Творческий проект «Джаз на струнах»
методическая разработка по музыке по теме
Применение инновационных технологий в обучении домристов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_domra_i_komppyutor.doc | 103 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Согласовано: Методическим Советом ДШИ Протокол от « »_________20 г Председатель Носова Н.А. |
Утверждаю: Директор ДШИ _________Пудовкина И.О. « »_____________20 г |
Творческий проект «Джаз на струнах»
Применение инновационных технологий
в обучении домристов.
Составитель преподаватель МБОУ ДОД
«ДШИ г.Нарьян-Мара»
И.О. Пудовкина
2011-2012г
Г.Нарьян-Мар
Содержание.
1.Введение…………………………………………………………………....…..3
2 Актуальность и значимость проекта …………………………………….…..3
3.Задачи проекта………………………………………………………………....4
4.Цели проекта……………………………………………………………...……4
5.Аудитория и время проведение проекта………………………………….....4
6.Этапы проекта……………………………………………………………….…5
7. Практическая реализация проекта…………………………………………...5
8.Методические пояснения к этапам реализации проекта………………....…5
9.Конкретные результаты………………………………………………….........8
10. Заключение…………………………………………………………………...9
11. Приложение…………………………………………………………………10
.
1.Введение.
В 2009 году мне в руки попал сборник современного композитора из г.Санкт-Петербурга Р.Бажилина «Учимся играть на аккордеоне». К сборнику прилагался аудиодиск и методические рекомендации. Прослушав диск, я можно сказать влюбилась в эту музыку. Такой репертуар несомненно, дополняет, расширяет содержание музыкального образования, способствует активизации учебного процесса. Автор предлагает исполнять пьесы на аккордеоне под аккомпанементы в следующих вариантах:
-под аккордеон
-под эстрадный ансамбль.
Сборник настолько заинтересовал меня, что я решила включить его в свою работу. При этом необходимо было сделать переложения сольных партий для домры.
Играя под такой аккомпанемент, юный музыкант уже не начальном этапе сможет ощутить себя маленьким артистом, и это будет стимулировать его занятия на инструменте. Считаю, что работа с данным материалом - это инновационный путь к обновлению методики обучения игре на народном инструменте – домре.
2.Актуальность и значимость проекта.
Бурное развитие музыкальных электронных технологий дает возможность педагогам применять их в процессе музыкального образования. В настоящее время влияние информационных технологий в детской среде особенно заметно. Внедрение информационно-коммуникативных технологий оптимизирует образовательный процесс, видоизменяет традиционные формы подачи информации, обеспечивает лёгкость и удобство её изложения. Всё это как нельзя лучше подходит для применения в учебном процессе в детских школах искусств. Одно из требований времени – это использование на занятиях в качестве аккомпанемента современных цифровых электронных клавишных инструментов, аудиозаписей, что помогает преподносить учебный материал разнообразно и интересно, повышает степень восприятия представляемой информации. Электронные аккомпанементы (аудиозапись) являются своеобразными «Музыкальными компьютерами», обладающими широкими выразительными исполнительскими и техническими возможностями, многие из которых недоступны традиционным музыкальным инструментам. И возникает вопрос: «А могут ли быть использованы возможности магнитофона, как инструмента в качестве аккомпанемента? И как это влияет на занятия по специальности». Считаю, что за компьютерами, синтезаторами, аудио-аккомпанементами будущее. Их можно использовать эффективно не только как специальный или дополнительный предмет, но и в качестве помощника, например, для озвучивания оркестровых тем в реальных тембрах, в целях развития слышания метро – ритмических структур. А о включении их в состав народных и духовых оркестров в самом разнообразном качестве и говорить не приходится.
Необходимо приобщаться к современным технологиям, в частности, к использования ауди – аккомпанемента на уроках по специальности, что способствует получению большей отдачи от работы детей, развитию интереса к предмету, приобщение к ансамблевой практике, организации внеклассной работы.
3.Задачи проекта:
- Обучающая: показать процесс обучения игре под фонограмму в нескольких этапах.
- Развивающая: развитие внимания, музыкального слуха при игре под фонограмму; умение показать точность в темпе, ритме, штрихе, динамике, агогике; развитие навыков ансамблевой игры; развитие навыков чтения с листа; развитие творческого мышления.
- Воспитывающая: воспитание самостоятельности, чувства ответственности, исполнительской дисциплины.
4.Цели проекта
Оптимизация учебного процесса благодаря внедрению информационно-коммуникативных технологий;
Изучение возможности использования сборника Р.Бажилина на уроках специальности «домра»;
Достижение у учащихся ритмически, динамически, агогически правильного исполнения произведений под фонограмму.
