урок по теме "Образ Александра Невского в искусстве "
материал по музыке (5 класс) по теме

Овсеенко Ирина Игоревна

 


разработка урока 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx28.3 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБОУ Пестриковская СОШ Кашинского района Тверской области

 урок по музыке 5 класс

Тема урока: « Образ Александра Невского в искусстве»

Учитель: Овсеенко Ирина Игоревна

Цель урока: 

В единстве и взаимосвязи нескольких  видов искусства: истории, музыки, живописи, кинематографии, скульптуры создать образ защитника Отечества – князя Александра Невского и показать, кем он был для русского народа и для своей Родины.

Задачи урока:

Образовательные:

 -продолжить знакомство учащихся с творчеством С.С. Прокофьева.

-закрепить понятия средств выразительности в музыке и живописи.

Развивающие:

-формировать умения и творческие навыки каждого ученика;

-прививать бережное отношение к истории своего народа;

-показать многомерность и гармоничность различных видов искусства  для создания образа Александра Невского.

-развивать психические процессы (внимание, память, мышление), межпредметные связи, увеличивать словарный запас.

Воспитательные:

-пробуждать и воспитывать патриотические чувства детей, гордость за героев Отечества;

-воспитывать чувство взаимовыручки и ответственности среди учащихся.

Тип урока: комбинированный.

Виды деятельности на уроке:

1.Пение
2. Прослушивание музыки
3. Анализ фрагментов музыкального произведения
4. Анализ репродукций картин русских художников
5. Просмотр видеофильма
6. Закрепление ключевых понятий
7. Работа с музыкальными терминами
8. Беседа о роли А. Невского в современном мире

Оборудование:

1.компьютер;

2.проектор;

3.звукоусиливающая аппаратура (колонки);

4.синтезатор.

Материалы:

1.видеофрагменты из кинофильма “Александр Невский” режиссёра С.Эйзенштейна – 

2.музыкальные фрагменты из кантаты С.С.Прокофьева «Александр Невский»: «Песнь об Александре Невском», «Богатырская симфония» А.Бородин, «Ария Сусанина» из оперы «Жизнь за царя» М.И.Глинка.

3.музыкальные фонограммы песен.

Оргмомент: «Все на свете можешь ты» - песня (релаксация).

Вступительное слово учителя:

У каждого народа  есть свои национальные герои, которых любят, чтят и помнят. Их имена остаются в веках, а нравственный облик не только не стирается в памяти потомков, но, напротив, с течением времени становится ярче и светлее. Это в полной мере относится к Александру Невскому. Это имя на Руси и сейчас произносят с особой гордостью и почтением. 

Более восьми веков живет память народная о святом благоверном великом князе Александре Невском – национальном герое, народном заступнике.  Православная церковь причислила благоверного князя Александра к лику святых, и это обстоятельство придает трактовке образа новое осмысление.
Александр Невский – не мифологический герой, а реально существовавший человек. Его образ представлен  не только церковной музыкой, но и музыкой композиторской, не только иконами, но и картинами художников; написаны романы, поэмы, стихотворения, поставлены памятники, сняты кинофильмы.

Постановка учебной цели:

Сегодня на уроке продолжим знакомство с творчеством С.С.Прокофьева, в частности с кантатой «А.Невский», постараемся «озвучить» живопись и «нарисовать» музыку.

Образ А. Невского, защитника Руси,- образ героя. Мы сегодня рассмотрим, как он отражен в музыке и живописи. А, пока, давайте вспомним героические образы защитников Руси, рассмотренные нами ранее.

Повторение:

1)Задание учителя: прослушать музыку.

Вопрос: Что это за музыка?  ( Симфония №2 «Богатырская» А. Бородин)

А) Как можно описать прослушанную музыку? – ( Сильная, могучая, трагическая)

Б) Как вы опишите, нарисуете русских богатырей? – ( Мощные, сильные, добрые, справедливые)

2) Задание учителя: прослушать музыку.

Вопрос: Что это за произведение?  ( «Ария Сусанина» из оперы «Жизнь за царя»)

А) Как можно описать прослушанную музыку? - ( Мужественная, скорбная, трагичная).

Б) Почему музыка трагичная, скорбная? – (Сусанин увел врагов от Москвы, но ему предстоит умереть)

В) Как бы вы нарисовали Сусанина? – ( Большой, сильный мужик)

Песня: «Богатырская наша сила».

Основная часть.

Только что, мы с вами, слушая музыку, представляли образы, навеянные мелодией, то есть «рисовали» музыку. На этом уроке, рассматривая изображение, попробуем «озвучить» живопись.

А, для начала, давайте вспомним исторические события, произошедшие на Руси 1240 - 1242 году.

Историческая справка (рассказывает ученик – см. приложение 1)

На паузе доклада: обратите внимание на доску, где вы видите воинов Ливонского ордена – Крестоносца.

