МУЗЫКАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ: «МУЗЫКА ЛЕСА»
план-конспект занятия по музыке по теме
Конспект музыкального занятия в группе подготовительного и младшего школьного возраста (для детей, находящихся в приютах, детских домах)
ЦЕЛЬ: Формировать и воспитывать устойчивый интерес и эмоциональную отзывчивость к музыке различного характера, развивать музыкальное восприятие, обогащать музыкальные впечатления. (слайд №2)
ЗАДАЧИ:
1. Развивать умение ритмично двигаться под музыку.
2. Формировать исполнительские навыки: правильное звукообразование, чистоту интонации.
3. Развивать творческую активность в инсценировке песни и импровизации танцевальных движений, соответствующих характеру музыки и словам песни.
Оборудование. Магнитофон, макет леса, презентация данного урока.
Действующие лица. Медведь (воспитатель группы).
Репертуар:
«Музыка здравствуй!»;
«До свиданья, музыка!»
сл. и муз. М.Лазарева из программы «Здравствуй»
«Давайте весь мир любить» муз. и сл. З.Роот
«Про меня и муравья» муз. Л. Абелян сл. В. Степанова
«Утро» муз. Э. Грига
«Дети и медведь" муз. В.Верхопница сл. Н. Найденовой
«Давай танцуй» муз. Ж.Фирилиной , пост. движений Е.Сайкиной
Звуки леса
Ход занятия.
Дети заходят в зал, рассаживаются по своим местам.(слайд №1)
Музыкальный руководитель. Ребята, я очень рада вас видеть. Так приятно говорить друг другу слова приветствия. Давайте поприветствуем, друг друга нашей песенкой «Музыка здравствуй!»; (слайд№3)
Исполняется песенка «Музыка здравствуй!» муз М.Лазарева;
Музыкальный руководитель. Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Представьте, что я волшебница, и стоит мне только взмахнуть руками, хлопнуть в ладоши, как мы с вами очутимся в лесу. Закройте глаза. Внимание! Раз-два-три! (слайд №4)
Дети открывают глаза и видят бутафорские деревья, вынесенные воспитателем.
Музыкальный руководитель. Ребята, давайте погуляем и все рассмотрим. (Дети рассматривают деревья, птиц и пр.) Правда, в лесу чудесно? Надо только не забывать – беречь эту красоту! Так легко, радостно, что просто хочется петь! А вам ребята?
Дети. Да!
Музыкальный руководитель. Давайте споем песенку «Давайте весь мир любить» . (слайд№5)
Исполняется песенка «Давайте весь мир любить» муз. и сл. З.Роот
Музыкальный руководитель. Вы хорошо пели, протяжно, мягко, напевно, а громко топать и хлопать в ладоши можно ли в лесу?
Дети. Нет!
Музыкальный руководитель. Знаете почему? Ведь мы с вами находимся здесь в гостях. А лес любит тишину и покой. Ведь даже хруст ветки, треснувшей у вас под ногами, может вспугнуть маленького зайчишку, сидящего под кустом, и птицу, высиживающую птенцов. Не лучше ли спокойно послушать музыку леса. Ведь это целый мир звуков: шелест листвы, журчание ручейка, пение птиц.
Звучит аудиозапись голосов птиц, журчания ручья, ветер в листве (см. презентацию слайд №6)
Музыкальный руководитель. Ребята, а сейчас, я прочитаю вам стихотворение «Лесной доктор»:
Дятел ствол долбит порою,
Ищет он себе обед.
Под коричневой корою
Притаился короед.
-А, так вот где ты, приятель!
Я ищу тебя как раз.
Короеда клюнул дятел –
И сосну больную спас.
(В. Брагин)
А вы знаете, что птиц называют санитарами леса? Как вы думаете, почему?
Дети: - они уничтожают вредителей деревьев;
- они очищают воздух, проглатывая вредных букашек на лету…
Музыкальный руководитель. А кого еще мы можем назвать санитарами леса? Кто эти маленькие, трудолюбивые существа, которые освобождают деревья и кустарники от вредных гусениц?
Дети. Муравьи! (слайд №7)
Музыкальный руководитель. Правильно. Я предлагаю спеть вам песенку «Про меня и муравья».
Исполняется песенка «Про меня и муравья» муз. Л. Абелян сл. В. Степанова
Музыкальный руководитель. Ребята, а вы обратили внимание, какое сегодня чудесное утро, как звонко поют птицы? Ласковые лучи солнышка позолотили верхушки деревьев, и они откликнулись веселым шелестом листвы. А вот как изобразил утро норвежский композитор Эдвард Григ. Он нарисовал картину красками музыки. Послушайте.
