Опера "Кармен".
план-конспект урока по музыке (7 класс) по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект урока. Дж. Бизе. Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Образ Хозе и Эскамильо.
ФИО – Худякова Елена Александровна
Предмет – музыка.
Класс – 7 класс.
Тема урока: Дж. Бизе. Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Образ Хозе и Эскамильо.
Базовый учебник – Музыка: 7 класс, Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская - М.: Просвещение, 2009.
Цель урока: Познакомится с литературным и музыкальным образом Кармен и другими персонажами оперы.
Задачи:
Личностные: развить учебно-познавательный интерес к учебному материалу; воспитывать любовь к оперному искусству.
Метапредметные: развивать умение раскрывать образ с помощью музыки.
Предметные: познакомить с оперой «Кармен», с образами Кармен, Хозе и Эскамильо; раскрыть термин хабанера, сегидилья и их роль в произведении; повторить термины: увертюра и либретто.
Тип урока: Урок «открытия нового знания».
Формы работы учащихся: словесные, наглядные, практические, проблемно - поисковые, репродуктивные, индуктивные и дедуктивные.
Необходимое техническое оборудование: мультимедийная техника, видео фрагменты, презентация к уроку.
Структура и ход урока:
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время (мин.) |
1. | Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. | 1.Музыкальное приветствие: Учитель поет: «Здравствуйте ребята, рада видеть вас!». 2.Просмотр фрагмента фильма - оперы «Кармен» | Сочиняют мелодию: «Здравствуйте учитель, добрый день наш класс. | 2 мин. |
2. | Этап актуализации и пробного учебного действия. | Знакомы ли вам персонажи фрагмента, который мы с Вами сейчас посмотрели? Кто же вам знаком? О ком пойдет речь? Да, действительно, речь пойдет о «Кармен». Попробуйте сформулировать тему нашего урока. Давайте проверим, правы ли вы. (Слайд №1) | Предположения детей. Формулируют тему урока: опера «Кармен» - самая знаменитая опера в мире. | 2 мин. |
3. | Этап выявления места и причины затруднения. | А что вы знаете о Кармен? Кто такая Кармен? А знаете ли вы, какой композитор написал эту оперу? На какой сюжет написана опера? | Ответы детей. | 1 мин. |
4. | Этап построения проекта выхода из затруднения. | Какую же цель мы поставим с вами? Составим план наших действий. (Слайд №2) | Озвучивают цель. Составляют план. 1. Кто написал оперу - биография композитора 2. История создания оперы. 3. Узнать на какой сюжет написана опера. 4. Содержание оперы. 5. Образ Кармен и другие персонажи оперы 6. Образ Кармен в других видах искусства | 2 мин. |
5. | Этап реализации построенного проекта. | Выдвигаем гипотезу Рассказ учителя о композиторе и писателе «Кармен». (Слайд №3) История создания (Слайд №4) Музыкальный словарь. Образ Кармен. (Слайд №5) Видео отрывок из оперы. Музыкальный словарь. (Слайд №6,7,8,9) Видео отрывок из оперы. Образы Хозе и Эскамильо. (Слайд №10) Видео отрывки из оперы.
| Выдвигают гипотезу: «Опера «Кармен» - музыкальное произведение, которое не может существовать без литературной основы. Усвоение новых знаний Просмотр фотографий композитора и писателя Повтор Музыкальных терминов. Просмотр и прослушивание увертюры. Просмотр образа Кармен Усвоение новых знаний Термин хабанера. Просмотр и прослушивание хабанеры. Усвоение новых знаний Термин сегидилья. Просмотр и прослушивание сегидильи. Просмотр образа Эскамильо. Просмотр и прослушивание арии Эскамильо. Просмотр образа Хозе. Просмотр и прослушивание арии Хозе. | 1 мин 17 мин 1 мин |
6. | Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. | Так кто же написал оперу «Кармен»? Где происходит сюжет оперы? Кармен – это кто? На какой сюжет написана опера? Кто главные герои оперы? | Повтор пройденного материала. Ответы на вопросы. | 2 мин. |
7. | Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. | 1.Работа по парам. Сопоставьте образы. Кому какой темперамент присущ. (Карточка) 2. Индивидуальное задание. Поставьте стрелочки против тех терминов, которые соответствуют словам. (Карточка) | Выполнение задания. Выполнение задания. | 7 мин. |
8. | Этап включения в систему знаний и повторения. | Не только Бизе обращался к образу Кармен. Произведения литературы. (Слайд №11) Произведения живописи. (Слайд №12) Мультипликация. (Слайд №13) | Прослушивание стихотворения А. Блока. Просмотр картин. Просмотр мультфильмов. | 4 мин. |
9. | Этап рефлексия. Домашнее задание | – О ком мы сегодня говорили на уроке? – Что вам больше всего понравилось? – Достигли мы поставленной цели? – Какую бы оценку вы себе поставили? Подготовить презентацию об образе Кармен в других видах искусства. (Слайд №14) | Обобщают, делают выводы. Самооценка. | 6 мин. |
ХОД УРОКА
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
Организационный момент
Музыкальное приветствие: Здравствуйте ребята, рада видеть вас!
