Я танцевать хочу
статья по музыке по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Я ТАНЦЕВАТЬ ХОЧУ!»
Секреты успешного обучения танцам в ДОУ.
Бульбарова Татьяна Владимировна - музыкальный руководитель
МБДОУ «ЦРР – д/с №50 Непоседа» г. Новочебоксарск
В период от 3 до 7 лет дети интенсивно растут и развиваются. У них возрастает потребность в движении. И если эти движения преподносят им в интересной игровой форме, имитируя животных, птиц, сказочных героев и ко всему этому добавляется музыкальное сопровождение – то это благоприятно влияет на эмоциональный мир ребёнка. Внутренняя энергия ребенка, требует своего выражения. Темп, ритм, пульс нашей жизни находит у детей свое воплощение в движении.
В своей деятельности по развитию музыкально - ритмических движений и творческих способностей у детей дошкольного возраста опираюсь на труды таких авторов, как Е.В.Горшкова «От жеста к танцу»,
А. И. Буренина «Ритмическая мозаика». По их мнению, необходимо как можно раньше побуждать детей к творчеству, развивать творческие способности в процессе обучения. Отличительной чертой этих программ является их продуктивная направленность, то есть направленность на формирование у детей способностей к танцевальному творчеству. Знакомство с этими программами привело меня к мысли о необходимости комбинировать их для более успешного решения основной задачи моей работы – развития музыкально-ритмических движений и творческих способностей детей дошкольного возраста.
Движение и игра – важнейшие компоненты жизнедеятельности детей, они всегда готовы двигаться и играть – это ведущий мотив их существования, поэтому свои занятия по развитию танцевальных навыков я начинаю со слов: “Мы сейчас будем играть…”, “Мы сейчас превратимся…”, “Мы сейчас отправимся в путешествие…” и т.п. Играя, ребенок "незаметно" осваивает основные движения. При этом даю детям возможность учиться разнообразным способам действия, не требуя изначально, глубокой технической отработки.
Танцевальные игры способствуют развитию воображения, музыкально-творческих способностей ребенка, способствуют формированию процесса восприятия и включению в работу обоих полушарий мозга. Игровой танец также снимает мышечную закрепощенность, избавляет от нервных перегрузок, решает проблему гиподинамии. Такой танец рассматривается функциональным стимулятором личности, повышает работоспособность, улучшает физическое самочувствие, повышает общительность детей. Через игровой танец ребенок выражает свои чувства и высвобождает накопленную энергию, превращая её в акт творчества. Также на своих занятиях устраиваю соревнования, включаю в танец веселые, юмористические движения. Предлагаю ребенку самостоятельно что-либо придумать и организовывать, так как это стимулирует его развитие
Живой интерес у детей вызывает сюжетный танец, который является очень яркой формой проявления творчества, фантазии, сочетает в себе музыку, движение, драматизацию. Сюжетные танцы всегда хорошо воспринимаются зрителям, но с точки зрения постановки – наиболее сложные. И трудность их заключается в первую очередь в том, что нужно выбрать тему – доступную для понимания детей и подобрать соответствующий музыкальный материал. В сюжетных танцах для детей действующих образов не должно быть много. Как правило, это 2-3 (к примеру - мыши и кот; лиса, волк и зайцы) Сюжетные детские танцы не могут быть очень продолжительны, т. к. расплывется драматургия. Все части драматургии должны четко просматриваться: - экспозиция; - завязка; развитие действия; - кульминация; - развязка. Костюм четко соответствует персонажу. Сюжетные танцы предполагают и атрибутику в детском танце - это морковки, ведра, лопатки и т.д. Привлекательность сюжетного танца обусловлена его особенностями: образным перевоплощением исполнителей, разнохарактерностью персонажей и их общением между собой в соответствии с сюжетным развитием. Благодаря этим особенностям в нем создается своеобразная игровая ситуация, побуждающая детей к творчеству и, следовательно, способствующая его развитию. Разнохарактерность персонажей устраняет в этом виде танца возможность подражания детей друг другу (ведь хищный волк не может двигаться, как грациозная лиса). Это побуждает каждого участника самостоятельно следить за исполнением своих движений. Музыкальные произведения, предназначенные для сюжетных танцев, должны содержать яркие и узнаваемые образы, доступные детям по содержанию, близкие их жизненному опыту и выраженные простыми ясными средствами, побуждающие к движению, подсказывающие его.
Работу над сюжетным танцем начинаю с рассказа сюжета будущей постановки детям, с восприятия музыкального материала. Из своего опыта - первоначальное освоение пантомимических движений проходит без музыкального оформления. Прежде всего, дети выполняют жест, характерный для персонажей, сопровождая его проговариванием определенных слов, которые раскрывают значение этого жеста. Затем движение исполняется с сопровождением в заданном ритме. На мой взгляд, сюжетные танцы облегчают процесс вхождения в группу замкнутым, и гиперактивным детям, включая их в интересную совместную деятельность. Особенности сюжетного танца создают благоприятные условия для возникновения и развития танцевального творчества у детей дошкольного возраста, однако, разработок танцевальных сюжетов, предлагаемых методическими сборниками – единицы. Содержание танцевальных сборников представлено плясками, образными или характерными танцами, в которых не выявляется значение танцевальных движений, объединенных в бессмысленной последовательности, танцевальная лексика их ограничена, отсутствует содержание танца. Всё это, на мой взгляд, ведёт к низкому уровню развития танцевальной выразительности и, конечно же, творчества у дошкольников. Для достижения цели, а именно - развития творчества детей в танце и освоения ими двигательных навыков, в своей деятельности я использую авторские разработки сюжетных танцев. Например, «Танец поварят» - в нём рассказывается о том, как маленькие поварята-сладкоежки перехитрили самого главного повара, и выпили всё сладкое какао, дети выражали своими жестами «как вкусно!» «как сладко!» «мы сыты!». А в конце танца, просто унесли кастрюлю с любимым лакомством. Бедный повар так и не смог догнать проворных поварят. «Полька дедушек»- это образец перевоплощения, в котором мальчики превратились в дедушек. Они выражали этот образ в своей мимике, походке, движениях. Один из них – старик - разбойник, вспомнил свою молодость и стал лихо отплясывать польку с юной танцовщицей. Остальным старичкам пришлось только завидовать!
