Восприятие современной музыки С.С. Слонимского в фортепианном классе ДШИ
методическая разработка по музыке по теме
Сборники пьес «От 5 до 50» С.М. Слонимского позволяют исполнителю и слушателю познакомиться едва ли не со всем многообразием стилевых направлений музыки XX века, сплетением классических и современных композиционных приемов и средств выразительности, что так свойственно творчеству петербургского композитора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikaciya.docx | 21.09 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Восприятие современной музыки С.С. Слонимского
в фортепианном классе ДШИ
Отечественная музыкальная педагогика имеет в своем распоряжении обширную и многообразную инструктивную литературу. В учебном процессе современной музыкальной школы наряду с традиционными классическими образцами детской музыки прошлого важным и полезным представляется изучение фортепианной музыки ХХ века, в том числе композиторов – наших современников.
Одной из актуальнейших педагогических проблем на сегодняшний день становится приобщение ребенка к миру и языку современного композиторского искусства. Для ее решения требуется, прежде всего, глубокий и всесторонний анализ новых сочинений современных композиторов, адресованных юным музыкантам, так как квалифицированная педагогическая работа неосуществима без знания музыкальной литературы, составляющей современный музыкальный репертуар.
К сожалению, в музыкальных школах знакомство с творчеством С.М.Слонимского и других современных композиторов на сегодняшний день происходит не так активно, как следовало бы. Отчасти это связано с распространенной ситуацией, когда издательская продукция «оседает» в том городе, где она вышла в свет. Это является особенно большой проблемой для городов, удаленных от Москвы и Санкт-Петербурга. Еще одна причина - нежелание педагогов включать современную музыку в детский репертуар, считая ее сложной для восприятия. Хотя, на самом деле, современная музыка сложна, прежде всего, для педагогов, воспитанных на классических образцах музыки. У ребенка же «ухо» еще свободно и открыто к восприятию нерегулярной метроритмики, свежих терпких гармоний. Считаю очень актуальной потребностью - приобщение детей к миру и языку современного композиторского искусства, развитию музыкального мышления, расширению музыкального кругозора на примере фортепианных пьес С.С. Слонимского изданного в пяти тетрадях под названием «От 5 до 50»
Целью своей работы с детьми - считаю важным изучение художественных, исполнительских и методических принципов музыки С.М.Слонимского
В процессе работы ставлю для себя следующие задачи:
- познакомить учащихся с пьесами С.М.Слонимского
- произвести анализ музыкального материала сборников «От 5 до 50»;
- выявить стилистические особенности пьес этих сборников;
- достойно пополнить учебный репертуар, обогатив тем самым теорию
и практику современного отечественного музыкального воспитания.
Помимо изучения пьес в классе, можно рекомендовать анализируемые сборники педагогам - исполнителям в качестве разнообразного, богатейшего материала для музицирования, культура которого на сегодняшний день, к сожалению, практически утрачена. Поскольку многие произведения несут в себе элементы театральности, их можно использовать и в рамках различных сказочных постановок, детских музыкальных праздников.
Основным критерием в педагогическом процессе я считаю процесс формирования эмоциональной отзывчивости у детей, заинтересованности в современной музыке, насыщенной красивыми мелодическими оборотами, гармониями, ритмами, современными звуковыми эффектами.
В рамках публикации, я бы хотела перечислить произведения композитора, которые я использовала в своей работе и применила их на практике:
1. С.М.Слонимский «Романтический вальс»
Летняя творческая школа мастер-класс (Руза-2008), проводимая профессором Московской Государственной консерватории А.А.Мндоянцем. Среди подготовленных с ученицей произведений для мастер-класса была пьеса С.М.Слонимского «Романтический вальс»(Хабарова Маша, 5 класс)
2. Фестиваль детского и педагогического творчества Северо-западного Региона России «Созвучия Севера» – С.Слонимский «Шествие оленей»- Хабарова Маша,5класс - лауреат 3 степени (номинация фортепианный ансамбль, г. Архангельск 2008г.)
3. XI Всероссийский фестиваль-конкурс детского и юношеского творчества «Праздник Детства» – С.Слонимский «Любовь принцессы и охотника» из сюиты по сказке Баумбаха «Принцесса не умевшая плакать»-Лобода Полина,3класс –диплом 1 степени (номинация инструментальное творчество, г.Санкт-Петербург 2010г.)
