Мы любим Вас, маэстро Гайдн!
методическая разработка по музыке на тему

Бородкина Наталья Ефимовна

Сценарий лекции- концерта, посвящённого 280-летию со дня рождения Йозефа Гайдна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gaydn_-_kopiya.doc68.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                           

         

Мы любим Вас,

маэстро Гайдн!

Лекция-концерт

 к  280-летию со дня рождения Йозефа Гайдна

                                                          Составитель и ведущий:

                                                          Н.Е. Бородкина, преподаватель

                                                          музыкально-теоретических дисциплин  

                                                          МОУДОД «Агалатовская ДМШ»

Агалатово

 

Цель – формировать музыкальный вкус и культуру эстетического восприятия музыки у детей, расширить общий  кругозор, развить умение осознанно и эмоционально слушать музыку; повысить социальный статус  школы через привлечение  слушателей.

Задачи:

1) обучающая - познакомить  слушателей с творчеством и   биографией австрийского композитора - венского классика Йозефа Гайдна.

2) развивающая –  развить образное мышление, эмоциональность учащихся;  

3) воспитательная - формировать  интерес к классической музыке,

поднять  творческую активность учащихся.

Целевая аудитория – учащиеся школы, их родители, жители поселения.

Участники –  ведущий, исполнители концертных номеров (учащиеся и преподаватели), преподаватели.

Мероприятие проводится в концертном зале музыкальной школы на 150 мест.

На сцене – рояль, над роялем – портрет Йозефа Гайдна.

На авансцене –  уголок комнаты Гайдна: орган, на органе раскрытые ноты и подсвечник; на столике подсвечник и ноты; на спинке стула камзол.

В зале и на сцене погашен свет. Звучит (в записи) вступление из I части симфонии №103 «С тремоло литавр» (таинственная, загадочная, медленная музыка).

На авансцене появляется ведущий и неторопливо зажигает свечи. По окончании медленного вступления звучит яркая, энергичная тема главной партии I части. Одновременно с началом этой темы на сцене вспыхивает свет (что заранее отрепетировано с помощником ведущего).

Ведущий:      

- В 2007 г. исполнилось 275 лет со дня рождения одного из выдающихся композиторов 18 столетия – Йозефа Гайдна. Ему принадлежит заслуга в создании и утверждении таких жанров, как соната, концерт, квартет, симфония. Именно он придал им классическую завершённость. Недаром Гайдна называют «отцом симфонии».

   Гайдна также называют и «отцом симфонического оркестра». В 17-18 веках состав симфонического оркестра мог быть самым разным. Гайдн установил чёткие соотношения оркестровых групп : струнные, деревянные и медные духовые. И хотя оркестр Гайдна невелик, а ударные представлены только литаврами, соотношения эти остаются неизменными и сегодня, в огромных оркестрах, насчитывающих 100 и более человек.

       На творчестве Гайдна учились его младшие современники Моцарт и Бетховен. Всех троих называют «венские классики». Венские, потому что жизнь каждого связана со столицей Австрии Веной.

        Жизнь Франца Йозефа Гайдна сложилась весьма необычно. Его родиной

была небольшая австрийская деревушка Рорау. «Рор» в переводе означает «камыш», из-за зарослей камыша и получила название деревня. 60 домиков стоят в ряд, солнце пляшет на соломенных крышах, будит сонных куриц, греет вишни…В самом крайнем доме слышится стук. Здесь живёт каретный мастер – Матеус Гайдн, отец Йозефа. Матеус слывёт не только искусным мастером, но и горячим любителем музыки. Он знает множество народных песен и часто поёт, аккомпанируя себе по слуху на арфе.

       Совсем маленьким, Йозеф уже подпевал отцу, у мальчика был звонкий чистый голос и превосходный слух. Способности Йозефа заметил дальний родственник семьи школьный учитель Франк. Он предложил взять мальчика к себе в город Хайнбург, чтобы обучить грамоте, игре на скрипке и клавесине. Родители согласились: у них не было иной возможности дать сыну образование. Мальчику было всего 6 лет, когда он покинул родной дом, как потом оказалось – навсегда. Три года прожил маленький Йозеф у своего учителя. И хотя Гайдн, по собственным словам, получал от него «больше  побоев, чем еды», он всегда с добрым чувством вспоминал о нём, как о человеке, давшим ему первые музыкальные познания.

