Храм Знамения в Дубровицах
план-конспект урока по мхк

Материалы для проведения занятия с интересными фактами по истории создания Храма в Дубровицах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Храм Знамения в Дубровицах34.7 КБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

 

Конспект открытого занятия

на тему:

« Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах»

      Педагог дополнительного образования:

 Кузнецова Е.В.

г. Подольск


Дата: 18.12.2024 год.

Год обучения: 3

Возраст учащихся: 11 – 13 лет

Тип занятия: комбинированный (изучение нового материала, закрепление пройденного материала).

Цель: познакомить учащихся с шедевром архитектуры Подмосковья

Задачи:

Личностные:

- вызвать интерес к историческим достопримечательностям;

- расширение кругозора;

Метапредметные:

- углубление знаний об истории своего региона.;

Предметные:

- вызвать интерес к стилю барокко в архитектуре;

- закрепить знания о различии стилей в архитектуре.

- познакомить с понятием «голицынское барокко»

Материальное обеспечение:

компьютер, готовый рисунок с кроссвордом, мультимедиапроектор, экран, листы белой бумаги, карандаши. Презентация “Храм Знамения в Дубровицах”. Раздаточный материал (план церкви, виды корон( шапка Мономаха, российской империи, британская))

Используемые методы и технологии:

ИКТ, игровая технология, технология проблемного обучения. Методы: наглядный, дискуссия ,проблемное изложение, решение кроссворда.


Ход занятия

Методы и технологии

Организационный момент – 3 мин.

  1. Приветствие.

Здравствуйте! Сегодня мы познакомимся с самым загадочным памятником архитектуры в Подмосковье.

  1. Проверка готовности к занятию.

На ваших партах должны лежать листы бумаги с карандашами для зарисовок в ходе занятия, листы с архитектурными элементами.

Можно будет использовать акварель.

  1. Техника безопасности.

Давайте вспомним правила безопасности в случае чрезвычайных ситуаций …

Сообщение темы занятия – 2 мин.

  1. Сегодня на занятии я буду рассказывать вам о Храме Знамения в Дубровицах, который находится в 10 минутах езды от нас. И, наверно, большинство из вас бывали там со своими родителями в  выходные  дни.

     Давайте вспомним, какие архитектурные стили вам знакомы?           (Учащиеся перечисляют названия стилей) Кто может перечислить черты стиля барокко?

Метод - беседа

Основная часть – 35 мин.

  1. Объяснение новой темы, работа над теоретическим материалом, новыми терминами и понятиями.

Согласно легенде, в 1690 году юный Петр I приехал в гости к своему "дядьке" в его подмосковное имение Дубровицы. Выйдя на высокий берег, царь был так очарован красотой здешних мест, что воскликнул: "Две реки, Десна и Пахра, сливаются за холмом, за лежащим под ним лугом, под острым углом, образуя нос корабля. Этому бы кораблю, да мачту сих мест достойную! Церковь бы такую здесь поставить, чтоб и немцы ахнули. Чтобы столь красивой и в мире бы другой не было..."

( Илл.2)

…Кто, если не Борис Голицын,мог выполнить пожелание Петра1,русского царя?…Борис Алексеевич Голицын принадлежал к очень древнему княжескому роду, во всем поддерживал Петра и был его учителем.(Илл.3)… Борис Алексеевич Голицын воздвиг такой памятник, который будет напоминать о нем в веках. Церковь Знамения Пресвятой Богородицы строилась из местного белого камня, повсюду встречающегося в Подольском крае. Этот материал с одной стороны лёгок в обработке, а с другой – достаточно прочен для проработки тонких деталей, таких, как мелкая резьба декоративного убранства храма. (Илл.4)

 Но как объяснить тот факт, что в тогдашней глуши оказалось это произведение, достойное городов Италии или старинных поместий Южной Германии? Какие предположения есть по этому вопросу?

(Дети высказывают свои предположения)

Да, Борис Голицын был ярым приверженцем европейской моды. Хотя это не мешало ему обратить в православие многих иностранцев, приехавших в Россию. Ближе к старости Голицын ушел в монастырь.

