Викторина-игра "Песни в солдатских шинелях"
методическая разработка по музыке (6 класс) на тему
Пояснительная записка.
Идея патриотизма во все времена занимала особое место в формировании личности растущего человека. Сегодня стало очевидным, что в обществе, поглощенном проблемами неосвоенных рыночных отношений, политических сложностей, разрушаются социальные связи, нравственные устои, что ведет к нетерпимости и ужесточению людей, разрушает внутренний мир личности. Именно поэтому школа, решая задачи образования, должна опираться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому ученику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества, коими являются гражданственность и патриотизм.
Но чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке, искусственно сформировать, так как это связано с системой ценностей и смыслов, которые, выступая в качестве системообразующей составляющей компетентности личности, являются результатом становления социальной компетентности ученика в условиях специально организованной педагогической поддержки.
Существуют различные определения патриотизма, но все они сводятся к одному. Патриотизм (от греческого patris – Родина) – это преданность и любовь к своему Отечеству, народу и территории, исторически принадлежащей этому народу, это ответственность за сохранение независимости и умножение могущества своей Родины, это нравственно-духовное начало в развитии личности, способной осознанно выполнить гражданский долг и конституционные обязанности по защите интересов своей страны.
Цель мероприятия:
- формирование у учащихся представления о жизни людей во время Великой Отечественной войны, о значении культуры и искусства в годы войны, о значении музыки и песни на войне.
Задачи:
- показать значение музыки и песни во время войны;
- познакомить с историей создания популярных в годы войны песен;
- развивать чувство патриотизма, гордости за свою страну, за соотечественников;
- воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам войны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
viktorina-igra_pesni_v_soldatskih_shinelyah.doc | 74.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Вступительное слово.
«Про войну немало песен спето.
Только вы не ставьте мне в вину,
Что опять, опять про это,
Про давно минувшую войну». (В.Лифшиц)
Война и песня… что может быть общего? Казалось бы тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен… и тем не менее песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале. А иногда в бою… Она вселяла бодрость, будила в сердцах отвагу. Воодушевляла на подвиг, учила любить Родину.
Мы вспомним годы славные,
Мы вспомним песни давние,
Все песни военных трудных лет.
Вели бойцов те песни смело в бой!
Мы вспомним их и вновь споём,
Ведь в них история страны родной.
Военные песни не награждались орденами, о них не сообщалось в сводках Совинформбюро, но столько они сделали для победы нашего народа.
Самой яркой фронтовой песней стала в военные годы именно песня А.В. Александрова и В.И.Лебедева-Кумача «Священная война».
(На фоне песни «Священная война» звучит история песни).
Утром 24 июня 1941 года на первой полосе газеты «Известия» были опубликованы стихи Василия Лебедева-Кумача. А 27 июня песня впервые исполнялась на Белорусском вокзале в зале ожидания. Звучит начало песни и зал затихает. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила полная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах волнения, слёзы. Песня утихла, но бойцы потребовали повторить. 5 раз была исполнена песня.
Её пели на концертной эстраде и в окопах, в глубоком тылу и в фашистской неволе.
Сегодня мы продолжим знакомство с фронтовыми песнями в виде викторины-игры «Песни в военных шинелях». В этой игре принимают участие две команды: «Синий платочек» и «Смуглянка».
Конкурс будет оценивать жюри.
I конкурс. «Разминка».
Начнём игру с разминки.
Послушайте фрагменты военных песен. Угадайте, что это за песни, и назовите их авторов.
За правильный ответ команда получает 1 балл.
Вы можете пользоваться подсказками, которые лежат у вас на столе.
- «Смуглянка», муз. А.Новикова, сл. Я.Шведова (№ 18).
- «Журавли», муз. Я.Френкеля, сл. Р.Гамзатова, перевод Н.Гребнёва (№ 30).
- «Алёша», муз. Э.Колмановского, сл. К.Ваншенкина (№35).
- «Катюша», муз. М.Блантера, сл. М.Исаковского (№38).
II конкурс. «А песня ходит на войну».
А теперь переходим к основному музыкальному этапу. Это конкурс «А песня ходит на войну».
За правильный ответ команда получаете 1 балл.
1. Расскажите историю создания песни С.Каца и А.Софронова «Шумел сурово Брянский лес». С каким событием связано исполнение этой песни?
(Осенью 1942 года в штаб Брянского фронта пришла необычная радиограмма: «Оружие у нас есть, в случае чего можно забрать у врага, а вот песню, как трофей, не возьмёшь. Пришлите нам песню». Это писали партизаны Брянских лесов.
Политуправление фронта обратилось к поэту А.Софронову и композитору С.Кацу с просьбой выполнить партизанский заказ.
17 сентября 1966 года, в годовщину освобождения Брянска на площади Партизан был открыт величественный монумент. На постаменте скульптурная группа партизан. В этот день состоялась вторая премьера песни.)
2. С голоса этой популярной певицы песня обрела вторую жизнь и стала одной из знаменитых песен военных лет. Назовите песню и её исполнителя. (Звучит фрагмент песни - № 19).
(«Синий платочек». Песня сделалась своего рода визитной карточкой Клавдии Шульженко.)
3. Как называется песня, история создания которой связана с этим памятником?
(Песня «Алёша». Город Пловдив, Болгария, памятник неизвестному Советскому солдату.
На самом высоком месте стоит белокаменный монумент. Русский воин держит в руках букет роз. Воина ласково называют Алёшей. Залюбовался монументом композитор Э.Колмановский. Он поделился своими впечатлениями с поэтом К.Ваншенкиным. И вот родились стихи, а вслед за ними и песня. Исполнена песня впервые в 1967 году в Пловдиве у подножия памятника неизвестному Советскому солдату.)
4. «И ранней порой
Мелькнёт за кормой
Знакомый платок голубой…»
О какой песне идёт речь, в каком городе она родилась?
Подсказка: авторы песни - композитор В.Соловьёв-Седой, поэт А.Чуркин.
(«Вечер на рейде».
Родилась песня в Ленинграде, который уже в первые месяцы войны стал прифронтовым городом. В 1943 году композитор В.П.Соловьёв-Седой за эту и ряд других песен был удостоен Государственной премии СССР.)
5. Назовите авторов и исполнителя этой песни.
(Звучит фрагмент песни «День Победы» - № 41.)
(«День Победы», муз. Д.Тухманова, сл. В.Харитонова. Исполнитель - Лев Лещенко).
6. Расскажите историю создания песни А.Пахмутовой и В.Бокова «Сказ о Мамаевом кургане». История этой песни такова. В 1965 году создавалась новая программа для Государственного Волжского русского народного хора. Обратились за помощью к московским композиторам. Поэт Виктор Боков приехал в Волгоград и долгое время жил в этом городе. Ходил по его улицам, смотрел на Волгу, много раз бывал на Мамаевом кургане. Однажды его внимание привлекла фигура старой женщины. Она стояла у Мамаева Кургана, стояла, не шелохнувшись, час, два…
Так родился замысел песни о матери, не дождавшейся своего сына.
Среди многих стихотворений, которые прочла А.Пахмутова, стихи В.Бокова больше всех пришлись ей по душе. Тема Сталинграда была ей очень близка и дорога, ведь этот город – родина композитора.
В 1967 году был открыт памятник-ансамбль на Мамаевом кургане, один из митингов закончился песней: двадцатитысячный импровизированный хор пел «Песню о Мамаевом Кургане»
7. Первая и непревзойдённая исполнительница песни «Нам нужна одна победа».
(Н.Н.Ургант.)
8.Эта песня написана двумя штатскими в те времена, когда пограничная служба была предметом всеобщего внимания.
Подсказка: авторы песни – М.Блантер, М.Исаковский.
(«Катюша».)
Жюри объявляет итоги двух конкурсов.
III конкурс. «Домашнее задание».
- Домашнее задание показывает команда «Смуглянка». Она представляет песню «На безымянной высоте». (Слайд.)
Песня эта сравнительно новая, написана она через 20 лет после войны. «Безымянная высота» шагнула в жизнь с экрана. Впервые её услышали зрители кинофильма «Тишина». Авторы песни: композитор В.Баснер и поэт М.Матусовский. (Слайд.)