       Может быть, на этом и закончилось бы музыкальное образование одарённого мальчика, если бы одно обстоятельство не изменило ход всей его жизни. Однажды в Хайнбург приехал Георг Рейтер – капельмейстер собора святого Стефана в Вене. Собор этот был главным в Австрийской империи, и Рейтер набирал певчих для соборного хора. Услышав Йозефа, он сразу понял, что этот мальчик будет украшением его хора. Судьба Гайдна была решена. Его отвезли в Вену и зачислили в школу-интернат, где жили и обучались мальчики-хористы. Ему лишь 8 лет, но он наравне со взрослыми выстаивал долгие репетиции и церковные службы. И вообще жизнь в этой школе была тяжела. Мальчиков держали впроголодь, жестоко наказывали за малейшие детские шалости. Всё это Гайдн переносил с удивительной стойкостью и терпением, - так велико было стремление одарённого мальчика заниматься музыкой.

     9 лет провёл Гайдн в этой школе. Так как у него был красивый, серебристого тембра голос, отличный музыкальный слух и память, ему поручали самые ответственные сольные партии. Но когда мальчик подрос и его чистый детский голос стал «ломаться», с ним поступили так же жестоко, как поступали в подобных случаях и со всеми другими воспитанниками школы. Придравшись к ничтожному поводу, дирижёр выгнал его из школы – и юноша оказался , в полном смысле этого слова, на улице. Целые сутки Гайдн провёл под открытым небом, лишённый крова и пищи, и лишь на следующий день  его приютил в своей маленькой каморке знакомый певец, такой же бедняк, как и сам Гайдн.

    Так началась самостоятельная жизнь знаменитого композитора. 10 лет он вёл тяжёлое существование. Юноша брался за любую работу: переписывал ноты, давал уроки музыки, играл в маленьких бродячих оркестриках на вечеринках или даже просто на улице. Но зато вечерами Гайдн отдавался любимому искусству. Теперь у него уже было собственное жильё – чердак под самой крышей – и даже старый клавесин. Часами сидел юноша над книгами по композиции, внимательно проигрывал сочинения композиторов-современников.

Музыкальный номер

  Ведущий:

   -  Чтобы научиться сочинять для голоса и овладеть итальянским языком, без которого не мог тогда обойтись ни один музыкант, Гайдн поступил в помощники к знаменитому итальянскому композитору и учителю пения Николо Порпора. Юноше нечем было платить за уроки, и он аккомпанировал ученикам Порпоры и даже исполнял обязанности лакея.

Музыкальные номера

 

      Ведущий:

   -    В 19 лет Гайдн сочинил комическую оперу «Новый хромой бес». Опера прошла с успехом и принесла автору 25 дукатов, так что некоторое время он чувствовал себя богачом. В этот же период он создаёт и свои первые квартеты, которые произвели всеобщую сенсацию. Слушателям нравилась благородная простота мелодий, светлый, жизнерадостный характер произведений. Много лет спустя, уже став признанным мастером, Гайдн говорил: «Прелесть музыки в мелодии». И действительно, его музыка поражает мелодическим богатством. В своих сочинениях композитор часто обращался к народным напевам. Их в те годы на улицах Вены звучало множество: австрийские, венгерские, словацкие, чешские, хорватские, итальянские.

Музыкальный номер

 

 Ведущий:

Но были у Гайдна и противники, которые кричали о низведении музыки до комических шалостей, называли его сочинения «скандально весёлыми», ругали за смелые эксперименты. А композитор не видел ничего плохого в том, что его музыка доставляет радость. Он любил повторять: «В этом мире так мало счастливых и довольных людей, везде их преследуют горе и заботы; быть может, моя музыка послужит источником, из которого обременённый делами человек будет черпать своё спокойствие и отдых».

