авторская программа "В мире музыкальных инструментов"
методическая разработка по музыке по теме
Формирование музыкальной культуры учащихся как части их духовной культуры, что говорит о связи содержания данной программы с музыкально-педагогической концепцией Д.Кабалевского. Программа соответствует требованиям, предявляемым к программам дополнительного образования детей и может быть использована учителями музыки и педагогами дополнительного образования в кружковой и внеклассной работе с учащимися
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_programma_v_mire_muzyalnyh_instrumentov.doc | 194 КБ |
muzykalnye_voprosy.docx | 25.58 КБ |
muzykalnye_zagadki_ob_instrumentah.docx | 14.83 КБ |
krossvordy.docx | 856.06 КБ |
znaesh_li_ty.docx | 20.62 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Краснодарский край
Тимашевский район
муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №6
Авторская программа
факультативного курса
«В мире музыкальных инструментов»
Автор:
учитель музыки высшей категории
МОУ СОШ №6
Н.С.Баженова
х. Танцура Крамаренко
2009 г.
Пояснительная записка
Музыкальные инструменты помогают насладиться выразительностью, красочностью и разнообразием музыки.
Н а современном этапе существования общества, задача музыкального развития и образования подрастающего поколения приобретает все большую значимость. Особо актуальной при работе с учащимися является одна из наиболее важных и сложных проблем - формирования в личности не только эстетических качеств, но и эстетической культуры в целом.
«Можно быть гениальным композитором, можно быть гениальным исполнителем, но можно быть и гениальным слушателем», - говорил Д.Шостакович. Роль Слушателя – одна из основных ролей, предлагаемых в программе курса «В мире музыкальных инструментов».
Музыка – универсальный язык человечества. Но чтобы знать его в совершенстве, необходимы некоторые знания. Чтобы хорошо разбираться в музыке, нужно знать, что такое звук, как создается мелодия, быть знакомым с произведениями выдающихся композиторов, разбираться в музыкальных инструментах, а также иметь чувство ритма и музыкальный слух. Мы живем в мире звуков. Они наполняют нашу жизнь, делая ее богаче, интереснее, красочнее. Нет человека, который бы не любил гармонию и мелодичность музыки. Другое дело, какого рода эта музыка – народная, классическая или эстрадная, какие струны она затрагивает в вашем сердце.
Для того, чтобы быть всесторонне и гармонично развитым, человек должен постоянно переключать свою деятельность. Музыка для этого – лучшее средство. Она развивает слух, пластику, интеллект.
Известный композитор Д. Д. Шостакович однажды сказал: «Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся. Чтобы полюбить музыку, надо, прежде всего, ее слушать». Музыка — это язык души, это область чувств и настроения. Это — в звуках выражен ная мысль.
Приобщение взрослеющего ребенка к музыкальным произведениям, выработка потребности в прекрасном, желание жить по законам красоты и гармонии – это наиболее эффективный путь пробуждения ценностного отношения к миру искусства и к себе в этом мире. Курс изучает и пропагандирует произведения русских и зарубежных композиторов.
Программа поможет познакомить детей с историей создания музыкальных инструментов, которые являются основным средством передачи звуков. Основной целью является воспитание интереса у учащихся к истории появления и создания первых музыкальных инструментов, приобщение к основам эстетического вкуса, расширение общего кругозора на основе знакомства с музыкальными инструментам. Данная программа поможет сделать школьные занятия увлекательными, интересными, познавательными.
Рассказ о музыкальных инструментах может сопровождаться концертом симфонического оркестра и оркестром народных инструментов, слушанием музыки, демонстрацией самих музыкальных инструментов, просмотров музыкальных фильмов, посещение концертов, театра и музея.
Программа рассчитана на 1 год обучения учащихся 5 – 8 классов.
Занятия проводятся один раз в неделю в течение одного учебного года.
Урок включает в себя следующие составляющие:
• Знакомство с музыкальными инструментами, их строением, тембром звучания. Получение знаний об истории создания музыкальных инструментов, их строении, тембре звучания в записи и «живого» звучания. В этой части урока по возможности нужно использовать «живой» звук (возможно привлечение к исполнению на инструменте учащихся музыкальной школы).
• «Озвучиваем стихи». Озвучивание шумовыми и музыкальными инструментами темброво-ритмических стихов и сказок, различная интерпретация этого звучания, мелодизация текстов.
• «Игры со звуками». Игра на музыкальных инструментах. Развитие фантазии и воображения в игре звуками, тембрами шумовых и музыкальных инструментов в импровизированном ритме.
• Изготовление шумовых и музыкальных инструментов. Изготовление обучающимися простейших шумовых и звуковысотных инструментов из всего, что они могут найти и приспособить.
• «Аранжировка звучащей музыки». Использование шумовых инструментов для самостоятельных аранжировок танцевальной музыки.
«Профессия музыканта» и «Музыкальная культура Кубани». Триединство «композитор – исполнитель – слушатель» предполагает накопление слухового опыта при восприятии музыкальных произведений. Обзор произведений, обращенных к вечным проблемам жизни и искусства, как добро и зло, горе и счастье, любовь, дружба, долг. Изучение творчества композитора или исполнителя.
Основные цели:
- развивать понимание музыки, прививать любовь, формировать художественную культуру.
- выявлять учащихся со способностями, давать им дальнейшее развитие,
- воспитание гармонически развитой личности, приобщение к основам эстетического вкуса, расширение общего кругозора на основе слушания лучших образцов русской, народной и зарубежной классической и современной музыки.
- реализация интереса обучающихся к предметам образовательной области «Искусство».
- создание условий для формирования и развития у обучающихся интереса к профессии музыканта-исполнителя.
- развитие основных психических процессов и качеств (восприятия, памяти, внимания, наблюдательности, фантазии, воображения, коммуникабельности, чувства ритма);
Задачи курса:
- Знакомство с музыкальными инструментами
- воспитание уважения и любви к композиторской и народной музыке как особо значительной области музыкальной культуры.
- формирование художественного вкуса.
- формирование начальных элементарных музыкальных слуховых преставлений на основе накопления музыкальных впечатлений.
- формирование восприимчивости к музыке и эмоциональной отзывчивости на нее на основе развития внимания, музыкального слуха, музыкальной памяти и воображения. Привитие интереса и любви к музыке.
- приобщение детей к музыкальному искусству, привитие им интереса и любви к музыке, формирование через общение с искусством эстетических идеалов, положительных нравственных качеств, внутреннего духовного мира и духовной культуры.
- формирование у детей сознания и понимания социальной значимости и общественно полезного характера музыкально-творческой деятельности, воспитание их активными пропагандистами музыкального искусства.
- развития интереса к кубанской культуре
Формы занятий:
- Слушание музыки
- Просмотр музыкальных фильмов.
- Лекции, беседы,.
- Посещение концертов, театров, музеев.
Занятия важны для приобретения учащимися прочных знаний, умений и навыков, которые послужат базой их музыкальной культуры. В процессе обучения у них развиваются такие способности как мышление, память, внимание, эмоциональность, творчество. На этой основе в процессе деятельности формируется потребность в самостоятельном художественно-творческом труде, музыкально-эстетические мотивы, вкусы; складываются взгляды, убеждения; формируются отношения, поведение личности. Через «призму» музыкальных образов в процессе слушания и овладения языком музыки, выразительными средствами музыкального искусства учащиеся обучаются умению видеть и ценить красоту в человеке, обществе, природе, видеть и оценивать безобразное, бороться с негативными явлениями в жизни. При этом особое внимание уделяется развитию творческих способностей. Очень важно сформировать у учащихся заинтересованное, бережное отношение к музыкальному искусству во всех его жанрах, пробудить их желание выступать его пропагандистом, формировать потребность в общении с подлинно художественным музыкальным искусством, в посильном музицировании в дальнейшей жизни.
Формирование музыкальных знаний, умений и навыков:
Все формы занятий должны быть направлены на духовное развитие школьников. Взгляды учащихся на музыку неотделимы от их взглядов на жизнь вообще. Задача учителя – помочь формированию этих взглядов.
- развитие и формирование всех видов музыкального слуха, особенно звукового, гармонического.
- уметь различать тембры инструментов
- проявление эрудиции, наблюдательности, фантазии
- знать особенности музыкального искусства своего края
- знакомство с музыкантами-профессионалами
- формирование музыкальной культуры школьников
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся:
- учиться слышать музыку и размышлять о ней
- уметь различать тембры инструментов
- чувствовать гармонию их звучания
- знать устройство инструментов
- знать названия инструментов
- знать истории возникновения музыкальных инструментов, особенностях их звучания;
- знать строение музыкальных инструментов и способы их изготовления.
Следует иметь следующее оборудование: музыкальный центр, проигрыватель, шкаф для хранения книг, нот и грампластинок, экран, компьютер, мультимедийный проектор, телевизор.
Особое место занимает репертуар – главное средство воспитания и развития учащихся. Правильно выбранный репертуар способствует духовному росту учащихся, определяет творческое лицо и позволяет верно решать воспитательные задачи.
Репертуар.
Глазунов И.. «Раймонда» (вариация для арфы)
Григ Э. «Пер Гюнт». «Танец Анитры» (треугольник)
Глазунов И. Концерт для саксофона с оркестром.
