Музыкально-творческие задания дляначинающих
методическая разработка по музыке по теме
Предложенная методическая разработка поможет преподавателям теоретических дисциплин в игровой, занимательной форме познакомить малышей с нотной грамотой, с первоначальными теоретическими понятиями. Главная цель, которую преследовали авторы - не"спугнуть" маленького ученика, а подтвердить его представление о музыкальном обучении, как о радостном и интересном занятии. Забавные стихотворные портреты, представляющие все семь нот , скрипичный и басовый ключи, нотный стан - первое знакомство с миром музыки. Пусть оно будет приятным!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
liningradskaya_oblast1.doc | 162 байта |
kaliningradskaya_oblast1.doc | 48 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Калининградская область.
г. Гвардейск
Музыкально – творческие задания
для начинающих
Методическая разработка преподавателей
МОУДОД ДМШ гор. Гвардейска
Кисленко И.Н.
Сабадаш Л.Н.
2008 г.
Одной из основных целей музыкальных занятий с начинающими является стремление педагога поддерживать и всячески развивать непосредственный и искренний интерес детей к музыке.
Первые уроки музыкальной грамоты не должны превратиться в «сухое» заучивание нотных правил, которое может оттолкнуть даже самых способных и талантливых, ведь в их детском представлении, музыкальные занятия – это праздник и удовольствие, а отнюдь не труд, порой нелегкий. Большинство детей еще только «учится быть учениками» , поэтому основой занятий с ними на начальном этапе должна быть игра и творчество.
Предлагаемые вашему вниманию стихи помогут осуществить эти задачи. Для ребенка раннего возраста запоминание четверостиший, считалок, скороговорок превращается в веселую, забавную игру. В данном случае через стихи, знакомясь с такими понятиями, как « нотный стан», «звукоряд», «скрипичный ключ», названия нот, ученик, сам того не замечая, постигает азы нотной грамоты.
Таким образом, использование стихов не только сделает занятия увлекательными, но, и , что очень важно, поможет педагогу охватить разнообразные формы работы как на уроках по теории музыки и сольфеджио, так и на занятиях по инструменту.
Представленная методическая разработка написана в соавторстве с преподавателем высшей категории по фортепиано , Сабадаш Л.Н.
В музыкальном нашем доме
Пять линеек – этажей.
На линейках и в окошках
Поселились нотки – крошки.
Ключ Скрипичный – парень отличный
- Я всегда на посту! Я всегда помогу!
Я- Ключ «Соль», запомнить изволь!
В музыкальном доме нашем
Я серьезней всех и старше,
Ноты все люблю и знаю
И гостям их представляю.
Нота До грустит, бедняжка:
«Ой – ей – ей, как это тяжко!
На добавочной сидеть
И на нотный стан глядеть!»
Ре уселась на крылечке
Перед первым этажом.
Смотрит, затаив сердечко
На пятиэтажный дом.
Живет нота Ми,
И каждому хочет сказать:
« Посмотри!
Какая я красавица,
Хочу тебе понравиться!»
В доме ,между этажами
Поселились ноты сами.
Пишет Фа своим родным:
«Высоты боюсь немножко,
Буду жить теперь в окошке
Между первым и вторым».
На второй линеечке
Поселилась девочка.
Нота Соль здесь живет.
Песни звонкие поет.
Ля спешит договориться
С кем ей рядом поселиться:
«Посадить ко мне изволь
Сверху- Си, а внизу – Соль!»
«Вот мой дом пятиэтажный,
Я на третьем, это важно!» Вылезая из такси,
Сообщает нота Си.
Во второй октаве До
Не скучает, как сестричка.
Между третьим и четвёртым
Скачет нотка, словно птичка.
Используя одно из предложенных стихотворений, приведём примеры некоторых форм работы, которые с успехом можно использовать на уроках сольфеджио.
1.
Проговаривание стихотворения сопровождается одновременным прохлопыванием ритмического рисунка. Сразу же даётся понятие длинных и коротких звуков. Затем педагог предлагает проговорить стихотворение «про себя», а «вслух» прохлопать только ритмический рисунок.
Познакомив детей с графическим изображением длинных и коротких звуков – «та» и «ти», преподаватель показывает ученикам, как с их помощью можно «зашифровать» любое стихотворение.
Например: «СОЛЬ»
П П П I
На – вто - рой ли - не – е - чке
П П П I
По – се - ли - лась де – воч - ка.
П I П I
Но – та соль здесь жи - вёт,
П П П I
Пе – сни зво-нки - е по - ёт.
Это задание преследует сразу несколько целей:
во-первых, это простейшее и очень полезное упражнение на развитие чувства ритма;
во-вторых, параллельно мы осваиваем приёмы нотного письма, избегая скучного нотописания;
в- третьих, чем больше стихов мы «зашифруем», тем больше внимания уделим памяти и сообразительности детей.
2.
Прохлопывая ритм стихотворения, можно разделить класс на две группы.
ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ
Первая группа проговаривает стихотворение;
вторая группа одновременно хлопает ритмический рисунок ( и наоборот)
ВТОРОЙ ВАРИАНТ
Игра «ЭХО»
Первая группа сначала проговаривает стихотворение;
Вторая группа, после прослушивания, хлопает ритмический рисунок ( вторит, «как эхо»).
ТРЕТИЙ ВАРИАНТ
Делим класс на три группы:
«солисты» - проговаривают текст;
«оркестр» - хлопают или простукивают ритмический рисунок;
«дирижёры» - отмечают хлопками пульс.
Таким образом, вводится понятие метро – ритма, акцентируется внимание на различие таких понятий, как МЕТР (ПУЛЬС) и РИТМ. Как правило, на начальном этапе обучения дети часто путают эти понятия.
После этих заданий знакомим учащихся с расположением нот на нотном стане и предлагаем «зашифровать» соответствующее стихотворение, записав его не только ритмически, но и используя нотное обозначение звука. Здесь же обязательно нужно обыграть произошедшее «чудо превращения» стихотворения в песенку, которую можно спеть всем вместе (например, на звуке «СОЛЬ»), сопровождая её прохлопыванием ритма и инструментальным аккомпанементом преподавателя.
3.
Проработав таким образом стихотворение «теоретически», знакомимся с расположением соответствующей ноты на клавиатуре. Дети, практически не умеющие играть на инструменте, но страстно желающие это делать, с удовольствием исполняют «сочинённую» песенку, озвучивая ритмический рисунок на нужной клавише, подпевая себе и друг другу.
Параллельно обращаем внимание детей на повторяемость расположения нот на клавиатуре (дать понятие «октавы»). Объясняем, что если исполнить песенку выше на октаву, то песенка нисколько не изменится, просто голосок у неё станет намного тоньше (если ниже, то голос понизится). Соответственно, даётся понятие РЕГИСТРА и ТЕМБРА. В связи с этим говорим о том, что если песенку можно сыграть и спеть выше – ниже, то это можно и записать.
Знакомим учащихся с записью ноты «СОЛЬ» второй октавы и малой октавы.
Записываем песенку «СОЛЬ» во второй и малой октавах.
Даётся понятие «БАСОВЫЙ КЛЮЧ» и «ТРАНСПОНИРОВАНИЕ». Таким образом знакомимся и с остальными нотами. Как итог, предлагаем провести игры «Весёлые музыканты» и «Угадай ноту»
«ВЕСЁЛЫЕ МУЗЫКАНТЫ»
исполняют три группы учащихся одновременно
Первая группа – ансамбль (трио) исполняет песенку на фортепиано одновременно в малой, первой и второй октавах;
Вторая группа – (например, девочки) – простукивают ритмический рисунок и поют;
Третья группа – (мальчики) – отмечают музыкальный пульс хлопками или на детских музыкальных инструментах.
«УГАДАЙ НОТУ»
Каждый учащийся, по очереди прохлопывает ритм – загадку, а группа должна отгадать, что за стихотворение «прозвучало». Отгадку нужно спеть всем вместе.
Несомненно, это лишь некоторые из возможных вариантов заданий, которые можно варьировать и дополнять. Нашей же задачей была возможность показать, как использование на начальном этапе обучения несложных стихотворений позволяет максимально разнообразить и применить на уроках все рекомендуемые и возможные формы работы, параллельно знакомя учеников с основными музыкально- теоретическими понятиями, позволяя это делать в легкой и доступной форме. А заключительный урок по теме «Знакомство с нотами» может превратиться в весёлый, интересный праздник.
Приложение.
Всем узнать пора уже
Кто поет так громко песни
На четвертом этаже?
Отвечает нам лукаво-
Нота Ре второй октавы.
Ми не хочет обижать
Ре и Фа, живущих рядом.
Где же лучше, как узнать?
Жить под номером Четыре
Или ,Все же, цифрой Пять?
-Между ними буду жить
И с соседками дружить!
Сверху вниз глядит устало
Нота Фа второй октавы.
Ты попробуй добежать
До линейки номер Пять!
Нота Соль живет на крыше,
Как герой известной сказки
Забралась, как можно выше,
Строит нам оттуда глазки!
Выше всех уселась Ля – Пятая линеечка.
Распевала: « Тра - ля- ля!»
Сидя на скамеечке.
«Сверху –Си, моя подружка,
Прошептала прямо в ушко:
-Самый верхний наш этаж.
Приходите в домик наш!»
В нижнем регистре хохочет гром,
В среднем регистре смеется гном,
В верхнем регистре солнечный зайчик
Скачет по клавишам, словно мячик.
Друг скрипичного ключа-
Ключ басовый - Братец Фа.
Низкий голос, нос- крючок,
Симпатичный старичок.
ФА-ФА-ФА – гудит клаксон,
Зашуршали шины,
Ключ басовый за рулем
У большой машины.
На четвертом этаже
Он в подземном гараже.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкально- творческие задания для начинающих.
Данная работа - плод совместного творчества с преподавателем теоретических дисциплин Кисленко И.Н. Основана на детских стихотворениях про нотки, придуманных нами и с успехом используемых в работ...
Педагогический проект по теме:«Развитие музыкально – творческих способностей учащихся начальной школы средствами музыкально – игровой драматизации"
Актуальность темы обусловлена поисковым характером современной музыкальной педагогики, ищущей пути совершенствования учебного процесса и всей системы образования с учетом возрастающих треб...
Развитие музыкальных, творческих и познавательных, способностей учащихся через практику творческой деятельности.
Хочется рассказать о том, какое огромное удовольствие я получаю от общения с детьми на уроках музыки, но особенно люблю занятия с моими мальчишками в кружке «Русская песня». Коллектив боль...
Развитие музыкально-творческих способностей обучающихся в процессе восприятия музыкального произведения
Статья. Развитие музыкально-творческих способностей обучающихся в процессе восприятия музыкального произведения...
Рвзвитие музыкально-творческих способностей на уроках музыкальной литературы
Данная работа представляет собой описание опыта работы на уроках музыкальной литературы для классов с углубленным изучением предмета "Музыка" в общеобразовательной школе. В рамках требования ФГОС ...
«Развитие музыкально-творческих способностей младших школьников средствами музыкально-игровой драматизации»
laquo;Развитие музыкально-творческих способностей младших школьников средствами музыкально-игровой драматизации»...
"Развитие музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального фольклора"
Актуальность опыта обусловлена концепцией модернизации российского образования, которая раскрывает необходимость формирования самостоятельной творческой личности ребёнка. А...