Звучит «Утро» Э. Грига в аудиозаписи (см. презентацию, слайд №8 )
Музыкальный руководитель. Расскажите, что вы представляли, слушая музыку, о чем она вам рассказала.
Дети: – Солнышко проснулось
- Весело защебетали птички
- Ветерок ласково пробежал по листикам
Музыкальный руководитель. Вы правильно поняли музыкальный образ, подобрали прекрасные слова, которые помогли понять эту музыку. А теперь я предлагаю прогуляться по лесу. (слайд №9)
Дети берутся за руки и исполняют песню-игру «Дети и медведь» муз. В.Верховница сл. Н.Найденовой,
неожиданно появляется медведь (воспитатель)
Медведь. Это кто здесь поет? Кто покоя мне не дает?
Музыкальный руководитель. Медведюшка, прости нас за то, что тебя потревожили. Но дети знают, как надо вести себя в лесу. А для тебя, Мишенька, мы станцуем веселый танец. (слайд №10)
Исполняется инсценированный танец «Давайте потанцуем» муз. Ж.Фирилиной , пост. движений Е.Сайкиной .
Медведь. Мне очень понравился ваш танец, и за свой лес я спокоен. С ним все будет в порядке, а я пойду дальше. (Уходит)
Музыкальный руководитель. Ребята, мы с вами еще не один раз будем приходить сюда: и снежной зимой, и радостной весной, и солнечным летом. А теперь нам пора домой. Закройте глаза, я считаю: раз-два-три! (Убираются деревья) Откройте глаза. Мы снова в детском саду. Давайте подведем итог нашего занятия. Какие звуки леса вы слышали?
Дети: шум деревьев, пение птиц, шуршание насекомых; (слайд №11)
Музыкальный руководитель. С кем вы встретились в лесу?
Дети: с медведем, с муравьями, с птичками;
Музыкальный руководитель. Какая музыка леса звучала?
Дети: Спокойная, тихая, нежная и т.д.
Музыкальный руководитель. Наступила пора прощаться. Я желаю вам всего доброго. Пусть ваше настроение будет таким же приподнятым, радостным, как в это замечательное утро! И на прощанье споём нашу песню:
Исполняется песенка «До свидания, музыка!» муз М.Лазарева;( слайд № 12)
Дети уходят из зала вместе с воспитателем. ( слайд№13)
Анализ музыкального занятия:
Целью данного занятия стало: Формировать и воспитывать устойчивый интерес и эмоциональную отзывчивость к музыке различного характера, развивать музыкальное восприятие, обогащать музыкальные впечатления. На занятии решались основные образовательные задачи:
-Введение ребенка в мир искусства через творчество, фантазийно-игровые впечатления, развитие в ребенке личностного высказывания, индивидуальности.
Воспитательные задачи:
-воспитание музыкально-эстетического вкуса;
-учить детей взаимодействовать друг с другом, развивать навыки коммуникации.
Развивающие задачи:
-развитие способности к построению ассоциативных аналогий между образами действительности и звуковыми, пластическими, художественными образами, запечатленными в произведениях искусства;
-развитие чувства ритма и метра;
-развитие координации тела (музыкальной), ладового чувства и чувства формы.
Вышеизложенные задачи на занятии решались в комплексе и тесной взаимосвязи, благодаря тому, что занятие имело сюжетный ход - завязку, кульминацию и развязку, а главным героем сюжета были лесные обитатели, которые известны всем детям, что было воспринято детьми естественно. При планировании данного занятия, я постаралась учесть особенности и возможности детей, находящихся в условиях приюта: показать культуру слушания музыки и образного ее описания, представления, отгадывания образов; способность и желание импровизировать танцевальные движения под музыку; любовь детей к игре.
С детьми была проведена следующая подготовительная работа:
-разучены песенки М.Лазарева «Музыка, здравствуй!» «До свиданья, музыка!» ;
-детям даны понятия: «лесные санитары», «правила поведения детей в лесу»
- проведена: Экскурсия в лес.
Структура занятия:
1. Приветственный ритуал - по Программе М.ЛАЗАРЕВА «Музыка, здравствуй!» (дети смотрят друг другу в глаза, улыбаются), приветственная песенка - своеобразный психотренинг, настраивающий с первых секунд занятия на положительное восприятие происходящего.
2. Пение заданной песни - развивает гибкость интонационную, расслабляет связки, делает их эластичными и более управляемыми, расширяет певческий диапазон, способствует автоматизации отдельных звуков, развивает речь детей, подобрано специально для усиления сюжетной линии.
3. Слушание музыки и устный анализ музыкальных образов позволяет детям учиться определять и различать музыкальные и щумовые звуки .