Бах И. «Волынка»
Бах И. «Шутка»
Бизе Ж. Опера «Кармен» (кастаньеты)
Бизе Ж. «Арлезианка»
Берлиоз. Симфония «Траурно-триумфальная»
Бетховен Л. Симфония №6
Глинка М.. «Арагонская хота»
Глинка М. Финал оперы «Иван Сусанин»
Глинка М. «Ночь в Мадриде»
Дебюсси Рапсодия для саксофона с оркестром
Прокофьев.С. Симфоническая сказка «Петя и Волк»
Равель М. «Хабанера»
Равель М. «Болеро»
Рахманинов С. «Вокализ»
Русские народные песни»
Озорные наигрыши
«Слово о полку Игореве» (о гуслях)
Римский-Корсаков Н.А.. Опера «Садко»
Римский-Корсаков Н.А.. «Шехеразада»
Римский-Корсаков Н.А. «Испанское каприччио»
Римский-Корсаков Н.А. «Снегурочка»
Римский-Корсаков Н.А. «Сказка о царе Салтане»
Былины о Садко, о Добрыне Никитиче
Мусоргский М.. Опера «Борис Годунов»
Мусоргский М. «Быдло» «Картинки с выставки»
Моцарт. Турецкий барабан.
Милютин Ю. Оперетта «Трембита»
Сен-Санс. «Пляска смерти» (ксилофон)
Армстронг Л, Музыка джаза:
Романсы в исполнении гитары
Ковтун В. «Под небом Парижа»
Дранга П. Инструментальная музыка.
Розенбаум А. Золотая коллекция
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.
Фонохрестоматия «Кубановедение»
Уроки музыки с применением информационных технологий. Москва «Глобус»
Караваджо. «Лютнист»
Чайковский П. Опера «Евгений Онегин» (гобой)
Чайковский П. «Вариации на тему рококо»
Чайковский П. «Валь цветов» из «Щелкунчика» (арфа)
Чайковский П. «Щелкунчик» танец феи Драже.
Чайковский П.«Итальянское каприччио»
Чайковский П.. Увертюра-фантазия «Франческа да Римини» (кларнет)
Чайковский П. «Неаполитан скую песенку» из «Детского альбома»
Чайковский П Симфония «Манфред»
Чайковский П. Симфония №5 (2 часть)
Чайковский П. Симфония №6
Чайковский П. «Лебединое озеро»
Чайковский П. «Спящая красавица»
Чайковский П. «Вариации на тему рококо»
Лобос В. «Бразильские бахианы» (Ария)
.Твардовкий А .»Василий Теркин»
Шостакович Д. Симфония № 7
Шостакович Д. Симфония № 11
Штраус И. «Полька-пиццикато»
Фонотека из Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия. 2009 год.
Тематическое планирование курса
№ | № | Название темы | Количество часов |
1 | 1 | Введение | 1 |
2 | 2-3 | История создания музыкальных инструментов | 2 |
3 | 4-10 | Ударные музыкальные инструменты – описание, характеристика | 7 |
4 | 11-16 | Духовые музыкальные инструменты - описание, характеристика | 6 |
5 | 17-19 | Клавишно-духовые музыкальные инструменты - описание, характеристика | 3 |
6 | 20-26 | Струнные музыкальные инструменты - описание, характеристика | 7 |
7 | 27-30 | Профессия музыканта | 4 |
8 | 31-34 | Музыкальная культура Кубани | 4 |
Итого | 34 |
Содержание курса:
- Введение. 1 час
«Многоликая и чарующая». В мире звуков. Как рождаются звуки. Музыка в Древней Греции
2. История создания музыкальных инструментов. 2 часа
Музыкальные инструменты первобытных людей. История создания музыкальных инструментов. Каким был первый музыкальный инструмент..Рассказы о первых музыкальных инструментах, о времени их создания
3. Ударные музыкальные инструменты – описание, характеристика. 7часов
Беседы об инструментах, о времени их создания: кокошник, рубель, коробочка, дрова, ложки, трещотки, бубенцы, барабан, там-там, кастаньеты, бубен, литавры, тарелки, гонг, треугольник, ксилофон, вибрафон, челеста. «Историческая справка». Показ и слушание. «Знаешь ли ты?» (ребусы, кроссворды)
4. Духовые музыкальные инструменты-описание, характеристика. 6 часов
Беседы об инструментах, о времени их создания. Язычковые: жалейка, волынка, сурна, брелка. Амбушюрные – рожок. Деревянно-духовые: свистульки, кугиклы, свирель, флейта-пикколо, гобой, кларнет, фагот. Медно-духовые: валторна, труба, тромбон, туба, геликон. «Знаешь ли ты?» (ребусы, кроссворды)
5. Клавишно-духовые музыкальные инструменты:
описание, характеристика-3 часа
Беседы об инструментах, о времени их создания. Клавишно-духовые музыкальные инструменты: фисгармония, орган, аккордеон
«Русский баян» - гармоника, гармошка, баян. «Историческая справка». Показ и слушание.
«Знаешь ли ты?» (ребусы, кроссворды)
6. Струнные музыкальные инструменты: описание, характеристика. 7 часов
Беседы об инструментах, о времени их создания. Струнно-щипковые: гусли звончатые, гусли щипковые, гусли клавишные, домра, балалайка, лира, банджо, гитара, мандолина, лютня, арфа. Струны и клавиши: монохорд, клавикорд, верджинел, клавесин, фортепиано. Струнно-смычковые: скрипка, виолончель, альт, контрабас. «Историческая справка». Показ и слушание. «Знаешь ли ты?» (ребусы, кроссворды)
7. Профессия музыканта 4 часа
Особенности личности музыканта. Музыкант-исполнитель, музыкант-композитор. Особенности творчества композитора. Особенности творчества исполнителя.
8. Музыкальная культура Кубани - 4 часа
Традиционная кубанская музыкальная культура. Современная музыкальная культура Кубани. Композиторы Кубани
Литература для учителя:
- Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Москва. «Просвещение», 1986
- С.В.Кульневич, Т.П.Лакоценина. «Воспитательная работа в средней школе: от коллективизма к взаимодействию». ТЦ «Учитель -2001г.
- Ивановский Ю.А. «Занимательная музыка». Ростов-на-Дону «Феникс»2002
- В.В.Фадин. Музыка. Издательство «Учитель». Волгоград
- П.Михеева. Музыкальный словарь в рассказах. - М.; 1986г.
- Е.И Юдина. Мой первый учебник по музыке и творчеству. Москва «Аквариум» 1997
- Уроки музыки с применением информационных технологий. Москва «Глобус»
- Газарян С. В мире музыкальных инструментов. М., Просвещение, 1989.
- Гофман М.Р. Музыка — друг на всю жизнь. М., Музыка, 1999.
- Кружков Г. Все наоборот (небылицы и нелепицы в стихах). М., Просвещение, 1992.
- Журналы «Музыка в школе»
- Журналы «Искусство в школе»
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009
- Детская энциклопедия. Я познаю мир. М., Астрель, 2003.
- Левашова Г. Поговорим о музыке. Л., Музыка, 1965.
- Покладова Е.В. Фролкин В.А. Музыка Кубани. Издательство «Эоловы струны», 2006 г.
- Интернет
Литература для учащихся:
- Гофман М.Р. Музыка — друг на всю жизнь. М., Музыка, 1999.
- Левашова Г. Поговорим о музыке. Л., Музыка, 1965.
- Детская энциклопедия. Я познаю мир. М., Астрель, 2003
- Ивановский Ю.А. «Занимательная музыка». Ростов-на-Дону «Феникс»2002
Тимашевский район
муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №6
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
факультативного курса
«В мире музыкальных инструментов»
Классы: с 5 по 8 (один год обучения)
Учитель: Баженова Н.С.
Количество часов: всего____34_________часа; в неделю______1________час;
Планирование составлено на основе
авторской программы, разработанной Баженовой Н.С. (2009 г.)
№п/п | тема | Кол-во часов | Дата | Использование учебного, учебно-наглядного оборудования |
Введение. 1 час | ||||
1 | «Многоликая и чарующая». В мире звуков. Как рождаются звуки. Музыка в Древней Греции | 1 час. | ||
История создания музыкальных инструментов 2 часа | ||||
2 | История создания музыкальных инструментов. Каким был первый музыкальный инструмент | 1 час. | ||
3 | Рассказы о первых музыкальных инструментах, о времени их создания Музыкальные инструменты первобытных людей | 1 час | Компьютер. м/п презентация | |
Ударные музыкальные инструменты – описание, характеристика 7 час. | ||||
4 | Ударные музыкальные инструменты Беседы об инструментах, о времени их создания: кокошник, рубель, коробочка, дрова, ложки, бубенцы. | 1 час. | Компьютер. м/п презентация. Слушание муз-ных образцов | |
5 | Ударные музыкальные инструменты Беседы об инструментах, о времени их создания: трещотки: пхачич, сафаиль, англунг; барабаны: бонго, чанго, индонезийский барабан., африканские барабаны.,чонг ком, баньгу, тумыр, цудзуми, дол, доли; | 1 час | Компьютер. м/п Презентация. Слушание музыкальных образцов | |
6 | Ударные музыкальные инструменты Беседы об инструментах, о времени их создания: тамтам, тамбурин; бубны: даф, дойра; литавры:даулпаз, диплипито, нагара, накры, тавляк, чиндаул; | 1час. | Компьютер. м/п презентация Слушание музыкальных образцов | |
7 | Ударные музыкальные инструменты Беседы об инструментах, о времени их создания: ксилофон, маримба, тубафон, вибрафон; кастаньеты, тарелки, | 1час | Компьютер. м/п презентация Слушание муз-ных образцов | |
8/9 | Ударные музыкальные инструменты Беседы об инструментах, о времени их создания: колокола, колокольчики, гонг, треугольник, челеста, стеклянная гармоника. | 2час | Компьютер. м/п презентация Слушание музыкальных образцов | |
10 | «Знаешь ли ты?» (ребусы, кроссворды) | 1час | ||
Духовые музыкальные инструменты -описание, характеристика-6час. | ||||
11 | Духовые музыкальные инструменты –авлос, свистульки, жалейка, волынка, | 1час | Компьютер. м/п презентация. Слушание музыки | |
12 | Духовые музыкальные инструменты: трембита, рожок, свирель, | 1час | Компьютер. м/п презентация Слушание музыки | |
13 | Деревянно-духовые музыкальные инструменты: флейта-пикколо, гобой, кларнет, фагот. | 1час | Компьютер. м/п презентация Слушание музыки | |
14 | Медно-духовые музыкальные инструменты:: горн, кларнет, саксофон | 1час | Компьютер. м/п презентация Слушание музыки | |
15 | Медно-духовые музыкальные инструменты: валторна, труба, тромбон, туба, геликон | 1 час | Компьютер. м/п презентация Слушание музыки | |
16 | «Знаешь ли ты?» (ребусы, кроссворды) | 1час | ||
Клавишно-духовые музыкальные инструменты: описание, характеристика-3 час | ||||
17 | Клавишно-духовые музыкальные инструменты: фисгармония, орган, аккордеон | 1 час | Компьютер. м/п презентация Слушание музыки | |
18 | «Русский баян» - гармоника, гармошка, баян. | 1час | Компьютер. м/п презентация Слушание музыки | |
19 | «Знаешь ли ты?» (ребусы, кроссворды) | 1 час | ||
Струнные музыкальные инструменты: описание, характеристика 7 часов | ||||
20 | Струнно-щипковые: кифара, лира, лютня ,арфа. | 1 час | Компьютер. м/п презентация Слушание музыки | |
21 | Струнно-щипковые: гусли звончатые, гусли щипковые, гусли клавишные, канклесы, каннель, вина, бин, цитра. | 1 час | Компьютер. м/п презентация Слушание музыки | |
22 | Струнно-щипковые: домра, балалайка, мандолина,банджо, кобза,бандуррия,ситар, танбур,домбра, рубоб, тар, гитара. | 1 час | Компьютер. м/п презентация Слушание музыки | |
23 | Струны и клавиши: монохорд, клавикорд, верджинел,спинет, клавесин, пианино, рояль. | 1час | Компьютер. м/п презентации Слушание музыки | |
24/25 | Струнно-смычковые музыкальные инструменты: гудок, рабанастр, киссын, трумшайт, гиджак, кыяк, виола, пошетта ,скрипка, виолончель, контрабас | 2 часа | Компьютер. м/п презентация Слушание музыки | |
26 | «Знаешь ли ты?» (ребусы, кроссворды) | 1час | ||
Профессия музыканта 4 часа | ||||
27/30 | Особенности личности музыканта. Музыкант-исполнитель. Особенности творчества исполнителя. | 4час | Компьютер. м/п, видеохрестоматия Слушание музыки | |
Музыкальная культура Кубани 4 часа | ||||
31 | Традиционная кубанская музыкальная культура | 1час. | Комп. м/п презент Слушание музыки | |
32 | Современная музыкальная культура Кубани | 1 час | Комп. м/п презент Слушание музыки | |
33/34 | Композиторы Кубани | 2 час | Комп. м/п презент Слушание музыки |
Перечень слайдов мультимедийной презентации
«В мире музыкальных инструментов»
Ударные музыкальные инструменты:
- Ложки
- Бубенцы
- Марака
- Трещотки
- Пхачич
- Сафаиль
- Ангклунг
- Карцганат
- Барабаны
- Бонго
- Чанго
- Индонезийский барабан
- Африканские барабаны
- Чонг ком
- Баньгу
- Тумыр
- Цудзуми
- Дол
- Доли
- Тамтам
- Тамбурин
- Бубны
- Даф
- Дойра
- Литавры
- Даулпаз
- Диплипито
- Нагара
- Накры
- Тавляк
- Чиндаул
- Ксилофон
- Маримба
- Тубафон
- Вибрафон
- Кастаньеты
- Кайрак
- Тарелки
- Колокола
- Колокольчики
- Гонг
- Бонанг
- Треугольник
- Челеста
- Металлофон
- Стеклянная гармоника
Духовые музыкальные инструменты:
- Авлос
- Охотничьи рога
- Свистульки
- Жалейка
- Волынки
- Трембита
- Оравские горцы
- Свирель
- Рожок
- Флейта
- Най узбекский и най молдавский
- Тарогато и сыбызги
- Гобой
- Двойной гобой
- Зурна
- Кларнет
- Фагот
- Валторна
- Труба
- Трубач
- Тромбон
- Туба
- Геликон
- Горны
- Бассетгорн
- Корнет
- Сарюсофон
- Саксофон
- Музыканты
- «Трубачи Первой Конной армии»»
- «Духовой оркестр»
Клавишно-духовые музыкальные инструменты:
- Фисгармония
- Орган – Собор Гросманстер
- Дама, играющая на органе. Рисунок. 1420г.
- Церковный орган. Нормандия. Франция
- Орган в католическом соборе. Германия.16 в.
- Орган. 18 в. г.Трухильо. Испания.
- Небольшой орган. Германия. 16 в.
- Дедушка-орган
- Орган-позитив. Франция 16 в.
- Орган-позитив. Нидерланды. 16 в.
- Орган-портатив. Миниатюра
- Органист. Рисунок. 1270
- Аккордеон
- Русский баян
- Гармонь двухрядная «хромка»
- Гармонист
Струнно-щипковые музыкальные инструменты:
- Юноша, играющий на кифаре.5 век до н.э.
- Лира
- Лира древнегреческая, колесная, западноевопейская
- Древнегреческая лира
- Орфей, играющий на лире. 5 в.до н.э.
- Орфей с лирой
- Орфей, завораживаюший животных игрой на лире
- Орфей. Роспись кратера
- Орфей. Мозаика
- Женщина с лирой. Фреска из Помпей. 1век.до н.э.
- Муза, играющая на лире
- Лира эпохи Возрождения
- Лютня эпохи королевы Елизаветы.16 в
- Лютня Италии. 17 в.
- Древнеегипетская стела с арфистом.1 тыс.до н.э.
- Педальная арфа. Германия 18 в.
- Кельтская арфа
- Государственный герб Ирландии с изображением арфы
- «Арфистка» Левицкого
- Соло на арфе
- Девочка, играющая на арфе
- Концерт с арфой
- Гусли старинные
- Гусляры. Миниатюра.14 в.
- Певец-сказитель
- Певец-гусляр Садко
- Гусли
- Гусли яровчатые
- Гусли звончатые
- Гусли шлемовидные
- Гусли настольные
- Гусляр
- Гусли-лира
- Вина
- Ситар
- Игра на ситаре
- Рабанастр
- Рубоб
- Бин
- Канклес
- Каннель
- Цитра
- Танбур
- Тар
- Домра
- Домристы
- Балалайка
- Балалаечник. Фрагмент русского лубка.19 в.
- Девочка, играющая на балалайке
- Балалайка старинная, расписная
- Балалайка-прима,
балалайка-бас
- Мандолина
- Банджо
- Кобза
- Бандура
- Гитара
- Гитара в форме лиры
- Дуэт гитаристов с гравюры
19 в
- Русская гитара
- Испанская гитара 16в.
- электрогитары
Струнно-смычковые инструменты:
- гудок
- русская скрипка
- виола да гамба
- пошетта
- скрипка
- скрипка Страдивари и Гварнери
- скрипачи
- виолончель
- виолончелисты
- контрабас
- трио
- струнный квартет
Струны и клавиши:
- Монохорд, клавесин, клавикорд
- Клавикорд. Англия. 18 в.
- Верджинел королевы Елизаветы. Англия 16 в.
- Верджинел. Нидерланды. 16в.
- Вертикальный спинет. Англия 15 в.
- Двойной спинет. Германия. 17 в.
- Клавесин. Англия. 18 в.
Содержание программы
Первый раздел. Введение.
Цели:
- развивать воображение, фантазию и изобретательность обучающихся; побуждать их к активному участию в играх звуками, тембрами, ритмами;
- вызвать интерес школьников к общению с музыкальными инструментами, к истории их создания;
- творчески исследовать звуковые свойства шумовых и ударных инструментов;
- исполнять метрический пульс под музыку танцевального характера.
- Понятия: звуки шумовые и музыкальные, первые музыкальные инструменты. Демонстрация их звучания.
- «Игры со звуками»: «Спящий бубен», «Музыкальный магазин».
- Демонстрация звучания ударных инструментов. Слушание музыки
П.Чайковский «Итальянское каприччио»,Ж.Бизе Цыганская пляска из «Кармен»
Второй раздел.
История создания музыкальных инструментов.
Цели:
- расширить знания обучающихся о многообразии музыкальных инструментов, их тембровом отличии, истории их создания и строения;
- творчески исследовать звуковые свойства шумовых и ударных инструментов;
- исследовать способы игры на шумовых инструментах в импровизированных играх звуками.
- «Игры со звуками»: «Музыкальный магазин», «Звучащие жесты».
- Изготовление шумовых инструментов из материалов, принесенных обучающимися. Демонстрация их звучания.
Третий раздел.
«Ударные музыкальные инструменты»
1 урок.
Цели:
- продолжать развивать фантазию и воображение в игре звуками, тембрами, ритмами;
- создать ситуации для проявления творческих способностей обучающихся;
- озвучивать тембро-ритмические стихи.
- Понятия: ударные музыкальные инструменты: кокошник, рубель, коробочка, дрова, ложки, бубенцы.