Здравствуйте учитель, добрый день наш класс.
Просмотр фрагмента фильма – опера «Кармен».
2. Этап актуализации и пробного учебного действия.
Учитель: Знакомы ли вам персонажи фрагмента, который мы с Вами сейчас
посмотрели? Кто же вам знаком?
Видеофрагмент из оперы «Кармен».
Учитель: О ком пойдет речь? (Ответы детей). Да, действительно, речь пойдет о «Кармен». Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Тема урока опера «Кармен» - самая знаменитая опера в мире).Давайте проверим, правы ли вы.
3. Этап выявления места и причины затруднения.
Учитель: А что вы знаете о Кармен?
Кто такая Кармен?
А знаете ли вы, какой композитор написал эту оперу?
На какой сюжет написана опера?
4. Этап построения проекта выхода из затруднения.
Учитель: Какую же цель мы поставим с вами? (Озвучивание цели). Составим план наших действий.
План:
1. Кто написал оперу - биография композитора.
2. История создания оперы.
3. Узнать на какой сюжет написана опера.
4. Содержание оперы.
5. Образ Кармен и другие персонажи оперы.
6. Образ Кармен в других видах искусства.
5. Этап реализации построенного проекта.
Учитель: Выдвигаем гипотезу: «Опера «Кармен» - музыкальное произведение, которое не может существовать без литературной основы.
Кто написал оперу - биография композитора?
Александр-Сезар-Леопольд Бизе родился 25 октября 1838 года в Париже в семье учителя пения. При крещении получил имя Жорж, под которым и стал известен. Бизе поступил в Парижскую консерваторию за две недели до того, как ему исполнилось десять лет. Бизе прожил всю свою жизнь в Париже, за исключением трёх лет проведённых в Риме. В 1857 году он стал лауреатом конкурса и в награду был отправлен в Рим на обучение. Отчётным произведением (написание которого было обязательным для всех лауреатов Римской премии) стала опера «Дон Прокопио». После пребывания в Риме он вернулся в Париж, где посвятил себя написанию музыки.
История создания
Предложение написать оперу для театра «Опера-Комик» Жорж Бизе получил в 1872 году. В основу ее сюжета положена одноименная новелла французского писателя Проспера Мериме (1803—1870), написанной в 1845 году. Зимой 1874 году он начал сочинять музыку на либретто - словесный текст оперы Анри Мельяка и Людовика Галеви.
Премьера «Кармен» состоялась в Париже 3 марта 1875 года и успеха не имела. Автора обвинили в безнравственности: свободное проявление чувств героев — простых людей из народа — претило ханжеской буржуазной морали. Одним из первых среди великих современников Бизе музыку «Кармен» оценил П. И. Чайковский. «Опера Бизе, — писал он, — шедевр, одна из тех немногих вещей, которым суждено отразить в себе в сильнейшей степени музыкальные стремления целой эпохи. Лет через десять «Кармен» будет самой популярной оперой в мире». Эти слова оказались пророческими. Если в 1876 году «Кармен» надолго исчезла из репертуара парижских театров, то за рубежом — в Вене, Петербурге и многих других городах Европы ее успех был поистине триумфальным. В Париже постановка «Кармен» была возобновлена в 1883 году.
