Культура Древнего Египта
презентация к уроку по мхк
Истоки возникновения Древнего Египта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Нефертити | 2.63 МБ |
Исчисление времени древними египтянами | 2.77 МБ |
История Египта | 724.5 КБ |
Часы в Древнем Египте | 633.56 КБ |
Древний цветок Египта.Лотос. | 2.89 МБ |
Символы Египта | 2.69 МБ |
Анубис | 1.72 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Главная супруга» фараона Аменхотепа IV. Легенды рассказывают, что никогда ранее Египет не порождал такой красавицы. Её называли «Совершенная ».
В наши дни ещё не обнаружено ни одного чёткого свидетельства о происхождении Нефертити . Только упоминания на стенах гробниц семьи фараона и вельмож дают некоторые данные о ней. Большинство учёных-историков считают Нефертити египтянкой, другие — иноземной принцессой. Имя Нефертити переводится как «Красавица пришла», что говорит в пользу версии о иноземной принцессе.
У тогдашнего царя Митанни было две дочери: Гилухепа и Тадухепа . Считается , что принцесса Тадухепа , прибыв в Египет ко двору фараона вместе со своей сестрой , приняла новое имя, как это делали все иноземные невесты. Гилухепа прибыла в Египет во время правления Аменхотепа III. Но, как вы помните, Нефертити является женой Аменхотеп IV. Следовательно, версия о том, что Гилухепа могла быть Нефертити , в настоящее время опровергается свидетельствами о её возрасте.
Историки, которые придерживаются противоположной версии происхождения Нефертити , считают, что если Нефертити — «главная жена фараона», она должна быть египтянкой царских кровей. Поэтому считалось, что царица — одна из дочерей Аменхотепа III.
Но ни один из списков дочерей этого фараона не содержит упоминаний о царевне с таким именем. Среди его 6 дочерей нет и сестры Нефертити — принцессы Мутнеджмет .
Время правления Эхнатона ( Аменхотеп IV официально изменил своё имя на Эхнатон ) и Неффертити , известное как « Амарнский период», ознаменовалось крупномасштабной религиозной реформой — переходом к культу Атона . Нефертити полностью поддерживала религиозные преобразования, начатые мужем. Некоторые авторы даже отводят Нефертити роль инициатора религиозной реформации.
К 14-му году правления Эхнатона (1336 до н. э.) все упоминания о царице исчезают. Об обстоятельствах смерти царицы Нефертити сведения отсутствуют. Возможно, отсутствие у царицы сына — наследника царского престола, могло сказаться на ухудшении взаимоотношений внутри царской семьи.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Богиня Маат в Древнем Египте представлена женщиной, которая сидит на песчаном холме. Перо страуса украшает голову ее. Иногда изображалась также с крыльями, находящимися на спине, богиня Маат . В отдельных случаях была изображена не сама эта богиня, а ее атрибуты - песчаный холм, где она восседала, или страусиное перо. Маат , согласно мифологии египтян, была супругой бога мудрости Тота .
Апо́п ( Исфет )— в египетской мифологии огромный змей, олицетворяющий мрак и зло, изначальная сила, олицетворяющая Хаос , извечный враг бога солнца Ра
Данный египетский бог – один из наиболее старых и загадочных богов египетской мифологии. Считается, что Нун является олицетворением первозданного хаоса, из которого вышло все сущее, а в первую очередь – боги. На египетской фреске, которая символически изображает структуру мироздания, Нун изображен творцом и первоосновой мира. Он возникает из определенной субстанции и держит в руках ладью, в которой восседают все первейшие божества (их было десять). 1. Ра - Бог солнца 2. Амон - Бог ветра 3. Осирис - Бог плодородия 4. Анубис - Проводник в мир мертвых 5. Сет - Бог зла и ярости 6. Геб - Бог земли 7. Амат - Богиня пожирательница 8. Нун - создатель мира 9. Тоут - Бог луны 10. Хапи - Бог Нила
Ра — древнеегипетский бог солнца , верховное божество в религии древних египтян . Его имя означает «Солнце».
