Урок по теме "Моя Мордовия"
план-конспект урока по музыке по теме
Урок содержит материал по государственным символам, история возникновения народа "мордвы", творчество мордовских композиторов, мордовский фольклор
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_moya_mordoviya.doc | 54.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МОУ «Медаевская средняя общеобразовательная школа»
Урок - презентация
3 класс
Провела: учитель музыки Егораева Е.Н.
Цель урока: расширить и уточнить представления школьников о республике Мордовия, её
культуре.
Задачи:
учебно – развивающие: 1. Во вводной беседе «Кто такие мордва» рассмотреть мордовскую символику (герб, флаг, гимн).
2. Разучить м.н.п. «Луганяса келунсь», развивать вокально – хоровые навыки.
3. Познакомить школьников с композиторами Мордовии.
4. Расширить знания школьников о скульпторе С.Эрьзе.
5. Познакомить с национальным костюмом мордвы.
6. Познакомить с творчеством художника Сидельникова
воспитательные:
1. Воспитывать чувство национальной гордости и национального достоинства у детей.
2. Воспитывать интерес любовь к мордовскому искусству.
Материал:
музыкальный:
1. «Луганяса келунясь»
2. Н.Кошелева, С.Кинякин «Гимн Мордовии»
3. Л.Воинов. «Марш».
4. «Романь Аксясь»»
5. «Кштема»
поэтический: стихи мордовских поэтов.
художественный: изображение скульптора С.Эрьзи, скульптуры Эрзи рисунки и фотографии мордовских национальных костюмов;
Сидельников «Мордовские вышивальщицы».
У. – Ребята, сегодня у нас необычный урок. В классе много гостей, и мы совершим небольшое
путешествие по Мордовии. Тема нашего урока – «Моя Мордовия».
У. - Как называется страна, в которой мы живём?
Д. - Россия.
У. - Какой город является столицей России?
Д. - Москва.
У. – А как называется республика, которая является частью России и в которой мы с вами
живём?
Д. – Мордовия.
У.- Назовите главный город Мордовии.
Д. Саранск. (сл.1-3)
У. - Первое упоминание о племенах с общим названием «мордва» в письменных источниках
называют 6 в. н.э. Мордовские племена селились возле рек Мокша, Сура. Занимались
скотоводством, земледелием, охотой и рыбной ловлей. Мордва вошла в состав Руси в 15
веке. Уже в 17 веке создавалась письменность на мордовских языках. Их два – эрзя и
мокша.. Эти языки входят в финно – угорскую группу языков. В Мордовии выходят
республиканские газеты и журналы, ведутся местные телепередачи на телеканале «Сияжар»
на этих двух языках.
У каждой страны и даже каждой республики, которые входят в состав России, есть
свои государственные символы.
(сл.4) Рассмотрите внимательно герб Мордовии. Мы видим обрамление в виде золотых
колосьев пшеницы, ведь в Мордовии развитии сельское хозяйство, колосья перевиты
лентой. На щите в центре – герб города Саранска, на нём изображена лиса. Это означает, что
в лесах водится много зверей.
(сл.5) Флаг Мордовии – три полосы. Полоса тёмно – красного цвета символизирует понятие
«Жизнь», белая полоса – «Чистота намерений», «Духовная чистота», в центре её розетка –
символ солнца. Тёмно – синяя полоса – «Земля, напоенная водой».
(сл.6) Гимн Мордовии написан мордовским композитором Ниной Кошелевой на стихи
Сергея Кинякина.
Ты трудной дорогой, Мордовия, шла,
России держалась и голову гордо несла.
Давали силы вольные Мокша, Сура,
Ты духом была и осталась сильна и добра.
(Дети слушают стоя фрагмент Гимна Мордовии)
У. - Ребята, ответьте на вопрос, как дошли народные песни до наших дней?
Д. - Народные песни сочинялись в то далёкое время, когда музыке никого не учили, когда не
было школ, когда трудно было встретить грамотного человека. Песни не записывались, а
передавались из уст в уста, из поколения к поколению. Когда появились школы, песни стали
записывать. Музыканты ездили по сёлам, слушали исполнение народных песен и потом их
печатали. Издавались книги с народными песнями.
У. - Ребята, а как вы думаете, о чём поётся в народных песнях?
Д. - В народных песнях поётся о труде, о любви, о жизни.
У. - Сейчас вы услышите, а затем и сами исполните одну из самых красивых мордовских
народных песен «Луганяса келуня» (сл 7)
При слушании постарайтесь определить, какой это кит?
(Исполнение песни учителем с последующим переводом на русский язык).
У. - К какому «киту» можно отнести это произведение?
Д. - Песня.
У. - К какому жанру – инструментальному или вокальному – оно относится?
Д. - К вокальному.
(исполнение детьми 1 и 2 куплета песни).
У. - Ребята, скажите, а когда народ пел песни?
Д. - Народ пел песни во время работы, на праздниках, во время отдыха.
У. - И особенно много песен пели девушки, когда вместе собирались прясть, вышивать
Посмотрите на картину И. Сидельникова «Мордовские вышивальщицы» и послушайте
мордовскую народную песню «Романь Аксясь» Романова Аксинья. В ней поётся о том, как
девушка тонко прядёт, как красиво вышивает свои узоры. (сл. 8)
У. - Кроме народных песен и произведений, мы с вами сказали, что есть у мордвы и
авторские произведения, т.е. написанные одним человеком. Перед вами, ребята, мордовские
композиторы – Л.П.Кирюков, Г.И.Сураев – Королёв, Г.Г.Вдовин, Н.В.Кошелева,
Л.И.Воинов. (сл. 9)
У. - (сл.10) Л.И.Воинов родился и жил в городе Темникове. там он создал оркестр народных
инструментов, для которого написал много музыкальных произведений. Одно из них –
«Марш» - мы сегодня послушаем.
