Развитие музыкального и ритмического слуха.
методическая разработка по музыке по теме
Упражнения на развитие музыкального слуха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Упражнения на развитие музыкального и ритмического слуха. | 206.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Развитие музыкального и ритмического слуха.
Развитие музыкального слуха,
музыкальной памяти
Упражнение «Речевой портрет».
Попробуйте изобразить голосом:
1) пение птиц (кукушка «ку-ку», воробей – «чив-чив», ворона – «ка-а-а-р», дятел – «тук-тук»);
2) возгласы зверей;
3) воспроизвести голоса родных, друзей.
Это упражнение развивает у детей речевой регистр.
Развитие чувства ритма
Для того чтобы создать выразительную мелодию, недостаточно взять один за другим несколько звуков разной высоты. Их нужно организовать, соразмерить. Слово ритм и означает «соразмерность». Звуки разной продолжительности, чередуясь, выстраиваются в определенный звуковой рисунок. По этому рисунку мы узнаем вальс, мазурку, тарантеллу, марш.
Цель: развить чувство метра и ритма; привить навыки элементарной ритмической импровизации, приобщить к различным формам музыкального исполнительства в ролевых играх.
Упражнение-игра «Хлопай в такт».
Повторяйте эту игру на каждом занятии в течение года. Вместе с детьми попробуйте уловить и воспроизвести хлопками в ладоши метрический пульс речи, а затем звучащей музыки.
Упражнение «Маршируем под музыку».
Устройте конкурс: кто лучше промарширует и отобразит метрический пульс в ходьбе.
Шутки-прибаутки.
Барашеньки-крутороженьки
По горам ходят, по лесам бродят,
В скрипочку играют,
Машу потешают.
Понятие ритма: чередование длинных и коротких звуков, игра на двух ложках.
Простейшие ритмы в речи и в музыке
Упражнение «Спой свое имя».
Покажите детям, как можно интересно ритмизовать имена в соответствии с простейшими формулами, например:
Варьируйте имя каждого ребенка – пусть все дети повторяют эти ритмические варианты, отхлопывая ритмический рисунок в ладоши и произнося имена нараспев.
Упражнение «Угадай имя».
Учите детей находить слова к ритмам.
Предложите выполнить хлопки в ладоши одного из знакомых вариантов ритмизации имен. Дети на примере любого имени угадывают и произносят этот вариант, например:
Упражнение «Хор часов».
Предложите детям изобразить одновременный ход больших и маленьких часов в речевом ритмизованном двухголосии. Для этого детей разделите на две группы. Первая группа произносит низким голосом «бом-бом» (четвертными длительностями), а вторая – высоким голосом «тики-тики» (восьмыми длительностями).
Упражнение «Колокольный перезвон».
Покажите детям, как дивно звучит колокольный перезвон в пении. Разделите их на две группы. Первая группа поет на одном звуке четвертными длительностями слова «Динь-дон, динь-дон, колокольный перезвон», другая группа – той же высоте поет восьмыми длительностями слова «тили-тили, тили-тили, колокольный перезвон». Когда слова и мелодико-ритмическая попевка будут усвоены детьми, педагог раздает всем музыкальные инструменты (первой группе – треугольники, второй – колокольчики) для тембрового озвучивания и воспроизведения метрического пульса во время пения.
Основы музыкальной грамоты.
Мажор и минор.
Рассмотрите солнечную картину И. И. Левитана «Золотая осень» и полюбуйтесь ее красочностью, живописностью!
Научите детей различать краски в связи с оттенками настроения. Выслушайте ответы и объясните, что в музыке такое настроение называется мажорным.
Послушайте вальсы И. Штрауса. Обсудите с детьми настроение прослушанной музыки и обобщите мнение о характере, темпе музыкального произведения.
Прочитайте фрагменты из стихотворения «Зимнее утро» А. С. Пушкина. Спросите детей, какое настроение выражают слова: «вьюга злилась», «мгла носилась», «луна, как бледное пятно», «печальная». Подходит ли это стихотворение по настроению к картине «Золотая осень» или к музыке вальсов?
Объясните, что в музыке такое настроение называется минорным.
Упражнение «Нарисуй мажорное настроение!».
Предложите детям дома нарисовать красками мажорную картину на свободную тему (возможно в виде домашнего задания).
Упражнение «Сочини мажорную музыку».
Устройте концерт импровизаций на лучшую мажорную мелодию (вокальную или инструментальную). Помогите детям поэтическими эпиграфами или живописными полотнами. Например:
Отчего так много света?
Отчего вдруг так тепло?
Оттого, что это – лето
На все лето к нам пришло.
Упражнение «Минорный концерт».
Устройте концерт и попросите детей очень выразительно прочитать минорные стихи или спеть минорную песенку. Учите детей красиво держаться на воображаемой сцене.
