Рабочие программы
рабочая программа по мхк (8 класс)
Настоящая программа по курсу «Искусство» для VIII класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. При разработке рабочей программы использованы материалы авторской программы по курсу «Искусство, 7-9 классы», автор Г.И.Данилова. Учебник; Г.И.Данилова «Искусство» 8 класс. М.:Дрофа.2018.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
po_fgos_8kl._iskusstvo.doc | 266 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Настоящая программа по курсу «Искусство» для VIII класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. При разработке рабочей программы использованы материалы авторской программы по курсу «Искусство, 7-9 классы», автор Г.И.Данилова. Учебник; Г.И.Данилова «Искусство» 8 класс. М.:Дрофа.2018.
Данная программа включает следующие разделы: пояснительную записку; общую характеристику учебного предмета, характеристику места учебного предмета в учебном плане, планируемые результаты изучения учебного предмета (личностные, метапредметные и предметные), содержание учебного предмета, тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности, календарно – тематическое планирование с описанием планируемых результатов каждой темы, описание учебно–методического и материально–технического обеспечения образовательного процесса.
В концепции модернизации Российского образования основная цель, стоящая перед современной школой, определяется как «формирование целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования». Речь идет не только об усвоении учащимися определенной суммы знаний, но и о развитии личности, познавательных и творческих способностей.
- 1 Общая характеристика учебного предмета.
«Искусство» является межпредметной дисциплиной, интегрирующей знания, полученные на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы, истории. Она не только выявляет связи внутри гуманитарного цикла, но и обуславливает востребованность знаний из математики, физики, химии, и прочих областей естествознания.
Курс по предмету «Искусство» на ступени основного и среднего ( полного) общего образования нацелен на ознакомление с выдающимися достижениями искусства в различные исторические эпохи в различных странах. Он не содержит полного перечисления всех явления мировой художественной культуры, но дает возможность через отдельные наиболее выдающиеся памятники архитектуры, изобразительного искусства, литературы, музыки, театра, либо творчество одного мастера показать социо – культурные доминанты эпохи, ее основные художественные идеи.
Распределение материала осуществляется по территориальному принципу, что позволяет показать, какой системой ценностей оперирует каждый народ, являясь носителем определенной и культурной традиции, при помощи какой системы координат он улавливает мир, а, следовательно, какой мировой порядок выстраивается у него в голове. Вместе с тем в программе курса выдерживается логика исторического линейного развития от культуры первобытного мира до культуры XX века с акцентом на «межвременной диалог» различных культур и сохранение целостности культурных ареалов.
Развивающий потенциал курса «Искусство» на ступени основного и среднего (полного) общего образования состоит в более глубоком постижении нюансов современного мировосприятия представителей иных культур, адекватной оценки их взглядов и вкусовых пристрастий, мотиваций их поступков и модели поведения, результатом чего становится более эффективное взаимодействие с людьми и успешное функционирование в обществе. При этом ключевая роль отводится развитию способности учащихся понимать логику исторического развития мировоззренческих процессов и порожденных ими различных художественных систем и стилей.
Курс по предмету «Искусство» позволяет осознать уникальность и неповторимость разных культур, социокультурный опыт человечества, роль России в культурном процессе; учит школьников воспринимать окружающий мир как «мир миров», в котором любой культуре и любому позитивному суждению есть место; способствует развитию духовной личности, расширению кругозора, формированию позитивных жизненных ориентиров и собственной мировоззренческой позиции.
- 2 Цели и задачи обучения:
Основное направление курса 8 класса ориентировано на достижение следующих целей и задач, обеспечивающих реализацию личностно – ориентированного, когнитивно – коммуникативного, деятельностного подходов к обучению предмету:
- воспитание духовно развитой личности. формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, любви и уважения к ценностям мировой и отечественной культуры;
- развитие чувств, эмоций, образно – ассоциативного мышления и художественно – творческих способностей;
- воспитание художественно – эстетического вкуса, потребности в освоении ценностей мировой культуры;
- освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
- овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
- использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
- 3 Место учебного предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение курса «Искусство» на этапе основного общего образования. В соответствии с учебным планом на курс «Искусство» в VIII классе отводится 34 часов ( 1 часа в неделю).
Содержание обучения по курсу отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода.
Коммуникативная компетенция – умение использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
● определения путей своего культурного развития,
● профессионального самоопределения,
● организации личного и коллективного досуга.
Культуроведческая компетенция - понимание произведений мировой художественной культуры, умение анализировать их и соотносить с определенной исторической эпохой, направлением, национальной школой. Владение нормами этикета, культурой межнационального общения.
Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются:
- коммуникативные универсальные учебные действия: владеть знаниями о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях, о вершинах художественного творчества в отечественном и зарубежном искусстве. Уметь логично и выразительно излагать свою точку зрения на те или иные явления в искусстве и культуре;
- познавательные универсальные учебные действия: уметь анализировать произведения искусства, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; извлекать необходимую информацию из различных источников, осмысливать ее, определять основную и второстепенную в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами.
Процесс обучения ориентирован не только на освоение знаний о закономерностях развития культурно – исторических эпох, стилей, направлений и национальных школ в искусстве, но и на воспитание художественно – эстетического вкуса, культуры восприятия произведения искусства, толерантности, уважения к культурным традициям народов России и других стран мира.
Так, с учетом региональных особенностей, в программу курса «Искусство» включен специальный региональный материал о творчестве местных писателей –В.Кострикина, В.Аршанского, художников – А.М.Герасимова, С.Никиреева, В.Попова, А.В.Платицына.
Новые подходы к содержанию и организации учебного процесса по искусству не исключают применение традиционных форм урока, однако предполагают расширение спектра применения, например, урока- исследования, урока – мастерской, семинара и др.при обучении в VIII классе используются технологии личностно – ориентированного развивающего обучения; дифференцированного обучения; проектные технологии с использованием ИКТ; игровые; технологии традиционного обучения; технологии уровневой дифференциации; технология индивидуализации; групповые технологии; технологии саморазвивающего обучения.
Все формы организации образовательного процесса, технологии обучения, формы контроля, приемы и методы направлены на формирование и развитие , обозначенных в стандарте образования, компетенций учащихся.
Программа предполагает использование следующих видов контроля: предварительный (входящий), текущий, тематический, промежуточный, итоговый. Формы контроля: самостоятельная работа, контрольная работа, сочинения-рецензии, пересказ, доклады, презентации. По организации проведения предусмотрены формы контроля: индивидуальные, фронтальные, групповые.
- 4. Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
Личностностные результаты:
● воспитание российской гражданской идентичности, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
● формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
● формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
● формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, религии, традициям, ценностям народов России и народов мира;
● освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
● развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к своим поступкам;
● умение осознанно использовать знания в области культуры и искусства для выражения эмоциональных впечатлений от общения с произведениями искусства;
● формирование коммуникативной компетентности;
Метапредметные:
• анализировать результаты собственной творческой деятельности с точки зрения художественного и технического совершенства;
• самостоятельно изучать возможности компьютерных технологий в различных видах искусства;
• применять компьютер для обработки визуальной информации, синтеза изображений;
• воплощать творческие идеи с помощью современных компьютерных технологий;&
• самостоятельно применять отдельные компьютерные программы для подготовки презентаций, оформления иллюстрированных журналов и пр.;
• принимать участие в разработке различных художественно-творческих проектов с применением ИКТ (реклама, открытка, визитная карточка, эскизы и модели одежды, транспорта, мебели и т. д.)
Предметные:
• осознавать значение искусства в жизни современного человека;
• знать причины возникновения искусства;
• понимать роль искусства в освоении человеком мира, познании природы;
• рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человечества в искусстве;
• эмоционально воспринимать художественные образы различных видов искусства;
• уметь анализировать и интерпретировать произведения искусства;
• ориентироваться в специфике выразительных средств отдельных видов искусства;
• владеть отдельными специальными терминами из области различных видов искусства в рамках изучаемого курса;
• понимать значение стиля в искусстве;
• анализировать и сопоставлять специфику отдельных произведений искусств и культурные особенности эпохи;
• оценивать произведения искусства с позиции восполнения мировой художественной культуры;
• понимать специфику восприятия различных визуальных произведений.
2 Основное содержание учебного курса
Тема | Содержание учебного курса |
Раздел: Художественные представления о мире(11часов) | |
1.Введение.В мире классических искусств.(1час) | Тайны искусства. |
2.Понятие о видах искусств(2час) | Семья муз Аполлона.История классификации искусств.Современные классификации искусств. |
3.Тайны художественного образа.(2час) | «Мышление в образах».Понятие художественного образа,творческий процесс его создания,характерные черты и свойства.Правда и правдоподобие,условность в искусстве. |
4.Художник и окружающий мир.(2час) | Мир «сквозь магический кристалл».Многозначность понятия «художник».Талант и мастерство художника.Понятие творческого процесса.Роль вдохновения. |
5.Возвышенное и низменное в искусстве(1час). | Эстетика-наука о прекрасном.Характеристика возвышенного и формы его выражения в искусстве.Категория низменного и ее противопоставление возвышенному.Контрасты возвышенного и низменного в произведениях искусства. |
6.Трагическое в искусстве.(2час) | Законы трагического в искусстве и жизни.Рок и судьба в античной трагедии.Трагическое как одно из проявлений возвышенного. |
7.Комическое в искусстве.(1час) | Эстетическая природа комического в искусстве и жизни.Разграничение понятий «смешное» и «комическое».Источник и градации комического в искусстве.Трагикомедия.Выдающиеся комики мира. |
Раздел: «Азбука искусства»(23часа) | |
8.Азбука архитектуры (2часа). | «Каменная летопись мира».Назначение и цель архитектуры.»Прочность-Польза-Красота».Понятие о тектонике.Элементы архитектуры.Место архитектуры среди других видов искусства.Профессия архитектора. |
9.Художественный образ в архитектуре.(2часа) | Особенности архитектурного образа.Единство внешней и внутренней формы в архитектуре и особенности их восприятия.Средства создания архитектурного образа.Понятие архитектурного ансамбля. |
10.Стили архитектуры (3часа). | Понятие архитектурного стиля.Рождение стилей в архитектуре и их преемственность.Архитектура Древнего Египта,Античности,Средневековья и Возрождения.Архитектурные стили Нового и Новейшего времени.Стилистическое многообразие и оригинальность решений современной архитектуры. |
11.Виды архитектуры (2часа). | Архитектура объемных сооружений.Понятие об общественной,жилой и промышленной архитектуре.Ландшафтная архитектура.Традиции садово-паркового искусства в различных странах мира.Градостроительство.Понятие современного города и его слагаемые.Исторические типы планировки.Мечта о создании идеального города будущего и ее реальное воплощение.Архитектура твоего города. |
12.Язык изобразительного искусства(1час). | Живопись,скульптура и графика-древнейшие виды изобразительного искусства.Понятие о монументальных и станковых видах изобразительного искусства.Способы и средства изображения,их зависимость от материалов,масштаба и техники изготовления.Основные правила композиции.Перспектива.Роль ритма,светотени и линии,контрастов,фактуры в изобразительном искусстве. |
13.Искусство живописи.(1час) | Виды живописи и ее художественные средства. |
14.Жанровое многообразие живописи(1час). | Понятие жанра в живописи.Специфика деления на жанры и ее условный характер.Характеристика жанров в живописи.Историческая живопись.Батальный жанр.Бытовой жанр.Жанр портрета и его разновидности.Цели и задачи пейзажа,его разновидности.Жанр натюрморта и его эволюция.Анималистический жанр. |
15.Искусство графики(2часа). | Графика:от возникновения до современности.Роль графики в жизни современного человека.Понятие компъютерной графики.Язык графики.Виды графического искусства. |
16.Художественная фотография(1час). | Фотография и изобразительное искусство.Выразительные средства и жанры фотографии.История фотографии.Фотография сегодня. |
17.Язык скульптуры(2часа). | История скульптуры.Отличия от других видов изобразительного искусства.Изобразительно-выразительные средства скульптуры.Виды и жанры скульптуры.Материалы и техника их обработки.Процесс создания скульптурного произведения. |
18.Декоративно-прикладное искусство(2часа). | Художественные возможности декоративно-прикладного искусства.Понятия декоративно-прикладного искусства.Основные критерии оценки художественных произведений.Истоки возникновения и особенности исторического развития.Изобразительно-выразительные средства. Декоратино-прикладное искусство как часть народного творчества.Сохранение и развитие национальных традиций.Виды декоративно-прикладного искусства и их связь с другими видами искусств. |
19.Искусство дизайна(1час). | История дизайна:его истоки и дальнейшее развитие.Дизайн в России.Художественные возможности дизайна.Методы проектирования и конструирования предметной и окружающей среды.Мир современного человека-мир дизайна.Многообразие сфер его применения.Виды дизайна. |
20.Музыка как вид искусства(1час).. | Музыка и мир чувств человека.Музыка среди других искусств.Звук как «первоэлемент» музыкального искусства.Понятие какофонии. |
21Художественный образ в музыке(1час). | Условный характер музыкального образа,противоречивость и неоднозначность его интерпретации.Понятие программной музыки.Зримость и пластичность музыкального образа.Временный характер музыки.От средневекового григорианского хорала к ритмам современности. |
22.Язык и форма музыкального произведения (1час). | Средства выразительности в музыке.Роль композитора в создании музыкального произведения.Понятие о музыкальной форме.Единство содержания и формы в музыкальном произведении.Типы музыкальных форм,их подвижность и гибкость,способность к изменению под воздействием содержания и стилевых условий. |
Приложение 2
Тематическое планирование по дисциплине «искусство» 8 класс
Тематический план
№ | Разделы и темы | Кол. час. | Характеристика основных видов деятельности учащихся |
1 | Художественные представления о мире. | 7 ч. | Виды деятельности: учебно-исследовательская, познавательная. Личностные УУД: - выражать положительное отношение к процессу познания; - проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач. Регулятивные УДД: - осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном; - вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном ( образцом). Познавательные УДД: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника, интернета, библиотек; - понимать, структурировать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем; - сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие; - группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. Коммуникативные УДД: - вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); - сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очередность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках; - участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы |
2 | Азбука искусства | 27 ч. | Регулятивные УДД: - осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном; - вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном ( образцом). Познавательные УДД: -сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; - сопоставлять характеристики объектов по одному ( нескольким) признакам, выявлять сходство и различие объектов; - выделять общее и частное ( существенное и несущественное) , целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах; - классифицировать объекты ( объединять в группы по существенному признаку ) ; - приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные УУД - планировать учебное сотрудничество, уметь полно и ясно формулировать свои мысли; - развивать навыки групповой и индивидуальной работы. Личностные УУД - внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства; - адекватно воспринимать оценку учителя; - выражать положительное отношение к процессу познания; - осознавать поставленные цели и задачи урока; - формировать критическое мышление; - осознавать личную значимость темы урока, применение полученных знаний в практической деятельности. |
Учебно-тематический план
курса «Искусство» в 8 классе
№ урока | Тема урока | Количество часов | Из них | ||||||
Теоритическое обучение,ч. | Контрольная работа, ч. | Экскурсия, ч. | Самостоятельная работа, ч. | ||||||
1.Раздел: «Художественные представления о мире» | 11 | ||||||||
1. «Понятие о видах искусств» | 3 | ||||||||
11.1 | Вводный урок. Понятие о видах искусств.
| 1 | 1 | ||||||
11.2 | Семья муз Аполлона. | 1 | 1 | ||||||
1.3 Современные классификации искусств Самостоятельная работа | 1 | 0,5 | 0,5 | ||||||
2. « Тайны художественного образа» | 2 | ||||||||
2.1 | «Мышление в образах» | 1 | 1 | ||||||
5 | 2.2 Правда и правдоподобие в искусстве. Условность в искусстве. С.р. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||||
3.«Художник и окружающий мир» | 2 | ||||||||
7 | 3.1 Мир « сквозь магический кристалл». | 1 | 1 | ||||||
8 | 3.2Талант и мастерство художника. Секреты художественного мастерства. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||||
4«Возвышенное и низменное в искусстве» | 1 | ||||||||
14.1 | 4.1 Возвышенное в искусстве. Низменное в искусстве. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||||
5. «Трагическое в искусстве» | 2 | ||||||||
15.1 | Трагическое в искусстве и жизни. Античная трагедия. | 1 | 1 | ||||||
15.2 | Трагическое как проявление возвышенного,С.р. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||||
6. «Комическое в искусстве» | 1 | ||||||||
1 | 6.1 Понятие смешного и комического. Выдающиеся комики мира. Контрольная работа на тему: «Художественные представления о мире». | 1 | 1 | ||||||
2.Раздел: «Азбука искусства» | 23 | ||||||||
7.«Азбука архитектуры» | 2 | ||||||||
17.1 | «Каменная летопись мира» «Прочность,польза,красота». | 1 | 1 | ||||||
27.2 | Профессия архитектора.С.р. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||||
2 | 8.Художественный образ в архитектуре. | 2 | |||||||
28.1 | Особенности архитектурного образа. Средства создания архитектурного образа. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||||
28.2 | Архитектурный ансамбль. Контрольная работа. | 1 | 1 | 0,5 | |||||
9. «Стили архитектуры» | 3 | ||||||||
29.1 | Архитектурные стили Древнего Египта и Античности. | 1 | 1 | ||||||
29.2 | Архитектурные стили Средневековья. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||||
29.3 | Архитектурные стили Нового и Новейшего времени. Контрольная работа.С.р. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||||
10.«Виды архитектуры» | 2 | ||||||||
310.1 | Архитектура объемных сооружений. Ландшафтная архитектура. | 1 | 1 | ||||||
10.2 | Градостроительство. Самостоятельная работа | 1 | 1 | ||||||
11.«Язык изобразительного искусства» | 1 | ||||||||
311.1 | Изобразительное искусство. Способы и средства изображения. Самостоятельная работа | 1 | 0,5 | 0,5 | |||||
12.«Искусство живописи» | 1 | ||||||||
312.1 | Виды живописи. Художественные средства живописи. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||||
3 | 13. Жанровое многообразие живописи. | 1 | |||||||
313.1 | Понятие жанра в живописи. Характеристика жанров живописи. Контрольная работа. | 1 | 1 | ||||||
14«Искусство графики» | 2 | ||||||||
414.1 | Графика:от возникновения до современности. Язык графики. | 1 | 1 | ||||||
414.2 | Виды графического искусства. Выдающиеся графики. Самостоятельная работа | 1 | 0,5 | 0,5 | |||||
15.«Художественная фотография» | 1 | ||||||||
415.1 | История фотографии. Выразительные средства и жанры фотографии. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||||
16. «Язык скульптуры» | 2 | ||||||||
416.1 | История скульптуры. Выразительные средства | 1 | 1 | ||||||
416.2 | Жанры и виды скульптуры. Материалы и техника их обработки. Самостоятельная работа. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||||
17. «Декоративно-прикладное искусство» | 2 | ||||||||
517.1 | Художественные возможности декоративно-прикладного искусства. Декоративно-прикладное искусство как часть народного творчества. | 1 | 1 | ||||||
517.2 | Виды декоративно-прикладного искусства. Самостоятельная работа | 1 | 0,5 | 0,5 | |||||
18.«Искусство дизайна» | 1 | ||||||||
518.1 | История дизайна. Виды дизайна . Художественные возможности дизайна. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||||
19. «Музыка как вид искусства». | 1 | ||||||||
519.1 | Музыка и мир чувств человека. Музыка среди других искусств | 1 | 1 | ||||||
20.«Художественный образ в музыке» | 1 | ||||||||
520.1 | Условный характер музыкального образа. Временной характер музыки. Самостоятельная работа. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||||
21.»Язык и форма музыкального произведения» | 1 | ||||||||
621.1 | Средства выразительности в музыке..Роль ритма. Понятие музыкальной формы. Контрольная работа. | 1 | 1 | ||||||
Итого: | 20 | 4 | 3 | 7 |
Приложение 3
3. Календарно - тематическое планирование
8 класс (34ч)
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока. Количество часов | Форма урока. Формы контроля | Дата Планируе мая | Дата фактическая |
Раздел: Художественные представления о мире» (11 часов 1час контр.раб.) | ||||
«Понятие о видах искусства»(3часа) | ||||
1 | Вводный урок.Понятие о видах искусств(1час) | вводный | 04 09 | |
2 | Семья муз Аполлона(1час) | комбинированный | 11.09 | |
3 | Современные классификации искусств(1час) | комбинированный | 18.09 | |
«Тайны художественного образа»(2часа) | ||||
4 | «Мышление в образах»(1час) | комбинированный | 25.09 | |
5 | Правда и правдоподобие в искусстве Условность в искусстве. (1час) | комбинированный | 02.10 | |
«Художник и окружающий мир»(2часа) | ||||
6 | Мир «сквозь магический кристалл»(1час) | комбинированный | 16.10 | |
7 | Талант и мастерство художника Секреты художественного мастерства (1час) Контрольная работа. | комбинированный | 23.10 | |
«Возвышенное и низменное в искусстве»(1час) | ||||
8 | Возвышенное в искусстве Низменное в искусстве(1час) | комбинированный | 06.11 | |
«Трагическое в искусстве»(2часа) | ||||
9 | Трагическое в искусстве и жизни Античная трагедия (1час) | комбинированный | 13.11 | |
10 | Трагическое как проявление возвышенного(1час) | комбинированный | 20.11 | |
«Комическое в искусстве» (1час) | ||||
11 | Понятие смешного и комического Выдающиеся комики мира (1час) Самостоятельная работа. | комбинированный | 27.11 | |
Раздел:«Азбука искусства»( 23час.3 контр.раб.) | ||||
«Азбука архитектуры»(2часа) | ||||
12 | «Каменная летопись истории» «Прочность,польза,красота»(1час) | комбинированный | 04.12 | |
13 | Профессия архитектора(1час) | комбинированный | 11.12 | |
Художественный образ в архитектуре(2час) | ||||
14 | Средства создания архитектурного образа Архитектурный ансамбль (1час) | комбинированный | 18.12 | |
15 | Контрольная работа(1час.) Художественный образ в архитектуре | комбинированный | 25.12 |
«Стили архитектуры» (3часа) | ||||||||||||||||||||
16 | Архитектурные стили Древнего Египта и Античности (1час) | комбинированный | 15.01 | |||||||||||||||||
17 | Архитектурные стили Средневековья (1час) | комбинированный | 22.01 | |||||||||||||||||
18 | Архитектурные стили Нового и Новейшего времени(1час) Самостоятельная работа. | комбинированный | 29.01 | |||||||||||||||||
«Виды архитектуры» (2часа) | ||||||||||||||||||||
19 | Архитектура объемных сооружений(1час) | комбинированный | 05.02 | |||||||||||||||||
20 | Ландшафтная архитектура Градостроительство ( 1час) Самостоятельная работа. | комбинированный | 12.02 | |||||||||||||||||
«Язык изобразительного искусства» (1час) | ||||||||||||||||||||
21 | Изобразительное искусство. Способы и средства изображения(1час) | комбинированный | 19.02 | |||||||||||||||||
«Искусство живописи» (1час) | ||||||||||||||||||||
22 | Виды живописи. Художественные средства живописи(1час) | комбинированный | 26.02 | |||||||||||||||||
Жанровое многообразие живописи (1час) «Искусство графики» (2часа) | ||||||||||||||||||||
24 | Графика:от возникновения до современности. Язык графики(1час) | комбинированный | 05.03 | |||||||||||||||||
25 | Виды графического искусства Выдающиеся графики(1час) Самостоятельная работа | комбинированный | 12.03 | |||||||||||||||||
«Художественная фотография» (1час) | ||||||||||||||||||||
26 | История фотографии Выразительные средства и жанры фотографии(1час) Контрольная работа | комбинированный | 19.03 | |||||||||||||||||
«Язык скульптуры» (2часа) | ||||||||||||||||||||
27 | История скульптуры Выразительные средства скульптуры(1час) | комбинированный | 09.04 | |||||||||||||||||
28 | Жанры и виды скульптуры Материалы и техника их обработки(1час) Самостоятельная работа | комбинированный | 16.04 | |||||||||||||||||
«Декоративно-прикладное искусство» (2часа) | ||||||||||||||||||||
29 | Художественные возможности декоративно-прикладного искусства. Декоративно-прикладное искусство как часть народного творчества(1час) | комбинированный | 23.04 | |||||||||||||||||
30 | Виды декоративно-прикладного искусства(1час) | комбинированный | 30.04 | |||||||||||||||||
«Искусство дизайна»(1час) | ||||||||||||||||||||
31 | История дизайна. Виды дизайна Художественные возможности дизайна(1час) | комбинированный | 07.05 | |||||||||||||||||
«Музыка как вид искусства»(1час) | ||||||||||||||||||||
32 | Музыка и мир чувств человека. Музыка среди других искусств(1час) | комбинированный | 14.05 | |||||||||||||||||
«Художественный образ в музыке»(1час) | ||||||||||||||||||||
33 | Условный характер музыкального образа Временной характер музыки Самостоятельная работа(1час) | комбинированный | 21.05 | |||||||||||||||||
«Язык и форма музыкального произведения»(1час) |
34 | Средства выразительности в музыке. Понятие музыкальной формы Контрольная работа. Итоговый урок(1час) | комбинированный тематический итоговый | 26.05 |
4. Планируемые результаты изучения темы «Художественные представления о мире»:
личностные | ● Формирование мировоззрения, целостного представления о мире и формах искусства; ● развитие умений и навыков познания и самопознания посредством искусства; ● накопление опыта эстетического переживания; ● формирование творческого отношения к проблемам; ● развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности; ● гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности; ● подготовка к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории. |
метапредметные | ● Уважать историю своего Отечества, выраженную в художественных образах; ● осознавать международный, межнациональный характер искусства; ● анализировать результаты собственной творческой деятельности с точки зрения художественного и технического совершенства; ● высказывать суждение о творческой работе одноклассников; ● эмоционально воспринимать народное искусство во всем его многообразии; ● рассуждать об истоках национальных традиций, на основе профессиональных школ ; ● осознавать единство формы и содержания в изделиях народного искусства; ● передавать особенности народных (региональных) традиций в разнообразной художественной деятельности; ● самостоятельно изучать возможности компьютерных технологий в различных видах искусства; ● применять компьютер для обработки визуальной информации, синтеза изображений; ● воплощать творческие идеи с помощью современных компьютерных технологий; ● самостоятельно применять отдельные компьютерные программы для подготовки презентаций, оформления иллюстрированных журналов и пр.; ● принимать участие в разработке различных художественно – творческих проектов с применением ИКТ (реклама, открытка, визитная карточка, эскизы и модели одежды, транспорта, мебели и т.д.) |
предметные | ● Различать тему, сюжет, и содержание произведения искусства; ● знать главные темы искусства, особенности отражения действительности в произведениях искусства; ● видеть разницу в изображении человека, природы, быта и исторических событий в искусстве разных эпох; ● воспринимать и анализировать связи произведения искусства с культурными и историческими событиями; ● осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природе, явлениям, в воспитании эстетического вкуса, морально – нравственной позиции личности; ● осознавать значение искусства в жизни современного человека; ● знать причины возникновения искусства; ● понимать роль искусства в освоении человеком мира, познании природы; ● эмоционально воспринимать художественные образы различных видов искусства; ● ориентироваться в специфике выразительных средств отдельных видов искусства; ● уметь анализировать и интерпретировать произведения искусства; ● ориентироваться в специфике выразительных средств отдельных видов искусства; ● владеть отдельными специальными терминами из области различных видов искусства в рамках изучаемого курса; ● использовать древние символические образы в современной творческой деятельности, уметь наделять их смыслом, передавать информацию; ● высказывать собственное отношение к произведению искусства. |
Планируемые результаты изучения темы «Азбука искусства»
предметные | ● осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природе, явлениям, в воспитании эстетического вкуса, в морально – нравственной позиции личности; ● осознавать значение искусства в жизни современного человека; ● рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человечества в искусстве; ● эмоционально воспринимать художественные образы различных видов искусства; ● уметь анализировать и интерпретировать произведения искусства; ● ориентироваться в специфике выразительных средств отдельных видов искусства; ● владеть отдельными специальными терминами из области различных видов искусства в рамках изучаемого курса; ● высказывать собственное отношение к произведению искусства; ● использовать древние символические образы в собственной творческой деятельности, уметь наделять их смыслом, передавать информацию; ● понимать специфику восприятия различных визуальных произведений; ● оценивать произведения искусства с позиции восполнения мировой художественной культуры; ● различать в общих чертах специфику и виды храмовой живописи и архитектуры; ● создавать в рисунке, живописи, художественном конструировании образы храмов разных религий; ● исполнять отдельные образцы музыки народов мира в соответствии с их жанровой основой; ● собирать и коллекционировать художественную коллекцию песен, танцев, обрядовых действ, музыкальных инструментов народов мира, предметов быта, интерьера; ● участвовать в создании простейших аранжировок музыки народов мира с помощью готовых шаблонов; ● воспринимать оперу как вид музыкально – театрального искусства; ● осмысливать основные выразительные средства хореографического искусства; ● самостоятельно определять разновидности народного танца; ● изучать с помощью сети Интернет разнообразие народных, классических, современных и бальных танцев. |
метапредметные | ● уважать историю своего Отечества, выраженную в художественных образах; ● различать общное и специфичное в искусстве разных народов; ● понимать важную информационную, организующую роль искусства в современном мире; ● анализировать результаты собственной творческой деятельности с точки зрения художественного и технического совершенства; ● понимать причтны возникновения искусства; ● понимать специфику языка народного искусства, фольклорных традиций народов мира; ● осознавать единство формы и содержания в изделиях народного искусства; ● участвовать в коллективной художественно – творческой деятельности ( игры, обряды, изготовление предметов быта и др.); ● раскрывать взаимосвязь народного искусства с мировой художественной культурой; ● передавать особенности народных ( региональных) традиций в разнообразной художественной деятельности; ● самостоятельно исследовать с помощью сети Интернет многообразие современной этнической музыки ( звучание народных инструментов, характерный ритмический рисунок, манера исполнения и т.п.); ● самостоятельно изучать возможности компьютерных технологий в различных видах искусства; ● применять компьютер для обработки визуальной информации, синтеза изображений; ● воплощать творческие идеи с помощью современных компьютерных технологий; ● самостоятельно применять отдельные компьютерные программы для подготовки презентаций, оформления иллюстрированных журналов и пр.; ● принимать участие в разработке различных художественно – творческих проектов с применением ИКТ ( реклама, открытка, визитная карточка, эскизы и модели одежды, транспорта, мебели и т.д.; |
личностные | ● Формирование мировоззрения, целостного представления о мире и формах искусства; ● развитие умений и навыков познания и самопознания посредством искусства; ● накопление опыта эстетического переживания; ● формирование творческого отношения к проблемам; ● развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности; ● гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности; ● подготовка к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории. |
В соответствии с требованиями, обозначенными в Государственном стандарте, обучающийся должен:
Знать/понимать:
- художественные символы народов мира и уметь их различать;
- единство и многообразие культур;
- шедевры мировой художественной культуры;
- свое место по отношению к культурологическим эпохам;
Уметь:
- узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;
- пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуры;
- выполнять учебные и творческие задания
Описание учебно – методического и материально – технического
обеспечения образовательного процесса
- Данилова Г. И. Искусство:Виды искусства..8 класс. Учебник.М.:Дрофа,2018
- Данилова Г. И. Искусство. 5 – 9 классы. Рабочие материалы.
- Алексеева В. В. Что такое искусство? М., 1991.
- Алянский Ю. Л. Азбука театра. Л.,1986.
- Архитектурные шедевры Святой Руси. Самара,2005.
- Белов В. И. Лад: очерки о народной эстетике. М.,2002.
- Богуславская И. Я. Добрых рук мастерство. Л., 1981.
- Героический эпос народов СССР. В 2т. М., 1972.
- Дмитриева Н. А., Акимова Л. И. Античное искусство. М.,1988.
- Жан Ж. Знаки и символы. М.,2002.
- История искусства: Первые цивилизации. М.,1998.
- Православные святые. М., 2005.
- Русская игрушка. М., 1987.
- Энциклопедический словарь юного зрителя. М., 1989.
- Энциклопедический словарь юного музыканта. М., 1985.
- Эстон М. Ренессанс: История мирового искусства. М., 1997.
- Себар Т.В. Уроки мировой художественной культуры: учебно – методическое пособие / под общ.ред. Б.Я.Табачникова.-М.,»Сфера», 2000.
- Пешикова Л. В. Методика преподавания мировой художественной культуры: Пособие для учителя.М.,Гуманит. Изд,Центр ВЛАДОС, 2002, ( биб-ка учителя мировой художественной культуры).
- Ойстрах О. Г. Демидова Т. Л. Методическое пособие по курсу « Мировая художественная культура. Западная Европа. Ближний Восток.»- М.:ООО «Фирма МХК»,2001.
- Пособие для учителя «Методика преподавания мировой художественной культуры» авт. Л.В. Пешикова, М. Издательство «Владос». 2004г.
- Пособие для учителя «Мировая художественная культура 8,9 классы». Авт. Н.В. Кошмина, М. Издательство «Владос». 2004г.
- Лескова И.А. Мировая художественная культура. Конспекты уроков. Издательство «Учитель». Волгоград, 2000.
- Энциклопедия «Мифы народов мира» 1-2 том. М. Издательство «Советская энциклопедия».1987г.
- Энциклопедия для детей. «Аванта», 1999.
- «Индия: атлас чудес света» авт. М. Альбанезе - М. 2001г.
- «Китайская цивилизация» авт. В.В. Малявин. - М.2000г.
- «100 великих городов мира» М. 2000г.
- «Энциклопедия российской поп и рок-музыки» авт. А. Алексеев, А. Бурлаков.М.2001г.
- «История дизайна» авт. С.М. Михайлов. М.том1, 2000г.
- Журналы: «Дизайн», «Мир дизайна», «Интерьер», «Ландшафтный дизайн».
- «История мировой культуры» Справочник школьника. М. 1996г.
- «Культура Латинской Америки» Энциклопедия М. 2000г.
- Химик И.А. Как преподавать мировую художественную культуру. Книга для учителя. 2-е издание - М., «Просвещение», 1992.
- Электронная библиотека по искусству.
- Слайд – альбомы по искусству.
Интернет – ресурсы
- Гольдштейн А. Ф. Зодчество. М., 1979. http:/ / architecture. Artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000001/index.shtml.
- Жегалова С.К. Русская народная живописью М.,1984 ( http:// ruart.syrykh.net/ch1_gl2.html).
- Книги по живописи: http://painting.artyx.ru/index.shtml.
- Книги по истории искусств: http://artyx.ru/books/index. shtml.
- Книги по скульптуре: http://sculpture.artyx.ru/.
- МаловВ.Рыцари:детская энциклопедия http://www.modernlib.ru/books/malov_vladimir/ricari/read/).
- Музеи мира: http://museums.artyx.ru/.
- Энциклопедия живописи: http://painting.artyx.ru/.
- Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/.
- http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore
Список цифровых образовательных ресурсов:
- ЭСУН «История искусства»
- ЦОР «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»
- ЦОР «Эрмитаж. Искусство Западной Европы»
- ЦОР Кирилл и Мефодий «Шедевры русской живописи»
- ЦОР «Мировая художественная культура»
Технические средства обучения
- Музыкальный центр, аудиомагнитофон с возможностями использования аудиодисков, CD-R, CD-RW, МР-3;
- CD/DVD- проигрыватели;
- Телевизор;
- Видеомагнитофон;
- Слайд – проектор;
- Мультимедиапроектор;
- Аудиторная доска с магнитной поверхностью; Экран.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...