Что же до «комических шалостей», так раздражавших приверженцев строгого стиля, то таков уж был характер Гайдна. Ещё когда мальчиком он пел в соборе святого Стефана, ему не раз попадало за проказы. Не оставлял он их и потом. Однажды подговорил приятелей-музыкантов спрятаться в разных уголках Вены и ночью по его сигналу заиграть, кто что захочет. Можно себе представить, как возмутились венцы, когда среди ночи их разбудил подобный концерт!

      Некий граф Морцин, богатый любитель музыки, содержавший в своём имении инструментальную капеллу, принял Гайдна в число участников этой капеллы. Здесь, в доме графа Морцина, Гайдн и создал свою первую симфонию.

Музыкальный номер

      

Ведущий:

Прозвучало переложение для ф-но фрагмента II части  94-й симфонии, одной из Лондонских. В очередной раз Гайдн заставил публику смеяться, когда был уже прославленным композитором. Произошло это в Англии. Англичане восторженно принимали композитора, но вот беда: как только начиналась медленная часть симфонии, многие незаметно для себя засыпали. Музыка текла так плавно и спокойно, что не было сил противиться сладкой дрёме. Гайдн решил проучить слушателей. Началась вторая часть новой симфонии. Скрипки запели всем известную мелодию. Глаза у некоторых слушателей уже стали закрываться, как вдруг, точно гром с ясного неба, прогремели литавры. Симфонию так и назвали – «Сюрприз», или «Симфония с ударами литавр».

 

   Симфония «Сюрприз», II часть (фрагмент в записи)

Ведущий:

         Гайдн сочинил более 100 симфоний, многие из которых имеют названия. Обычно их давали слушатели. Поводы были самыми разными: например, симфонию «Медведь» назвали так потому, что в финале звучал наигрыш поводырей медведей; «Школьный учитель» - за упорно повторяющуюся тему во 2-й части; «Охота» - за подражание охотничьим рогам, а «Курица» - за подражание кудахтанью. Лишь 3 ранние симфонии – «Утро», «Полдень», «Вечер и гроза» - названы самим композитором.

Музыкальные номера

 

Ведущий:

         Кстати, с одним из менуэтов Гайдна связана курьёзная история. Однажды композитор увидел у себя дома гостя – мясника, который оказался любителем музыки. Мясник попросил написать новый менуэт на свадьбу своей дочери. Гайдн согласился и пообещал через день сочинить менуэт. В назначенный срок мясник явился и получил драгоценный подарок. Через несколько дней Гайдн услышал оглушительные звуки, в которых он с трудом узнал мелодию своего менуэта.

Подойдя к окну, он увидел у своего крыльца великолепного быка с позолоченными рогами, счастливого мясника с дочерью и зятем и целый оркестр уличных музыкантов. В знак признательности за прекрасный менуэт мясник подарил композитору своего лучшего быка. С тех пор до-минорный менуэт Гайдна стал называться «Менуэтом быка».

Музыкальный номер

 

 Ведущий:  

Возможно, именно весёлый нрав помог Гайдну в первые самые трудные годы творчества.

      В 1761 году в   жизни композитора произошло важное событие – его пригласил на службу один из самых богатых и знатных в Австрии вельмож – венгерский князь Эстергази. Познакомившись с музыкой Гайдна, Эстергази предложил ему работу капельмейстера в своей капелле, находившейся в городе Эйзенщтадте. 29 лет прослужил Гайдн у князей Эстергази. На первый взгляд Гайдн жил у Эстергази в относительно благоприятных условиях. Ему был предоставлен небольшой домик, он больше не знал материальных забот и мог целиком отдаться творчеству. Ансамбль музыкантов был достаточно профессиональным, чтобы исполнить любое произведение своего капельмейстера. Всё написанное композитор тут же проверял, добиваясь совершенства.