- «Игры со звуками»: «Музыкальный магазин», «Диалоги инструментов».
- Изготовление шумовых инструментов. Демонстрация их звучания.
2 урок.
Цели:
- развивать воображение, фантазию и изобретательность обучающихся; побуждать их к активному участию в играх звуками, тембрами, ритмами;
- изучать сочетания тембров по типу сходства и различия, связывать их с различным содержанием при озвучивании стихов и сказок.
- Понятия: трещотки: пхачич, сафаиль, англунг, карцганат; барабаны: бонго, чанго, чонг ком, баньгу, тумыр, цудзуми, дол;.
- «Озвучиваем стихи»: К.Чуковский «Мойдодыр».
- «Игры со звуками»: «Музыкальный магазин», «Игры с дирижером», «Веселые барабаны».
- Изготовление инструментов.
- Демонстрация звучания ударных инструментов. Слушание музыки: : «Турецкий марш» В.А. Моцарта, Д.Шостакович Симфония №11, Л.Бетховен Симфония №6, М.Равель «Болеро»…
3 урок.
Цели:
- Продолжать развивать воображение, фантазию и изобретательность обучающихся; побуждать их к активному участию в играх звуками, тембрами, ритмами;
- целенаправленно развивать чувство ритма как ведущий компонент музыкальности.
- Понятия: тамтам, тамбурин, бубны: даф, дойра; литавры: даулпаз, диплипито, нагара, накры, тавляк, чиндаул….
- «Игры со звуками»:
- Изготовление ударных инструментов.
- Демонстрация звучания ударных инструментов. Слушание музыки: П.Чайковский «Итальянское каприччио», оркестр русских народных инструментов, Ж.Бизе – цыганская пляска из «Кармен», «Шехеразада» Римского-Корсакова
4 урок.
Цели:
- развивать воображение, фантазию и изобретательность обучающихся; побуждать их к активному участию в играх звуками, тембрами, ритмами;
- научить их слышать и ощущать метрическую пульсацию музыки различного характера и темпа;
- использовать разнообразие тембров шумовых и звуковысотных инструментов как средство озвучивания и варьирования, ведущее к пониманию оттенков смысла музыкальной интонации.
- понятия: ксилофон, маримба, тубафон, вибрафон, кастаньеты, тарелки.
- Изготовление шумовых инструментов.
- Демонстрация звучания ударных инструментов. Слушание музыки:
Глинка «Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде», Бизе «Кармен», испанские танцы из балетов Чайковского и Глазунова, Сен-Санс «Пляска смерти»
5 урок.
Цели:
- развивать воображение, фантазию и изобретательность обучающихся; побуждать их к активному участию в играх звуками, тембрами, ритмами;
- научить их слышать и ощущать метрическую пульсацию музыки различного характера и темпа;
- использовать разнообразие тембров шумовых и звуковысотных инструментов как средство озвучивания и варьирования, ведущее к пониманию оттенков смысла музыкальной интонации.
- понятия: колокола, колокольчики, гонг, бонанг, треугольник, челеста, стеклянная гармоника.
- Изготовление шумовых инструментов.
- Демонстрация звучания ударных инструментов. Слушание музыки:
Глинка опера «Иван Сусанин» (финал), Мусоргский «Борис Годунов», Шостакович Симфония №11, Рахманинов Концерт №2, Римский-Корсаков «Золотой петушок», Делиб «Лакме», Григ «Пер Гюнт», Лядов «Кикимора», Чайковский «Щелкунчик».
6 урок. Практическое занятие «Знаешь ли ты?
Цели:
- побуждать школьников к активному участию в играх
- проверить знания, умения, навыки.
Четвертый раздел.
Духовые музыкальные инструменты.
1 урок.
Цели:
- научить школьников слышать и ощущать метрическую пульсацию музыки различного характера и темпа.
- Понятия: авлос, охотничьи рога ,свистульки, жалейка, волынки, трембита, рожок, свирель.
- «Расскажи историю звуками».
- Изготовление звуковысотных инструментов.
- Демонстрация звучания духовых инструментов. Слушание музыки:
Русский оркестр народных инструментов, Бах «Волынка»
2 урок.
Цели:
- научить школьников слышать и ощущать метрическую пульсацию музыки различного характера и темпа.
- Понятия: флейта, най, тарогато, сыбызги, гобой.
- «Озвучиваем стихи»: Д. Ривз «Странные вещи».
- «Расскажи историю звуками».
- Изготовление звуковысотных инструментов.
- Демонстрация звучания духовых инструментов. Слушание музыки:
Русский оркестр народных инструментов, Римский-Корсаков «Снегурочка» песня Леля, Милютин Ю. оперетта «Трембита»
3 урок.
Цели:
- развивать воображение, фантазию, изобретательность обучающихся в процессе изучения сочетания тембров по типу сходства и различия;
- Понятия: зурна, кларнет, фагот.
- Изготовление шумовых инструментов.
- Демонстрация звучания духовых инструментов. Слушание музыки:
Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане» «Снегурочка», Бизе «Кармен», Бах «Шутка», Прокофьев С. «Петя и волк», Чайковский П. Симфония №6, Чайковский П. «Франческа да Римини»,Чайковский П. «Лебединое озеро»…
4 урок.
Цели:
- расширять знания учащихся о многообразии музыкальных инструментов, их тембровом отличии, истории их создания, строении.
- Понятия: валторна, труба, тромбон, туба, геликон.
- «Игры со звуками»: «Инструментальная шутка».
- Изготовление звуковысотных инструментов.
- Демонстрация звучания духовых инструментов. Слушание музыки:
Бизе «Арлезианка», Равель «Болеро», Дебюсси «Рапсодия для саксофона с оркестром», Глазунов Концерт для саксофона с оркестром
5 урок.
Цели:
- развивать стремление обучающихся к самостоятельным музыкальным действиям;
- расширять знания учащихся о многообразии музыкальных инструментов, их тембровом отличии, истории их создания, строении.
- Понятия: горны, бассетгорн, корнет, сарюсофон, саксофон.
- «Игры со звуками»: «Инструментальная шутка».
- Изготовление звуковысотных инструментов.
- Демонстрация звучания духовых инструментов. Слушание музыки:
Прокофьев С. «Петя и волк», Чайковский «Манфред» и «Щелкунчик», Мусоргский «Картинки с выставки», Берлиоз Симфония «Траурно-триумфальная»
6 урок. Практическое занятие «Знаешь ли ты?
Цели:
- побуждать школьников к активному участию в играх
- проверить знания, умения, навыки.
Пятый раздел.
Клавишно-духовые музыкальные инструменты.
1 урок.
Цели:
- научить школьников слышать и ощущать метрическую пульсацию музыки;
- использовать разнообразие тембров шумовых и звуковысотных инструментов как средство озвучивания и варьирования.
- Понятия: клавишно-духовые инструменты: фисгармония, орган, аккордеон.
- Твардовский «Василий Теркин»
- Изготовление звуковысотных инструментов.
- Демонстрация звучания духовых инструментов. Слушание музыки:
Бах «Токатта и фуга», Органная фуга, Гуно «Фауст», Скрябин «Прометей», Ковтун В., Дранга П.
2 урок.
Цели:
- расширять знания учащихся о многообразии музыкальных инструментов, их тембровом отличии, истории их создания, строении
- Понятия: гармоника, гармошка, баян.
- «Игры со звуками»: «Угадай, на чем играю».
- Изготовление шумовых инструментов.
- Демонстрация звучания духовых инструментов. Слушание музыки
3 урок. Практическое занятие «Знаешь ли ты?
Цели:
- побуждать школьников к активному участию в играх
- проверить знания, умения, навыки.
Пятый раздел.
Струнные музыкальные инструменты.
1 урок.
Цели:
- развивать в них творческую фантазию и воображение;
- использовать шумовые инструменты для самостоятельных аранжировок танцевальной музыки.
- Понятия: струнно-щипковые музыкальные инструменты: кифара, лира, лютня,арфа.
- Демонстрация звучания струнных инструментов. Слушание музыки: Глазунов И. «Раймонда», Чайковкий П. «Спящая красавица»…
2 урок.
Цели:
- развивать в них творческую фантазию и воображение;
- Понятия: струнно-щипковые музыкальные инструменты: гусли звончатые, гусли щипковые, гусли клавишные, канклесы, каннель, вина, бин, цитра.
- «Игры со звуками»: «Бразильский карнавал».
- Изготовление звуковысотных инструментов.
- Демонстрация звучания струнных инструментов. Слушание музыки: оркестр русских народных инструментов, Дварионас Б. Деревянная лошадка»
3 урок.
Цели:
- Понятия: струнно-щипковые музыкальные инструменты: домра, балалайка, мандолина,банджо, кобза,бандуррия,ситар, танбур,домбра, рубоб, тар, гитара.
- «Игры со звуками»: «Укрась свое имя».
- Изготовление звуковысотных инструментов.
- Демонстрация звучания струнных инструментов. Слушание музыки:
Гарсиа Лорка, В. Высоцкий, А. Дольский, А. Розенбаум, Б. Окуджава…
4 урок.
«Струны и клавиши»
Цели:
- расширять знания обучающихся о многообразии музыкальных инструментов, их тембровом отличии, истории создания и строении;
- связывать тембры с различным содержанием при озвучивании стихов и сказок.
- Понятия: монохорд, клавесин, клавикорд, верджинел, спинет, пианино, рояль.
- Изготовление инструментов.
- Демонстрация звучания духовых инструментов. Слушание музыки: Рахманинов С., Чайковский П., Лист Ф. «Венгерские рапсодии», Шопен Ф….
5-6 урок.
Цели:
- создавать ситуации для творческих проявлений обучающихся;
- Понятия: струнно-смычковые музыкальные инструменты: гудок, рабанастр, киссын, трумшайт, гиджак, кыяк, виола, пошетта, скрипка, виолончель, контрабас.
- «Игры со звуками»: «Диалоги инструментов».
- Изготовление шумовых инструментов. Демонстрация их звучания.
- «Игры со звуками»: «Игра тембров».
- Изготовление звуковысотных инструментов.
- Демонстрация звучания струнно-смычковых инструментов. Слушание музыки:
Шостакович «1905 год», Ростропович, Чайковский «Вариации на тему рококо», Шуберт « Неоконченная симфония», Штраус «Полька-пиццикато», Рахманинов «Полька»…
6 урок. Практическое занятие «Знаешь ли ты?
Цели:
- побуждать школьников к активному участию в играх
- проверить знания, умения, навыки.
Пятый раздел.
Профессия музыканта.
Цели: познакомиться с особенностями личности музыкантами-профессионалами: музыкант-исполнитель, музыкант-композитор; почувствовать своеобразие мастера, неповторимость его почерка.
Шестой раздел.
Музыкальная культура Кубани.
Цели: освоение и изучение народной музыкальной культуры, музыкального фольклора, отражающего историю народов Кубани, их традиции. Воспитание слушательской и исполнительской культуры детей.
Предварительный просмотр:
Музыкальные вопросы.
- Какой инструмент больше по размерам – скрипка или альт?
- Чем отличаются друг от друга духовые инструменты корнет и труба?
- Какой инструмент по-итальянски называется - КОРНИ?
- Какой инструмент по-итальянски называется – ОБОИ?
- Именем какого древнерусского певца назван один из музыкальных инструментов?
- Какой инструмент больше по размерам – виолончель или смычковый контрабас?
- Оба инструмента называются одним словом «фортепиано». Как называется каждый из них?
- Чем отличаются пианино и рояль друг от друга?
- Как называют музыканта, играющего на пианино?
- Сколько белых и черных клавиш у фортепиано?
- Сколько струн у инструментов:
- Балалайки;
- Домры;
- Скрипки;
- Смычкового контрабаса;
- Гитары?
- В какой руке держат смычок, играя на смычковых музыкальных инструментах (скрипке, альте, виолончели, смычковом контрабасе)?
- Чем отличается музыкальная тарелка от столовой?
- Как называется красивые фигурные отверстия на верхней деке (дека – это верхняя плоскость корпуса инструмента) скрипки, альта, виолончели и смычкового контрабаса?
- Как называется деревянная подставка под струны в струнных музыкальных инструментах?
- Как называются стерженьки для наматывания и настройки струн в струнных музыкальных инструментах?
- Как называется пластинка для закрепления струн на корпусе скрипки?
- Как называется приспособление для удерживания подбородком скрипки при игре?
- Какая часть музыкального инструмента и какая птица называются одинаково?
- Как называют музыканта, играющего на трубе?
- Как называют музыканта, играющего на тубе?
- Как называют музыканта, играющего на ксилофоне, барабане, тарелках?
- Как называют музыкантов в оркестре?
- Как называют музыканта или певца, играющего или поющего в сопровождении оркестра или хора?
- Как называется приспособление для издания звука на медных духовых инструментах?
- Как называется приспособление, при помощи которого извлекается звук на деревянных духовых инструментах (кларнет, гобой, саксофон, фагот)? Почему это приспособление так называется?
- Как извлекается звук на флейте?
- Какие инструменты были предками фортепиано?
- Сколько музыкантов в большом симфоническом оркестре?
- Какой медный духовой оркестровый инструмент не имеет клапанов (кнопок)?
- Как у струнных музыкальных инструментов (скрипка, гитара и др.) называется возвышение над струнами, чтобы они не задевали за гриф?
- Как называется приспособление, врезанное в заднюю стенку корпуса скрипки?
- Из пород каких деревьев делаются верхняя и нижняя деки скрипки?
- Как называются бока скрипки, соединяющие обе деки в корпус?
- Кто такой дирижер и кто такой регент?
- С каким музыкальным инструментом в руках изображали древние греки Аполлона, покровителя искусств, и Орфея, изобретателя музыки?
- На каком музыкальном инструменте играли легендарные певцы русских былин и сказители Баян и Садко?
- Игрой на каком духовом музыкальном инстру менте сопровождались пляски у древних греков?
- Назовите музыкальные инструменты, изобрета телями которых являются древнегреческий механик из Александрии Ктесибий, берлинский мастер Мориц, русский композитор Белобородов, русский мастер Стерлигов, нюрнбергский мастер Деннер, итальянец Альбонези, флорентиец Кристофори.
- «Прародителями» каких музыкальных инстру ментов были: камень, раковина, тростинка?
- Где находится столица скрипичных дел масте ров?
- Грузинские археологи нашли своего рода сви рель, сделанную три тысячи лет тому назад из ноги лебедя. Как называется этот музыкальный инстру мент?
- При чтении этого слова слева направо оно означает тяжелую знойную тишину в природе, .но если вы прочтете его справа налево, то оно превра тится в щипковый музыкальный инструмент. Какое " это слово?
- Какой вид древесины в нашей стране является основным материалом для производства музыкальных инструментов?
- Из древесины какого дерева делали на Руси гусли?
- Из какого материала делают струны для арф?
- Скоморохов обычно изображают с балалайкой. А на каких музыкальных инструментах они играли первоначально?
- Какие музыкальные инструменты можно найти на кухне?
- Какая деталь скрипки получила свое название от латинской буквы, на которую похожа?
- Какие музыкальные инструменты напоминают о форме корпуса: один — женскую фигуру, а другой — рыло птицы?
- Какой старинный трехструнный смычковый музыкальный инструмент напоминает виолончель, как формою, так и тем, как на нем играют?
- Какой музыкальный инструмент называют «виолончелью духового оркестра» за его бархатный голос, напоминающий человеческий?
- Какой русский струнный щипковый музыкальный инструмент порой называют лежачей арфой?
- Какая строка из стихотворения Г. Державина «Арфа» стала «крылатой»?
- На каких музыкальных инструментах играют Софья и Молчалин в первом действии комедии А. Грибоедова «Горе от ума»?
- Какие музыкальные инструменты использует А. Грибоедов для характеристики Платона Михайло вича Горича и полковника Скалозуба в комедии «Горе от ума»?
- Среди типовых конструкций гармони можно назвать ливенку, тальянку, хромку... А как называются самые современные гармони?
- «Гармонь, гармонь, родимая сторонка...» -писал А. Жаров. Какие поэтические строчки С. Есени на и А. Твардовского, посвященные гармони, вы можете вспомнить?
- Что из себя представляли в старой России «ямские гармони»?
- Кому из русских поэтов принадлежат эти строки:
Да, я знаю, я Вам не пара,
Я пришел из иной страны,
И мне нравится не гитара,
А дикарский напев зурны.
- В названия каких музыкальных инструментов входят названия других?
- В названия каких музыкальных инструментов входят названия сразу двух других?
- Контрабас. Колокольчик. Кто из итальянских композиторов написал оперы, озаглавленные назва ниями этих музыкальных инструментов?
- В каком из московских музеев находятся рояль А. Скрябина, скрипка Д. Ойстраха, гитара Д. Рида?
- Кто из выдающихся французских композито ров ввел музыкальные инструменты, дотоле не входив шие в состав симфонического оркестра: арфу, англий ский рожок, кларнет, пикколо, колокола, - тем самым расширив диапазон его звучания?
- В какой из пьес, посвященной первому испол нению в блокадном Ленинграде Седьмой симфонии Д. Шостаковича, дается следующая характеристика музыкальным инструментам, входящим в состав сим фонического оркестра:
«Я флейта-пикколо, флейта-пиколло, маленький изящный инструмент, и голос мой изнежен и слаб, я родилась для веселой жизни».
Гобой. Мой голос легко найти в оркестре. Он словно на все лады повторяет свое имя. Го—бой».
Клар — нет. Забавно, каждая буква твоего имени перекатывается как круглый камешек по ступенькам».
Кларнет. Семь разных букв слагают мое имя, как семь нот творят всю музыку».
Между прочим, действующие лица этой пьесы названы не по фамилиям, а по инструментам, на которых играют.
- Как называется симфоническое произведение С. Прокофьева, в котором композитор знакомит детей с музыкальными инструментами симфонического ор кестра?
- У кого из американских президентов любимым занятием на досуге стала игра на саксофоне?
- На гербе какой европейской страны изображе на арфа?
- С древних времен известна на Руси задорная, шуточная песня «Заиграй, моя волынка, заходи моя дубинка!» Вспомните русскую, болгарскую и чешскую поговорки, посвященные волынке.
- Вспомните литературные произведения, в на звания которых входят такие музыкальные инструмен ты; аккордеон,.альт, арфа, барабан, баян, виолончель, гармонь, гитара, гусли, дудка, жалейка, зурна, кларнет, контрабас, скрипка, тамбура, флейта, цимбалы, шар манка.
- Вспомните несколько кинофильмов, в назва нии которых есть музыкальные инструменты: альт, пианино, рояль, скрипка.
- На каких картинах художников В. Борови ковского, П. Федотова, В. Тропипина, В. Васнецова, В. Маковского, М. Грекова, К. Петрова-Водкина, М. Караваджо, А. Менцеля, Э. Мане, А. Матисса, Д. Жилинского изображены музыкальные инстру менты?
