Режим и гигиена работы музыканта
презентация к уроку по музыке по теме
...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rezhim_i_gigiena_raboty_muzykanta.pptx | 321.47 КБ |
rezhim_i_gigiena_raboty_muzykanta.docx | 33.25 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Работа профессионального музыканта представляет собой один из наиболее сложных видов человеческой деятельности, требующей многолетнего каждодневного труда, нередко физически и психически изнурительного.
Важный элемент в начале ежедневных занятий – разыгрывание
И.П.Павлов в своих научных докладах отмечал, что никакую сложную работу никогда нельзя начинать стремительно. Это надо делать с некоторой постепенностью. В процессе разыгрывания организм входит в состояние «боевой готовности» - повышается частота пульса, ритм дыхания.
Иосиф Гофман предельная сосредоточенность - первая буква в алфавите успеха. Если мозг занят чем-нибудь другим, он делается невосприимчивым к впечатлениям от данной работы, и такого рода занятия являются совершенно напрасной тратой времени.
Одним из важных моментов в самостоятельной работе молодого музыканта должно быть умение структурировать соответствующим образом время своих занятий.
Принципы построения занятий Режимный Целевой
Режимный подход воспитание воли, усидчивости, чувства ответственности за свою профессиональную судьбу. _ формальное отсиживание положенных часов
Целевой подход высокая эффективность работы, основанной на конкретной целеустремленности. возможное увлечение авральными приемами работы, когда музыкант в один присест пытается выучить то , на что требуется не один месяц.
О количестве занятий
И. Гофман Физиологи рекомендуют делать паузу после 40-45 минут занятий, но не более 15 минут, так как теряется состояние « вработанности » и музыканту приходится заново разыгрываться. Гофман советовал делать перерыв на пять минут через каждые полчаса
Л.Николаев «Два часа ежедневных занятий- мало; три- минимум, при котором можно кое-как удержаться на достигнутом уровне: четыре часа дают возможность двигаться вперед и, наконец, пять часов ежедневной работы- вот норма, которой должен придерживаться тот, кто хочет добиться успеха.»
Н. Рубинштейн « Четырех часов в день, распределенных между первой и второй половиной дня, должно хватить с избытком, потому что превышение этой нормы приносит музыканту вред».
Правильно избранный образ жизни и режим занятий сами приведут музыканта к успеху: его музыкально-творческая установка будет работать на него. Поэтому музыканту как и всякому человеку нужно «познать себя», сформировать на основе понятого им образа естественную систему требований к себе и оценки сделанного, и опираясь на них, идти вверх, к новым творческим вершинам.
Спасибо за внимание !
Предварительный просмотр:
Режим и гигиена работы музыканта
Работа профессионального музыканта представляет собой один из наиболее сложных видов человеческой деятельности, требующей многолетнего каждодневного труда, нередко физически и психически изнурительного. Эти нагрузки непрерывно растут из-за постоянно увеличивающейся конкуренции среди входящих в жизнь молодых музыкантов. Здесь много званых и мало избранных. И сегодня победителем нередко оказывается тот, кто оказался более выносливым, более работоспособным, более собранным, более крепким физически и морально.
Можно иметь выдающиеся музыкальные способности и прекрасных учителей, можно иметь несгибаемую волю и упорство в достижении целей высокого профессионализма, но все эти прекрасные качества и преимущества не многого стоят, если у музыканта нет хорошего здоровья и поддерживающего его режима работы.
Г. Нейгауз приводит слова А.Корто о том, что самое важное для концертирующего музыканта, совершающего турне - это хороший сон и здоровый желудок. Для самого Г.Нейгауза самой важной предпосылкой удачного концерта являлся предварительный отдых, бодрое, хорошее состояние здоровья, свежесть души и тела. "Наша бренная плоть должна быть в полном порядке - первое и необходимое условие исполнительской деятельности".
Вопросу о том, сколько и как надо заниматься над совершенствованием профессионального мастерства, многие музыканта уделяли большое внимание. Здесь мы находим массу полезных рекомендаций, интересных приемов, любопытных курьезов, которые использовали большие музыканты в своей работе.
Важный элемент в начале ежедневных занятий - разыгрывание. Оно необходимо не только для разминки мышц, участвующих в игре, но прежде всего - психического аппарата музыканта в целом. И.П.Павлов в своих научных докладах отмечал, что никакую сложную работу, как бы человек ни привык к ней, никогда нельзя начинать стремительно. Это надо делать с некоторой постепенностью, смотря по условиям деятельности.