       Однако в действительности жизнь Гайдна в капелле была не так уж безоблачна. Если внимательно присмотреться к договору, который Гайдн подписал при поступлении на службу к Эстергази, то сразу становится ясным, что композитор был обременён огромным количеством всевозможных обязанностей, например:

*следить за целостностью и сохранностью всех нот и музыкальных инструментов;

*улаживать возникавшие между музыкантами споры;

*давать уроки музыки певцам оперной труппы;

*ежедневно до и после обеда ожидать в приёмной князя распоряжений его светлости относительно музыки на данный день;

*являться на службу всегда в форменной одежде и напудренном парике;

*сочинять по заказам князя всевозможную музыку и никому без особого разрешения своих рукописей не давать и не продавать.

 

Этот параграф делал князя и его наследников собственниками всего того, что написал или ещё мог написать Гайдн, другими словами, он ставил Гайдна в положение крепостного человека, лишённого права распоряжаться по своему усмотрению плодами собственного труда.  

     А музыканты называли совсем ещё не старого Гайдна «папой». «Папе» Гайдну они верили и понимали, насколько он талантлив. Кроме того, он был по-отечески добр к ним: за все годы службы не пожаловался ни на одного из них, не записал в штрафной журнал, даже пытался защищать перед князем.

         Единственным утешением для Гайдна были те редкие дни, когда ему удавалось вырваться в Вену и здесь «отвести душу» с добрыми друзьями, одним из которых был гениальный Моцарт. Несмотря на разницу в возрасте – Гайдн старше Моцарта на 24 года – их связывала самая тёплая, искренняя дружба.

     Гайдн был одним их немногих современников, кто сумел понять гений Моцарта.   «Ваш сын, - писал он его отцу, - величайший композитор из всех, кого я знаю…Он обладает вкусом и помимо того владеет мастерством композиции».    

       Тем же отвечал ему и Моцарт. Он учился на произведениях Гайдна и очень высоко ценил его творчество. По словам Моцарта, «никто не в состоянии делать всё: балагурить и потрясать, вызывать смех и глубоко трогать, и всё одинаково хорошо, как умеет Гайдн».

     Сохранились воспоминания современников о том, что оба великих музыканта принимали иногда совместное участие в музыкальных вечерах, на которых играли в квартете.

Музыкальный номер

                                     

 Звучит финал «Прощальной симфонии» (в записи)                       

Ведущий (на фоне музыки):          

Летом 1772 года князь Эстергази надолго задержал капеллу в своей загородной резиденции. Уставшие, соскучившиеся по семьям музыканты попросили Гайдна похлопотать за них. Просить князя бесполезно: он знает только один закон – собственное желание. Тут нужен особый подход. Зная вспыльчивый, непредсказуемый характер князя, композитор решил выразить просьбу…музыкой. Он сочинил симфонию в финале которой оркестранты один за другим уходят, гася свечи. На сцене остались двое: первый скрипач Томмазини и сам Гайдн. Мелодия тихо растаяла в воздухе. Князь подозвал к себе капельмейстера:

- Как называется эта симфония?

- Ваша светлость, обычно названия моим сочинениям дают сами слушатели.

- Тогда пусть будет «Симфония при свечах». А музыканты с завтрашнего дня свободны и могут отправляться по домам.

  С тех пор эту симфонию ещё называют «Прощальная» (ведущий гасит свечи, музыка продолжает звучать ещё 1 минуту).

      Ведущий:

В 1790 году всё неожиданно изменилось – умер князь Николай Эстергази, а его наследник, не любивший музыки, сразу же распустил капеллу. Все музыканты были уволены. Гайдну же была назначена небольшая пенсия. Ведь Гайдн стал к тому времени уже известным композитором, и называть его «своим музыкантом» было весьма лестно для потомков австрийского вельможи.

        Гайдн наконец освободился от тяготившей его службы. И хотя ему уже исполнилось 58 лет, он не утратил желания путешествовать. Известный импресарио Иоганн Саломон предлагает ему поездку в Англию, и Гайдн соглашается. Моцарт отговаривает его: «Папа…, Вы плохо знаете языки!» Но Гайдн добродушно возражает: «Мой язык понимают во всём мире!»

