований при подходе к каждому обучающемуся и к каждому году обучения. Программа рассчитана на 8 лет (где 1-ый год обучения является подготовительным) и включает в себя 3 этапа.
- Различные индивидуальные способности детей, т.к. при приеме в школу не осуществляется тщательный отбор детей по способностям (как в музыкальной школе).
- Группы состоят из детей, как занимающихся на инструменте так и не занимающихся на каком-либо инструменте. У детей, которые посещают занятия по фортепиано, аккордеону, флейте прогресс намного быстрее.
Значит, некоторым обучающимся требуется несколько больше времени для усвоения материала. Мы решаем данную проблему, несколько упростив программу.
Цель— Развитие музыкальных способностей детей школьного возраста.
Задачи:
Образовательные
- Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
- Формирование и развитие мотивации к изучению нотной грамоты
- Формирование навыков умственных и слуховых действий (звукового анализа, обобщения, выбора правильного ответа)
- Формирование музыкально-логического мышления.
- Формирование умения понимать нотный текст и смысл нотного текста.
- Научить соединять ноты в мелодические фразы, уметь их пропеть с дирижированием, показать ноты ручными знаками.
Развивающие:
- Активизировать технику интонирования.
- Развитие познавательного потенциала ребёнка – через музыкальную память и музыкальное восприятие.
- Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации
- Развитие двигательной сферы.
Воспитательные
- Воспитание системы нравственных межличностных отношений.
- Слушать и слышать педагога.
За время обучения предмету сольфеджио обучающиеся должны приобрести целый ряд практических навыков:
- Уметь правильно и интонационно точно петь выученную или незнакомую мелодию
- Точно интонировать один из голосов несложного 2-х и 3-хголосного произведения.
- Записывать по слуху несложную мелодию и аккомпанемент к ней.
- Анализировать на слух, а также по нотному тексту несложные музыкальные произведения или отрывки.
Полученные на занятиях по сольфеджио знания и навыки должны помочь обучающемуся в его занятиях по хоровому сольфеджио и хору, на уроках музыки и музыкальной литературы, в занятиях на инструменте.
Гармоничное развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, мышления обучающихся в классе сольфеджио может быть осуществлено лишь в том случае, если все формы работы, предусмотренные программой, будут находиться между собой в тесной взаимосвязи:
- Сольфеджирование
- Слуховой анализ
- Запись диктантов
- Интонационные упражнения
- Ритмические упражнения
- Творческие задания.
Теоретические знания, получаемые обучающимися в процессе занятий, должны быть связаны с практическими навыками. Благодаря межпредметным связям такие формы работы как вокально-интонационные и ритмические упражнения, сольфеджирование и чтение с листа закрепляются на предметах хоровое сольфеджио и чтение хоровых партитур. Знание теоретических основ способствует воспитанию музыкального мышления обучающихся, вырабатывает сознательное отношение к изучаемым музыкальным явлениям, поэтому одной из важнейших задач педагога является выработка у обучающихся слуховых представлений и внутреннего слуха. Вся теоретическая работа должна опираться на внутренние слуховые представления, наличие которых играет огромную роль в процессе обучения музыке. Они необходимы как для дальнейшей деятельности музыканта-профессионала, так и любителя.
Сроки реализации
Дополнительная образовательная программа рассчитана на 8 лет: 8 лет – основной курс (подготовительный – 7 года обучения) состоит из 3-х этапов:
I – подготовительный и 1-ый годы обучения
II – 2-3 годы обучения
III – 4-7 годы обучения
1 год (8-й год обучения) представляет собой факультативный курс для детей, планирующих поступление в учреждения среднего специального звена (колледжи).
Основной формой организации учебного процесса является занятие.
Занятия проводятся группами 1 час в неделю для всех детей музыкального профиля.
Группа формируется от 4 до 10 человек.
Основные знания и навыки обучающиеся приобретают на занятии в классе, что возможно при условии постоянной фронтальной работы со всей группой по всем разделам программы. Такая работа позволяет педагогу осуществлять беглый текущий опрос всех детей на каждом занятии.
Однако, основной формой контроля, является контрольный урок в конце полугодия и в конце учебного года, который совпадает с темой итоговое занятие, а также тестирование и урок – зачет в связи с проверкой знаний по какому-либо разделу.
Контроль, проводимый периодически, состоит из более подробного индивидуального опроса детей в устной форме, а в письменной форме – в виде контрольной работы и контрольного диктанта.
В конце этапа обучения проводится переводной или заключительный экзамен.
- Учебно-тематический план и прогнозируемые результаты
| Нотная грамота |
|
| Гамма До мажор. Устойчивые и неустойчивые ступени |
|
| Разрешение неустойчивых ступеней, вводные звуки |
|
| Текущий контроль |
|
| Опевание устойчивых ступеней. |
|
| Тоническое трезвучие Длительности, размер, такт |
|
| Размер 2/4 |
|
| Изучение элементов гаммы Соль мажор |
|
| Текущий контроль |
|
| Устные диктанты |
|
| Размер 3/4 |
|
| Изучение элементов гаммы Ре мажор |
|
| Изучение элементов гаммы Фа мажор |
|
| Гамма ля минор (для продвинутых групп) |
|
| Знакомство с интервалами |
|
| Затакт четверть, две восьмые в размере 2/4 |
|
| Текущий контроль |
|
| Запись одноголосных диктантов в размере 3/4 |
|
| Размер 4/4 (для продвинутых групп) |
|
| Повторение |
|
| Промежуточный контроль |
|
|
|
К концу 1 этапа обучения дети должны
Знать:
Знать теоретические термины:
- тон, полутон;
- Клавиатура, регистр;
- Название звуков;
- Скрипичный, басовый ключи;
- Нотный стан;
- лад – мажор, минор;
- устойчивость, неустойчивость;
- пауза;
- длительности – половинные, четвертные, восьмые;
- размеры 2/4, ¾;
- строение мажорной гаммы,
- понятия о фразе, куплете.
- динамические оттенки f, P.
Уметь:
- точно интонировать после одного-двух прослушиваний несложные мелодические фразы из 6 - 9 звуков ( два такта на 2/4, 3/4 или 4/4 в мажоре и миноре);
- петь вверх и вниз пройденные мажорные гаммы с названием ключевых знаков;
- петь вверх или вниз до тоники отрезок мажорной гаммы от данной ступени лада;
- петь в гаммах тоническое трезвучие и его обращения (с ручными знаками и по пособиям);
- сольмизировать с тактированием несложную нотную запись на 2/4 и 3/4;
- сольфеджировать с листа простые нотные примеры на 2/4 и 3/4 с дирижированием;
- простукивание ритмического рисунка, исполненного педагогом;
- простукивание ритмического рисунка, по нотной записи;
- проговаривание ритмического рисунка слогами с тактированием или без него.
- Уметь анализировать одноголосную мелодию (направление движения мелодии, повторения, метроритм)
- Записывать ритмические диктанты.
- Знать и уметь записать ноты.
Владеть:
- Навыком нотной записи;
Навыком сольмизации с дирижированием.
Второй этап
2 класс
| Повторение материала 1 класса |
|
| Затакт четверть в размере 3/4 |
|
| Тональность Си-бемоль мажор |
|
| Размер 4/4 |
|
| Текущий контроль |
|
| Тональность ля минор |
|
| Три вида минора |
|
| Ритм четверть с точкой и восьмая |
|
| Параллельные тональности |
|
| Текущий контроль |
|
| Ритм четыре шестнадцатые в пройденных размерах |
|
| Тональность ре минор |
|
| Тональность ми минор |
|
| Тональность си минор |
|
| Интервалы ч.1, м.2, б.2, м.3, б.3 |
|
| Текущий контроль |
|
| Тональность соль минор |
|
| Интервалы ч.4, ч.5, ч.8 |
|
| Закрепление пройденного |
|
| Промежуточный контроль |
|
| Резервные уроки |
|
ИТОГО: | 34 |
К концу учебного года учащиеся 2 года обучения должны
Уметь:
- петь мажорные и минорные гаммы вверх или вниз до 2-х знаков (целиком и от любой ступени до тоники) в унисон всей группой, а также каноном на 2 голоса;
- после одного-двух прослушиваний пропеть на слог предложенную простую музыкальную фразу и затем повторить её с названием нот - просольфеджировать (устный диктант);
- петь и строить в тональности и от звука пройденные интервалы (мелодически и гармонически);
- строить и петь (в унисон, а также на 2 голоса) в пройденных гаммах цепочку главных трезвучий - T S D;
- услышать и спеть нижний звук в отдельно сыгранном интервале или трезвучии.
- Уметь анализировать фрагмент музыкального произведения.
- Определять на слух ступени лада и интервалы.
- Записывать музыкальные диктанты с предварительным разбором.
Знать:
- Знать теоретические термины:
- Минор 3х видов;
- Интервалы;
- Затакт;
- Паузы;
- Размеры 2/4, ¾, 4/4;
- Ритмические группы;
- Длительности – шестнадцатые.
Владеть:
- Навыком сольфеджирования и чтения с листа с дирижированием;
- Навыком нотной записи;
- Фортепианной клавиатурой.