В процессе разыгрывания организм входит в состояние "боевой готовности" - повышается частота пульса, ритм дыхания, чувствительность анализаторов, скорость протекания мыслительных процессов. В этом отношении физиологические механизмы работают так же, как двигатели автомобилей, которые в холодную погоду шофера сначала разогревают, а потом уже включают на полную мощность.
У многих музыкантов разыгрывание означает игру гамм и специальных упражнений. Гофман, например, рекомендовал начинать игру с гамм во всех тональностях, каждую по крайней мере дважды. Потом играть гаммы октавами, переходя от них к этюдам Черни, Крамера, а затем к произведениям Баха, Моцарта, Бетховена, Шопена. При работе по три часа в день Гофман советовал разбивать их так: два часа утром и один час после полудня; утренние занятия посвящать технической работе, требующей большого внимания и концентрации, а час после полудня - интерпретационной. Самое главное, как считал великий маэстро, - предельная сосредоточенность - первая буква в алфавите успеха. Если мозг занят чем-нибудь другим, он делается невосприимчивым к впечатлениям от данной работы, и такого рода занятия являются совершенно напрасной тратой времени .
Одним из важных моментов в самостоятельной работе молодого музыканта должно быть умение структурировать соответствующим образом время своих занятий. Существует два основных принципа их построения - режимное и целевое. При режимном подходе музыкант старается заниматься каждый день положенное количество часов и не превышает установленную норму, даже если после работы остается что-то недоделанным. При целевом подходе музыкант не прекращает своих занятий до тех пор, пока не добьется того, что он задумал сделать, - например, выучить в быстром темпе какой-нибудь пассаж, запомнить наизусть произведение, сыграть без ошибок этюд в быстром темпе три раза.
Каждый из этих подходов имеет свои плюсы и минусы. Плюсом режимной работы надо признать воспитание воли, усидчивости, чувства ответственности за свою профессиональную судьбу. Минусом этого подхода может стать формальное отсиживание положенных часов, когда произведение играется, но по-настоящему ничего не выучивается. Так занимаются многие ученики детских музыкальных школ, которые учатся музыке под нажимом родителей.
Плюсом целевого подхода надо признать высокую эффективность работы, основанной на конкретной целеустремленности. Минусами - возможное увлечение авральными приемами работы, когда музыкант в один присест пытается выучить то, на что требуется не один месяц. Большое перенапряжение, возникающее в этом случае, грозит истощением нервной системы и небольшой стабильностью результата, полученного за короткий срок. Естественно предположить, что молодому музыканту следует научиться гармоничному соотношению обоих принципов структурирования занятий.
Полезно иметь каждодневные планы занятий, а также осуществлять планирование профессионального роста на неделю, на месяц, на год вперед, двигаясь от ближайших целей к дальним и ставя себе все новые и новые задачи.
О количестве занятий.
Выработка игровых рефлексов возможна только при работоспособном состоянии нервных клеток. При наступлении в них тормозных процессов формирование рефлексов затрудняется, поэтому работа должна прекращаться и организм должен отдыхать. Согласно законам физиологии, после отдыха работоспособность нервных клеток может даже возрастать и поэтому уровень достижений может заметно повыситься без видимых усилий.
Гофман советовал делать перерыв на пять минут через каждые полчаса, на чем бы вы ни остановились. Физиологи рекомендуют делать паузу после 40-45 минут занятий, не особенно ее затягивая, так как при перерыве более 15 минут теряется состояние "вработанности" и музыканту приходится заново разыгрываться. Частый и короткий отдых предпочтительней для музыкантов со слабой нервной системой. Для тех, кто обладает сильной нервной системой, предпочтительнее делать перерывы после полутора-двух часов работы.
Следует отметить, что выносливость повышается во время систематической работы. Такое важное свойство нервной системы как выдержка развивается в результате длительной тренировки внимания, сформированности двигательных автоматизмов, снижающих напряженность внимания, правильной физической подготовки.
Серьезный вопрос - сколько времени надо отводить занятиям. Известный методист - Л.Николаев полагал, что "три часа ежедневной работы - вот минимум, при котором можно кое-как держаться на достигнутом уровне; работая четыре часа - уже можно двигаться вперед. Но для талантливого пианиста, ставящего перед собой высокие цели, хорошая норма - это пять часов занятий в день".
И.Гофман считал, что серьезный пианист должен привыкнуть к серьезной работе - играть шесть, семь, восемь часов в день. Учитывая время на необходимые перерывы, рабочий день музыканта оказывается безразмерным. Выдающийся скрипач и педагог Л.Ауэр считал, что ученик "для 4 или 5 часов ежедневных упражнений должен иметь на самом деле в своем распоряжении 6 или 7 часов».