Музыкальный номер

12.Мы дружим с музыкой. Русский  текст Синявского.

  Исп. вокальный ансамбль (хор)

Текст песни:

Если мы дружим с музыкой с детства,

Если мы с детства любим её,

Жить нам на свете просто чудесно,

Музыка с детства дарит нам волшебство своё.

Музыка – это замок хрустальный,

Музыка – это солнечный луч.

Мы открываем нотные тайны.

Нам помогает в этом мудрый скрипичный ключ.

Ведущий:

    Лондон ошеломил композитора своими размерами, шумом на улицах, размахом концертной жизни. Музыканты выступали здесь не только в аристократических салонах, но и в больших залах перед широкой публикой.

     Гайдн словно ожил, помолодел душой – и его творческая фантазия заработала с новой силой. Произведения, написанные Гайдном во время его пребывания в Лондоне, отличаются удивительной яркостью, свежестью и богатством музыкальных мыслей, живостью и полнотой чувства. Англичане восторженно приветствуют композитора, газеты помещают хвалебные рецензии, ему посвящали стихи, писали его портреты. Самые знатные вельможи добивались общества Гайдна, приглашали его в свои дворцы. Оксфордский университет  присудил ему почётное звание «доктора музыки».

     После полутора лет пребывания в Лондоне, Гайдн выехал обратно в Вену. По дороге его торжественно чествовали в Бонне немецкие музыканты, среди которых находился и молодой Бетховен.

Спустя ещё 2 года композитор опять получил приглашение приехать в Лондон. Вторая поездка ещё более упрочила славу Гайдна. Как и в первый раз, его встретили восторженно, а королевский двор предложил ему навсегда остаться в Англии. Но композитор не захотел расстаться со своей родиной и вернулся в Вену.

   В 1802 году, по случаю 70-летия Гайдна, в его честь были осуществлены 2 исполнения  его оратории «Сотворение мира», одно – в Вене, другое – в Петербурге. Оба города торжественно отметили юбилей прославленного композитора. В Петербурге  даже была отчеканена специальная медаль. Гайдн прислал русским музыкантам письмо, благодаря их за оказанную честь.

        В Вене же Гайдна торжественно внесли на руках в зал, где исполнялась оратория.

Музыкальный номер  

 

Ведущий:

      Родившись в бедной безвестной семье скромного сельского ремесленника, Гайдн достиг к концу жизни широкой европейской известности, всенародного признания своего таланта и заслуг. И сейчас музыка Гайдна звучит, заряжая нас своей энергией и радуя нас своей мелодичностью.

                                Мы любим Вас, маэстро Гайдн!

  Звучит фрагмент симфонии «Охота» (в записи)             

Используемая литература:

1. Великович Э.И. Великие музыкальные номера. – СПб, 2003

2. История жизни Йозефа Гайдна  – М., 2007

3. Ливанова Т. Н. История западно-европейской музыки до 1789 года. Т. 2. – М., 1982


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детство Гайдна

Музыкально-литературная композиция, посвященная творчеству австрийского композитора....

презентация о Й. Гайдне

презентация о жизни Йозефа Гайдна...

Слайд-шоу "Жизнь Йозефа Гайдна"

Слайд-шоу содержит 18 фотографий и репродукций портретов. На живописных полотнах  изображен сам композитор, его современники, учителя, патроны, особо значимые для Гайдна музыканты. Фотографии ...

Й. Гайдн

За свою жизнь он подарил миру огромное количество гениальных творений. И хотя многое из его творений было утеряно, этого  было достаточно, чтобы  Чайковский сказал про него « «Не будь ...

Викторина по Италии "Брависсимо маэстро"

викорина для 6-7 классов по истории и географии Италии...

Лекция концерт Маэстро - Ансамбль

сценарий открытого урока...

Знакомство с Маэстро Этикетом

Мероприятие по этикету...