Хор
рабочая программа по музыке по теме
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
ХОР «ЧИЖИ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_hor.doc | 103 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
ХОР «ЧИЖИ»
Возраст детей 7 – 10 лет
Срок реализации: 3 года
Педагог дополнительного образования
Смесова Фаина Николаевна
Пояснительная записка
Хор – это большой вокально-исполнительский коллектив, который средствами своего искусства правдиво, художественно полноценно раскрывает содержание и форму исполняемых произведений и своей творческой деятельностью способствует эстетическому воспитанию. Хоровое пение занимает важное место в программе дополнительного образования и принадлежит к основным видам музыкального исполнительства. Оно является одним из средств разностороннего развития учащихся: музыкально-творческого и личностного. Этот вид музыкальной деятельности имеет ряд особенностей, благоприятствующих массовому охвату школьников. Эти особенности состоят в качестве музыкального «инструмента» - голосового аппарата – органа речи и пения, а также в коллективной природе хорового пения. Важным моментом является тот факт, что правильное обучение пению с детства, есть наиболее массовая форма охраны голоса, тренировки голосового аппарата.
Цель программы:
Создание детского хорового коллектива, основы музыкально-эстетического воспитания его участников, инструмента развития их творческих задатков и личностных качеств.
Задачи:
- Развитие познавательного интереса к вокально-хоровому творчеству;
- Овладение вокально-певческими навыками: чистого интонирования, певческой дикции, дыхания и артикуляции, многоголосия;
- Воспитание коллектива единомышленников, использующих свои индивидуальные творческие возможности для достижения целостного, гармоничного звучания в процессе исполнительского сотрудничества;
- Воспитание эстетического вкуса, исполнительской и слушательской культуры;
- Воспитание учащегося как «гражданина мира» через знакомство с различными культурно-историческими направлениями и национально-музыкальными традициями разных стран;
- Развитие личностных качеств: самостоятельности, ответственности, усидчивости и внимательности, дисциплинирующих волю и целеустремлённость, а также чувства потребности в саморазвитии.
Особенности возрастной группы детей, которой адресована программа
Программа составлена для трёхлетнего обучения.
В хор принимаются все дети, желающие петь и выступать перед сверстниками, учителями, родителями, и имеющие различные музыкальные способности.
Предусматриваются следующие формы учебных занятий: групповые, индивидуальные и сводные.
Занятия все годы обучения проводятся три раза в неделю по два часа с каждой из групп, возможны сводные репетиции в течение года. В год – 216 часов.
Возраст детей первого года обучения – 7-8 лет,
второго года обучения – 8-9 лет,
третьего года обучения – 9-10 лет.
Количество обучающихся в группе – 12-15 человек.
Состав детских групп – постоянный.
В течение учебного года планируется ряд творческих показов: открытые занятия для родителей и преподавателей, отчётные концерты, мероприятия по пропаганде музыкальных знаний, конкурсы, участия в музыкальных фестивалях.
Учёт успеваемости учащихся проводится на основе текущих знаний, индивидуальной и групповой проверки знаний хоровых партий. При оценке учитывается также участие учащегося в выступлениях хорового коллектива.
Прогнозируемые результаты и способы их проверки
В течение учебного года планируется ряд творческих показов: открытые занятия для родителей и преподавателей, отчётные концерты, участие в фестивалях по пропаганде музыкальных знаний с целью расширения кругозора в области музыкального искусства. Планируется участие хора в районных, окружных и городских конкурсах, которые позволят оценивать результаты обучения (качество приобретённых умений и наработанных навыков исполнительского мастерства).
Учёт успеваемости учащихся проводится на основе текущих знаний в форме индивидуальной и групповой проверки хоровых партий (в том числе в виде практических викторин, бесед, игровых заданий).
Учебно-тематический план
1 год обучения
№№ | Тема | Теория (часов) | Практика (часов) | Всего (часов) |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | 2 |
2 | Формирование первоначальных слуховых представлений | 8 | 16 | 24 |
3 | Первоначальное знакомство с характером музыкальных произведений | 6 | 6 | 12 |
4 | Элементарное сольфеджио | 8 | 12 | 20 |
5 | Работа по развитию ритмических навыков | 3 | 15 | 18 |
6 | Развитие вокально-хоровых навыков | 20 | 20 | |
7 | Работа по координации слуха и голоса | 3 | 15 | 18 |
8 | Работа над репертуаром | 90 | 90 | |
9 | Концертная деятельность | 12 | 12 | |
Итого: | 216 |
Содержание программы
Программа первого года обучения
Вводное занятие. Знакомство с программой, основными темами, режимом работы, правилами личной гигиены хориста.
Формирование первоначальных слуховых представлений. Понятие о звуке. Звуковысотность. Низкие и высокие певческие голоса. Сопоставление звуков разных регистров на фортепиано. Характеристика этих регистров. Слуховое определение звуков разной высоты, воспроизводимых голосом и на инструменте. Чёткая постановка вопроса: какой звук выше или ниже. Постепенно сопоставляемые звуки сближаются. В этой работе целесообразно знакомить детей с другими музыкальными инструментами. Учащиеся должны научиться выделять качество высоты звука из разных тембров. Это важно для развития анализирующей способности слуха.
Знакомство и освоение понятий: протяжность звука, музыкальный-немузыкальный, высокий-низкий-средний, короткие-длинные звуки.
Характер произведения. Лад. Весёлый-грустный. Тёмный-светлый. Грозный-ласковый. Графическое изображение песни. Движение мелодии вверх-вниз, поступенно-скачками.
Элементарное сольфеджио. Знакомство с нотами, длительностями. Детям показывают и объясняют, что звуки в музыке имеют разную длительность (долготу звучания). Знакомство с музыкальными терминами.
Работа по развитию ритмических навыков. Движения под музыку. Ритмические упражнения. Использование детских музыкальных инструментов (пульс, акценты, ритм и т.п.).
Работа над координацией слуха и голоса. Слушание и исполнение вокальных упражнений. Музыкальные скороговорки. Ансамблевая работа в группе хора.
Работа над репертуаром.
«Для того, чтобы развить голос, надо начать учиться петь».
Объясняются общие правила пения, так называемая «певческая установка»: положение корпуса, головы, пение сидя и стоя. Корпус прямой, плечи расправлены, но свободны. Подбородок не задирается, голова держится несколько наклонённой вперёд. Обучение пению на одном звуке, добиваясь унисона (едино звучания). Правильное певческое дыхание (не поднимая плеч, пение с мягкой атакой). Понятие хорового дирижирования, дирижёрский жест, начало пения по руке, снятие звука также по руке. Умение слушать друг друга. Культура поведения и исполнения в хоре. Первоначальные хоровые навыки.
Концертная деятельность. Воспитательный характер исполнительской культуры в коллективе. Чувство ответственности за выполняемую работу. Эмоциональный отклик и прочувствованность. Умение передать характер и содержание произведения. Развитие слуховых навыков.
Контролируемые умения и навыки:
— Формирование первоначальных слуховых навыков
— Развитие слуховых навыков
— Интонированное пение
— Знание текста и мелодии
— Умение передать характер произведения
— Культура исполнения
Примерный репертуар
- Русская народная песня «Земелюшка-чернозём»
- Русская народная песня «Осень»
- Немецкая народная песня «Гусята»
- Т. Попатенко «Грибники»
- Г. Струве «Новогодний хоровод»
- Украинская народная песня «Веснянка»
- Русская народная песня «Как у наших у ворот»
- Словацкая народная песня «Спи, моя милая»
- В.-А. Моцарт «Весенняя песня»
- А. Заруба «Первоклассник»
Учебно-тематический план
2 год обучения
№№ | Тема | Теория | Практика | Всего |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | 2 |
2 | Певческая установка и дыхание: - постановка корпуса - обучение дыханию - виды дыхания | 5 | 11 | 16 |
3 | Звуковедение и дикция. Различные виды атак: - звукообразование и звуковедение - развитие артикуляционного аппарата -развитие дикционных навыков | 8 | 14 | 22 |
4 | Ансамбль и строй: - выработка унисона - устойчивое интонирование одноголосного пения - знакомство с элементами двухголосия | 7 | 11 | 18 |
5 | Формирование исполнительских навыков | 16 | 16 | |
6 | Сольфеджирование | 6 | 8 | 14 |
7 | Работа над репертуаром | 117 | 117 | |
8 | Концертная деятельность | 10 | 10 | |
Итого: | 216 |
Содержание программы второго года обучения
Вводное занятие. Знакомство с программой, основными темами, ритмом работы, правилами личной гигиены хориста.
Певческая установка и дыхание.
Хоровая посадка, положение корпуса, головы, артикуляции при пении. Навыки пения сидя и стоя.
Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное и быстрое. Смена дыхания в процессе пения. Различные его приёмы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных).
Звуковедение и дикция.
Естественный и свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных; способы их формирования в различных регистрах (головное звучание).
Ансамбль и строй.
Выработка активного унисона (чистое и выразительное исполнение диатонических ступеней лада), ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная), соблюдение динамической ровности при произнесении текста. Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком. Устойчивое интонирование одноголосного пения, в том числе и при сложном аккомпанементе.
Формирование исполнительских навыков.
Анализ словесного текста и его содержания. Членение на мотивы, фразы, предложения. Фразировка, вытекающая из музыкального и текстового содержания. Различные виды динамики.
Сольфеджирование:
— Понятие о высоте и протяжённости звука
— Графическое изображение коротких мелодий
— Название звуков, пение звукового ряда
Воспитание навыков понимания дирижёрского жеста («внимание», «дыхание», «начало», «окончание пения»), понимание требований, касающихся агогических и динамических изменений.
Работа над репертуаром. Закрепление понятий «певческая установка» и общих правил пения на практике. Отработка исполнительских умений: пения в унисон, единства произношения текста, реагирования исполнителем на дирижёрский жест, чистота интонирования, мягкое звукоизвлечение.
Концертная деятельность. Более свободное сценическое ощущение певцом на концертной эстраде (культура поведения и исполнения). Передача характера и музыкального образа исполняемого произведения. Ясное понимание жеста дирижёра во время концерта и реакция на него.
Контролируемые умения и навыки:
— Воспитание понимания дирижёрского жеста
— Понимание и исполнение динамических оттенков и нюансов
— Развитие слуховых навыков
— Вхождение и передача музыкального образа (эмоциональная отзывчивость)
— Знание и передача текста и мелодии произведения
Примерный репертуар 2-го года обучения
- Французская народная песня «Братец Яков» (канон)
- Норвежская народная песня «Камертон» (канон)
- В. Кикта «Всюду музыка живёт»
- А. Заруба «Страшная история»
- Г. Струве «Моя Россия»
- Я. Дубравин «Добрый день»
- Русская народная песня «В сыром бору тропина»
- Русская народная песня «Как у наших у ворот»
- В.-А. Моцарт «Весенняя песня»
- Й. Гайдн «Мы дружим с музыкой»
- П. И. Чайковский «Неаполитанская песенка»
Учебно-тематический план
3 год обучения
№№ | Разделы | Теория (часы) | Практика (часы) | Всего (часы) |
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | 2 |
2. | Дыхательная гимнастика и вокальные упражнения | 3 | 15 | 18 |
3. | Артикуляция и звукообразование | 3 | 17 | 20 |
4. | Многоголосие | 3 | 27 | 30 |
5. | Вокальная сольная и ансамблевая работа над репертуаром | 8 | 68 | 76 |
6. | Музыкально-исполнительская работа | 50 | 50 | |
7. | Концертная деятельность | 20 | 20 | |
Итого: | 216 |
Содержание
Вводное занятие. Знакомство с основным направлением деятельности ансамбля, режимом работы. Инструктаж по технике безопасности в помещении для занятий. Беседа о правилах личной гигиены певца и охране голосового аппарата. Профилактические меры заболевания горла в холодное время и в период вирусной инфекции.
Вокально-хоровая работа
Дыхание. Дыхательная гимнастика по системе В. Емельянова на укрепление дыхательной мускулатуры. Вокальные упражнения на различные виды техники на свободном ровном вдохе и медленном экономном выдохе.
Артикуляция и звукообразование
Наработка умений артикуляционной подвижности. Продолжение работы по формированию навыков грамотного, правильного речевого произношения. Отслеживание свободной работы артикуляционного аппарата и гортани во время пения.
Многоголосие
Эта работа включает в себя введение полифонического двухголосия (на имитационной основе или самостоятельном движении голосов). Этот вид вокально-хоровой работы может быть различным по исполнению:
- солист - хоровой ансамбль
- сопрановая партия - альтовая партия
- группа солистов - хоровой ансамбль
а также введение музыкальных инструментов (флейта, скрипка, фортепиано, как самостоятельная и дополнительная голосовая или подголосочная партия для укрепления певческо-слуховых навыков учащихся).
В работе с двух- трёхголосным произведением необходимо сольфеджирование. Вокальная индивидуальная работа с солистами также необходима, как для укрепления качества работы в хоровом ансамбле в целом, так и для развития вокальных певческих возможностей наиболее способных детей и их мотивации к занятиям.
Вокальная (сольная) и ансамблевая работа над репертуаром
Этот вид деятельности делится на несколько этапов:
- Подготовительный этап - прослушивание и знакомство с новой музыкой и анализ нотного текста, мелодии, начало разучивания.
- Основной этап - впевание в музыкальный материал по группам хорового ансамбля (сопрано, альты) с выявлением трудных интонационных мест (скачки, звуковедение в распевах), а также отработка дикционных погрешностей. Работа в произведениях a capella. Вокальная работа без помощи дирижёра (наработка умений самоконтроля).
- Завершающий этап - работа над художественным образом. Сценическое воплощение музыкального образа. Ансамблевая
работа с солистами без участия дирижёра, что требует самоконтроля и саморегуляции в коллективе поющих.
Музыкально-исполнительская работа
Включает в себя работу над музыкально-интонационным строем в хоровом ансамбле, стилем произведения, художественным образом, сценическим мастерством и т.п.
Концертная деятельность
Это средство общения с различными представителями слушателей (подростки-сверстники, учителя школы, ветераны ВОВ, родители...). Это также участие в районных, окружных, городских конкурсах и фестивалях, что даёт возможность накопить сценический опыт, расти профессионально и пропагандировать хоровое пение. Желание участвовать в концертных и конкурсных выступлениях является мотивацией к активному обучению и профессиональному росту учащихся, выявляет наиболее способных и ярких исполнителей, помогает избавиться от личных комплексов (стеснительности, неуверенности в себе). Занимаясь и выступая в коллективе, учащиеся чувствуют опору и поддержку друг друга, что сплачивает их. Широкий диапазон тем и образов в музыкальных произведениях расширяет кругозор детей и даёт позитивный импульс к дальнейшему художественному развитию и саморазвитию, повышает самооценку.
Примерный репертуар ансамбля 3 года обучения
- Русская народная песня «В сыром бору тропина»
- Русская народная песня «У зари-то, у зореньки»
- Норвежская народная песня «Волшебный смычок»
- В. Филатова, Ф. Чуев «Победа в наследство»
- В. Филатова «Голосок России»
- Е.Подгайц «Речкина песня»
- Старинные солдатские и военные песни (Сборник фонохрестоматий 3-4 класс)
- П.Чайковский «Неаполитанская песенка»
- И.Бах «За рекою старый дом»
Методическое обеспечение программы
Основные формы работы с детьми в хоре (хоровом ансамбле):
каждый участник хора (хорового ансамбля) проходит не менее двух раз в год прослушивание с целью отслеживания динамики музыкального развития и выявления проблемных моментов (слуховые или интонационные трудности и др.) для оказания своевременной помощи.
Теоретические знания проверяются в форме собеседования, тестов, а проверка практических умений – на музыкально-слуховых упражнениях и на музыкальных фрагментах разучиваемых произведений.
В каждой из групп работа ведется с учетом их возрастных особенностей: игра, беседа, викторина, тест, концерт, фестиваль, конкурс.
Данные формы работы обусловлены развитием интереса к вокально-хоровому творчеству у детей. Особенно это необходимо в репетиционный период, в который от каждого ребенка требуется максимальная сосредоточенность и слуховой контроль над певческим строем в хоре (хоровом ансамбле).
Участие в концертах, фестивалях, конкурсах необходимо для профессионального роста детского коллектива и объективной оценки его возможностей.
Дидактический материал, необходимый для реализации программы
В работе с хором необходимы: хоровая хрестоматия, фонохрестоматия, музыкальная энциклопедия, вокально-хоровой словарь, нотные таблицы, схемы, портреты композиторов и т.п.
Кадровый состав и материально-технические условия для реализации программы
В работе с детским хоровым коллективом необходимы: педагог-хормейстер и концертмейстер.
Для успешной деятельности требуются: кабинет (хорошо освещенный и проветриваемый), фортепиано, музыкальный центр, набор детских музыкальных инструментов, синтезатор, доска.
Список использованной литературы
- Г. А. Струве. Хоровое сольфеджио. М., 1988.
- Г. А. Струве. Учебно-воспитательная работа в детских и юношеских хоровых коллективах. М., 1985.
- Г. А. Струве. Школьный хор. М., 1981.
- В. В. Емельянов. Развитие голоса. Координация и тренаж. 1996.
- Работа с детским хором. Сборник статей под ред. В. Г. Соколова. М., 1981.
- Поёт детская хоровая студия «Веснянка». Сост. Л. П. Дуганова, Л. В. Алдакова. М., 2002.
- Теория и практика хорового исполнительства. Певческое развитие ребёнка. Методические материалы – сост. И. В. Калиш. М., 1999.
- Песни и хоры. Библиотека детского хормейстера. Учебно-методическое пособие – сост. М. И. Славкин. М., 1999.