Методическое сообщение «Работа над техникой в младших классах».
методическая разработка по музыке на тему
Чтобы обучать детей и обеспечить им успех и радостные воспоминания, педагог прикладывает массу энергии, знаний, умений и навыков, педагог на уроке усердно творит, придумывает, «играет». Здесь вспоминаются слова Р.Шумана: «Слово «играть» - очень хорошее, так как игра на инструменте должна быть тем же, что и игра с ним. Кто не играет с инструментом, тот не играет на нем». А начинаем мы занятия с очень простых пьес, которые состоят из одной – двух – трех нот. Сначала в игре участвует третий, позже второй, и, наконец, четвертый палец, постепенно в игру включаются чередующие второй, третий, четвертый пальцы, а позже первый и пятый. Все первые пьесы исполняются non legato. Нецелесообразно переходить к игре legato прежде, чем ребенок не научится правильно опираться на каждый палец. Когда у учащихся вырабатывается естественное погружение разных пальцев в клавиатуру, можно переходить к игре legato.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskoe_soobshchenie.docx | 43.2 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ВСЕВОЛОЖСКОГО РАЙОНА»
Методическое сообщение
«Работа над техникой в младших классах».
Преподаватель фортепиано Никольская Ольга Константиновна.
Вот и пришло время, когда мы учителя музыкальных школ и школ искусств начали обучать всех желающих. Антон Рубинштейн писал: «Инструментальная музыка – самый близкий друг человека, даже еще больший, чем родители, братья и сестры, друзья и т.д. Особенно заметно это ее качество в горе. Из всех инструментов фортепиано особенно этому отвечает. Вот почему я считаю обучение на фортепиано благодеянием для человека и даже хотел бы принудительно включить его в общеобразовательную программу, но разумеется лишь в смысле возможного самоудовлетворения, а совершенно не для того, чтобы использовать это в обществе».
Чтобы обучать детей и обеспечить им успех и радостные воспоминания, педагог прикладывает массу энергии, знаний, умений и навыков, педагог на уроке усердно творит, придумывает, «играет». Здесь вспоминаются слова Р.Шумана: «Слово «играть» - очень хорошее, так как игра на инструменте должна быть тем же, что и игра с ним. Кто не играет с инструментом, тот не играет на нем». А начинаем мы занятия с очень простых пьес, которые состоят из одной – двух – трех нот. Сначала в игре участвует третий, позже второй, и, наконец, четвертый палец, постепенно в игру включаются чередующие второй, третий, четвертый пальцы, а позже первый и пятый. Все первые пьесы исполняются non legato. Нецелесообразно переходить к игре legato прежде, чем ребенок не научится правильно опираться на каждый палец. Когда у учащихся вырабатывается естественное погружение разных пальцев в клавиатуру, можно переходить к игре legato.
Освоение этого приема лучше начинать на основе аппликатурной формулы Ф. Шопена, которая предлагает наиболее естественную постановку руки на клавиатуре: 1 и 5 пальцы на белых клавишах, 2 – 3 – 4 - на черных.
Сначала эту позицию следует осваивать, играя приемом non legato, а затем связывать по два и больше звуков, добиваясь певучего, объединенного слухом и движением руки, звучания. И после того, как ученик овладел первоначальными навыками игры legato, можно приступить к ознакомлению с гаммами.
Одним из способов развития пианистических навыков учащегося является систематическая работа над гаммами. Гаммы, различные виды арпеджио, аккорды – это основные технические формулы, наиболее часто встречающиеся в нотной литературе. Овладение ими облегчает разучивание самых различных музыкальных произведений, освобождая ученика от необходимости каждый технический эпизод изучать заново. Однако в каком количестве, в каких дозах их играть? Здесь следует вспомнить высказывание Р.Шумана: «Играй усердно гаммы и другие упражнения для пальцев. Но есть много людей, которые до глубокой старости ежедневно проводят многие часы за техническими упражнениями. Это приблизительно то же самое, что ежедневно произносить азбуку и стараться делать это все быстрее и быстрее. Употребляй свое время с большей пользой». Чтобы заинтересовать учеников гаммой, надо начинать их на песенной основе.