Петр Первый бывал в Дубровицах во время строительства, помогал финансово и преподнес в подарок иконы и богатую церковную утварь. Как вы думаете, почему  патриарх Адриан не захотел освящать церковь?(Илл.5) Почему он назвал облик храма «неподобающим, еретическим»? Через 5 лет освятил храм уже после смерти Адриана местоблюститель патриаршего престола Стефан Яворский.(Илл.6) На богослужении в этот день присутствовали сам царь Пётр I и его сын - царевич Алексей. Торжества по этому поводу продолжались целую неделю и на них пригласили всех местных жителей. После этого Петр I Дубровицы уже не посещал. Это был первый и последний визит царя в эти места.

Итак, давайте разберемся, что так не понравилось Патриарху в детище Бориса Голицына? Если бы эта церковь была построена в 19 веке в Петербурге, это никого бы не удивило. Но наша церковь строилась с 1690 по 1699 гг. ( Илл. 7) На плане храма видно, что церковь имела 4 входа, в ней не был предусмотрен алтарь, то есть к православию она не имела никакого отношения! Как же так?

Вернемся к истории христианства на Руси.

Если Ветхий Завет был философской инструкцией для элит, то Новый Завет нужен был для порабощения и христианизации остальных народов. С Новым Заветом пришли такие понятия, как первородный грех, чистилище ,рай , ад ,бессмертная душа. Старые иконы переделываются и подписываются по-новому. Поменялся календарь на Юлианский , потерявший 5508 лет. Земли очищаются от староверов. Вспомните картину Василия Сурикова «Боярыня Морозова» (Илл.8) Население, живущее на главных торговых путях между реками Дон, Волга, Ока становится несуществующим. Земли объявляются «Диким полем» В переписанной истории говорится, что когда-то на этих землях жили кочевники, потом гуны, потом булгары и печенеги, потом Золотая Орда… И якобы пустующие земли цари решают заселить новыми европейскими подданными( немцами Поволжья, например)…Вот тут уже не надо удивляться возникновению Знаменской церкви! Как вы видите, церковь венчает не шапка Мономаха, символ русского самодержавия (Илл.9), а  имперская корона, которая появится только в 1722 году, когда Петр Первый станет императором. Корона, символизирующая новый Рим и династию Романовых.(Илл.10) Обычно православные церкви венчают маковки, шлемы или шатры.

Зарисуйте, пожалуйста, традиционную корону царя русского и корону имперскую. Возникает вопрос «Великий реформатор Петр Первый нёс только лучшее в культуру России?»  К сожалению, Петр Первый сделал очень много, чтоб убить древнерусскую ведическую систему.

Итак, вернемся к необычности Храма Знамения. Первоначально церковь не имела алтаря. Затем в восточной части делается перегородка целой четверти , одного из лепестков креста. Перекрывается выход. (Илл.11) По углам церкви стоят фигуры евангелистов со своими животными из Ветхого Завета. Правда в советское время они подверглись вандализму, поэтому сейчас выглядят не лучшим образом : кто-то без руки, кто-то без головы. Кстати, во время войны 1812 года на территории церкви располагались войска Наполеона и, надо сказать, французы, которые в тот период разорили и осквернили немало православных храмов, к Знаменской церкви отнеслись на удивление бережно. Меньше всего пострадал евангелист Матфей ,у него  есть и голова. (Илл.12) Марка можно узнать по льву у него в ногах (Илл. 13)  Люди с художественным образованием отмечают искажение пропорций статуй четырех Евангелистов в Дубровицах. Это дает им основание предположить что изначально они располагались (или планировалось) на высоте - тогда при взгляде снизу фигуры казались бы более естественных пропорций. Кстати все верховые скульптуры созданы с учетом этого оптического эффекта - приглядитесь к ним, когда приедете в Дубровицы. Вся Знаменская церковь украшена большим количеством ангелов и декоративных украшений . 

Нелепо смотрится колокольня рядом с храмом, построенная совсем в другом стиле.

Как вы думаете, почему храм называется Храмом Знамения Пресвятой Богородицы?( Учащиеся высказывают предположения) Храм назван в честь иконы. (Илл.14 )

Григорий Богослов и Иоанн Златоуст поместились у паперти на входе. (Илл. 15) Если обойти храм по кругу, можно увидеть еще восемь апостолов.

Внутри храма сюжеты скульптур, сделанных в технике стукко, очень разнообразны, но их объединяет одно: все они выполнены по библейским мотивам. Скульптуры изготавливали на месте, используя для этого металлический каркас и основу, состоящую из битого кирпича и известкового раствора. Основа обмазывалась специальной смесью, затем по сырому раствору прорезали контур и окончательно моделировали фигуры. (Илл.16 ) Иконы прекрасно гармонируют с резной частью иконостаса. Их создание приписывают мастерам Оружейной палаты Московского Кремля. (Илл. 17) Несомненно, что образа, как и убранство храма, испытали влияние западноевропейской иконографии.

Конечно же, внутреннее убранство Храма  Знамения Пресвятой Богородицы заслуживает отдельного внимания. Но это уже тема для другого занятия.

  1. Самостоятельная работа учащихся (педагог оказывает индивидуальную помощь).

А теперь сделаем зарисовки храма Знамения в карандаше. Подсказки в виде фотографий у вас на столах…

  1. Закрепление пройденного.

Сейчас мы с вами разгадаем кроссворд «ДУБРОВИЦЫ» по пройденному материалу.

1.Патриарх, отказавшийся благославлять Храм Знамения(аДриан)

2.Техника изготовления скульптуры (стУкко)

3. Цвет камня при строительстве Храма (Белый)

4. Стиль архитектуры Храма Знамения (баРокко)

5. Какие фигуры по фасаду окружают Храм(  апОстолы)

6. Неповторимое произведение искусства (шедеВр)

7. Художник , изобразивший староверку (сурИков)

8. Как звали мать Иисуса (богородиЦа)

9. Какой боярин построил Храм Знамения (голицЫн)

 

Технология ИКТ (метод - демонстрация презентации)

Технология проблемного обучения

Метод проблемного изложения

Технология развития критического мышления

Метод проблемного изложения

Объяснительно - иллюстративный метод

Практический метод

Практический метод

Игровая технология

Метод решение кроссворда

Итог – 5 мин.

  1. Обсуждение практических работ детей (выставка работ и др.)

  1. Рефлексия.  Какая информация по уроку вам больше всего запомнилась? Появилось ли желание сходить в Дубровицы и новыми глазами посмотреть на Храм Знамения?

 

Метод  критического анализа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа «Православные храмы Ставрополья. Храм Покрова Пресвятой Богородицы с.Дивное».

Дом  Божий…  Так  называют  христиане  храм  или церковь  -  особый  дом,  посвященный  Богу.  Православную  Церковь  примет...

урок музыки во 2 классе тема:О России петь - что стремиться в храм.Тема урока: Музыка в храме. Молитва

Урок разработан по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной...

ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ АКТИВА детского общественного объединения «СОЗДАНИЕ ЗНАМЕННЫХ ГРУПП КЛАССНЫХ КОЛЛЕКТИВОВ. ВЫНОС ЗНАМЕНИ В ПАРАДНОМ ПОЛОЖЕНИИ»

Данная программа является программой работы с активом детского общественного объединения (со знаменосцами и ассистентами знаменосцев – знаменными группами детского общественного объединения), способст...

Выездной пленэр в Дубровицах (Подмосковье)

В мае 2017 года учащиеся художественного отделения ТДШИ им. М.И. Глинки и преподаватели Д.И. Бережная, С.А. Подкорытова, Л.А. Селезнева, Н.С. Бабушкина провели занятие на пленэре в с. Дубровицы Подоль...

Выездной пленэр в Дубровицах (Подмосковье)

В мае 2017 года учащиеся художественного отделения ТДШИ им. М.И. Глинки и преподаватели Д.И. Бережная, С.А. Подкорытова, Л.А. Селезнева, Н.С. Бабушкина провели занятие на пленэре в с. Дубровицы Подоль...