3 КЛАСС
К концу учебного года учащиеся 3-го года обучения должны
уметь:
| Повторение материала 2 класса | 2 | ||
| Тональность Ля мажор | 3 | ||
| Ритм восьмая и две шестнадцатых | 2 | ||
| Текущий контроль | 1 | ||
| Тональность фа-диез минор | 3 | ||
| Ритм две шестнадцатых и восьмая | 2 | ||
| Переменный лад | 1 | ||
| Текущий контроль | 1 | ||
| Тональности Ми-бемоль мажор и до минор | 5 | ||
| Интервалы м.6 и б.6 | 2 | ||
| Обращения интервалов | 2 | ||
| Главные трезвучия лада | 2 | ||
| Размер3/8 | 1 | ||
| Текущий контроль | 1 | ||
| Обращения трезвучий | 3 | ||
| Повторение | 1 | ||
| Промежуточный контроль | 1 | ||
| Резервный урок | 1 | ||
ИТОГО: | 34 |
- интонационно чисто и выразительно петь мажорные и минорные гаммы до 3-х знаков в ключевверх и вниз с названием ключевых и случайных знаков ( в гаммах гармонического и мелодического вида);
- петь на 2 голоса каноном (дуэтом) любую гамму;
- петь в гаммах пройденные главные трезвучия мелодически, а также гармонически;
- петь выученные в учебном году цепочки интервалов и аккордов в любой тональности мелодически и гармонически;
- после одного прослушивания повторить мелодию на слог, а затем её просольфеджировать с дирижированием;
- прослушать и спеть нижний голос сыгранной в тональности цепочки из 3 - 5 интервалов или аккордов;
- просольфеджировать одноголосный номер с листа и в ансамбле с другими учениками.
- Анализировать небольшое музыкальное произведение.
- Определять на слух ступени лада, интервалы и аккорды.
- Записывать музыкальные диктанты, как с предварительным разбором, так и без него.
Знать:
- Знать теоретические термины:
- Переменный лад,
- Обращение трезвучия (2),
- Обращение интервалов.
- Размер 3/8.
- Ритмические группы.
Владеть:
- Навыком определения на слух ступеней лада, аккордов и интервалов;
- Навыком музыкального анализа;
- Навыком сольфеджирования и чтения с листа с дирижированием.
Третий этап
4 КЛАСС
| Повторение материала 3 класса | 1 |
| Тональность Ми мажор | 4 |
| Пунктирный ритм | 2 |
| Главные трезвучия лада | 1 |
| Текущий контроль | 1 |
| Тональность до-диез минор | 3 |
| Синкопа | 1 |
| Тритоны на IV и на VII (повышенной) ст. в мажоре и гарм. миноре | 2 |
| Текущий контроль | 1 |
| Триоль | 2 |
| Тональность Ля-бемоль мажор | 4 |
| Размер 6/8 | 2 |
| Интервал м.7 | 1 |
| Доминантовый септаккорд в мажоре и гармоническом миноре | 3 |
| Текущий контроль | 1 |
| Тональность фа минор | 3 |
| Повторение тритонов | 1 |
| Повторение доминантового септаккорда | 1 |
| Промежуточный контроль | 1 |
| Резервный урок | 1 |
| 34 |
К концу учебного года учащиеся 4-го года обучения должны
уметь:
- музыкально и выразительно петь пройденные гаммы до 4-х знаков в ключе одноголосно и каноном;
- слушая друг друга, петь (гармонически) подготовленные цепочки;
- отдельно и в цепочке (блоке) петь интервалы, включая тритоны;
- с листа петь одноголосные примеры.
- Записывать музыкальные диктанты.
- Сольфеджировать с тактированием выученные упражнения.
- Определять на слух элементы музыкального языка.
- Выполнять творческие задания.
Знать:
- Знать теоретические термины:
- Трезвучия главных ступеней (T,S,D),
- Доминантсептаккорд с разрешением,
- Обращения интервалов,
- Обращение мажорного и минорного трезвучий.
- Размеры 3/8, 6/8.
- Ритмические группы – триоли, синкопа.
Владеть:
- Навыком определения на слух ступеней лада, аккордов и интервалов;
- Навыком музыкального анализа;
- Навыком сольфеджирования и чтения с листа с дирижированием.
5 КЛАСС
| Повторение материала 4 класса | 3 |
| Доминантовое трезвучие с обращениями и разрешениями | 2 |
| Ритмическая группа четверть с точкой и две шестнадцатые | 2 |
| Текущий контроль | 1 |
| Субдоминантовое трезвучие с обращениями и разрешениями | 2 |
| Повторение тритонов на IV и VII ступенях в мажоре и гармоническом миноре | 2 |
| Уменьшенное трезвучие на VII ступени в мажоре и гармоническом миноре | 2 |
| Текущий контроль | 1 |
| Тональности Си мажор, соль-диез минор | 6 |
| Различные виды синкоп | 2 |
| Построение мажорных и минорных трезвучий, секстаккордов, квартсекстаккордов от звука | 4 |
| Текущий контроль | 1 |
| Тональности Ре-бемоль мажор, си-бемоль минор | 3 |
| Буквенные обозначения тональностей | 1 |
| Период, предложения, фраза | 1 |
| Повторение | 1 |
| Промежуточный контроль | 1 |
| Резервный урок | 1 |
| 34 |
К концу учебного года учащиеся 5-го года обучения должны
уметь:
- Музыкально и выразительно петь пройденные гаммы до 5-ти знаков в ключе одноголосно и каноном;
- Петь мелодии раннее разученные и с листа в пройденных тональностях;
- Петь разученные и с листа 2-хголосные примеры и упражнения;
- Петь и строить аккорды главных ступеней с обращениями как мелодически, так и гармонически;
- Петь и строить пройденные интервалы от звука и в тональностях;
- Транспонировать мелодии на секунду и терцию вверх и вниз;
- Петь секвенции.
- Анализировать музыкальные произведения.
- Определять на слух пройденные аккорды и интервалы, как отдельно взятых, так и в виде последовательности.
- Записать музыкальный диктант.
- Подобрать мелодию и/или аккомпанемент к ней.
Знать:
- Теоретические сведения:
- Обращение трезвучий главных ступеней с разрешениями;
- Уменьшенное трезвучие на VII ступени;
- Интервалы: тритоны;
- Синкопы;
- Буквенное обозначение тональностей;
- Период, предложение, фраза.
Владеть:
- Навыком определения на слух ступеней лада, аккордов и интервалов;
- Навыком музыкального анализа;
- Навыком сольфеджирования и чтения с листа с дирижированием.
6 класс
| Повторение материала 5 класса | 2 |
| Обращения Доминантового септаккорда, разрешения | 3 |
| Ритмические фигуры с шестнадцатыми в размерах 3/8, 6/8 | 2 |
| Текущий контроль | 1 |
| Гармонический мажор | 2 |
| Субдоминанта в гармоническом мажоре | 2 |
| Тритоны в гармоническом мажоре и натуральном миноре | 1 |
| Ритм триоль (шестнадцатые) | 1 |
| Текущий контроль | 1 |
| Тональности Фа-диез мажор, ре-диез минор | 4 |
| Уменьшенное трезвучие в гармоническом мажоре | 2 |
| Уменьшенное трезвучие в натуральном миноре | 2 |
| Ритмические группы с залигованными нотами | 1 |
| Хроматизм, альтерация. IV повышенная ступень в мажоре и в миноре | 1 |
| Отклонение, модуляция в параллельную тональность, в тональность доминанты | 2 |
| Текущий контроль | 1 |
| Тональности Соль-бемоль мажор, ми-бемоль минор | 2 |
| Энгармонизм тональностей с 6 знаками | 1 |
19 | Квинтовый круг тональностей | 2 |
20 | Повторение | 1 |
21 | Текущий контроль | 1 |
22 | Резервный урок | 1 |
К концу учебного года учащиеся 6-го года обучения должны
уметь:
- Музыкально и выразительно петь пройденные гаммы до 6-ти знаков в ключе одноголосно и каноном;
- Петь мелодии раннее разученные и с листа в пройденных тональностях;
- Петь разученные и с листа 2-хголосные примеры и упражнения;
- Петь и строить аккорды с обращениями и разрешениями, как мелодически, так и 3-хголосно гармонически;
- Петь и строить пройденные интервалы от звука и в тональностях;
- Двухголосно петь интервальные последовательности;
- Транспонировать мелодии в пройденные тональности вверх и вниз;
- Петь секвенции.
- Анализировать музыкальные произведения.
- Определять на слух пройденные аккорды и интервалы, как отдельно взятых, так и в виде последовательности.
- Записать музыкальный диктант.
- Подбирать мелодии и аккомпанемент к ним, используя пройденные аккорды.
Знать:
- Теоретические сведения:
- Квинтовый круг тональностей;
- Обращение доминантсептаккорда с разрешениями;
- Уменьшенное трезвучие на II ступени в гармоническом миноре;
- Вводный септаккорд в мажоре и гармоническом миноре с разрешениями в пройденные тональности;
- Характерные интервалы;
- Гармонический мажор;
- Понятие об альтерации и модуляции.
Владеть:
- Навыком определения на слух ступеней лада, аккордов и интервалов;
- Навыком музыкального анализа;
- Навыком сольфеджирования и чтения с листа с дирижированием.