Ритмическая сказка
Расскажите детям эту сказку очень выразительно с целью закрепить в слуховом сознании пройденные ритмоформулы и активизировать воображение, творческое мышление. Начните так: «Сегодня я вам расскажу быль-небылицу о том, как мальчик Алеша приручил лесного дятла. Что-то в моем рассказе – быль (то, что было на самом деле), а что-то – выдумка. Итак, слушайте».
Однажды, когда Алеша жил на даче, рано утром кто-то тихо постучал в его окошко: тук-тук-тук , затем громче: тук, ту-ки, тук . Попросите ребенка показать на деревянных ложках, какой именно стук услышал Алеша. При неправильном воспроизведении повторите слова «тук, ту-ки, тук» и предложите воспроизвести ритм слов другому ребенку. Добившись правильного воспроизведения ритмоформулы, продолжайте сказку.
Алеша вначале подумал, что это ветер пошевелил веткой дерева. Но стук повторился громче и настойчивее: ту-ки, ту-ки, тук, тук
Обратитесь к ребенку: «Анечка, покажи, какой стук услышал Алеша». Добивайтесь громкого, четкого, настойчивого звучания деревянных ложек и лишь затем продолжайте рассказ.
«Алеша испугался, но любопытство заставило его встать и выглянуть в окно. И что же он увидел? В окошко стучал дятел, которого он часто видел в лесу и каждый раз кричал ему: «Привет!» Алеша очень обрадовался гостю и стал ему в ответ постукивать по стеклу, причем старался повторить тот ритм, который выстукивал дятел.
Попросите детей прохлопать в ладоши этот ритм и воспроизведите знакомые детям ритмы в разных комбинациях
Завершите рассказ словами: «Дятлу, видимо, понравилось такое общение с Алешей и он стал прилетать каждое утро. А Алеша, мальчик очень умный, каждый раз пытался догадаться, что хотел сказать ему дятел, и для этого стал переводить его стук в слова. Что получилось у Алеши – об этом в следующий раз!»
Упражнение «Сочини ритм».
Прививайте детям навыки ритмической импровизации на каждом занятии.
Предложите каждому ребенку выбрать инструмент и попробовать импровизировать любой ритм: маршевый или танцевальный, грозный или веселый.
Каждую импровизацию дети обсуждают, для этого педагог задает наводящие вопросы: «Какой ритм – веселый или грозный, танцевальный или протяжный?»
Упражнение «Повтори ритм».
Развивайте ритмическую память детей: воспроизводите на ударном инструменте простейшие ритмы, пусть дети отхлопывают их в ладоши.
Упражнение «Поем шутки-прибаутки».
Спойте с детьми на одном звуке в сопровождении детских музыкальных инструментов скороговорки, шутки, потешки, пословицы и т. п. Но прежде выразительно произнесите текст и прохлопайте ритм. Например:
Топ-топ по земле,
Ведь земля-то наша!
И для нас на ней растут
Пироги да каша!
* * *
Шепчет солнышко листочку:
– Не робей, голубчик!
И берет его из почки
За зеленый чубчик.
Упражнение «Досочини песенку».
Напойте детям песенку с ритмическим сопровождением, но не до конца, и попросите каждого досочинить ее конец.
Слова могут быть такими (поет педагог на однотонной мелодии):
Кап-кап, кап-кап,
Мокрые дорожки.
Продолжает пение ребенок в свободной форме интонирования с четким ритмическим сопровождением слов с хлопками в ладоши:
Все равно пойдем гулять,
Надевай галошки!
Упражнение «Ритмизация слов».
Педагог спрашивает (прохлопывает), каждый ребенок отдельно отвечает (выстукивает).
Вокальная импровизация.
Работа по вокальной импровизации осуществляется в следующем порядке:
– педагог исполняет песню, дети поют по-своему сначала последнее слово, затем два последних слова в каждой фразе;
– сначала поется песня – образец и ее вариант (исполняет педагог). Затем дети сочиняют свои варианты (например, прибаутка «Гори, гори ясно»);
– по заданному образцу педагог или воспитанник поет «вопрос». «Ответ» дети исполняют по своему усмотрению;
– импровизация в форме музыкального диалога (педагог спрашивает, ученик отвечает);
– дети сочиняют свои собственные песенки на заданные тексты:
У кота-воркота
Колыбелька хороша.
Тик-так-так!
Кто в часах стучится так?
Так-тик-так!
Так-тик-так!
Кто в часах стучится так?
* * *
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
Сочинение песни по кругу.
Первый по цепочке ребенок поет фразу, второй придумывает продолжение и т. д. так, чтобы последний в цепочке закончил произведение.
Проигрывание известных музыкальных сказок.
Педагог предлагает сюжет какой-либо известной сказки, выделяя в ней конкретный эпизод; дети импровизируют его в своей музыкальной сценке.
