рабочая программа 1-4
рабочая программа по музыке на тему
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для начальной школы общеобразовательных учреждений составлена в соответствии с основными положениями:
· Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования по искусству.
· Примерной программы начального общего образования по музыке.
· Программы «Музыка. Начальные классы» - Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной. (Издательство «Просвещение», 2011).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nachalnaya_shkola.docx | 79.01 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖДЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
«Утверждаю» Директор школы: ________________ Серова Г.П. Приказ № ______ от «__» __________ 2012г. | «Согласовано» с заместителем директора по УВР ______________ ___________________ Воронкова Н.В./ Рыбкина З.И. | «Рассмотрено» на заседании кафедры _________________ Симакова Е.В. Протокол № ____ от «__» ___________ 2012г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«МУЗЫКА»
Ступень обучения: 1- 4
на 2012 – 2016 годы
Срок реализации программы: 4 года
Учитель музыки:
Минчева Людмила Николаевна
первая категория
Эксперт:
_____________________________
______________________________
______________________________
2012 – 2013 учебный год
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для начальной школы общеобразовательных учреждений составлена в соответствии с основными положениями:
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования по искусству.
- Примерной программы начального общего образования по музыке.
- Программы «Музыка. Начальные классы» - Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной. (Издательство «Просвещение», 2011).
Пояснительная записка
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия человечества. Опыт эмоционально - образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при её изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.
Изучение музыки в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- Воспитание музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части духовной
культуры.
- Развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства.
- Формирование устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.
- Освоение знаний о музыкальном искусстве.
- Овладение практическими умениями и навыками художественно - творческой деятельности.
Задачи:
- Воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как музыкальной грамотности, интереса к народным традициям, культурным ценностям родного края.
- Развитие активного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего, накопление на его основе багажа музыкальных впечатлений, интонационно – образного словаря, первоначальных знаний о музыке.
- Развитие желания и умения воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития музыкального образа.
- Поощрение желания детей передавать в рисунке настроение музыкального произведения.
- Формирование опыта игры на музыкальных инструментах.
- Обучение хоровому исполнительству.
Общая характеристика учебного процесса
Отличительная особенность программы и всего учебно – методического комплекса:
включение в контекст уроков музыки сведений из истории, литературы и изобразительного искусства.
Зрительный ряд выполняет функцию эмоционально – эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения.
Урок музыки – урок искусства, нравственно-эстетической основой которого является художественно- педагогическая идея. В ней раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребёнка « вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и другие, запечатление в художественных образах. Художественно – педагогическая идея позволяет учителю и ребёнку осмыслить музыку сквозь призму общечеловеческих ценностей.
Виды музыкальной деятельности на уроках музыки по данной программе разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения.
Это хоровое и ансамблевое пение, пластическое и музыкально – ритмические движения, игра на музыкальных инструментах, инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера, освоение музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
Помимо этого дети учатся размышлять о музыке, импровизировать – (речевая, вокальная, ритмическая, пластическая импровизация), составлять домашнюю фонотеку, создавать рисованные мультфильмы, озвучивать их знакомой музыкой, писать небольшие литературные сочинения о музыке, музыкальных инструментах и музыкантах и др. В процессе обучения они рисуют на темы полюбившихся музыкальных произведений, выполняют эскизы костюмов и декораций к операм, балетам и музыкальным спектаклям, составляют художественные коллажи, поэтические дневники, программы концертов.
Основные виды учебной деятельности школьников:
- Слушание музыки. Опыт эмоционально – образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально - слуховых представлений об интонационной природе музыки во всём многообразии её видов и жанров.
- Пение. Самовыражение ребёнка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально – хоровых умений и навыков для передачи музыкально – исполнительского замысла, импровизации.
- Инструментальное музицирование. Коллективное музицирование на элементарных музыкальных инструментах . Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация).
- Музыкально – пластическое движение. Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально – личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально – пластических композиций. Танцевальные импровизации.
- Драматизация музыкальных произведений. Театральные формы музыкально –творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры – драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью выразительности различных искусств.
Методы музыкального воспитания:
- Художественное, нравственно – эстетическое познание музыки.
- Интонационно – стилевое постижение музыки.
- Эмоциональная драматургия.
- Концентричность организации музыкального материала.
- «Забегание вперёд» и возвращение к пройденному.
- Создание «композиций» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.).
- Игры.
- Художественный контекст (выход за пределы музыки).
Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке является групповая, коллективная работа с учащимися. В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки – путешествия, уроки – игры, урок – экскурсия, уроки – концерты. Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса, самостоятельной работы, тестирования. Промежуточная аттестация проводится в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся 1 класса начальной школы в форме итоговых тестов в конце каждого раздела.
Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно – педагогической идеи блока уроков, четверти, года.
Место предмета в учебном плане:
В соответствии с учебным планом в 1 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 33 часа (из расчета – 1 час в неделю).
В соответствии с учебным планом в 2 -4 классах на учебный предмет «Музыка» отводится 34 часа (из расчета – 1 час в неделю).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета:
- Развитие устойчивого интереса к музыкальным занятиям.
- Побуждение эмоционального отклика на музыку разных жанров.
- Развитие умений учащихся воспринимать музыкальные произведения с ярко
выраженным жизненным содержанием, определение их характера и настроения.
- Формирование навыков выражения своего отношения к музыке в слове,
пластике, а так же – мимике.
- Развитие певческих умений и навыков ( координации между слухом и голосом,
выработка унисона, кантилены, спокойного дыхания), выразительное исполнение
песен.
- Развитие умений откликаться на музыку с помощью простейших движений и
пластического интонирования, драматизация пьес программного характера.
- Формирование навыков элементарного музицирования на простейших
инструментах.
- Освоение элементов музыкальной грамотности как средства осознания
музыкальной речи.
1 класс
Требования к уровню подготовки обучающихся
К концу первого класса учащиеся должны знать:
- Какова роль музыки в повседневной жизни человека.
- Основные понятия и музыкальные термины, виды музыкальной деятельности,
принципы развития музыки, формы музыкальных сочинений, виды театров,
жанры музыки.
- Музыкальные произведения, называть их авторов.
К концу первого класса учащиеся должны уметь:
- Эмоционально откликаться на музыку разных жанров.
- Определять характер и настроение музыкальных произведений с ярко
выраженным жизненным содержанием.
- Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных.
- Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового, инструментального) воплощения различных художественных образов.
- Продемонстрировать понимание интонационно - образной природы
музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности
в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусства.
- Выражать своё отношение к музыке в слове, пластике, жесте, мимике.
К концу первого класса учащиеся должны владеть:
- Певческими навыками, выразительным исполнением песен.
- Навыками элементарного музицирования на простейших инструментах.
- Элементами музыкальной грамоты.
Формирование универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- Ценностно – смысловая ориентация учащихся.
- Действие смыслообразования.
- Нравственно – этическое оценивание.
Коммуникативные УУД:
- Умение выражать свои мысли.
- Разрешение конфликтов. Постановка вопросов.
- Управление поведением партнёра: контроль, коррекция.
Регулятивные УУД:
- Целеполагание
- Волевая саморегуляция.
- Коррекция.
- Оценка качества и уровня усвоения.
Общеучебные УУД:
- Умение структурировать знания.
- Смысловое чтение.
- Знаково – символическое моделирование.
- Выделение и формулирование учебной цели.
- Планирование деятельности для достижения результата.
Логические Д:
- Анализ объектов.
- Синтез, как составление целого из частей.
- Классификация объектов.
- Доказательство.
- Выдвижение гипотез и их обоснование.
- Построение логической цепи рассуждения.
2 класс
Требования к уровню подготовки обучающихся
К концу второго класса учащиеся должны знать:
- Какова роль музыки в повседневной жизни человека.
- Основные понятия и музыкальные термины, виды музыкальной деятельности,
принципы развития музыки, формы музыкальных сочинений, виды театров,
жанры музыки.
- Музыкальные произведения, называть их авторов.
К концу второго класса учащиеся должны уметь:
- Эмоционально откликаться на музыку разных жанров.
- Определять характер и настроение музыкальных произведений с ярко
выраженным жизненным содержанием.
- Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных.
- Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового, инструментального) воплощения различных художественных образов.
- Продемонстрировать понимание интонационно- образной природы
музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности
в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений
разных видов искусства.
- Выражать своё отношение к музыке в слове, пластике, жесте, мимике.
К концу второго класса учащиеся должны владеть:
- Певческими навыками, выразительным исполнением песен.
- Навыками элементарного музицирования на простейших инструментах.
- Навыками исполнения музыкальных произведений отдельных форм и жанров:
пение, драматизация, музыкально – пластическое движение, импровизация и др..
- Элементами музыкальной грамоты.
Формирование универсальных учебных действий.
Личностные УУД
- Ценностно – смысловая ориентация учащихся.
- Действие смыслообразования.
- Нравственно – этическое оценивание.
Коммуникативные УУД
- Умение выражать свои мысли.
- Разрешение конфликтов. Постановка вопросов.
- Управление поведением партнёра: контроль, коррекция.
Регулятивные УУД
- Целеполагание
- Волевая саморегуляция.
- Коррекция.
- Оценка качества и уровня усвоения.
Общеучебные УУД
- Умение структуировать знания.
- Смысловое чтение.
- Знаково – символическое моделирование.
- Выделение и формулирование учебной цели.
- Планирование деятельности для достижения результата.
Логические УУД
- Анализ объектов.
- Синтез, как составление целого из частей.
- Классификация объектов.
- Доказательство.
- Выдвижение гипотез и их обоснование.
- Построение логической цепи рассуждения.
3-й класс
Требования к уровню подготовки обучающихся
К концу третьего класса учащиеся должны знать:
- Какова роль музыки в повседневной жизни человека.
- Основные понятия и музыкальные термины, виды музыкальной деятельности,
принципы развития музыки, формы музыкальных сочинений, виды театров,
жанры музыки.
- Музыкальные произведения, называть их авторов.
К концу третьего класса учащиеся должны уметь:
- Эмоционально откликаться на музыку разных жанров.
- Определять характер и настроение музыкальных произведений с ярко
выраженным жизненным содержанием.
- Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных.
- Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового, инструментального) воплощения различных художественных образов.
- Продемонстрировать понимание интонационно- образной природы
музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности
в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений
разных видов искусства.
- Выражать своё отношение к музыке в слове, пластике, жесте, мимике.
К концу третьего класса учащиеся должны владеть:
- Певческими навыками, выразительным исполнением песен.
- Навыками элементарного музицирования на простейших инструментах.
- Навыками исполнения музыкальных произведений отдельных форм и жанров:
пение, драматизация, музыкально – пластическое движение, импровизация и др..
- Элементами музыкальной грамоты.
Формирование универсальных учебных действий.
Личностные УУД
- Ценностно – смысловая ориентация учащихся.
- Действие смыслообразования.
- Нравственно – этическое оценивание.
Коммуникативные УУД
- Умение выражать свои мысли.
- Разрешение конфликтов. Постановка вопросов.
- Управление поведением партнёра: контроль, коррекция.
Регулятивные УУД
- Целеполагание
- Волевая саморегуляция.
- Коррекция.
- Оценка качества и уровня усвоения.
Общеучебные УУД
- Умение структуировать знания.
- Смысловое чтение.
- Знаково – символическое моделирование.
- Выделение и формулирование учебной цели.
- Планирование деятельности для достижения результата.
Логические УУД
- Анализ объектов.
- Синтез, как составление целого из частей.
- Классификация объектов.
- Доказательство.
- Выдвижение гипотез и их обоснование.
Построение логической цепи рассуждения.
4-й класс
Требования к уровню подготовки обучающихся
К концу четвертого класса учащиеся должны знать:
- Какова роль музыки в повседневной жизни человека.
- Основные понятия и музыкальные термины, виды музыкальной деятельности,
принципы развития музыки, формы музыкальных сочинений, виды театров,
жанры музыки.
- Музыкальные произведения, называть их авторов.
К концу четвертого класса учащиеся должны уметь:
- Эмоционально откликаться на музыку разных жанров.
- Определять характер и настроение музыкальных произведений с ярко
выраженным жизненным содержанием.
- Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных.
- Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового, инструментального) воплощения различных художественных образов.
- Продемонстрировать понимание интонационно - образной природы
музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности
в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений
разных видов искусства.
- Выражать своё отношение к музыке в слове, пластике, жесте, мимике.
К концу четвертого класса учащиеся должны владеть:
- Певческими навыками, выразительным исполнением песен.
- Навыками элементарного музицирования на простейших инструментах.
- Навыками исполнения музыкальных произведений отдельных форм и жанров:
пение, драматизация, музыкально – пластическое движение, импровизация и др..
- Элементами музыкальной грамоты.
Формирование универсальных учебных действий.
Личностные УУД
- Ценностно – смысловая ориентация учащихся.
- Действие смыслообразования.
- Нравственно – этическое оценивание.
Коммуникативные УУД
- Умение выражать свои мысли.
- Разрешение конфликтов. Постановка вопросов.
- Управление поведением партнёра: контроль, коррекция.
Регулятивные УУД
- Целеполагание
- Волевая саморегуляция.
- Коррекция.
- Оценка качества и уровня усвоения.
Общеучебные УУД
- Умение структуировать знания.
- Смысловое чтение.
- Знаково – символическое моделирование.
- Выделение и формулирование учебной цели.
- Планирование деятельности для достижения результата.
Логические УУД
- Анализ объектов.
- Синтез, как составление целого из частей.
- Классификация объектов.
- Доказательство.
- Выдвижение гипотез и их обоснование.
- Построение логической цепи рассуждения.
Тематическое планирование курса «Музыка»
(1ч в неделю; всего 135 ч)
Тематическое планирование | Основные виды учебной деятельности учащихся |
« Музыка вокруг нас» - 16ч. | Определять характер и настроение музыки, исполнителей, жанр, характер мелодии, тембры народных инструментов. Выявлять отличительные черты песни, марша, танца. Моделировать художественно – творческий процесс (свободное дирижирование - имитировать жест дирижера). Разучивать песни с инсценировкой и драматизацией по группам. Исполнять с ритмическими хлопками, с танцевальными движениями. Сочинять мелодию по цепочке. Создавать ритмическую партитуру. Имитировать игру на музыкальных инструментах, передавая характер музыки в пластическом интонировании. Сопоставлять жанры и определять места фрагментов в тексте Составлять исполнительский план каждого куплета, исполнение пластических этюдов. |
«Музыка и ты» - 17ч | Характеризовать содержание и выразительные средства музыки, образы и звукоизобразительные моменты. Выявлять особенностей русской музыки, выразительные средства скороговорки, отношение автора к героине миниатюры, особенности жанров оперы и балета Определять настроение картины, цветовую палитру, особенности композиции, основную идею песни. Сравнивать пьесы (интонационно – образный анализ). Моделировать воплощение образа (разыгрывание танцевальными движениями). Подбирать музыкальные произведения к соответствующим картинам. Уметь создать программу и афишу. |
« Россия – Родина моя» 15ч. | Понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации, смысл понятий, названия изученных жанров и форм музыки, образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды), названия изученных произведений и их авторов, наиболее популярные в России музыкальные инструменты, певческие голоса, виды оркестров и хоров. Знать/ понимать певческие голоса, произведения С.Рахманинова, жанры русских народных песен, характерные интонации, особенности ритма и другие средства выразительности. Уметь проникаться эмоциональным содержанием музыки, внимательно слушать, запоминать названия и авторов произведений. Размышлять о музыке, применяя знания, полученные в процессе обучения. Распределять дыхание по фразам, правильно дышать при пении. |
«День, полный событий» 15ч. | Понимать образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды), смысл понятий композитор – исполнитель – слушатель. Исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности для восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки, исполнения знакомых песен, участия в коллективном пении. Знать/ понимать русских святых, традиции родного края. Узнавать названия и авторов произведений. Определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности, проникаться эмоциональным содержанием музыки, которую слушают. |
« О России петь – что стремиться в храм» 18ч. | Исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения, одноголосные и с элементами двухголосия. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности в повседневной жизни для восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки, исполнения знакомых песен, участия в коллективном пении. Понимать образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды). Знать/ понимать народные песни, музыкальные традиции родного края, народные музыкальные инструменты,название изученных жанров и форм музыки, виды оркестров. Уметь передавать настроение музыки и её изменения: в пении, музыкально-пластическом движении, правильно дышать при пении, распределять дыхание по фразам. |
« Гори, гори ясно, чтобы не погасло» 14ч. | Запоминать названия изученных произведений и их авторов. Узнавать изученные музыкальные произведения и называют имена их авторов. Знать/ понимать названия изученных жанров и форм музыки. Уметь делать разбор музыкального произведения, соотносить содержание музыкального произведения с использованными в нем выразительными средства. Определять на слух основные жанры музыки. Размышлять о музыке, оценивая её эмоциональный характер и определять образное содержание. |
«В концертном зале» 11ч. | Определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш), названия изученных жанров и форм музыки, наиболее популярные в России музыкальные инструменты Уметь определять на слух основные жанры музыки. Размышлять о музыке. Оценивать её эмоциональный характер и определять образное содержание. |
«В музыкальном театре» 16ч. | Узнавать наиболее популярные с России музыкальные инструменты, певческие голоса, виды хоров и оркестров. Использовать приобретённые знания и умения для восприятия художественных образов народной, классической и современной музыки, для передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами и др.. Запоминать названия изученных произведений и их авторов. Знать/ понимать названия изученных жанров и форм музыки, средства музыкальной выразительности. Уметь размышлять, применять знания, полученные в процессе уроков музыки. Определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности. Проявлять навыки вокально – хоровой деятельности. . |
« Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» 13ч. | Узнавать наиболее популярные с России музыкальные инструменты, певческие голоса, виды хоров и оркестров. Использовать приобретённые знания и умения для восприятия художественных образов народной, классической и современной музыки, умения для передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами и др.. Запоминать названия изученных произведений и их авторов. Знать/ понимать названия изученных жанров и форм музыки, средства музыкальной выразительности. Уметь размышлять, применять знания, полученные в процессе уроков музыки. Определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности. Проявлять навыки вокально – хоровой деятельности. . |
Содержание учебного курса «Музыка»
1-й класс
(1 час в неделю, всего – 33 ч)
Занятия в первом классе имеют пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте. В программе класса два раздела: « Музыка вокруг нас» и « Музыка и ты».
Раздел 1. « Музыка вокруг нас» - 16ч.
Содержание:
- Музыка и её роль в повседневной жизни человека.
- Песни, танцы и марши – основа многообразных жизненно-музыкальных
впечатлений детей.
- Основные понятия и музыкальные термины: виды музыкальной деятельности
( исполнение, сочинение, слушание), принципы развития музыки (повтор,
вариационность, контраст), формы музыкальных сочинений ( одночастная,
двухчастная, куплетная).
- Музыкальные инструменты (гусли, арфа, свирель, флейта).
Деятельность учащихся:
- Определить характер и настроение музыки, исполнителей.
- Моделировать художественно – творческий процесс (свободное дирижирование - имитировать жест дирижера).
- Разучить песни с инсценировкой и драматизацией по группам.
- Исполнить с ритмическими хлопками, с танцевальными движениями.
- Определять жанр, выявлять отличительные черты песни, марша, танца.
- Разучить с элементами шумового оркестра: треугольник, металлофон.
- Определить характер мелодии, подобрать стихи.
- Сочинить мелодия по цепочке.
- Создать ритмическую партитуру.
- Определить тембры народных инструментов.
- Вокализировать, знакомство с имитацией тембров народных инструментов в
классической музыке.
- Имитировать игру на русских народных инструментах.
- Сопоставлять жанры и определять места фрагментов в тексте.
- Знакомиться с тембром флейты, сопоставлять с тембром народных духовых инструментов.
- Имитировать игру на музыкальных инструментах, передавать характер музыки в пластическом интонировании.
- Составить исполнительский план каждого куплета, исполнение пластических этюдов.
Раздел 2. «Музыка и ты» - 17ч.
Содержание:
- Музыка в жизни ребёнка. Виды театров (музыкальный, оперы и балета,
кукольный и др.).
- Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и
окружающего его мира.
- Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов.
- Музыкальные инструменты ( фортепиано, клавесин, лютня, гитара).
Деятельность учащихся:
- Прослушать песню, характеризовать содержание и выразительные средства музыки.
- Восприятие произведения, выявление особенностей русской музыки.
- Определить настроение картины, цветовую палитру, особенности композиции.
- Сравнить пьесы, интонационно – образный анализ.
- Понятие контраста.
- Характеризовать образ и звукоизобразительные моменты.
- Моделировать воплощение образа (разыгрывание танцевальными движениями).
- Выявить выразительные средства скороговорки, отношение автора к героине миниатюры.
- Прослушать песню, определить основную идею.
- Подобрать музыкальные произведения к соответствующим картинам.
- Определение жанра оперы и балета.
- Выявить особенности жанров оперы и балета.
- Создать программу и афишу для заключительного концерта.
2-й класс
(1 час в неделю, всего – 34 ч)
Раздел 1. « Россия – Родина моя» 4ч.
Содержание:
- Музыкальные образы родного края.
- Песенность как отличительная черта русской музыки.
- Песня. Мелодия. Аккомпанемент.
Деятельность учащихся:
- Учатся понимать слова и мелодию гимна России.
- Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.
- Смысл понятий композитор – исполнитель – слушатель.
- Названия изученных жанров и форм музыки.
- Образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды).
- Названия изученных произведений и их авторов.
- Наиболее популярные в России музыкальные инструменты.
- Певческие голоса, виды оркестров и хоров.
Раздел 2. «День, полный событий» 5ч.
Содержание:
- Мир ребёнка в музыкальных интонациях, образах.
- Детские пьесы С. Прокофьева и П.Чайковского.
- Музыкальный инструмент: фортепиано.
Деятельность учащихся:
- Учатся узнавать названия изученных произведений и их авторов.
- Определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш).
- Определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных фрагментах.
- Передавать настроение музыки и его исполнение в пении.
- Использовать приобретенные знания и умения для исполнения знакомых песен.
Раздел 3. « О России петь – что стремиться в храм» 7ч.
Содержание:
- Колокольные звоны России.
- Святые земли Русской.
- Праздники православной церкви: Рождество Христово. Молитва. Хорал.
Деятельность учащихся:
- Учатся понимать образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды), смысл понятий композитор – исполнитель – слушатель.
- Исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения.
- Исполнять народные и композиторские песни.
- Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности в повседневной жизни для восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки, исполнения знакомых песен, участия в коллективном пении.
Раздел 4. « Гори, гори ясно, чтобы не погасло». 4ч.
Содержание:
- Мотив, напев, наигрыш.
- Оркестр русских народных инструментов.
- Вариации в русской народной музыке. Музыка в народном стиле.
- Обряды и праздникирусского народа: проводы зимы, встреча весны.
- Опыты сочинения мелодии на тексты народных песенок, закличек, потешек.