Оси́рис — бог возрождения, царь загробного мира в древнеегипетской мифологии и судья душ усопших. Обычно изображался в виде обернутой белой тканью мумии с зелёным лицом, со свободными кистями рук, держащих символы царской власти хекет и нехеху (скипетр и цеп).
Амат в пер. с егип . — « пожирательница » — в египетской мифологии чудовище (также богиня возмездия за грехи ), совмещавшее черты крокодила, льва и гиппопотама (чаще всего изображалось в образе гиппопотама, с львиными лапами, гривой и головой крокодила). Считалось, что Амат обитает в Дуате (подземном царстве). Амат часто фигурирует на сценах суда Осириса в качестве «пожирателя душ», пожирающего души грешников.
Почему именно сердце? Есть легенда об Осирисе. У Осириса был брат, злой и коварный Сет. который завидовал Осирису и решил его погубить. Тайком он измерил рост Осириса и приказал сделать по мерке сундук с красивой отделкой. Потом он пригласил Осириса к себе на пир. Все гости на пиру, будучи сообщниками Сета, стали громко восхищаться сундуком. Сет сказал, что подарит короб тому, кому он придется по росту. Все по очереди начали ложиться в короб, но никому, кроме Осириса, он не был впору. Когда Осирис лег в короб, Сет захлопнул крышку, запер замок, а его сообщники отнесли короб к Нилу и бросили в воду. Жена Осириса, Исида,нашла его возле берегов реки. Местный царь приказал срубить дерево и сделать из него для украшения своего дворца колонну.Ночью , когда Исида уснула, злобный Сет выехал поохотиться при лунном свете. И случилось так, что на пустынном берегу он увидел тело своего ненавистного брата. Сет рассек тело Осириса на четырнадцать частей и разбросал по всему свету. Горестная Исида снова отправилась на поиски тела своего мужа. Поиски продолжались 12 дней.В одной из его гробниц- она собрала его тело воедино.Бог Анубис набальзамировал тело Осириса и сделал первую в мире мумию.Но сердце его не нашли ..
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Земле фараонов древние греки дали имя Египет, что означает «загадка, тайна». С особой силой чувствуется здесь, что тайна некогда славной цивилизации еще скрывается на этой земле — в этих камнях, в улыбках богов, в вертикалях колонн, но прежде всего — в ее Мудрости.
Символ Египта — Путь. Его храмы — это дорога в камне, которая, постоянно сужаясь, ведет от ворот у Нила через проходы, ряды, дворы, охваченные аркадами, и колонные залы к усыпальнице. Египтяне — путешественники. В их городах люди и боги жили вместе. У каждого бога — свой город. У каждого горожанина — свой бог. Египтяне шли по Любимой Земле — Та-Мери — из города в город, от бога к богу. Они воспринимали свою родину как огромный храм, дом, где живет Бог со множеством ликов.
Египетский храм — священное пространство, которое представляет собой идеальную картину мира, где царит строго определенный порядок, космос. Он отделялся от окружающего «не-священного» пространства для защиты и сохранения священного места и проявлялся как в самой структуре храма, так и в этапах его строительства.
На западном берегу Нила расположен величественный некрополь древних Фив. Долина Царей, Долина Цариц и прилегающая к ней Долина Знати никогда не были «кладбищем» в нашем теперешнем понимании. Это были «другие Фивы», огромный некрополь, некогда часто посещаемый и почитаемый.
Среди загадок, терзающих исследователей египетских древностей, храмов и особенно пирамид, среди вопросов «кто?», «когда?» и «как?» есть вопрос, способный отчасти поставить в тупик современного человека. Это вопрос «зачем?».
Строгие формы древних пирамид притягивают к себе внимание людей на протяжении тысячелетий. Их тайна, словно призрачный мираж, остается для нас на непреодолимом расстоянии. Но наступает момент, когда словно по чьей-то воле открывается дверь, и мы попадаем в сокровенный мир древнейших знаний.
