Методическая разработка раздела программы
методическая разработка по музыке на тему

Угарова Александра Валерьевна

Методы, принципы и формы работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met.razr_.docx23.18 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Департамент образования администрации г. Арзамаса

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр развития творчества детей и юношества   им.А.Гайдара»

Методическая разработка

раздела  «Ансамблевое пение»  дополнительной

образовательной программы «Вокал»

                                                                      Педагог дополнительного

                                                                      образования

                                                                      Угарова  Александра  Валерьевна,  

                                                                      высшая  квалификационная

                                                                      категория

                   

г. Арзамас

2013г.

                                                   Оглавление

I. Основная часть.

  1. Цели и задачи раздела.

  2. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия

   и освоения учебного материала  обучающимися  в соответствии с

   возрастными особенностями.

  3. Ожидаемые результаты освоения раздела программы.

  4. Обоснование  используемых  в образовательном процессе по

   разделу программы:

   -образовательных технологий;

   -методов;

   -форм организации деятельности.

  5. Учебно-тематический план раздела «Ансамблевое пение».

  6. Система знаний и система деятельности.

II. Заключение.

III. Список литературы.

                                           I.Основная часть.

 Данная методическая разработка составлена на основе образовательной программы «Вокал», рассчитанной на 7 лет обучения с детьми с 7лет. Раздел «Ансамблевое пение» реализуется с 1-го года обучения.

В разработке описываются виды и формы организации образовательного процесса, методы обучения, система знаний и деятельности по разделу «Ансамблевое пение» 4 год обучения.

Ансамблевое пение подразумевает органичное слияние индивидуальностей, умение каждого певца слышать свою партию и ансамбль в целом. Пение в ансамбле по своим ощущениям очень отличается от сольного. Если сольное пение - это, в основном, «горизонтальное мышление», то ансамблевое пение – это «объёмное, вертикальное мышление». Ансамбль - это уравновешенность, слитность и согласованность всех выразительных элементов ансамблевого звучания.

1.Цель раздела: формирование и развитие потенциальных возможностей детей через занятия в вокальном ансамбле

   Задачи раздела:

    обучающие:

  • обучение  навыкам  пения без сопровождения;

           2х,3х-голосное пение;

  • согласованное пение в ансамбле;
  • обучение  приемам  расширения  диапазона голоса;
  • обучение  навыкам сценического мастерства;

   воспитательные:

  • воспитание высокой исполнительской культуры;
  • воспитание ответственности за личные и коллективные успехи;
  • воспитание активной гражданской позиции;
  • воспитание настойчивости, выдержки, трудолюбия,

            целеустремленности.

    развивающие:

  • развитие  навыков  адекватной  оценки личного  и коллективного

            результатов;

  • развитие  артистической смелости и непосредственности,
  • развитие  самостоятельности;
  • развитие  эмоциональной устойчивости к публичным выступлениям;
  •   расширение  музыкального  кругозора  и развитие  художественного  вкуса.

      2.Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия

    и освоения учебного материала обучающимися в соответствии с

                              возрастными особенностями.

  Теоретический и практический материал раздела «Ансамблевое пение» строится с учетом возраста детей, их психологических и физических особенностей.

     Психолого-педагогическая характеристика детей 11-14 лет.

    Это подростковый период - сложный, противоречивый и  в то же время  важный в становлении личности. Психолого-педагогические особенности обусловлены переходом из одного качественного состояния в другое.

    Восприятие подростков становится избирательным, целенаправленным, анализирующим, более содержательным, последовательным, планомерным. Подросток способен к тонкому анализу воспринимаемых объектов.

     Внимание  становится  объемным и  более произвольным. Подросток может  долго сохранять устойчивость и высокую интенсивность внимания. У него вырабатывается умение быстро концентрировать и четко распределять свое внимание.

     Память приобретает избирательный характер. Наблюдается увеличение объема памяти, полноты, системности и точности воспроизводимого материала.  Становится доступным запоминание абстрактного материала.

      Мышление становится абстрактным, активным, самостоятельным.  

      Под влиянием абстрактного мышления воображение «уходит в сферу фантазии». Подросток прячет свои фантазии как сокровенную тайну и охотнее признается   в своих проступках, чем обнаруживает свои фантазии.

Подростковый период характеризуется интенсивным ростом, повышенным обменом веществ. Это период  полового созревания и связанного с ним  развития всех органов и систем организма. Этим обусловлены психологические особенности возраста: повышенная возбудимость и относительная неустойчивость нервной системы, завышенные притязания, переоценка возможностей, самоуверенность и др.

