рп по культурологии
рабочая программа по мхк

специальность КМ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_kulturologiya.docx35.06 КБ

Предварительный просмотр:

 ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«КОВРОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ СЕРВИСА И ТЕХНОЛОГИЙ»

«РАССМОТРЕНО»

на заседании ЦМК

от_____ 20__ года протокол №____

председатель:ФИО_______________

подпись

«УТВЕРЖДЕНО»

Зам. директора по

УР_______/Бронникова Н.Н../

от______ 20__ года № ___

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины           КУЛЬТУРОЛОГИЯ ОГСЭ.04

  для специальности       29.02.04   КОНСТРУИРОВАНИЕ, МОДЕЛИРОВАНИЕ И ТЕХНОЛОГИЯ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ

Профиль обучения технический

2019


СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ:

Пояснительная записка

Общая характеристика учебной дисциплины

Результаты освоения

Содержание учебной дисциплины

Тематическое планирование

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины

Рекомендуемая литература


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Культурология» предназначена для изучения немецкого языка в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего  образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий» на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных специалистов среднего звена.

Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Английский язык»,  и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ СПО на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности СПО (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015г.№ 06-259).

Содержание программы учебной дисциплины  «Культурология» направлено на достижение следующих целей:

  • Формирование и развитие всех компонентов коммуникативной компетенции: лингвистической, социолингвистической, дискурсивной, социокультурной, социальной, стратегической и предметной;
  • Воспитание личности, способной и желающей участвовать в общении на межкультурном уровне;
  • Воспитание уважительного отношения к другим культурам и социальным субкультурам.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Культурология»

Культурология как учебная дисциплина характеризуется:

  • Направленностью на формирование знаний о художественной культуре ;
  • Интегративным характером – сочетанием культурологического образования с элементарными основами литературного и художественного образования (ознакомление с образцами зарубежной литературы, драматургии, музыкального искусства, кино и др.);

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Культурология» предусматривает освоение материала.

 Предмет  культурологии , ее методы  и функции

Культурология в системе современного  образования .

Становление  культурологии как науки .

Предмет культурологии и изучение сущности , основных функций культуры и закономерностей её развития

Сущность ,структура и функций культуры .

Понятие  культуры и многообразие его определений.

Основные понятия культурологии .

Культура и общество .Культура и цивилизация .

Человек как объект и субъект культуры .

Социально-исторические формы и типы культуры.

Культура как универсальный механизм исторической самоорганизации общества.

Культура как предмет исторического исследования.

История культуры и история общества.

ИСТОРИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ Происхождение и ранние формы культуры.

Особенности первобытного мышления. Загадка рождения искусства.

Возникновение и периодизация первобытной культуры.

Культура и возникновение  древних цивилизаций.

Особенности культуры ранних цивилизаций ( Египет, Китай, Месопотамия ).

Культура европейского Средневековья и Ренессанса

Становление и развитие античной культуры.

Предпосылки возникновения античной культуры и цивилизации.

Крито-микенская культура в период расцвета и упадка.

Культура в эпоху завоеваний А.Македонского.

Римская цивилизация в Римской империи.

Культура европейского Средневековья и Ренессанса

Особенности средневековой культуры.

Возникновение гуманистических традиций: философия, наука, мораль, право.

Эпоха великих открытий :техника ,транспорт, почта. книжное дело церковь, ремесла.

Культура эпохи Возрождения. Эстетика Возрождения.

Гуманизм эпохи Возрождения: самосознание, философия, литература , искусство.

Культура Европы Нового времени

Европейское Просвещение и его роль в мировой культуре.

Эпоха Просвещения как «совершенство разума» (И.Кант).

XIX век-век классической европейской науки. Новые явления в культуре и искусстве XIX века.

Культурные коллизии революционной эпохи.

История Культуры России

Культура русского Средневековья и Возрождения

Становление и общая характеристика культуры Древнерусского государства (IX-начала XIII в.в.).

Особенности культуры Древнерусского государства(IX-начала XIIIв.в.).

Русская культура в условиях образования единого Российского государства (XV-XVIв.в.)

Москва и Московская Русь: развитие национального самосознания и просвещения.

Русская культура на переломе  эпох(XVIIIв.).

Русская культура XVII века: образование и  просвещение; развитие научных знаний.

Культура России XVIII-XX века

Петровские реформы и формирование русской национальной культуры (XVIII в.).

Русская культура при ПетреI и его наследниках .

Литература .наука и  искусство эпохи Просвещения.

Основные черты и особенности культуры России XIX века.

Общественные настроение и их отражение в культуре XIX-начала XX в.в.

Искание в области литературы и искусства. «Серебряный век» русской культуры.

Культура советского периода отечественной истории (1917-1999).

Отечественная культура советского периода . Обзор.

Изучение общеобразовательной учебной дисциплины завершается подведением итогов в форме  дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Освоение содержания учебной дисциплины «Культурология» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

Личностных:

сформированность ценностного отношения к культуре разных эпох и народов как культурному феномену и средству отображения развития общества, его истории и духовной культуры;

сформированность широкого представления о достижениях национальных культур, о их роли в развитии мировой культуры;

развитие интереса и способности к наблюдению за иным способом мировидения;

 осознание своего места в поликультурном мире; готовность и способность вести диалог на английском языке с представителями других культур, достигать взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать в различных областях для их достижения; умение проявлять толерантность к другому образу мыслей. К иной позиции партнера по общению;

готовность и способность к непрерывному образованию, включая самообразование, как в профессиональной области с использованием английского языка, так и в сфере немецкого языка;

Метапредметных:

Владение навыками проектной деятельности, моделирующей реальные ситуации межкультурной коммуникации;

Предметных:

Сформированность компетенции, необходимой для успешной социализации и самореализации, как инструмента межкультурного общения в современном поликультурном мире;

Владение знаниями о социокультурной специфике немецкоговорящих стран и умение строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике; умение выделять общее и различное в культуре родной страны и англоговорящих стран;

Достижение порогового уровня владения английским языком, позволяющего выпускникам общаться в устной и письменной формах как с носителями английского языка, так и с представителями других стран, использующими данный язык как средство общения;

Сформированность умения использовать английский язык как средство для получения информации из англоязычных источников в образовательных и самообразовательных целях.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Культурология» в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования по специальности «Конструировани, моделирование, технология швейных изделий» учебная нагрузка составляет 50 часов, из них аудиторная (обязательная) учебная нагрузка –35час, самостоятельная работа студентов 15часов. Лекций 20 час, лабораторных и практических занятий 15часов, из них контрольных работ 1.

Вид учебной работы

Кол-во часов

Тема №

Аудиторные занятия. Содержание обучения.

Основное содержание

1

Предмет культурологии

9

2

история европейской культуры

12

3

История культуры России

13

Дифференцированный зачет

1

итого

35

самостоятельная работа студентов

15

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

всего

50

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

распреде

ление

часов

всего

часов

лекции

практические занятия

раздел

теория культуры

6

3

9

тема 1

Предмет  культурологии , ее методы  и функции

Культурология в системе современного  образования .

Становление  культурологии как науки .

Предмет культурологии и изучение сущности , основных функций культуры и закономерностей её развития

2

1

тема 2

Сущность ,структура и функций культуры .

Понятие  культуры и многообразие его определений.

Основные понятия культурологии .

Культура и общество .Культура и цивилизация .

Человек как объект и субъект культуры .

2

1

тема 3

Социально-исторические формы и типы культуры.

Культура как универсальный механизм исторической самоорганизации общества.

Культура как предмет исторического исследования.

История культуры и история общества.

2

1

раздел 2

        ИСТОРИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ

8

4

12

тема 4

Происхождение и ранние формы культуры.

Особенности первобытного мышления. Загадка рождения искусства.

Возникновение и периодизация первобытной культуры.

Культура и возникновение  древних цивилизаций.

Особенности культуры ранних цивилизаций ( Египет, Китай, Месопотамия ).

2

1

тема 5

Культура европейского Средневековья и Ренессанса

Становление и развитие античной культуры.

Предпосылки возникновения античной культуры и цивилизации.

Крито-микенская культура в период расцвета и упадка.

Культура в эпоху завоеваний А.Македонского.

Римская цивилизация в Римской империи.

2

1

тема 6

Культура европейского Средневековья и Ренессанса

Особенности средневековой культуры.

Возникновение гуманистических традиций: философия, наука, мораль, право.

Эпоха великих открытий :техника ,транспорт, почта. книжное дело церковь, ремесла.

Культура эпохи Возрождения. Эстетика Возрождения.

Гуманизм эпохи Возрождения: самосознание, философия, литература , искусство.

2

1

тема 7

Культура Европы Нового времени

Европейское Просвещение и его роль в мировой культуре.

Эпоха Просвещения как «совершенство разума» (И.Кант).

XIX век-век классической европейской науки. Новые явления в культуре и искусстве XIX века.

Культурные коллизии революционной эпохи.

2

1

раздел3

История Культуры России

6

  7

13

тема 8.

Культура русского Средневековья и Возрождения

Становление и общая характеристика культуры Древнерусского государства (IX-начала XIII в.в.).

Особенности культуры Древнерусского государства(IX-начала XIIIв.в.).

Русская культура в условиях образования единого Российского государства (XV-XVIв.в.)

Москва и Московская Русь: развитие национального самосознания и просвещения.

Русская культура на переломе  эпох(XVIIIв.).

Русская культура XVII века: образование и  просвещение; развитие научных знаний.

тема 9.

Культура России XVIII-XX века

Петровские реформы и формирование русской национальной культуры (XVIII в.).

Русская культура при ПетреI и его наследниках .

Литература .наука и  искусство эпохи Просвещения.

Основные черты и особенности культуры России XIX века.

Общественные настроение и их отражение в культуре XIX-начала XX в.в.

Искание в области литературы и искусства. «Серебряный век» русской культуры.

Культура советского периода отечественной истории (1917-1999).

Отечественная культура советского периода . Обзор.

Дифференцированный зачет

1

35

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

содержание обучения

характеристика основных видов учебной деятельности

Предмет культурологии

Называть: понятия, изученные явления, деятелей культуры и искусства

Определять: художественные стили и направления в искусстве

Характеризовать: направления в искусстве разных эпох. Объяснять: зависимость художественных стилей от политической и экономической ситуации

Осуществлять самостоятельный поиск информации с использованием  различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации и ее представления в различных формах.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и  повседневной жизни

ЗНАТЬ важнейшие понятия, теории; Классификацию направлений искусства; Важнейшие художественные школы; Критически оценивать  достоверность  информации, поступающей из разных источников;Роль культурологи в науке, ее связь с другими науками, значение в жизни современного общества

история европейской культуры

Называть: понятия, изученные явления, деятелей культуры и искусства

Определять: художественные стили и направления в искусстве

Характеризовать: направления в искусстве разных эпох. Объяснять: зависимость художественных стилей от политической и экономической ситуации

Осуществлять самостоятельный поиск информации с использованием  различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации и ее представления в различных формах.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и  повседневной жизни

ЗНАТЬ важнейшие понятия, теории; Классификацию направлений искусства; Важнейшие художественные школы; Критически оценивать  достоверность  информации, поступающей из разных источников;Роль культурологи в науке, ее связь с другими науками, значение в жизни современного общества

История культуры России

Называть: понятия, изученные явления, деятелей культуры и искусства

Определять: художественные стили и направления в искусстве

Характеризовать: направления в искусстве разных эпох. Объяснять: зависимость художественных стилей от политической и экономической ситуации

Осуществлять самостоятельный поиск информации с использованием  различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации и ее представления в различных формах.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и  повседневной жизни

ЗНАТЬ важнейшие понятия, теории; Классификацию направлений искусства; Важнейшие художественные школы; Критически оценивать  достоверность  информации, поступающей из разных источников;Роль культурологи в науке, ее связь с другими науками, значение в жизни современного общества

 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ « Культурология»

Освоение программы происходит в учебном кабинете, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся. Помещение кабинета удовлетворяет требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения програмы учебной дисциплины «Английский язык» входят:

 • многофункциональный комплекс преподавателя;

• наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых, поэтов, писателей и др.);

 • информационно-коммуникативные средства;

 • экранно-звуковые пособия;

•комплект технической документации,

• библиотечный фонд.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Перечень используемых материалов, оборудования и информационных источников: 

Для студентов

  1. Грушевицкая Е.Г. Культурология. –М., 2015
  2. Кравченко А.И. Культурология М., 2015
  3. Мареева Е.В. Культурология. Теория и история культуры М., 2016

Для преподавателей

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

 Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».

Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1645 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».

 Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17 марта 2015 г. № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».

  1. Борзова Е.П. История мировой культуры. -СПБ.,2016
  2. Грушевицкая Е.Г. Культурология. –М., 2015
  3. История мировой культуры/Под ред. Г.В. Драч/- Ростов-на-Дону2016
  4. Кармин А.С. Новикова Е.С. Культурология.-СПБ2015
  5. Культурология. ХХ век: Антология /Отв.ред. С. Я. Левит, Л.Т. Мильская-М.,2014
  6. Культурология.ХХ век: Словарь/гл. ред. А.Я. Левит/- СПБ.,2015
  7. Кравченко А.И. Культурология М., 2015
  8. Мареева Е.В. Культурология. Теория и история культуры М., 2016
  9. Марков А.П. Отечественная культура как предмет культурологи СПб, 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элементы театра на занятиях культурологии

Практика преподавания дисциплины "Культурология" показала, что заинтересовать и увлечь студентов на занятиях можно, обратившись к многовековому искусству театра, а также используя информационные техно...

исследовательская работа по культурологии

исследовательская работа "Свадебное платье из глубины веков до наших дней"...

Рабочая программа дисциплины "Культурология". 2 курс (СПО)

Рабочая программа дисциплины "Культурология" составлена для работы со студентами 2 курса БОУ СПО "Чебоксарское училище олимпийского резерва (техникум)" Минспорта Чувашии. Программа содержит указание ...

Контрольная работа по предмету «Культурология»

Тесты по культурологии для колледжей...

Культурология

Данная презентация даст более глубокое понятие о том, что изучает предмет "культурология"...

Разработка занятия № 1 элективного курса "Культурология США"

Разработка предлагается учителям английского языка, работающих в рамках элективных курсов по страноведению и культурологии.Она знакомит учащихся с историей открытия Америки, с ее характерными ос...

Элективный курс «Культурология в системе современного языкового образования»: календарно-тематическое планирование

Предлагаемые учащимся курсы «Культурология в системе современного языкового образования» (осмысление места английского языка в мире и его вклад в развитие общемировой культуры)  относится к числу...