Рабочие программы
рабочая программа по мхк

Плешакова Анна Викторовна

Курс «Мировая художественная культура» включен в число базовых общеобразовательных предметов. Курс рассматривает общие закономерности развития искусств и их взаимосвязи в различные культурно - исторические эпохи, роль искусства в жизни человека в различные периоды развития цивилизации. Предмет МХК систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные на уроках музыки, литературы, истории, изобразительного искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mhk_9_kl_7.doc204.5 КБ
Microsoft Office document icon mhk_10kl_bazovyy.doc181.5 КБ
Microsoft Office document icon mhk_11_klassd_8.doc178.5 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел II. Пояснительная записка.

Курс «Мировая художественная культура» включен в число базовых общеобразовательных предметов. Курс рассматривает общие закономерности развития искусств и их взаимосвязи в различные культурно - исторические эпохи, роль искусства в жизни человека в различные периоды развития цивилизации. Предмет МХК систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные на уроках музыки, литературы, истории, изобразительного искусства.

Данная рабочая программа составлена на основе Государственной примерной программы по мировой художественной культуре: Программы для общеобразовательных учреждений. 5 – 11 кл. / сост. Г.И. Данилова. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014. – 191 с. Программа рекомендована Министерством образования Российской Федерации в соответствии с ФГОС. Рабочая программа  составлена в соответствии с учебным планом образовательного учреждения на 2014 – 2015 учебный год.

Рабочая учебная программа по мировой художественной культуре для 9 класса (базовый уровень) составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) по мировой художественной культуре.

Основная цель курса – формирование представлений о художественной культуре  как  части  духовной  культуры,  приобщение  школьников общечеловеческим  и  национальным  ценностям  в различных областях художественной культуры  освоения  художественного  опыта прошлого и настоящего, воспитание художественного вкуса  учащихся,  повышен: уровня их художественного развития.       Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне. Рабочая  программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и указывает последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практических работ, выполняемых учащимися.

Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.

Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. В связи с этим в программе в рубриках «опыт творческой деятельности» приводится примерный перечень возможных творческих заданий по соответствующим темам.

Ценность  искусства  в образовании  человека, в  развитии личности давно известна.  Повсеместно в  школах вводятся  предметы МХК,  история искусств. И слово это – превращение. Цвета и линий – в картинку, звуков – в музыку. Движения – в танец. Слов – в сказку и т.д.

Глина  под  ногами   может  оказаться  грязью,  а  может превратиться в изящную вазу. И кто же этот волшебник, умеющий творить чудеса? Конечно, человек!

Только  для  превращений  руками  человека  недостаточно взмахнуть волшебной палочкой или произнести магические слова.

     В  процессе  восприятия   произведений   и   последующей практической деятельности ребята  учатся  понимать содержание, смысл изображенного.  Видеть, какими средствами художественной выразительности достигается задуманное художником.

     Сила  искусства  также и  в том, что оно учит  творчески воспринимать окружающую действительность,  приучает  образно мыслить и вносить элемент творчества в любую деятельность.

     В  процессе  ознакомления  с  произведениями  искусства  у школьников  формируется  художественный  вкус,  развивается эстетическое    восприятие,    обогащаются   их    впечатления, вырабатывается потребность в общении с искусством.

     Необходимо помочь понять языки изобразительного искусства, чтобы  ребёнок смог  понять  чувства  автора,  воспринять их  и пережить   как   собственные.   А   формирование   собственного отношения к окружающему миру, к добру и злу - это ли не главная задача уроков изобразительного  искусства в целом? Когда подросток начинает  понимать   изобразительный  язык   того  или   иного произведения, он переживает радость оттого, что он  уже понимает содержание и может его оценить эстетически.

     Обучение   визуальной   грамоте   на   уроках   мировой художественной культуры – одна из важнейших задач.

     Научить ребенка смотреть  и видеть – задача каждого педагога, через свой  предмет, свою любимую  науку  вдохнуть стремление к самообразованию,  к расширению границ знания. Научить видеть – это, во-первых, читать  символы и знаки эпохи, времени, во-вторых, постигнуть   образное   решение автора,  в-третьих,  научиться сопереживать творцу,  в-четвертых,  аргументировано выражать свои переживания,  мысли.  В статье предлагаются некоторые подходы  к работе  по обучению  визуальной грамоте на уроках мировой художественной культуры.

     Сравнительно-исторический   анализ   художественных произведений на уроках  мировой художественной культуры в основной школе.

     Перед учителем МХК  сегодня стоят  задачи научить детей: видеть единство художественной культуры  через многообразие различных произведений;  отличать произведения  разных стилей, направлений,  понимать  их   содержание;  аргументировать  свое понимание и свою  оценку произведений, а также привить навык самостоятельного анализа.

     Современный  культурный социум  чрезвычайно сложен  и противоречив. Окружающая  жизнь            человеку разные понимания мира, разные точки зрения осмысление. Тем не менее, сегодня, как никогда, человек ищет ответ на важные вопросы земного бытия:

     Каков мир и место человека в нём?

     Что является сегодня нравственным эталоном?

     Что есть красота и что является эстетическим идеалом?

     Ответить на эти вопрос поможет такой предмет школьной программы,  как «Мировая  художественная культура»  (МХК). Введение его в учебные планы основных школ стало важным этапом в развитии искусствоведческого образования.

     Образовательными целями МХК как  предмета являются осознание  роли  и места Человека  в художественной культуре на протяжении ее исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях   мирового искусства; формирование  художественной         культуры   учащихся   как неотъемлемой части культуры  духовной. Используя эмоциональную силу искусства на уроках МХК, учитель  воспитывает художественно-эстетического вкус и культуру восприятия произведения искусства, толерантность, уважение к культурным традициям народов России и других стран мира.

Цель программы — развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству и культуре как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Дидактические цели:

            -формирование интереса к изучению мировой и русской культуры;

            - формирование навыков сбора и анализа информации.

Методические задачи:

  • актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;
  • культурная адаптация школьников в современном информационном  пространстве,  наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;
  • углубление художественно-познавательных интересов и развитие  интеллектуальных и творческих способностей подростков;
  • приобретение   культурно-познавательной,   коммуникативной и социально-эстетической компетентности;
  • формирование умений и навыков художественного самообразования.
  • формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;
  • приобретение суммы знаний, сформировать умения и навыки, раскрыть важные закономерности сложного процесса развития культуры и её роль в жизни человечества, расширить кругозор
  • представить знание о мире и человеке на целостном уровне в зеркале художественной культуры
  • воспитание художественного вкуса.

Формы организации образовательного процесса:

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок.  

Наиболее приемлемой формой работы по программе «Мировая художественная культура» являются урок-лекция с использованием презентации, урок-виртуальное путешествие, диспут, беседа, викторина, конференция, семинар.  По согласованию с обучающимися могут быть использованы такие формы работы как доклад, сообщение, реферат, эссе.

Виды работ, выполненных учениками:   отчеты по темам, рефераты,  буклеты, презентации, творческие задания.

При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики.

Раздел III. Содержание дисциплины.

В МИРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ. ВВЕДЕНИЕ          

1.  Цивилизация и культура          

   1.1. Соотношение понятий «цивилизация» и «культура»        

   1.2. Что значит быть культурным и цивилизованным человеком          

   1.3. Понятие о мировой художественной культуре        

   1.4. Художественные символы народов мира          

Знать понятия «культура» и «цивилизация», их соотношения и отличия.

Понимать смысл определения «художественная культура».

Уметь рассказывать, приводить примеры произведений искусства, в которых представлена их образная сущность

2.  Единство и многообразие  культуры          

   2.1. Единство мировой культуры        

   2.2. Мировое Древо как отражение единства мира         

   2.3. Многообразие и национальная самобытность культуры         

Знать содержание трагедии Эсхила «Прометей Прикованный».

Понимать образ Мирового Древа.

Понимать художественные принципы японского искусства.

Уметь анализировать общие направления в развитии мировой художественной культуры

I.  СВОЕОБРАЗИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕЙШИХ

   ЦИВИЛИЗАЦИЙ          

3.  Особенности художественной культуры Древнего Египта        

   3.1. Жизнь Человека в искусстве        

   3.2. Художественный канон в искусстве        

   3.3. «Дома вечности» богов и фараонов        

Знать историю создания пирамид в Гизе.

Понимать художественный канон в искусстве Древнего Египта.

Уметь различать богов Древнего Египта.

4.  Своеобразие художественной культуры Древнего Востока         

   4.1. Символический характер искусства        

   4.2. Природа и Человек — главная тема восточного искусства        

   4.3. Религиозные верования и их отражение в искусстве        

Знать особенности развития цивилизации Месопотамии.

Знать особенности развития китайского искусства.

Уметь анализировать поэзию и живопись Древнего Китая.

5.  Греция — «колыбель европейской цивилизации»         

   5.1. «Страна героев и богов»        

   5.2. Прогулка по афинскому Акрополю        

   5.3. В поисках Человека        

Знать мифологию Древней Греции.

Знать основные архитектурные памятники (Парфенон).

Уметь ответить на вопрос: »Почему греческое искусство проникнуто любовью к человеку?»

6.  Художественные достижения доколумбовой Америки          

   6.1. Своеобразие культуры ольмеков        

   6.2. Характерные черты искусства ацтеков        

   6.3. Особенности художественной культуры майя          

   6.4. Памятники художественной культуры инков          

Знать наиболее значительные цивилизации Мезоамерики.

Понимать своеобразие их культур.

Уметь рассказывать о шедеврах их искусства.

П. МИР И ЧЕЛОВЕК В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОБРАЗАХ        

7.  Идеал Человека в культуре народов мира          

   7.1. Понятие об идеале        

   7.2. Идеал Человека в религиях мира         

   7.3. Святые и святость          

Знать святых, почитаемых в христианстве.

Понимать представление идеала Человека в крупнейших религиях мира.

Уметь различать идеал Человека в Античности, Средневековье и эпохе Возрождения.

8.  Герой и защитник Отечества                  

   8.1. Георгий Победоносец — доблестный защитник Отечества        

   8.2. Идеал благородного рыцарства        

   8.3. Александр Невский — патриот Земли Русской         

 

Знать жизнеописание Георгия Победоносца и Александра Невского.

Знать произведения искусства, связанные с этими святыми.

Уметь перечислить качества благородного рыцаря и как они отражены в кодексе чести.        

9.Образ женщины-матери сквозь века  

    9.1.  «Венеры» первых художников Земли          

    9.2.  Священный лик Богоматери        

    9.3.  Мадонны титанов Возрождения        

    9.4.  Величавая славянка в творчестве А. Г. Венецианова  

    9.5.  Женщина-мать в искусстве XX века          

 Знать основные шедевры Византийской и Древнерусской иконописи. Знать типы икон.

Уметь ответить на вопрос: ”В чём особенность воплощения образа женщины-матери в разных эпохах?».

10.  Человек в мире Природы          

    10.1. Человек и Природа. Взгляд через века          

    10.2. «Благословляю вас, леса, долины, нивы, горы, воды...»  

Знать основных художников – пейзажистов, поэтов – лириков.

Уметь выражать свои впечатления об особенностях художественного воплощения темы природы.          

11.  Человек. Общество. Время  

    11.1. Пространство и время в зеркале мифов                

    11.2. Человек эпохи Римской империи            

    11.3. Человек «в центре мира» (эпоха Возрождения)        

    11.4. Человек нового времени        

Знать об отношениях человека с обществом в разных цивилизациях (нравственные и духовные ценности).

Уметь анализировать произведения искусства, воплотившие идеал человека той или иной эпохи.

III.  ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТРАДИЦИИ НАРОДОВ МИРА          

12.  Героический эпос народов мира  

    12.1. Понятие о героическом эпосе          

    12.2. Герои и темы народного эпоса        

    12.3. Карело-финский эпос «Калевала»

Знать содержание героического эпоса народов мира (их главные темы, сюжеты, героев).

Уметь пересказывать содержание произведений.

13.  Праздники и обряды народов  мира  

    13.1. Всякая душа празднику рада

    13.2. Религиозные праздники и обряды народов мира        

    13.3. Ах, карнавал! Удивительный мир        

Знать особенности православного христианского богослужения.

Знать основные мусульманские обряды.

Знать традиции проведения праздников у разных народов.

Уметь ответить на вопрос: «Почему праздники называют душой народа?»

14.  Своеобразие архитектурных традиций .

    14.1. Особенности храмового зодчества        

    14.2. Дом — жилище человека        

Знать особенности архитектуры в разных цивилизациях.

Уметь ответить на вопрос: «Почему храм называют моделью мира?»

15.  Изобразительное искусство народов мира          

    15.1. Искусство византийской  мозаики                   

    15.2. Древнерусская иконопись          

    15.3. Искусство книжной миниатюры Востока         

    15.4. Скульптура Тропической и Южной Африки        

Уметь понимать искусство народов мира

Знать особенности искусство Востока

Знать истоки народного американского искусство

   

16.  Своеобразие музыкальной культуры          

    16.1. Музыка в храме          

    16.2. В песне — душа народа        

    16.3. У истоков народной американской музыки

Уметь понимать духовную музыку.

Знать особенности культовой музыки ислама.

Знать истоки народной американской музыки.        

   

17. Театр народов мира          .  

    17.1. Рождение русской народной драмы        

    17.2. В музыкальных театрах мира        

    17.3. Искусство кукольного театра

Знать историю возникновения театра.

Знать основные типы театра, их характерные особенности.

Уметь находить различия в театрах разных времён и стран.

18.  Самобытность танцевальной культуры  

    18.1. Страстные ритмы фламенко        

    18.2. Радуга русского танца        

    18.3. Искусство индийского танца          

    18.4. Под звуки тамтамов (танцы народов Африки)        

Знать основные танцевальные жанры, их особенности и строение.

Уметь ответить на вопрос: «Как в танце выражены национальное своеобразие, характер и душа народа?»

Приложение 3

Тематическое планирование по дисциплине «МХК»

п/п

Наименование разделов и тем

Из них

Макси

маль-

ная нагрузка

учащегося,ч.

Теоре-

тичес-

кое обуче

ние

Контроль-

ная работа,ч.

Самостоятельная

работа, ч.

Экскурсия, ч.

1

 В мире художественной культуры

10

4,5

2

2

1,5

1.1

Цивилизация и культура  

1ч.

1.2

Художественные символы народов мира.  Входная  контрольная

работа

     1

1.3

Единство и многообразие  культуры          

0,5

0,5

1.4

Многообразие и национальная самобытность культуры         

0,5

0,5

1.5

Своеобразие художественной культуры древнейших цивилизаций

0,5

0,5

1.6

Особенности художественной культуры Древнего Египта

0,5

0,5

1.7

Своеобразие художественной культуры Древнего Востока         

0,5

0,5

1.8

Греция — «колыбель европейской цивилизации        

0,5

0,5

1.9

Художественные достижения доколумбовой Америки  

0,5

0,5

1.10

К/Р по I разделу В мире художественной культуры

     1

2.

Мир и человек в художественных образах

7

3,5

1

1,5

1

2.1

Идеал Человека в культуре народов мира

    1

2.2

Герой и защитник Отечества  

0,5

0,5

2.3

Образ женщины-матери сквозь века  

0,5

0,5

2.4

Человек в мире природы  

0,5

0,5

2.5

Человек. Общество. Время  

0,5

0,5

2.6

Человек «в центре мира» (эпоха Возрождения)

0,5

0,5

2.7

К/Р по II разделу Мир и человек в художественных образах

1

3

Художественные традиции народов мира

17

8,5

1

4,5

3

3.1

Героический эпос народов мира  

1

3.2

Праздники и обряды народов  мира  

0,5

0,5

3.3

Ах, карнавал! Удивительный мир        

0,5

0,5

3.4

Своеобразие архитектурных традиций .

0,5

0,5

3.5

Дом — жилище человека        

0,5

0,5

3.6

Изобразительное искусство народов мира

0,5

0,5

3.7

Искусство книжной миниатюры Востока

0,5

0,5

3.8

Своеобразие музыкальной культуры

0,5

0,5

3.9

У истоков народной американской музыки        

0,5

0,5

3.10

    Театр народов мира  

0,5

0,5

3.11

Рождение музыкального театра в Мордовии.

0,5

0,5

3.12

Расцвет становления мордовского оперного театра.

0,5

0,5

3.13

Творческий подъём театра второй половины 70-х- начала 80-х годов.

0,5

0,5

3.14

Искусства кукольного театра.

0,5

0,5

3.15

Самобытность танцевальной культуры.

0,5

0,5

3.16

Искусство индийского танца

0,5

0,5

3.17

К/Р по III разделу Художествен-

ные традиции народов мира

1

       Итого:

34

16,5

4

9

4,5

Приложение 2

Календарно-тематический план

Программа рассчитана на 34 ч. в год (1 часа в неделю).

п/п

Наименование

разделов и тем

Вид занятия

Кол-во

часов

Виды

Дата проведения

занятия

Самостоятель

ной

работы, ч.

Контрольной работы, ч.

Планируемая

Фактическая

Название

Изучаемой

Темы или раздела

1

В мире художественной культуры

10

3

2

1.1

Цивилизация и культура  

Слово учителя. Беседа

1ч.

03.09.

04.09

1.2

Художественные символы народов мира          

Беседа с элементами опроса

1ч.

Входная контрольная работа

10.09

11.09

1.3

Единство и многообразие  культуры          

Урок-презентация

1ч.

Защита презентаций

17.09

18.09

1.4

Многообразие и национальная самобытность культуры         

Слово учителя. Беседа

1ч.

24.09

25.09

1.5

Своеобразие художественной культуры древнейших цивилизаций

Урок - экскурсия

1ч.

Доклад по теме

01.10

02.10

1.6

Особенности художественной культуры Древнего Египта        

Лекция

1ч.

08.10

09.10

1.7

Своеобразие художественной культуры Древнего Востока         

Комбинированный урок

1ч.

Тестирование по теме

15.10

16.10

1.8

Греция — «колыбель европейской цивилизации»         

Лекция

1ч.

22.10

23.10

1.9

Художественные достижения доколумбовой Америки  

Урок-презентация

1ч.

29.10

30.10

1.10

К/Р по I разделу

Урок-зачёт

1ч.

В мире художествен

ной культуры

29.10

30.10

2

Мир и человек в художественных образах

7

2

1

2

2.1

Идеал Человека в культуре народов мира

Слово учителя Беседа

1ч.

12.11

13.11

2.2

Герой и защитник Отечества  

Сообще

ние учащихся. Беседа

1ч.

19.11

20.11

2.3

Образ женщины-матери сквозь века  

Урок-ипрезентация

1ч.

Защита презентаций

26.11

27.11

2.4

Человек в мире природы  

Слово учителя, беседа

1ч.

03.12

04.12

2.5

Человек. Общество. Время  

Фронталь

ный опрос

1ч.

10.12

11.12

2.6

Человек «в центре мира» (эпоха Возрождения)        

Лекция. Беседа

1ч.

Доклад по теме

17.12

18.12

2.7

К/Р по II разделу

Урок-зачёт

1ч.

Мир и человек в художественных образах

24.12

25.12

3

Художественные традиции народов мира

17

3

1

3.1

Героический эпос народов мира  

Слово учителя, беседа

1ч.

14.01

15.01

3.2

Праздники и обряды народов  мира  

Фронтальный опрос

1ч.

21.01

22.01

3.3

Ах, карнавал! Удивительный мир        

Лекция. Беседа

1ч.

28.01

29.01

3.4.

Своеобразие архитектурных традиций .

Работа в группах

1ч.

Рефераты по теме.

04.02

05.02

3.5

Дом — жилище человека        

Урок-зачёт. Презентация

1ч.

11.02

12.02

3.6

Изобразительное искусство народов мира

Слово учителя. Беседа

1ч.

18.02

19.02

3.7

Искусство книжной миниатюры Востока

Беседа с элементами опроса

1ч.

25.02

26.02

3.8

Своеобразие музыкальной культуры

Беседа с элементами опроса. Урок-концерт

1ч.

05.03

06.03

3.9

У истоков народной американской музыки        

Лекция.

Беседа

1ч.

12.03

13.03

3.10

    Театр народов мира  

Лекция

 Урок-экскурсия

1ч.

Тестирование по теме

19.03

20.03

3.11

Рождение музыкального театра в Мордовии.

Комбинированный

1ч.

02.04

03.04

3.12

Расцвет становления мордовского оперного театра.

Лекция.

 Урок-беседа

1ч.

09.04

10.04

3.13

Творческий подъём театра второй половины 70-х- начала 80-х годов.

Урок-презентация

1ч.

Защита презентаций

16.04

17.04

3.14

Искусства кукольного театра.

Просмотр видео

фильма

1ч.

23.04

24.04

3.15

Самобытность танцевальной культуры.

Комбинированный урок

1ч.

30.04

07.05

3.16

Искусство индийского танца

Урок-презентация

1ч.

15.05

16.05

3.17

К/Р по III разделу

Урок-зачёт

1ч.

Художествен-

ные традиции народов мира

23.05

24.05

30.05

31.05

Итого

34

8

4

Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся за курс МХК 9 класс

В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен  знать / понимать:

- особенности возникновения и основные черты стилей и направлений мировой художественной культуры;

- шедевры мировой художественной культуры;

- основные выразительные средства художественного языка разных видов искусства;

- роль знака, символа, мифа в художественной культуре.

- языки изобразительного искусства, чувства автора, воспринять их и пережить как собственные.

Уметь:

- сравнивать художественные стили и соотносить их с определенной исторической эпохой, направлением, национальной школой, называть их ведущих представителей;

- пользоваться искусствоведческими терминами;

- осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства;

- аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры;

- выполнять учебные и творческие задания (доклады, рефераты, сочинения, рецензии).

Использовать приобретенные знания и умения в жизни.

Раздел V. Учебно-методическая литература

основная.

  1. Искусство 8-9 классы: учеб. для общеобразоват. Учреждений / Г.П. Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская. – М. : Просвещение, 2011. -191 с.
  2. Уроки музыки и Искусство (из опыта  работы педагогов Мордовии): учебное пособие/ авт.-сост.: Н.Б.Абудеева, Л.П.Карпушина; Федеральное агентство по образованию, МРИО, Мордов.гос.пед.ин-т.- Саранск,2006.- 132с.
  3. Энциклопедия для детей. «Аванта +» Искусство, 1999.
  4. Народна проза. Библиотека русского фольклора.

Дополнительная

  1. Симфония №40 (1 часть) В.А.Моцарта.
  2.  И.Шишкин «Пейзаж в литературе, музыке, живописи».
  3. Произведения А.Вивальди и П.Чайковского
  4. Портрет в искусстве России:  художники - Ф.Рокотов, В.Боровиковский, Я.П. Полонский, И.Репин, В.Перов.
  5. Фрагменты из кинофильма «Андрей Рублев».

Материально-техническое  обеспечение учебного предмета.

  1. Диски «Искусство» для 8 класса.
  2. Иллюстрации: Маковский С.К. «Силуэты русских художников».
  3. Магнитофон.
  4. Кассеты: «Музыка Л.Бетховена, И.С.Баха, М.П.Мусоргского, П.И.Чайковский, Н.А.Римского-Корсакова».
  5. Пейзаж - поэтичная и музыкальная живопись.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

         Рабочая учебная программа по мировой художественной культуре для 10 класса  (базовый уровень) составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего  образования и примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) по мировой художественной культуре.

         Основная цель курса – формирование представлений о художественной культуре как части духовной культуры, приобщение школьников к общечеловеческим и национальным ценностям в различных областях художественной культуры освоения художественного опыта прошлого и настоящего, воспитание художественного вкуса учащихся, повышение уровня их художественного  развития.

         Курс «Мировая художественная культура» ставит своей задачей выявить историческую логику развития художественного мышления через  знакомство  с выдающимися достижениями культуры, раскрыть  его закономерности, показать основные этапы и периоды становления систем художественно-образного видения мира в разные эпохи у различных народов Земли.

         В данной программе сочетаются два подхода: исторический и тематический. Это поможет учащимся научиться связывать ряд проблем и явлений искусства с конкретным историко-культурным контекстом, синтезировать знания, которые получены ими в разнообразных дисциплинах гуманитарного цикла (литература, языки, история, география…)

         В программе представлены разделы по художественной культуре Западной Европы, России, Древнего Египта, Древней Греции, Древнего Рима, Индии, Китая, Японии, стран Америки, позволяющие учащимся на конкретных примерах понять многообразие эстетических принципов и форм творческого выражения, которые во многом связаны  с особенностями природы, культуры и цивилизации, с одной стороны, и исторического развития, с другой.

Раздел II.Содержание дисциплины Художественная культура от истоков до XVII в

  1. Художественная культура первобытного общества и древнейших цивилизаций

 1.1.  Искусство первобытного человек

  Знать особенности первобытного искусства; основные виды и жанры.

 Уметь узнавать изученные произведения

 1.2. Художественная культура Древней Передней Азии

 Знать архитектурные памятники Древнего, Среднего и Нового царств Египта;

 Уметь узнавать изученные шедевры архитектуры Древнего Египта

       

 1.3.  Архитектура Древнего Египта

Знать изучение шедевров мировой культуры, осознание роли и места Человека в художественной культуре в данный исторический период.

Уметь постижение системы знаний о принципах скульптурного канона, о композиции и символике цвета. Значение и роль человека в изобразительной деятельности  египтян.

           

 1.4.  Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта

Знать назначение скульптур, рельефов и фресок. Особенности изображений.

Уметь  различать фрески и рельефы.

       

 1.5.  Художественная культура Мезоамерики

Знать значение художественной культуры народов Центральной и Южной                                             Америки. Самобытный и оригинальный характер культуры.

Уметь  дать характеристику ольмеков, ацтеков, майя.

  1. Художественная культура Античности
  1. Эгейское искусство

Знать истоки крито-микенской культуры и её значение.

Уметь вклад в сокровищницу мировой художественной культуры.

           

 2.2.Архитектурный облик Древней Эллады

Знать дать понятие всемирно – исторического значения художественной       культуры Древней Греции. О стиле и направлении  в архитектуре Древней  Греции.
 Уметь понять общие закономерности в создании художественных произведений.

             

  2.3.Изобразительное искусство Древней Греции

Знать особенности орнаментальных росписей.

Уметь развивать понятия о «геометрическом» стиле.

                   

 2.4.Архитектурные достижения Древнего Рима

 Знание стратегических и бытовых сооружений. Связь с историей.

  Уметь различать внешний архитектурный облик сооружений.

2.5.Изобразительное искусство Древнего

Знать разнообразие фресковых и мозаичных композиций.  

Уметь различить фресковые  и мозаичные композиции Рима ,Помпея,                  Геркуланума.

2.6.Рима Театр и музыка Античности

Знать Эсхил, Софокл, Еврипид-отличия в творчестве великих драматургов-философоф .

Уметь анализировать музыкальные произведения.

  1. Художественная культура Средних веков
  1. Мир византийской культуры

Знать значение культуры Византийской империи, как пролог к развитию средневековой культуры.

Уметь анализировать произведение искусства, понимать и уметь дать художественную оценку.

3.2.Архитектура западноевропейского Средневековья

Знать дальнейшее формирование понятий об архитектурном стиле и направлении в искусстве.

Уметь различить основные периоды в развитии готической архитектуры.

3.3.Изобразительное искусство Средних веков

Знать Постижение системы знаний о создании художественного образа в                                               изобразительном искусстве.

 Уметь различать технику витражной живописи .

 3.4.Театр и музыка Средних веков. Причины его возникновения.

Знать разнообразие жанров песенного творчества.

Уметь  анализировать произведение искусства, понимать и уметь дать      художественную оценку.

3.5.Художественная культура Киевской Руси

Знать мировое значение древнерусского искусства.

Уметь давать оценку основным чертам древнерусского зодчеств, давать                  характеристику изображений. (Монументальность, лаконизм,  обобщенность, особая величавость и мощь)

3.6.Развитие русского регионального искусства

Знать историю развития художественной культуры средневековой Руси.

 Ослабление власти киевского князя и дробление Древнерусского государства      на мелкие и удельные княжества. Искусство периода феодальной раздробленности. Творчество Рублева.

Уметь  видеть отличительные черты художественного стиля.

Начало каменного строительства. Связь искусства с историей.

3.7.Искусство единого Российского государства

Знать создание архитектурно-художественного ансамбля Московского Кремля. Мастерство деревянного зодчества –Северные земли – Кижи.

Уметь видеть общерусский стиль в изобразительном искусстве. XVII век -  эпоха  крутого перелома в отечественной истории и развитии художественной культуры.

3.8.Театр и музыка  

Знать истоки русского театра. Языческие и христианские традиции      музыкальной культуры. Музыка- составная часть церковного богослужения.

 Уметь анализировать музыкальные произведения.

IV. Художественная культура средневекового Востока

4.1.Художественная культура Индии

Знать и понимать различия сооружений- Ступа,Чайтья.

Аджанты-синтез архитектуры, скульптуры и живописи.

Роль и значение музыки и танца в жизни Индийского общества.

Уметь давать характеристику культовых сооружений буддизма.

4.2.Художественная культура Китая

Знать значение и уникальность китайской художественной культуры.

Уметь ориентироваться в Многообразии жанров китайской живописи.

 4.3.Искусство Страны восходящего солнца. Япония.

Знать традиционное назначение произведений японского искусства.

Уметь видеть сиюминутность мгновений в произведениях

 4.4.Художественная культура исламских стран

 Знать  исторические корни и значение искусства ислама.

Уметь анализировать музыкальные произведения.

V. Художественная культура Возрождения

5.1.Изобразительное искусство Проторенессанса и раннего Возрождения

 Знать постижение системы о живописи.

Уметь давать оценку лучшим произведениям мировой живописи.

5.2.Архитектура итальянского Возрождения

Знать постижение системы знаний об архитектуре

Уметь оценивать лучшие произведения мировой архитектуры

5.3.Титаны Высокого Возрождения.

Знать имена титанов Возрождения.

Уметь оценивать лучшие произведения мировой архитектуры

 5.4.Мастера венецианской живописи

Знать сюжеты и темы произведений искусства.

Уметь анализировать произведения искусства и любоваться ими

5.5.Искусство Северного Возрождения

Знать постижение о своеобразии национальных традициях мастеров Северной Европы.

Уметь определять основные сюжеты произведений гравюры.

5.6.Музыка и театр эпохи Возрождения

Знать роль музыки и театра в нравственном воспитании общества

Уметь анализировать музыкальные произведения

Приложение 3

Тематическое планирование по дисциплине «МХК»

п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка

Учаще-

гося,ч.

Из них

Теорети-

ческое обучение

Лабора-

торные и практические работы,ч.

Контрольная работа, ч.

Экс

кур

сия, ч.

Самосто-ятельная работач.

I

Художественная культура первобытного общества и древнейших цивилизаций

5

3

0,5

0,5

1

1.1

Искусство первобытного человека

1

1.2

Художественная культура Древней Передней Азии

0,5

0,5

1.3

Архитектура Древнего Египта

0,5

0,5

1.4

Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта

0,5

0,5

1.5

Художественная культура Мезоамерики

0,5

0,5

II

Художественная культура Античности

6

3

0,5

1,5

1

2.1

Эгейское искусство

0,5

0,5

2.2

Архитектурный облик Древней Эллады

0,5

0,5

2.3

Изобразительное искусство Древней Греции

0,5

0,5

2.4

Архитектурные достижения Древнего Рима

0,5

0,5

2.5

Изобразительное искусство Древнего Рима

0,5

0,5

2.6

Театр и музыка Античности

0,5

0,5

III

Художественная культура Средних веков

11

5,5

1,5

2

1

3.1

Мир византийской культуры

1

3.2

Архитектура западноевропейского Средневековья

0,5

0,5

3.3

Изобразительное искусство Средних веков

0,5

0,5

3.4

Театр и музыка Средних веков

0,5

0,5

3.5

Художественная культура Киевской Руси

0,5

0,5

3.6

Художественная культура Киевской Руси

0,5

0,5

3.7

Развитие русского регионального искусства

0,5

0,5

3.8

Развитие русского регионального искусства

0,5

0,5

3.9

Искусство единого Российского государства

0,5

0,5

3.10

Искусство единого Российского государства

1

3.11

Театр и музыка

0,5

0,5

IV

Художественная культура средневекового Востока

4

2,5

0,5

0,5

0,5

4.1

Художественная культура Индии

1

4.2

Художественная культура Китая

0,5

0,5

4.3

Искусство Страны восходящего солнца. Япония.

0,5

0,5

4.4

Художественная культура исламских стран

0,5

0,5

V

Художественная культура Возрождение

8

4

1

1,5

1,5

5.1

Изобразительное искусство Проторенессанса и раннего Возрождения

1

5.2

Архитектура итальянского Возрождения

0,5

0,5

5.3

Титаны Высокого

Возрождения

0,5

0,5

5.4

Титаны Высокого Возрождения

0,5

0,5

5.5

Мастера венецианской живописи

0,5

0,5

5.6

Искусство Северного Возрождения

0.5

0,5

5.7

Искусство Северного Возрождения

1

5.8

Музыка и театр эпохи Возрождения

0,5

0,5

ИТОГО

34

15,5

5,5

6

5

        Приложение 2

Календарно-тематический план

В – вводный урок

ИНМ – изучение нового материала

П – практикум

И – исследование

ПР – проект

КУ – комбинированный урок

УОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний

№ n/n

Наименование разделов и тем

Вид занятия

Кол-во часов

Виды самостоятельной работы

Дата проведения

занятия

Плани-

руемая

Фактичес

кая

I

Художественная культура первобытного общества и древнейших цивилизаций

5

1.1

Искусство первобытного человека.

Лекция

В

1

Первые художники земли.   Реферат.                                

07.09

1.2

Художественная культура Древней Передней Азии

Лекция

ИНМ

1

14.09

1.3

Архитектура Древнего Египта

Лекция-беседа

И

1

21.09

1.4

Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта

Лекция

КУ

1

28.09

1.5

Художественная культура Мезоамерики

Контр.работа по 1-му разделу

Лекция

УОСЗ

1

К/Р Художественная культура Древнейших цивилизаций

05.10

II

Художественная культура Античности

6

2.1

Эгейское искусство

Лекция

ИНМ

1

12.10

2.2

Архитектурный облик Древней Эллады

Лекция-беседа

И

1

«Шедевры римской архитектуры»

Презентация.

19.10

2.3

Изобразительное искусство Древней Греции

Лекция-беседа

КУ

1

26.10

2.4

Архитектурные достижения Древнего Рима

Лекция-беседа

КУ

1

Урок-экскурсия : видеофильм  «Античный мир»

09.11

2.5

Изобразительное искусство Древнего Рима

Лекция-беседа

ПР

1

Сообщение об античном  Риме на основе очерка Н,В. Гоголя «Рим»

16.11

2.6

Театр и музыка Античности

Лекция-беседа

УОСЗ

1

23.11

III

Художественная культура Средних веков

 

11

3.1

Мир византийской культуры

Лекция-беседа

ИНМ

1

30.11

3.2

Архитектура западноевропейского Средневековья

Лекция-беседа

И

1

«Романский стиль архитектуры»

Презентация

07.12

3.3

Изобразительное искусство Средних веков

Лекция-беседа

П

1

.

14.12

3.4

Театр и музыка Средних веков

Лекция-беседа

КУ

1

21.12

3.5

Художественная культура Киевской Руси

Лекция-беседа

И

1

К.р. Художественная культура Средних веков

21.12

3.6

Художественная культура Киевской Руси.

Лекция-беседа

П

1

«Мозаики и фрески Киевской  Софии»

Сообщение.

11.01

3.7

Развитие русского регионального искусства

Лекция-беседа

ИНМ

1

18.01

3.8

Развитие русского регионального искусства.

Лекция-беседа

П

1

25.01

3.9

Искусство единого Российского государства

Лекция-беседа

КУ

1

01/02

3.10

Искусство единого Российского государства.

Лекция-беседа

УОСЗ

1

К/Р Художественная культура Средневековья

08.02

3.11

Театр и музыка

К.р.по 3-му разделу

Лекция-беседа

П

1

Видеофильм «Средние века»

15.02

IV

Художественная культура средневекового Востока

4

4.1

Художественная культура Индии

Лекция-беседа

ИНМ

1

22.02

4.2

Художественная культура Китая

Лекция-беседа

И

1

Художественная культура Индии, Китая, Японии, ислама. Презентация.                                                                                              

29.02

4.3

Искусство Страны восходящего солнца. Япония.

Лекция-беседа

КУ

1

07.03

4.4

Художественная культура исламских стран

К.р. по 4-му разд.

Лекция-беседа

УОСЗ

1

К.р. Художественная  культура  Востока.

14.03

21.03

V

Художественная культура

Возрождения

8

5.1

Изобразительное искусство Проторенессанса и раннего Возрождения

Лекция-беседа

ИНМ

1

04.04

5.2

Архитектура итальянского Возрождения

Лекция-беседа

И

1

11.04

5.3

Титаны Высокого

Возрождения

Лекция-беседа

И

1

18.04

5.4

Титаны Высокого Возрождения.

Лекция-беседа

П

1

Титаны Высокого Возрождения

Презентация.

25.04

5.5

Мастера венецианской живописи

Лекция-беседа

КУ

1

09.05

5.6

Искусство Северного Возрождения

Лекция-беседа

ИНМ

1

16.05

5.7

Искусство Северного Возрождения.

Лекция-беседа

КУ

1

К\Р Эпоха Возрождения

25.05

5.8

Музыка и театр эпохи Возрождения

К.р. по 5-му разделу

Лекция-беседа

ПР

1

Светская музыка Возрождения: Депре, Лассо, слушание, анализ.

25.05

ИТОГО

34

ПР-2., К/Р-5., С/Р-5., ЭК-2

Раздел IV Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен знать / понимать

- особенности возникновения и основные черты стилей и направлений мировой художественной культуры;

- шедевры мировой художественной культуры;

- основные выразительные средства художественного языка разных видов искусства;

- роль знака, символа, мифа в художественной культуре.

уметь

- сравнивать художественные стили и соотносить их с определенной исторической эпохой, направлением, национальной школой, называть их ведущих представителей;

- пользоваться искусствоведческими терминами;

- осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства;

- аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры;

- выполнять учебные и творческие задания (доклады, рефераты, сочинения, рецензии).

Использовать приобретенные знания и умения в жизни.

Раздел V. Учебно-методическая литература

основная.

Литература, использованная при подготовке КТП:

  1. Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура курс для школ и классов гуманитарного профиля.5-11 класс./ сост. Г.И. Данилова. Москва.: Дрофа,2014.
  2. Тематическое и поурочное планирование к учебникам «Мировая художественная культура: От истоков до 17 века.10 класс» и «Мировая художественная культура: От 17 века до современности. 11 класс»/ Г.И. Данилова.- Москва.: Дрофа, 20014.

Литература, рекомендованная для учащихся:

  1. Основной учебник. Мировая художественная культура. От истоков до 17 века: учебник для 10 класса. Общеобразовательных учреждений гуманитарного профиля /Г.И. Данилова. Москва.: Дрофа, 2014.

Материально-техническое  обеспечение учебного предмета.

  1. «Диски с презентациями», «С Древней цивилизации по эпохи Возрождения».
  2. Иллюстрации: Маковский С.К. «Силуэты русских художников».
  3. Магнитофон.
  4. Кассеты: «Музыка Л. Бетховена, И.С.Баха, М.П.Мусоргского, П.И.Чайковский, Н.А.Римского-Корсакова».
  5. Милавский  А.С. «Народные промыслы».
  6. Музыкальные инструменты народов мира.



Предварительный просмотр:

Раздел II. Пояснительная записка

             

В условиях современной школы эстетическое образование начинает играть все большую роль в процессе перехода от педагогики знаний, умений и навыков к педагогике развития и воспитания на основе знаний, умений и навыков. Мировая художественная культура – предмет, который является закономерным продолжателем курсов музыки, рисования, хореографии, изучаемых школьниками в начальной и средней школе. От того, каким будет качество его преподавания, несомненно, зависит качество воспитания гармонично развитой личности, умеющей ценить и оберегать как произведения искусства своего  государства, так и мировых шедевров.

Курс МХК призван способствовать становлению личности школьников, формированию их мировоззрения, так как знакомство с шедеврами мировой художественной культуры помогает выработать критерии красоты и нравственных приоритетов, формирует понимание цели жизни и предназначение каждого из людей.

Кроме этого, приобщение к мировой художественной культуре позволяет установить преемственные связи всех предметов гуманитарно-художественного направления: литературы, музыки, изобразительного искусства, истории, обществознания, так как по сути курс МХК интегративен.

Программа раскрывает родство различных видов искусства, объединённых понятием художественного образа, в ней особо подчёркнуты практическая направленность предмета МХК и его связь с реальной жизнью.

Образовательные  задачи курса:

Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
  • воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;
  • освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
  • овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
  • использование приобретенных знаний и умений для расширения
    кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

Воспитательные задачи курса:

  • помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;
  • способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умение отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;
  • создавать оптимальные условия для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках;

Раздел II.Содержание дисциплины.

Художественная культура от XVII в. до современности

Раздел I . Художественная культура Нового времени

        1.1.Художественная культура  барокко.

Знать художественные стили и направления в искусстве.

Уметь разграничивать понятия «стиль» и «историческая эпоха».  Знать сочетание стилей барокко, рококо и классицизма.

          1.2. Архитектура барокко

Знать характерные черты архитектуры барокко. Шедевры итальянского, русского барокко,

Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем.

          1.3. Изобразительное искусство барокко

Знать особенности живописи барокко, основную тематику.

Уметь узнавать изученные произведения.

1.4. Реалистические тенденции в живописи Голландии

Знать многообразие жанров голландской живописи и её знаменитых мастеров.

Уметь узнавать изученные произведения

1.5. Музыкальная культура барокко

Знать шедевры музыкальной культуры барокко.

Уметь узнавать изученные произведения.

1.6. Художественная культура классицизма и рококо

Знать характерные черты  художественной культуры классицизма и рококо

Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем.

1.7. Классицизм в архитектуре

Знать характерные черты архитектуры классицизма.

Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем.

1.8. Изобразительное искусство классицизма и рококо

Знать шедевры изобразительного искусства классицизма и рококо.

Уметь узнавать изученные произведения.

1.9. Композиторы Венской классической школы

Знать разнообразие наследия Венской классической школы.

Уметь узнавать изученные произведения.

1.10. Шедевры классицизма в архитектуре России

Знать шедевры классицизма в архитектуре России.

Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем.

1.11. Искусство русского портрета

Знать шедевры русских портретистов.

Уметь узнавать изученные произведения.

Раздел II. Художественная культура XIX в  

         2.1. Неоклассицизм и модернизм

Знать особенности художественного стиля.

Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем.        

         2.2. Художественная культура романтизма: живопись

Знать особенности художественного стиля.

Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем.

         2.3. Романтический идеал и его отражение в музыке

Знать шедевры изобразительного искусства романтизма.

Уметь узнавать изученные произведения.

         2.4.  Зарождение русской классической музыкальной школы

Знать основоположника русской музыкальной классики – М.И. Глинка

Уметь выполнять учебные и творческие задания (эссе, доклады, рефераты, отзывы, сочинения, рецензии) использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

         2.5. Реализм – направление в искусстве второй  половины XIX в.

Знать особенности художественного стиля.

Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем.

         2.6. Социальная тематика в западноевропейской живописи реализма

Знать о пути развития западноевропейского театра.

Развивать умение анализировать произведение искусства и умение  любоваться ими,  слушать,  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

         2.7. Русские художники-передвижники

Знать особенности направлений в искусстве 19 века в России

Уметь отличать художественные стили эпохи (романтизм, реализм, импрессионизм, постимпрессионизм, модерн). Называть их представителей и работы.

         2.8.Развитие русской музыки во второй половине XIX в.

Знать о пути развития русского драматического театра. Развивать умение анализировать произведение искусства и умение  любоваться ими,  слушать.

 Раздел II Художественная культура XIX-XX в

        2.9. Импрессионизм и постимпрессионизм в живописи

Развивать умение анализировать произведение искусства и умение  любоваться ими,  слушать.

        2.10. Формирование стиля модерн в европейском искусстве

Знать характерные особенности стиля

Уметь выполнять учебные и творческие задания (эссе, доклады, рефераты, отзывы, сочинения, рецензии).

        2.11. Символ  и миф в живописи и музыке

Знать художественные принципы символизма

Развивать умение анализировать произведение искусства и умение  любоваться ими,  слушать

        2.12. Художественные течения модернизма в живописи

Уметь сравнивать художественные стили и соотносить их с определенной исторической эпохой, направлением.

        2.13. Русское изобразительное искусство XX в

Осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства в различных источниках и литературе.

        2.14. Архитектура XX в.

Уметь сравнивать художественные стили и соотносить их с определенной исторической эпохой, направлением.

        2.15. Театральная культура XX в

Давать общую характеристику русского театрального искусства.

Знать представителей современного театра.

        2.16. Шедевры мирового кинематографа

Знать о выдающихся достижениях зарубежного кинематографа. Осуществлять поиск, отбор и обработку информации в различных источниках и литературе.

        2.17. Музыкальная культура  России XX в

Уметь выполнять учебные и творческие задания (эссе, доклады, рефераты, отзывы, сочинения, рецензии). Правильно готовить творческие выступления.

        2.18. Стилистическое многообразие западноевропейской музыки

Уметь сравнивать художественные стили и соотносить их с определенной исторической эпохой, направлением.

Приложение 2

Календарно-тематическое планирование

учебного материала по МХК в 11 классе

В – вводный урок

ИНМ – изучение нового материала

П – практикум

И – исследование

ПР – проект

КУ – комбинированный урок

УОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний

п/п

Наименование разделов и тем

Вид

 занятия

Кол-во часов

Виды контрольной, самостоятельной работы

Дата проведения занятия

планируемая

факти-

ческая

I

Художественная культура Нового времени

12

1.1

Художественная культура  барокко.

В

лекция, заочная экскурсия

1

«Человек и новая картина

мира в произведениях искусстваxv»

07.09

1.2

Архитектура барокко

ИНМ

Расширения и углубления в тему

1

Входная к/р

14.09

1.3

Изобразительное искусство барокко

ИНМ

беседа

1

Художественная культура  барокко.Презентация.

21.09

1.4

Реалистические тенденции в живописи Голландии

КУ

Прослушивание-лекция

1

28.09

1.5

Музыкальная культура барокко.

КУ

лекция

1

05.10

1.6

Художественная культура классицизма и рококо

КУ

беседа

1

12.10

1.7

Классицизм в архитектуре Западной Европы

ПР беседа, прослушивание и обсуждение

1

19.10

1.8

Изобразительное искусство классицизма и рококо

ПР экскурссия

2

26.10

1.9

Композиторы Венской классической школы

ПР

Беседа, прослушивание

1

09.11

1.10

Шедевры классицизма в архитектуре России

ИНМ

Урок-презентация

1

16.11

1.11

Искусство русского портрета

К/р Художественная культура Нового времени

ИНМ

Урок-расширения и углубления в тему

1

К/р Художественная культура Нового времени

23.11

II

Художественная культура XIX в  

9

2.1

Неоклассицизм и модернизм        

ИНМ

беседа

1

30.11

2.2

Художественная культура романтизма: живопись

ИНМ

Лекция, обсуждение, с/р.

1

07.12

2.3

Романтический идеал и его отражение в музыке

КУ

Прослушивание и обсуждение

1

Зарождение романтизма.

Реферат.

14.12

2.4

Зарождение русской классической музыкальной школы

КУ

Урок-экскурсия

1

21.12

2.5

Реализм – направление в искусстве второй  половины XIX в.

КУ

Беседа, лекция, обсуждение

1

11.01

2.6

Социальная тематика в западноевропейской живописи реализма

ПР

Расширения и углубления

в тему, практическая работа

1

Реализм -художественный стиль эпохи.

Сообщение.

18.01

2.7

Русские художники-передвижники

ИМН

Лекция, обсуждение

2

25.01

01.02.

2.8

Развитие русской музыки во второй половине XIX в

К/р Художественная культура XIX в  

КУ

Урок-презентация, экскурсия

1

К/р Художественная культура XIX в  

III

Художественная культура

XIX-XX в

13

3.1

Импрессионизм и постимпрессионизм в живописи

КУ

Урок-презентация. Обсуждение

1

08.02

3.2

Формирование стиля модерн в европейском искусстве

КУ

Расширения и углубления в тему

1

Модерн в европейском

Искусстве.

Доклад.

15.02

3.3

Символ  и миф в живописи и музыке

КУ

Урок-экскурсия

1

22.02

3.4

Художественные течения модернизма в живописи

ПР

Урок-беседа.

С/Р

1

29.02

3.5

Русское изобразительное искусство XX в

ПР

Урок- презентация. Осуждение. С/Р

2

07.03

14.03

3.6

Архитектура XX в.

ПР

Урок расширения и углубления в тему. Беседа.

1

Архитектура XX в.

Презентация.

21.04

3.7

Театральная культура XX в

КУ

Урок-экскурсия. Презентация

1

28.04

3.8

Шедевры мирового кинематографа

УОСЗ

Видио-урок. Обсуждение темы

2

05.05

3.9

Музыкальная культура  России XX в

УОСЗ

Урок углубления в тему. Беседа

2

К/р

Художественная культура

XIX-XX в

11.05

18.05

3.10

Стилистическое многообразие западноевропейской музыки

К/р

Художественная культура

XIX-XX в

Итоговая к/р

Художественная культура от XVII в. до современности

Урок-обобщения. Презентация. Защита проектов

1

Итоговая к/р

Художественная культура от XVII в. до современности

25.05

ИТОГО

34

Пр-6., К/5.,Эк-4., С/Р-6

4., С/Р-6

Приложение 3.

Тематическое планирование по дисциплине «МХК»

п/п

Наименование разделов и тем

Максималь-

ная нагрузка

Учаще

гося,ч.

Из них

Теоре

ти

ческое обуче

ние

Конт-

рольная работа, ч.

Экскр

сия, ч.

Самос-то-ятель-

ная работа, ч.

I

 Художественная культура Нового времени XVII-XVIII вв

12

     5,5

2

1,5

2,5

1.1

Художественная культура  барокко.

1

1.2

Архитектура барокко Вх.К.р.

0,5

1

1.3

Изобразительное искусство барокко

0,5

00,5

1.4

Реалистические тенденции в живописи Голландии

0,5

0,5

1.5

Музыкальная культура барокко

0,5

0,5

1.6

Художественная культура классицизма и рококо

0,5

0,5

1.7

Классицизм в архитектуре Западной Европы

0,5

0,5

1.8

Изобразительное искусство классицизма и рококо

0,5

0,5

1.9

Композиторы Венской классической школы

0,5

0,5

1.10

Шедевры классицизма в архитектуре России

0,5

0,5

1.11

Искусство русского портрета К.Р

1

II

Художественная культура XIX в .

9

4

1

1,5

1,5

2.1

Неоклассицизм и модернизм        

1

2.2

Художественная культура романтизма: живопись

0,5

0,5

2.3

Романтический идеал и его отражение в музыке

0,5

0,5

2.4

Зарождение русской классической музыкальной школы

0,5

0,5

2.5

Реализм – направление в искусстве второй  половины XIX в.

0,5

0,5

2.6

Социальная тематика в западноевропейской живописи реализма

0,5

0,5

2.7

Русские художники-передвижники

0.5

0,5

2.8

Развитие русской музыки во второй половине XIX в К.р.

1

III

Художественная культура XIX-XXв

13

5,5

2

2,5

2

3.1

Импрессионизм и постимпрессионизм в живописи

1

3.2

Формирование стиля модерн в европейском искусстве

0,5

0,5

3.3

Символ  и миф в живописи и музыке

0,5

0,5

3.4

Художественные течения модернизма в живописи

0,5

0,5

3.5

Русское изобразительное искусство XX в

0,5

0,5

3.6

Архитектура XX в.

0.5

05

3.7

Театральная культура XX в

0,5

0,5

3.8

Шедевры мирового кинематографа

0.5

0.5

3.9

Музыкальная культура  России XX в

0,5

0,5

3.10

Стилистическое многообразие западноевропейской музыки К.р.

0,5

1

0,5

Итого

34

16

5

6

7

Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся за курс МХК 11 класс

Требования к уровню подготовки обучающихся:

должны знать: 

  • основные виды и жанры искусства;
  • изученные направления и стили мировой художественной культуры;
  • шедевры мировой художественной культуры;
  • особенности языка различных видов искусства.

должны уметь: 

  • узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.
  • устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
  • пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
  • выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

владеть компетенциями:

  • умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
  • устанавливать несложные реальные связи и зависимости;
  • оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;
  • осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе “языки” разных видов искусств);
  • использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;
  • владеть основными формами публичных выступлений;
  • понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;
  • определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;
  • осознавать свою культурную и национальную принадлежность.

использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выбора путей своего культурного развития;
  • организации личного и коллективного досуга;
  • выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
  • попыток самостоятельного художественного творчества.

   В результате освоения курса мировой и отечественной художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать ее уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.  

Среди форм контроля на уроках МХК основным является тестовый контроль, что позволяет  проверить большой объем изученного материала малыми порциями, быстро диагностировать овладение учебным материалом  учащимися.

Раздел V. Учебно-методическая литература

основная.

  1.   Программы для общеобразовательных учреждений. Мировая

художественная культура. 5-11 классы. –  М.: Дрофа.2014.

  1. Основной  учебник: Данилова Г.И. Мировая художественная культура. 11 классы – М.: Дрофа. 2014.
  2.  Методические рекомендации для преподавания мировой художественной      

культуры. Теория. Методика. Опыт. – М.: ООО Фирма МХК, 2010.

  1.   Александров В.Н. История русского искусства. – М.: Харвест, 2009.
  2.  Ветрова Г. Великие полотна. – М.: Белый город, 2001.
  3. Губин А.И. Современная школьная энциклопедия по мировой  

художественной культуре. – М.: Мир кники, 2010

  1.  Дубкова С. И. Сказки звёздного неба. – М.: Белый город, 2009.
  2.  Иванова Е.В.Гении мировой живописи. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009.
  3. Котельникова Т.М. Вся история искусства. М.: АСТ – Астрель, 2001.
  4.   Федерико Дзери.Сто великих картин. – М.: Белый город, 2009
  5. □Библиотека электронных наглядных пособий. Мировая художественная

культура. ЗАО ИНФОСТУДИЯ ЭКОН, 2013.

  1. Электронное средство учебного назначения. История искусства.ООО

Кирилл и Мефодий, 2013.

Методические пособия:

Мировая художественная культура: коспекты уроков / сост. И.А. Лескова. – Волгоград: Учитель, 2012

Современный урок: Мировая художественная культура: Методические рекомендации в помощь учителю/ Под ред. Л.М.Ванюшкиной. – СПб: КАРО, 2009

Интегрированные задания. 10-11 классы. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2007

Силичев Д.А. Культурология. Коспект лекций. – М.: «А-Приор», 2007

Щербакова И. История повседневности. – М.: Чистые пруды, 2009

Материально-техническое  обеспечение учебного предмета.

Мировая художественная культура. От наскальных рисунков до киноискусства – ЗАО «Новый диск»

Мировая художественная культура. Большая детская энциклопедия – ИДДК

Энциклопедия. 1000 великих художников – ИДДК

Шедевры русской живописи – «Кирилл и Мефодий»

Сокровища мирового искусства – «1С»

Энциклопедия школьника. Русские праздники – ИДДК

Энциклопедия классической музыки  - ЗАО «Новый диск»

Энциклопедия по искусству России - ИДДК


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...