 Необходимо учитывать, что на поведение, деятельность подростков большое влияние оказывает мнение товарищей. Педагог для них уже не является таким непререкаемым авторитетом, как для младших школьников. Поэтому  отношения взрослого с подростком должны строиться на основе дружбы, сотрудничества, уважения, доверия и помощи.

3.Ожидаемые результаты освоения раздела программы:

  • освоение  пения  а капелла;
  • чистота  интонации в 2х-3х-голосных произведениях;
  • согласованное пение в ансамбле ( ритмически, тембрально, динамически);
  • умение самостоятельно оценить себя;
  • эмоциональная устойчивость детей;
  • ответственность за личные и коллективные успехи;
  • настойчивость в достижении целей, трудолюбие;
  • артистичность и музыкальность.

4.Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности.

                                       Технологии

Образовательный процесс в дополнительном образовании строится на личностно-ориентированном подходе, который направлен на индивидуальное развитие личности ребенка, его способностей. В отличие от школы, в дополнительном образовании много времени уделяется индивидуальной работе с детьми. Поэтому в своей работе я применяю следующие образовательные технологии.                                                          

                 Развивающее обучение строится по принципам: постепенного,   последовательного   развития от простого к  сложному, от неизвестного к известному. Это процесс получения практических и теоретических знаний, умений, навыков, развития способностей.

               Разноуровневое  обучение.  Все дети имеют разный уровень музыкальных данных и способностей, разные характеры, виды темперамента, степень обучаемости. Поэтому важен дифференцированный подход в обучении, рассчитанный на разный уровень умений, знаний, способностей. Наиболее способным детям предлагаются для исполнения более сложные партии, для тех, кто медленнее усваивает материал, предусмотрены индивидуальные часы.

                  Здоровьесберегающие  технологии  подразумевают:

  • щадящий режим занятий (особенно в период мутации голоса);
  • основой  хорошего пения  является  правильное  певческое  дыхание - дыхательная гимнастика,  являющаяся обязательной  частью  занятий вокалом,  улучшает  мозговую деятельность,  обменные процессы, кровообращение, т.е.  является  хорошим  жизненным тонусом  для  организма ребенка;
  • учет возрастных особенностей детей;
  • тестирование, консультации и рекомендации психолога.

       Формы организации познавательной деятельности

Для организации образовательной деятельности используются следующие формы обучения: групповые, индивидуальные. Обычно в ансамбле занятия проводятся со всеми детьми (групповая форма), для отработки сольных частей или для работы с отстающими детьми я  использую индивидуальную работу.

           Методы обучения могут быть следующими:

Репродуктивные:

  • объяснительно-иллюстративный;
  •  словесный;
  •  наглядный;
  • практический.

При объяснении новой темы часто использую наглядный материал: аудио-видео-записи с оригинальным исполнением, нотный материал, текстовый материал.

Продуктивные:

  • частично-поисковый;
  • проблемный метод: нахождение исполнительских средств (вокальных и пластических) для создания художественного образа исполняемого эстрадного произведения;
  •  творческий метод: определяет  качественно - результативный показатель практического воплощения программы, благодаря ему  проявляется индивидуальность, инициативность, особенности мышления и фантазии ребенка.

                Основной формой обучения является занятие. Формы занятий:

  • Объяснение
  • Беседа
  • Практическая работа
  • Творческие задания
  • Контрольное занятие

Выбор формы занятия зависит от цели и задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка раздела программы по истории 7 класс

Материал содержт презентацию методической разработки раздела программы по истории России для 7 класса к учебнику "История России  конец XVI-XVIIIвв.", авторы А.А Данилов, ЛГ. Косулина....

Методическая разработка раздела программы по математике в 5 классе "Обыкновенные дроби"

Одно из первых математических понятий, с которым ребёнок встречается в школе, – понятие о числе. Это понятие является одним из базовых понятий математики, и его усвоение имеет для учащегося большое зн...

методическая разработка раздела программы формирования здорового образа жизни "Здоровье и безопасность жизнедеятельности"

разработка включает в себя задачи программы, актуальность, направления программы, ожидаемые результаты, обоснования формы работы, список литературы...

Методическая разработка раздела программы по организации работы со старшими вожатыми

Методической  разработке показано разнообразие форм работ РМО старших вожатых...

Методическая разработка раздела программы

Русский язык -5 класс .Тема " Лексика"...

методическая разработка раздела программы "Народная игрушка"

Раздел, который я представляю, называется «Народная игрушка».Этот раздел программы учащиеся изучают на первом году обучения, где знакомятся с традиционным народным промыслом на примере дымковско...