Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов Содержание: Поэтизация быта и жизненного уклада русского народа на основе одного из обрядов – старинной русской свадьбы (в том числе включённой в оперный жанр) Цель: продолжить знакомство учащихся с эмоционально-образным строем русской песни. Задачи: · знакомство с музыкальными образами народных песен и произведениями изобразительного искусства, связанных с обрядами и обычаями в фольклоре и в творчестве композиторов; - формировать умение давать характеристику музыкальным темам, проводить аналогии с пройденными произведениями;
- развивать музыкальное мышление, навыки творческого анализа музыкального произведения.
Музыкальный материал: • народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно»; • хор «Плывёт, плывёт лебёдушка» из оперы «Хованщина» М. Мусоргского; ·хор «Разгулялися, развалилися воды вешние по лугам» из оперы «Иван Сусанин» М. Глинки. Оборудование: магнитофон, CDдиск, портреты М. Мусоргского, М. Глинки, раздаточный материал: текст народной песни «Матушка, матушка, что во поле пыльно».
ХОД УРОКА 1 : организационный момент Здравствуйте, ребята. Обратите внимание не тему урока: «Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов» (написана на доске). - Как вы понимаете слово ФОЛЬКЛОР? Фолькло́р (англ. folklore — «народная мудрость») — народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предание, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.
2: повторение пройденного материала ФОЛЬКЛОР делится на две группы — обрядовый и необрядовый. К обрядовому фольклору относятся: · календарный фольклор (колядки, масленичные песни, веснянки), · семейный фольклор (семейные рассказы, колыбельные, свадебные песни, причитания), · окказиональный фольклор (песни, заговоры, исполнявшиеся по важному для жизни и благополучия общины случаю — например, засухи, мора скота). Обряды в русской деревне считались столь же необходимым компонентом жизни, как и праздники. Все более или менее значительные события в жизни людей — будь то рождение ребенка, вступление в брак, смерть, смена времен года, начало и конец сельскохозяйственных работ — сопровождались исполнением специальных, приуроченных к данному случаю, обрядовых действий. Более того, религиозным сознанием людей крестьянского, традиционного общества обряд осмыслялся как действие, фактически создающее событие. Обряды, знакомые нам по материалам XVIII— XX вв., возникли в глубокой древности и воплощали древние верования. Сегодня мы будем говорить о поэтизации быта и жизненного уклада русского народа на основе одного из обрядов – старинной русской свадьбы (в том числе включённой в оперный жанр)
3: изучение нового материала Из ИСТОРИИ свадебных обрядов на Руси С момента возникновения русских селений, свадьба была главным, основным торжественным обрядом. Любая девушка или парень с трепетом относились к дню, когда вступят в брак. Хотя решение принималось не самими молодыми, а их родителями, все равно невесты проводили целые ночи, гадая на своего жениха. На Руси молодые люди вступали в брак в возрасте 13-15 лет. Все, кто засиделся в невестах или женихах до 20 лет, вызывали опасения у соседей и знакомых. Родители старались найти подходящую пару для своего ребенка, когда тот только начинал ходить и говорить. Мнение самих детей практически никогда не учитывалось, так как старшее поколение было более опытным и знающим. Отсюда и пошли поговорки: «Стерпится - слюбится», «С лица воды не пить» и многие другие.
Не могло не отразиться такое положение вещей в русской песне. Слушание: русская народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно» в исполнении Ж. Бичевской. - Какое настроение создаёт эта песня? - Эта песня построена в форме монолога невесты? (нет, есть диалог девушки и матери) Рассмотрим мелодический рисунок в нотах. (нотная запись мелодии на доске) Что вы видите?