Песня построена на конкретном боевом эпизоде. Это было в сентябре 1943 года. Там, где Калужская область соседствует со Смоленской, стоит посёлок Рубежанка. И есть недалеко от него высота, обозначенная на военных картах отметкой 224,1м. Несколько раз поднимались в атаку наши воины, пытаясь выбить гитлеровцев с этой высоты, но безуспешно. А захватить её нужно было во что бы то ни стало. Эту боевую задачу взялась выполнить группа в составе 18 сибиряков-добровольцев, которую возглавлял лейтенант Евгений Порошин. После ожесточённого боя высоту удалось взять. В живых осталось только двое сибиряков: Герасим Ильич Лапин и Константин Николаевич Власов. (Слайд.)
Оба они дожили до того дня, когда на месте их боя и гибели их товарищей был сооружён памятник. (Слайд.) На одной из его граней можно прочитать имена защитников высоты 224,1. А на другом камне вырезаны строки, когда-то написанные на листке бумаги.
Мы не забудем, не забудем
Атаки яростные те
У незнакомого поселка.
На безымянной высоте.
Рядом с ним – землянка «в три наката», над которой высится та самая «обгоревшая сосна» из песни. Ближе к дороге – музей.
(Звучит фрагмент песни «На безымянной высоте» в исполнении команды «Смуглянка».)
(Слайд.)
- Домашнее задание показывает команда «Синий платочек». Она представляет песню «Нам нужна одна победа». (Слайд.)
Кинофильм «Белорусский вокзал», где впервые прозвучала и откуда вошла в нашу жизнь эта песня, безоговорочно относят к фильмам о Великой Отечественной войне, хотя нет в нём ни одного военного кадра. (Слайд.) Кульминационным в фильме является эпизод, когда четвёрка главных героев приходят в гости к бывшей медсестре своего десантного батальона и, помянув боевого товарища, припомнив былые бои, просят хозяйку спеть любимую песню их «десятого непромокаемого батальона».
Шло время. Уже была отснята добрая половина будущего фильма, а песню всё никак не могли подобрать. (Слайд.) И тогда решено было обратиться к поэту-фронтовику Булату Шалвовичу Окуджаве, автору многих замечательных песен, в том числе и о войне. Он долго не соглашался, но просмотрев отснятый материал, согласился.
Сначала песня не произвела впечатления, но когда спели песню Б.Окуджава и композитор Шнитке дуэтом, запела вся съёмочная группа.
Рассказывая о песне «Нам нужна одна победа», нельзя забывать о её первой и пока непревзойдённой исполнительнице заслуженной артистке РСФСР Нине Николаевне Ургант. (Слайд.)
Сколько лет прошло, но не было с той поры ни одного концерта, ни одной встречи со зрителями, где бы её не просили спеть песню из фильма «Белорусский вокзал». И она всегда отвечала: «Нет». Эта песня – судьба, песня – жизнь, она не для концерта.
(Звучит фрагмент песни «Нам нужна одна победа» - фрагмент из кинофильма «Белорусский вокзал».)
(Слайд.)
IV конкурс. «Музыка и кино».
Я называю вам песню, а вы фильм, в котором она прозвучала.
«Нам нужна одна победа» | к/ф «Белорусский вокзал» |
«За того парня» | к/ф «Минута молчания» |
«Пора в путь дорогу» | к/ф «Небесный тихоход» |
«Тёмная ночь» | к/ф «Два бойца» |
А теперь я называю фильм, а вы песню, которая в нём звучала.
к/ф «В 6 часов вечера после войны» | «Песня артиллеристов» |
к/ф «В бой идут одни старики» | «Смуглянка» |
к/ф «Тишина» | «На безымянной высоте» |
к/ф «Освобождение» | «Последний бой» |
Жюри объявляет итоги 3-4 конкурсов.
V конкурс. «Музыкальная таблица».
А теперь завершающий конкурс «Музыкальная таблица».
На экране таблица. В правой её стороне будем записывать ответы на вопросы, которые я буду задавать по очереди каждой команде. А в левой стороне - название одного из городов-героев.
1. Эта песня была написана В.Лебедевым-Кумачом и А.Александровым в первые дни войны. Её называли «Песня-призыв, песня-воин, песня-полководец, песня-пророк».
О какой песне идёт речь?
(«Священная война»)
Берём последнюю букву из названия песни.
2. Авторы этой песни: композитор Н.Богословский, поэт В.Агатов.
Подсказка: «Ты меня ждёшь и у детской кроватки не спишь.
И поэтому знаю, со мной ничего не случится».
(«Тёмная ночь»)
Берём четвёртую букву.
