Проект "Богатырская тема в искусстве"
материал по музыке (5 класс) по теме
Цель проекта: создание методической разработки урока по теме «Богатырская тема в искусстве»,состоящей из презентации, развёрнутого плана урока и буклета.
Предмет:музыка
Класс: 5 класс, 3 четверть, «Можем ли мы увидеть музыку?»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_-_bogatyrskaya_tema_v_iskusstve.docx | 52.06 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Проект
«Богатырская тема в искусстве»
Масленко Ларисы Александровны,
учителя музыки и МХК
МОУ «Лицей №1 пос. Львовский»
Подольского муниципального района МО
Цель проекта: создание методической разработки урока по теме «Богатырская тема в искусстве», состоящей из презентации, развёрнутого плана урока и буклета.
Предмет: музыка
Программа: Д. Кабалевского
Класс: 5 класс, 3 четверть, «Можем ли мы увидеть музыку?»
Тема урока: «Богатырская тема в искусстве»
Тип урока: урок-исследование, усвоение новых знаний, комбинированный.
Форма урока: интегрированный урок
Ведущий метод: проблемно – поисковый, игровой (игра-путешествие)
Основной проблемный вопрос: В современном мире, есть ли необходимость вспоминать о богатырях, войне, воспитывать молодёжь на героических произведениях? Нужна ли эта тема?
Методы исследования:
- изучение произведений искусства;
- работа с интернет-ресурсами;
- разгадывание ребуса;
- анализ проделанной работы
Методы обучения:
- метод эмоциональной драматургии;
- метод художественного контекста;
- метод сравнения;
- метод размышления о произведениях искусства;
- словесные методы: диалог, беседа, разъяснение, дискуссия
Цели урока: Показать многостороннюю связь между видами искусств на примере “Богатырской темы”.
Задачи:
Воспитывающие:
- Воспитывать патриотизм, гордость за свою страну, способствовать осознанию причастности себя к её историческому прошлому и ответственности за её будущее.
- Воспитание гражданской позиции, любви к истории Отечества через произведения искусства путём высказывания своего мнения о значимости этих произведений для учащихся.
- Формировать эмоционально-нравственное отношение к произведениям искусства.
- Воспитание самостоятельности, коммуникабельности, умения принимать решение.
Развивающие:
- Развитие личности. Затронуть чувства ребёнка, ощущение своего «Я».
Тема должна быть ему близка.
- Развитие ассоциативно-образного мышления учащихся, актуализация знаний о том, как историческое прошлое Родины находит отражение в художественных образах живописи, архитектуры, скульптуры.
- Развитие у учащихся внутреннего слуха и внутреннего зрения - основу творческого воображения, которое человеку необходимо не только в искусстве, но и в любой области жизни.
- Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, применять полученные ЗУН в ситуации интеграции изучаемой темы с созвучными в других предметных областях, переносить полученные выводы в повседневную жизнь.
Обучающие:
- Обобщение особенностей драматургии разных жанров музыки героико-патриотического, эпического характера.
- Развивать интонационное мышление - способность постигать интонацию во всём окружающем мире.
- При работе над песенным репертуаром добиваться эмоционального исполнения, ансамблевого звучания, выразительности солистов и хора.
Актуальность: Рассмотреть образы сильных, мужественных защитников нашей Отчизны в разных видах искусства.
Планируемый результат:
Предметный :
- Познакомить с новыми музыкальными произведениями и произведениями других видов искусств созвучными теме урока.
- Установить связь музыки с другими видами искусства;
- Формировать эмоциональное отношение к музыке;
Личностный:
- Мотивационный- желание вернуться к пройденному материалу и перечитать роман; желание анализировать в мире искусства?
- Ценностный- развитие уровня моральных ценностей, развитие положительной самооценки за счет успешного выступления на уроке, умения работать в команде, понимание ценности полученного на уроке по литературе опыта.