Тема дочери | Тема матери |
|
| взволнованное обращение дочери построено на повторяющихся нисходящих и вновь взлетающих интонациях, которые не получают завершения | Смятение, тревога, переживание, драматический накал чувств | Успокаивающие ответы матери построены на неторопливой, постепенно спускающейся мелодии, которая приводит к устою (устойчивому звучанию в тонике) | Покорность, смирение с безвыходной ситуацией | Песня звучит напряжённо, в миноре |
|
|
|
- Как вы думаете, почему героиня песни так встревожена? Создать более полный образ песни и всего происходящего в ней помогут вам произведения художников. Рассмотрим некоторые их них.(демонстрация картин или слайдов на интерактивной доске). - Что вы видите на этих картинах? - Какие эмоции переживают героини этих картин? (смятение и тревогу или покорность) - Эти переживания схожи с настроением героини песни «Матушка…»? Запишем текст песни в тетрадь и попробуем исполнить её в лицах. Пение: народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно»
Матушка, что во поле пыльно? Русская народная песня - Матушка, матушка, что во поле пыльно? Сударыня матушка, что во поле пыльно? - Дитятко милое, кони разыгралися.
- Матушка, матушка, на двор гости едут, Сударыня матушка, на двор гости едут!.. - Дитятко милое, я тебя не выдам!
- Матушка, матушка, на крылечко идут, Сударыня матушка, на крылечко идут!.. - Дитятко милое, не бойсь, не пужайся...
- Матушка, матушка, в нову горницу идут, Сударыня матушка, в нову горницу идут!.. - Дитятко милое, я тебя не выдам!
- Матушка, матушка, за столы садятся, Сударыня матушка, за столы садятся! - Дитятко милое, не бойсь, не пужайся!
- Матушка, матушка, образа снимают, Сударыня матушка... Меня благословляют... - Дитятко милое, господь с тобою! Сцены свадьбы в операх русских композиторов. Свадебные хоры из опер, воссоздают народный обряд. Сегодня мы познакомимся с лирическим образом и образом величальной заздравной песни. Слушание: хор «Плывёт, плывёт лебёдушка» из оперы «Хованщина» М. Мусоргского; Слушание: хор «Разгулялися, развалилися воды вешние по лугам» из оперы «Иван Сусанин» М. Глинки. Сравнительный анализ этих музыкальных фрагментов запишем в таблицу.
ЛИРИЧЕСКИЙ ОБРАЗ | ВЕЛИЧАЛЬНАЯ ПЕСНЯ | Опера «Иван Сусанин» М. Глинки | Опера «Хованщина» М. Мусоргского | Хор ДЕВУШЕК «Разгулялися, развалилися воды вешние по лугам» | Хор «Плывёт, плывёт лебёдушка» | Музыка М. Глинки в духе народной песни | Народная песня, включённая в оперу |
Итог: обращение к народному творчеству помогает слушателю почувствовать национальную принадлежность музыки. 4: домашнее задание Записать в тетрадь текст русской народной песни, нарисовать к ней иллюстрацию.
5 : подведение итогов урока Светлые свадебные эпизоды, воспроизведённые во многих русских операх, являются драматургически значимыми моментами в развитии действия оперы. Опера – это не отдельные номера, не концерт в костюмах, а художественно воссозданная драма жизни. На сегодняшнем уроке мы познакомились с народной песней «Матушка…» в обработке Михаила Матвеева, народной песней «Плывёт, плывёт лебёдушка», включённой в оперу «Хованщина» Модеста Мусоргского и мелодией в народном стиле «Разгулялися, развалилися воды вешние по лугам» Михаила Глинки. - Существует интонационная общность этих произведений? ВЫВОД должны сформулировать ученики: существует родственное внимание к миру, оценке всего происходящего и выражения отношения к жизни.
СПИСОК Литературы: - Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Уроки музыки: 5-6 класс: пособие для учителя.-М.:Просвещение, 2007.
ИНТЕРНЕТ-ресурсы: - И.И. Шангина "Русские традиционные праздники" http://sueverija.narod.ru/Obrjadi/Obrjadi.htm
- Ноты к песне «Матушка…» http://www.a-pesni.golosa.info/rus/matuchka.htm
|