- Кто из композиторов написал оперы «Волшеб ная флейта», «Жизнь и приключения Котофеева, или Концерт для треугольника», балеты «Волшебный бара бан», «По щучьему велению, или Волшебная балалай ка», оперетту «Трембита»?
- Кому из музыкантов принадлежит известный вальс "Китайский тамбурин»?
- Какие музыкальные инструменты в России служили наградой за воинскую доблесть?
- Название какого музыкального инструмента произошло от начальной строки немецкой песенки «Scharmanle Katharine» («прелестная Катерина»), по пулярной в начале XIX века?
- Что изучает драмология?
Ответы на музыкальные вопросы:
- Альт.
- Устройством клавиатуры, размерами (корнет – покороче) и звучанием ( у трубы звук более торжественный).
- Валторна.
- Гобой.
- Баян.
- Контрабас.
- Пианино и рояль.
- Пианино имеет форму шкафа, и струны в нем расположены вертикально, а рояль имеет форму стола на трех ножках, и рама со струнами расположена в нем горизонтально.
- Музыканта, играющего на фортепиано (пианино или рояле), называют пианистом.
- 88.
- а) три, б) четыре, в) четыре, г) четыре, д) шесть или семь.
- В правой руке.
- Наверно, понятно без объяснения?
- Эфы (напоминают латинскую букву «f» - эф).
- Кобылка.
- Колки.
- Подгрифок.
- Подбородник.
- Гриф.
- Трубач.
- Тубист.
- Ударник.
- Оркестранты.
- Солист.
- Мундштук.
- Трость – приспособление из тонких камышовых (бамбуковых) пластинок (бамбук, камыш по форме напоминают трости, тросточки).
- Воздушной струей через отверстие, специально для этого предусмотренного.
- Клавесин и клавикорд, которые постепенно были вытеснены фортепиано.
- 100 человек.
- Тромбон.
- Порожек.
- Пуговица.
- Верхняя – из ели, нижняя – из клена.
- Обечайки или бочки.
- Дирижер – управляющий оркестром, хором, оперным или балетным представлением. Регент – это дирижер церковного хора.
- С кифарой.
- На гуслях.
- На авлосе.
- Ктесибий – водяного органа, Мориц – тубы, Белобородов – хроматической гармоники, Стерлигов – баяна, Деннер – кларнета, Альбонезе – фагота, Кристофори – фортепиано.
- Камень – барабана, раковина – валторны, тростинка – флейты.
- В г.Кремоне в Италии.
- Саламури.
- Афра – арфа.
- Резонансная ель.
- Ясеня.
- Из бараньих кишок, но овцы годятся лишь те, что выращены в Средней Азии или на юге Казахстана.
- На домрах.
- Деревянные ложки и в качестве барабана – любую перевернутую посуду: ведро, кастрюлю.
- Эф.
- Женскую фигуру – гитара, крыло птицы – рояль.
- Гудок.
- Баритон.
- Гусли.
- «Отечества и дым нам сладок и приятен».
- Софья – на фортепиано, Молчалин – на флейте.
- Флейту и фагот.
- Баян, аккордеон.
- В качестве примера стихотворение С.Есенина «Над окошком месяц»:»Дальний плач тальянки, голос одинокий – И такой родимый, и такой далекий». Другое стихотворение поэта носит название «Сыпь, гармоника». У А.Твардовского – глава «Гармонь» в поэме «Василий Теркин».
- Так назывались бубенцы и колокольчики, они являлись неотъемлемой частью конской упряжи и при езде издавали «согласные звоны».
- Это строки из стихотворения Н.Гумилева «Костер».
- Басоля, басун, контрабас, сарнай, кошнай, карнай, банджо, баньгу, торбан, бюгельгорн, саксгорн, сазандари, контрафагот, мандола, мандолина, колокольчик, сонар, тубафон, цугтромбон, органиструм, тулумбас, фисгармония, балалайка, наркобыз, донай.
- Сурнай (сурна най), бассетгорн, бастарда, субконрфагот (контрафагот и фагот).
- «Контрабас» - В.Букки, «Колокольчик» - Г.Доницетти.
- В центральном музее музыкальной культуры им. М.И.Глинки.
- Г.Берлиоз.
- В пьесе И.Гаручавы П.Хотяновского «День победы среди войны».
- «Петя и волк».
- У Била Клинтона.
- Ирландии, где она символизирует древние традиции кельтского народа.
- Русская: «Пошел за хлебом до рынку, а купил волынку»; болгарская: «Свадьба без волынки хуже, чем поминки»; чешская: «Где поют волынки, там цветут улыбки».
- «Человек с аккордеоном» - повесть А.Макарова,
«Альтист Данилов» - роман Г.Татариковой, «Арфа» - стихотворение Г.Державина, «Арфы и скрипки» - цикл стихов А.Блока, «Барабанщица» - пьеса Л.Юхвида, «Виолончель Санта Тереза» - повесть С.Могилевской, «Гармонь» - поэма А.Жарова, «Гитара» - стихотворение А.Вознесенского, посвящено Б.Окуджаве, «Друг-гитара» - стихотворение А.Вертинского, «Гусли» - роман В.Юксерна, «Гусли и тамбура» - сборник стихов С.Враза, «Дудка белорусская» - сборник стихов Ф.Богушевича, «Чудесная Дудка» - пьеса В.Вольского, «Жалейка» - сборник стихов Я.Купалы, рассказ З.Бядули, «Зурна» - стихотворения Н.Гумилева, Г.Гуляма, «Мой брат играет на кларнете» - повестьА.Алексина, «Кларнет» - рассказ М.Лынькова, «Солнечный кларнет» - сборник стихов П.Тычины, «Роман с контрабасом» - рассказ А.Чехова, «Скрипка Ротшильда» - рассказ А.Чехова, «Скрипка – его молодость» - повесть М.Томчании, «Скрипка белорусская» - сборник стихов Тетки, «Флета-позвоночник» - поэма В.Маяковского, «Соло для флейты» - пьесы И.Микитенко, , «Цимбалы» - поэма А.Кулешова, «Шарманка» - пьеса А.Платонова.
- «Ангел играет на альте», «Пианино», «Шла собака по роялю», «Автомобиль, скрипка и собака Клякса», «Скрипка и мечта», «Скрипка бала», «Первая скрипка», «Неоконченная пьеса для механического пианино».
- Гитара – на «Портрете А.Г. и В.Г.Гагариных» В.Боровиковского. а также на картинах «Свежий кавалер» П.Федотова, «Испанский гитарист» («Гитарреро») Э.Мане, «Гитарист» В.Тропинина; гусли – на полотнах В.Васнецова «Гусляры» и «Баян»; гапмоника – на картине В.Маковского «На бульваре; духовые инструменты – на картине М.Грекова «Трубачи Первой Конной»; скрипка – на картине К.Петрова-Водкина «Натюрморт со скрипкой»; лютня – на картине М.Караваджо «Лютнист»; оркестр – на картине А.Менцеля «Концерт Фридриха II в Сан-Суси»; флейта – на картине Э Мане «Флейтист»; аль и рояль – на картинах Д.Жилинского «Альтист» и «Играет Святослав Рихтер»; тамбурин – на картине А.Матисса «Испанка с тамбурином».
- «Волшебная флейта» - В.Моцарта, «Жизнь и приключения Котофеева, или Концерт для треугольника» - М.Меерович, «Волшебный барабан» - А.Алябьев, «По щучьему велению, или Волшебная балалайка» - Н.Чайкин, «Трембита» - Ю.Милютин.
- Ф.Крейслеру.
- Серебряные трубы.
- Шарманка.
- Предмет ее исследования – язык «говорящих» африканских тамтамов.
Предварительный просмотр:
Музыкальные загадки об инструментах
В стране инструментов живёт великан,
Хранящий все звуки вселенной ... (орган).
У какого инструмента есть и струны, и педаль?
Несомненно, это славный наш ... (рояль).
От гармони он родился,
С пианино подружился.
Он и на баян похож.
Как его ты назовешь? (аккордеон).
В руки ты её возьмёшь,
То растянешь, то сожмёшь.
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная!
Заиграет, только тронь.
Как зовут её? ... (гармонь).
Успех мне в группе медных обеспечен,
Нужна я в тех домах, где топят печи (труба).
Он на солнце заблестит.
Нежным звуком загудит.
В джазе самый первый он –
Серебристый ... (саксофон).
На мой призыв отряд становится под знамя.
Мехами и кузнице мне раздувают пламя (гори).
Приложил к губам я трубку –
Полилась по лесу трель, -
Инструмент тот очень хрупкий,
Называется ... (свирель).
Очень весело поет, если дуете в неё.
Ду-ду, ду-ду-ду. Да-да, да-да-да.
Не палочка, не трубочка.
А что же это? ... (дудочка).
Любой узнает без ошибки
Волшебницу-певунью... (скрипку).
Движенья плавные смычка
Приводят в трепет струны.
Мотив журчит издалека,
Пост про ветер лунный.
Как ясен звуков перелив,
В них радость и улыбка...
Звучит мечтательный мотив,
Играет его ... (скрипка).
Громче флейты, громче скрипок,
Громче труб наш великан.
Он ритмичен, он отличен,
Наш весёлый ... (барабан).
Сверху кожа, снизу тоже, в серединке - пусто.
Деревянные подружки пляшут на его макушке.
Бьют его, а он гремит, В ногу всем шагать велит (барабан).
Сам пустой, голос густой.
Дробь отбивает, ребят созывает (барабан).
Меня не каждая включает партитура,
Но в геометрии я - важная фигура (треугольник).
Струн дано мне очень мало,
Но пока что мне хватало!
Струны ты мои задень
И услышишь: дрень-дрень-дрень.