Метапредметный:
- Применение знаний полученных при изучении «Богатытской темы в искусстве» на уроках литературы, истории, изобразительного искусства.
- Полученные навыки по развитию речи, умению анализировать и умению вести диалог, дискуссию, выстраивать систему аргументации и контраргументации могут быть применены как на предметах гуманитарного цикла( истории), так и за пределами школы- коммуникативный результат.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьтер, буклет к уроку.
Музыкальный ряд:
- Экспозиция 1-й части Симфонии № 2 (Богатырской) А.П. Бородина
- Богатырские ворота. М.П. Мусоргский
- Музыка для физминутки (Богатырская сила муз. А. Пахмутовой)
Зрительный ряд:
- Репродукции: Богатыри. В.Васнецов, гравюра портрет А. Невского
Александр Невский. П. Корин. Центральная часть триптиха.
Портреты А.П.Бородина и В.М.Васнецова
Картины В.Гартмана
- Видеофрагменты: Александр Невский. Фрагмент из к/ф реж. Эйзенштейна
Былина «Три богатыря ». Исполняет Г.И.Лавров (фрагмент).
Использование ИКТ: На уроке используется мультимедийный проектор. Весь зрительный ряд представлен в виде демонстрации слайдов.
Ход урока:
Класс заранее разделился на три группы (музыканты, художники, литераторы).
Опережающее д/з: найти текстовый материал по группам («музыканты» – о А. Бородине, «художники» – о В. Васнецове, «литераторы» – о былинах)
Этап урока | Продолжительность | Метод обучения | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Средства обучения | Примечание |
I. Вводная часть. 1.Организация, ввод в тему и целеполагание . | 2 мин. | Словесный, информационный. | Вступительное слово, постановка главного вопроса. | Слушание. | Слайд №1-2: тема урока, цель, задачи Слайд №3: главный вопрос. | |
II. Основная часть. 1.Постановка, обсуждение и решение проблемного вопроса: Богатырство - что это? | 5 мин. | Проблемно – поисковый, словесный, информационный. | Организует деятельность учащихся, задает вопросы, участвует в обсуждении проблемного вопроса. | Выступают «литераторы»: рассказывают о богатырях, былинах. | Слайд №4 - №8: определение богатырей, былин, качества богатыря, слайд с изображением гуслей | |
2. Богатырская тема в литературе. | 3 мин. | Наглядно-слуховой, объяснительно-иллюстративный, информацион ный. | Рассказывает о Г. Лаврове, организует деятельность учащихся, задает вопросы | Слушают учителя, фрагмент былины о «Трёх богатырях» в исполнении Геннадия Лаврова. | Слайд №9 – о Г. Лаврове. Аудио запись былины о «Илья Муромец». | |
3.Виртуальная экскурсию в художественную галерею. | 5 мин. | Игровой, словесный, информацион ный. | Организует виртуальная экскурсию в художественную галерею, задает вопросы. | «Художники» рассказывают о В. В. Васнецова и его картине “Богатыри” | Слайд №10 –12: картинная галерея. Слайд №13-14: портрет В.Васницова, картина «Три богатыря». | |
4.Физминутка. | 2 мин. | Игровой. | Читает стихотворение, показывает упражнения. | Делают упражнения под музыку. | Слайд №15. Фонограмма песни С. Намин «Эх, да надо бы жить красиво» | |
5.Путешествие в консерваторию. | 8 мин. | Игровой, наглядно-слуховой, словесный, информацион ный. | Организует виртуальная экскурсию в консерваторию, задает вопросы, организует дискуссию, помогает учащимся проанализировать музыкальные произведения. | «Музыканты» рассказывают о А.Бородине . Прослушают отрывок из «Богатырской симфонии» А.П. Бородина. Рассказывают о «Картинках с выставки” М.П.Мусоргского, слушают “Богатырские ворота” М. Мусоргский. | Слайд №16 – 17: консерватория, портрет А.П. Бородина. Аудио запись «Богатырской симфонии» А.П. Бородина. Слайд№18 - "Слова-характеры к музыке» Слайд №19 – 20: портрет Мусоргского, картины В.Гартмана. Аудио запись “Богатырские ворота” М. Мусоргский. | |
6.Знакомство с образом защитника русской земли Александра Невского | 3 мин. | Словесный, объяснительно-иллюстратив ный. | Рассказывает об Александре Невском, организует просмотр фильма. | Слушают учителя, смотрят фрагмент фильма. | Слайды №21-25: П. Корин «А.Невский», иконы, скульптуры А.Невского. Фрагмент фильма С. Эйзенштейна “Александр Невский”. | |
7.Вокально-хоровая работа. "Песня о маленьком трубаче" С. Никитина. | 5 мин. | Эмоционально-образный, практический. | Знакомит уч-ся с содержанием песни, работает над эмоционально-выразительным исполнением. | Слушают и разучивают песню. | Слайд №26: слова песни. Аудио запись песни « О маленьком трубаче" | |
8. Постановка, обсуждение и решение проблемного вопроса: « В современном мире есть ли необходимость вспоминать о богатырях, войне, воспитывать молодёжь на героических произведениях? | 5 мин. | Работа по группам. | Организует деятельность учащихся, задает вопросы, участвует в обсуждении проблемного вопроса. | Дискутируют, представляют различные точки зрения, отстаивают свою. | Слайд №27: вопрос и три варианта ответов. | |
III. Обобщение полученных знаний. 1.Ответы на обобщающие вопросы учителя. | 3 мин. | Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности. | Задает вопросы, оценивает ответы уч-ся. | Отвечают на поставленные вопросы. | Слайд №28:схема «В каком виде искусства проявилась Богатырская тема?» | |
2.Разгадывание ребуса. | 2 мин. | Игровой. | Организует деятельность уч-ся по решению ребуса. | Решают ребус. | Слайд №29-30: ребус. | |
3.Ответ на главный вопрос урока. | 2 мин. | Проблемно – поисковый. | Выслушивает ответы уч-ся, комментирует их. | Отвечают на вопрос, отстаивают свою точку зрения. | Слайд №31: главный вопрос. | |
VI. Рефлексия. | 2 мин. | Диалог. | Задает вопросы, выслушивает уч-ся, комментирует, благодарит уч-ся. | Отвечают на вопросы. | Слайд №32: итоговый слайд. | |
V. Домашнее задание. | 1 мин. | Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности. | Дает домашнее задание | Записывают домашнее задание. |
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Класс заранее разделился на три группы (музыканты, художники, литераторы).
Опережающее д/з: найти текстовый материал по группам (музыканты – о А. Бородине, художники – о В. Васнецове, литераторы – о былинах)
Ход урока:
Организационный момент.
I. Вводная часть (Слайд №1-2: тема урока, цель, задачи)
Учитель: Дорогие ребята!
Богатырская тема с давних пор звучала в русском искусстве как песня-гимн силе русского народа.
Мы часто встречаемся с ней в народном творчестве, в поэзии, музыке, живописи, театре, кино. Образ богатыря родился в русском искусстве как образ могучего защитника Родины
Сегодня я приглашаю вас совершить путешествие во времени. Вы увидите, как в музыке, живописи и литературе раскрывается "богатырская" тема. Для того, чтобы наше путешествие было интересным и познавательным, нам нужно поставить главный вопрос, исходящий из темы сегодняшнего урока, поиск ответа на который и станет нашей основной задачей.
О чём рассказывают люди, которым дар великий дан,
В произведениях искусства сквозь время и границы стран
Вести беседу прямо с сердцем, в нас сея мудрости цветы,
И верить в то, что мы услышим, достигнув новой высоты? (Слайд №3 – Главный вопрос )
II. Основная часть (Слайд №4 – Богатырство - что это?)
Учитель: (Проблемный вопрос) Богатырство - что это?
А существуют ли сказки о богатырях? Слово литераторам.
ВЫСТУПАЮТ ЛИТЕРАТОРЫ: о богатырях, былинах
(Слайд №5 - №8 – определение богатырей, былин, качества богатыря, слайд с изображением гуслей)
Вопросы классу :- Богатырь –это…/ Герой русских былин, совершающий подвиги во имя Родины./
- Что такое былина? /Былины - это один из древних жанров русских народных песен./
- Когда на Руси появились былины? Почему? / Ученые предполагают, что появились былины более тысячи лет назад.
- Кто является автором былин? Почему? /народ/
- Кому посвящаются былины? /Богатырям-защитникам Руси/
-Сколько значений у этого слова? Что мы можем о нём сказать? / Оно многозначное./
- Какими качествами наделен богатырь / Человек крепкого телосложения; сильный, храбрый, умный, отважный (показать слайд)/
- Попробуйте подобрать слова, близкие по смыслу./ Силач, воин, защитник, витязь/
- Считалось, что богатыри – могучие витязи, наделённые богом необыкновенным умом, смекалкой.
- Как исполнялись былины? / Пелись былины под аккомпанемент гуслей./
- А как звали- величали людей складывающих и поющих былины. /Бояны/
Учитель: С конца 18 начала 19 века былины стали исполнятся без инструментального сопровождения, самыми известными исполнителями стали- уральская песенница Елена Сапогова и Трофим Рябинин -народный певец, сказитель былин ; и в наше время Г.Лавров, Любовь Муравьёва.
Слушание фрагмента былины « Илья Муромец» в исполнении Геннадия Лаврова._ (Слайд №9 – о Г. Лаврове.)
Учитель : О чём рассказывается в былине? Какие особенности исполнения вы можете отметить?
В каком искусстве проявилась тема богатырей, и в каком виде она представлена?
Какой вывод можно сделать из сказанного?
ВЫВОД: О богатырях написано много литературных произведений.
(Слайд №10 – картинная галерея )Учитель: Живописные полотна Васнецова, Рериха, Врубеля, Репина воспели далекое легендарное прошлое древней Руси. В 20 веке патриотический характер былин предопределил интерес к ним в особые моменты русской истории, тяжелые годы военных испытаний. Художники сказочно-былинного жанра воспевали далекое легендарное прошлое древней Руси и открывали для современников истоки национальной культуры
Сегодня, ребята, мы отправимся в виртуальная экскурсию в художественную галерею и поможет нам в этом команда Художников.
ХУДОЖНИКИ: рассказывают о В. В. Васнецова и его картине “Богатыри” (Слайд №13-14 – портрет В.Васницова, картина «Три богатыря)
Вопросы закрепления :
-Какие три богатыря изображены на картина В. Васнецова ;
- В каком искусстве проявилась тема богатырей, и в каком виде она представлена?
ВЫВОД: В живописи представлена богатырская тема.
Физминутка. (под С. Намин «Эх, да надо бы жить красиво») Слайд №15.
Дружно встали – раз, два, три –
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек,
И направо, и ещё через левое плечо.
Буквой Л расставим ноги,
Точно в танце – руки в боки,
Наклонились влево, вправо
Получается на славу!
Учитель: А как вы думаете в русской музыке можно изобразить образ Богатырей и раскрыть всю силу духа их характера. Как по- вашему, может звучать музыка воссоздающая образ Богатырей?
А теперь отправимся в консерваторию и поможет нам в этом путешествии команда Музыкантов.
МУЗЫКАНТЫ: рассказывают о А.Бородине (Слайд №16 – 17. Консерватория. Портрет А.П. Бородина.)
Учитель: Когда Васнецов закончил свою картину «Богатыри», он говорил, что ему хотелось, чтобы картина «зазвучала как музыка…». И вот она зазвучала в «Богатырской симфонии» Александра Порфирьевича Бородина.
Аудио запись “Богатырские ворота” М. Мусоргский.
