статья "ВОЗДЕЙСТВИЕ МУЗЫКИ"
статья по музыке по теме

 Музыка и звуки веками использовались для целительства и трансформации. От гортанных заговоров шаманов древности до возвышенного григорианского пения в кафедральных соборах, звук и музыка играли важную роль в человеческой культуре. Музыка может сильно влиять на работу мозга и это подтверждают работы д-ра Лозанова из Болгарии. Он обнаружил, что музыка с темпом в 60 ударов в минуту (например, Largoв музыке периода БАРОККО)расслабляет, замедляет пульс, активизирует сознание. Затем д-р Лозанов обнаружил, что может ускорить процесс обучения, используя музыку в таком ритме. Этот метод стал известен, как Суперобучение (Superintending). Ритм музыки оказывает мощное влияние на мозг. В процессе работы, д-р Лозанов обнаружил, что тембр или тональность музыки, также оказывают сильное влияние на работу мозга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozdeystvie_muzyki_na_cheloveka.odt19.22 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

муниципальное образовательное учреждение- гимназия №1 г. армавир

ВОЗДЕЙСТВИЕ  ЗВУКА  и музыки  НА  СОЗНАНИЕ

                     Учитель музыки

                                                                                                                       Темникова Н.В.

 2011

ВОЗДЕЙСТВИЕ  ЗВУКА И МУЗЫКИ  НА  СОЗНАНИЕ

    Использование звука и музыки для исцеления возникло в самом начале истории человечества. Документально подтверждено, что шаманы и целители аборигенных народов, использующие такие инструменты, как человеческий голос, флейты, барабаны и другие ударные инструменты, способны изменять состояние мозга. Опыты показали, например, что некоторые ритмы барабанов усиливают активность состояния сознания связанного с вдохновением, повышенным уровнем творческой активности. Чистые звуки и музыка стимулируют правое полушарие человеческого мозга. Наши чувства обостряются, их восприятие становится более живым и утончённым. Такое состояние сознания является вратами нашего прирождённого ГЕНИЯ. На это указывают многочисленные случаи из жизни великих учёных и людей искусства. Звуки музыка позволяет улучшить внутреннюю активность, наприме обучение, самоисцеление.

    Музыка и звуки веками использовались для целительства и трансформации. От гортанных заговоров шаманов древности до возвышенного григорианского пения в кафедральных соборах, звук и музыка играли важную роль в человеческой культуре. Музыка может сильно влиять на работу мозга и это подтверждают работы д-ра Лозанова из Болгарии. Он обнаружил, что музыка с темпом в 60 ударов в минуту (например, Largo в музыке периода БАРОККО) расслабляет, замедляет пульс, активизирует сознание. Затем д-р Лозанов обнаружил, что может ускорить процесс обучения, используя музыку в таком ритме. Этот метод стал известен, как Суперобучение (Superintending). Ритм музыки оказывает мощное влияние на мозг. В процессе работы, д-р Лозанов обнаружил, что тембр или тональность музыки, также оказывают сильное влияние на работу мозга.

    Архитектура музыки — ритм и тембр — создают изменения в работе мозга, стимулируя его через слух. Вибрационная природа звуков и музыки создаёт язык, который понимают наше тело и сознание. При этом «язык» значит не «слова», а «информация», что с латинского «informant» значит «форма». Иначе говоря , музыка — это процесс смены акустических форм. Ели бы мы увидели формы создаваемые музыкой, то увидели бы структуры, сзодные с горами, долинами, деревьями, микроорганизмами и галактиками. Как в любом языке, здесь есть свой синтаксис, т.е. Порядок

2

 построения предложения. Изменив порядок слов в предложении

изменяется и смысл. Эту концепцию можно применить и к музыке. Если переставить местами ноты, изменится произведение. Порядок информации (нот) в музыке так же важен, как порядок информации (слов) в речи. Если считать музыку языком, или информацией, то это откроет новые возможности для понимания её влияния на мозг.

