Статья: "Фольклору быть!"
статья по музыке на тему

Cухина Ольга Васильевна

Можно и нужно ли в современном мире прививать нашим детям любовь к фольклору, к народным традициям, к нашей культуре?

Сейчас очень важно и необходимо всесторонне поддерживать народную традиционную культуру России – со стороны личности, общества и, самое важное, со стороны государства. Если не будет значительной поддержки русской народной культуры на государственном уровне, то в ближайшем будущем мы, к сожалению, можем потерять то, что долгое время сохранялось и передавалось нашими предками.

Ныне, когда вступают в диалог различные национальные  и культурные традиции, происходит их взаимодействие и взаимообогащение, и возникают благоприятные возможности воспитания на мудрых заповедях народной педагогики – фольклоре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon folklor.doc36.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Статья: « Фольклору быть!»

«Давайте детям больше и больше
содержания общего, человеческого, мирового,
но преимущественно старайтесь знакомить их
с этим через родные и национальные явления
» В.Г. Белинский

Для написания этой статьи послужили два повода – это проведение мной, как учителем музыки,  совместно с учащимися 3в  класса,  методического  открытого урока  на тему «Душа моя, Масленица» и отсюда вытекающий вопрос – возможно ли современной России развивать детей в традициях  русской народной культуры?

Нравственная ситуация, в которой мы сейчас с вами находимся, на самом деле очень серьёзная по своей сути. В настоящее время мы столкнулись с проблемой нравственной деградации населения, с истощением интереса общества к своей родной культуре, к измельчанию душевных человеческих качеств. Всё чаще превозносятся и популяризируются, благодаря средствам массовой информации, современные виды искусства, и всё реже мы можем наблюдать с вами наше родное, исконно русское мастерство.

Да, классы, в которых обучаются наши дети, оснащены последними видами техники: интерактивные доски, планшеты, скоростной интернет…

Это все помогает нам двигаться вперед, а помним ли мы то, что осталось позади: нашу историю, наш язык, нашу народную музыку.

У многих людей в России сформировалось мнение, что заниматься изучением своих традиций – «как-то не по-современному».

 А ведь  русский фольклор — это дорожка от прошлого через настоящее в будущее. Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека.

И я как педагог музыки, постараюсь аргументировать необходимость введения  и изучения народного фольклора  не только через музыкальные занятия, но и через другие внешкольные мероприятия.

Сейчас очень важно и необходимо всесторонне поддерживать народную традиционную культуру России – со стороны личности, общества и, самое важное, со стороны государства. Если не будет значительной поддержки русской народной культуры на государственном уровне, то в ближайшем будущем мы, к сожалению, можем потерять то, что долгое время сохранялось и передавалось нашими предками.

Ребенок может и должен искать и находить в своем сознании, в своем сердце, в своей душе те струны, которые связывают его с родным домом, родителями, друзьями, школой, его «малой родиной». В музыке любого народа отражены любовь  к родной природе, восхищения красотой материнства, поклонение труженикам  и защитникам родной земли. Ведь музыка о «родной сторонушке» помогала человеку  на чужбине, утешала его в минуты горя и отчаяния, давала силы в дни испытаний и трудностей, вселяла в его сердце веру, надежду, любовь…

Обращение к фольклору открывает возможности сохранения складывающейся веками системы человеческих ценностей, гуманных отношений между людьми в современных условиях воспитания школьников.

Использование на занятиях фольклора   значительно обогащает уроки музыки, позволяет найти новые пути организации  уроков, способствует установлению хороших взаимоотношений между  учениками и учителем, развивает у учеников такие качествам народного творчества, как вариативность, импровизация, коллективное одухотворение. Знакомство с народной песней расширяет представление младших классов о народно - поэтическом языке, его образно-смысловое строение.

Уроки народного фольклора –  это уроки постижения народной мудрости, доброты и красоты в мире.

Начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо с малых лет, включая занятия подобного рода в официальную программу обучения. По новым федеративным стандартам, мы, учителя, имеем такую возможность. Я, как педагог музыки, этому очень рада. Но, к сожалению, народная музыка для наших детей не становится предметом любви, а превращается  просто в учебный процесс.

Мы, взрослые, должны знать, что  духовный потенциал личности ребенка определяется не только степенью его приобщенности  к мировой культуре, но  и к национально - культурным традициям.

Годы обучения в школе совпадают с тем возрастом, когда дети расстаются со своим детским фольклором, но входя в большую жизнь, в современном обществе не получают, как правило, от взрослых эстафету фольклорного наследия предков.

Уважаемые взрослые, родители моих любимых учеников,  давайте вместе прививать подрастающее поколение к нашему богатейшему русскому наследию. Больше читайте с ними народных сказок, включайте русские песни, даже если они  звучат в современной обработке, посещайте с ними традиционные народные гулянья. Ведь на уроках  закладывается лишь фундамент.

Ныне, когда вступают в диалог различные национальные  и культурные традиции, происходит их взаимодействие и взаимообогащение, и возникают благоприятные возможности воспитания на мудрых заповедях народной педагогики – фольклоре.

Преподаватель музыки  первой категории, МОУ ГСОШ города Калязина, Тверской  области.

Сухина Ольга Васильевна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мне борьба мешала быть поэтом, песни мне мешали быть борцом..."

Вступительный урок-презентация в 10 классе по творчеству Н.А.Некрасова позволяет расширить представление о народном поэте и его творчестве....

Элективный курс «Педагогические основы организаторской деятельности» («Быть лидером – быть успешным»)

Элективный курс «Педагогические  основы организаторской деятельности» («Быть лидером – быть успешным») предполагает формирование и развитие образованной, творческой, компетентной и конкурентоспос...

"Быть здоровым - это модно! Быть здоровым - это классно! Быть здоровым - не опасно!"

Занятие о здоровом образе жизни, направленное на профилактику болезней и укрепление здоровья....

Статья "Фольклор и современные музыкальные стили"

Статья "Фольклор и современные музыкальные стили". Способы интерпретации фольклора на фоне разнообразия современных музыкальных стилей и немного из истории фольклоризма....