Уроки музыки в 1 классе.
методическая разработка по музыке по теме
План конспект уроков музыки в 1 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект уроков музыки в 1 классе | 57.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект урока музыки в 1-м классе
по теме "Зима в музыке"
Цель: Подвести учащихся к осознанию того, что музыка обладает изобразительными возможностями, в ней можно услышать "холод и тепло".
Задачи:
Раскрытие изобразительных возможностей музыкального искусства и понимания того, что музыка умеет изображать картины природы.
Развитие музыкально-слуховых представлений, музыкально-творческого мышления, тембрового слуха, творческих способностей.
Воспитание бережного отношения и любви к природе, умения наслаждаться и любоваться ею.
Музыкальный материал:
П.И.Чайковский. "У камелька" (Из цикла "Времена года")
А. Вивальди. "Зима" (Из цикла "Времена года")
Е. Поплянова. "Снежный ком"
Н. Перунов. "Дед Мороз" (попевка)
Оборудование:
Фортепиано,
Музыкальный центр
Портреты композиторов (Чайковский, Вивальди)
Репродукция картины И. Шишкина "Зима"
Методы: наблюдение, сопоставление, сравнение, словесное рисование и описание, диалог, сравнение
Тип урока: углубление в тему
Ход урока
Музыкальное приветствие
У.: (читаю отрывок из стихотворения И.З.Сурикова "Зима")
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Темный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно:
Божьи дни коротки,
Солнце светит мало,-
Вот пришли морозцы-
И зима настала.(:)
У.: О каком времени года говорится в стихотворении?
Д.: О зиме
У.: Как описывает зиму русский поэт? (Ответы детей)
У.: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на картину И. Шишкина "Зима". Что вы видите? А что слышите?
Д.: Треск сучьев, скрип снега и т.д.
У.: Как вы думаете, зима очень холодная? (Ответы детей)
У.: Если бы вы были композиторами, то какими звуками нарисовали бы холод?
(Учитель играет звуки в разных регистрах, а дети выбирают их. Можно предложить нескольким ученикам самостоятельно найти на инструменте эти звуки).
У.: Поэтами написано много стихов о природе, художниками написано много картин о природе, а композиторами написано много музыки, изображающей картины природы. Композитор, с музыкой которого мы с вами знакомились на прошлом уроке (Чайковский) написал музыкальный альбом, который назвал "Времена года". Всего в альбоме 12 пьес, каждая из которых посвящена определенному месяцу года. Для каждой из них подобраны несколько строк из стихотворений русских поэтов А.Пушкина, А.Майкова, А.Фета и др. Кроме названия месяца, все пьесы имеют подзаголовок, поясняющий содержание музыкальной картины. Послушайте первую пьесу альбома - "Укамелька" (Январь).
Слушание. П.Чайковский "Укамелька"
У.: Как композитор в музыке передает настроение зимы? (Ответы детей)
У.: Похожа она на зиму, изображенную в картине И.Шишкина?
У.:В исполнении, какого инструмента звучит пьеса?
Д.: Фортепиано
У.: Правильно. Молодцы!
У.: Такое же название дал своему произведению Антонио Вивальди-итальянский композитор, скрипач, дирижер, педагог. (Показываю портрет). В его произведении 4 музыкальных картины, каждая из которых посвящена определенному времени года ("Зима", "Весна", "Лето", "Осень"). Послушайте, пожалуйста, музыкальную картину "Зима".
Слушание. А. Вивальди. "Зима"
У.: Как композитор в музыке передает настроение зимы?
Д.: Музыка тихая, спокойная, плавная, нежная, добрая, немного грустная и т.д.
У.: Похожа она на зиму, изображенную в картине И.Шишкина? (Ответы детей)
У.: В исполнении, какого инструмента звучит произведение?
Д.: Скрипка.
У.: (Показываю и рассказываю об инструменте). Вивальди очень любил этот инструмент и был мастером игры на нем, поэтому большая часть его произведений написана именно для скрипки.
У.: Вот так русский и итальянский композиторы в своей музыке изображают картины природы. Одинаково или по-разному они передают настроение зимы? (Ответы детей)
У.: А теперь представим себе - вокруг нас белый снег. (Вместе с детьми читаем):
Белый пух,
Снежный пух -
Все-все-все в пуху вокруг.
Пух на шапках,
Пух на шубах,
Пух на бровках,
Пух на губках.
Как щекотно, ух!
Кто щекочет?
- Пух! (Н. Перунов)
- Мы замерзли. Греем ручки, греем ножки!
Исполнение попевки "Дед Мороз" с движениями (хлопки, притопы), можно исполнить, импровизируя и инсценируя по тексту.
У.: Ребята, с какой песней мы с вами познакомились на прошлом уроке?
Д.: "Снежный ком".
У.: Итак, исполняем песню легко, весело, задорно, не забываем о правилах пения.
Исполнение. "Снежный ком"
У.: Молодцы! Весело исполняли песню.
У.: Ребята, сегодня на уроке мы внимательно слушали и исполняли музыку. Что же она нам нарисовала?
Д.: Холодную, снежную, морозную зиму и т.д.
У.: С произведениями, каких композиторов мы познакомились?
Д.: С произведениями П.Чайковского и А. Вивальди
У.: Да, многие композиторы в своих сочинениях передавали красоту окружающей нас природы, выражали свою любовь к ней, свое восхищение.
Домашнее задание: Нарисуйте, пожалуйста, зиму, которую вы сегодня услышали.
Урок музыки в 1 классе
Тема: "Водят ноты хоровод"
Цели:
знакомство с основами музыкального языка;
закрепление знаний о музыкальной грамоте.
Задачи:
Воспитательные:
формирование любви к музыке;
пробуждение чувство сопереживания и желания помочь чьей-то беде.
Образовательные:
познакомить ребят с нотной грамотой и научить бегло отличать положение нот визуально и на слух;
заинтересовать ребят в освоении музыкальной грамоты через веселые игры.
Развивающие:
с помощью вокальной деятельности развить чистый певческий диапазон в пределах октавы;
выявить и раскрепостить творческие и театральные таланты ребят.
Оборудование и материалы, необходимые для урока:
Музыкальный центр.
Компьютер.
Проектор.
Фортепиано.
Дидактический материал, состоящий из 7 масок-ободочков нот, 7 цветных ламинированных нот на липучках, плакат с нотным станом и нарисованными цветными нотами на нем, плащ и маска-ободочек для «скрипичного ключа», 7 карточек с изображениями нот в картинках, штук 20 средних скрипичных ключиков для поощрения и поднятия самооценки работы ребенка на уроке.
Музыкальный материал, включающий фонограмму песни «Чтоб выучиться пению» З. Петровой, ноты этой песни для собственного исполнения, аккомпанемент нотной попевки «До-воробышка гнездо…».
ХОД УРОКА
Звучит фонограмма песни «Чтоб выучиться пению» 3. Петровой и А. Островского. Дети под маршево - бодрую музыку заходят в класс и садятся на места. Внезапно музыка прекращается…
Я: Здравствуйте, ребята! Как хорошо, что вы пришли! Когда вы заходили в класс – музыка звучала?
Дети: Да!
Я: Какая?
Дети: Марш! Веселый такой и радостный!
Я: Да, вы правы, но что-то случилось с нашей музыкой – она больше не звучит…. Дело в том, что музыкальные нотки отправились на прогулку, а когда вернулись – забыли, где они живут! Как же быть, ребята, как же петь? Что же нам делать?
Дети: Надо найти нотки! Показать им их домик!
Выбрать 7 малышей, одеть им обручи с одинаковыми черными нотками со словами: «Ребята, представьте, что вы – потерявшиеся нотки, очень грустные…». Открыть створки доски.
Я: Нотки! А вот и ваш домик!! Он называется НОТНЫЙ СТАН! Только он пустой какой….. Я знаю, кто нам поможет!
