А. БАШЛАЧЕВ
методическая разработка по музыке по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение дополнительного образования для детей
«Москаленский Дом детского творчества»
Москаленского муниципального района Омского области
Утверждаю
Директор ДДТ
____________
Л.С.Шишкина
Литературно музыкальный
вечер.
Александр Башлачёв
«ВРЕМЯ КОЛОКОЛЬЧИКОВ»
Разработал педагог доп.
образования А.В.Решетько
р.п. Москаленки 2013
Александр Башлачёв
1960-1988
«ВРЕМЯ КОЛОКОЛЬЧИКОВ»
Александр Николаевич Башлачёв родился 27 мая 1960 года в г. Череповеце Вологодской области, в простой семье. Отец его, Башлачев Николай Алексеевич (1936 г.р.), работал на Череповецком металлургическом заводе в теплосиловом цеху, начальником участка. Мать, Башлачева Нелли Николаевна - в школе рабочей молодёжи №4, преподавателем химии.
В период с 1967 по 1977 Александр учился в средней школе города Череповца. В 1977 году пошёл работать на Череповецкий металлургический комбинат, художником. Но уже в 1978 году уволился и поступил в Уральский государственный университет в Свердловске, на факультет журналистики. Во время отдыха часто ездил домой в Череповец, где помогал местной группе Рок-Сентябрь и писал для них тексты.
В 1983 году появляются первые известные песни. "Грибоедовский вальс" - одна из первых его сочинений, спетых им самим. В этом же году Башлачёв закончил учёбу в университете и вернулся на родину, в Череповец. Поработав в местной молодёжной газете "Коммунист", он написал немало проблемных статей о рок-н-ролле.
В мае 1984 года Башлачёв посетил питерский рок-фестиваль, где, по слухам, купил себе гитару. В этом же году в сентябре на квартире у своего друга Леонида Парфёнова познакомился с опальным в ту пору музыкальным критиком и журналистом Артемием Троицким, где чуть позже показал ему свои песни. Троцкого очень заинтересовало творчество Башлачёва и он пригласил его сначало в Москву, а потом в Питер на квартирники. В Петербурге Александру Башлачёву понравилось, и он решил здесь остаться. "В Москве можно жить, а в Лениниграде стоит жить!" - говорил поэт. После этого Башлачёв играет множество квартирников по всей стране и особенно в Питере, но не появляясь на публике. В марте 1985 года в зале медицинского училища состоялось первое публичное выступление, где он вместе с Юрием Шевчуком спел несколько песен на неофициальном концерте, которые в 1995 году будут изданы фирмой "Manchester Files" на совместном альбоме под названием "Кочегарка".
В 1985 году на студии Алексея Вишни в Ленинграде записал альбом "Третья столица". В 1986 он переезжает в Ленинград, где вступает в местный рок-клуб. На работу он устроился работать в знаменитой котельной "Камчатка". Январь 1986 года необычайно активный концертный месяц, в течении которого были произведены две записи, впоследствии рассматриваемые издателями как студийные - запись на домашней студии А.Агеева и запись концерта в Театре на Таганке.
В апреле 1986 года на домашней студии А.Липницкого на Николиной горе был записан альбом "Вечный Пост". Оригинал, которого Башлачёв затёр в октябре того же года. В мае, в Череповце была написана последняя из сохранившихся песен - "Вишня"
В начале 1987 года Башлачёв дал несколько квартирных концертов. В период с марта по май Александр снимается в документальном фильме А.Учителя - "Рок". Но неожиданно для всех в процессе съёмок отказывается от своей роли и из фильма вырезаются все кадры с участием Башлачёва.
С 3 по 7 июня в Питере проходил пятый рок-фестиваль, на котором учавствовал Александр Башлачёв и где получил приз "Надежда". Некоторые кадры, снятые во время выступления Башлачёва вошли в уже упомянутый фильм "Рок". После этого Башлачев появился на фестивале в подмосковной Черноголовке, принял участие в работе над фильмом Петра Солдатенкова "Барды проходных дворов" (или "Барды покидают дворы", в прокате назывался "Игра с неизвестным"), однако по неясным причинам в последний момент отказался сниматься. В августе поэт написал последнюю свою песню, которая, к сожалению, не сохранилась. К сожалению, предпринятая тогда же попытка профессионально записать Башлачева для пластинки на ленинградском отделении «Мелодии» так и не удалась.
В последний год своей жизни он явно испытывал внутренний кризис, причины которого остались не до конца ясны. Возможно, это была неадекватность восприятия. Он совершал неоднократные попытки самоубийства (одну из них - накануне пятого рок-фестиваля). В начале 1988 в настроении Башлачева, казалось, наступил просвет: он дал несколько концертов в Москве и запланировал свои новые выступления. Последним был концерт на квартире Марины Тимашевой, 29 января. Но, к сожалению, 17 февраля 1988 года Александр Николаевич Башлачёв, по возращению в Петербург, покончил с собой, выбросившись с девятого этажа квартиры на проспекте Кузнецова, где он тогда жил. Очевидно, что решение это было принято не под влиянием момента, а стало результатом мучительного выбора.
Похоронен под Питером на Ковалевском кладбище
За короткий промежуток времени Башлачев создал более шестидесяти песен, принадлежащих к его «золотому запасу». Хотя на формирование его стиля и поэтического языка, без сомнений, повлияла песенная поэзия Высоцкого и Галича, песни Гребенщикова и Науменко, поэтические эксперименты начала века и древнерусская эпическая поэзия, Башлачев создал свой собственный художественный мир.