Зеркальная импровизация детьми предложенных педагогом несложных движений с музыкальным сопровождением.
При изменении темпа и характера исполнения той же мелодии, жанра дети должны перестроиться на новое пластическое воплощение.
Детям можно предложить:
Задание 1. Сочинение мелодии и аккомпанемента к любимому стихотворению.
Эти задания развивают ассоциативность мышления, навыки художественного обобщения, учат многогранному видению реальности, формируют способности творческого познания мира.
Задание 2. Сочинение самостоятельного музыкального сопровождения к предлагаемому рассказу, живописному полотну.
Установка ориентирована на выявление взаимосвязи между конкретным художественным образом и средствами его воплощения.
Задание 3. Музыкальное рисование, суть которого состоит в формировании умения охарактеризовать с помощью музыкальной интонации облик персонажа, его эмоциональное состояние.
Этот вид работы подразумевает выбор детьми коротких музыкальных произведений, сходных с предлагаемыми произведениями искусства по эстетическому впечатлению.
В заданиях на музыкальное рисование можно также прибегнуть к нескольким вариантам:
– изобразить с помощью доступных музыкальных инструментов (фортепиано, колокольчик, треугольник, металлофон, ударные, блок-флейта, триола) движение поезда (начало движения, ускорение, замедление), топот коня, падение тяжелого предмета (взрыв, катастрофа), полет и жужжание пчелы, чириканье птиц, падающие капли дождя;
– мелодизировать стихотворение и прозаические тексты;
– придумать соответствующую интонацию, музыкальную фразу, которые могут послужить своеобразным эпиграфам к литературному произведению;
– подобрать звуки, пропущенные в мелодии;
– сочинить подголоски к песне (попевке) в соответствии с ее образно-поэтическим строем (торжественным, печальным, героическим и т. д.).
Задание 4. Импровизация на музыкальное домысливание увиденного (например, музыкальная импровизация к произведениям изобразительного искусства).
Задание 5. Импровизация на уточнение детали: «О чем думает мальчик на картине?», «Какая у девочки из песни любимая игрушка?» и т. п. Свои ответы обучающиеся должны аргументировать. Результатом подобных импровизаций является осознание детьми глубины, многомерности художественного образа, логики его развития.
Задание 6. Импровизация на передачу в музыкальных интонациях разных чувств человека (грусти, радости, страха, восторга, ликования).
Задание 7. Спеть мелодию (попевку) в обратной последовательности.
Задание 8. Импровизация на развитие способностей к перевоплощению: рассказать музыкальную сказку от имени медведя, лисы, зайца и т. д.; придумать песенки (попевки) героев; воссоздать их внешний вид, интонацию.
Задача педагога – не сковывая ребенка определенными рамками, дать ему возможность пофантазировать, испытать радость творчества.
Упражнение «Дирижеры».
Дети любят ролевые игры. Попросите их отобразить в дирижерском жесте ощущение сильной и слабой долей в речи и в музыке. Декламируйте вместе с ними стихи: на ударном слоге опускайте руки вниз, а на безударном – поднимайте вверх. Затем пойте песни с дирижированием.
Упражнение «Дирижируй под музыку».
Отрабатывайте в дирижерском жесте ощущение сильной и слабой долей в музыке двухдольного размера.
Упражнение «Дирижер и хор».
Совершенствуйте дирижерские жесты в двухдольном размере на репертуаре детских песен.
Разыграйте ситуацию концерта: дети стоят полукругом, перед ними – ребенок-дирижер с поднятыми на уровне груди руками. Он дирижирует, дети поют в соответствии с дирижерским жестом.
Декламируем (по методике Карла Орфа)
Предложите детям в самом начале занятия отправиться в гости к Шепоту и Шороху. Для этого надо немного пошуршать, пошептать. Пусть ребята сами догадаются, как можно пошуршать ладонями, тканью своей одежды.
Играя звуками Ч, Ш, Щ, С, Ц, соединяя их в различных сочетаниях, можно исполнить спонтанную звуковую композицию.
Добавьте в нее несколько звуковых инструментов – композиция получится более красочной. Моделировать динамику, линию, объем в композиции нужно руками. Предоставьте детям возможность тоже попробовать себя в роли композитора.
Прочитайте детям стихотворение:
В тишине лесной глуши
Шепот к шороху спешит,
Шепот к шороху спешит,
Шепот по лесу шуршит.
Шу-шу-шу да ши-ши-ши
Тише, Шорох, не шурши,
Навостри-ка уши –
Тишину послушай!
В. Суслов
Выучите его с детьми шепотом, прислушиваясь к игре шипящих звуков. Попросите ребят придумать звуковые иллюстрации к стиху, используя все имеющиеся на занятии пособия. Стихотворение может быть исполнено несколько раз, театрализованно, с разными вариантами сопровождения.