Давайте подумаем, глядя на изображения, какая должна быть музыка захватчиков (воинственная, дикая, металлическая).

Давайте теперь прослушаем, как ее представил Прокофьев.  «Крестоносцы во Пскове» - отрывок из кантаты «А. Невский».

Вопрос: Похожа ли музыка Прокофьева на ту, что мы писали словами? (да похожа), (Еще она трагичная).

Продолжение исторической справки: (см. приложение 1)

Пока русские воины ждут врагов, им надо приободриться, давайте и мы с вами  исполним песню: «Солдатушки – браво ребятушки».

Продолжение: (см.приложение 1)

Хорошо, мы вспомнили историю, теперь давайте обратим внимание на картину П. Корина «Александр Невский».

Вопросы:

  1. Что изображено на картине? (Почти всю картину занимает образ Александра Невского)
  2. Как стоит полководец?  (Лицом к зрителю, положив руки на меч)
  3. Каков его взгляд?  (Гневный)
  4. Почему?  (Наверное, он ждет приближение врагов, которые разоряют русскую землю) (Еще он верит в победу)…

А теперь, глядя на картину П. Корина и Е. Ванюкова, представим, какой должна быть музыка русских воинов  (Героическая, быстрая, удалая).

Молодцы, все правы. И так «музыку крестоносцев» мы уже слышали, а музыку русских воинов «написали» словами, а теперь послушаем, как это изобразил С. Прокофьев в своей музыке.

«Ледовое побоище» - отрывок из кантаты.

Вопросы:

  1. Что за воинов изобразил Прокофьев в начале части?  (Крестоносцев)
  2. Как изменилась музыка во второй половине прослушанного фрагмента?  ( Мелодия ускорилась, стала удалой, героической)
  3. Подходит ли она к нашей музыке, написанной словами?  (Да, подходит)
  4. Чем закончилось сражение?  (Крестоносцы дрогнули и побежали на лед озера, он не выдержал и они ушли на дно)

То есть, русское воинство во главе с А. Невским одержало победу!

Давайте послушаем, как это показывает Прокофьев, его музыка ликует, радуется, гордиться за Русь и народ русский.

«Ледовое побоище» - окончание части кантаты «А. Невский»

Закончим мой новый материал этого урока финалом фильма «А. Невский».

Закрепление: тест: «Музыка и история»

Тест:

1)Произведение, в исполнении которого участвуют хор, солисты и симфонический оркестр, называется –

А) Фуга

Б) Кантата

В) Балет

2)Литературный текст, лежащий в основе музыкально – сценического произведения, - это

А) Рассказ

Б) Либретто

В) Опера

3) Прокофьев С. С. –

А) Член могучей кучки

Б) Композитор 20 столетия

В) Композитор 13 века

4) Главным направлением  Крестового похода в 1240 году был…

А) Псков

Б) Новгород

В) Смоленск

5) Крестоносцы пришли на Русь с …

А) Востока

Б) Запада

В) Юга

6) Основная цель сегодняшнего урока – это

А) «нарисовать» музыку

Б) «озвучить» живопись

В) узнать об историческом событии

Обобщение:

  1. Что за интересное явление, связанное с музыкой, живописью мы наблюдали сегодня?  ( Музыку можно «увидеть», а живопись «услышать»)
  2. Можем ли мы с помощью  музыки С. Прокофьева, картин П. Корина и Е. Ванюкова глубже почувствовать события 1240 – 1241годов?  ( Да, музыка и картины дополняют и усиливают восприятие исторических событий).

Итог урока: 

У: А. Невский  был патриот. А как вы понимаете это слово?
Д: Патриот – это человек, который любит свою Родину. Он не жалеет жизнь и готов отдать её, что спасти Россию. 
У: А можно ли назвать патриотами вот этих людей: композитора Прокофьева, художников Нестерова, Корина, Серова, кинорежиссера Эйзенштейна, скульптора Комова?
Д: Нет, нельзя. Потому что они жили в мирное время и не защищали Родину.
У: Но ведь мы через их произведения узнали об Александре Невском и о его подвиге, хотя он жил почти 800 лет назад. Разве они не патриоты?
Д: Наверное, можно их назвать патриотами...  Ведь они создавали свои произведения не для себя, а для Родины и для народа, для нас.
У: Конечно, ведь патриот – это не только тот, кто сражается во время войны. Для художников их оружием являются ноты, картины, фильмы, скульптуры. А кто из вас может назвать себя патриотом?

Дети поднимают руки:

У: А что является вашим оружием?
Д: Знания, хорошая учеба, патриотические песни.
У: Правильно, ведь сражаться можно не только на поле боя, но и в повседневной жизни. А это, может быть, в какой-то степени иногда даже труднее. Учитесь, получайте новые знания, пойте любимые песни, и вы будете настоящими патриотами своей страны. Вы – будущее России.

