Статья: "Фольклору быть!"
статья по музыке на тему
Можно и нужно ли в современном мире прививать нашим детям любовь к фольклору, к народным традициям, к нашей культуре?
Сейчас очень важно и необходимо всесторонне поддерживать народную традиционную культуру России – со стороны личности, общества и, самое важное, со стороны государства. Если не будет значительной поддержки русской народной культуры на государственном уровне, то в ближайшем будущем мы, к сожалению, можем потерять то, что долгое время сохранялось и передавалось нашими предками.
Ныне, когда вступают в диалог различные национальные и культурные традиции, происходит их взаимодействие и взаимообогащение, и возникают благоприятные возможности воспитания на мудрых заповедях народной педагогики – фольклоре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
folklor.doc | 36.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Статья: « Фольклору быть!»
«Давайте детям больше и больше
содержания общего, человеческого, мирового,
но преимущественно старайтесь знакомить их
с этим через родные и национальные явления» В.Г. Белинский
Для написания этой статьи послужили два повода – это проведение мной, как учителем музыки, совместно с учащимися 3в класса, методического открытого урока на тему «Душа моя, Масленица» и отсюда вытекающий вопрос – возможно ли современной России развивать детей в традициях русской народной культуры?
Нравственная ситуация, в которой мы сейчас с вами находимся, на самом деле очень серьёзная по своей сути. В настоящее время мы столкнулись с проблемой нравственной деградации населения, с истощением интереса общества к своей родной культуре, к измельчанию душевных человеческих качеств. Всё чаще превозносятся и популяризируются, благодаря средствам массовой информации, современные виды искусства, и всё реже мы можем наблюдать с вами наше родное, исконно русское мастерство.
Да, классы, в которых обучаются наши дети, оснащены последними видами техники: интерактивные доски, планшеты, скоростной интернет…
Это все помогает нам двигаться вперед, а помним ли мы то, что осталось позади: нашу историю, наш язык, нашу народную музыку.
У многих людей в России сформировалось мнение, что заниматься изучением своих традиций – «как-то не по-современному».
А ведь русский фольклор — это дорожка от прошлого через настоящее в будущее. Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека.
И я как педагог музыки, постараюсь аргументировать необходимость введения и изучения народного фольклора не только через музыкальные занятия, но и через другие внешкольные мероприятия.
Сейчас очень важно и необходимо всесторонне поддерживать народную традиционную культуру России – со стороны личности, общества и, самое важное, со стороны государства. Если не будет значительной поддержки русской народной культуры на государственном уровне, то в ближайшем будущем мы, к сожалению, можем потерять то, что долгое время сохранялось и передавалось нашими предками.
Ребенок может и должен искать и находить в своем сознании, в своем сердце, в своей душе те струны, которые связывают его с родным домом, родителями, друзьями, школой, его «малой родиной». В музыке любого народа отражены любовь к родной природе, восхищения красотой материнства, поклонение труженикам и защитникам родной земли. Ведь музыка о «родной сторонушке» помогала человеку на чужбине, утешала его в минуты горя и отчаяния, давала силы в дни испытаний и трудностей, вселяла в его сердце веру, надежду, любовь…
Обращение к фольклору открывает возможности сохранения складывающейся веками системы человеческих ценностей, гуманных отношений между людьми в современных условиях воспитания школьников.
Использование на занятиях фольклора значительно обогащает уроки музыки, позволяет найти новые пути организации уроков, способствует установлению хороших взаимоотношений между учениками и учителем, развивает у учеников такие качествам народного творчества, как вариативность, импровизация, коллективное одухотворение. Знакомство с народной песней расширяет представление младших классов о народно - поэтическом языке, его образно-смысловое строение.
Уроки народного фольклора – это уроки постижения народной мудрости, доброты и красоты в мире.
Начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо с малых лет, включая занятия подобного рода в официальную программу обучения. По новым федеративным стандартам, мы, учителя, имеем такую возможность. Я, как педагог музыки, этому очень рада. Но, к сожалению, народная музыка для наших детей не становится предметом любви, а превращается просто в учебный процесс.
Мы, взрослые, должны знать, что духовный потенциал личности ребенка определяется не только степенью его приобщенности к мировой культуре, но и к национально - культурным традициям.
Годы обучения в школе совпадают с тем возрастом, когда дети расстаются со своим детским фольклором, но входя в большую жизнь, в современном обществе не получают, как правило, от взрослых эстафету фольклорного наследия предков.
Уважаемые взрослые, родители моих любимых учеников, давайте вместе прививать подрастающее поколение к нашему богатейшему русскому наследию. Больше читайте с ними народных сказок, включайте русские песни, даже если они звучат в современной обработке, посещайте с ними традиционные народные гулянья. Ведь на уроках закладывается лишь фундамент.
Ныне, когда вступают в диалог различные национальные и культурные традиции, происходит их взаимодействие и взаимообогащение, и возникают благоприятные возможности воспитания на мудрых заповедях народной педагогики – фольклоре.
Преподаватель музыки первой категории, МОУ ГСОШ города Калязина, Тверской области.
Сухина Ольга Васильевна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Мне борьба мешала быть поэтом, песни мне мешали быть борцом..."
Вступительный урок-презентация в 10 классе по творчеству Н.А.Некрасова позволяет расширить представление о народном поэте и его творчестве....
Элективный курс «Педагогические основы организаторской деятельности» («Быть лидером – быть успешным»)
Элективный курс «Педагогические основы организаторской деятельности» («Быть лидером – быть успешным») предполагает формирование и развитие образованной, творческой, компетентной и конкурентоспос...
"Кто виноват?", "Что делать?" и "Быть или не быть?" литературе в школе
Статья-размышление...
ЭССЕ «Учить детей – что может быть прекрасней?». ЭССЕ «Учить детей – что может быть прекрасней?». Эссе "Учить детей, что может быть прекрасней?"
Эссе "Учить детей, что может быть прекрасней?"...
"Быть здоровым - это модно! Быть здоровым - это классно! Быть здоровым - не опасно!"
Занятие о здоровом образе жизни, направленное на профилактику болезней и укрепление здоровья....
ДВИЖЕНИЕ – ЖИЗНЬ! Древние греки говорили: "Если хочешь быть красивым — бегай, если хочешь быть здоровым — бегай, если хочешь быть сильным — бегай"
Интересная статья...
Статья "Фольклор и современные музыкальные стили"
Статья "Фольклор и современные музыкальные стили". Способы интерпретации фольклора на фоне разнообразия современных музыкальных стилей и немного из истории фольклоризма....