7 КЛАСС
| Повторение материала 6 класса | 2 |
| Характерные интервалы ув.2 и ум.7 в гармоническом мажоре и гармоническом миноре | 2 |
| Характерные интервалы ум.4 и ув.5 в гармоническом мажоре | 2 |
| Характерные интервалы ум.4 и ув.5 в гармоническом миноре | 1 |
| Текущий контроль | 1 |
| Малый вводный септаккорд в натуральном мажоре | 1 |
| Уменьшенный вводный септаккорд в гармоническом мажоре | 1 |
| Уменьшенный вводный септаккорд в гармоническом миноре | 1 |
| Различные виды внутритактовых синкоп | 1 |
| Текущий контроль | 1 |
| Тональности с семью знаками в ключе | 2 |
| Построение и разрешение тритонов от звука | 2 |
| Построение и разрешение ув.2 и ум.7 от звука | 2 |
| Диатонические лады | 2 |
| Пентатоника | 2 |
| Переменный размер | 1 |
| Размеры 6/4, 3/2 | 1 |
| Текущий контроль | 2 |
19 | Тональности 1 степени родства | 2 |
20 | Период, отклонения, модуляция в родственные тональности | 1 |
21 | Альтерации неустойчивых ступеней | 1 |
22 | Повторение | 1 |
23 | Промежуточный контроль | 1 |
24 | Резервный урок | 1 |
Итого: | 34ч |
К концу учебного года учащиеся 7-го года обучения должны
уметь:
- Петь гаммы до 7 знаков
- Петь в пройденных тональностях одноголосные мелодии с элементами хроматизма и модуляцией в родственные тональности;
- Петь более сложные двухголосные примеры;
- Петь и строить все пройденные аккорды с обращениями и разрешениями от звука и в тональности;
- Петь и строить все интервалы, включая 2 пары характерных интервалов и тритонов от звука и в тональности.
- Определять на слух ступени лада и звуки, взятые изолированно.
- Определять на слух последовательности из нескольких аккордов или интервалов в тональности.
- Определять на слух аккорды и интервалы взятых изолированно.
- Записать диктант средней трудности с элементами хроматизма, (однотональный).
Знать:
- Теоретические требования:
- Мажор натуральный и гармонический;
- Минор натуральный, гармонический, мелодический;
- Трезвучия с обращениями на главных ступенях лада;
- Уменьшенное трезвучие на II ступени гармонического мажора и гармонического минора;
- Доминантсептаккорд с обращениями и разрешениями;
- Вводные септаккорды;
- Характерные интервалы и тритоны;
- Модуляции в родственные тональности;
- Правописание хроматических гам, вспомогательных и проходящих звуков.
Владеть:
- Навыком определения на слух ступеней лада, аккордов и интервалов;
- Навыком музыкального анализа;
- Навыком сольфеджирования и чтения с листа с дирижированием.
8 КЛАСС
| Повторение материала 7 класса | 2 |
| Вспомогательные хроматические звуки | 2 |
| Проходящие хроматические звуки | 2 |
| Размеры 9/8, 12/8 | 1 |
| Текущий контроль | 1 |
| Правописание хроматической гаммы (основа – мажорный лад) | 2 |
| Правописание хроматической гаммы (основа – минорный лад) | 2 |
| Септаккорд II ступени в мажоре и миноре | 1 |
| Междутактовые синкопы | 1 |
| Текущий контроль | 1 |
| Прерванный оборот в мажоре и гармоническом миноре | 1 |
| Увеличенное трезвучие в гармоническом мажоре и миноре | 2 |
| Сложные виды синкоп | 2 |
| Виды септаккордов | 2 |
| Построение септаккордов от звука и их разрешение в тональности | 2 |
| Построение от звука обращений малого мажорного септаккорда и разрешение его как доминантового в мажоре и гармоническом миноре | 3 |
| Текущий контроль | 1 |
| Повторение | 2 |
19 | Письменные контрольные работы | 2 |
20 | Текущий контроль | 1 |
21 | Резервный урок | 1 |
Итого: | 34 |
К концу учебного года учащиеся 8-го года обучения должны
уметь:
- Петь гаммы до 7 знаков;
- Петь в пройденных тональностях одноголосные мелодии с элементами хроматизма и модуляцией в родственные тональности;
- Петь более сложные двухголосные примеры;
- Петь и строить все пройденные аккорды с обращениями и разрешениями от звука и в тональности;
- Петь и строить все интервалы, включая 2 пары характерных интервалов и тритонов от звука и в тональности.
- Определять на слух ступени лада и звуки, взятые изолированно;
- Определять на слух последовательности из нескольких аккордов или интервалов в тональности;
- Определять на слух аккорды и интервалы взятых изолированно.
- Записать диктант средней трудности с элементами хроматизма, (однотональный).
Знать:
- Теоретические требования:
- Мажор натуральный и гармонический;
- Минор натуральный, гармонический, мелодический;
- Трезвучия с обращениями на главных ступенях лада;
- Уменьшенное трезвучие на II ступени гармонического мажора и гармонического минора;
- Доминантсептаккорд с обращениями и разрешениями;
- Вводные септаккорды;
- Характерные интервалы и тритоны;
- Модуляции в родственные тональности;
- Правописание хроматических гам, вспомогательных и проходящих звуков.
Владеть:
- Навыком определения на слух ступеней лада, аккордов и интервалов;
- Навыком музыкального анализа;
- Навыком сольфеджирования и чтения с листа с дирижированием.
Критерии оценки.
Знания оцениваются по 5-ти бальной системе.
В течение года дети участвуют в организуемых фестивалях, олимпиадах и конкурсах по данному предмету. Результаты учитываются при выставлении итоговых оценок успеваемости.
Распределение учебного материала по годам обучения
Срок обучения 8 лет
1 класс
Высокие и низкие звуки, регистр.
Звукоряд, гамма, ступени, вводные звуки.
Цифровое обозначение ступеней.
Устойчивость и неустойчивость.
Тоника, тоническое трезвучие, аккорд.
Мажор и минор.
Тон, полутон.
Диез, бемоль.
Строение мажорной гаммы.
Тональности До мажор, Соль мажор, Фа мажор, Ре мажор, ля минор (для продвинутых групп).
Ключевые знаки.
Скрипичный и басовый ключи.
Транспонирование.
Темп.
Размер (2/4, 3/4, для подвинутых групп - 4/4).
Длительности – восьмые, четверти, половинная, целая.
Ритм.
Такт, тактовая черта.
Сильная доля.
Затакт.
Пауза (восьмая, четвертная, для подвинутых групп – половинная, целая).
2 класс
Параллельные тональности.
Натуральный, гармонический, мелодический вид минора.
Тональности Си-бемоль мажор, ля минор, ми минор, си минор, ре минор, соль минор.
Тетрахорд.
Бекар.
Интервалы (ч.1, м.2, б.2, м.3, б.3, ч.4, ч.5, ч.8).
Мотив, фраза.
Секвенция.
Канон.
Ритмические длительности: целая, четверть с точкой и восьмая, четыре шестнадцатых.
Затакт восьмая и две восьмые
Паузы (половинная, целая).
3 класс
Мажорные и минорные тональности до трех знаков в ключе.
Переменный лад.
Обращение интервала.
Интервалы м.6 и б.6.
Главные трезвучия лада.
Обращения трезвучия – секстаккорд, квартсекстаккорд.
Тоническое трезвучие с обращениями.
Ритмические группы восьмая и две шестнадцатых, восьмая и четверть в размерах 2/4, 3/4, 4/4.
Размер 3/8.
4 класс
Тональности до 4 знаков в ключе.
Трезвучия главных ступеней - тоника, субдоминанта, доминанта.
Септима.
Доминантовый септаккорд.
Тритон, увеличенная кварта, уменьшенная квинта.
Пунктирный ритм.
Синкопа.
Триоль.
Размер 6/8.
5 класс
Тональности до 5 знаков в ключе.
Буквенные обозначения тональностей.
Обращения и разрешения главных трезвучий.
Построение от звука мажорных и минорных трезвучий, секстаккордов, квартсекстаккордов.
Уменьшенное трезвучие в мажоре и гармоническом миноре.
Ритм четверть с точкой и две шестнадцатых.
Различные виды синкоп.
Период, предложение, фраза, каденция.
6 класс
Тональности до 6 знаков в ключе.
Гармонический вид мажора.
Энгармонизм.
Квинтовый круг тональностей.
Альтерация.
Хроматизм.
Отклонение.
Модуляция.
Тритоны в гармоническом мажоре и натуральном миноре.
Диатонические интервалы в тональности и от звука.
Обращения доминантового септаккорда в тональности
Уменьшенное трезвучие в гармоническом мажоре и натуральном миноре.
Ритмические группы с шестнадцатыми в размерах 3/8, 6/8.
Ритмические группы с залигованными нотами.
7 класс
Тональности до 7 знаков в ключе.
Характерные интервалы гармонического мажора и минора.
Энгармонически равные интервалы.
Малый вводный септаккорд.
Уменьшенный вводный септаккорд.
Диатонические лады.
Пентатоника.
Переменный размер.
Тональности 1 степени родства.
Модуляции в родственные тональности.
Различные виды внутритактовых синкоп.
8 класс
Все употребительные тональности.
Параллельные, одноименные, энгармонически равные тональности.
Вспомогательные и проходящие хроматические звуки.