Фараон — посредник между божественным и земным, между богами и людьми. Его главной задачей было поддержание на египетской земле Маат — справедливости, гармонии и порядка
Восхождение на трон нового египетского царя становилось началом новой эры для «Земли Возлюбленной», с него начинался новый отсчет времени. Каждое новое царствование — это возвращение к тому источнику, от которого все произошло. Фараон становится владыкой Египта, посредником между богами и людьми. От божественных предков он получает великое наследие — землю Египта, которую он должен хранить как самое дорогое сокровище.
Аменхотеп III — фараон XVIII династии правил Египтом тридцать шесть лет (1402-1364 гг. до н.э.). Это время стало расцветом Нового Царства. За эти годы Египет достигает вершины мощи и богатства. Аменхотеп III правил мощной и благополучной страной. В действительности власть принадлежала богу. Царь лишь исполнял волю неба, был вместилищем божественного ка.
Имя Хатшепсут не вошло ни в один из древних перечней правивших Египтом царей. Ее изображения с атрибутами царской власти и картуши с ее именами впоследствии уничтожались. Существование женщины-фараона противоречило традиционным представлениям египтян, и они хотели скрыть этот факт, чтобы устранить прецедент. Но невозможно уничтожить память о великой женщине, посвятившей жизнь возрождению своей страны.
Клеопатра. Последняя царица Египта
Многие египетские фараоны считали своим долгом оставить духовное завещание своему наследнику. Это делалось в первую очередь для того, чтобы после их смерти Египтом продолжали править Божественная Мудрость и законы справедливости. Одно из самых известных произведений, дошедших до наших дней, — поучения одного из фараонов Древнего царства своему сыну и наследнику, царю Мерикаре.
Искусство Древнего Египта — путь через века Да не гордится и не хвастает сердце твое своими знаниями. Всегда проси совета как у мудрого, так и у незнающего. Ибо подлинное искусство не имеет границ, и не было еще мастера, который в искусстве своем достиг бы совершенства. Птаххотеп
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
24-часовое деление суток Установление 24-часового деления суток складывалось под влиянием двух, первоначально не связанных между собой традиций, — определения времени ночью по восходам и кульминациям звезд и при помощи водяных часов и определения времени днем теневыми часами. Объединение этих традиций было достигнуто благодаря водяным часам, которые давали достаточно равномерную и независимую от астрономических явлений шкалу времени, и сопровождалось определенным ростом уровня математической мысли.
Водяные часы Самые древние египетские водяные часы применялись главным образом ночью в закрытых помещениях храмов, где нельзя было вести наблюдения звезд. Они имели различную форму (перевернутый усеченный конус, призматическую, цилиндрическую и др.) и измеряли объем вытекшей или втекающей воды. Инструменты первого типа перед началом измерений наполняли водой до предельного уровня, второго типа, напротив, полностью освобождали от воды. Отсчет времени производили по градуированным шкалам, нанесенным на внутреннюю поверхность часов. Исходной точкой для измерения, по-видимому, служил восход или кульминация определенной звезды.
Звездные часы Наиболее ранней формой являются звездные часы, в которых время определялось по моментам восходов особых звезд или созвездий, называемых деканами . Деканы — греческое слово, применявшееся для обозначения третей знаков зодиака. Египтяне обозначали их иероглифом «бараны» или просто знаком звезды. Структура звездных часов приблизительно одинакова и различается деталями. Часы представляют прямоугольную таблицу из 40 колонок и 13 строк, в клетках которой размещены названия деканов. Таблица читается справа налево.
Солнечные часы Клепсидры оказали влияние на развитие солнечных, или теневых, часов, применявшихся днем. Эти часы состоят из горизонтального основания, на котором с краю и перпендикулярно к нему установлена горизонтальная пластина , отбрасывающая тень на основание. В первой половине дня часы устанавливаются пластиной на восток, во второй — на запад. Горизонтальное основание разделено рисками на четыре неравные части, что позволяет в течение дня измерять 8 часовых интервалов. Обязательный элемент теневых часов — отвес, необходимый для обеспечения горизонтальности основания.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цветок лотоса служит символом чистоты духа, возвысившегося над миром, так как он сохраняет свой незапятнанно чистый цветок, появляясь из илистой воды. Причина - особая структура его глянцевых лепестков и листьев: они могут отталкивать воду и самоочищаться. Древние египтяне, заметив, что цветок этот распускался при заходе солнца, предположили, что явление это имеет таинственную связь с движением небесных светил.
Лотос в Египте был посвящен богу солнца Озирису. Озирис изображался с цветком лотоса на голове. И египетские фараоны в знак своего божественного происхождения надевали на голову эти цветы, и сама эмблема их власти — царский скипетр — изображалась в виде цветка лотоса со стеблем. Лотос изображался, то в бутоне, то распустившимся, и на государственной монете! Лотос стал эмблемой Верхнего Египта, тогда как папирус — Нижнего Египта. В государственном гербе Египта красовались пять цветов лотоса . Белый лотос днем закрыт и распускается только к ночи; он стал символом сна . Египтяне считали, что плоды белого лотоса дают забвение и блаженство.
Лотос был посвящен также и египетской богине плодородия — Изиде; а так как плодородие зависело от разлива Нила, ил которого - причина плодородия, то лилия эта считалась невестой Нила. Поднимались воды — появлялись и лотосы. И чем дольше заливал Нил своими водами страну, тем больше появлялось на водной поверхности их цветков. Была такая примета: «Много лотосов на воде, велико будет плодородие». В знак благодарности и восторга египтяне украшали цветами лотоса статуи Озириса. Если же, не наступало долго время разлива Нила, чтобы ускорить его, украшали венком из лотосов статуи богини Изиды. Венками из лотоса украшали храмы, головы почетных гостей. На пирах вместе со сластями слуги разносили гостям и цветы лотоса, причем, как только цветок гостя начинал увядать, то сейчас же заменялся свежим .
Изображение лотоса встречается и в египетской архитектуре. Колонны египетских храмов являлись подражанием цветку лотоса на стебле. Образы закрытого и раскрытого бутона цветка легли в основу типов капителей египетских колонн. Кроме белого лотоса в Египте встречался еще чудный голубой, или небесная водяная лилия. Египетский голубой лотос цветет днем, он стал символом рассвета , пробуждения от сна; его клали в гробницы, чтобы мертвые проснулись на том свете.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Пирамиды
Анх
Скарабей
Глаз Гора/ Уджат
Сесен
Урей
Иероглифы
Розеттский камень
Амента — этот символ обозначает Подземный мир, или Царство мертвых. Изначально он обозначал горизонт — место, где садилось солнце. Впоследствии он превратился в символ Западного побережья Нила, где заходило солнце и где египтяне традиционно хоронили умерших.
Ба — это нечто, что можно назвать душой. Обычно изображался как птица (ястреб) с человеческой головой, а иногда и с человеческими руками. После смерти Ба покидает тело человека. В течение дня Ба может приносить пользу живым людям, но ночью оно обязательно возвращается в гробницу умершего. Вернувшись, Ба начинает искать тело того, кому некогда принадлежало. Это, разумеется, уже мумия, но, как правило, египтяне изготавливали для Ба и статую, изображавшую умершего, на тот случай, если мумия будет повреждена или уничтожена.
Перо Маат — олицетворяет правду, справедливость, мораль и равновесие. Хранение пера Маат было одной из обязанностей фараона. Когда фараон умирал, Маат терялось и мир погружался в хаос до тех пор, пока коронация нового фараона не помогала вновь обрести перо. Сама же Маат рисовалась в образе прямой линии и символизировала правду, правосудие, мораль и равновесие. Часто богов и фараонов изображали стоящими на этом символе, что символизировало преданность Маат. На нижнем рисунке изображается, как Богиня Хефнут несет перо Маат.
Иеб — этот символ олицетворяет сердце. Египтяне верили, что сердце являлось центром всего сознания, центром жизни вообще. Когда кто-то умирал, говорили, что «его сердце скончалось». Сердце было единственным органом, который оставляли в теле во время мумифицирования. В «Книге мертвых» описывается процедура «взвешивания души», когда на одну чашу весов клали сердце умершего, а на другую — перо Маат. Тем самым решалось, достоин ли человек присоединиться к Озирису в загробной жизни.
Ка — часто Ка переводят как «духовный двойник». Этот известный иероглиф ясно изображает две простертые руки, но происхождение его неясно. Ка рождается вместе с человеком. По легенде бог с головой барана, Хнум, вылепляет Ка на своем гончарном круге во время рождения человека. Считалось, что, когда человек умирал, он «встречал свой Ка». Но и после смерти хозяина Ка продолжал жить. В некоторых гробницах специально для Ка строили дома, а для того, чтобы он мог питаться, на входе в гробницу помещали пищу и воду.
Тиет — точное происхождение этого символа неизвестно. Многие считают, что он олицетворяет анх с опущенными ручками. Значение этого символа также напоминает значение анха — благосостояние или жизнь. Во времена Третьей династии изображение тиет использовали вместе с анкхом и колонной джеда, а позже — и со скипетром уас. Тиет ассоциируется с богиней Изидой, поэтому его часто называют «узел Изиды» или «кровь Изиды». Узлом Изиды его назвали за сходство с узлами, скреплявшими одежды богов. Второе его название — «кровь Изиды» — основывается на том, что тиет часто использовали как похоронный амулет и делали из красного камня или стекла. В поздний период этот символ стал ассоциироваться с богинями Нефтидой, Хатор и Нут, а не только с Изидой. Но значение символа осталось прежним — он все так же олицетворял воскрешение и вечную жизнь.
Крылатый солнечный диск — считалось, что такой образ принимал бог Гор Бехудети (Гор из Эдфу) в битвах с Сетом. Бог Тот с помощью волшебства смог наделить Гора такой способностью. В битве против Сета к Гору присоединились богини Нехбет и Уазет, обратившись в змеев-уреев. Обвивающие солнечный диск два урея означают этих двух богинь.
Джу (гора) — символ, изображающий два холма, между которыми расположена долина Нила. Египтяне верили, что именно небесная горная цепь поддерживает небосвод, не позволяя ему упасть. Эта горная цепь состояла из двух горных пиков — западного, который носил название Ману, и восточного, называвшегося Баху. На эти два пика и опиралось небо. Ману и Баху охраняли два божества в виде львов, которые защищали солнце во время восхода и заката. Также гора была символом гробницы и загробной жизни — это объяснялось тем, что в Египте было принято хоронить умерших на склонах гор, окружающих долину Нила. Иногда в религиозных текстах бога загробного мира Анубиса также называли «тот, кто на своей горе». Богиней загробного мира считалась и Хатор, которую называли владычицей Города мертвых. Ее изображали как существо с коровьей головой, чье тело находилось внутри горы.
Ахет — этот символ изображает горизонт, из-за которого появляется и за которым исчезает солнце. Тем самым горизонт был символом и восхода, и захода солнца. Ахет напоминает вершины Джу, между которыми находится солнечный диск. Покровителем заката и восхода считался двуединый бог-лев Акер. Во времена Нового царства богом восходящего и садящегося солнца стал считаться Хармахет («Гор на горизонте») в виде льва с головой сокола либо сфинкса. Сфинкс в Гизе — одно из ярчайших изображений «Хоруса на горизонте».
Рехит — символ, изображавший чибиса с гребешком на голове. Крылья птицы заломлены назад, чтобы она не смогла улететь. Этот символ олицетворяет группу людей. Часто его изображали у ног правителя, чтобы подчеркнуть, что люди повинуются его воле. В эпоху Нового царства символ стал изображаться с человеческими руками, сложенными в молитве. В таком виде этот знак можно трактовать как «группу людей, возносящих молитвы».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Анубис — божество Древнего Египта с головой шакала и телом человека, проводник умерших в загробный мир. В Старом царстве являлся покровителем некрополей и кладбищ, один из судей царства мёртвых, хранитель ядов и лекарств. В древнеегипетской мифологии — сын Осириса. Изображался в образе шакала или дикой собаки, иногда в виде человека с головой шакала или собаки. Священные животные — шакал.
История В период анимизма Анубис представлялся в образе шакала . С определённого периода развития религии Древнего Египта Анубиса стали изображать в виде человека с головой собаки, при этом функции божества изменились. В период Древнего царства Анубис был правителем загробного мира и носил эпитет Хентиаментиу . К тому же, до появления культа Осириса он являлся главным божеством Запада. *( Анимизм - вера в существование души и духов, вера в одушевлённость всей природы. Анимистические представления присутствуют во всех религиях)
Одним из вариантов перевода данного эпитета является «Первый из жителей Запада». С расцветом культа Осириса эпитет правителя Дуата и некоторые функции Анубиса переходят непосредственно к богу Осирису (в Старом Царстве он олицетворял умершего фараона ) . Сам же Анубис становится проводником умерших по Аменти (др.-егип. «Запад») — область Дуата, через которую душа попадала на Суд Осириса.
Анубис в цикле Осириса В Цикле Осириса Анубис был сыном Осириса и Нефтиды. Жена Сета Нефтида влюбилась в Осириса и, приняв облик Исиды, совратила его. В результате события был рожден бог Анубис. Испугавшись возмездия Сета за измену, Нефтида бросила младенца в камышовых зарослях, где его потом нашла богиня Исида. После бог Анубис стал помогать Исиде в поисках частей Осириса и принял участие в бальзамировании воссозданного тела Осириса.
Известно, что когда Сет убил Осириса, Анубис, организуя погребение умершего бога, завернул его тело в ткани, пропитанные особым составом, сделав таким образом первую мумию. Поэтому Анубиса считают создателем погребальных обрядов. Анубис помогал сохранить тело Осириса. Анубис также помогал судить умерших и сопровождал праведных к трону Осириса .
Найденные тексты саркофагов сообщают, что Анубис - это сын Бастет (богини с головой кошки) или Хесат (богини-коровы). Спустя какое-то время его матерю стала считаться Нефтида, бросившая младенца, после чего его усыновила ее сестра Исида. Многие исследователи считают, что подобное изменение родословной бога не что иное, как попытка сделать его частью родословной бога Осириса.
В Книге мертвых Анубис обычно изображается в сцене взвешивания сердца покойного. Что касается происхождения этого бога, то сведения также менялись по истечении времени. Рассматривая раннюю египетскую мифологию, можно найти упоминания о том, что он сын бога Ра .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Искусство и культура Древнего Египта
Презентация к уроку в 5 классе....
Культура Древнего Египта
Презентациая "Культура Древнего Егитпа" предназначена для использования на уроках МХК. Рассматриваются следующие вопросы: 1) Древний Египет- культура, ориентированная на идею Вечной жизни после смер...
презентация к уроку "Культура Древнего Египта"
данная презентация позволит учащимся познакомиться с достижениями культуры Древнего Египта. На слайдах представлены красочные иллюстрации по данной теме. Учитывая, что учащиеся в данном возрасте воспр...
Презентация к уроку МХК 10 класс "Памятники культуры Древнего Египта. Архитектура."
В презентации представлены особенности Египетской архитектуры, различные виды пирамид, храмовые комплексы и сооружения не связанные с загробным культом (пилоны и обелиски)...
"Памятники Культуры Древнего Египта. Архитектура."
Презентация включает в себя 13 слайдов с изображениями памятников архитектуры Древнего Египта (по программе Б.Неменского)....
Культура Древнего Египта.
Презинтация по истории древнего мира для 5 класса....
Особенности художественной культуры Древнего Египта
Проверочная работа...