По мнению Н.Рубинштейна, четырех часов в день, распределенных между первой и второй половиной дня, должно хватать с избытком, потому что превышение этой нормы приносит музыканту вред.
Игра на музыкальном инструменте требует затрат большого количества энергии. Один из современников великого русского пианиста Антона Рубинштейна подсчитал, что во время одного из своих концертов он сыграл 62 900 нот и затратил силу, равную 94 с лишним центнерам.
Такая затрата сил требует соответствующей физической подготовки и многие музыканты уделяют ей пристальное внимание. Так, американский скрипач Исаак Стерн был одно время даже призером США по тяжелой атлетике в легком весе. Любил играть в теннис А.Гольденвейзер. Любил совершать длительные пешеходные прогулки П.Чайковский.
На сегодняшний день существует большое количество оздоровительных систем, предлагаемых разными авторами.
Соблюдение психогигиенических правил работы - показатель культуры, зрелости и профессионализма молодого музыканта. Талантливому человеку непростительно сходить с дистанции творческого пути и не реализовать все те возможности, которые ему были отпущены природой. Напутствие, высказанное французской пианисткой Маргаритой Лонг молодым музыкантам, можно адресовать не только пианистам, но и музыкантам любой специальности: "Пианисту предстоит вести жизнь с добросовестностью спортивного чемпиона, уметь защищать свое здоровье, строго следовать правилам физической и моральной гигиены, подходящим для того, чтобы преодолевать утомление от многочисленных часов, проведенных за клавиатурой, избегать износа нервов, ослабления воли. Я знаю, что нужно много смелости и большое упорство, чтобы сегодня осуществлять подобную программу жизни. Ради своего искусства приходится жертвовать многим. Артистическое ученичество стало героизмом, ибо наш век суров к ученикам Аполлона".
Выводы
Как бы ни был способен музыкант, какие бы хорошие учителя ни окружали его, он мало чего сможет добиться в жизни, если не будет обладать хорошим здоровьем. Удары судьбы, которым подвергаются представители этой профессии, хорошо известны из жизнеописаний великих музыкантов. Мало кто из них был счастлив и мало кто доживал до преклонных лет, хотя, конечно, из всякого правила есть свои исключения. Слишком тонкая и ранимая нервно-психическая организация людей искусства и большая творческая нагрузка не способствуют долгожительству, но его вполне можно достичь, если музыкант соблюдает некоторые разумные правила, касающиеся здорового образа жизни. Чередование труда с отдыхом, физические упражнения, дыхательная гимнастика, аутогенная тренировка и медитация, солнечные, воздушные и водные ванны, общий и специализированный точечный массаж, соблюдение режима питания, отказ от вредных привычек - эти и другие возможные способы оздоровления организма помогут молодому музыканту найти свое место под солнцем и послужить своим искусством другим людям долго и счастливо.
Список использованной литературы
1. Баренбойм.Л.А «Музыкальная педагогика и исполнительство» Л.:Музыка
2. Нейгауз Г.Г «Об искусстве фортепианной игры». М.: Госмузиздательство, 1961
3. Петрушин В.И. «Музыкальная психология: Учебное пособие для студентов и преподавателей» М.: Гуманитарно-издательский центр ВЛАДОС, 1997г.
4. Коган Г. У врат мастерства. М., 1961.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Час звена "Гигиена труда. Биологический режим"
Презетанция "Гигиента труда. Биологический режим" проводилась в рамках воспитательной внеклассной работы с подростками в вечернее время. Подросткам было расказано о элементарных правилах гигиенты, био...
Режим и гигиена работы пианиста (отрывок)
Доклад на тему: "Режим и гигиена работы пианистра". На успешности работы пианиста отражаются ее мера, степень напряжения, методика и обстановка, в которой она протекает. Отражаются они и на сост...
Презентация "Режим дня и личная гигиена подростка"
Презентация о режиме дня и личной гигиене подростка...
Музыканты о музыкантах
Как правило, в изучении биографий знаменитых людей хорошо запоминаются яркие и интересные факты. Эти высказывания Моцарта о Гайдне помогут ученикам XXI века оценитьчувство юмора этих композиторов...
Технологическая карта урока "Режим дня и личная гигиена человека" 10 класс
технологическая карта урока по ОБЖ и физ-ре...
Технологическая карта урока по физической культуре в 5 классе Тема: «Режим дня и личная гигиена человека»
Цели деятельности учителя - формировать первичное представление о правилах личной гигиены: познакомить с необходимостью режима дня и личной гигиены....
Даёшь «режим развития» в работе с родителями!
Даёшь «режим развития» в работе с родителями- тема выступления на ШМО классных руководителей. Для тех педагогов, кто хочет активизировать сотрудничество с главными участниками образователь...