4.Ритмопластические этюды под музыку (танец, песня-игра):
а) статичные
б) импровизационно-двигательные
5. Прощальная песенка, ритуал прощания: по Программе М.ЛАЗАРЕВА «До свиданья, музыка!»
Занятие проводилось в музыкальном зале в первой половине дня, с детьми находящимися в приюте. Музыкальный зал имеет все необходимое музыкально-техническое обеспечение. Для проведения занятия, музыкальный зал был разбит на зоны:
- зона для слушания – восприятия музыки и просмотра видео
-зона для музыкально-двигательных упражнений и игр
-зона для размещения декораций леса. Такое зонирование помогало детям переходить от одного вида деятельности к другому непрерывно.
Большое значение для решения задач эстетического развития детей я отвожу подбору репертуара. Главным критерием значимости любого произведения является его содержательная сторона, доступная пониманию детей. Сила эмоционального воздействия исполняемого произведения во многом зависит от того, как мы сумеем подать ее, что скажем о ней, как направим внимание детей, чтобы произведение дошло до их сердца, вызвало заинтересованность.
На занятии я использовал классическую и современную музыку русских и зарубежных композиторов:
«Музыка здравствуй!»;
«До свиданья, музыка!»
сл. и муз. М.Лазарева из программы «Здравствуй»;
«Давайте весь мир любить» муз. и сл. З.Роот;
«Про меня и муравья» муз. Л. Абелян сл. В. Степанова;
«Утро» муз. Э. Грига;
«Дети и медведь" муз. В.Верховница сл. Н. Найденовой;
«Давай танцуй» муз. Ж.Фирилиной , пост. движений Е.Сайкиной.
Звуки леса
-дети увидели репродукции картин художников: Шишкина, Левитана. Качество фонограмм и репродукций было высоким и соответствовало программным задачам и уровню развития детей. Кроме того я постаралась исполнить произведения на фортепиано хорошо, предварительно отработав их .
На занятии я реализовала следующие принципы:
Принцип всестороннего развития. Общение с музыкальным искусством – мощный воспитательный и развивающий фактор, и в процессе обучения важен подбор содержательного, высокохудожественного репертуара, духовно возвышающего и обогащающего каждого воспитанника. И чем больше хорошей музыки он будет слушать, тем отчетливее может провести грань между посредственным исполнением и высокохудожественным произведением.
Принцип от игры – к сознательности предполагает моделирование игровой ситуации и через игру - формирование сознательного отношения к музыкальной деятельности, освоения знаний, умений и навыков. Задача педагога – научить ребенка сознательно анализировать музыкальные произведения, контролировать звучание голоса, слаженности игры в ансамбле, определять его достоинства и недостатки.
Принцип систематичности и последовательности проявляется в постепенном усложнении репертуара. Была проведена большая предварительная работа по развитию восприятия (слушания) музыки и дети теперь способны анализировать более сложные по образному содержанию музыкальные произведения.
Использовал следующие методы и приемы:
Объяснительно-иллюстративный метод включает в себя объяснение и показ музыкальных произведений в сочетании с художественными иллюстрациями или графическими образами.
Фонетический метод – специальный метод вокального обучения, выраженный в воздействии фонем на звучание певческого голоса и работу голосового аппарата. При пении добиваюсь, чтобы каждый ребенок старался петь легко, с ощущением полетности, звонкости звучания, стараюсь вырабатывать у детей кантилену глухих согласных, не допуская при этом мышечных зажимов и напряжений.
- прием вслушивания в показ преподавателя и анализ услышанного. Выразительное исполнение произведения педагогом вызывает у детей эмоциональный отклик. Они могут охарактеризовать музыку в целом (“яркая”, “сказочная”, “ласковая”);
- прием придумывания сюжета и создание игровой ситуации. Применяя этот прием исполнение любого вокального или инструментального произведения превращается в мини-спектакль, и здесь важным моментом является эмоциональная отзывчивость и выразительное исполнение с элементами театрализации именно на ранних этапах обучения;
- прием активного слушания музыки.
Я построил занятие так, чтобы виды деятельности (активные и пассивные) сменяли друг друга для обеспечения работоспособности, заинтересованности детей в течение всего занятия.
Так пение сменилось игрой на слушание музыки, ритмопластические упражнения и танцевальное творчество.
Дети проявляли живой интерес к увиденному и услышанному, высказывали свое мнение, эмоциональные реакции были положительными. Им была дана возможность выбора – каждый в соответствии со своими личными предпочтениями самостоятельно продумывал художественный образ услышанной и исполняемой музыки.
Считаю, что мне удалось реализовать поставленные задачи. Такие занятия положительно влияют на развитие музыкальных и художественных способностей детей, находящихся в приюте.
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно