Музыкотерапия
статья по музыке на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкотерапия
В педагогической деятельности учителя музыки и пения есть много общего с деятельностью врача, имеющего дело с индивидуально устроенным организмом пациента, своеобразным и по своей анатомической структуре, и по физиологическим свойствам, и по личным психологическим качествам. Размышляя о тонких связях музыки и медицины, анализируя свою работу на уроках музыки и в классах сольного и хорового пения, я пришла к выводу о возможности использования духовной, музыкальной медицины в своей педагогической практике. «Проба музыкально-терапевтического пера» произошла в реабилитационно-оздоровительном лагере «Лесной», где я работала музыкальным терапевтом летом 1977 года. Самое яркое впечатление осталось в памяти от музыкальных занятий с детьми из детдома (Б.Карабулак). Умственно отсталые, не умеющие читать и писать, мои маленькие пациенты вдохновенно пели, сосредоточенно, закрыв глаза, слушали музыку, пытались выразить свои мысли, чувства. Мальчик 9 лет на мой вопрос «Что такое музыка?» ответил так: «Музыка – это мудрость». Эти слова были для меня как откровение, как награда, как предвосхищение будущих педагогических побед… Я поняла, что иду в нужном направлении, и осознала сердцем и душой замечательное суждение В.М.Бехтерева о музыке: «Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка – целитель здоровья». Эти слова, сказанные великим ученым-медиком, особенно актуальны для педагога-музыканта сегодня, в начале XXI века, когда в результате действия отрицательных факторов научно-технического прогресса на физическое и психическое здоровье и вследствие катастрофически ухудшающейся экологии число детей, страдающих теми или иными заболеваниями, неуклонно возрастает.
На уроках музыки и во внеклассной работе я использую терапию музыкой и вокальную терапию для оздоровления детей.
Совершим небольшой экскурс в историю музыкального врачевания, которая уходит своими корнями далеко в прошлое. Музыкотерапию связывают с именем Аполлона – покровителя искусств и его сына Асклепия – покровителя врачевания. Древняя медицина была тесно связана с религией, философией, мифологией и искусством, особенно с музыкой. Умение петь и играть на музыкальных инструментах было одной из обязанностей врача. О целебной силе музыки мы находим упоминание в трудах древнегреческих ученых и философов. Платон предлагал лечить ревматизм пением и игрой на музыкальных инструментах. Пифагор утверждал, что музыка помогает человеку поддерживать внутреннюю гармонию, Ему принадлежит известный афоризм: «Музыка может врачевать безумства людей». Аристотель считал, что музыка влияет на освобождение от эмоционального напряжения и психологического надлома. Многие мыслители высказывали свое убеждение в том, что музыка формирует характер и помогает взаимопониманию.
Древние греки подразделяли музыку на следующие лады:
Дорийский – строгий, мужественный,
Фригийский – возбуждающий, страстный,
Лидийский – вызывающий грусть, тоску,
Эолийский – вызывающий блажение, приятное состояние.
Древние врачи прописывали больным курсы музыкотерапии (Гиппократ, Авиценна). Авиценна утверждал в «Каноне врачебной науки»: «Страдающих меланхолией необходимо развлекать музыкой», считал, что хорошее пение утишает боль, отвлекает от нее и даже усыпляет.
Терапия музыкой, дошедшая до нас из глубины веков в наш бурный, стремительный век, широко применяется в медицинской и педагогической практике. Ученые, врачи и музыканты многих стран изучают воздействие музыки определенных стилей и направлений на те или иные органы и весь организм в целом. Например, врачами Германии и Японии установлено целительное влияние музыки Моцарта и Бетховена на пациентов с язвой желудка и двенадцати перстной кишки, Бетховена – на больных артритом и ревматизмом.
Очень часто педагоги в своей работе сталкиваются с проблемами в обучении и воспитании детей, находящихся в состоянии стресса, с различными отклонениями в психике и функционировании нервной системы, а также с девиантным поведением. Большую помощь таким сложным «трудным» детям может оказать музыка как целительный, успокаивающий фактор и как средство гармонизации внутреннего «Я» ребенка.
В своей работе с такими детьми я использую музыку, руководствуясь при ее выборе следующими требованиями:
средний диапазон громкости звучания;
средние по высоте регистры, т.к. очень высокие и очень низкие звуки действуют возбуждающе;
спокойные, мелодичные сочетания с мягкой, без диссонансов гармонией;
ритмичность;
подбор произведений с учетом психологической окраски тональности;
классика (легкая или серьезная).
Для некоторых знаков Зодиака есть своя, им свойственная, благоприятно воздействующая на них музыка, ритмы:
Овен – марши, бой часов, военные сигналы, исполняемые медными инструментами.
Телец – ритм вальса.
Близнецы – марши дисциплинируют волю, способствуют логическому мышлению. Показана музыка Дж.Верди.
Рак – колыбельная, баркарола.
Весы – классическая музыка рафинированных стилей, изысканная, изящная (Вивальди, Боккерини).
Скорпион – музыка в размере 4/4.
Чтобы обеспечить благотворное воздействие музыки на организм дети должны удобно сесть, расслабиться, отрешиться от внешних впечатлений, спокойно, ритмично дышать. Сосредоточившись на спокойном, ритмичном дыхании, из царства тишины с первыми звуками произведения мои ученики входят в светлый, величественный храм музыки. Очень часто я использую приемы мелодекламации, читая созвучные музыке стихи для того, чтобы усилить целебно-музыкальное переживание поэтическим, ритмическое дыхание (дыхательные упражнения), музыкально-психологический массаж (подобно контрастному душу), ритмические движения, ритмические упражнения.
Примерная программа сеанса музыкотерапии
Х.В.Глюк – И.Брамс «Гавот ля-мажор»
К.Дебюсси «Лунный свет»
И.С.Бах «Сицилиана»
Г.Альбинони «Адажио»
Л.В.Бетховен «Лунная соната», «К Элизе»
А.С.Грибоедов «Вальс»
М.К.Огинский «Полонез»
В.А.Моцарт «Симфония № 40»
И.С.Бах – Ш.Гуно «Аве Мария»
Занимаясь музыкотерапией, особое внимание я уделяю использованию звука в сочетании с пением. Пение вызывает вибрационные воздействия на определенные органы (моторно-вокальный рефлекс). Вокальная терапия – звукодвигательные упражнения, периодически повторяющиеся колебательные движения звуковой волны в голосовых связках, в областях груди и живота. Вибрация звуком оказывает благоприятное влияние на все органы, особенно сердечно-сосудистую систему, железы внутренней секреции, усиливает защитно-адаптационные реакции организма.
Распеваемый слог, звук нужно сильно растягивать, усиливая его воздействие, гласные во время пения чередуются с согласными звуками в определенных сочетаниях. Продолжительность занятий до 5 минут 2-3 раза в день (первое занятие длится 1 мин., последующие – постепенно увеличивать). При пении нельзя форсировать звук, необходимо добиваться красивого по тембру звучания голоса, петь с энергией полного дыхания, чтобы звук вибрировал в голове, в груди, в области желудка и т.д.
Рассмотрим вибрационное воздействие звуков и их сочетаний на органы и системы организма.
Звук «И» - вызывает вибрацию головного мозга, глаз, слухового аппарата и носа.
Звук «И» (ближе к «Ю») – вибрация гипофиза, всех элементов черепа.
Звук «Е» - вибрация горла, гортани, трахеи, щитовидной железы.
Звук «А» - вибрация верхней части легких.
Звук «О» - нижняя часть легких, сердце, печень, солнечное сплетение, желудок.
Звук «Ю» - почки, мочевой пузырь, костная система.
Звуковое сочетание «ОЙ» - прямая кишка, половые органы.
«Э-У-ОА-НЫ-АОМ» - применяется в состоянии, близком к потере сознания, астении.
«ХРАМ, ЗУМ-МЕН» - при гипертонии и болях в сердце.
«А-НА-ХАТ» - прекрасно вибрируется область сердца.
«ХАМ-САХ» - оказывает благоприятное воздействие на щитовидную железу, одновременно вибрирует мозг и сердце.
«ГУО» - печень, желчный пузырь, заболевания сухожилий и глаз.
«ШЭН» - легкие, толстый кишечник, кожа, нос.
«КАЙ» - создание положительной атмосферы, релаксации: расслабиться, дышать животом, руки перед грудью в «замок».
Вокальная терапия некоторых заболеваний
«ПА - И» - в восходящем и нисходящем поступенном движении по нотам – при не резко выраженном склерозе мозговых сосудов, нарушении мозгового кровообращения.
При нарушении мозгового кровообращения показано также упражнение «имитация удара в колокол» - «М - ПОММ».
«ПА-СУ» - при нарушении системы дыхания.
«ПО-У» - при заболевании ЖКТ.
При гастритах с пониженной кислотностью и атонических колитах петь активно, подтягивая низ живота. При ниперацидных гастритах и спастическом колите, а также при заболеваниях печени петь плавно, слегка выпячивая живот.
«М-ПОММ» - «ПЭ - Э» - при неврозах, неврастенических состояниях.
Петь любую песню, используя вдох на «АХ» - при терапии логоневроза.
«МУ» - концентрация внимания (для ясности мышления): мышцы живота напряжены, вдох через нос, звук концентрировать в области живота.
Занятия вокальной терапией заканчиваются разучиванием и исполнением вокальных произведений из «золотого песенного фонда» о красоте, добре и любви, о мире, в котором живем …
Что-то
новое в мире.
Человечеству хочется песен.
Люди мыслят о лютне, о лире.
Мир без песен неинтересен.
И иду я
По этому миру.
Я хочу отыскать эту лиру,
Или – как там зовется он ныне –
Инструмент для прикосновенья
Пальцев, трепетных от вдохновенья.
(Леонид Мартынов)
… Завершен обычный школьный день. Опустел кабинет музыки …
Набросив тишину на плечи, погружаюсь в раздумья …
Как всколыхнуть дремлющие в детских душах чувства, как затронуть самые полнозвучные струны детских сердец, пробудить их, рождая Добро и сокрушая Зло, холодный эгоизм, силящийся овладеть нашим миром ?!
Как восстановить, нарушенную болезнью и стрессом, гармонию духовного мира ребенка?!
Как помочь ему услышать удивительную музыку его Души, прекрасную симфонию его организма, неповторимую, уникальную, с первозданной, чистой, благоухающей, как бутон розы, хрустальной и свежей живительной, как вода в целебном источнике, мелодией?!
Пусть мне поможет Музыка, несущая свет Разума, свет Добра и Любви…
«Спасибо, музыка. за то,
Что ты единственное чудо…»
(Вл.Соколов)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка (музыкотерапия - интеграция здоровьесберегающих технологий по сказке «Волк и семеро козлят»)
Аннотация Проблема укрепления и сохранения здоровья не компания одного дня деятельности и одной здоровьесберегающей технологии, а целенаправленные, систематические занятия в виде комплекса интегр...
Музыкотерапия при работе с детьми с проблемами в развитии
Одно из направлений арттерапии – музыкотерапия. Музыкотерапия - средство реабилитации, профилактики, повышения резервных возможностей организма; средство оптимизации творческих сил и воспитатель...
Статья "Музыкотерапия как средство развития способностей школьников"
В данной статье подробно рассказывается об одной из музыкальных технологий-музыкотерапии.Приводятся примеры различных видов музыкальной деятельности и их воздействия на организм школьников.Статья може...
буклет "Занимайтесь музыкотерапией"
консультация...
Презентация "Музыкотерапия, как средство эмоционального комфорта и психофизического здоровья детей в ДОУ»
Музыкотерапия — это лекарство, которое слушают. О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека, знали еще в Древней Греции и в других странах. Музыкотерапия да...
Обобщение опыта работы по теме "Преодоление эмоциональной тревожности средствами музыкотерапии у обучающихся подросткового возраста на уроках музыки в общеобразовательной школе.
Инновационный проект по музыке учителя МБОУ «СОШ№30»...
Преодоление эмоциональной тревожности средствами музыкотерапии у обучающихся на уроках музыки в общеобразовательной школе.
общеобразовательной школе.Музыка властвует над нашими эмоциями. А эмоции могут даже побеждать физическую боль. «Музыка, её первый звук, родилась одновременно с творением мира»,- так утверждали древние...