Музыка Австрии
план-конспект урока по музыке по теме

Беликова Наталия Петровна

Ресурс содержит конспекр урока "С миру по нотке... музыка Австрии" НЕвозможно разместить презентацию и приложение (видеофрагмент йодль и вальс Штрауса) из-за ограничений в объеме. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzyka_avstrii.doc46 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МОУ гимназия № 1 г.Липецка

Пономарёва Ольга Николаевна

Музыка

4 класс

Программно-методическое обеспечение: программа Д.Б. Кабалевского (базовый уровень), учебно-методический комплект «Музыка» авторы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина.

Тема урока: «С миру по нотке…Музыка Австрии».

Цель образовательная: познакомить с образцами народной и композиторской музыки Австрии, жанром симфонии.

Цель развивающая: пробудить интерес к народному творчеству и музыке великих композиторов – классиков, развить творческое музыкальное мышление учащихся, вокальные навыки.

Цель воспитательная: способствовать формированию чувства патриотизма и интернационализма.

Оборудование: фортепиано, синтезатор, компьютер, проектор, музыкальный центр, диски, кассеты с записями ,нотная хрестоматия, дидактический материал(карточки ,таблица элементов музыкальной речи ,словарь музыкальных эмоций), шумовые инструменты- треугольник, колокольчики.

Приложение: компьютерная презентация.

              Ход урока.

                                                     1

Вход учащихся: звучит 1 куплет песни И.Лученка «Майский вальс».

У:  Ребята, вы вошли в класс под звучание песни «Майский вальс», она написана в честь победы нашего народа над немецко-фашистскими захватчиками. В этом году все мы празднуем 65-летие Великой Победы.

Весна 45 года, как ждал тебя синий Дунай,

Народам Европы свободу

Принёс жаркий, солнечный май!

На площади Вены спасённой

Собрался народ  стар и млад.

На старой, израненной в битвах гармони

Вальс русский играл наш солдат!

У:  О какой стране, спасённой русскими солдатами, идёт речь? (Дунай, Вена, вальс)

Д: Австрия.

1 слайд: тема « С миру по нотке…Музыка  Австрии».

У:  Австрия находится в Западной  Европе. Эта страна богата  музыкальными

традициями. Австрийская музыкальная культура объединила разные музыкальные культуры: немецкую, славянскую, венгерскую, цыганскую, итальянскую.

Давайте услышим единение этих культур в австрийских народных песнях и танцах.

2 слайд: австрийский народный праздник в национальных костюмах.

Слушание: австрийский народный  танец.

У: Вы обратили внимание на ритм танца, что он напоминает?

Д: Он напоминает польку, но звучит медленнее.

У: Звучание каких музыкальных  инструментов вы услышали?(Работа с карточками)

Д: Аккордеон,  духовые инструменты, скрипка.

У:  Австрия славится своими необычными тирольскими песнями, или « йодлями». Йодль - песня тирольских пастухов. Исполнители йодлей быстро и ловко чередуют при пении переход из низкого грудного регистра в высокий.

3 слайд:  йодль( видеофрагмент).

У:  Какое настроение создаёт эта музыка? Какие особенности  австрийской музыки вам запомнились?

                                                      2

У: Почти 300 лет назад появился танец, который вырос из лендлера - танца австрийских крестьян. Для него характерен такой ритм ( наиграть ритм вальса).

У: О каком танце идёт речь, вы его узнали?

Д: Вальс.

У: Вальс - от немецкого слова «вальцен»- крутить, кружить. Вальс танцевали повсюду, он быстро распространился по всей Европе на рубеже 18 и 19 веков: вальс проник в простые дома, аристократические салоны и королевские дворцы.

Многие композиторы писали вальсы, но только одного из них называли «королём вальса» - композитора 19 века Иоганна Штрауса.

4 слайд: портрет И. Штрауса.

У: Штраус написал большое количество прекрасных вальсов, и названия у них очень красивые: «На прекрасном голубом Дунае», «Сказки Венского леса», «Весенние голоса». Ещё он писал польки, галопы, оперетты. Произведения Штрауса глубоко национальны, они опираются на мелодии и ритмы австрийской народной музыки. Современники называли вальсы И. Штрауса «патриотическими песнями без слов».

Один из вальсов композитора называется «Весенние голоса». Почувствуйте себя композиторами, пофантазируйте, какой должна быть музыка с таким красивым названием?

Моделирование художественно-творческого процесса.

В работе учащиеся используют: словарь эстетических эмоций, таблицу элементов музыкальной речи, карточки с ритмическим рисунком, шумовые инструменты ( треугольник, колокольчики) для исполнения ритмического рисунка.

У: Давайте послушаем оригинал вальса И. Штрауса.

5 слайд: Венский вальс.

Слушание вальса «Весенние голоса».

У: Какие чувства и краски несёт в себе эта музыка? Почему И. Штраус назвал вальс «Весенние голоса»?