5. Аудитория и время проведения проекта.
Дата и место проведения проекта:
2011-2012 учебный год, МБОУ ДОД «ДШИ г.Нарьян-Мара»
Участники проекта:
Руководитель проекта – преподаватель ДШИ И.О.Пудовкина
Участники проекта – учащиеся класса преподавателя И.О. Пудовкиной:
Сумарокова Ксения 1 кл
Федотова Виктория 2 кл
Мелехина Юля 3 кл
Бычихина Настя 4 кл
Трифонова Ира 5 кл
Данилов Сергей 6 кл
Черняева Лера 6 кл
Канюкова Алена 6 кл
Чупрова Рая 8 кл
Вознюк Наташа 8 кл
Кропотина Роза 8 кл
Дуркина Вика 6 кл
6.Этапы работы над проектом.
- планирование;
- этап реализации;
- этап обобщения информации;
- этап представления полученных результатов работы над проектом (защита проекта).
7.Практическая реализация проекта.
Этапы | сроки | Освоение проекта |
1 | Сентябрь 2011г | Выполнение переложений партий для домры с партии аккордеона. |
2 | Сентябрь-октябрь 2011 | Накопление у учащихся класса слуховых впечатлений джазовой, современной музыки (прослушивание дисков и аудиозаписей). |
3 | Сентябрь-октябрь 2011 | Выявление потребностей у учащихся класса включения в репертуар джазовой и современной музыки |
4 | Ноябрь 2011- декабрь 2011 | Включение в репертуар учащихся пьес из сборника Р.Бажилина |
5 | Январь 2012 – май 2012 | Работа над пьесами, показ пьес на концертах и зачетах под электронный аккомпанемент. |
6 | Апрель2012- июнь 2012 | Выводы по реализации проекта, его значимость в музыкальном развитии учащихся. Изучение мнения коллег по данному проекту. |
8.Методические пояснения к этапам реализации проекта:
1 этап.
Сборник Р.Бажилина написан для аккордеона. Поэтому для начала работы с учащимися необходимо было сделать переложение сольных партий для домры. При выполнении переложений необходимо было учитывать «штриховую палитру», выполнение лиг в произведениях. Процесс переложений потребовал от педагога знаний и умений выполнения инструментовок и аранжировок. Процесс оказался довольно увлекательным для педагога.
2 этап.
Аудио-аккомпанемент – это многофункциональный оркестровый инструмент, обладающий неограниченными возможностями. С помощью него можно сделать обучение более простым и интересным, проводить его в виде увлекательной игры, а получаемые знания – более глубокими и обобщёнными, заниматься творческой работой. На данном этапе ученикам были предложены для прослушивания записи джазовых и современных исполнителей и композиторов. На этом этапе педагогу необходимо расширить знания учащихся о жанрах, стилях музыки, фактуре звучания различных музыкальных инструментов, развитии воображения, мелодического и гармонического мышления, в освоении основ ладо – гармонической структуры. Учащиеся должны научиться различать мелодию и аккомпанемент (в нем – бас, голоса и подголоски). Предполагаемый характер звучания мелодии, ассоциируется с тем или иным инструментом, что должно быть отражено в выбираемых тембрах, представления о которых необходимо расширять на основе их соотношения с характером мелодической линии произведения. Созвучное художественному образу ритмическое и тембровое решение
3 этап.
На данном этапе с каждым учеником проходили беседы с одной целью: Нравиться ли тебе современная, эстрадная, джазовая музыка? Хотел бы ты сам попробовать исполнить ее на домре?
И беседа происходила примерно в такой форме:
- Почему исполнение под фонограмму звучит ярче, сочнее?
Предполагаемый ответ: Играя на инструменте в сопровождении собственного эстрадного оркестра - любая пьеса превращается в яркий концертный номер,
- Почему исполнение под фонограмму современно?
Предполагаемый ответ: В наше современное время с экранов телевизоров мы слышим, в основном, только эстрадное исполнение, отсюда следует, что слушателю это знакомо и легче воспринимается.
И как итог – предложение ученику попробовать свои силы в данном направлении.
Использование магнитофонов, компьютеров на занятиях удовлетворяет естественное для детского возраста любопытство, процесс обучения приносит удовольствие и позволяет успешно работать с детьми разного уровня развития и разной степени заинтересованности в предмете. Применение магнитофона на уроках, как аккомпанирующего инструмента, дополняет работу над музыкальным произведением, помогает в решении основных образовательных задач: развитию их музыкально-творческих способностей и развитию музыкальности в целом.
