«Традиции православных песнопений в самодеятельных певческих коллективах» (на примере хора певчих молельного дома п. Юркино при Церкви Иоанна Предтечи села Коротни»)
творческая работа учащихся по мхк (11 класс)
Культурологическое исследование посвящено традициям православных песнопений в самодеятельных певческих коллективах. Исследование проводилось ученицей 11 класса. В исследовательской работе рассмотрены виды и жанры православных песнопений, традиции, сохранившиеся до наших дней.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Юркинская средняя общеобразовательная школа»
Юринского района Республики Марий Эл
«Традиции православных песнопений в самодеятельных певческих коллективах»
(на примере хора певчих молельного дома п. Юркино
при Церкви Иоанна Предтечи села Коротни»)
(культурологическое исследование)
Выполнила:
Савельева Анна, 11 класс
Руководитель:
Иванова Наталья Степановна,
заместитель директора
по воспитательной работе,
учитель музыки, ИЗО, МХК
П. Юркино, 2014 г.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………….3
1. История песнопений в православных храмах………………................4
1.1. Виды песнопений…………………………………………………...5
1.2. Жанры православных песнопений………………………………...5
2. Традиции православных песнопений в самодеятельных певческих
коллективах………………………………………………………………6
2.1. Певчие Юркинского молельного дома при церкви
Рождества Иоанна Предтечи с. Коротни………………………….6
2.2. Традиции православных песнопений в
самодеятельных певческих коллективах………………………….7
Заключение………………………………………………………………….9
3. Список использованной литературы…………………………………. 10
4. Интернет-ресурсы……………………………………………………… 10
Введение
В настоящее время состояние культуры общества находится не на самом высоком уровне. Экраны кинотеатров и телевизоров заполняют малохудожественные низкопробные фильмы, молодежь все чаще уходит в иллюзорный мир компьютерных игр. Люди стали меньше читать, либо читают не самые лучшие произведения. В тоже время в церкви стала чаще появляться молодежь, молодые родители приходят в церковь со своими детьми. Раньше церковь в основном посещали старушки. Церковь становится важным социальным духовным институтом.
Церковь и раньше оказывала большое влияние на духовное развитие общества, особенно велико влияние церкви на такие виды искусства как живопись и музыка. Православные песнопения сейчас звучат не только в церкви, но и в концертных программах телевидения и на радио. Церковную музыку теперь изучают и по программе в общеобразовательных школах. Кроме И.-С. Баха, Г. Генделя ученики знакомятся с русскими композиторами Максимом Березовским, Дмитрием Бортнянским, Евстигнеем Фоминым.
Знакомство с православными песнопениями русской церкви расширяет кругозор, дает более глубокие знания музыкальной культуры.
Цель данного исследования – проанализировать связь современного исполнительства православных песнопений самодеятельных певческих коллективов с традиционными православными песнопениями.
Задачи настоящего исследования:
- изучить литературные источники и материалы Интернета по истории православных песнопений;
- изучить виды и жанры православных песнопений;
- прослушать в Интернете профессиональные православные хоры;
- посетить богослужения в молельном доме п. Юркино при церкви Рождества Иоанна Предтечи;
- изучить нотный материал молельного дома;
- провести анкетирование среди певчих молельного дома;
- выявить закономерности в исполнительском искусстве певчих;
- сделать выводы.
1. История песнопений в церковных храмах
Православное церковное пение - это музыка, звучащее во время богослужений, а также духовная музыка, исполняемая вне церкви – на духовных концертах, в быту и т.д. Для православных песнопений характерно вокальное исполнение без музыкального сопровождения. Церковное пение больше похоже на мелодическое чтение, чем на обычное пение. Такое песнопение служит не только для сопровождения священных текстов, но и для лучшего их понимания, усвоения, украшения и передачи того, что невозможно выразить только словами.
Первое христианское песнопение согласно евангельскому повествованию, было принесено на землю ангелами в рождественскую ночь.
На Тайной вечери Господь Иисус Христос освятил обычай совершать богослужения с песнопениями.
Святой Иоанн Златоуст говорит: - «Вверху Бога прославляет ангельское воинство, внизу – люди, осуществляющие службу в церквях, которые, подражая тем, воспроизводят то же самое славословие. Вверху Серафимы издают трехсвятительный гимн, а внизу множество людей возносит тот же самый гимн. Возникает общее празднество для небесных и земных жителей: одно причастие, одна радость, одна приятная служба. Это осуществлялось благодаря непостижимому сошествию Владыки на землю, и это запечатлел Святой Дух: гармония звуков сложилась по Отцовскому благоволению. Она имеет слаженность мелосов свыше и благодаря Троице. Другими словами, земная музыка – лишь подражание небесной, а ее гармония – результат благоволения Творца и Троицы, а попала музыка на землю только в результате сошествия Христа».
