Разработка урока музыки в 5 классе - "Александр Невский - защитник Руси"
план-конспект урока по музыке (5 класс) по теме

Якунина Светлана Геннадьевна

В школу приходят разные дети: по характеру и по поведению, уровню развития и подготовленности. Но есть и такие  дети, обучение которых в общем потоке оказывается слишком трудным и для них самих,  и для учителей. Предлагаемый урок призван оказать пятиклассникам  с особыми возможностями здоровья  помощь в период адаптации: снизить тревожность, научить пользоваться поддержкой окружающих и, в свою очередь, оказывать помощь другим, видеть свои сильные и слабые стороны, принимать себя и совершенствовать. В ходе урока дети смогут почувствовать себя, свое формирующееся «Я» как часть общего «Мы» (семьи, класса, группы друзей), смогут увидеть и суметь воспользоваться ресурсами, которые дает человеку ближайшее окружение. 

В связи с ограничением объема загружаемых  файлов загрузка презентации не удается. Для получения презентации можете обратиться ко мне Email - yakunina212@yandex.ru.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_-_a._nevskiy_5_klass.doc68.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Предисловие

В школу приходят разные дети: по характеру и по поведению, уровню развития и подготовленности. Но есть и такие  дети, обучение которых в общем потоке оказывается слишком трудным и для них самих,  и для учителей.

        Предлагаемый урок призван оказать пятиклассникам  с особыми возможностями здоровья  помощь в период адаптации: снизить тревожность, научить пользоваться поддержкой окружающих и, в свою очередь, оказывать помощь другим, видеть свои сильные и слабые стороны, принимать себя и совершенствовать. В ходе урока дети смогут почувствовать себя, свое формирующееся «Я» как часть общего «Мы» (семьи, класса, группы друзей), смогут увидеть и суметь воспользоваться ресурсами, которые дает человеку ближайшее окружение.

Модифицированная разработка урока музыки для  5 класса

Тема урока « Александр Невский – защитник Руси. Его образ в произведениях разных искусств»

Цель: создание дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения учащихся  друг с другом в классе через знакомство с произведениями разных искусств  патриотической направленности.

Задачи:

  1. Способствовать развитию эстетических взглядов, патриотических чувств, всесторонне развитой личности, ориентированной на ценности отечественной культуры, через создание условий социально-психологической адаптации.
  2. Обеспечение дальнейшего поступательного развития ребенка, его психологического благополучия.

Тип урока: интегрированный урок с элементами творчества.

Урок  предполагает формирование следующих ключевых компетенций обучающихся:

  • общекультурные (через знакомство с национальной культурой  - духовно-нравственные основы жизни русского человека);
  • учебно-познавательные (через самостоятельную познавательную деятельность при подготовке сообщения по теме урока);
  • информационные (через владение современными средствами информации поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача);
  • коммуникативные (через навыки работы в коллективе, владение различными социальными ролями).

Методы обучения:  наблюдение, тестирование,      частично-поисковый, проблемный, вопросно-ответный, объяснительно-иллюстративный.

Оборудование урока: технические средства обучения (компьютер, мультимедийный проектор, синтезатор, радиосистемы), мультимедийная презентация, дидактические материалы (словарь музыкальных терминов).

Ход урока

Организация начала урока







Введение в тему



















Выставка детских работ, посвященных Александру Невскому


Выступление учащегося с сообщением







































Определение «Кантата»





Слушание фрагмента кантаты

«Вставайте, люди русские!» С. С. Прокофьева













Слушание фрагмента

«Мертвое поле»









Просмотр фрагмента фильма «Александр Невский» режиссера С. Эйзенштейна


Ритмирование



Творческое задание

















Заключительная часть


Выставка творческих работ




























Распевание Исполнение песни




"Интеллектуальный чемпион" результаты


Домашнее задание






Обратная связь.

 


Приветствие учителя. Сегодня у вас  необычный урок  и  я очень надеюсь, что мы проведем отведенное нам время не только интересно, но и с пользой. Нам  предстоит удивительное путешествие в прошлое. За вашу активность, творчество, во время нашего путешествия,  вы будете получать жетоны и у кого их в конце урока будет больше всех, тот получит звание "Интеллектуальный чемпион". (Слайд 1). Давайте занимать  места в нашей машине времени. (Дети закрывают глаза,  звучит музыка .Слайд  2 сначала «космическая», а затем – колокольный звон). Вот  наша остановка. Как вы думаете, в каком городе  мы оказались?  (Старинный русский город, Новгород). Прочитайте, что написано на вратах этого Великого города: «Кто к нам с мечом  войдет, тот от меча и погибнет».  Кому принадлежат эти слова? (Слайд 3  А. Невскому).

Каким он был - мы не знаем, но  посмотрев на его  портрет,  давайте пофантазируем   и представим, каким мог быть великий князь Александр Невский? (сильным, мужественным, волевым).