Правописание хроматической гаммы.
Прерванный оборот в мажоре и гармоническом миноре.
Септаккорд II ступени в мажоре и в миноре.
Увеличенное трезвучие в гармоническом мажоре и гармоническом миноре.
Виды септаккордов: малый мажорный, малый минорный, малый с уменьшенной квинтой, уменьшенный.
Размеры 9/8, 12/8.
Междутактовые синкопы.
Формы работы на уроках сольфеджио
Основные формы работы и виды заданий на уроках сольфеджио служат для развития музыкального слуха, памяти, чувства ритма, творческой инициативы, помогают практическому освоению теоретического материала, формируют навыки чтения с листа, чистого интонирования, слухового анализа, записи мелодий по слуху, подбора аккомпанемента. На каждом уроке необходимо пропорционально сочетать упражнения по развитию интонационных навыков, сольфеджированию, ритмические упражнения, слуховой анализ, различные виды музыкальных диктантов, задания на освоение теоретических понятий, творческие упражнения.
Интонационные упражнения
Одной из задач учебного предмета сольфеджио является формирование навыка чистого интонирования. Интонационные упражнения включают в себя пение гамм и различных тетрахордов, отдельных ступеней, мелодических оборотов, секвенций, интервалов в тональности и от звука, аккордов в тональности и от звука. На начальном этапе обучения рекомендуется петь интонационные упражнения хором или группами, а затем переходить к индивидуальному исполнению. Интонационные упражнения исполняются без аккомпанемента на фортепиано с предварительной настройкой, но в отдельных случаях допустима «помощь» фортепиано в виде гармонического аккомпанемента, подчеркивающего тяготение, ладовую краску. Интонационные упражнения в начале обучения выполняются в среднем темпе, в свободном ритме; в дальнейшем желательна определенная ритмическая организация. На начальном этапе обучения рекомендуется использовать ручные знаки, карточки с порядковыми номерами ступеней, «лесенку», изображающую ступени гаммы и другие наглядные пособия.
Интонационные упражнения могут быть многоголосными. Рекомендуется пропевание интервалов, аккордов и их последовательностей в гармоническом (двухголосном, трехголосном) звучании.
Интонационные упражнения выполняются как в ладу, так и от звука (вверх и вниз). С помощью интонационных упражнений можно прорабатывать теоретический материал, подготовиться к сольфеджированию, чтению с листа, активизировать слух и память перед музыкальным диктантом или слуховым анализом.
Сольфеджирование и чтение с листа
Сольфеджирование способствует выработке правильных певческих навыков, интонационной точности, формированию дирижерского жеста, развитию чувства ритма, воспитанию сознательного отношения к музыкальному тексту.
С первых уроков необходимо следить за правильным звукоизвлечением, дыханием, положением корпуса при пении. Следует учитывать особенности детского голосового аппарата, работать в удобном диапазоне («до» первой октавы – «ре», «ми» второй), постепенно расширяя его. Примеры для сольфеджирования и для чтения с листа должны исполняться с дирижированием (на начальном этапе возможно тактирование). В младших классах рекомендуется сольфеджирование и чтение с листа хором, группами с постепенным переходом к индивидуальному исполнению. Развитию внутреннего слуха и внимания способствует исполнение мелодии фрагментами хором и одним учеником, вслух и про себя.
Сольфеджирование и чтение с листа предполагает пение без аккомпанемента фортепиано, но в трудных интонационных оборотах или при потере ощущения лада можно поддержать пение гармоническим сопровождением. Отдельным видом работы является исполнение песен с аккомпанементом фортепиано по нотам (на начальном этапе - с сопровождением педагога, в старших классах – со своим собственным).
Примеры для сольфеджирования и чтения с листа должны опираться на интонации пройденных интервалов, аккордов, знакомые мелодические обороты, включать известные ритмические фигуры. Естественно, примеры для чтения с листа должны быть проще. Перед началом исполнения любого примера необходимо его проанализировать с точки зрения известных мелодических оборотов, движения по звукам аккордов, интервалов, нахождения определенных ритмических рисунков. Как подготовительное упражнение можно использовать сольмизацию примеров (проговаривание названий звуков в ритме с дирижированием). Очень важна художественная ценность исполняемых примеров, доступность их для данного возраста, стилистическое разнообразие.
Как можно раньше следует вводить пение двухголосных примеров с использованием параллельного движения голосов, подголосочного склада с преобладанием унисонов. Работа над имитационным двухголосием начинается с пения канонов. Двухголосные примеры исполняются вначале группами, затем с аккомпанементом одного из голосов (педагогом, другим учеником, самостоятельно), дуэтами. В двухголосии также необходимо приучать учеников к дирижированию, в том числе и при исполнении одного из голосов на фортепиано.
В старших классах одним из видов сольфеджирования является исполнение песен, романсов с собственным аккомпанементом на фортепиано по нотам. Этот вид задания должен учитывать степень владения учеником фортепиано, технические и координационные трудности не должны заслонять от учеников первоочередную задачу – исполнение музыкального произведения. Очень важен подбор репертуара для подобных заданий: он должен быть посильным, понятным ученикам и в то же время представлять несомненную художественную ценность. Воспитание музыкального вкуса – еще одна из задач уроков сольфеджио, и наибольшее возможности для этого представляют такие формы работы как сольфеджирование, слуховой анализ.
Ритмические упражнения
Ритмические упражнения необходимы для развития чувства метроритма – важной составляющей комплекса музыкальных способностей. На начальном этапе обучения следует опираться на то, что у детей восприятие ритма связано с двигательной реакцией, будь то ходьба, танцевальные движения, бег, хлопки. Поэтому целесообразно на уроках сольфеджио на начальном этапе уделять большое внимание различным двигательным упражнениям и детскому оркестру из ударных инструментов, даже при наличии в программе таких предметов как ритмика и оркестр (оркестр К. Орфа, коллективное инструментальное музицирование и т.д.). Можно рекомендовать самые разнообразные ритмические упражнения:
- простукивание ритмического рисунка знакомой песни, мелодии (карандашом, хлопками, на ударных инструментах);
- повторение ритмического рисунка, исполненного педагогом;
- простукивание ритмического рисунка по нотной записи, на карточках;
- проговаривание ритмического рисунка с помощью закрепленных за длительностями определенных слогов;
- исполнение ритмического остинато к песне, пьесе;
- ритмический аккомпанемент к мелодии, песне, пьесе;
- ритмическая партитура, двух- и трехголосная;
- ритмические каноны (с текстом, на слоги);
- ритмический диктант (запись ритмического рисунка мелодии или ритмического рисунка, исполненного на ударном инструменте, хлопками, карандашом).
Каждая новая ритмическая фигура должна быть, прежде всего, воспринята эмоционально и практически проработана в ритмических упражнениях, а затем - включена в другие виды работы: сольфеджирование, чтение с листа, музыкальный диктант.
Большую роль в развитии чувства метроритма играет дирижирование. Необходимо на раннем этапе обучения обращать внимание учеников на ритмическую пульсацию (доли), вводить различные упражнения – тактирование, выделение сильной доли - для дальнейшего перехода к дирижированию. На протяжении нескольких лет планомерно отрабатываются навыки дирижерского жеста в разных размерах, в том числе, при чтении с листа и при пении двухголосия. Начинать работу с дирижерским жестом лучше при пении знакомых выученных мелодий и слушании музыки.
Слуховой анализ
Этот вид работы подразумевает развитие музыкального восприятия учеников. Не следует ограничивать слуховой анализ лишь умением правильно определять сыгранные интервалы или аккорды в ладу или от звука. Слуховой анализ – это, прежде всего, осознание услышанного. Соответственно, необходимо учить детей эмоционально воспринимать услышанное и уметь слышать в нем конкретные элементы музыкального языка. Для этого нужно использовать и примеры из музыкальной литературы, и специальные инструктивные упражнения.
При прослушивании одноголосной мелодии необходимо обращать внимание на ладовые, структурные особенности (членение на фразы, повторы, секвенции), определять размер, узнавать в ней знакомые мелодические и ритмические обороты.
При прослушивании многоголосного построения необходимо обращать внимание на знакомые гармонические обороты из аккордов, интервалов, на тип фактуры.
При слуховом анализе фрагментов из музыкальной литературы необходимо обращать внимание учеников на соотношение определенных элементов музыкального языка и эмоциональной выразительности музыки. В дидактических примерах можно требовать более детального разбора:
- анализ звукорядов, гамм, отрезков гамм;
- отдельных ступеней лада и мелодических оборотов;
- ритмических оборотов;
- интервалов в мелодическом звучании вверх и вниз от звука и в тональности;
- интервалов в гармоническом звучании от звука и в тональности;
- последовательности из нескольких интервалов в тональности (с определением величины интервала и его положения в тональности);
- аккордов в мелодическом звучании с различным чередованием звуков в тональности и от звука;
- аккордов в гармоническом звучании от звука и в тональности (с определением их функциональной принадлежности);
- последовательности из аккордов в тональности (с определением их функциональной принадлежности);
Желательно, чтобы дидактические упражнения были организованы ритмически.
На начальном этапе обучения слуховой анализ проходит, как правило, в устной форме. В старших классах возможно использование письменной формы работы, но рекомендуется это делать после предварительного устного разбора, так как это способствует осознанию целостности музыкального построения и развитию музыкальной памяти.