Первые песнопения раннего христианства находились под влиянием ранневизантийской христианской музыки, тогда же сложились такие жанры как псалмы, гимны и духовные песни.
В конце V - начале VI веков зародился жанр кондака, который сменился в начале VII века каноном, имеющим строго упорядоченную структуру. В канонах мелодическая фраза была ограничена, а музыкальная интонация всегда оставалась неизменной.
Так, постепенно формировались жанры православных песнопений.
Примерно в VI веке сложился такой жанр как тропарь, который стал очень востребованным жанром. Тропари стали сочинять ко всем праздникам, торжественным событиям и дням поминовения святых.
Все песнопения на богослужении исполнялись в строго определенном месте, записывать мелодию стали знаками (знаменной нотацией), от чего и пошло название знаменный распев.
На Руси православные песнопения постепенно стали обретать свои характерные черты и особенности. Начали избавляться от византийского влияния. Певческий репертуар стал расширяться, знаменные мелодии стали варьироваться. Так появлялись совершенно новые русские распевные мелодии.
Позднее знаменного распева появилось партесное пение, то есть многоголосное, причем голосов может быть от 3 до 48.
До XV века песнопения на Руси исполнялись певцами, получившими специальное посвящение от священнослужителей. И только в XV веке стали появляться самодеятельные хоры из певцов-любителей. Конечно, они имели хорошие вокальные данные и хорошо знали церковное пение.
1.1. Виды песнопений
Вся духовная музыка делится на несколько видов:
- древняя — распевы, возникшие во времена Византии (византийский распев у греков и другие богослужебные распевы у прочих православных народов, входивших в её состав или находившихся под её религиозно-культурным влиянием), на Кавказе (например — грузинский распев.), на Западе (до Великой схизмы), а также в Древней Руси: знаменные, столповые, и др. распевы
- партесная (многоголосная) — зародилась в XVII веке на Украине и Белоруссии под влиянием католической партесной музыки, затем с XVIII века стала распространяться и в России. Богослужебную партесную музыку писали разные композиторы, например — Д. С. Бортнянский, Рахманинов и многие другие.
- духовные стихи и псалмы (это песни на духовные темы) — не богослужебная.
- колокольные звоны.
Основой богослужебного пения является закон осмогласия. Это значит, что все песнопения разделены на восемь гласов. Каждый глас содержит в себе песнопения на всю седмицу, а каждый день седмицы посвящен вспоминанию или прославлению какого-нибудь святого.Все тексты песнопений записаны в книге октоих или осмигласник.
1.2. Жанры православных песнопений.
Жанров православных песнопений существует много. Но назовем основные:
- Акафист.
- Аллилуиарий.
- Антифон.
- Гимн.
- Икос.
- Ипакои.
- Канон.
- Кондак.
- Паремия.
- Прокимен.
- Псалом.
- Стихира.
- Тропарь.
Многие песнопения получили название по своим начальным словам: Славословные, Величальные, Блаженны, На хвалитех, Господи воззвах, Непорочные, Херувимская.
По времени использования песнопения делятся на: Утренние, Отпустительные, Причастны.
2. Традиции православных песнопений
в самодеятельных певческих коллективах
Молельный дом при Церкви Рождества Иоанна Предтечи в поселке Юркино был построен с помощью жителей поселка и на их средства. Помещение молельного дома небольшое, акустика здесь, конечно, не как в настоящей церкви, но при этом здесь совершаются богослужения, и есть свой коллектив певчих.
2.1. Певчие Юркинского молельного дома при церкви
Рождества Иоанна Предтечи с. Коротни
Коллектив певчих молельного дома хором назвать нельзя из-за малой численности, но коллектив небольшой, но стабильный. Все певчие в молельном доме – женщины: Кострова Г.Н., Мамаева В.П., Карасева А.З., Митюшина И.Г., Самотаева И.М., Воеводина О.П., Рогалёва П.А., Мокрушина Е.В., Теплова Л.В. Из 9 певчих 4 человека поют в церкви более 5 лет, двое - более 10, трое – менее 3 лет. Возраст певчих - 65 лет и выше – 4 человека, от 55 до 65 лет – 2 человека, от 35 до 55 лет – 3 человека. Молодых певчих в молельном доме нет.
Итоги анкетирования также показали, что среди певчих людей с музыкальным образованием нет. Только двое из коллектива знают музыкальную грамоту и могут петь по нотам – это певчая церкви Рождества Иоанна Предтечи Мамаева Вера Павловна и Любовь Васильевна.
Все певчие так называемые «слухачи», так как обладают хорошим музыкальным слухом, и это позволяет им правильно воспроизводить услышанные музыкальные фрагменты.
Изучив нотный материал, имеющийся в молельном доме, можно определить широту географии музыкального материала православных песнопений:
- «Предначинательный псалом» двух видов: греческий распев и авторский (композитор Д.В. Аллеманов);
- «Свете тихий» - обычный и киевский распевы;
- «Сугубо ектения» московского и иверского напевов;
- «Святый Боже» - киевский, болгарский, феофановский распевы, а также два распева неизвестных авторов;
- «Херувимская песнь» - сергиевская, афонская, старинная, невская;
- «Ектения просительная» - грузинская, болгарская, виленская, уральская;
- «Символ веры» - киевский распев;
- «Милость мира» - феофановский, скитский, иерусалимский, киевский и авторский (композитор Г. Ломакин) распевы.
По нотным записям даже не специалисту видно, что все распевы очень различны по мелодическому и ритмическому рисунку.
2.2. Традиции православных песнопений в
самодеятельных певческих коллективах
Певчие молельного дома чаще всего используют знаменный распев.
Знаменный распев - всегда строгое одноголосие. Издревле наши предки не делали попыток присоединить к знаменному распеву другие голоса. Красота знаменного распева в глубоком смысле, который вкладывался в молитвенное песнопение. Скорее всего, именно поэтому знаменный распев имеет мощное воздействие как на исполнителя, так и на слушателя. Знаменный распев звучит именно не на показ, при этом просто проникает в душу слушателя. У певчих не возникает ощущения, что они артисты. Такое бесстрастное исполнение воспитывает в певчем аскетизм, открывает очень тонкие нюансы внутренней жизни и помогает сосредоточиться на божественном мировосприятии.
Особенность знаменного распева заключается в том, что запись распева отличается от обычной нотной записи. Если в привычной для музыканта нотной записи каждой ноте соответствует определенный звук и длительность, то знак (знамя) знаменного распева может обозначать и один звук, и два, и три, и короткую попевку из нескольких звуков.
Каждое знамя имеет свое название, тоже несущее информацию о том, что поется. Эти названия бывают очень поэтичны. К примеру: «стрела светлая», «стрела мрачная», «стрела громная» (от слова «гром»). А еще есть «стрела тресветло-тихая»…Бывают и простые названия, самое известное из них – «крюк». Вообще знамена иначе называют крюками. Названия знамен бывают славянские («перевивка», «стопица», «накидка»), а бывают греческие.
Певчие молельного дома читать такие записи не могут и пользуются распевами, переложенными на современную нотную запись.
Разучивают они и другие распевы. Это помогает развивать вокальные возможности и расширяет музыкальный кругозор.
Певчие поют не только на богослужениях в молельном доме. На праздник Великой Пасхи, в День Святой Троицы в школе проводятся различные мероприятия – проходят спектакли, разыгрываются сценки, проходят викторины, игровые программы, конкурсы стихов. Администрация школы всегда приглашает на эти мероприятия игумена Никодима и певчих молельного дома. В такие дни школьники имеют возможность послушать православные песнопения, что очень полезно для учеников.
Для коллектива певчих наибольшую трудность представляет партесное (многоголосное) пение. Не все певчие обладают достаточными умениями для исполнения вторым или третьим голосом, но некоторые распевы все-таки пробуют разложить на голоса. В этом случае песнопения звучат очень красиво и торжественно.
Заключение
После изучения деятельности коллектива певчих молельного дома при Церкви Рождества Иоанна Предтечи с. Коротни можно сделать следующие выводы: традиции православных песнопений, зародившиеся в древнем христианстве, сохраняются до наших дней. Самодеятельные коллективы используют современную нотную запись, так как крюковое письмо читать не умеют, а именно запись песнопений крюковым письмом помогает поддерживать певчим молитвенное состояние. Во многих певческих коллективах знаменный распев уже полностью вытеснен партесным. В молельном доме п. Юркино знаменный распев все-таки сохраняется, хотя и не совсем в первоначальном виде. Недостаток вокальной школы в данном случае помогает сохранять традиционное исполнение знаменного распева. Сотрудничество молельного дома со школой помогает знакомить и подрастающее поколение с традициями православных песнопений, что тоже благоприятно сказывается на воспитании школьников.
3. Список использованной литературы
1. Брокгауз Ф.А., И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь. 1959 г.
2. Дьяченко Г. Праздничное богослужение. 2007.
3. Песни Октоих. 2004
4. Флоринский Н.И. История богослужебных песнопений православной, католической восточной церкви. 2012 г.
4. Интернет-ресурсы
1. http://www.hram-ks.ru/bogosluzh.shtml
2. http://days.pravoslavie.ru/rubrics/canon467.htm?i
3. http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=606448
4. http://muzofon.com/search/хор%20песнопения
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«…Земная музыка – лишь подражание небесной, а ее гармония – результат благоволения Творца и Троицы…» Св. Иоанн Златоуст
Цель данного исследования – проанализировать связь современного исполнительства православных песнопений самодеятельных певческих коллективов с традиционными православными песнопениями.
Задачи настоящего исследования: - изучить литературные источники и материалы Интернета по истории православных песнопений; - изучить виды и жанры православных песнопений; - прослушать в Интернете профессиональные православные хоры; - посетить богослужения в молельном доме п. Юркино при церкви Рождества Иоанна Предтечи; - изучить нотный материал молельного дома; - провести анкетирование среди певчих молельного дома; - выявить закономерности в исполнительском искусстве певчих; - сделать выводы.
Песнопения в церковных храмах Православное церковное пение - это музыка, звучащее во время богослужений, а также духовная музыка, исполняемая вне церкви – на духовных концертах, в быту и т.д.
Виды и жанры православных песнопений Виды духовной музыки Жанры православных песнопений древняя; партесная (многоголосная); духовные стихи и псалмы (это песни на духовные темы) ; колокольные звоны. - Акафист. - Аллилуиарий. - Антифон. - Гимн. - Икос. - Ипакои. - Канон. - Кондак. - Паремия. - Прокимен. - Псалом. - Стихира. - Тропарь.
Певчие п. Юркино на службе в молельном доме
Нотный материал Святый Боже Святый Боже
Нотный материал Сугубая ектения Сугубая ектения
Нотный материал Херувимская песнь Херувимская песнь
Певчие в Юркинской школе на празднике Великой Пасхи
Девушка пела в церковном хоре Девушка пела в церковном хоре О всех усталых в чужом краю, О всех кораблях, ушедших в море, О всех, забывших радость свою. Так пел ее голос, летящий в купол, И луч сиял на белом плече, И каждый из мрака смотрел и слушал, Как белое платье пело в луче. И всем казалось, что радость будет, Что в тихой заводи все корабли, Что на чужбине усталые люди Светлую жизнь себе обрели. И голос был сладок, и луч был тонок, И только высоко, у Царских Врат, Причастный Тайнам,- плакал ребенок О том, что никто не придет назад. Александр Блок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
обряды и традиции православного праздника Пасха.Крашение яиц.
Представлен конспект урока технологии, на котором учащиеся 9-го класса знакомятся со способами художественной обработки яичной скорлупы в преддверии праздника Пасхи. Выполняют практическое задан...
обряды и традиции православного праздника Пасха.Крашение яиц.
Представлен конспект урока технологии, на котором учащиеся 9-го класса знакомятся со способами художественной обработки яичной скорлупы в преддверии праздника Пасхи. Выполняют практическое задан...
ПРОГРАММА кружка «Школьный православный театр» (программа построена НА ОСНОВЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ ПРАВОСЛАВНЫХ ПРАЗДНИКОВ).
ПРОГРАММА кружка «Школьный православный театр» (программа построена НА ОСНОВЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ ПРАВОСЛАВНЫХ ПРАЗДНИКОВ). Лето Господне....
Проект на тему «Сохранение традиций православной культуры Воронежской области»
Церкви Поворинского края Воронежской области...
Роль концертмейстера-баяниста в работе с детским народно - певческим коллективом
Методическое сообщение о роли концертмейстера-баяниста в фольклорном ансамбле и ансамбле русской песни как основообразующей фигуры детского народно-певческого коллектива....
Русская духовная музыка. Православные песнопения
Что такое молитва. Что такое стихира. Что такое величание......
Статья "Организация самодеятельного хорового коллектива"
Статья на тему: "Организация самодеятельного хорового коллектива"...