Прослушивание отрывка из «Богатырской симфонии» А.П. Бородина.
- Какие образы возникли у вас при прослушивании симфонии? Почему?
- Какие музыкальные средства использовал композитор для создания богатырских образов? (Громкость, динамика, темп).
- Какие чувства вызвала эта музыка?
- Кто сделает вывод из сказанного?
- Какие мысли скрывает эта музыка?
- Изобразительность или выразительность стоят в ней на первом месте?
- Нет ли в этом произведении послания нам – слушателям? А если есть, то что в нём?
-Выберите слова подходящие к характеру музыке (Слайд№18 - "Слова-характеры к музыке» )
МУЗЫКАНТЫ: рассказывают о Картинках с выставки” Мусоргского. (Слайд №19 – 20: портрет Мусоргского, картины В.Гартмана.)
Слушание: фрагмент “Богатырские ворота” М. Мусоргский.
-Охарактеризуйте первую
-Итак, что же нарисовала музыка в вашем воображении?
- Чей образ вырисовывается уже с первых звуков музыки?
“Богатырские ворота” музыка, которая вполне могла бы стать российским гимном, столько в ней силы и мощи, так прочна в ней связь с русским народным духом – эта мелодия напоминает широкую величальную песню. Чтобы картина сверкающих богатырских ворот в городе Киеве стала еще более впечатляющей, Мусоргский украшает мелодию прорезающими гаммами и завершает тему колокольным звоном.
ВЫВОД: Богатырские образы может создать музыка.
Фрагмент фильма С. Эйзенштейна “Александр Невский”.
Учитель: Сейчас я тоже хочу рассказать вам одну интересную и увлекательную историю.
Давным-давно много лет назад в 13 веке на Руси жил великий и храбрый воин, полководец, легендарный защитник русской земли Александр Невский. Был он великим князем и много сделал для своей страны, одержал много побед в боях за свободу России и память о нем живет и по сей день.
Великий образ князя запечатлён в картине Корина «А. Невский» и в кантате
С. Прокофьева «А. Невский». (Слайды №21-24: П. Корин «А.Невский», иконы, скульптуры А.Невского.)
Обратите внимание на взгляд князя.
Вопрос: Что он выражает?
Ответ: Взгляд смелый, напористый, решительный.
Вопрос: Какой жест князя выражает уверенность и героический настрой А. Невского.
Ответ: Меч в руках князя.
Учитель: Да, ему принадлежат слова «Кто с мечом придёт, тот от этого меча и погибнет».
Итак, слушаем.
Восприятие музыки и картины.
-В 1938 году кинорежиссер Сергей Михайлович Эйзенштейн снял замечательный фильм “Александр Невский”. Музыку к кинофильму написал композитор Сергей Сергеевич Прокофьев. Предлагаю вам посмотреть несколько кадров из этого фильма. (Фильм Слайд №25).
Учитель: Ребята, а в наше время есть богатыри? А дети – богатыри?
Маленький богатырь – какое интересное сочетание слов. Но ведь такие, действительно есть. Во все времена были свои герои.
Вокально-хоровая работа.
"Песня о маленьком трубаче" С. Никитина (слушание, разучивание )
Слайд №26: Слова песни. Аудио запись песни « О маленьком трубаче"
-Что героического совершил маленький трубач (посмотрите текст песни).
Скажите ребята, можем мы считать маленького трубача маленьким «богатырём»? Маленький трубач – маленький богатырь? Сила песни, музыки, богатырская сила подняла израненный полк – в этом сила маленького трубача. Убеждённость в правоте, сила духа, любовь к Родине – удесятеряют силу человека! И маленький может быть богатырём, героем. У подвига нет возраста.
Учитель: Узнав сегодня столько нового, познакомившись с множеством произведений на героическую (богатырскую ) тему, подумайте над вопросом и примите решение: « В современном мире, есть ли необходимость вспоминать о богатырях, войне, воспитывать молодёжь на героических произведениях? Нужна ли эта тема?» Есть 3 ответа. Вам надо выбрать: Да. Нет. Неуверен.( Слайд №27: вопрос и три варианта ответов.)