Творческие задания
Развитие творческих способностей учащихся играет в процессе обучения огромную роль. В творческих заданиях ученик может реализовать свою индивидуальность, психологически раскрепоститься, испытать радостные эмоции. Все это вместе способствует формированию интереса к музыкальной деятельности. Творческие задания на уроках сольфеджио активизируют слуховое внимание, тренируют различные стороны музыкального слуха, музыкальную память, развивают художественный вкус. Вместе с тем необходимо творческие задания тесно связывать с основными разделами курса сольфеджио, так как их целью является закрепление теоретических знаний, формирование основных умений и навыков (запись мелодий, определение на слух, интонирование).
Творческие задания можно начинать с начального этапа обучения. Детям более доступны творческие упражнения, связанные с ритмической импровизацией. Простейшие мелодические задания на начальном этапе могут состоять в допевании, досочинении мелодии (формирование ощущения ладового тяготения). В дальнейшем задания могут содержать импровизацию ритмических и мелодических вариантов, и, наконец, сочинение собственных мелодических и ритмических построений. Постепенно в творческие задания добавляются упражнения, связанные с подбором и сочинением второго голоса, аккомпанемента, сначала из предложенных звуков или аккордов, затем с самостоятельным поиском гармонических средств. Данные задания каждый педагог может разнообразить, опираясь на собственный опыт и музыкальный вкус.
Творческие задания эффективны на всех этапах обучения. Кроме того, они помогают выявить детей, имеющих склонности к импровизации, композиции, и направить внимание на развитие данных способностей, а возможно, и будущую профессиональную ориентацию.
- V. Методическое обеспечение учебного процесса
В этом разделе содержатся методические рекомендации для преподавателей. Рекомендации преподавателям составлены по основным формам работы для каждого класса 8-летней программы
1 класс
Интонационные упражнения
Выработка равномерного дыхания, умения распределять его на музыкальную фразу.
Слуховое осознание чистой интонации.
Пение песен-упражнений из 2-3-х соседних звуков (двух- трехступенных ладов) с постепенным расширением диапазона и усложнением (с ручными знаками, с названиями нот, на слоги и т.д. по выбору педагога).
Пение мажорных гамм вверх и вниз, отдельных тетрахордов.
Пение устойчивых ступеней, неустойчивых ступеней с разрешениями, опевания устойчивых ступеней.
Сольфеджирование, пение с листа
Пение выученных песен от разных звуков, в пройденных тональностях.
Пение по нотам простых мелодий с дирижированием.
Пение одного из голосов в двухголосном примере.
Ритмические упражнения
Движения под музыку.
Повторение ритмического рисунка (простукивание, проговаривание на слоги).
Исполнение ритмического рисунка по записи (ритмические карточки, нотный текст).
Узнавание мелодии по ритмическому рисунку.
Ритмические фигуры в размере 2/4 (две четверти, четверть и две восьмые, две восьмые и четверть, четыре восьмые, половинная).
Ритмические фигуры в размере ¾ (три четверти, половинная и четверть, четверть и половинная, половинная с точкой).
Навыки тактирования и дирижирования в размерах 2/4, ¾.
Определение размера в прослушанном музыкальном построении.
Исполнение ритмического сопровождения (к выученным песням, с аккомпанементом фортепиано или без) на основе изученных ритмических фигур.
Исполнение двух- и трехголосных ритмических партитур на основе изученных ритмических фигур (с сопровождением фортепиано или без).
Ритмические диктанты.
Слуховой анализ
Определение на слух и осознание характера музыкального произведения.
Определение на слух лада (мажор, минор, сопоставление одноименного мажора и минора).
Определение на слух структуры, количества фраз.
Определение на слух устойчивости, неустойчивости отдельных оборотов.
Определение на слух размера музыкального построения, знакомых ритмических фигур.
Определение на слух отдельных мелодических оборотов (поступенное движение вверх и вниз, повторность звуков, движение по устойчивым звукам, скачки, опевания).
Определение на слух мажорного и минорного трезвучия.
Музыкальный диктант
Развитие музыкальной памяти и внутреннего слуха.
Устные диктанты: запоминание небольшой фразы и ее воспроизведение (на слоги, с названием нот, проигрывание на фортепиано).
.
Пример 1
Пример 2
Творческие упражнения
Допевание мелодии до устойчивого звука.
Импровизация мелодии на заданный ритм.
Импровизация мелодии на заданный текст.
Импровизация простейшего ритмического аккомпанемента к исполняемым примерам.
Подбор баса к выученным мелодиям.
Запись сочиненных мелодий.
Рисунки к песням, музыкальным произведениям.
2 класс
Интонационные упражнения
Пение мажорных гамм.
Пение минорных гамм (три вида).
Пение отдельных тетрахордов.
Пение устойчивых ступеней.
Пение неустойчивых ступеней с разрешением.
Пение опеваний устойчивых ступеней.
Пение интервалов одноголосно и двухголосно в мажоре (м.2 на VII, II, б.2 на I, II, V, б.3 на I, IV ,V), м.3 на VII, II, ч.5 на I, ч.4 на V, ч.8 на I).
Пение интервалов одноголосно и двухголосно в миноре (м.2 на II, V, б.2 на I, VII, м.3 на I, IV, V, VII повышенной, ч.5 на I, ч.4 на V, ч.8 на I).
Пение простых секвенций с использованием прорабатываемых мелодических оборотов
Пример 3
Сольфеджирование, пение с листа
Разучивание по нотам мелодий, включающих прорабатываемые мелодические и ритмические обороты, в пройденных тональностях, в размерах 2/4 3/4 4/4 с дирижированием.
Пение мелодий, выученных наизусть.
Транспонирование выученных мелодий в пройденные тональности.
Чтение с листа простейших мелодий.
Чередование пения вслух и про себя, поочередное пение фразами, группами и индивидуально.
Разучивание и пение двухголосия по нотам (группами, с аккомпанементом педагога).
Ритмические упражнения
Повторение данного на слух ритмического рисунка: на слоги, простукиванием.
Повторение записанного ритмического рисунка на слоги, простукиванием.
Новые ритмические фигуры в размере 2/4 (четверть с точкой и восьмая, четыре шестнадцатых).
Новые ритмические фигуры с восьмыми в размере ¾.
Основные ритмические фигуры в размере 4/4.
Определение размера в прослушанном музыкальном построении.
Дирижирование в размерах 2/4, 3/ 4, 4/4.
Паузы – половинная, целая.
Дирижирование в пройденных размерах.
Упражнения на ритмические остинато.
Ритмический аккомпанемент к выученным мелодиям.
Исполнение простейших ритмических партитур, в том числе ритмического канона.
Ритмические диктанты.
Слуховой анализ
Определение на слух лада (мажор, минор трех видов).
Определение на слух устойчивых и неустойчивых ступеней, мелодических оборотов.
Мажорного, минорного трезвучия в мелодическом и гармоническом звучании.
Пройденных интервалов в мелодическом и гармоническом звучании, скачков на ч.4, ч.5, ч.8.
Музыкальный диктант
Продолжение работы по развитию музыкальной памяти и внутреннего слуха.
Устные диктанты: запоминание фразы в объеме 2-4-х тактов и ее воспроизведение (на слоги, с названием нот, проигрывание на фортепиано).
Запись мелодий с предварительным разбором в объеме 4-8 тактов в пройденных размерах, с пройденными мелодическими оборотами, в пройденных тональностях.
Пример 4
Пример 5
Творческие задания
Досочинение мелодии.
Сочинение мелодических вариантов фразы.
Сочинение мелодии на заданный ритм.
Сочинение мелодии на заданный текст.
Сочинение ритмического аккомпанемента.
Подбор второго голоса к заданной мелодии.
Подбор баса к заданной мелодии.
3 класс
Интонационные упражнения
Пение мажорных гамм до 3-х знаков в ключе.
Пение минорных гамм (три вида) до 3-х знаков в ключе.
Пение тетрахордов пройденных гамм.
Пение в пройденных тональностях устойчивых ступеней.
Пение в пройденных тональностях неустойчивых ступеней с разрешением.
Пение опеваний устойчивых ступеней.
Пение секвенций с использованием прорабатываемых мелодических оборотов.
Пример 6
Пение пройденных интервалов в тональности.
Пение пройденных интервалов от звука.
Пение пройденных интервалов двухголосно.
Пение мажорного и минорного трезвучия.
Пение в тональности обращений тонического трезвучия.
Пение в тональности главных трезвучий.
Сольфеджирование, пение с листа
Разучивание по нотам мелодий, включающих прорабатываемые мелодические и ритмические обороты, в пройденных тональностях, в размерах 2/4 3/4 4/4 3/8 с дирижированием.
Пение мелодий, выученных наизусть.
Транспонирование выученных мелодий в пройденные тональности.
Чтение с листа несложных мелодий.
Пение двухголосия (для продвинутых учеников – с проигрыванием другого голоса на фортепиано).
Ритмические упражнения
Новые ритмические фигуры в пройденных размерах 2/4, 3/4, 4/4 (восьмая и две шестнадцатых, две шестнадцатых и восьмая).
Размер 3/8, основные ритмические фигуры.
Повторение записанного ритмического рисунка простукиванием (с дирижированием).