Содержание и музыка оперы
Опера «Кармен» — один из шедевров оперного искусства. Музыка, полная жизни и света, ярко утверждает свободу человеческой личности. Глубоко правдив драматизм столкновений и конфликтов. Герои оперы обрисованы сочно, темпераментно, во всей психологической сложности характеров. С большим мастерством воссоздан национальный испанский колорит и обстановка действия драмы.
Опера начинается увертюрой – симфоническим вступлением, которое в общих чертах знакомит слушателя с содержанием всего действия.
Испания 1820 годы. На городской площади в Севилье, у сигарной фабрики, расположился сторожевой пост. Появляется темпераментная и смелая Кармен. Встреча с драгуном Хозе пробуждает в ней страсть. Ее песня хабанера звучит как вызов Хозе, и она бросает цветок к его ногам. Приход невесты Хозе Микаэлы на время заставляет его забыть о дерзкой цыганке. Он вспоминает родную деревню, дом, мать, предается светлым мечтам. И снова Кармен нарушает спокойствие. Поет и танцует сегидилью - испанский народный танец-песня. Хозе нарушает приказ и помогает Кармен бежать.
Кармен в опере стала воплощением вольнолюбия и женского обаяния. Бизе мастерски передает огненный темперамент цыганки, ее неукротимый нрав, красоту и задор. Вокальная партия Кармен насыщена интонациями и ритмами народных испанских песен и танцев. Музыкальная характеристика свободолюбивой Кармен - хабанера - песня свободной любви, содержит ритмы этого народного танца. В ней главная героиня излагает свою жизненную позицию: «Любовь свободна, мир чаруя, законов всех она сильней». В конце сцены цветок, брошенный к его ногам, обещает любовь, признает его своим избранникам. Сегидилья - испанский народный танец-песня – это еще одна музыкальная характеристика. Музыка также пронизана интонациями испанского фольклора.
В таверне Лилас-Пастья веселье в разгаре. Это место тайных встреч контрабандистов, которым помогает Кармен. Вместе с подругами Фраскитой и Мерседес она проводит досуг в песнях и танцах. Желанный гость таверны — тореадор Эскамильо. Он всегда весел, уверен в себе и смел. Жизнь его полна тревог, опасна борьба на арене, но сладостна награда герою — слава и любовь красавиц. Под покровом ночи контрабандисты собираются на рискованный промысел. На этот раз Кармен отказывается идти с ними. Она ждет друга. В таверну приходит Хозе, но радость их встречи кратковременна. Военный горн призывает драгуна в казармы. В его душе страсть борется с долгом. Между влюбленными назревает ссора. Неожиданно появляется Цунига — начальник Хозе. В порыве ревности Хозе обнажает саблю. Воинская присяга нарушена, путь к возвращению в казармы отрезан. Хозе остается с Кармен, чтобы начать новую жизнь, полную тревог и опасностей.
Энергичный, мужественный марш Эскамильо «Тост, друзья, я ваш принимаю» (его музыка впервые прозвучала в увертюре) обрисовывает отважного героя корриды. Воплощением жизненных идеалов героев является «ария о цветке» Хозе («Видишь, как свято сохраняю цветок, что ты мне подарила») и песня Кармен, ее гимн свободе «Туда, туда, в родные горы». Если в характеристике Хозе господствует стихия песни-романса, подчеркивающая его душевную мягкость, то непокорный дух Кармен раскрывается в темпераментных ритмах и напевах испанских народных песен.
Глухой ночью, в горах, контрабандисты устроили привал. С ними Кармен и Хозе. Хозе страдает от измены долгу, от тоски по родному дому. Лишь страстная любовь к Кармен удерживает его в лагере контрабандистов. Но Кармен больше не любит Хозе. Что-то скажут ей карты? Кармен судьба не сулит радости: она прочла в картах свой смертный приговор. С глубокой скорбью размышляет она о будущем. Внезапно приходит Эскамильо — он спешит на свидание с Кармен. Хозе преграждает ему путь. Ревность и негодование вспыхивают в душе Хозе. Кармен останавливает поединок соперников. В этот момент Хозе замечает Микаэлу, которая принесла известие о смертельной болезни матери. Лирическая ария Микаэлы «Напрасно себя уверяю» приобретает решительный характер. Хозе покидает Кармен. Но встреча их — впереди.