 Хочется верить одному из поздних вариантов «Жития»,  где говорится, что «ростом он был выше прочих людей, а голос его раздавался как труба в народе, а лицо его было как лицо Иосифа…(Слайд 4)  Сила его была частью от силы Самсона (Слайд 5),  а премудрость от Соломона (Слайд 6),  дал Бог ему храбрость царя римского Веспасиана… Князь Александр Ярославич, побеждая, был непобедим». (Слайд 7)

Почти восемь веков в благодарной памяти россиян живет имя Александра Невского  - выдающегося  полководца  и государственного  деятеля  Древней Руси.  

Ребята из вашего класса приготовили свое сообщение об А. Невском.

Ученик.  Александр Невский был праправнук Александра  Македонского, в пять лет знал несколько языков и готовил себя к военному делу. Все предки А. Невского были военачальниками.  Александр Ярославич родился 30 мая 1220г. Он был вторым сыном переяславского князя Ярослава Всеволодовича. Отец очень любил его и   внимательно следил за его воспитанием. А когда мальчику исполнилось десять лет, стал брать его с собой в военные походы. Александру не было еще и 17 лет, когда новгородцы позвали его княжить. В Новгороде уже тогда Александр был известен мужеством, волей и великим пониманием долга перед родной землей в годину тяжелых для неё испытаний.
Высокий рост, красивая внешность сочетались в Александре с большими способностями государственного деятеля, мудростью дипломата, талантом полководца.
  Фамилию Невский дал ему народ, после того как он в  20 лет от роду  победил шведов на Неве-реке. За великие дела во славу земли русской Александр Невский был причислен к лику святых. (Слайд 8)

Учитель:

исторические события, связанные с именем святого,  князя Александра Невского, нашли отражение в произведениях разных искусств.

 Художник Павел Дмитриевич   Корин (Слайд 9) создал триптих «Александр Невский» (Слайд 10), который состоит из трех самостоятельных частей картин, образующих единое целое.  (Великий князь Александр опирается на меч, готов в любую минуту нанести удар тому, кто нападет на его родную землю).

Этой же теме посвящены еще два  выдающихся одноименных произведения: кинофильм режиссера Сергея Михайловича Эйзенштейна (Слайд 11)  и кантата Сергея Сергеевича Прокофьева. (Слайд 12).  Оба произведения, появившиеся накануне  Великой Отечественной войны (1941 – 1945), прозвучали как решительное предупреждение, как грозное напоминание о том, что ждет врага, решившего напасть на нашу Родину.

У вас на столах листы с  определение термина « кантата». Давайте прочитаем, что значит это слово и затем,  вклеим себе в тетради. (Слайд 13) . (Кант – хвалебная песнь. 
Кантата – крупное музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей, исполняемых хором, солистами и оркестром).

Сейчас мы с вами послушаем одну из частей кантаты «Вставайте, люди русские!» 
(раздаю текст) внимательно прочтите   текст, заполните таблицу.
(Слушание). (Слайд 14).
1. В начале хора, что вы услышали?
(звон колокола) 2. Как это звон называется? (набат в моменты испытаний предупреждали людей о нависшей опасности) 
3. Вы раньше слышали колокольный звон
? (да часто в нашем городе.) 3. Когда  звонили колокола? (в великие праздники - благовесты, когда  человека рождался,  провожали  его в последний путь, звоном колоколов встречали своих героев-воинов) 4. Какая песня по характеру? (мужественная, сильна, призывная, требовательная).

5. Везде ли одинаково звучит музыка? (нет, в средней части музыка напевная, спокойная) 
Послушаем еще один фрагмент из кантаты.
Представьте: ночь, тишина одинокая, печальная  девушка бредет по страшному полю битвы, усеянному телами погибших воинов в надежде найти своих родных живыми… Звучит скорбная и вместе с тем простая, чистая и проникновенная мелодия в духе народной песни, которую исполняет низкий женский голос – меццо – сопрано.
(Слайд15). (
Слушание)

1. Какие интонации передают этот голос? (Кажется, что певица не поёт, а плачет. Интонации плача).
Правильно, это песня-плач. Какие жанры народных песен использовал композитор С. Прокофьев? Выберите из предложенных на слайде презентации.  ( Слайд 16 с жанрами р.н.п.) (
Это жанры колыбельной песни и песни плача (обрядовый  жанр)).
Ледовое побоище закончилось победой войска А. Невского. Войско крестоносцев ушло под лед, (слайд 17),  но много погибло и русских воинов. Этот момент изображен в фильме режиссера С. Эйзенштейна «Александр Невский». 
(Просмотр фрагмента фильма «Александр Невский» режиссера С. Эйзенштейна). (Слайд – заставка 18 -19)

 Что вы скажете об увиденном фрагменте? (Фильм очень захватывающий, не замечаешь, что фильм не цветной, а черно-белый, захотелось посмотреть целиком) 

Наше путешествие подходит к концу,  и мы возвращаемся в настоящее. (Слайд20) Выходим из нашей машины времени, и прежде ,чем продолжить, выполним несколько упражнений.
В настоящее время  существует  и новый художественный фильм. Он называется «Александр. Невская битва». Но сегодня, я хочу предложить вам  представить себя в качестве актеров и режиссеров. Может быть, в будущем кто – то из вас  станет известным режиссером и снимет свой фильм об Александре Невском. (Выбираем режиссера). (Слайд 21).
 Представь себе, что ты режиссер, и на главную роль тебе нужно выбрать одного актера из нескольких. Если бы ты снимал фильм, кого из класса  взял бы на главную роль?