Определение размера в прослушанном музыкальном построении.
Ритмические диктанты.
Исполнение выученных мелодий с собственным ритмическим аккомпанементом.
Исполнение ритмических партитур, ритмического остинато.
Новые ритмические фигуры в размере 2/4.
Затакты восьмая, две восьмые, три восьмые.
Слуховой анализ
Определение на слух:
пройденных мелодических оборотов (движение по звукам трезвучия и его обращений, скачки на пройденные интервалы, опевания устойчивых ступеней, остановки на V, II ступенях и т.д.);
пройденных интервалов, взятых отдельно в мелодическом и гармоническом звучании (в ладу, от звука);
пройденных интервалов в ладу, взятых последовательно (3-4 интервала);
Примеры 7, 8
мажорного и минорного трезвучия, взятого от звука;
трезвучий главных ступеней в мажоре и миноре (для подвинутых групп).
Музыкальный диктант
Различные формы устного диктанта.
Запись выученных мелодий.
Письменный диктант в пройденных тональностях, в объеме 8 тактов, включающий:
пройденные мелодические обороты (движение по звукам трезвучия и его обращений, скачки на пройденные интервалы, опевания устойчивых ступеней, остановки на V, II ступенях и т.д.);
ритмические группы восьмая и две шестнадцатых, две шестнадцатых и восьмая в размерах 2/4, 3/ 4, 4/4;
затакты восьмая, две восьмые, три восьмые в размерах 2/4, 3/4, 4/4;
паузы – восьмые;
Пример 9
Пример 10
Творческие упражнения
Сочинение мелодии на заданный ритм.
Сочинение мелодии на заданный текст.
Сочинение мелодии с использованием интонаций пройденных интервалов, аккордов.
Сочинение ритмического аккомпанемента.
Сочинение мелодических и ритмических вариантов фразы, предложения.
Сочинение ответного (второго) предложения.
Подбор второго голоса к заданной мелодии.
Подбор баса к заданной мелодии.
Подбор аккомпанемента к мелодии из предложенных аккордов.
4 класс
Интонационные упражнения
Пение пройденных гамм, отдельных ступеней, мелодических оборотов.
Пение трезвучий главных ступеней с разрешением.
Пение доминантового септаккорда с разрешением в пройденных тональностях.
Пение ранее пройденных интервалов от звука и в тональности.
Пение м.7 на V ступени в мажоре и миноре.
Пение ум.5 на VII (повышенной) ступени и ув.4 на IV ступени в натуральном мажоре и гармоническом миноре.
Пение интервальных последовательностей в тональности (до 5 интервалов) мелодически и двухголосно, с проигрыванием одного из голосов.
Пение аккордовых последовательностей (4-5 аккордов) мелодически и одного из голосов с проигрыванием аккордов на фортепиано.
Пение диатонических секвенций с использованием пройденных мелодических оборотов, включающих движение по звукам аккордов, скачки на пройденные интервалы.
Пример 11
Сольфеджирование, пение с листа
Пение по нотам мелодий с более сложными мелодическими и ритмическими оборотами в тональностях до 4-х знаков, с пройденными ритмическими оборотами.
Пение мелодий, выученных наизусть.
Транспонирование выученных мелодий.
Чтение с листа несложных мелодий в пройденных тональностях, включающих движение по звукам главных трезвучий, доминантовому септаккорду, пройденные ритмические фигуры.
Пение одного из голосов двухголосных примеров, в том числе канонов.
Пение одного из голосов двухголосного примера с одновременным проигрыванием другого голоса на фортепиано.
Ритмические упражнения
Простукивание записанных ритмических упражнений, включающих новые ритмические фигуры (в размерах 2/4, 3/4, 4/4 – пунктирный ритм, синкопа, триоль, в размерах 3/8 и 6/8 ритмические группы с четвертями и восьмыми) с одновременным дирижированием.
Размер 6/8, работа над дирижерским жестом.
Определение размера в прослушанном музыкальном построении.
Пение с ритмическим аккомпанементом.
Исполнение ритмического двухголосия группами и индивидуально.
Исполнение ритмических партитур.
Ритмические диктанты.
Сольмизация выученных примеров и примеров с листа.
Слуховой анализ
Определение в прослушанной музыкальном построении его структуры (повторность, вариативность, секвенции).
Определение на слух и осознание мелодических оборотов, включающих движение по звукам трезвучий, септаккорда.
Определение на слух и осознание мелодических оборотов, включающих скачки на тритоны на пройденных ступенях.
Определение на слух пройденных интервалов вне тональности.
Определение на слух последовательности интервалов в пройденных тональностях (до 5 интервалов).
Пример 12
Определение на слух мажорного и минорного трезвучия, секстаккорда, квартсекстваккорда вне тональности.
Определение последовательности аккордов в пройденных тональностях (до 5 аккордов), осознание функциональной окраски аккордов в тональности
Пример 13
Музыкальный диктант
Устные диктанты.
Запись выученных мелодий по памяти.
Письменный диктант в тональностях до 4-х знаков в объеме 8 тактов, включающий пройденные мелодические обороты и ритмические группы
Примеры 14
Творческие упражнения
Импровизация и сочинение мелодических и ритмических вариантов фразы, предложения.
Сочинение мелодий различного жанра, характера (марша, колыбельная, мазурка).
Сочинение мелодий, использующих движение по пройденным аккордам, скачки на изученные интервалы.
Сочинение мелодий на заданный ритмический рисунок.
Сочинение мелодий с использованием пройденных ритмических рисунков.
Сочинение подголоска к мелодии.
Подбор басового голоса к данной мелодии с использованием главных ступеней.
Подбор аккомпанемента к мелодии с помощью изученных аккордов.
Пение мелодий с собственным аккомпанементом.
Пение выученных мелодий с аккомпанементом (собственным или другого ученика, или педагога).
5 класс
Интонационные упражнения
Пение гамм до 5 знаков, отдельных ступеней, мелодических оборотов.
Пение пройденных интервалов в тональности и от звука.
Пение трезвучий главных ступеней с обращениями и разрешениями.
Пение мажорного и минорного квартсекстаккорда от звука.
Пение доминантового септаккорда от звука с разрешением в две тональности.
Пение последовательностей интервалов (мелодически и двухголосно).
Пение одного из голосов в двухголосных упражнениях с проигрыванием второго голоса на фортепиано
Пение последовательностей аккордов (мелодически, группами, с одновременной игрой на фортепиано)
Пение одноголосных секвенций.
Сольфеджирование, чтение с листа
Пение выученных мелодий по нотам в пройденных тональностях и размерах с более сложными мелодическими и ритмическими оборотами
Пение с листа мелодий в пройденных тональностях и размерах, включающих интонации тритонов, движение по звукам главных аккордов, доминантового септаккорда, уменьшенного трезвучия.
Пение двухголосных примеров с большей самостоятельностью каждого голоса (в ансамбле и с проигрыванием одного из голосов на фортепиано).
Пение с листа канонов и несложных двухголосных примеров.
Транспонирование выученных мелодий.
Ритмические упражнения
Простукивание записанного ритмического рисунка в пройденных размерах.
Определение размера в прослушанном музыкальном построении.
Ритм четверть с точкой и две шестнадцатых в размерах 2/4, 3/4, 4/4.
Продолжение работы над дирижерским жестом в размере 6/8.
Дирижирование в простых размерах при пении двухголосия с собственным аккомпанементом.
Исполнение мелодий с ритмическим аккомпанементом.
Двухголосные ритмические упражнения группами и индивидуально (двумя руками).
Ритмические диктанты.
Сольмизация выученных примеров и с листа.
Слуховой анализ
Определение на слух и осознание в прослушанном музыкальном построении его формы (период, предложения, фразы, секвенции, каденции).
Определение на слух и осознание мелодических оборотов, включающих движение по звукам обращений главных трезвучий, уменьшенному трезвучию, скачки на тритоны.
Определение на слух интервалов в мелодическом и гармоническом звучании вне тональности.
Определение на слух последовательности интервалов в пройденных тональностях (до 6 интервалов).
Пример 19
Определение на слух аккордов в мелодическом и гармоническом звучании вне тональности.
Определение на слух последовательности из аккордов в пройденных тональностях (до 6 аккордов).
Пример 20
Музыкальный диктант
Различные формы устного диктанта.
Запись мелодий по памяти.
Письменный диктант в пройденных тональностях в объеме 8 тактов, включающих пройденные мелодические обороты, скачки на пройденные интервалы, движение по звукам пройденных аккордов, изученные ритмические фигуры.
Творческие задания
Импровизация и сочинение мелодий различного характера и жанра.
Импровизация и сочинение мелодий с использованием интонаций пройденных интервалов, движением по звукам пройденных аккордов.
Импровизация и сочинение мелодий на заданный ритм.
Импровизация и сочинение мелодий с использованием изученных ритмических фигур.
Импровизация и сочинение подголоска.
Подбор аккомпанемента к выученным мелодиям с использованием пройденных аккордов.
6 класс
Интонационные навыки
Пение гамм до 6 знаков в ключе (три вида минора, натуральный и гармонический вид мажора).
Пение мелодических оборотов с использованием альтерированных ступеней.
Пение тритонов в натуральном и гармоническом виде мажора и минора.