Для каждого танца я выбираю наиболее эффективный путь объяснения, обучения. Интересные методические приемы вызывают у детей желание танцевать. Метод показа. Показывая детям движения, я даю им возможность увидеть художественное воплощение образа. Иногда, в основном в начале работы, выполняю движения вместе с детьми. И здесь важно «по-настоящему» воспроизвести эмоцию, чтобы дети почувствовали и сумели ее повторить. Словесный метод. Разговорная речь является связующим звеном между движениями и музыкой. Словесные объяснения должны быть краткими, точными, образными и конкретными. Так же необходимо обращать внимание на интонацию и на то, с какой силой сказано слово. Импровизационный метод. При обучении танцам следует постепенно подводить детей к свободному, непринужденному движению, такому, как подсказывает музыка. При использовании этого метода не надо никакого предварительного прослушивания музыки. Дети должны попытаться сами найти нужные движения. Также не рекомендуется подсказывать им вид движения и отмечать успевающих. Метод иллюстративной наглядности. Полноценная деятельность не может проходить без рассказа о танцах, их истории и многообразии, без знакомства с репродукциями, книжными иллюстрациями, фотографиями и видеофильмами. Игровой метод. Суть игрового метода в том, что педагог подбирает для детей такие игрушки, которые помогают в обучении. Игрушки (атрибуты) украшают танец и оказывают большое влияние на его исполнение. Увлеченные игрушкой, дети перестают фиксировать свое внимание на технических особенностях танца. А игры-превращения помогут научить детей выразительному выполнению движений, разовьют их фантазию и воображение. Например, в «Польке дедушек» мы использовали трости для дедушек, так ребятам было легче перевоплотиться в старого человека и изобразить его походку. В Танце поварят дети лихо орудовали половниками, танцевали с ними. Было видно, что дети вошли во вкус и танец захватил их полностью! Концентрический метод. Этот метод заключается в том, что педагог по мере усвоения детьми определенных движений, танцевальных композиций снова возвращается к пройденному, но уже может предложить усложненный вариант. Большое внимание в своей деятельности я уделяю подготовке развлечений, праздников, утренников. На них дети испытывают радость собственного творчества, фантазируют, импровизируют, исполняют танцевальные композиции, изученные на занятиях. Так, в новогоднем празднике «Летний бал у новогодней ёлки» были поставлены авторские танцы: «Танец бабочек у новогодней ёлки», «Танец лягушат, «Танец Пчёлок и Цветов», которые ребята с удовольствием исполнили. Ведь так необычно покружится бабочкой или пчёлкой возле новогодней ёлочки! Чудеса случаются! |
Никогда не стоит забывать о том, что детский танец - это, в первую очередь, удовольствие. Все согласятся, что главное в нем - не безупречно освоенная техника, а творческий подход и заинтересованность ребенка. И если заинтересовать ребенка можно довольно легко (малыши всегда стремятся к чему-то новому), то с удержанием внимания на обучении могут возникнуть проблемы, так как в таком возрасте достаточно быстро все надоедает. А ведь любопытство - ключевая составляющая любой детской деятельности! Таким образом, детский танец можно превратить в приятное времяпрепровождение для ребенка. Если вы добьетесь того, что он полюбит ваши занятия, то вы будете каждый день видеть его счастливым и довольным! Не огорчайтесь, если поначалу что-то не будет получаться. Но и не заставляйте ребенка делать то, что ему чуждо. Не ограничивайте его фантазию и позвольте ему танцевать так, как он чувствует - и тогда он всю свою жизнь будет с благодарностью вспоминать первые занятия по танцам!
Список литературы:
1.Буренина А.И. Ритмическая мозаика (Программа для детей дошкольного и младшего школьного возраста). - СПб: ЛОИРО,2000г.
2.Буренина А.И Мир увлекательных занятий.- СПб.,-1999г.
3.Глазырина Е.Ю.. Приёмы воплощения музыкального образа в детской пластике. Эстетическое воспитание: Проблемы, поиски ,решения-М,1994г
4.Зазульская О. Кувшин эмоций»//Обруч.-2005-№6
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка праздника: "Мы научились танцевать!"
Для ребенка праздник - это целое событие, которое они с нетерпением всегда ждут. Умело, продуманно и тщательно их организовывать, наполнить необходимым для развития ребенка содержанием - задача умных,...
Методическая листовка: танцевальная игра-миниатюра "Все мы любим танцевать!"
Игра-миниатюра «Все мы любим танцевать...» может быть использована в летних оздоровительных лагерях, лагерях актива, перед проведением детских дискотек, а также как физкультминутка на занятиях п...
Презентация "Танцевать могут все"
Дання презентация была подготовлена к Дню открытых дверей для родителей...
Танцевать - это красиво! Танцевать - это полезно!
Танец нельзя свести просто к ритмичным движениям под музыку или без нее, это и проявление нашей индивидуальности и неповторимости, история (или исповедь), рассказанная с помощью движений. Окунувшись в...
Сценарий интерактивной развлекательной программы "Мы приглашаем танцевать!"
Данная программа принимала участие в Областном конкурсе молодежных программ в г.Кадом...
Она танцевала с Жуковым.
Из воспоминаний моей прабабушки о своей сестре....