(Ученик выбирает из класса нескольких мальчиков).

Для сравнения актерских данных каждому нужно произнести слова главного героя из фильма Александр Невский» с соответствующей интонацией: (Слайд 22)

1. «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет!»
2. «С родной земли умри, а не сойди!»
3. «На том стояла, стоит и стоять будет земля русская!»

(Ученик-режиссер проводит кастинг и выбирает одного актера на главную роль). Все бурными аплодисментами приветствуют лучшего  претендента на главную роль в фильме и благодарят остальных за участие в кастинге.

(Слайд 23)   Сегодня исторические события прошлого  так же продолжают вдохновлять и  ребят 21 века.  Учащиеся  нашей школы, стали победителями  районного конкурса творческих работ посвященных  Александру Невскому. (Показываю работы учащихся - победителей городского конкурса по теме А.Невский") .

Александр Невский  был патриот. А как вы понимаете это слово? (Патриот – это человек, который любит свою Родину; это когда вы считаете, что эта страна лучше всех остальных). 
 А можно ли назвать патриотами: композитора Прокофьева, художника  Павла Корина, кинорежиссера Эйзенштейна? (Наверное, можно их назвать патриотами, ведь они создавали свои произведения не для себя, а  для народа, для нас).
 Конечно, ведь патриот – это не только тот, кто сражается во время войны. Для художников их оружием являются ноты, картины, фильмы, скульптуры. А кто из вас может назвать себя патриотом? (любовь к своим родным,  городу, стране хорошая учеба, патриотические песни, здоровый образ жизни)
Правильно, ведь сражаться можно не только на поле боя, но и в повседневной жизни. А это, может быть, в какой-то степени иногда даже труднее. Учитесь, получайте новые знания, пойте любимые песни, берегите свое здоровье  и вы будете настоящими патриотами своей страны.

Как вы думаете, какую песню мы  можем посвятить, настоящим патриотам, вне времени с которыми мы сегодня встретились и встретимся еще не один раз?   Распевание «Родину нашу любим мы все»  исп. песни «Наша армия» Э. Ханок .(Слайд 24 с текстами распевания и песни).

Настало время  подвести итоги, посчитав количество жетонов, выявить "Интеллектуального чемпиона" (подсчет, результаты, награждение).


(Слайд 25) Я сейчас раздам вам листочки с домашним заданием: обсудите в семье, как развить в себе те достоинства, которые написаны  на листочке.  (Трудолюбие, терпимость,  усидчивость, надежность, чуткость, верность).


Предлагаю подвести итоги нашей встречи: если вы чувствуете, что у вас хорошее настроение и результаты проделанной работы вам пригодятся в течение учебного года, то на счёт «три» поднимите руки вверх и похлопайте в ладоши.

До встречи!           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока музыки 3 класс

Урок музыки "Повсюду музыка слышна" предназначен для обучающихся 3 класса, разработан по программе "Музыка" авторы Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева....

разработка урока музыки 4 класс тема: "Музыка Италии"

Данная презентация разрпаботана для урока музыки в 4 классе. тема года: "Между музыкой разных народов мира нет границ!", тема урока "Музыка Италии". в ходе урока учащиеся знакомятся с культурой красив...

Владимир Высоцкий (Методическая разработка Урока музыки 8 класс)

Конспект урока. Материал можно использовать для вечера старшеклассников...

Разработка урока музыки 6 класс в соответствии с ФГОС тема "Образы русской народной и духовной музыки"

разработтка открытого урока по музыке 6 класс2 четверть тема урока "Образы русскойнародной и духовной музыки"...

Методическая разработка урока музыки 6 класс «Музыкальный образ»

Методическая разработка урока музыки 6 класс «Музыкальный образ»...

Методическая разработка урока музыки по теме «Народное искусство Древней Руси» 6 класс.

Данная методическая разработка позволяет наилучшим образом донести до учащихся материал урока, путем музицирования на музыкальных инструментах.А так же в разделе вы можете найти интересную презентацию...

Система интегрированных уроков « Святой благоверный князь Александр Невский – защитник земли русской»

В рамках XXIХ  Рождественских образовательных  чтений по теме «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа» был проведён ряд интегрированных  уроков: ...