Ну-ка, кто я? Угадай-ка!
Ну, конечно, ... (балалайка).
Ой, звенит она, звенит,
Всех игрою веселит.
А всего-то три струны
Её для музыки нужны.
Кто такая? Отгадай-ка!
Это наша... (балалайка).
Треугольной формы корпус,
Три струны и звонкий голос.
Ну, попробуй, отгадай-ка!
Это наша... (балалайка).
Шести- и семиструнная, легка и хороша,
Всегда необходимая, ничем не заменимая
В походах у костра (гитара).
Страстные танцы Испании старой
В памяти вечной бродяги ... (гитары).
Гитара, скрипка и труба...
У всех у них одна судьба.
Палочкой взмахнёт маэстро,
Зазвучит мелодия ...(оркестра).
Вхожу в состав смычковых постоянно,
Я - голос. Но не тенор, не сопрано (альт).
Он церковный наш служитель.
Был для Баха вдохновитель.
Весь оркестр заменит один.
Что ж это за господин? (орган)
Звучать умеет он и «форте» и «пиано».
Поэтому назвали его… (фортепиано).
Он по виду брат баяну,
Где веселье, там и он.
Я подсказывать не стану,
Всем знаком… (аккордеон)
Как горн охотника в лесах просторных
Торжественно звучит… (валторна)
Предварительный просмотр:
«Подберите музыку"
С помощью клю ча внизу разберитесь с «партиями» музы кальных инструмен тов и прочтите слова И. Г. Эренбурга
Ответ:
Полудуги в центре ключа, последовательно соединяющие музыкальные инструменты, показывают порядок чтения букв под ними на верхнем рисунке.
«Музыка, не упоминая ни о чем, может сказать всё».
Кроссворд «Музыкальные инструменты»
По горизонтали: 3. Деревянный духовой языч ковый музыкальный инструмент с коническим кана лом. 4. Струнный щипковый музыкальный инстру мент, входит в состав джаза. 5. Клавишная колесная лира с четырехжильными струнами. 7. Один из самых распространенных духовых музыкальных инструмен тов Узбекистана и Таджикистана. 11. Русский щипко вый музыкальный инструмент с треугольной декой. 14. Музыкальный инструмент лютневого семейства, широко распространен в Индии. 16. Дагестанский струнный щипковый музыкальный инструмент.
17. Духовой клавишный музыкальный инструмент древ него происхождения. 18. Восточный духовой язычко вый музыкальный инструмент, близок гобою. 19. Ар мяно-курдский духовой музыкальный инструмент, , разновидность продольной флейты. 22. Таджикский 4—6-струнный щипковый музыкальный инструмент. 24. Духовой язычковый музыкальный инструмент, используется преимущественно как басовый голос духового оркестра. 25. Индийский струнный щипко вый музыкальный инструмент, одна из древнейших разновидностей вины. 27. Струнный щипковый музы кальный инструмент, распространенный в северо восточной и восточной тропической Африке. 28. Струн ный щипковый музыкальный инструмент с деревянным корпусом-резонатором в виде восьмерки. 29. Китай ский язычковый музыкальный инструмент, разновид ность шэна.
По вертикали: 1. Струнный щипковый музы кальный инструмент, в СНГ распространен в Арме нии. 2. Деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент. 4. Русский духовой язычковый музыкаль ный инструмент, его иное название — жалейка. 6. Китай ский ударный музыкальный инструмент типа литавры. 8. Древнегреческий музыкальный инструмент, род сви рели. 9. Осетинский музыкальный инструмент, род трещотки. 10. Род баяна с фортепьянной клавиатурой для правой руки. 12. Небольшой щипковый музыкаль ный инструмент, обычно в виде фигурного ящика со струнами. 13. Старинный русский трехструнный смыч ковый музыкальный инструмент. 15. Один из древней ших духовых музыкальных инструментов. 16. Общее название струнных щипковых музыкальных инстру ментов типа лютни с длинным грифом, распростра ненных в арабских странах. 20. Общее наименование азербайджанских барабанов. 21. Старинный русский струнный щипковый музыкальный инструмент. 23. Одно из названий духового музыкального инстру мента сикуса среди индейцев в Боливии. 25. Старин ный польский духовой народный музыкальный инст румент. 26. Вьетнамский двухструнный щипковый музыкальный инструмент типа лютни, имеет форму диска.
Ответы на кроссворд:
По горизонтали: 3. Фагот. 4. Банджо. 5. Орфеон. 7. Най. 11. Балалайка. 14. Ситар. 16. Тамур. 17. Орган. 18. Зурна. 19. Сринг. 22. Рабоб. 24. Сарюсофон. 25. Бин. 27. Амрита.28. Гитара. 29. Лушэн.
По вертикали: 1. Канон. 2. Гобой. 4. Брелка. 6. Нугула. 8. Авлос. 9. Карцганаг. 10. Аккордеон. 12. Цитра. 13. Гудок. 15. Рог. 16. Тар. 20. Нагара. 21. Гусли. 23. Антара. 25. Басун. 26. Нгуэт.
Народные загадки
Из букв - флейта
Найдите порядок размещения букв в числителе и знаменателе. При правильном рассуждении в послед ней карточке получите буквы, составляющие название древнекитайского духового музыкального инструмен та, рода поперечной флейты из тростника.
Что здесь нарисовано?
Соединив точки и цифры, получите рисунок медно го духового инструмента. Как он называется? Как он звучит?
Ответ:
непрерывной линией все точки, поме ченные цифрами, получите рисунок тромбона.
Играй, гармонь…
1.Двухструнный щипковый музыкальный инстру мент народов Средней Азии. 2. Один из древнейших Духовых музыкальных инструментов. 3. Струнный смыч ковый музыкальный инструмент ряда народов СНГ. 4. Киргизский двухструнный смычковый музыкаль ный инструмент. 5. Духовой язычковый музыкальный инструмент, создан в конце XVII века. 6. Старинное русское название литавры и барабана. 7. Четырех струнный смычковый музыкальный инструмент высо кого регистра. 8. Старинный многострунный щипко вый музыкальный инструмент. 9. Хроматическая гармоника с правой клавиатурой фортепьянного типа. 10. Китайский музыкальный инструмент, род оркест ровых тарелок. 11. Духовой клавишный инструмент древнего происхождения, был широко распространен в Западной Европе сначала как церковный, затем как светский инструмент. 12. Старинный русский ударный музыкальный инструмент типа литавры, бубна. 13. Струнный смычковый музыкальный инструмент, несколько больше скрипки. 14. Трехструнный щипко вый музыкальный инструмент, распространен в Узбе кистане, Таджикистане и соседних странах Востока. 15. Четырехструнный щипковый музыкальный инст румент народов Азии. 16. Один из наиболее совершен ных и распространенных видов хроматической гармо ни, назван по имени древнерусского певца-сказителя.
Ответ:
1 Дутар 2. Рог. 3. Гиджак. 4. Кыяк. э. кларнет. 6. Тулумбас. 7. Скрипка. 8. Арфа.
9. Аккордеон. 10.Нао.11. Орган. 12. Накра. 13. Альт. 14. Танбур. 15. Рубоб.
16. Баян.
Отделите друг от друга
Здесь помешены десять музыкальных инструмен тов. Попробуйте тремя кругами одинакового диаметра отделить их друг от друга. Как называются эти музы кальные инструменты?
Ответ: На рисунке изображены духовые музыкальные инструменты: саксофон, труба, валторна; струнные: арфа, контрабас, мандолина; ударные: барабан, тарелки; пневматический язычковый: аккордеон; клавишный ударно-струнный: рояль.
Многозвучный тар
В названиях 13 музыкальных инструментов указаны те буквы, которые в каждой горизонтали образуют название изображенного здесь струнного музыкального инструмента, распространенного на Кавказе и в Средней Азии. Пользуясь
имеющимися буквами, допишите недостающие в пустые клеточки
Ответ: гитара, китара, дутар, ситар, тари, тамур,танбур, тарелки, литавры, тамбурин, китаррон, бастарда, тарогато.
«Соло для «баяна»
Через семь промежуточных слов, заменяя буквы по одной, сыграйте «соло» на баяне».
Ответ:
Соло — поло — пола — пора — пара — парк. - иарл барн (единица площади, применяемая в ядерной фи зике) — баян
Четвертый – лишний
Здесь изображены музыкальные инструменты всех видов: щипковый, смычковый, духовой, ударный. Но один из них все же выбивается из этого общего ряда. Какой?
Ответ:
На рисунке изображены три казахских национальных музыкальных инструмента: домбра, кобыз, сыбызги, а также азербайджанский барабан – нагара
Предварительный просмотр:
Знаешь ли ты?
- …что слово «музыка» происходит от греческого буквально «искусство муз». В древнегреческой мифологии музы – это богини, покровительницы искусства и наук.
Поэт Гесиод упоминает 9 муз: КЛИО – покровительницу истории, ЕВТЕРПУ – покровительницу поэзии и музыки, ТАЛИЮ – комедии, МЕЛЬПОМЕНУ – покровительницу трагедии, ТЕРПСИХОРУ – танцев, УРАНИЮ – астрономии, КАЛЛИОППУ, ПОЛИГИМНИЮ и ЭРОТО.
Классическая и народная музыка является высшим достижением духовной культуры человека.
В отличии от других искусств музыка действует на человека исключительно звуковыми средствами, отражая мир душевных переживаний человека, многообразную гамму его чувств и настроений.
Вслушаемся в оркестровую музыку: сколько в ней самых различных звуков – искрящихся, сверкающих и бархатистых, звонких и прозрачных, как хрусталь.