3. Стихотворение, из которого родилась эта песня, возникло случайно. Оно не собиралось быть песней. Это были 16 «домашних» строк из письма жене.
«До тебя мне дойти нелегко,
А до смерти – четыре шага…»
О какой песне идёт речь?
Подсказка: звучит песня - № 16.
(«В землянке»)
Берём пятую букву.
4. «У границ земли дальневосточной
Броневой ударный батальон…»
Из какой песни эти строки.
(«Три танкиста»)
Берём вторую букву.
5. Решением Пловдиевского городского Совета эта песня утверждена официальным гимном города. Как называется эта песня?
(«Алёша»)
Берём последнюю букву.
6. Песня эта как исповедь о выстраданном и пережитом, раздумье о том, через что довелось пройти и что выдержать в минувшей войне нашему народу. Она написана вскоре после окончания ВОВ.
Подсказка: звучит фрагмент песни - № 6.
(«Эх, дороги»)
Берём последнюю букву.
7. О какой песне писала газета «Правда»: «Тухманов и Харитонов создали замечательную песню-поэму о прошлом, которая трогает до слёз ветеранов и заставляет учащённо биться сердца молодых».
Подсказка: «Этот день мы приближали как могли…».
(«День Победы»)
Берём первую букву.
8. Именем популярной в те годы песни, народ «окрестил» новое грозное оружие – реактивные гвардейские миномёты.
(Катюша)
Берём третью букву.
9. Песня-шутка, которую создали композитор А.Новиков и поэт Я.Шведов в начале войны.
Подсказка: песня прозвучала в кинофильме «В бой идут одни старики».
(«Смуглянка»)
Возьмём четвёртую букву.
10. Первоначальное название этой песни «Пришла и к нам на фронт весна». Что это за песня?
Подсказка: звучит фрагмент песни - № 24.
(«Соловьи»)
Возьмём первую букву.
Какой же город у нас получился?
С | «Соловьи» |
Т | «Катюша» |
А | «Алёша» |
Л | «В землянке» |
И | «Эх, дороги» |
Н | «Тёмная ночь» |
Г | «Смуглянка» |
Р | «Три танкиста» |
А | «Священная война» |
Д | «День Победы» |
Сталинград… 2 февраля мы отмечаем годовщину разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом. Это земля для нас особая, мы живём на земле Сталинграда и должны хранить память о тех героических днях.
Жюри подводит итоги, а мы ждём имена победителей.
Заключительное слово.
Пришло мирное время, но шрамы той войны остались в каждом городе и селе.
Невозможно забыть те великие бедствия, которые война принесла нашей стране, нашему народу. Мы знаем, какой ценой была завоёвана победа, и всегда будем помнить тех, кто отдал жизнь за Родину.
Всё дальше от нас уходят те фронтовые годы, и тем дороже становятся памятники военного времени. Среди них почётное место принадлежит песне. Сама жизнь подсказывала им слова и образы, ритмы и интонации, которые безошибочно находили путь к сердцам миллионов людей.
Нам хотелось бы, чтобы и вы помнили эти песни, их авторов, потому что в них наша история, ведь наверняка в каждой семье есть те, кто воевал, а значит это история не только всей страны, но и каждой семьи.
Жюри объявляет итоги викторины. Награждение.
И в заключение нашей встречи споём песню, которая посвящена защитникам Сталинграда – «Медаль за оборону Сталинграда».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Песня в солдатской шинели"
Классный час в 8 классе (Патриотическое воспитание)...
урок литературы в 11 классе "Поэзия в солдатской шинели"
стихи поэтов военного времени...
Песня в солдатской шинели
Литературно - музыкальная композиция к Дню Победы. В сценарий включены стихи и песни разных лет. Даются сведения об авторах, об истории создания произведений....
Викторина - игра "Песни в солдатских шинелях"
Пояснительная записка. Идея патриотизма во все времена занимала особое место в формировании личности растущего человека. Сегодня стало очевидным, что в обществе, поглощенном проблемами неос...
Литературно-музыкальная композиция "Песни в солдатской шинели"
Небольшая композиция о Великой Отечественной войне...
Проект «Песня в солдатской шинели» 2012 год.
События настоящего времени подтверждают, что нестабильность экономической сферы, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание ...
фестиваль солдатской песни "Лира в солдатской шинели"
Методическая разработка внеклассного мероприятия посвящена Дню защитника Отечества....