Все ученики, даже особо не проявляющие большой заинтересованности в обучении, захотели попробовать выучить произведение под «минусовку» (выражение самих же учеников).
4 и 5 этапы.
Каждому ученику было выбрано произведение (а некоторым несколько), с учетом уровня подготовки, навыков игры на инструменте и с учетом мнения ученика. Некоторые произведения из сборника использовались в качестве нотного материала для чтения нот с листа.
Наиболее серьезной проблемой в ансамблевой игре, в том числе и в игре под фонограмму, считается синхронность звучания, то есть точное совпадение во времени сильных и слабых долей такта, всех длительностей участников ансамбля. Как правило, в коллективе исполнитель первой партии кивком головы показывает начало пьесы, замедление, снятия аккорда, окончание произведения. При игре под фонограмму от ученика требуется предельная концентрация внимания, так как нужно точно совпадать с записанным сопровождением. Нужно контролировать игру, не допуская расхождения с фонограммой.
Такой вид работы позволяет развивать самостоятельность, так как есть возможность разучивать произведение и дома, а не только в классе с педагогом.
Примером вышеизложенного материала могут служить пьесы Р. Бажилина из альбома пьес для начальных классов ДМШ «Учимся играть на аккордеоне» - «Солнечный дождик», «Радуга», «На лужайке», «Солнечный зайчик» и другие.
Одним из важных компонентов при игре является метроритм. Именно он позволяет играть ученику синхронно с записью. При нарушении метроритма рушится все исполнение. Также метроритм способствует техническому развитию ученика.
Такой репертуар несомненно, дополняет, расширяет содержание музыкального образования, способствует активизации учебного процесса. Играя под такой аккомпанемент, юный музыкант уже не начальном этапе сможет ощутить себя маленьким артистом, и это будет стимулировать его занятия на инструменте.
Во время исполнения, необходимо ставить перед учеником определенные задачи:
- точность в темпе, ритме
-штрихи должны соответствовать характеру произведения
- динамические оттенки не должны конфликтовать с фонограммой, а должны быть выразительны.
Разучивая произведение с фонограммой, нужно знать текст¸ играть в нужном темпе, с динамическими оттенками и штрихами.
В изложении важен темп. Именно верно выбранный темп способствует точной передаче характера музыки. Ученик должен четко представлять, в каком темпе он сможет сыграть, попадать в нужный темп, контролировать свою игру, не допуская расхождения с партнером в ансамбле и с фонограммой.
Пьсы Р.Бажилина под ауди-аккомпанемент были продемонстрированы на академических концертах, контрольных уроках, родительских собраниях, на Окружном конкурсе эстрадно-джазовой музыки (г.Нарьян-Мар, март 2012г).
6 этап.
При подведении итогов проекта мне было очень важно мнение моих учеников. Из бесед я поняла, что ученики с огромным удовольствием играли под магнитофон. На мой вопрос почему, ответы были следующего плана:
- Потому что – это современно
- Потому что - это необычно.
- Мои друзья, одноклассники, которые учатся в музыкальной школе, так не умеют.
- Потому что, играя под магнитофон, я могу выступать дома и в своей школе.
- Я могу выступать везде, независимо от концертмейстера.
- Мне очень нравится современная музыка (музыка Р.Бажилина)
- Потому что – это нравится моей маме.
Также важно мнение моих коллег, которые с интересом и одобрением отнеслись к моему проекту.
9.Конкретные результаты.
Подводя итог проекта сделаны следующие выводы:
Игра под фонограмму значительно расширяет музыкальный кругозор учеников, развивает умение слушать и слышать записанный аккомпанемент. Такой вид исполнения вовлекает ученика в активную форму музицирования. Ведь исполняя самые простые мелодии, дети приобщаются к творческому процессу. Играть под фонограмму следует на протяжении всего времени обучения в школе. Игра под фонограмму воспитывает у исполнителя ряд ценных профессиональных качеств: ритмическая дисциплина, ощущение темпа, способствует развитию музыкальности, исполнительской выразительности, слуха.
Такой способ исполнения доставляет ученикам истинное удовольствие и приносит неоспоримую пользу, раскрепощает его, снимает зажатость, страх публичных выступлений.
Любому преподавателю важно увлечь маленьких музыкантов, ведь играя под фонограмму, он ощущает себя настоящим артистом, играющим в сопровождении целого коллектива.
Такой вид работы, расширяет творческие способности, помогает закладывать основы для слухового внимания, развития гармонического слуха, способствует ритмической дисциплине, развивает самостоятельность.