- Масленица. Масленичные песни. Игры. Хороводы.
Деятельность учащихся:
- Учатся исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения, одноголосные и с элементами двухголосия.
- Исполнять народные и композиторские песни.
- Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности в повседневной жизни для восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки, исполнения знакомых песен, участия в коллективном пении.
- Понимать образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды).
Раздел 5. «В музыкальном театре» 6ч.
Содержание:
- Опера и балет. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете.
- Симфонический оркестр. Роль дирижёра, режиссёра, художника в создании музыкального спектакля. Темы - характеристики действующих лиц.
- Детский музыкальный театр.
Деятельность учащихся:
- Определяют на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш).
- Определяют и сравнивают характер, настроение и средства музыкальной выразительности (мелодия. ритм, теп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях.
- Определяют названия изученных жанров и форм музыки, наиболее популярные в России музыкальные инструменты.
Раздел 6. «В концертном зале» 3ч.
Содержание:
- Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке.
- Развитие музыки. Взаимодействие тем. Контраст.
- Тембры инструментов и групп инструментов симфонического оркестра.
- Партитура.
Деятельность учащихся:
- Запоминают названия изученных произведений и их авторов.
- Узнают изученные музыкальные произведения и называют имена их авторов.
Раздел 7. « Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» 5ч.
Содержание:
- Композитор – исполнитель – слушатель.
- Музыкальная речь и музыкальный язык. Выразительность и изобразительность музыки.
- Жанры музыки.
- Международные конкурсы.
Деятельность учащихся:
- Узнают наиболее популярные с России музыкальные инструменты, певческие голоса, виды хоров и оркестров.
- Используют приобретённые знания и умения для восприятия художественных образов народной, классической и современной музыки.
- Запоминают названия изученных произведений и их авторов.
- Используют приобретённые знания и умения для передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами и др..
.
3-й класс
(1 час в неделю, всего – 34 ч)
Раздел 1. « Россия – Родина моя» 6ч.
Содержание:
- Мелодия - душа музыки. Песенность музыки русских композиторов.
- Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников.
- Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки.
Деятельность учащихся:
- Учатся понимать слова и мелодию гимна России.
- Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.
- Смысл понятий композитор – исполнитель – слушатель.
- Названия изученных жанров и форм музыки.
- Образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды).
- Названия изученных произведений и их авторов.
- Наиболее популярные в России музыкальные инструменты.
- Певческие голоса, виды оркестров и хоров.
Раздел 2. «День, полный событий» 3ч.
Содержание:
- Выразительность и изобразительность в музыке разных жанров и стилей.
Деятельность учащихся:
- Учатся узнавать названия изученных произведений и их авторов.
- Определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш).
- Определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных фрагментах.
- Передавать настроение музыки и его исполнение в пении.
- Использовать приобретенные знания и умения для исполнения знакомых песен.
Раздел 3. « О России петь – что стремиться в храм» 7ч.
Содержание:
- Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье.
- Святые земли Русской.
Деятельность учащихся:
- Учатся понимать образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды), смысл понятий композитор – исполнитель – слушатель.
- Исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения, одноголосные и с элементами двухголосия.
- Исполнять народные и композиторские песни.
- Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности в повседневной жизни для восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки, исполнения знакомых песен, участия в коллективном пении.
Раздел 4. « Гори, гори ясно, чтобы не погасло». 5ч.
Содержание:
- Древнейшая песнь материнства. Образ матери в музыке, поэзии,
изобразительном искусстве.
Деятельность учащихся:
- Учатся исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения, одноголосные и с элементами двухголосия.
- Исполнять народные и композиторские песни.
- Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности в повседневной жизни для восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки, исполнения знакомых песен, участия в коллективном пении.
- Понимать образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды).
Раздел 5. «В музыкальном театре» 6ч.
Содержание:
- Музыкальные темы – характеристики главных героев.
- Интонационно-образное развитие в опере и балете. Контраст.
- Мюзикл как жанр « лёгкой» музыки: особенности содержания, музыкального языка, исполнения.
Деятельность учащихся:
- Определяют на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш).
- Определяют и сравнивают характер, настроение и средства музыкальной выразительности (мелодия. ритм, теп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях.
- Определяют названия изученных жанров и форм музыки, наиболее популярные в России музыкальные инструменты.
Раздел 6. «В концертном зале» 4ч.
Содержание:
- Жанр инструментального концерта.
- Мастерство композиторов и исполнителей.
- Выразительные возможности флейты, скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контрастные образы сюиты, симфонии.
- Музыкальная форма (трёхчастная, вариационная). Многообразие тем, сюжетов и образов музыки Бетховена.
Деятельность учащихся:
- Запоминают названия изученных произведений и их авторов.