Зову Скрипичный ключ – ребенка, облаченного в накидку и обруч ключа. Он открывает кружочки на черных нотках обручей, и нам является названия наших нот. Скрипичный ключ показывает на первую ноту стана «ДО» и ребенок с маской «ДО», встает первым и «представляет» нам свою ноту, называя несколько слов с её участием (дом, дорога, подол и т.д.); за ним следуют остальные «ноты».
– Итак, ноты нашли свои места и мы все вместе радуясь этому событию, исполним попевочку:
ДО – воробушка гнездо.
РЕ – деревья во дворе.
МИ – котенка покорми.
ФА – в лесу кричит сова.
СОЛЬ – играет детвора.
ЛЯ – запела вся земля.
СИ – поем мы для того,
Чтобы вновь вернуться в ДО
Во время песенки, каждая «нотка» делает шаг вперед и кланяется. При последней фразе, «нотки» из своего ряда делают круг и при повторном исполнении, ведут хоровод, после чего все дети возвращаются на места.
– Ребята, как мы с вами уютно расположили нотки! Приглашаю вас в гости!
Смотрим презентацию «Нотные ступеньки», в которой представлен звукоряд в виде ступеней. Поем звукоряд подряд и вразнобой. Затем, играем в игру – «Назови нотку». Я бегло указываю на ноту, а ребята должны назвать и спеть её без ошибки, учитывая звуковысотность ноты относительно друг друга.
Я: Какие молодцы, ребята – не запутаешь их! А ну-ка назовите-ка мне нотку над «фа»? А под «си»? А кто выше – «ми» или «ре»? А как седьмую ноту зовут?
Далее, показываю 7 картинок, в названии изображении которых «спрятались» ноты – кто быстрее угадает – поощрение в виде «красного скрипичного ключика».
Я: Молодцы! Всех отгадали!
Для тех ребят, которые не успевали себя проявить или видно, что не очень разобрались в теме, рекомендую провести следующее блиц-задание: раздать разноцветные 7 нот каждому и попросить прикрепить их на соответствующую ноту на вышеупомянутом стане на доске.
Я: Ну что, ребята, всех ноток мы вернули на место по домам. И за сегодняшний урок, я надеюсь, они очень хорошо с вашей помощью запомнили свои места! Споем же для них песню «Чтоб выучиться пению».
Ребята встают за своими стульчиками, и начинается вокальная работа по фразам. Припев, где исполняется чистый звукоряд, можно петь acapella по таблице с нотным станом.
Прощание с ребятами и обещание друг другу твердо помнить место каждой ноты, чтобы при случае снова помочь ей его обрести
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок музыки 3 класс "Русский сарафан в музыке и живописи"
Интегрированный урок в 3 классе, с применением ИКТ....
урок музыки 1 класс. "Музыка вечера"
Ввести ребенка в многообразный мир музыкальной культуры через интонации колыбельной песни. Урок с презентацией....
конспект урока музыки 5 класс "Музыка в мультфильмах"
Конспект урока 5 класс по теме "Связь искусств" на примере мультфильмов...
презентация к уроку музыки 1 класс тема "Музыка ночи"
Тема урока: « Му зыка ночи »Тип урока: урок -путешествиеОбразовательные задачи:- формирование умений следить за развитием музыкального произведения;- познакомить учащихся с танцевальными произве...
Самоанализ урока музыки 6 класс " Духовная музыка . Образы духовной музыки"
Урок музыки в 6 классе . Раздел "Духовная музыка"...
Конспект урока музыки. 1 класс. Тема четверти: «Музыка и ты» Тема урока: «Ничего на свете лучше нету»
Конспект урока музыки. 1 класс.Тема четверти: «Музыка и ты»Тема урока: «Ничего на свете лучше нету»...
Конспект урока музыки. 8 класс. Тему урока: «Музыка в кинофильмах".
Конспект открытого урока в 8 классе....