Небольшая пауза для осмысления детьми сказанного.

Подведение итогов урока:

У: Наш урок подошел к концу. Мы прикоснулись к очень важной странице нашей истории. Ключевой фигурой для нас стал полководец, защитник Земли Русской  святой князь Александр Невский. А понять и почувствовать то время нам помогли картины, музыка, скульптура, кинофильм. Но самое главное то, что каждый из вас пропустил через сердце образ Александра Невского и его подвиг, испытал гордость за своего соотечественника. А я испытала гордость за вас. Ваши ответы, размышления и споры показали интерес и неравнодушие к этой теме. А это самое главное.

Выход из класса: прощание и песня «Дорога добра»

        

Историческая справка (приложение 1)

Первая половина 13 века – время наиболее тяжких испытаний для Руси. Рыцари Ливонского ордена – Крестоносцы, завоевали Прибалтику и готовились к захватническому походу на Русь. На востоке полчища монголо-татар уже грабили русские земли. Лишь небольшая территория вокруг Пскова, Новгорода, Смоленска и Полоцка оставалась свободной. Населению этих земель и предстояло остановить рыцарский натиск на восток. Главным направлением Крестового похода рыцарей в 1240 году был Псков, который был взят, вследствие предательства. (Пауза)

Освободительную борьбу русского народа против захватчиков возглавил Новгородский князь Александр Невский, ему на помощь пришел его брат с войском, собранным во Владимиро-Суздальской земле, что позволило русским перейти в наступление. Войска А. Невского освобождают г. Псков. Но опасность не была ликвидирована. Рыцари, вернувшиеся в расположение, готовились к летнему захватническому походу.  (Пауза)

В ополчение А. Невского, для решающей битвы, входили не только дружинники, но и все, кто мог держать оружие на свободных территориях: подростки, крестьяне, ремесленники и даже женщины. Оставшаяся часть Руси, не оправившаяся от первого похода Батыя, не могла оказать существенной помощи А. Невскому. Поэтому он решил не дожидаться рыцарей в Пскове, а выступить навстречу врагу и разбить его в благоприятных для русского войска условиях. Невский входит в пограничный район ордена. Отсюда он посылает два разведывательных отряда в расположение противника. Отряды наткнулись на засаду и были разбиты. Рыцари приняли разведывательные  отряды за передовые части русских и решили немедленно выступать, собрав большое ополчение. Узнав о приближении неприятельского войска А. Невский рассредоточил  свои силы с учетом природных данных местности, заняв выгодную позицию. (Пауза)

5 апреля 1242 года на Чудском озере разразилась битва. Немцы построились в форме клина «свиньей», на острие которого находился самый сильный отряд. Врезаясь в ряды противника « свинья раскидывала их и грозила заходом в тыл. Зная эту тактику, А. Невский укрепил фланги и в разгар битвы стиснул рыцарское войско, как «клещами». Немцы не выдержали и стали отступать. Русские преследовали врага 7 верст. Часть рыцарей, в тяжелой броне  попала на тонкий лед и многие, из них, пошли на дно. Рыцарей погибло более 500, рядовых – «бесчисленное множество». В плен попало 50 знатных воевод.

                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Александро-Невская лавра как исторический памятник Св.блг.кн. Александру Невскому. Образовательное путешествие с использованием принципа «méthode naturelle».

Актуальность темы. Современный Санкт-Петербург ставит перед школой комплекс образовательных и воспитательных задач, решение которых предполагает не только передачу учащимся системы знаний по целому ря...

Социальная реклама Творческого марафона славы святого благоверного великого князя Александра Невского "Посвящение Александру Невскому".

Социальная реклама Творческого марафона славы святого благоверного великого князя Александра Невского написана на стихи собственного сочинения....

Образ Александра Невского в искусстве

Образ Александра Невского в произведениях литературы, музыки, кино- и изобразительном искусстве...

Урок "Образ Александра Невского в искусстве" 5 класс

Это интегрированный урок, с использованием кейс технологий....

Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства в 5 классе. Тема урока: «Звать через прошлое в настоящее. Александр Невский».

Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства в 5 классе.Тема урока: «Звать через прошлое в настоящее. ...

Князь Александр Невский- Великое имя России «к 8оо-летию со дня рождения Александра Невского»

Князь Александр Невский- Великое имя России«к 8оо-летию со дня рождения Александра Невского»...

Урок на тему "Александро-Невская Лавра"

Урок, посвященный знакомству учащихся со Свято-Троицкой Александро-Невской Лаврой города Санкт-Петербурга. Изначально предназначена для  предмета ОДНКНР (5 класс), может быть использована и для в...