Результат проекта показал, что поставленные цели и задачи достигнуты, так как содержание проекта было направленно на достижение правильного исполнение под фонограмму. Задачи, поставленные преподавателем, были всесторонне раскрыты.
Для решения поставленных задач использовались следующие приемы и методы работы:
-четкость и ясность поставленных задач перед учащимися
-разнообразный музыкальный материал, способствующий развитию творческих способностей ребенка.
- создание образного ряда (образные сравнения, ассоциации)
-активизация слухового контроля
-развитие мышления (игра в ансамбле)
-подача теоретических понятий в контексте музыкального образа.
-самоанализ учащимися исполняемых произведений.
10.Заключение.
Игра солиста – ученика под аудио-аккомпанемент (фонограмму) по-своему уникальна! В этом я вижу широкие перспективы музыкально – творческого развития обучающихся.
Сольное, ансамблевое музицирование под фонограмму - это инновационный путь к обновлению методики обучения игре на народном инструменте – домре.
Данный проект после реализации был представлен на заседании Методического Совета МБОУ ДОД «ДШИ г.Нарьян-Мара».
Приложение к проекту «Джаз на струнах»
Пьесы из сборника Р.Бажилина, вошедшие в репертуарные списки учащихся на 2011-2012 учебный год
Учащийся | Пьеса | Результат, концертное выступление |
Сумарокова Ксения 1 кл | «Солнечный дождик» «Солнечный зайчик» | Показ на родительском собрании |
Федотова Виктория 2 кл | «Солнечный дождик» «Солнечный зайчик» «Радуга» «Грибы» «Кукушка» | Окружной конкурс эстрадно-джазовых исполнителей (г.Нарьян-Мар, 2012) Концертная деятельность |
Мелехина Юля 3 кл | «Солнечный дождик» «Солнечный зайчик» «Радуга» «Грибы» «На лужайке» | Показ на родительском собрании |
Бычихина Настя 4 кл | «Солнечный дождик» «Солнечный зайчик» «Радуга» «Грибы» | Окружной конкурс эстрадно-джазовых исполнителей (г.Нарьян-Мар, 2012) Концертная деятельность |
Трифонова Ира 5 кл | «Солнечный дождик» «Солнечный зайчик» «Радуга» «Грибы» «Зонтики» «Молнии» | Окружной конкурс-фестиваль эстрадно-джазовой музыки (март 2012г) Концертная деятельность |
Данилов Сергей 6 кл | «Солнечный дождик» «Солнечный зайчик» «Радуга» «Автомобиль» | Показ на родительском собрании |
Черняева Лера 6 кл | «Солнечный дождик» «Солнечный зайчик» «Радуга» | Показ на родительском собрании |
Канюкова Алена 6 кл | «Солнечный дождик» «Солнечный зайчик» «Радуга» «Грибы» | Показ на родительском собрании |
Чупрова Рая 8 кл | «Солнечный дождик» «Солнечный зайчик» «Радуга» | Показ на родительском собрании |
Вознюк Наташа 8 кл | «Солнечный дождик» «Солнечный зайчик» «Радуга» «Грибы» «На лужайке» | Концертная деятельность |
Кропотина Роза 8 кл | «Солнечный дождик» «На лужайке» «Молнии» «Серпантин» | Концертная деятельность |
Дуркина Вика 6 кл | «Зонтики» «Молнии» «Серпантин» | Концертная деятельность |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа над творческим проектом. Творческий проект - "Игрушки - подушки"
Проект выполнен в программе паур- поинт. Этот материал мне помогает в работе над проектами. Проект был представлен на районе и занял 1 место. Затем на городе и занял 2 место. Если кому -то подойдет и...
Проблемный урок по теме: «Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта», автор Матвеева Н.А., МАОУ лицей № 2, г. Балаково
Учащиеся не должны, подобно ремесленникам, научиться делать ограниченный круг вещей или работ, как это традиционно было на уроках технического, обслуживающего или сельскохозяйственного труда. От них п...
Презентация урока в 5 классе «Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта»
Презентация урока в 5 классе...
Методическая разработка урока в 5 классе «Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта»
Урок с презентацией по проектной деятельности учащихся...
Требования к творческому проекту по технологии. Тематика творческих проектов для 5-7 классов.
Проект – это самостоятельная творческая работа учащихся, выполненная под методическим руководством учителя и опираясь на поддержку близких, а также специалистов. Он может быть и коллективным. Темой тв...
Занятие «Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта»
Занятие на тему: «Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта»...
Презентация Что такое творческий проект? Этапы написания творческого проекта.Фартук 5 класс
Этапы написания творческого проекта по технологии 5 класс...