Музы не молчали
план-конспект урока по музыке по теме
Формирование универсальных действий на уроке музыки во 2-ом классе по теме: «В музыкальном театре»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzy_ne_molchali1.doc | 57 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Выступление
на научно-методическом семинаре
«Универсальные учебные действия как метапредметный результат освоения основной образовательной программы»
учителя музыки МБОУ СОШ №7 г.Пушкино Семенихиной Т.И.
31 октября 2012 года
Тема: Формирование универсальных действий на уроке музыки во 2-ом классе по теме: «В музыкальном театре»
Музы не молчали
Цель: Формирование умения давать эмоционально-образную оценку произведениям искусства и явлениям жизни.
Задачи урока:
- воспитывать любовь и уважение к Родине и ее истории, к творчеству русских композиторов;
- воспитывать художественный вкус;
- формировать умение вслушиваться в музыку, мысленно представлять ее образ;
развивать творческое воображение детей; - продолжать развивать вокально-хоровые навыки;
- добиваться осознанного выразительного исполнения музыкального материала;
- развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.
Универсальные учебные действия, формируемые на уроке:
- Коммуникативные (К)
- Личностные (Л)
- Познавательные (П)
- Регулятивные (Р)
Межпредметные дисциплины близкие к теме урока:
- Литература
- История
План урока:
- Организационный момент. Подготовка обучающихся к активной творческой деятельности.
- Закрепление изученного на уровне творческого применения и углубления знаний.
- Подведение итогов.
Конспект урока.
Этапы урока | УУД | |
1. | Обучающиеся входят в класс. Музыкальное приветствие. Учитель: Ребята, у нас сегодня не совсем обычный урок – тему урока я вам сейчас не скажу. Мы постараемся все вместе сформулировать ёе к концу нашего урока. | П – поиск и выделение информации Р – постановка цели |
А сейчас я хочу вас спросить: «Вы любите сказки?» Я их тоже люблю. Мы выучили с вами песню про сказки. Но прежде чем споем ее, давайте сначала разогреем наше горлышко. Распевание, дыхательные упражнения. Дети поют песню. «Сказки гуляют по свету». | Л – стремление в реализации своего творческого потенциала. К – умение выразить в музыке настроение, чувства, эмоции. Участие в хоровом исполнительстве. | |
2. | В давние времена в Древней Греции люди верили во многих богов. Одного из них звали Аполлон. Помните, кто это такой? (Бог солнца, музыкант, покровитель певцов и музыкантов). А ещё его всегда сопровождали 9 прекрасных богинь, их называли музы. Музы покровительствовали различным видам искусств – каким? (поэзии, музыке, театру, танцам). Итак, первое слово в названии темы нашего урока – Музы (учитель пишет на доске). Одну из муз звали Терпсихора. Она - покровительница танцев играет на лире, вдохновляя пляшущих богов. В наши дни уже не боги, а люди танцуют вдохновленные музой Терпсихорой. В нашем городе есть детский танцевальный ансамбль, который так и называется «Терпсихора». О нём знают не только в Пушкино, но и во многих городах России, а также за границей нашей страны (запись в тетради: Терпсихора – богиня танцев). Как вы думаете, какому современному виду искусств покровительствует Терпсихора? (балет). А что такое балет? (Музыкальный спектакль, в котором все герои танцуют). Ребята, а как же мы можем понять о чём этот спектакль, если никто ничего не говорит, даже не поёт? (по жестам, движениям, мимике), а ещё в балете есть музыка, которая помогает нам понять смысл произведения. Сегодня мы познакомимся с музыкой Сергея Сергеевича Прокофьева. Какие произведения этого композитора вы помните? Да, мы слушали пьесы для фортепиано, но С.С.Прокофьев написал много крупных произведений. Одно из них – балет «Золушка». Кто такая Золушка? Какая она? Что с ней произошло? (запись в тетради названия произведения). | К – умение слушать, вести диалог. П – выделение информации. |
Итак, мы вместе с Золушкой отправляемся на бал. Музыка расскажет вам - какие чувства она испытывала. А волшебный цветик-семицветик поможет разобраться в музыкальных средствах, которые использовал Прокофьев. Слушание: «Вальс» из балета «Золушка» - 1 эпизод. Разбор произведения: характер, чувства (взволнованно, радостно, мечтательно); средства музыкальной выразительности – мелодия, темп, ритм, динамика, регистр, лад, тембр. Слушание: «Вальс» из балета «Золушка» - 2 эпизод. Что изменилось в музыке? Что произошло? (часы – зло, всё потеряно). Как вы думаете, какая музыка будет дальше? Давайте пофантазируем (дети говорят, учитель записывает на доске). Послушаем, что же придумал Прокофьев (слушание: «Вальс» из балета «Золушка» - 3 эпизод). Почему музыка звучит светло и радостно? Ведь всё потеряно? А может не всё? Что осталось? Что нашла Золушка на балу? (любовь, счастье). Это пропало? (нет). А почему? Потому что главное – это не платья, кареты и многие другие вещи, а то, что в его душе – счастье, любовь, добро, вера в прекрасное будущее. | К – умение слушать, вести диалог, умение встать на позицию другого человека. Л – готовность отстаивать свою позицию, формирование ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственной позиции. П – развитие творческого, логического мышления, развитие памяти, внимания, расширение представлений о музыкальном языке. Р – постановка цели, прогнозирование, анализ муз. произведения и средств выразительности | |
