Развитие образного мышление обучающихся через ассоциативное восприятие музыки.
методическая разработка по музыке (6 класс) по теме
Публикация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие образного мышление обучающихся через ассоциативное восприятие музыки. | 17.83 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Развитие образного мышление обучающихся через
ассоциативное восприятие музыки.
Образность музыкального искусства позволяет в рамках музыкального произведения говорить не только о развитии чувствительности и эмоциональной отзывчивости школьника, но и о формировании навыка построения ассоциаций. Я предлагаю Вашему вниманию конспект урока в 6 классе: «Образы симфонической музыки Г.В. Свиридова. Стилистические особенности музыкального языка композитора» (программа Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской)
Цель урока: Раскрытие образов симфонического произведения Г.В. Свиридова «Метель», выявление стилистических особенностей музыкального языка композитора.
Задачи урока:
- Расширить знания обучающихся об интонационно- образной природе музыки;
- Выявить стилистические особенности музыкального языка Г.В. Свиридова
- Развивать образное мышление обучающихся через ассоциативное восприятие музыки
- Воспитывать эмоционально- ценностное отношение к музыке, музыкальный вкус и культуру обучающихся
Тип урока: урок решения частных задач
Характер заданий: частично поисковый и творческий
Методы: проблемная ситуация, сравнение, метод «сочинения сочинённого», метод создания контекста, метод художественного и нравственно- эстетического познания музыки, метод интонационно- образного постижения музыки.
Формы взаимодействия обучающихся: парные, индивидуальные, коллективные.
Место урока: в программе 6 класса рассматривается многообразие музыкальных образов вокальной, симфоническое и камерной музыки. Это первый урок в разделе «Мир образов симфонической музыки»
Ход урока:
Организационный этап.
Приветствие учителя. Обозначение темы урока.
Этап усвоения нового материала.
Звучит «Эхо вальса». Учитель зачитывает фрагмент повести А.С. Пушкина «Метель»:
«В конце 1811 года, в эпоху нам достопамятную, жил в своём поместье Ненарадове добрый Гаврила Гаврилович со своею женою и дочкой, Марьей Гавриловной. Она была воспитана на французских романах, и, следовательно, была влюблена…»
Учитель: Знакомо ли вам это произведение, кто его автор? В каком веке он жил?
Ответы детей.
Учитель: Это произведение А.С. Пушкина, написанное в 19 веке, получает свою вторую жизнь в 20 веке, в музыке композитора Г.В. Свиридова. Самые яркие моменты повести нашли своё отражение в музыке. Если бы вы были композитором и писали музыку к этой повести, на какие её моменты вы бы обратили внимание слушателей? Какие названия появились , какие образы.
Ответы детей (дети обязательно затрагивают тему любви).
Учитель: Каким по характеру будет произведение, раскрывающее образ любви? В каком ладу? Всегда ли одинаковые чувства дарила любовь нашим героям?
Ответы детей (подвести детей к мысли, что любовь многогранна, а значит, и произведение будет менять свой характер. Нежная, трепетная любовь, «любовь вопреки», страстная, окрыляющая, любовь с болью…
Учитель предлагает детям познакомиться с названиями частей произведения Г.В. Свиридова:
- Тройка
- Вальс
- Весна и Осень
- Романс
- Пастораль
- Военный марш
- Венчание
Учитель: Какое произведение, на ваш взгляд, раскрывает образ любви? Почему? (дети легко определяют это произведение - «Романс», жанр который раскрывает чувства человека)
Как вы думаете, в какой музыкальной форме написано это произведение? Почему?
Дети дают свои варианты, поясняя их (Вариационная форма сможет раскрыть этот образ, показав его многогранность).
Слушание музыки (просмотр видео).
Учитель: В каком характере звучали части? Какие инструменты симфонического оркестра солировал в этих частях? Почему Свиридов выбрал именно эти тембры? Изменится ли образ, если изменить тембр солирующего инструмента? (работа в группах,ответы детей)
Этап проверки понимания обучающимися нового материала.
Творческое задание (индивидуальное). Детям предлагается послушать это произведение ещё раз, определить цвет, близкий звучанию музыки и пояснить свой выбор, подобрав ассоциативный ряд (Например: 1 часть звучала тоскливо, с грустью, в звучании 1 части я почувствовал присутствие жёлтого цвета, словно последний жёлтый лист падает с дерева).
Обсуждение вариантов ответов.
Исполнение (разучивание 1 куплета) песни Е. Крылатова «Школьный романс»
Этап закреплениея изученного материала.
Учитель: Какой из частей «Романса» Свиридова близка по настроению эта песня.
Ответы детей.
Слушание произведения «Весна и Осень».
Учитель: какой образ (образы) рисует эта музыка?
Ответы детей (обычно дети отвечают, что здесь образ весны и осени, но некоторые дети сразу дают ответ, что здесь не только образы природы, но и образы чувств человека, поясняют своё ответ, опираясь на текст повести и свои ощущения).
Необходимо подвести детей к пониманию глубины музыки Свиридова, многозначности музыкального образа, что является одной из стилистических особенностей музыкального языка композитора.
Учитель: Понравились ли вам музыка Георгия Васильевича Свиридова? Чем?
Ответы детей (эти вопросы позволят детям сделать вывод о красоте, задушевности, выразительности мелодики Г. В. Свиридова)
Учитель: Ещё одной особенностью музыкального языка Свиридова является красочность оркестровки. Как вы думаете, что это такое? Это связано с определением цвета, созвучного звучанию музыки или нечто другое?
Рассуждения детей
(совместно приходим к выводу о том, что красочность оркестровки связана с тембрами инструментов, в начале урока мы уже говорили о том, что солирующие инструменты, группы инструментов симфонического оркестра помогают глубже почувствовать музыкальный образ, делая его ярче и выразительней)
Заключительный этап урока
Рефлексия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
педагогический проект по математике "Развитие логического мышления обучающихся через решение текстовых задач в курсе математики"
Педагогический проект...
Развитие образного мышления обучающихся средствами музыки
Музыка уникальна лишь только потому, что ни один из нас не сможет себе представить жизнь без музыки. В отличие от других видов искусства (например, изобразительного и словесного), музыка не восп...
Развитие образного мышления обучающегося как элемент методической компетенции учителя географии в условиях перехода на ФГОС
В презентации дан обзор развития образного мышления у учащихся по разным темам 7-9 кл. по географии...
Развитие образного мышления обучающихся на уроках музыки в общеобразовательной школе посредством цветомузыки
Цель исследования: выявление роли цветомузыки в развитии образного мышления детей среднего школьного возраста.Для достижения цели потребовалось решение ряда конкретных задач:- выявление особенностей р...
«Развитие творческого мышления обучающихся через технологию критического мышления на уроках немецкого языка в условиях внедрения новых образовательных стандартов»
В данной работе представлено обобщение опыта по использованию технологии критического мышления на уроках немецкого языка....
Развитие образного мышления обучающихся на уроках английского языка. Из опыта обучения написанию стихов на английском языке.
презентация к выступлению на конференции...