4. В качестве пройденного репертуара изучен ряд произведений:
«Капельные пьески» (Лягушки, Кузнечик)
«Вальс Золушки и принца» (фортепианный ансамбль)
«Колыбельная кошки»
«Колокола»
Сюита по сказке Баумбаха «Принцесса не умевшая плакать»
Сюита по сказке братьев Гримм «Король-музыкант»
4. В качестве классных часов использованы сюиты:
«Принцесса не умевшая плакать»
«Король-музыкант»
Музыка С.Слонимского необычайно интересная, смелая, изобретательная по выразительным приемам и звуковым краскам. Детям такая современная музыка нравится, а педагоги знают, как это важно, как это может стимулировать ребенка к творчеству. Можно порекомендовать использовать музыку автора, в частности сюиты, в качестве музыкальных проектов для воспитанников детских дошкольных учреждений и общеобразовательных школ, подключив для этого театральную деятельность. Полезной формой знакомства с творчеством одного из интереснейших композиторов могут стать классные часы.
Подводя итог, следует отметить, что несмотря на огромное многообразие детской инструктивной музыки, у каждого педагога есть свой постоянный набор «обязательных» пьес на разные виды техники для разного уровня подготовки детей. Педагогическая ценность этих произведений доказывает их востребованность на протяжении многих десятилетий и даже столетий. Однако, помимо общеизвестных, часто исполняемых пьес, важно расширять репертуар и кругозор не только учеников и педагогов, но и слушателей, за счет обращения к современной музыке с ее острыми ритмами, свежими гармониями, нетрадиционными приемами игры. Сборники пьес «От 5 до 50» С.М. Слонимского позволяют исполнителю и слушателю познакомиться едва ли не со всем многообразием стилевых направлений музыки XX века, сплетением классических и современных композиционных приемов и средств выразительности, что так свойственно творчеству петербургского композитора.
В своих детских пьесах Слонимский выступает наследником богатейших исторических традиций, сложившихся в области педагогического репертуара, при этом ему удалось в своих произведениях с высочайшим профессиональным мастерством создать собственный индивидуальный, содержательный и яркий мир детской музыки.
Изучение композиций доказывает, как велика роль современной музыки, которая способствует углублению образно-эмоционального и интеллектуального восприятия учащимися окружающей действительности.
Выделим главное: обращение к сборникам пьес «От 5 до 50» не только расширит кругозор педагогов и учеников, знакомит их с особенностями современного музыкального языка, но и поможет раскрытию творческих способностей учащихся.
Применение в концертной и педагогической практике данных произведений несомненно послужит дальнейшему продуктивному развитию современного фортепианного исполнительства и педагогики.
С уважением преп. ДШИ Иванова С.И.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа над педализацией в фортепианном классе ДМШ,ДШИ
В работе представлены теоретические и практические аспекты работы над основами педализации,приведены примеры из собственной педагогической практики,даны ссылки на музыкальный материал....
Методическая разработка "Развитие музыкального слуха учащихся ДМШ в работе над полифонией в фортепианном классе"
Развитие слуха как одна из важнейших целей обучения игре на любом музыкальном инструменте – таково кредо современной музыкальной педагогики. Активизация слуха учащегося являла...
Реферат: "Развитие музыкального чувства ритма у учащихся фортепианного класса."
Актуальность работы вызвана требованиями современного образования к уровню развития эстетического воспитания учащихся, как...
Формирование и развитие навыков самостоятельной работы у учащихся фортепианного класса
Важно, чтобы активность педагога стимулировала активность самого ученика: если ученик творчески пассивен, то первая задача педагога состоит в том, чтобы пробудить его активность, научить его самого на...
«А.С.Пушкин: жизнь и творчество. А.С.Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»). Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве Пушкина» - 9 класс
Вступительный урок по изучению жизни и творчества А.С.Пушкина в 9 классе....
Статья для интернет-конференции «Восприятие современными школьниками личности и судьбы А.С.Пушкина» (из личного опыта)
Отражение личного опыта по работе с детьми по творчеству А.С.Пушкина...
статья Образ Мцыри и его восприятие современными подрост
В статье автор рассматривает психологические особенности восприятия школьниками поэмы М.Ю. Лермонтова "Мцыри"...