Новолетие. Тропарь.
план-конспект урока по музыке по теме

Дегтярёва Ирина Дмитриевна

Беседа о духовной музыке.

Уменьшить

 

ЦЕЛЬ - ЦЕННОСТЬ: сохранение традиции.

Музыкальный материал: тропарь Новолетия.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: заинтересованность детей в познании русских традиций.

План:

1.Вступительное слово, актуализация.

2.Восприятие музыки.

3.Анализ текста.

4.Разучивание текста.

5.Повторное слушание. Анализ собственного исполнения. 

6.Рефлексия.

7. Творческие задания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novoletie.doc32.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Беседа с детьми о духовной музыке.

Новолетие. Тропарь.

ЦЕЛЬ - ЦЕННОСТЬ: сохранение традиции.

Музыкальный материал: тропарь Новолетия.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: заинтересованность детей в познании русских традиций.

1.Вступительное слово, актуализация.

В древности в Московском государстве существовал такой обычай: каждый год в начале сентября ровно в полночь, в глубокой тишине, со стороны  Московского Кремля раздавался грохот пушки, вслед за тем начинал гудеть самый большой колокол на колокольне Ивана Великого, а за ним начинали звонить колокола во всех московских храмах.

Как вы думаете, какого события могли ожидать люди? (предположения детей)

В этот день люди встречали начало нового года. Почему именно в сентябре?

Праздник Новолетия установлен святыми отцами 1-го Вселенского собора. Люди вспоминали проповедь Господа Иисуса Христа, в которой они  узрели указание на празднование дня нового года. По преданию церкви именно в этот день был сотворён мир. Поэтому определили начинать исчисление церковного года с 1 сентября по старому стилю. Сегодня этот день 14 сентября. С 1492 года, ровно 520 лет назад на Руси стали отмечать Новолетие как церковно-государственный праздник.

В наше время в церкви сохранили эту ТРАДИЦИЮ, и даже школьный год начинается в сентябре.

Как вы думаете, о чём могли молиться люди? (высказывания детей)

Давайте послушаем молитву и проверим наши предположения.

2.Восприятие музыки.

Смогли мы понять смысл песнопения? На каком языке исполняется музыка? Верно, похож на русский, но много слов, нам не знакомых. Это церковно-славянский язык.

Где можно услышать такое пение в наши дни? (Во время богослужения в храме). Какой инструмент или группа инструментов сопровождает пение? (Люди поют без помощи музыкальных инструментов).

Это песнопение называется ТРОПАРЬ - краткое напоминание о церковном празднике. На  таком празднике люди собираются в храме для того, чтобы вместе поблагодарить Бога - помолиться.

3.Анализ текста.

 Церковно-славянский язык только на первый взгляд кажется сложным. Оказывается, если мы будем внимательными, то сможет его понять.  Давайте попробуем разобрать текст.

"Всея твари Содетелю, времена и лета во своей власти положивый, благослови венец лета благости Твоея, Господи, сохраняя в мире люди и град Твой, молитвами Богородицы и спаси ны."

Вместе с детьми объясняем слова:

"Творение" - согласно Библии, а также мнению некоторых учёных, мир был создан Богом, поэтому всё, что есть в мире - Божье творение;

"Содетель" - Создатель, Творец, Бог;

"Благослови"- благословение получают на всякое доброе дело, это не просто разрешение, это испрашивание помощи свыше;

"Венец лета" - венец - это вершина, лето - год, значит, венец лета - начало года;

"Молитвы Богородицы"- за всех людей, живущих на земле, непрестанно молится Матерь Божия Мария, Богородица.

"Спаси" - защити от бед и напастей, убереги от желания обидеть, обмануть, совершить плохое.

Вместе с детьми приходим к осмыслению текста:

Создатель всего живущего, положивший начало времён, благослови начало года Своей благодатью, Господи, сохраняя в мире людей и города, молитвами Богородицы и спаси нас.

4.Разучивание текста.

При разучивании текста сначала проговариваем на русском языке, условно разделив на части (закрепление смысла), затем переходим на церковно-славянский язык.

При разучивании музыкального текста сразу опираемся на слово, обращая внимание на распевы и остановки.

При исполнении обращаем на внимание на внутреннюю собранность звука, четкость слов и соборность в пении.

Исполняется тропарь троекратно. Почему?

5.Повторное слушание. Анализ собственного исполнения.

Найти отличие и похожее в пении. Получилось ли у нас спеть молитву? Как исправить ошибки?

Какими вам представляются люди, поющие тропарь, их внутреннее состояние? (спокойными, внимательными, уверенными в том, что с помощью Божьей, год будет благополучным).

Мы можем спеть в таком же состоянии? Исполнение тропаря.

6.Рефлексия.

Согласны ли вы, что такая музыка помогает сохранять древнюю традицию? Где можно познать её? Какими вы пришли на занятие, и что изменилось в вас сейчас? (стали спокойными, внимательными, собранными). Почему такая "духовная музыка" полезна для нас?

7. Творческие задания (по выбору):

  • сравнить светские и православные обычаи встречи Нового года;
  • собрать варианты исполнения тропаря разными коллективами (детский хор, смешанный и др) на разных языках;
  • составить книгу-песенник;
  • записать собственное исполнение на аудионоситель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Традиции Новолетия в культуре народов мира".

Презентация "Традиции Новолетия в культуре народов мира". 6 класс....