Проведите игру на развитие остроты и тонкости тембрового слуха: «Угадай, чем шуршу».
Игра со звуками (по методике Карла Орфа)
Предложите детям изобразить голосом звук ветра, используя уже известный им прием моделирования объема и динамики с помощью звуков Ф, П, С, Ш:
Глиссандируя голосом, можно изобразить «завывание» холодного ветра. Моделируйте линии рукой:
Импровизируем
Попробуйте вначале сами выступить в роли дирижера, предложив детям занять места за выбранными инструментами – стеклянными (фужеры с водой, пустая бутылка) и детскими (треугольник, валдайский колокольчик).
Управляя своим оркестром, показывайте им порядок выступления и звучания, оставляя за ними выбор характера звучания. Часть ребят может создавать свободный фон из звуков речи.
Для фантазийной импровизации предложите детям разбиться на 2–3 группы и придумать свою программную или свободную композицию.
Различные графические партитуры могут быть предложены в качестве вариантов. Любое звуковое воплощение их будет правильным, так как в этом задании важно развивать воображение и ассоциативное мышление.
СПЯЩИЙ ЁЖИК
игра-импровизация
(по методике Карла Орфа)
Дети садятся на полу в круг. Один из них сворачивается на полу, как спящий ежик.
Сидящие ребята могут производить любые звуки – шуршать, стучать по полу, по телу, в ладоши, произносить любые звуки, слоги – отрывисто или протяжно. Важно скоординировать свои усилия с группой в динамике – композиция развивается волнообразно – от пиано до форте через ряд crescendo и diminuendo.
← < p < > pm < mf < f > mf < ff
«Спящий ежик» чутко реагирует на все изменения динамики, постепенно «просыпаясь».
Фантазируем
О чем нам могут рассказать стеклянные звуки? Предложите ребятам следующие темы: «Солнечный лучик отразился в стекле», «Осенние капли на оконном стекле», «Калейдоскоп и цветные карандаши», «Корона Снежной Королевы», «Обеденное рондо».
Придумайте и сыграйте также другие детские импровизации.
Игра со звуками.
Покажите детям несколько новых для них приемов игры со стеклянными предметами. Налейте в фужер на ножке воды, смочите палец и водите им круговыми движениями по краю – ребята услышат свистящий тихий звук. Разные фужеры, по-разному заполненные водой, издают звуки разной высоты и тембра. В пустую бутылку можно дуть, приставив ее горлышком к нижней губе – раздастся глухой, гудящий звук. Заполнив одинаковые бутылки водой по-разному, можно «настроить» их на 2–4 звука, и сыграть на них мелодию.
МАЖОР. МИНОР
Спойте звуки, из которых сложилась песня «Жук»:
Спойте звуки, из которых сложилась песня «Ходит зайка»:
У обеих песен одинаковая тоника – звук ре. Отличаются они третьим звуком. В миноре этот звук ниже на полутон.
Пойте песни, точно выполняя ритмический рисунок, и отмечайте рукой каждую долю. Выучите песни со словами наизусть. Играйте обе песни с басовым звуком ре:
Слушайте себя, следите, чтобы песни звучали красиво.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урок "Работа над развитием тембрового, гармонического ладотонального, ритмического слуха начинающего пианиста посредством ансамблевого музицирования его с педагогом"
В ходе урока идет развитие тембрового, гармонического ладотонального, ритмического слуха начинающего пианиста, воспитывается любовь и интерес к ансамблевому музицированию....
"Развитие интонационно-ритмического слуха детей в процессе обучения сольфеджированию"
Методическая работа представляет собой практическую разработку, в основе которой лежит личный опыт преподавателя. "Сквозной нитью" служит доказательство эффктивности собственной методики препоадвания ...
Конспект музыкального занятия-развлечения "Космическое путешествие" (по развитию музыкально-ритмических движений посредством моделирования)
Данное занятие-развлечение предназначено для детей подготовительной группы. Дети отправляются в путешествие на Луну, где встречаются с инопланетянином, знакомят его с моделями (карточками, на которых ...
Игра на детских музыкальных инструментах как средство развития музыкально - ритмических и творческих способностей учащихся
Игра в оркестре детских шумовых и ударных инструментов способствует развитию музыкально - ритмических и творческих способностей учащихся. Занятия в оркестре дают позитивные результаты всем без исключе...
Мастер-класс на тему «Развитие ритмического слуха на уроках музыки и во внеурочной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья».
Мастер – класс на тему:«Развитие ритмического слуха на уроках музыки и во внеурочной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья»....
Мастер-класс "Развитие ритмического слуха на уроках музыки и внеурочной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья"
Мастер класс...
Развитие ритмического слуха на уроках музыки и во внеурочной деятельности
Развитие ритмического слуха на уроках музыки и во внеурочной деятельности...