Новолетие. Тропарь.
план-конспект урока по музыке по теме
Беседа о духовной музыке.
ЦЕЛЬ - ЦЕННОСТЬ: сохранение традиции.
Музыкальный материал: тропарь Новолетия.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: заинтересованность детей в познании русских традиций.
План:
1.Вступительное слово, актуализация.
2.Восприятие музыки.
3.Анализ текста.
4.Разучивание текста.
5.Повторное слушание. Анализ собственного исполнения.
6.Рефлексия.
7. Творческие задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novoletie.doc | 32.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Беседа с детьми о духовной музыке.
Новолетие. Тропарь.
ЦЕЛЬ - ЦЕННОСТЬ: сохранение традиции.
Музыкальный материал: тропарь Новолетия.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: заинтересованность детей в познании русских традиций.
1.Вступительное слово, актуализация.
В древности в Московском государстве существовал такой обычай: каждый год в начале сентября ровно в полночь, в глубокой тишине, со стороны Московского Кремля раздавался грохот пушки, вслед за тем начинал гудеть самый большой колокол на колокольне Ивана Великого, а за ним начинали звонить колокола во всех московских храмах.
Как вы думаете, какого события могли ожидать люди? (предположения детей)
В этот день люди встречали начало нового года. Почему именно в сентябре?
Праздник Новолетия установлен святыми отцами 1-го Вселенского собора. Люди вспоминали проповедь Господа Иисуса Христа, в которой они узрели указание на празднование дня нового года. По преданию церкви именно в этот день был сотворён мир. Поэтому определили начинать исчисление церковного года с 1 сентября по старому стилю. Сегодня этот день 14 сентября. С 1492 года, ровно 520 лет назад на Руси стали отмечать Новолетие как церковно-государственный праздник.
В наше время в церкви сохранили эту ТРАДИЦИЮ, и даже школьный год начинается в сентябре.
Как вы думаете, о чём могли молиться люди? (высказывания детей)
Давайте послушаем молитву и проверим наши предположения.
2.Восприятие музыки.
Смогли мы понять смысл песнопения? На каком языке исполняется музыка? Верно, похож на русский, но много слов, нам не знакомых. Это церковно-славянский язык.
Где можно услышать такое пение в наши дни? (Во время богослужения в храме). Какой инструмент или группа инструментов сопровождает пение? (Люди поют без помощи музыкальных инструментов).
Это песнопение называется ТРОПАРЬ - краткое напоминание о церковном празднике. На таком празднике люди собираются в храме для того, чтобы вместе поблагодарить Бога - помолиться.
3.Анализ текста.
Церковно-славянский язык только на первый взгляд кажется сложным. Оказывается, если мы будем внимательными, то сможет его понять. Давайте попробуем разобрать текст.
"Всея твари Содетелю, времена и лета во своей власти положивый, благослови венец лета благости Твоея, Господи, сохраняя в мире люди и град Твой, молитвами Богородицы и спаси ны."
Вместе с детьми объясняем слова:
"Творение" - согласно Библии, а также мнению некоторых учёных, мир был создан Богом, поэтому всё, что есть в мире - Божье творение;
"Содетель" - Создатель, Творец, Бог;
"Благослови"- благословение получают на всякое доброе дело, это не просто разрешение, это испрашивание помощи свыше;
"Венец лета" - венец - это вершина, лето - год, значит, венец лета - начало года;
"Молитвы Богородицы"- за всех людей, живущих на земле, непрестанно молится Матерь Божия Мария, Богородица.
"Спаси" - защити от бед и напастей, убереги от желания обидеть, обмануть, совершить плохое.
Вместе с детьми приходим к осмыслению текста:
Создатель всего живущего, положивший начало времён, благослови начало года Своей благодатью, Господи, сохраняя в мире людей и города, молитвами Богородицы и спаси нас.
4.Разучивание текста.
При разучивании текста сначала проговариваем на русском языке, условно разделив на части (закрепление смысла), затем переходим на церковно-славянский язык.
При разучивании музыкального текста сразу опираемся на слово, обращая внимание на распевы и остановки.
При исполнении обращаем на внимание на внутреннюю собранность звука, четкость слов и соборность в пении.
Исполняется тропарь троекратно. Почему?
5.Повторное слушание. Анализ собственного исполнения.
Найти отличие и похожее в пении. Получилось ли у нас спеть молитву? Как исправить ошибки?
Какими вам представляются люди, поющие тропарь, их внутреннее состояние? (спокойными, внимательными, уверенными в том, что с помощью Божьей, год будет благополучным).
Мы можем спеть в таком же состоянии? Исполнение тропаря.
6.Рефлексия.
Согласны ли вы, что такая музыка помогает сохранять древнюю традицию? Где можно познать её? Какими вы пришли на занятие, и что изменилось в вас сейчас? (стали спокойными, внимательными, собранными). Почему такая "духовная музыка" полезна для нас?
7. Творческие задания (по выбору):
- сравнить светские и православные обычаи встречи Нового года;
- собрать варианты исполнения тропаря разными коллективами (детский хор, смешанный и др) на разных языках;
- составить книгу-песенник;
- записать собственное исполнение на аудионоситель.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Традиции Новолетия в культуре народов мира".
Презентация "Традиции Новолетия в культуре народов мира". 6 класс....