Например, всем известная песенка «Как под горкой под горой»
(«Как под горкой, под горой,
Торговал старик золой»)
дает возможность запомнить звучание нижнего тетрахорда мажорной гаммы и научит подкладывать первый палец правой руки.
Песенка «Белка»
(«Скачет белка. Скок да скок.
Что за маленький зверек!»)
знакомит со звучанием верхнего тетрахорда гаммы и учит подкладывать 1 палец левой руки.
В песенке «Я гуляю» - восходящая гамма. Ученик обучается перекладыванию 3 пальца в левой руке.
(«Я гуляю во дворе, Вижу домик на горе»).
А в песенке «Шаги» - нисходящая гамма в партии правой руки.
А можно позже поиграть «в один присест» все гаммы по кругу каждой рукой отдельно (позже - двумя) на две октавы с остановками на каждой тонике.
Аппликатурная логика – как на ладони. А если еще и с закрытыми глазами?! Когда ученик прочно усвоит на слух строение мажорных гамм, можно будет переходить на минорные.
Для облегчения игре трезвучиями можно использовать песенку «Листопад»:
(«Листопад! Листопад! Листья желтые летят»).
Или поиграть как «фанфары», сочинив к ним текст.
Запомнить аппликатуру хроматической гаммы поможет игра «Фокусник». Фокусник разрезал ленту на куски, а потом соединил их.
В младших классах работа над техникой должна быть как можно интересней и увлекательной. Все это в дальнейшем поможет в работе над этюдами. И, тем не менее, темп у каждого ученика будет свой! И излишняя озабоченность преподавателя об увеличении темпа игры у учащегося толкает лишь на конфронтацию с ребенком. Уместно высказывание американского психолога Эда Ле: «Если я вам скажу, что вам надо наложить шины на ноги семимесячному малышу, чтобы научить его ходить раньше, чем это сделает природа, вы мне скажете, что я сошла сума… Всему свое время».
Садовник, выращивая дерево, не тянет его за ветки вверх, а просто поливает, подкармливает его и ждет. Вот и мы не должны форсировать или сдерживать темп роста ученика, так как он у каждого свой!
Список методической и нотной литературы.
1. Баренбойм Л. «Путь музицирования».
2. Левин И. «Основные принципы игры на фортепиано».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое сообщение "Работа над певческим дыханием в хоровом пении"
Искусство пения - это искусство вдоха и выдоха, они основа пения, необходимое и важное условие в зарождении певческого процесса, которым необходимо сознательно управлять. В предлагаемой работе освещен...
Методическое сообщение "Работа над певческим дыханием в хоровом пении"
Дыхание в пении имеет исключительно большое значение – это источник энергии для возникновения звука. Итальянские мастера bel canto придавали огромное значение работе над певческим дыханием, считая его...
Методическое сообщение "Работа над певческим дыханием в хоровом пении"
Дыхание в пении имеет исключительно большое значение – это источник энергии для возникновения звука. Итальянские мастера bel canto придавали огромное значение работе над певческим дыханием, считая его...
2013 г. Круглый стол г.Ухта Методическое сообщение "Основы ансамблевой техники"
Основы техники музыканта-ансамблиста предопределены уже самим названием жанра и заключаются в умении играть вместе. Технически грамотное ансамблевое исполнение подразумевает в первую очередь: синхронн...
Учебно-методический материал "Работа над техникой"
Работа над техникой - это работа над подчинением общей в целом работы пальцев, рук, воли, работы мысли исполнителя....
Методическое сообщение “Работа над инструктивным материалом с учащимися начальных классов (гитара)
Техническая оснащенность гитариста — пальцевая беглость, координация движений, умение выбрать оптимальную аппликатуру, разнообразные приемы звукоизвлечения, штрихи, и т. д. — приобретается...
Методическое сообщение «Работа над штрихами в классе духовых инструментов». 2022г
Штрихи являются важнейшим элементом исполнительской техники. Они имеют большое выразительное, изобразительное, формообразующее значение. Многообразие штрихов и качество их воплощения определяют у...