- Узнают изученные музыкальные произведения и называют имена их авторов.
Раздел 7. « Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» 3ч.
Содержание:
- Жанр инструментального концерта.
- Мастерство композиторов и исполнителей. Выразительные возможности флейты, скрипки.
- Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контрастные образы сюиты, симфонии.
- Музыкальная форма (трёхчастная, вариационная). Многообразие тем, сюжетов и образов музыки Бетховена.
Деятельность учащихся:
- Узнают наиболее популярные с России музыкальные инструменты, певческие голоса, виды хоров и оркестров.
- Используют приобретённые знания и умения для восприятия художественных образов народной, классической и современной музыки.
- Запоминают названия изученных произведений и их авторов.
- Используют приобретённые знания и умения для передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами и др..
4-й класс
(1 час в неделю, всего – 34 ч)
Раздел 1. « Россия – Родина моя» 5ч.
Содержание:
- Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов.
- Жанры народных песен, их интонационно- образные особенности.
- Лирическая и патриотическая темы в русской классике.
Деятельность учащихся:
- Учатся знать/ понимать певческие голоса.
- Произведения С.Рахманинова.
- Жанры русских народных песен, характерные интонации, особенности ритма и
другие средства выразительности.
- Должны уметь проникаться эмоциональным содержанием музыки.
- Внимательно слушать, запоминать названия и авторов произведений.
- Размышлять о музыке, применять знания, полученные в процессе обучения.
- Правильно дышать при пении, распределять дыхание по фразам.
Раздел 2. « О России петь – что стремиться в храм» 4ч.
Содержание:
- Святые земли Русской.
- Праздники Русской православной церкви – Пасха.
- Церковные песнопения : стихира, тропарь, молитва, величание.
Деятельность учащихся:
- Учатся знать/ понимать русских святых.
- Традиции родного края.
- Должны уметь узнавать названия и авторов произведений.
- Определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности.
- Петь напевно, мягко, не форсируя звук, на цепном дыхании.
- Проникаться эмоциональным содержанием музыки, которую слушают.
Раздел 3. «День, полный событий» 7ч.
Содержание:
- «В краю великих вдохновений…» Один день с А.С.Пушкиным.
- Музыкально- поэтические образы.
Деятельность учащихся:
- Учатся знать/ понимать названия изученных жанров и форм музыки.
- Народные песни и музыкальные традиции родного края.
- Должны уметь сравнивать, делать разбор музыкального произведения, соотносить содержание музыкального произведения с использованными в нем выразительными средства.
- Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов .
- Передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально –
пластическом движении.
- Внимательно слушать музыку, размышлять о ней.
- Петь напевно, мягко, не форсируя звук, на цепном дыхании.
Проникаться эмоциональным содержанием музыки, которую слушают.
Раздел 4. « Гори, гори ясно, чтобы не погасло» 5ч.
Содержание:
- Народная песня - летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов.
- Интонационная выразительность народных песен.
- Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах.
- Музыкальные инструменты России.
- Оркестр Русских народных инструментов. Вариации в народной и композиторской музыке.
- Праздники русского народа - Троица.
Деятельность учащихся:
- Учатся знать/ понимать народные песни, музыкальные традиции родного края, народные музыкальные инструменты.
- Название изученных жанров и форм музыки, виды оркестров.
- Понимать образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды).
- Должны уметь передавать настроение музыки и её изменения: в пении, музыкально-пластическом движении.
- Правильно дышать при пении, распределять дыхание по фразам.
Раздел 5. «В концертном зале» 3ч.
Содержание:
- Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки.
- Интонация народных танцев.
- Музыкальная драматургия сонаты.
- Музыкальные инструменты симфонического оркестра.
Деятельность учащихся:
- Учатся знать/ понимать названия изученных жанров и форм музыки.
- Должны уметь сравнивать, делать разбор музыкального произведения, соотносить содержание музыкального произведения с использованными в нем выразительными средства.
- Определять на слух основные жанры музыки.
- Размышлять о музыке, оценивать её эмоциональный характер и определять образное содержание.
Раздел 6. «В музыкальном театре» 5ч.
Содержание:
- Линии драматургического развития в опере. Основные темы-
музыкальные характеристики действующих лиц.
- Вариационность. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.
- Жанры «лёгкой» музыки. Оперетта.
Деятельность учащихся:
- Учатся знать/ понимать названия изученных жанров и форм музыки.
- Должны уметь определять на слух основные жанры музыки.
- Размышлять о музыке, оценивать её эмоциональный характер и определять образное содержание.
Раздел 7. « Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» 5ч.
Содержание:
- Произведения композиторов - классиков и мастерство известных исполнителей. Сходство и различие музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах.
- Авторская песня.