Яркий солнечный день. Площадь в Севилье полна народа. Шумно и радостно приветствуют они шествие героев корриды, возглавляемое всеобщим любимцем Эскамильо. Приветствует его и Кармен. Широко и свободно льется полная горячего чувства мелодия дуэта Эскамильо и Кармен «Если любишь, Кармен». Фраскита и Мерседес предупреждают Кармен о грозящей опасности: за ней неотступно следит Хозе. Кармен не слушает их; она устремляется в цирк. Во второй половине акта, в особенности в дуэте Хозе и Кармен драматическое напряжение быстро нарастает. Хозе останавливает ее. Нежно, с любовью обращается он к Кармен. Хозе не верит, что она разлюбила. Но ответ Кармен неумолим: между ними все кончено. «Свободной родилась — свободной и умру», — гордо бросает она в лицо Хозе. В порыве гнева он вонзает нож в Кармен. Смертью она утверждает свою свободу.
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
Учитель: Так кто же написал оперу «Кармен»?
Где происходит сюжет оперы?
Кармен – это кто?
На какой сюжет написана опера?
Кто главные герои оперы?
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Учитель: Работа по парам. Сопоставьте образы. Кому какой темперамент присущ.
Образ Кармен – Темпераментная, страстная, вольнолюбивая, свободная, независимая, роковая, дерзкая, неукротимая, обаятельная.
Образ Хозе – Скромный, нежный, ласковый, страдающий
Образ Эскамильо – Смелый, уверенный в себе, жизнерадостный, страстный, свободный, независимый.
Учитель: Поставьте стрелочки против тех терминов, которые соответствуют словам.
1.Хабанера – Песня свободной любви, испанский танец кубинского происхождения.
2. Увертюра - Симфоническое вступление.
3. Сегидилья - Испанский народный танец-песня.
4. Либретто - Литературная основа оперы.
5. Опера - Жанр музыкально-драматического искусства.
8. Этап включения в систему знаний и повторения.
Но не только Бизе обратился к образу Кармен, есть произведения литературы, живописи и даже мультипликации.
Произведения живописи - Эдуард Мане рисует знаменитую в свое время певицу Эмилию Амбр, Михаил Врубель изображает известную русскую оперную певицу рубежа 19 – 20 веков, Татьяну Любатович в этой же роли.
Произведения литературы – самые знаменитые из которых – цикл «Кармен» Блока и стихотворение Цветаевой.
Как океан меняет цвет,
Когда в нагроможденной туче
Вдруг полыхнет мигнувший свет, —
Так сердце под грозой певучей
Меняет строй, боясь вздохнуть,
И кровь бросается в ланиты,
И слезы счастья душат грудь
Перед появленьем Карменситы.
М.Цветаева «Кармен»
1.
Божественно, детски-плоско
Короткое, в сборку, платье.
Как стороны пирамиды
От пояса мчат бока.
Какие большие кольца
На маленьких темных пальцах!
Какие большие пряжки
На крохотных башмачках!
А люди едят и спорят,
А люди играют в карты.
Не знаете, чту на карту
Поставили, игроки!
А ей - ничего не надо!
А ей - ничего не надо!
- Вот грудь моя. Вырви сердце -
И пей мою кровь, Кармен!
2.
Стоит, запрокинув горло,
И рот закусила в кровь.
А руку под грудь уперла -
Под левую - где любовь.
- Склоните колена! - Что вам,
Аббат, до моих колен?!
Так кончилась - этим словом -
Последняя ночь Кармен.
Мультипликация - в необычной технике выполнены две работы польского мультипликатора Александры Корейво — это песочная анимация, в которой рисунок создается цветной солью. Абстрактные, но очень яркие образы прекрасно ложатся на музыку.
9. Этап рефлексия.
– О ком мы сегодня говорили на уроке?
– Что нового вы узнали?
– Какие новые термины вы узнали?
– Что вам больше всего понравилось?
– Достигли мы поставленной цели?
– Какую бы оценку вы себе поставили?
Домашнее задание - выполните презентацию об том, как представлен образ Кармен в разных видах искусства.