Бабичева. Романсы - музыка молодых
материал по музыке по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Бабичева Наталья Александровна
Учитель музыки МБОУ «Лицей№112»
Город Барнаул, Индустриальный район
Романсы – музыка молодых
В этом году впервые начала работать по программа Е.С.Критской в 6 классе. И первая же тема повергла в легкий шок. Тема эта - «Образы русских романсов». Вполне достойная тема. Материал интересный. Интересный кому? – учителю. Но дело в том, что я не то что бы не люблю романсы, просто мне это не очень близко. А почему - на этот вопрос я и сама не знаю ответа. Вернее не знала. Да и ответ – то получился неожиданный.
Для начала хочу сказать, что мне всегда была наиболее близка музыка: А – инструментальная, Б – музыка западных композиторов, В – музыка, наполненная большими страстями. Музыка, в которой композитор говорит с нами как философ: обобщает, погружает, открывает,……………………………………….. А тут – что ни урок, то миниатюра. Попробуй развернись! Да и вообще «я не то что бы не люблю романсы, просто мне это не очень близко»…….
Есть древняя учительская истина: не любишь сам - не сможешь научить любить другого. А как научить, когда «просто это не очень близко»? Ответ очевиден – сделай ближе и полюби. Скажу откровенно – давно я так не готовилась к урокам. Ведь за столько лет сколько всего наработано! А тут практически все сначала. И все не так как мне нравится и как мне близко.
Но древняя мудрость: терпенье и труд все перетрут - вновь себя оправдала. Открылся новый мир. Мир тонких душевных переживаний. Мир невыразимой нежности, печали, любви. Мир полный очарования и светлой грусти. И с чего это я взяла, что «мне это не очень близко»? В общем – молодец, постаралась на славу!
Теперь я знаю гораздо больше о романсах. Я даже знаю, что романс всегда предполагает диалог: автора и исполнителя, музыки и слова, певца и концертмейстера, произведения и слушателей.… А вот здесь – стоп! Слушатели то – дети. Причем совершенно другой эпохи. Дети, которые слушают совершенно другую музыку. А на «замечательный» вопрос авторов программы: В каких жизненных ситуациях вы встречались с романсами? – дружно, во всех классах сказали: ни в каких!
Ответ честный, а мне что делать????????????????? В ответ я честно готовилась и честно проводила уроки. И скажу абсолютно честно, что слушали дети с интересом. И очень прилично пели романс «Колокольчик» Гурилева и «Красный сарафан» Варламова. И отвечали хорошо.
А на вопрос: людям какого возраста близки романсы? – опять дружно и опять честно сказали: тем, кому за………….
Вопрос, который поменял ситуацию, пришел позже. Да и не вопрос это, а утверждение. Романс – музыка молодых. А услышала я это на концерте Леонида Серебренникова. Он так и сказал: романс - это музыка молодых. И объяснил, почему он так считает.
На этой же неделе я попросила своих учеников раскрыть смысл утверждения с позиции этого музыканта. Но перед этим рассказала историю о том, как один выпускник нашего лицея объяснился в любви девушке (тоже, кстати, нашей выпускнице), спев романс под её балконом. Сейчас они - счастливая семья.
Что сказали дети? Романсы – музыка молодых потому, что писали их молодые авторы (в основном), …потому, что влюбляются чаще в молодости (как ни крути, но это так),…потому, что кровь у молодых горячая и они чаще совершают «безумные» поступки для тех, кого любят,……распевая романсы они находят друг друга, ……если серьезно влюбляются, то поют серенады, а не то, что написали «вчера» и забудут «завтра»……..
Тогда почему же мы «не то что бы не любим романсы?». Может «просто это нам не очень близко». Не очень близко – потому, что не очень знакомо? А может потому, что очень забыто? Может быть, эти дети «вспомнят» их. Может быть, пришла пора «вспомнить» мир тонких душевных переживаний. Мир невыразимой нежности, печали, любви. Мир полный очарования и светлой грусти. И тогда это будет «нам очень близко»?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подсказки молодым специалистам: "Выявление речевых недостатков у детей при поступлении в детский сад – в помощь молодому воспитателю".
Выявление речевых недостатков у детей при поступлении в детский сад – в помощь молодому воспитателю.В дошкольном возрасте идёт интенсивное развитие речи, поэтому при поступлении ребёнка в дошкольное у...
Мои публикации о молодых коллегах в СМИ на 1-й конкурс "Очерки о молодых специалистах". которая заняла 1 место. Название статья "Молодо - не всегда зелено!"
Это статья на конкурс о молодых специалистах, моём последователе. Статья заняла 1 место в 1 региональном конкурсе " Молодой педагог Тамбовской области"...
Диплом победителя 1 областного конкурса" Молодой педагог Тамбовской области" (очерки о молодых педагогах)
Диплом победителя первого областного конкурса очерки о молодых педагогах - продолжателях. Писала о своей бывшей ученице, а затем продолжателе нашего учительского дела. Статья была размещена в областно...
Молодой учитель (программа привлечения молодых специалистов в школы Берёзовского городского округа)
Сегодня, в эпоху реформы системы образования, вопрос о работе в школах молодых специалистов поднимается на разных уровнях. Об этом говорят чиновники различного ранга, директора учебных учреждений, мет...
Образовательный инновационный проект по работе с молодыми педагогами «Сайт - Молодой историк»
Привлечь и сплотить для обмена опытом и повышения квалификации начинающих учителей - историков республики...
Молодые профессионалы, участие в профессиональных пробах обучающихся 7-9 классов в рамках проведения III Регионального чемпионата «Молодые профессионалы»
Молодые профессионалыОб участии в профессиональных пробах обучающихся 7-9 классов в рамках проведения III Регионального чемпионата «Молодые профессионалы»[[{"type":"media","view_mode":"med...
Предъявление опыта на ГМО молодых специалистов «Молодой учитель»
Предъявление опыта на ГМО молодых специалистов «Молодой учитель»...