Прокофьев написал этот балет в 1943 году. Это было очень тяжелое время для нашей страны, тогда она называлась Советский Союз. Шла Великая Отечественная война. Есть такая поговорка: «Когда пушки говорят, музы – молчат». Поэтому мы попробуем ответить на вопрос: «Музы молчали» (на доске учитель пишет «молчали»). Все жители нашей огромной страны поднялись на защиту своей Родины. И мужчины, и женщины, и даже дети. Мужчины воевали на фронте с оружием в руках, женщины дети работали в тылу (на фабриках, заводах, растили хлеб). Немало было среди них героев. Об одном таком герое мы с вами учили песню. Поют «Песню о маленьком трубаче». | П – воспитание патриотизма. Л – стремление в реализации своего творческого потенциала. К – умение выразить в музыке настроение, чувства, эмоции. Участие в хоровом исполнительстве. | |
Давайте вернемся к балету «Золушка». Как вы думаете, почему в такое тяжелое время был написан такой светлый, радостный балет? (Дети отвечают). А вот что писал сам Прокофьев: «… композитор… призван служить человеку и народу. Он должен украшать человеческую жизнь и защищать её. Он прежде всего обязан быть гражданином в своем искусстве, воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому будущему». И именно поэтому, мне кажется, многомиллионные жертвы, кровь и страдания не заслонили у людей мечты о прекрасном, о том, что они оставили в мирной жизни и за что велась суровая битва. В сочиненной Прокофьевым музыке утверждается вера в победу добра над злом. Нужна ли была такая музыка именно в годы войны? Но, конечно, люди больше нуждались в героической, патриотической музыке. В «Песне о маленьком трубаче» есть такое название – «Интернационал». Что это такое? Эта песня долгое время была гимном Советского Союза. И вот в 1944 году был написан гимн СССР. Его авторы – композитор А.Александров, поэты С.Михалков и Эль-Регистан. И эта музыка действительно стала гимном великому советскому народу, народу победителю. Ребята, давайте посмотри на доску. Итак, у нас получилось, что тема нашего урока – Музы молчали. Согласны ли вы с таким названием? Нет? Может что-то нужно исправить? Да – Музы не молчали. | Л – готовность отстаивать свою позицию, формирование ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственной позиции. П – развитие творческого, логического мышления, воспитание патриотизма. Р – оценка воздействия муз. сочинения на мысли и чувства людей | |
Закончилась война, прошло много лет, исчезла страна под названием Советский Союз. Появилось новое государство – Российская Федерация, Россия. Нужен был новый гимн. Много было предложений, но никак не могли выбрать один, тот, который стал бы отражением величия Русского государства. И тогда появилось предложение – а почему бы не использовать музыку Гимна СССР, но с новыми словами. И были приняты слова С.Михалкова, автора первого гимна. Именно этот гимн мы с вами прекрасно знаем и поем. Дети поют «Гимн России». | П – воспитание патриотизма. Л – стремление в реализации своего творческого потенциала. К – умение выразить в музыке настроение, чувства, эмоции. Участие в хоровом исполнительстве. | |
3. | Итак, давайте вспомним, что нового мы узнали на этом уроке. Какое произведение мы слушали, кто его автор? К какому выводу мы пришли? (значение музыки во время войны). Постарайтесь отметить, с каким настроением вы работали на уроке. Вам предлагается солнышко и тучка, постарайтесь, подобрать нужное изображение в соответствии с вашим настроением, поднимите и покажите (рефлексия). Всем спасибо за урок. До свидания. | Л – готовность отстаивать свою позицию, формирование ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственной позиции. Р – оценка собственной деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
А музы не молчали...
Литературно - музыкальная композиция, посвящённая Великой Победе над фашизмом....
А музы не молчали
Презентация к внеклассному занятию по теме "Песни великого подвига"...
Презентация к уроку литературы в 11 классе "Музы не молчали"
Данный ЦОР может быть использован на уроках истории, литературы, МХК, внеклассных мероприятиях о Великой Отечественной войне....
"А музы не молчали"
Историко - литературный вечер "А музы не молчали" проводился в рамках фестиваля гуманитарных наук...
Литературно-музыкальная композиция "Музы не молчали"
Композиция посвящена 67 годовщине Великой Победы. Участвовали учащиеся 7А, 7Б, 8А классов....
«Когда говорили пушки, Музы не молчали…» (Стихи и песни времён Великой Отечественной войны)
Великая Отечественная война... Наверное, есть среди сегодняшнего молодого поколения те, кто считает, что за те шесть с половиной десятилетий, которые прошли после войны, произошло немало других мировы...
А музы не молчали. Внеклассное мероприятие по литературе.
Внеклассное мероприятие, посвященное Дню Победы. Для получения презентации необходимо файлы den_pobedy1.zip, den_pobedy2.zip, den_pobedy3.zip переименовать соответственно в файлы den_pobedy.001, den_...