Пение всех диатонических интервалов в тональности и от звука вверх и вниз.
Пение доминантового септаккорда и его обращений с разрешениями в пройденных тональностях.
Пение уменьшенного трезвучия в натуральном и гармоническом виде мажора и минора.
Пение последовательностей интервалов (мелодически и двухголосно).
Пение одного из голосов в двухголосных упражнениях с проигрыванием второго голоса на фортепиано.
Пение последовательностей аккордов (мелодически, группами, с одновременной игрой на фортепиано).
Пение одноголосных диатонических и модулирующих секвенций.
Сольфеджирование, пение с листа
Пение мелодий с более сложными мелодическими и ритмическими оборотами, элементами хроматизма, модуляциями в пройденных тональностях и размерах с дирижированием.
Чтение с листа мелодий в пройденных тональностях, включающих движение по звукам обращений доминантового септаккорда, уменьшенного трезвучия, скачки на все пройденные интервалы, несложные виды хроматизма.
Пение двухголосных примеров дуэтами и с собственным исполнением второго голоса на фортепиано и дирижированием.
Пение мелодий, песен, романсов с собственным аккомпанементом по нотам.
Транспонирование выученных мелодий.
Транспонирование с листа на секунду вверх и вних.
Ритмические упражнения
Ритмические упражнения с использованием пройденных длительностей и ритмических групп:
- ритмы с залигованными нотами,
- ритм триоль шестнадцатых,
- ритмы с восьмыми в размерах 3/8, 6/8.
Пение мелодий с ритмическим аккомпанементом.
Двухголосные ритмические упражнения группами и индивидуально.
Ритмические диктанты.
Сольмизация выученных примеров и с листа.
Слуховой анализ
Определение на слух и осознание в прослушанном музыкальном построении его формы (период, предложения, фразы, секвенции, каденции).
Определение мелодических оборотов, включающих движение по звукам обращений доминантового септаккорда, уменьшенного трезвучия, субдоминантовых аккордов в гармоническом мажоре, скачки на пройденные интервалы.
Определение альтерации в мелодии (IV повышенная ступень в мажоре и в миноре).
Определение модуляции в параллельную тональность, в тональность доминанты.
Определение интервалов в ладу и от звука, последовательностей из интервалов в тональности (6-7 интервалов).
Пример 25
Определение аккордов в ладу и от звука, последовательностей из нескольких аккордов (6-7 аккордов).
Пример 26
Музыкальный диктант
Различные формы устного диктанта, запись мелодий по памяти.
Письменный диктант в объеме 8 тактов, в пройденных тональностях и размерах, включающий пройденные обороты (элементы гармонического мажора, повышение IV ступени), движение по звукам пройденных аккордов, скачки на пройденные интервалы, изученные ритмические фигуры с залигованными нотами, триоли. Возможно модулирующее построение в параллельную тональность или тональность доминанты.
7 класс
Интонационные упражнения
Пение гамм до 7 знаков в ключе (три вида минора, натуральный и гармонический вид мажора).
Пение мелодических оборотов с использованием альтерированных ступеней.
Пение диатонических ладов.
Пение мажорной и минорной пентатоники.
Пение всех пройденных диатонических интервалов от звука и в тональности вверх и вниз.
Пение характерных интервалов в гармоническом виде мажора и минора.
Пройденных интервалов от звука и в тональности двухголосно.
Пение вводных септаккордов в натуральном и гармоническом виде мажора и минора.
Пение одного из голосов аккордовой или интервальной последовательности с проигрыванием остальных голосов на фортепиано.
Пение секвенций (одноголосных, двухголосных, однотональных или модулирующих).
Пример 29
Пример 30
Сольфеджирование, чтение с листа
Разучивание и пение с дирижированием мелодий в пройденных тональностях, включающих альтерированные ступени, отклонения и модуляции в родственные тональности, интонации пройденных интервалов и аккордов, с использованием пройденных ритмических фигур в изученных размерах, в том числе в размерах 3/2, 6/4.
Разучивание и пение мелодий в диатонических ладах.
Чтение с листа мелодий, включающих пройденные интонационные и ритмические трудности.
Пение двухголосных примеров дуэтом и с собственным исполнением второго голоса на фортепиано.
Пение выученных мелодий, песен, романсов с собственным аккомпанементом на фортепиано по нотам.
Транспонирование выученных мелодий на секунду и терцию.
Ритмические упражнения
Ритмические упражнения с использованием всех пройденных длительностей и размеров.
Различные виды внутритактовых синкоп.
Дирижерский жест в размерах 3/2, 6/4.
Дирижерский жест в переменных размерах.
Ритмические диктанты.
Сольмизация выученных примеров и при чтении с листа.
Слуховой анализ
Определение на слух и осознание в прослушанном музыкальном построении его формы (период, предложения, фразы, секвенции, каденции), размера, ритмических особенностей
Определение мелодических оборотов, включающих движение по звукам вводных септаккордов, обращений доминантового септаккорда, скачки на пройденные диатонические и характерные интервалы
Определение альтерации в мелодии (IV повышенная в мажоре и в миноре, VI пониженная в мажоре, II пониженная в миноре, II повышенная в мажоре).
Определение модуляции в родственные тональности.
Определение диатонических ладов, пентатоники.
Определение всех пройденных интервалов в ладу и от звука, последовательностей из интервалов в тональности (7-8 интервалов).
Пример 31
Пример 32
Определение всех пройденных аккордов от звука, функций аккордов в ладу, последовательностей из нескольких аккордов (7-8 аккордов).
Пример 33
Пример 34
Музыкальный диктант
Различные формы устного диктанта, запись мелодий по памяти.
Письменный диктант в объеме 8-10 тактов, в пройденных тональностях и размерах, включающий пройденные мелодические обороты, альтерации неустойчивых ступеней, движение по звукам пройденных аккордов, скачки на пройденные интервалы, изученные ритмические фигуры с различными видами синкоп. Возможно модулирующее построение в родственные тональности.
Запись простейших двухголосных примеров, последовательности интервалов.
Запись аккордовой последовательности.
Творческие задания
Импровизация и сочинение мелодий в пройденных тональностях и размерах, включающих интонации пройденных интервалов и аккордов, альтерированных ступеней, отклонений и модуляций в первую степень родства, пройденные ритмические фигуры.
Импровизация и сочинение мелодий на заданный ритмический рисунок.
Импровизация и сочинение мелодий различного характера, формы, жанра.
Импровизация и сочинение мелодий в диатонических ладах. в пентатонике.
Подбор подголоска к мелодии.
Подбор аккомпанемента к мелодии.
Сочинение и запись двухголосных построений.
Сочинение и запись аккордовых последовательностей.
8 класс
Интонационные упражнения
Пение гамм до 7 знаков в ключе (три вида минора, натуральный и гармонический вид мажора, в продвинутых группах – мелодический вид мажора).
Пение мелодических оборотов с использованием хроматических вспомогательных, хроматических проходящих звуков.
Пение хроматической гаммы, оборотов с ее фрагментами.
Пение всех пройденных интервалов от звука и в тональности вверх и вниз.
Пение пройденных интервалов от звука и в тональности двухголосно.
Пение септаккордов (малый мажорный, малый минорный, малый с уменьшенной квинтой, уменьшенный).
Пение обращений малого мажорного септаккорда.
Пение увеличенного трезвучия.
Пение одного из голосов аккордовой или интервальной последовательности с проигрыванием остальных голосов на фортепиано
Пение секвенций (одноголосных, двухголосных, диатонических или модулирующих).
Сольфеджирование, чтение с листа
Разучивание и пение с дирижированием мелодий в пройденных тональностях, включающих хроматические вспомогательные и проходящие звуки, элементы хроматической гаммы, отклонения и модуляции в родственные тональности, интонации пройденных интервалов и аккордов, с использованием пройденных ритмических фигур в изученных размерах, в том числе в размерах 9/8, 12/8.
Закрепление навыка чтения с листа и дирижирования.
Пение двухголосных примеров дуэтом и с собственным исполнением второго голоса на фортепиано.
Пение выученных мелодий, песен, романсов с собственным аккомпанементом на фортепиано по нотам.
Транспонирование выученных мелодий на секунду и терцию, закрепление навыка транспонирования.
Ритмические упражнения
Ритмические упражнения с использованием всех пройденных длительностей и размеров.
Различные виды междутактовых синкоп.
Размеры 9/8, 12/8.
Ритмические диктанты.
Сольмизация выученных примеров и при чтении с листа.
Слуховой анализ
Определение на слух и осознание в прослушанном музыкальном построении его формы (период, предложения, фразы, секвенции, каденции), размера, ритмических особенностей.
Определение мелодических оборотов, включающих движение по звукам пройденных септаккордов, увеличенного трезвучия, скачки на пройденные интервалы.
Определение хроматических вспомогательных и проходящих звуков, фрагментов хроматической гаммы в мелодии.
Определение отклонений и модуляций в родственные тональности.
Определение всех пройденных интервалов в ладу и от звука, в мелодическом и гармоническом звучании, последовательностей из интервалов в тональности (8-10 интервалов).
Пример 39
Пример 40
Определение всех пройденных аккордов от звука, функций аккордов в ладу, последовательностей из нескольких аккордов (8-10 аккордов).