3

У: Несколько столетий центром музыкальной культуры Европы была Вена - столица Австрии.                                                        

 6 слайд:  виды Вены.

У: Здесь создавали свои шедевры венские классики.

7 слайд: Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. Бетховен.

У:  Их имена известны всему миру.

8 слайд: портрет Моцарта.

У: С именем Моцарта знаком каждый из вас. Уже более 200 лет дарит людям радость лучезарная, прекрасная, полная тепла и света музыка Моцарта.

Очень точно сказал о музыке Моцарта русский музыкант и композитор А.Рубинштейн:

«Вечно солнечный свет в музыке – имя тебе Моцарт! (А. Рубинштейн).

Учащиеся разучивают и исполняют канон Моцарта « Слава солнцу, слава миру!

У: Композитор прожил короткую( 35 лет), но удивительную жизнь. Он родился в 1756 году в маленьком австрийском городке Зальцбурге.

9 слайд: виды Зальцбурга.

 У: Отец композитора Леопольд Моцарт был композитором, скрипачом и органистом при дворе архиепископа Зальцбурга. Талант  Вольфанга  проявился в  трёхлетнем возрасте. В 4 года он начал сочинять. К 6 годам прекрасно играл на клавесине, импровизировал, сочинял.

10 слайд: 1) юный Моцарт за клавесином.

                    2) семья Моцартов.

У: Леопольд Моцарт считает, что пора показать Европе своих талантливых детей. В течение нескольких лет Моцарты разъезжают по  городам и странам: Вена, Париж, Лондон рукоплещут « чудо – детям».

Вольфанг получает хорошее общее образование: изучает иностранные языки, историю, арифметику, географию. В 14 лет он уже выступает как клавесинист, скрипач, дирижёр, органист, автор опер и симфоний. Но, «чудо – ребёнок» вырос, детство закончилось. Содержанием и смыслом жизни Моцарта становится творчество, каждодневный труд. С удивительной быстротой и лёгкостью  он создаёт одно произведение за другим. Им написано более 600 сочинений в разных жанрах: сонаты, симфонии, оперы, инструментальные концерты, вокальные и камерные произведений.

Жизнь оборвалась неожиданно рано, 5 декабря 1791 г. Моцарта не стало.

11 слайд: памятник Моцарту.

У:  Симфония соль минор – гениальное  творение великого  Моцарта, сочинена в один из самых светлых периодов жизни композитора.

12 слайд: симфония № 40 соль минор, экспозиция.

Учитель напоминает учащимся, что симфонией называется крупное произведение в 4 частях для симфонического оркестра, его можно сравнить с серьёзным повествованием о жизни, выраженным музыкальными средствами.

У:  Мы знакомимся с экспозицией (показ главных тем). Начинается экспозиция без вступления изложением главной темы.

13 слайд: портрет Моцарта.

У: Внимательно вчитайтесь в слова А.С. Пушкина.

                                        Какая глубина!

                                         Какая смелость и какая стройность!

                                          Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь…

Слушание  экспозиции симфонии.

У: Почему А.С. Пушкин называет Моцарта богом?

     Что рассказала о себе эта музыка?

У: Чем тронула музыка ваши сердца?

     Какие инструменты исполняли музыку?

     Какое название можно дать симфонии?

У: В знак благодарности композитору за его гениальную музыку предлагаю спеть главную мелодию симфонии со словами ( учащиеся  вслух выразительно читают текст «буриме», выполненного учащимися 7-х классов как творческое задание)

                                          В этой музыке слышно волненье,

                                           Это – Моцарта плод вдохновенья,

                                            И звучит она очень сердечно,

                                           Будем музыку помнить мы вечно!

Учащиеся исполняют  главную мелодию под синтезатор.

Работа над плавностью, лёгкостью и выразительностью исполнения.

Обобщение: обобщая знания, полученные на уроке, учащиеся приходят к выводу, что они познакомились с народной и композиторской музыкой Австрии, узнали имена и произведения великих композиторов: Моцарта, Штрауса.

У:  Границы между государствами могут помешать понять и полюбить музыку    другого народа?

Д:  Нет, для музыки  нет границ. Язык музыки интернационален и понятен любому человеку, живущему на Земле.

Выход учащихся из класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие по Австрии

путешествие по Австрии...

Презентация по стране Австрия

Развитие современного Австрия, природа, культура, развитие промышленности, политический строй....

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО АВСТРИИ- СТРАНЕ МУЗЫКИ

Конспект ( бинарного ) урока    по немецкому языку для учащихся 7, 11 классов....

МУЗЫКА АВСТРИИ; В. А. МОЦАРТ

Развитие интереса у учащихся в познании музыки разных народов, умение анализировать прослушанные произведения...

Урок музыки в 4-м классе “Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики”

В данном  учебном материале представлена разработка урока музыки в 4-м классе по теме "Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики."...

Верхняя Австрия. Культура. Презентация о достопримечательностях и реалиях Австрии

Цикл презентаций о достопримечтельностях и реалиях  9-и Федеральных земель Австрии....