    Звуки и музыка также оказывают глубокое влияние на эмоциональные проблемы и трудности в обучении. Доктор Оно из штата Калифорния смог подобрать музыкальную ноту к каджой из аминокислот, составляющих код ДНК. Он смог записать музыку, которую «играют» спирали ДНК различных живых существ. Это не разрозненные звуки, а настоящие мелодии. В одном из своих экспериментов д-р записал мелодию определённого типа раковых клеток. Она оказалась поразительно похожей на Траурный марш Шопена. Возможно, Шопен интуитивно воспринял эту мелодию у самой природы?

     Древнегреческие рукописи гласят: "Музыкальное воспитание - самое мощное оружие, поскольку ритм и гармония проникают в самые сокровенные глубины человеческой души".

«Музыка - наука о гармонии» утверждал Кассеодор Сенатор. По мнению Платона гармония, заключенная в произведениях искусства, «водворяет гармонию в души людей, а, значит, делает их добродетельными. Созерцание гармонии в движении звуков, небесных тел поворачивает душу к познанию добра».

    В древности выделяли три направления влияния музыки на человеческий организм: 1) на дyховнyю сyщность человека; 2) на интеллект; 3) на физическое тело.

    На корпусах музыкальных инструментов средневековых итальянских мастеров до сих пор можно прочитать надпись: « Музыка лечит душу». Великие композиторы всегда чувствовали связь между музыкой и нравственным, духовным здоровьем человека. Гендель не раз говорил, что он не хочет развлекать слушателей своей музыкой, он хочет «сделать их лучше». Другой пример музыки, обладающей мощным гармонизирующим действием и большой исцеляющей силой, - древние мантры, церковные песнопения, бажаны. Они являются живым чудодейственным наследием для нас и будущих поколений. Музыкой, оказывающей благотворное

3

 воздействие на душу человека, её развитие, мир, гармонию,

освобождение, является истинная народная музыка.

     Музыке славянских народов присуща напевность, мелодичность, в ней практически нет взрывных повторяющихся звуков, способных образовывать инфразвуковые биения. Поэтому под нашу музыку легко размышлять, она способствует познанию окружающего мира. А вот музыка некоторых народов отличается обилием взрывных ритмичных барабанных звуков. Под такую музыку размышлять практически невозможно.

     Попробуйте думать о чем-нибудь серьезном, одновременно слушая современную поп-музыку, - ничего не получится. А уж об абстрактном ассоциативном мышлении - единственном способе творчества - и говорить нечего. Поп-музыка мешает человеку учиться и творить. Поэтому народы, музыка которых основана на барабанных ритмах, существенно отстают в развитии.

    Музыкальные стили, использующие ритмы 4/4, 2/4, 3/4, 6/8 содействуют жизненным процессам, восстановлению порядка, развитию.

    Музыкальные стили, которые положительно воздействуют на человека: симфония, концерт, марш, вальс, религиозная музыка, мантры, народная музыка, музыкальные произведения индийской классической музыки.

    Музыкальные стили, которые отрицательно воздействуют на человека: компьютерная музыка, джаз, рок-н-ролл, фокстрот, блюз, соул, все виды рок музыки.

   Большой интерес ученых к положительному воздействию классической и духовной музыки на мозг человека вылился в ряд исследований на эту тему. Было выявлено, что музыка оптимизирует функции головного мозга, совершенствует процессы мышления и стимулирует учебные процессы.

    Ранний музыкальный опыт, а также музыкальная деятельность (пение, слушание музыки, движение под музыку, анализ музыкальных произведений, музицирование, музыкальное творчество и т.д.) открывают доступ к врожденным механизмам, ответственным за восприятие, понимание музыки и расширяют использование этих механизмов для образования других высших функций мозга.

4

    В работах Г.Ю.Маляренко, М.В.Хватовой (1993-1996 г.) показано, что регулярное восприятие детьми специально подобранной музыки улучшает кратковременную память, а также повышает показатели вербального и невербального интеллекта. Возникло даже понятие «Эффекта Моцарта»!

     Профессор Чеффилдского Университета Кэйти Овери сформулировала

аспекты так называемых «интеллектуальных выгод» от музыки:

1. повышение уровня читательских навыков

2. повышение уровня речевых навыков

3. улучшение навыков, необходимых для решения пространственных и временных задач

4. улучшение вербальных и счетно-арифметических способностей

5. улучшение концентрации внимания

6. улучшение памяти

7. улучшение моторной координации.

    Однако ничуть не меньшее воздействие звук и музыка оказывают на

гармонизацию организма человека, а следовательно и на его физическое здоровье.

    Музыка Баха и Генделя, написанная в стиле барокко, обладает расслабляющим эффектом, улучшает память, помогает при изучении иностранных языков. Большинство произведений Моцарта, Вивальди, Баха имеют идеальный ритм – 60 ударов в минуту, что соответствует естественному биению сердца.

     Музыка, в которой звуки, ритм и музыкальный рисунок подчинены законам гармонии - консонанс, оказывает благотворное воздействие на здоровье и развитие не только человека, но и всех живых существ. Очень полезна так называемая музыка природы. Звуки моря, шум дождя, голоса дельфинов успокаивают, умиротворяют, звуки леса снижают кровяное давление, нормализуют работу сердца, пение птиц помогает собраться с мыслями, вызывает прилив положительных эмоций.

    Опыт лечебного применения музыки имеет многовековую историю. Аристотель считал музыку средством лечения тела и очищения души. Выдающийся врач Авиценна уже тысячу лет тому назад исцелял музыкой нервно больных.

    Гармоничные мелодии, звуки в буквальном смысле слова перезаряжают наши внутренние аккумуляторы жизненной энергии. Для этого достаточно

5

 просто слушать игру на определенных музыкальных инструментах.

• Скрипка – лечит душу, помогает самопознанию, вызывает сострадание, очень благотворно действует на меланхоликов;

• Орган – приводит ум в порядок, гармонизирует энергопоток позвоночника, это-проводник между космосом и землей;

• Пианино – воздействует на почки, мочевой пузырь, очищает щитовидную железу;

• Барабан – восстанавливает ритм сердца, стимулирует кровеносную систему;

• Флейта – очищает бронхолегочную систему, лечит несчастную любовь, снимает раздраженность и озлобленность;

• Баян, аккордеон – активизирует работу брюшной полости;

• Арфа и струнные инструменты гармонизируют работу сердца, лечат истерию, кровяное давление;

• Саксофон – активизирует сексуальную энергию, половую систему;

• Кларнет, флейта-пикколо – подавляет уныние, улучшает кровообращение;

• Контрабас, виолончель, гитара – воздействуют на сердце и тонкую

кишку, лечат почки;

• Цимбалы – уравновешивает печень;

• Балалайка – лечит органы пищеварения;

• Труба – лечит радикулит;

* Музыка Чайковского, Таривердиева и Пахмутовой избавляет от неврозов и раздражительности.

* «Вальс цветов» Чайковского хорошо влияет на больных язвой желудка.

* «Утро» Грига, романс «Вечерний звон, мотив песни «Русское поле», «Времена года» Чайковского рекомендуют для профилактики утомляемости.

* Творческий импульс стимулируют «Марш» из кинофильма «Цирк» Дунаевского, «Болеро» Равеля, «Танец с саблями»Хачатуряна.

* Нормализует кровяное давление и сердечную деятельность «Свадебный марш» Мендельсона.

* Снимает головную боль «Полонез» Огинского, нормализует сон и работу мозга сюита «Пер Гюнт» Грига.

* Соната №7 Бетховена излечивает от гастрита.

* Музыка Моцарта способствует развитию умственных способностей у детей.

6

* Успокаивает нервы, снимает стресс Соната соль мин.Баха, Соната №3 соч.4 Шопена, 1 концерт 1 ч.Рахманинова, Ноктюрн ми бемоль маж.соч.9 Шопена, 7 симф.2 ч.Шуберта, Времена года Чайковского, Ноктюрн №3 Листа, 25 симф.2 ч.Моцарта, Вальс №2 Шопена.

* Духовные песнопения, музыка Баха, Вивальди, Моцарта, 2 конц. Рахманинова изменяют структуру обычной воды и она приобретает целебные свойства.

* «Ave Maria» Шуберта, «Лунная соната Бетховена, «Лебедь» Сен-Санса, «Метель» Свиридова вместе с гипнозом и иглоукалыванием излечивают от алкоголизма и курения.