(Слушание «марша» Л.Воинова).
У. - Какая музыка прозвучала: авторская или народная?
Д. - Авторская.
У. - К какому «киту» относится это произведение?
Д. - Маршу.
У. - Охарактеризуйте средства музыкальной выразительности этого произведения.
Д. - Подвижный темп, чёткий ритм, мажорный лад.
У. - Послушайте это произведение ещё раз и вслушайтесь в мордовские интонации.
У. – Ребята, Мордовия славится не только своим трудолюбивым народом, своими
композиторами, художниками, поэтами, но и своим великим героем, известным во всём мире
(сл.11) скульптором Степаном Дмитриевичем Нефёдовым, который название своего народа –
эрзя – сделал своим именем.
Его знают во всём мире. В Саранске есть музей С.Эрьзи, где выставлены
его работы – скульптуры из дерева, мрамора, цемента, металла.
(Учитель показывает несколько изображений скульптур С.Эрьзи).сл. 12. 13. 14,
У. – В Росси, средь берёзовых просторов,
Полянка есть – Мордовия моя,
Она, как песня матери, с которой
За горы уходила и моря.
сл.15 На той полянке город есть красивый –
16 Кормилец мой и вдохновитель мой.
Над Мокшею там наклонились ивы,
Такие же, как рядом над Окой…
Мой край родной – мордовская земля,
Тебе слагаю песни я свои,
Люблю твои раздольные поля,
Суры и Мокши быстрые струи,
Люблю твоих нарядов простоту,
Твои обряды, звучный твой язык,
Твоих сказаний смелую мечту,
Которой с детства я внимать привык…
У. - Ребята, Мордовия прославилась и песнями, и сказками, и танцами. Посмотрите, в каких
красивых нарядах танцевали девушки!
(Показ фотографий мордовских костюмов).
У. - Рубаха – «панар» - украшалась вышивкой. Нагрудные украшения – «сюлгамы» - это бусы,
медные и серебряные браслеты, кольца, монеты. Пояс называется «пулай». Головной убор –
«панго», женские сапоги – «сёрмаф кямот». Их голенища у подъёма собраны в мелкие складки.
Они образуют собой подобие меха гармони. Такими сапожками мордовочки отбивали
плясовую «Кштема». Послушаем этот мордовский народный танец. Перед прослушиванием
определите, какой это кит, какие муз. средства используются в этом произведении?
(сл.17)
(Слушание мордовского народного танца «Левженский»).
У. - К какому «киту» можно отнести это музыкальное произведение?
Д. - Танец.
У. - Какая музыка прозвучала: вокальная или инструментальная?
Д. - Инструментальная.
У. - Какой оркестр исполнил эту музыку?
Д. – Оркестр народных инструментов.
У. -Какие средства муз. выразительности использованы?
Д. - Быстрый темп, мажорный лад
У. - Ребята, мы с вами знакомились с элементами движений мордовского танца, попробуем
исполнить их под мордовский танец «Левженский»
( исполнение элементов мордовского танца)
У. - Наше путешествие подошло к концу. И давайте ещё раз скажем, с музыкой какого народа мы
сегодня продолжили знакомство?
Д. - Мордовского.
У. - Как называются песни, которые мы сегодня разучили?
Д. - «Луганяса келунясь» и «Романь Аксясь».
У. - Какое музыкальное произведение, написанное Л.Воиновым, мы послушали?
Д. - «Марш»
У. - Как называется быстрый народный танец?
Д. - «Кштема»
У. - Чьё имя носит музей, где выставлены скульптуры?
Д. - С.Эрьзи.
У. - Ребята, сегодня вы узнали об истории мордовского народа, среди которого мы живём. Узнали
о богатстве культуры этого народа, и я надеюсь, что вы полюбите мордовскую музыку и с
удовольствием будете её исполнять, слушать, петь.
Исполнение песни Г.Вдовина «Весна в Мордовии»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок эрзянского языка "Наша Родина - Мордовия"
Разработка урока. 2 класс....
"Государственная символика Республики Мордовия" (урок в 5 классе по истории и культуре мордовского края)
"Государственная символика Республики Мордовия " (урок в 5 классе по истории и культуре мордовского края)...
Урок по изучению Республики Мордовия по теме "Важнейшие объекты (природные, хозяйственные, культурные) РМ"
Презентация может быть использована при изучении географии Республики Мордовия 8 класс....
Презентация к уроку Транспорт Мордовии
Данная презентация может быть использована учителем географии при изучении национально-регионального компонента Республики Мордовия и при изучении элективного курса география Республики Мордовия....
конспект урока краеведения "В Мордовии, и только здесь.."
Конспект урока для проведения элективного курса "В Мордовии, и только здесь...", 9 класс...
Мордовия, Мордовия, Мордовия моя!
Литературно - музыкальная композиция о Мордовии...
Презентация по географии Мордовии "Агропромышленный комплекс Мордовии"
В презентации дана характеристика агропромышленного комплекса Республики Мордовия: особенности развития и размещения, производимая продукция, проблемы и перспективы развития...