Пример 41
Пример 42
Музыкальный диктант
Различные формы устного диктанта, запись мелодий по памяти
Письменный диктант в объеме 8-10 тактов в пройденных тональностях и размерах, включающий пройденные мелодические обороты, хроматические вспомогательные и хроматические проходящие звуки, движение по звукам пройденных аккордов, скачки на пройденные интервалы, изученные ритмические фигуры с различными видами синкоп, триолей, залигованных нот. Возможно модулирующее построение в родственные тональности.
Запись простейших двухголосных примеров, последовательности интервалов.
Запись аккордовых последовательностей.
Творческие задания
Импровизация и сочинение мелодий в пройденных тональностях и размерах, включающих интонации пройденных интервалов и аккордов, хроматические проходящие и вспомогательные звуки, отклонения и модуляции в тональности первой степени родства, пройденные ритмические фигуры.
Импровизация и сочинение мелодий на заданный ритмический рисунок.
Импровизация и сочинение мелодий различного характера, формы, жанра.
Подбор подголоска к мелодии.
Подбор аккомпанемента к мелодии.
Сочинение и запись двухголосных построений.
Сочинение и запись аккордовых последовательностей.
- Методические рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся
Самостоятельная работа учащихся по сольфеджио основана на выполнении домашнего задания. Время, предусмотренное на выполнение домашнего задания, рассчитывается исходя из затрат времени на отдельные виды заданий (сольфеджирование, интонационные упражнения, теоретические задания, творческие задания и др.) и составляет от 1 часа в неделю. Целесообразно равномерно распределять время на выполнение домашнего задания в течение недели (от урока до урока), затрачивая на это 10-20 минут в день. Домашнюю подготовку рекомендуется начинать с заданий, в которых прорабатывается новый теоретический материал и с упражнений на развитие музыкальной памяти (выучивание примеров наизусть, транспонирование), чтобы иметь возможность несколько раз вернуться к этим заданиям на протяжении недели между занятиями в классе. Должное время необходимо уделить интонационным упражнениям и сольфеджированию. Ученик должен иметь возможность проверить чистоту своей интонации и научиться это делать самостоятельно на фортепиано (или на своем инструменте).
Организация занятий
Самостоятельные занятия по сольфеджио являются необходимым условием для успешного овладения теоретическими знаниями, формирования умений и навыков. Самостоятельная работа опирается на домашнее задание, которое должно содержать новый изучаемый в данный момент материал и закрепление пройденного, а также включать разные формы работы:
- выполнение теоретического (возможно письменного) задания,
- сольфеджирование мелодий по нотам,
- разучивание мелодий наизусть,
- транспонирование,
- интонационные упражнения (пение гамм, оборотов, интервалов, аккордов),
- исполнение двухголосных примеров с собственным аккомпанементом,
- игру на фортепиано интервалов, аккордов, последовательностей,
- ритмические упражнения,
- творческие задания (подбор баса, аккомпанемента, сочинение мелодии, ритмического рисунка).
Объем задания должен быть посильным для ученика. Необходимо разъяснить учащимся, что домашние занятия должны быть регулярными от урока к уроку, ежедневными или через день, по 10-20 минут. Задания должны выполняться в полном объеме. Начинать подготовку к следующему уроку лучше с той части задания, которая предусматривает проработку новых теоретических сведений, с упражнений на развитие музыкальной памяти (заучивание наизусть, транспонирование), или с тех форм работы, которые вызывают у ученика наибольшие трудности, чтобы иметь возможность в течение недели проработать данное задание несколько раз. На уроках нужно показывать ученикам, как работать над каждым видом домашнего задания (как разучить одноголосный, двухголосный пример, как прорабатывать интервальные, аккордовые последовательности, интонационные упражнения). Ученикам надо объяснить, как можно самостоятельно работать над развитием музыкального слуха и памяти, подбирая по слуху различные музыкальные примеры, записывая мелодии по памяти, сочиняя и записывая музыкальные построения.
VI. Список рекомендуемой учебно-методической литературы
Учебная литература
- Баева Н., Зебряк Т. Сольфеджио 1 -2 класс. «Кифара», 2006
- Давыдова Е., Запорожец С. Сольфеджио. 3 класс. М. «Музыка» 1993
- Давыдова Е. Сольфеджио 4 класс. М. «Музыка», 2007
- Давыдова Е. Сольфеджио 5 класс. М. «Музыка», 1991
- Драгомиров П. Учебник сольфеджио. М. «Музыка» 2010
- Золина Е. Домашние задания по сольфеджио 1-7 классы. М. ООО «Престо», 2007
- Золина Е., Синяева Л., Чустова Л. Сольфеджио. Интервалы. Аккорды. 6-8 классы. М. «Классика XXI», 2004
- Золина Е., Синяева Л., Чустова Л. Сольфеджио. Музыкальный синтаксис. Метроритм. 6-8 классы. М. «Классика XXI», 2004
- Золина Е., Синяева Л., Чустова Л. Сольфеджио. Диатоника. Лад. Хроматика. Модуляция. 6-8 классы. М. «Классика XXI», 2004
- Калинина Г. Рабочие тетради по сольфеджио 1-7 классы. М. 2000-2005
- Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио. Часть 1. Одноголосие. М. Музыка, 1971
- Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио. Часть 2. Двухголосие. М. Музыка, 1970
- Калужская Т. Сольфеджио 6 класс. М. «Музыка», 2005
- Ладухин Н. Одноголосное сольфеджио.
- Металлиди Ж. Сольфеджио. Мы играем, сочиняем и поем. Для 1-7 классов детской музыкальной школы. СПб: "Композитор», 2008
- Никитина Н. Сольфеджио (1-7 классы). М., 2009
- Островский А., Соловьев С., Шокин В. Сольфеджио. М. «Классика-XXI» 2003
- Панова Н. Конспекты по элементарной теории музыки. М. «Престо» 2003
- Панова Н. Прописи по сольфеджио для дошкольников. М. «Престо», 2001
- Рубец А. Одноголосное сольфеджио
- Стоклицкая Т. 100 уроков сольфеджио для маленьких. Приложение для детей, ч.1 и 2. М.: «Музыка», 1999
- Фридкин Г. Чтение с листа на уроках сольфеджио. М., 1982
Учебно-методическая литература
- Алексеев Б., Блюм Д. Систематический курс музыкального диктанта. М. «Музыка», 1991
- Базарнова В. 100 диктантов по сольфеджио. М., 1993.
- Быканова Е. Стоклицкая Т. Музыкальные диктанты 1-4 классы. ДМШ. М., 1979
- Музыкальные диктанты для детской музыкальной школы (сост. Ж.Металлиди, А.Перцовская). М. СПб. «Музыка», 1995
- Ладухин Н. 1000 примеров музыкального диктанта. М.: «Композитор», 1993
- Лопатина И. Сборник диктантов. Одноголосие и двухголосие. М.: «Музыка», 1985
- Русяева И. Одноголосные диктанты. М., 1999
- Русяева И. Развитие гармонического слуха на уроках сольфеджио. М., 1993
- Жуковская Г., Казакова Т., Петрова А. Сборник диктантов по сольфеджио. М., 2007
Методическая литература
- Давыдова Е. Сольфеджио. 3 класс. ДМШ Методическое пособие. М., «Музыка», 1976
- Давыдова Е. Сольфеджио. 4 класс. ДМШ Методическое пособие. М., «Музыка», 2005
- Давыдова Е. Сольфеджио. 5 класс. ДМШ Методическое пособие. М., «Музыка», 1981
- Калужская Т. Сольфеджио 6 класс ДМШ. Учебно-методическое пособие. М., «Музыка», 1988
- Стоклицкая Т. 100 уроков сольфеджио для самых маленьких. Ч.1 и 2. М. «Музыка» 1999
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая работа "Приемы сочинения на уроках сольфеджио в школе искусств"
Приёмы сочинения на уроках сольфеджио...
СОЛЬФЕДЖИО Рабочая программа для музыкального отделения Детской школы искусств Срок реализации программы 5 лет
Данная рабочая программа является адаптированной к условиям ДШИ им. С.А.Кусевицкого города Вышнего Волочка, представляет собой курс «Сольфеджио», ориентированный на контингент обуч...
СОЛЬФЕДЖИО Рабочая программа для музыкального отделения Детской школы искусств Срок реализации программы 5 лет
Данная рабочая программа является адаптированной к условиям ДШИ им. С.А.Кусевицкого города Вышнего Волочка, представляет собой курс «Сольфеджио», ориентированный на контингент обуч...
Рецензия программы ФГТ по сольфеджио
Внутрення рецензия программы ФГТ по сольфеджио...
Программа ФГТ по сольфеджио для учащихся отделения "Музыкальный фольклор" ДШИ
Программа по сольфеджио для фольклористов, учащихся ДШИ составлена с учетом новых требований....
Программа ФГТ по сольфеджио для учащихся отделения "Музыкальный фольклор" ДШИ
Программа по сольфеджио для фольклористов, учащихся ДШИ составлена с учетом новых требований....
Рабочая программа учебного предмета «Сольфеджио» по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты» для обучающихся ДШИ Срок обучения – и 5(6) лет
Программа по сольфеджио для пятилетнего курса обучения, является авторской, основана на личном опыте работы с учётом требований ФГОС...