Развитие образного мышление обучающихся через ассоциативное восприятие музыки.
методическая разработка по музыке (6 класс) по теме
Публикация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.83 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Развитие образного мышление обучающихся через
ассоциативное восприятие музыки.
Образность музыкального искусства позволяет в рамках музыкального произведения говорить не только о развитии чувствительности и эмоциональной отзывчивости школьника, но и о формировании навыка построения ассоциаций. Я предлагаю Вашему вниманию конспект урока в 6 классе: «Образы симфонической музыки Г.В. Свиридова. Стилистические особенности музыкального языка композитора» (программа Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской)
Цель урока: Раскрытие образов симфонического произведения Г.В. Свиридова «Метель», выявление стилистических особенностей музыкального языка композитора.
Задачи урока:
- Расширить знания обучающихся об интонационно- образной природе музыки;
- Выявить стилистические особенности музыкального языка Г.В. Свиридова
- Развивать образное мышление обучающихся через ассоциативное восприятие музыки
- Воспитывать эмоционально- ценностное отношение к музыке, музыкальный вкус и культуру обучающихся
Тип урока: урок решения частных задач
Характер заданий: частично поисковый и творческий
Методы: проблемная ситуация, сравнение, метод «сочинения сочинённого», метод создания контекста, метод художественного и нравственно- эстетического познания музыки, метод интонационно- образного постижения музыки.
Формы взаимодействия обучающихся: парные, индивидуальные, коллективные.
Место урока: в программе 6 класса рассматривается многообразие музыкальных образов вокальной, симфоническое и камерной музыки. Это первый урок в разделе «Мир образов симфонической музыки»
Ход урока:
Организационный этап.
Приветствие учителя. Обозначение темы урока.
Этап усвоения нового материала.
Звучит «Эхо вальса». Учитель зачитывает фрагмент повести А.С. Пушкина «Метель»:
«В конце 1811 года, в эпоху нам достопамятную, жил в своём поместье Ненарадове добрый Гаврила Гаврилович со своею женою и дочкой, Марьей Гавриловной. Она была воспитана на французских романах, и, следовательно, была влюблена…»
Учитель: Знакомо ли вам это произведение, кто его автор? В каком веке он жил?
Ответы детей.
Учитель: Это произведение А.С. Пушкина, написанное в 19 веке, получает свою вторую жизнь в 20 веке, в музыке композитора Г.В. Свиридова. Самые яркие моменты повести нашли своё отражение в музыке. Если бы вы были композитором и писали музыку к этой повести, на какие её моменты вы бы обратили внимание слушателей? Какие названия появились , какие образы.
Ответы детей (дети обязательно затрагивают тему любви).
Учитель: Каким по характеру будет произведение, раскрывающее образ любви? В каком ладу? Всегда ли одинаковые чувства дарила любовь нашим героям?
Ответы детей (подвести детей к мысли, что любовь многогранна, а значит, и произведение будет менять свой характер. Нежная, трепетная любовь, «любовь вопреки», страстная, окрыляющая, любовь с болью…
Учитель предлагает детям познакомиться с названиями частей произведения Г.В. Свиридова:
- Тройка
- Вальс
- Весна и Осень
- Романс
- Пастораль
- Военный марш
- Венчание
Учитель: Какое произведение, на ваш взгляд, раскрывает образ любви? Почему? (дети легко определяют это произведение - «Романс», жанр который раскрывает чувства человека)
Как вы думаете, в какой музыкальной форме написано это произведение? Почему?
Дети дают свои варианты, поясняя их (Вариационная форма сможет раскрыть этот образ, показав его многогранность).
Слушание музыки (просмотр видео).
Учитель: В каком характере звучали части? Какие инструменты симфонического оркестра солировал в этих частях? Почему Свиридов выбрал именно эти тембры? Изменится ли образ, если изменить тембр солирующего инструмента? (работа в группах,ответы детей)
Этап проверки понимания обучающимися нового материала.
Творческое задание (индивидуальное). Детям предлагается послушать это произведение ещё раз, определить цвет, близкий звучанию музыки и пояснить свой выбор, подобрав ассоциативный ряд (Например: 1 часть звучала тоскливо, с грустью, в звучании 1 части я почувствовал присутствие жёлтого цвета, словно последний жёлтый лист падает с дерева).
Обсуждение вариантов ответов.
Исполнение (разучивание 1 куплета) песни Е. Крылатова «Школьный романс»
Этап закреплениея изученного материала.
Учитель: Какой из частей «Романса» Свиридова близка по настроению эта песня.
Ответы детей.
Слушание произведения «Весна и Осень».
Учитель: какой образ (образы) рисует эта музыка?
Ответы детей (обычно дети отвечают, что здесь образ весны и осени, но некоторые дети сразу дают ответ, что здесь не только образы природы, но и образы чувств человека, поясняют своё ответ, опираясь на текст повести и свои ощущения).
Необходимо подвести детей к пониманию глубины музыки Свиридова, многозначности музыкального образа, что является одной из стилистических особенностей музыкального языка композитора.
Учитель: Понравились ли вам музыка Георгия Васильевича Свиридова? Чем?
Ответы детей (эти вопросы позволят детям сделать вывод о красоте, задушевности, выразительности мелодики Г. В. Свиридова)
Учитель: Ещё одной особенностью музыкального языка Свиридова является красочность оркестровки. Как вы думаете, что это такое? Это связано с определением цвета, созвучного звучанию музыки или нечто другое?
Рассуждения детей
(совместно приходим к выводу о том, что красочность оркестровки связана с тембрами инструментов, в начале урока мы уже говорили о том, что солирующие инструменты, группы инструментов симфонического оркестра помогают глубже почувствовать музыкальный образ, делая его ярче и выразительней)
Заключительный этап урока
Рефлексия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/10/picture-121548-1349882410.jpg)
педагогический проект по математике "Развитие логического мышления обучающихся через решение текстовых задач в курсе математики"
Педагогический проект...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/01/picture-367656-1427877772.jpg)
Развитие образного мышления обучающихся средствами музыки
Музыка уникальна лишь только потому, что ни один из нас не сможет себе представить жизнь без музыки. В отличие от других видов искусства (например, изобразительного и словесного), музыка не восп...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/29/picture-33540-1477755413.jpg)
Развитие образного мышления обучающегося как элемент методической компетенции учителя географии в условиях перехода на ФГОС
В презентации дан обзор развития образного мышления у учащихся по разным темам 7-9 кл. по географии...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/02/picture-859849-1480658929.jpg)
Развитие образного мышления обучающихся на уроках музыки в общеобразовательной школе посредством цветомузыки
Цель исследования: выявление роли цветомузыки в развитии образного мышления детей среднего школьного возраста.Для достижения цели потребовалось решение ряда конкретных задач:- выявление особенностей р...
«Развитие творческого мышления обучающихся через технологию критического мышления на уроках немецкого языка в условиях внедрения новых образовательных стандартов»
В данной работе представлено обобщение опыта по использованию технологии критического мышления на уроках немецкого языка....
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/25/picture-1222469-1582635308.jpg)
Развитие образного мышления обучающихся на уроках английского языка. Из опыта обучения написанию стихов на английском языке.
презентация к выступлению на конференции...