В 1991 петербургское издательство «Новый Геликон» выпустило единственное на сегодня собрание песен и стихов Башлачева «Посошок».
Начиная с 1989 вышло более двух десятков пластинок, кассет и компакт-дисков с записями Башлачева. Он стал одним из наиболее значительных явлений в отечественной рок-музыке. В его многослойных, полных неожиданных ассоциаций, парадоксального юмора и виртуозной игры словами, смелых рифм и сложных размеров стихах-песнях причудливо переплелись архаика и современность, былинные сюжеты и реалии рок-бытия, высокая трагедия и откровенное скоморошество
Дискография:
1989 — Время колокольчиков (LP) — запись сделана в январе 1986-го во время однодневной сессии, состоявшейся на квартире администратора московской рок-лаборатории Александра Агеева, Башлачёв спел 24 песни. Фрагмент издан на виниле «Мелодией».
1990 — Всё будет хорошо (LP) — запись сделана в январе 1986-го во время однодневной сессии, состоявшейся на квартире администратора московской рок-лаборатории Александра Агеева, Башлачёв спел 24 песни. Фрагмент издан на виниле Московской Рок-Лабораторией и студией «Метадиджитал».
1990 — Третья столица (LP) — запись сделана 30 мая 1985 года в Ленинграде в домашней студии Алексея Вишни. Звукорежиссёр: Алексей Вишня.
1992 — Таганский концерт (3LP), (2CD) — запись сделана Андреем Зачёсовым 22 января 1986 года в театре на Таганке.
1994 — Вечный пост — записано в мае 1986 года в студии группы «Звуки Му» на даче Александра Липницкого (Москва, Николина гора). Звукооператор — Вячеслав Егоров «Аквариум».
1994 — Лихо (2CD) — записано 20 января 1986 года в домашней студии Александра Агеева (Москва).
1994 — VII — записано Олегом Ковригой на домашнем концерте у Егора Егорова (Москва) 14 января 1988 года и на домашнем концерте у Марины Тимашевой (Москва) 29 января 1988 года. Запись известна также под названием «Последний концерт».
1996 — II — записано Олегом Ковригой на домашнем концерте у Марины Тергановой и Александра Несмелова (Москва) в апреле 1985 года.
1996 — IV — записано Олегом Замовским у себя дома во Владимире в июне 1986 года, Татьяной Ниловой и Юрием Морозовым в студии Дома Радио (Ленинград) для документального фильма Петра Солдатенкова «Барды покидают дворы или Игра с Неизвестным» (Киностудия им. Довженко, Киев) в июне 1987 года и Игорем Васильевым дома у Александра Агаева (Москва) 20 января 1986 года.
1997 — Кочегарка (Четвёртый день Третьего фестиваля) — записано в 18 марта 1985 года с Шевчуком.
1998 — Первый концерт в Москве — записано Артемием Троицким в Москве 20 октября 1984 года на квартире у Сергея Рыженко.
1998 — I — записано Виктором Алисовым и Игорем Васильевым в домашней студии в Москве 17-19 сентября 1984 года, на домашнем концерте в Череповце летом 1984 года и Сергеем Фирсовым у себя дома в Ленинграде в сентябре 1985 года.
1998 — III — записано Олегом Ковригой на домашнем концерте у Егора Егорова (Москва) 4 октября 1985 года.
1998 — V — записано Игорем Васильевым дома у Александра Агеева (Москва) 20 января 1986 года, Марком Копелёвым на концерте в Новосибирске 21 декабря 1985 года и летом 1986 года, предположительно в Ленинграде.
1999 — Чернобыльские Бобыли на краю света — запись сделана Сергеем Фирсовым 15 августа 1986 года на бытовую аппаратуру. Гитара, вокал — Александр Башлачёв; гитара — Андрей Шаталин; клавиши — Павел Кондратенко; бас, перкуссия — Святослав Задерий
2002 — VI — 1, 2, 7 — записано Олегом Ковригой на домашнем концерте в Москве в октябре 1986 года. 3—6 — записано Борисом Переверзевым на домашнем концерте у Артемия Троицкого в Москве 15 января 1986 года. 8—11 — записано Олегом Ковригой на домашнем концерте у Егора Егорова в Москве 14 января 1988 года. 12, 13 — записано Кириллом Кувырдиным у себя дома в Москве 5 июля 1987 года. 14 — записано на выставке Митьков в Ленинграде в июле 1987 года; губная гармошка — Борис Гребенщиков. 15—20 — записано Сергеем Фирсовым у себя дома в Ленинграде 22 августа 1986 года.
ЛУЧШИЕ ПЕСНИ:
ВРЕМЯ КОЛОКОЛЬЧИКОВ
ПОЕЗД 193
ВЛАЖНЫЙ БЛЕСК НАШИХ ГЛАЗ
ПОДВИГ РАЗВЕДЧИКА
ВАНЮША
ГЛАЗ
ВСЕ ОТ ВИНТА
ДОМ КОРОМЫСЛОМ
В ЧИСТОМ ПОЛЕ
ВЕРКА НАДЬКА ЛЮБКА
ЗА ОКОШКОМ СВЕТУ МАЛО
МЫ ВЫСЕКАЕМ ИСКРЫ САМИ
ПОЕЗД
МЕЛЬНИЦА