Деятельность учащихся:
- Учатся знать/ понимать названия изученных жанров и форм музыки, средства музыкальной выразительности.
- Должны уметь размышлять, применять знания, полученные в процессе уроков музыки.
- Определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности.
- Проявлять навыки вокально – хоровой деятельности.
Учебно-методический комплект:
- Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С.Шмагина: Программа «Музыка. Начальные кассы», Издательство «Просвещение». 2010.
- Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская : Музыка. Учебник – тетрадь для учащихся
1 класса четырёхлетней начальной школы. М.: Просвещение, 2010.
- Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка». 1 - 4кл.:
Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010.
- Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка».1 - 4 кл.
М., 2010.
- Программно - методические материалы. Музыка. Начальная школа. М.:
Дрофа,2004.
MULTIMEDIA – поддержка предмета
1. Мультимедийная программа «Учимся понимать музыку»
2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)
3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».
4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП)
7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»
8. Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"
9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»
10. Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»
11. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
12. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
13. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
14. Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.
15. CD-ROM. «Мир музыки». Программно-методический комплекс»
Список научно-методической литературы
- «Сборник нормативных документов. Искусство», М., «Дрофа», 2011г.
- Л.В. Школяр «Музыкальное образование в школе», М., «Академия», 2001г.
- Ю.Б. Алиев «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., «Владос», 2002г.
- Э.Б. Абдуллина, «Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ М., «Просвещение»,1988г.
- М.Е. Осеннева, Л.А. Безбородова «Методика музыкального воспитания младших школьников», М., «Академия», 2001г.
- Т.С. Челышева «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.
- В. Васина - Гроссман «Книга о музыке и великих музыкантах», М., «Современник», 1999г.
- В.Б. Григорович «Великие музыканты Западной Европы», М., «Просвещение», 1982г.
- «Как научить любить Родину», М., «Аркти», 2003г.
- Л.Г. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., «Академия», 2000г.
- Л.В. Школяр, М., Флинт, «Теория и методика музыкального образования детей», «Наука», 1998г.
- Л.А Безбородова, Ю.Б. Алиев «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., «Академия», 2002г.
- Э.Б. Абдуллин «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., «Просвещение», 1983г.
- Л.Г. Оржаникова «Профессия-учитель музыки», М., «Просвещение», 1985г.
- П. Халазбурь, В. Попов «Теория и методика музыкального воспитания», «Санкт-Петербург», 2002г.
- Д.Б. Кабалевский «Как рассказывать детям о музыке», М., «Просвещение», 1989г.
- Д.Б. Кабалевский «Воспитание ума и сердца», М., «Просвещение», 1989г.
- В.И. Петрушин «Слушай, пой, играй», М., «Просвещение», 2000г.
- Э.И. Великович «Великие музыкальные имена», Композитор, «Санкт-Петербург», 1997г.
- Л.Д. Никитина «История русской музыки», М., «Академия»,1999г.
- Е.Л. Гуревич «История зарубежной музыки», М., «Академия»,1999г
- Ю. Булучевский «Краткий музыкальный словарь для учащихся», «Ленинград», «Музыка», 1989г.
- Д.К. Сомин «Сто великих композиторов», М., «Вече», 2000г.
- Л.А. Рапацкая, Г.С. Сергеева, Т.С. Шмагина «Русская музыка в школе», М., «Владос»,2003г.
- А. Кленов «Там, где музыка живет», М., «Педагогика», 1986г.
- «Веселые уроки музыки» /составитель З.Н. Бугаева/, М., «Аст», 2002г.
- «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д. Критская, Л.В. Школяр/,М., «Флинта»,1999г.
- Г. Фрид «Музыка! Музыка? Музыка…и молодежь», М., «Советский композитор», 1991г.
- Г.С. Ригина «Музыка. Книга для учителя», М., «Учебная литература»,2000г.
- Т.И. Бакланова «Обучение в 1 классе», М., «Астрель», 2005г.
- Г.С. Тузлаева «Поурочные планы по учебнику Г.С. Ригиной 1 класс», «Волгоград», Учитель, 2006г.
- Н.В. Новодворская «Поурочные планы. Музыка 1 класс»/2 части/, «Волгоград», «Корифей», 2006г.
- О.В. Узоров, Е.А. Нефедова «Физкультурные минутки», М., «Астрель-Аст», 2005г.
- С.А. Исаева «Физкультминутки в начальной школе», М., «Айрис-Пресс», 2003г.
- Е.А. Смолина «Современный урок музыки», Ярославль, «Академия развития», 2006г.
- О.К. Разумовская. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: «Айрис-пресс», 2007.- 176с.
- Л.В. Золина Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: «Глобус», 2008.- 176с
- Песенные сборники.
- И.А. Агапова , М.А. Давыдова. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.- 224с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...