Одни звуки словно молнии, сверкают, другие как бы состоят из полного загадочности лунного света, третьи являются олицетворением тьмы…в оркестре можно услышать и резкие высокие взвизги флейты-пикколо. И басовое бархатистое бормотание фагота, и сигнальный звук трубы, и несколько приглушенный голос валторны…Можно услышать и всхлипывания, и шепот, и вздохи, и журчание…
Завораживающий, магический мир звуков!
Даже не зная замысла автора, слушатель явно ощущает характер и смысл музыкального образа – будь то выражение душевного порыва, тяжелого горя или светлого ликования…
2 . …что название духового инструмента валторна в переводе с немецкого означает – «лесной рог».
Современная валторна – это свернутая в круг медная (латунная) трубка длиной более трех метров, со множеством завитков, с широким раструбом. Отличается мягкостью и полнотой звучания, характерным приглушенным тембром
При игре клапаны (кнопки) нажимают левой рукой, а правую руку, сжатую в кулак, помещают в раструб и передвигают ее вглубь и обратно для придания звучанию определенных оттенков.
- …что предком скрипки, виолончели и других смычковых было семейство виол– тоже струнных смычковых инструментов.
Основные виды виол – дискантовая виола, альтовая, теноровая и контрабасовая, которую называли – виолоне.
Звук виолы был нежный и слабый. Струн было 6 (иногда 5-7).
При игре музыкант держал виолу между коленями или вертикально на коленях.
Виола появилась в 15 веке, а к 18 веку была полностью вытеснена инструментами скрипичного семейства.
- …что слово гитара происходит от греческого «кифара». Первые упоминания о гитаре относятся к 14 веку.
Различаются: испанская гитара (6 струн) и русская гитара (7 струн). Есть еще гавайская гитара (6 струн), звук на которой извлекается плектором, или медиатором (гибкой костяной или пластмассовой пластинкой). Исполнитель (гитарист) кладет гитару на колени и водит по струнам металлической пластинкой левой рукой, а правой, как и обычно на гитаре, «щиплет» плектором или пальцами струны, выигрывая таким образом мелодию.
- …что название кларнет происходит от латинского слова «кларус», что означает «ясный», «светлый» и очень выразительный.
- …что саксофон сконструировал в 1841 году в Париже бельгийский мастер А.Сакс, в честь которого и был назван медный духовой инструмент саксофон.
- …что натяжение всех струн настроенного пианино составляет 7 тонн (7000 кг).
- …что слово орган– греческое и обозначает «инструмент».
Орган - очень большой, сложный и красивый инструмент, устанавливаемый в больших залах, состоящий из целой системы духовых труб разных размеров, а стало быть и разного звучания, воздушных насосов, клавиатур и регистровых ручек.
По силе звучания и окраске звучания, а также по звуковому объему орган равен симфоническому оркестру.
В некоторых консерваториях для обучения игре на органе открыты классы органа.
Музыкант, играющий на органе, называется органист.
- …как появилось слово оркестр?. При дворе французского короля Людовика 14 –го проводилось множество всяких увеселительных мероприятий. И каждый раз король чем-нибудь удивлял своих гостей.
И вот однажды знатные вельможи были поражены звучанием ни с чем не сравнимой музыки: казалось, что какой-то музыкант-иполин играет на чудо-инструменте.
-Что это? – спрашивали вельможи.
-Это оркестр, - небрежно произнес король.
-Ах, оркестр?!
-Да, да, мой оркестр. Я назвал его «Двадцать четыре скрипки короля»
Оркестр – слово греческое, и тогда было совершенно непонятным. «Орхестрой» называли в Древней Греции полукруглую площадку театра, где размещался хор. Но здесь никакого хора не было. Музыка исполнялась на музыкальных инструментах.
-А-а-а, оркестр, - пришлось понятливо закивать головами чопорным вельможам, чтобы не показаться незнающими.
За 400 лет существования оркестра появилось много разных его составов (в зависимости от музыкальных инструментов), получивших названия: симфонический, духовой, струнный, джаз-оркестр, шумовой, оркестр русских народных инструментов и др.
- …что ансамбль – слово французское и означает «вместе». Значит, ансамбль – это прежде всего совместное исполнение музыкального произведения несколькими участниками.
В зависимости от того, сколько исполнителей входит в состав ансамбля, они и называются по-разному. И произведения, написанные для ансамблей разных составов, тоже называются по-разному: произведение для 2-х исполнителей – дуэт, для 3-х – трио или терцет, для 4-х исполнителей – квартет, для 5-и – квинтет, для 6-и – секстет, для 7-ми – септет, для 8-ми – октет и т.д.
Если поет или играет один исполнитель, то это – соло, если двое, то это – дуэт, если трое – трио, и т.д.
Если вместе поют 20-3- человек, то это уже хор.
- …арфа. В оркестре арфа занимает особое место. Ее голос звучит обычно тогда, когда происходит что-то необыкновенное.
Со времени рождения ( а создал ее, говорят, один из античных богов) арфа была не сольным, а аккомпанирующим инструментом. В сопровождении арфы исполняли произведения на флейте, скрипке, виолончели.
Она может изображать и нежное дуновение ветерка, и грозные порывы бури. Все громогласные инструменты замолкают, когда начинает звучать ее дивный голос..
И хотя родилась она в древности, до сих пор остается молодой и прекрасной..
В наше время арфа используется и как сольный инструмент, но играть на ней соло могут только настоящие музыканты-виртуозы.
- …какова эмблема музыкального искусства? Издавна ее изображали в виде сидящей фигурной рамы, скрепленной перекладиной, к которой тянутся струны.
Это - лира – струнный щипковый инструмент, известный еще в Древней Греции и Египте.
При игре лиру держали левой рукой, а в правой был плектр (костяная изогнутая в виде полукольца по пальцу и слегка заостренная пластинка), которым извлекали звуки.
Лира – прародительница многих других струнных инструментов, но сама лира как музыкальный инструмент не существует.
- …что такое роговой оркестр?
О многих разных оркестрах вы уже знаете: симфонический и эстрадный, духовой и народных инструментов…
Они состоят из различных инструментов, объединенных в однородные группы, обладающие различными тембровыми окрасками в зависимости от материала, из которого они сделаны. И от способа извлечения звука.
Роговой оркестр – это совсем другой оркестр. Правда, в наше время таких оркестров нет.
В России они появились в 18 веке и просуществовали 100 лет. Состояли они из медных духовых инструментов – рогов. Каждый рог издавал только один определенный звук красивого звучного тембра. В связи с этим в оркестре было очень много рогов различной величины. Играть в роговом оркестре было на только трудно, но и мучительно: ведь чтобы сыграть мелодию, надо было менять рога, вовремя издать нужный звук определенной длительности.
Добровольно в таком оркестре никто играть не хотел, поэтому состояли они из крепостных музыкантов и принадлежали знатным вельможам и богачам.
Известно, что в Петербурге в 19 веке славился роговой оркестр, принадлежавший К.С.Нарышкину.
- …что шарманка – это музыкальный инструмент в виде небольшого ящика с вращающейся ручкой. На ее валиках записано несколько пьес, которые начинали звучать, когда шарманщик крутил ручку.
Одной из первых пьес, исполняемых на этом переносном органчике, была французская песенка «Прекрасная Катрин» ( «Charmante Catherine» ). От нее и пошло русское название – шарманка.
Со времени записи на валиках стирались, шарманка начинала фальшивить, а ее бедный владелец, живший на гроши, заработанные игрой на шарманке, не мог купить новую.
Постепенно шарманка как музыкальный инструмент исчезла из жизни, и теперь это не существующий инструмент.
- … слово композитор произошло от латинского «composito» - сочинение, составление.
Когда-то этим словом называли любого, кто занимался композицией, к какой бы области искусства это ни относилось, даже к составлению ( композиции) изящных букетов.
Но начиная с 16 века этот термин все чаще стал употребляться в смысле «сочинитель музыки». Сначала говорили «композитор музыки», а теперь говорят просто – композитор.
Настоящим композитором стать очень трудно. Для этого всю свою жизнь нужно посвятить музыке: с детсва учиться играть на рояле (или другом инструменте), хорошо знать теорию музыки, то есть музыкальную науку: музыкальную грамоту, гармонию, полифонию, оркестровку и т.п.
Естественно, надо иметь творческое дарование.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок " В мире музыкальных инструментов"( проектная технология)
Подробный план презентации урока по теме "В мире музыкальных инструментов" - краткая аннотация, цели и задачи, проблемы ( темы) самостоятельных исследований, план проектов. Данная мето...
Урок " В мире музыкальных инструментов" ( проектная технология)
План презентации урока " В мире музыкальных инструментов" ( проектная технология). Данная методическая разработка реализуется в начальной школе....
Проект "В мире музыкальных инструментов".
Проект разработан и реализован в рамках предметной декады по музыке....
Проект "В мире музыкальных инструментов".
Проект разработан и реализован в рамках предметной декады по музыке....
В мире музыкальных инструментов
Внеклассное мероприятие имеет цель: показать детям разнообразие музыкальных инструментов; чем отличается звучание одних от других; обобщить и углубить знания о музыкальных инструментах. Задачи: р...
Интегрированное занятие в разновозрастной группе. «В мире музыкальных инструментов.»
Цель. Формировать основы музыкальной культуры дошкольников. Развивать музыкальные и творческие способности на основе синтеза различных видов искусств....
Концерт "В мире музыкальных инструментов"
Доставить детям радость общения с музыкой. Обогащать музыкальные представления детей, знакомя их с различными музыкальными произведениями....