Не обсуждайте этот вопрос, просто молча займите места в соответствии со своим мнением.
(Работа в группах)
III. Обобщение темы урока.
Вопросы для обобщения : (выполняет весь класс)
-В каких видах искусствах проявилась богатырская тема? (Слайд №28:схема)
- Почему художники, композиторы, актеры обращают внимание на Богатырскую тему?
-Скажите, что общего между прозвучавшей музыкой, былинами и просмотренными вами картинами? (Музыка и изобразительное искусство разными средствами выразительности изображают героические образы своего народа).
Разгадывание ребуса: Музыку каких композиторов мы сегодня слушали? (Слайды №29-30)
Ответ на главный вопрос урока: (Слайд № 31)
- Можете ли вы назвать путь, которым пришли богатыри к победе, путь, который из глубины веков услышали и передали нам сквозь время композитор и художник?
О чём рассказывают люди, которым дар великий дан,
В произведениях искусства сквозь время и границы стран
Вести беседу прямо с сердцем, в нас сея мудрости цветы,
И верить в то, что мы услышим, достигнув новой высоты? (ответы ребят)
VI. Рефлексия. (Слайд № 32)
- Что Вам больше всего понравилось на уроке?
- В решении какого вопроса ты был наиболее активен?
- Что Вам не удалось выполнить и почему?
- Какие бы вопросы ты задал учителю, товарищам и автору произведения?
- Какое произведение на тебя произвело большее впечатление?
- Что вам удалось лучше всего, а что хуже?
- Какие этапы вы прошли, готовясь к уроку: искали информацию в интернете ;
искали текстовый материал к теме (биографии композиторов, о музыке композиторов)?
Спасибо за откровенные мысли, за активность на уроке!
V. Домашнее задание.
Нарисовать рисунок к «Богатырской симфонии» А.П. Бородина
Прочитать сказку Салтыкова-Щедрина «Богатырь». Задуматься над тем, каких людей в жизни можно считать настоящими богатырями, каких мнимыми.
Источники информации:
«Русская музыка в школе». - М.: ВЛАДОС. 2003, Рапацкая Л.А.
Методическое пособие «Воспитание музыкой».
Л. П. Маслова «Урок музыки - урок искусства».
http://festival.1september.ru/articles/561752/
http://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/bogatyrskaya-tema-v-iskusstve
http://martushi.tara.omskedu.ru/page42.html
http://www.proshkolu.ru/user/lyubow5906685/file/2053108/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку искусства по теме "Роль искусства в сближении народов"
Презентация к уроку "Роль искусства в сближении народов" (искусство, 8 класс)...
Презентация - Первые приметы пробуждения природы и их образы в искусстве. Весенняя тема в искусстве. (6 класс)
Развитие образного мышления, зрительного восприятия - Птицы как символ весны в творчестве русских художников. А. Саврасов «Грачи прилетели» и др....
Анкетирование учащихся 6 класса по изобразительному искусству. Тема урока "Образ человека – главная тема в искусстве".
Виды портрета (парадный и лирический, социальный, психологический, автопортрет, костюмированный и др.). История возникновения и разви...
Тест. Тема:"Изобразительное искусство.Семья пространственных искусств"
Тест в презентации. Используются триггеры....
урок искусства 9 класс на тему "Синтез искусств"
Урок искусства 9 класс на тему "Синтез искусств"...
Статья на тему "Роль искусства в жизни общества. Люди искусства в литературе и музыке"
Статья на тему: " Роль искусства в жизни общества. Люди искусства в литературе и музыке"...
Презентация к уроку изобразительного искусства в 6 классе "Образ человека - главная тема в искусстве"
ААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААА ББББББББББББББББББББББББББББ ВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВ...